- Оборудование для судостроения и судоремонта
- Механическая мастерская на судне
- Станочное и грузоподъемное оборудование
- Ремонтно механическая мастерская – слесарное оборудование
- Плотницкая мастерская
- Ремонтно механическая мастерская – сварочный пост
- Оборудование для ручной электродуговой сварки
- Ремонтно механическая мастерская – оборудование для газовой сварки
- Средства механизации работ
Оборудование для судостроения и судоремонта
«Механический завод «Энерпром» разрабатывает и изготавливает на своей производственной площадке в г. Санкт-Петербурге серийное и нестандартное гидравлическое оборудование и технологическую оснастку для судостроения и судоремонта, в том числе уникальные береговые автоматизированные системы различной конфигурации.
предназначено для подъема и опускания ограждения взлетно-посадочной площадки, тем самым расширяя возможности размещения корабельных вертолётов
предназначена для подачи смазывающей жидкости в корпус движительно-рулевого комплекса судна (рулевого устройства)
позволяет перемещать вверх и вниз инструмент, груз, а также фиксировать стапель (площадку) на высоту до 2 метров
применяется судоремонтными и судостроительными предприятиями для создания тянущего усилия при передвижении и стягивания частей корпуса судна
система домкратов для снятия и монтажа гребного винта для последующих ремонтных работ с лопастным движителем
предназначен для подъема и опускания ВРК судна на требуемую высоту
предназначен для обеспечения доковых технологических операций выемки и заводки гребных валов
предназначен для проведения осмотра, дефектации, ремонту и доработке гребных винтов судна
используются при перевозке на короткое расстояние крупногабаритных объектов весом до 500 тонн на территории верфей, судовых портов и судостроительных предприятий
С.ПСПСГ-400 предназначен для промывки трубопроводов системы гидравлики с расходом 400 л/мин.
Наличие опыта в проектировании, автоматизации (АСУ ТП) и изготовлении нестандартных заказов, позволило «МЗ «Энерпром» наработать и предложить нашим Заказчикам технологические решения, такие как:
- Оборудование для монтажа и сборки элементов судна;
- Нестандартные и силовые гидроцилиндры, предназначенные для морского и берегового применения;
- Различное гидравлическое оборудование монтажа и демонтажа крупногабаритных изделий судна, которое имеет практическое применения на судостроительных заводах;
- Системы подъема и перемещения судна, а также крупных объектов обслуживаемые в морских портах;
- Испытательные стенды штатных систем корабля;
- Профессиональный японский гидравлический инструмент для судоремонтных предприятий.
Источник
Механическая мастерская на судне
Ремонтно механическая мастерская, складское хозяйство. В целях обеспечения надежной работы оборудования и предупреждения неисправностей и износа деталей судна. Оборудование судовой механической мастерской (СММ), оснащение инструментом и материалами зависят от группы и категории судна и нормированы в соответствии с Табелем инвентарного снабжения судов морского флота.
Типовая мастерская пассажирских и грузовых судов с главными двигателями мощностью свыше 10 000 л. с. (СММ-5) имеет следующее оборудование: токарно-винторезный станок, позволяющий обработать крупногабаритные детали, широкоуниверсальный фрезерный и сверлильный станки, заточный станок, слесарный верстак на два рабочих места со стуловыми и параллельными тисками, комплект слесарно-монтажного инструмента и приспособлений. Помимо этого предусмотрены участки для ремонта и регулировки топливной аппаратуры Статические характеристики и регулировка топливной аппаратуры , для сварочных, трубопроводных и мелких кузнечных работ с необходимым оборудованием и инструментом, а также кладовые для хранения инструмента, приспособлений и расходных материалов.
Пассажирское судно Arcadia, Балеарское море
Источник: www.shipspotting.com
Топливная аппаратура Обслуживающие системы главного дизеля , выделяют отдельное помещение или выгородку в механической мастерской, что исключает загрязнение деталей, а также возможность механических повреждений при прочих ремонтных работах.
Станочное и грузоподъемное оборудование
Металлорежущие станки являются наиболее сложным оборудованием механических мастерских. Учитывая ограниченность пространства, разнообразие работ и единичность производства, в условиях судовых мастерских применяют обычно универсальные станки. Из-за большого разнообразия их марок приведем лишь краткий перечень выполняемых работ, без описания технических особенностей и возможностей станков конкретных типов.
Токарные станки применяют для точения наружных поверхностей вращающихся деталей, растачивания и развертывания отверстий, подрезания торцевых поверхностей, нарезания резьбы, сверления, зенкерования. Производственные возможности станков характеризуются высотой центров, межцентровым расстоянием, рядом подач, резьбой и числом оборотов шпинделя.
Фрезерные станки предназначены для обработки плоских и фасонных поверхностей, прорезания канавок (прямых и винтовых), обработки зубчатых колес, нарезания резьбы.
Универсальные горизонтально-фрезерные станки имеют рабочий стол с продольным, поперечным и вертикальным перемещением, а также с изменением угла в горизонтальной плоскости. Величина этих перемещений характеризует возможности станка.
Для периодических угловых поворотов обрабатываемых деталей при фрезеровании часто применяют делительные головки.
Пассажирское судно Piano Land, Восточное Средиземноморье
Источник: www.shipspotting.com
Поперечно-строгальные станки позволяют выполнять обработку прямолинейных канавок, фасонных линейных поверхностей, различного типа пазов (Т-образных, «ласточкин хвост») на деталях относительно небольших размеров.
Настольно-сверлильными и вертикально-сверлильными (одношпиндельными) станками, кроме сверления, можно производить зенкерование, развертывание, подрезку торцов, растачивание отверстий, нарезание резьбы метчиками, притирку отверстий. Основной характеристикой станков является условный диаметр сверления.
Универсально-заточные станки применяются для заточки резцов, сверл, зенкеров, разверток, фрез, метчиков, плашек. Заточку и шлифование производят абразивными кругами, изготовленными с использованием отличающихся высокой твердостью и хрупкостью естественных и искусственных материалов (корунд, кварц, карбид бора, алмаз и т. д.).
При шлифовании мягких материалов выбирают твердый круг, и наоборот, при твердом материале — мягкий.
Грузоподъемное оборудование состоит из подъемно-транспортных механизмов с ручным или электрическим приводом. По своей конструкции эти устройства позволяют поднимать и перемещать в мастерской (иногда и за ее пределами) детали, ремонт которых можно выполнить имеющимся оборудованием. Пути перемещения должны быть безопасными для работающих и обеспечивать целостность перемещаемых деталей,
Ремонтно механическая мастерская – слесарное оборудование
Основным видом работ, выполняемых в механической мастерской, являются слесарные. Они необходимы при ремонте любого механизма (разборке узла, подготовке его к дефектации, ремонте отдельных деталей, взаимной подгонке их и регулировке зазоров, сборке).
Пассажирское судно Aurora, побережье Великобритании и Атлантики
Источник: www.shipspotting.com
Слесарный верстак оборудуется тисками, выдвижными полками и ящиками для хранения инструментов.
Ниже приведены наименования работ и наиболее употребляемые слесарные инструменты.
- ключи гаечные — двусторонние, односторонние, кольцевые двусторонние, односторонние укороченные, для шлицевых гаек, комбинированные, для деталей с шестигранным углублением под ключ, рожковые, разводные, накидные, торцовые, трещоточные, трубные накидные, трубные цепные, трубные раздвижные;
- отвертки слесарно-монтажные;
- воротки — односторонние, трехгнездные, раздвижные, с трещоткой, для круглых плашек;
- клуппы;
- роликовые труборезы;
- тиски ручные;
- молотки слесарные — с круглой головкой, с квадратной головкой, клепальные, свинцовые или медные;
- кувалды;
- дрели;
- коловороты.
- сверла, зенкеры, развертки.
Пассажирское судно Deutschland, Балтийское море
Источник: www.shipspotting.com
Опиливание и шабрение:
- напильники с номерами насечек от 0 до 5 и длиной от 100 до 400 мм (плоские, квадратные, трехгранные, круглые, полукруглые, ромбические, ножовочные);
- рашпили с номерами часечек 1 и 2, длиной от 200 до 350 мм (плоские тупоносые, плоские остроносые, круглые, полукруглые);
- надфили с номерами насечек от 1 до 5 и длиной от 10 до 80 мм (плоские тупоносые, плоские остроносые, квадратные, трехгранные, трехгранные односторонние, круглые, полукруглые, ромбические ножовочные, овальные, пазовые);
- шаберы (плоские прямые, плоские радиусные, трехгранные, ложкообразные).
Резка и рубка металла:
- полотна ножовочные, ножницы ручные, ножницы ручные рычажные, зубила и крейцмейсели слесарные, пробойники и просечки.
- абразивные материалы, шлифовальные шкурки, абразивный инструмент.
Абразивные материалы по крупности зерна делятся на следующие группы и номера зернистости:
- а) шлифзерно — от 200 до 16;
- б) шлифпорошки — от 12 до 3;
- в) микропорошки — от М-63 до М-14;
- г) тонкие порошки от М-10 до М-5.
Пассажирское судно Rotterdam, Северная Атлантика
Источник: www.shipspotting.com
Цифры указывают размер отверстия сетки в сотых долях миллиметра, через которые проходит зерно шлифзерен и шлифпорошка. Номер зернистости микро- и тонких порошков указывает размер ячейки сетки в мк. Шлифовальные шкурки изготовляются путем нанесения абразивных материалов на тканевую или бумажную основу. Шкурки зернистостью 80, 50, 40 применяют для грубого шлифования, 25 и 16 — получистого, а 8—3 для тонкого полирования.
Предлагается к прочтению: Соединение частей корпуса судна
Абразивный инструмент, применяемый для шлифования, выпускается в виде плоских шлифовальных кругов прямого и фасонного профилей, шлифовальных головок, брусков, сегментов.
- косяки, выколотки, чеканы, пробки сборочные, струбцины параллельные и скобообразные, оправки, конусные и проходные, лемики сборочные.
- вальцовки крепежные, бортовочные, нониусные.
Паяние и лужение:
- паяльник, паяльные лампы, паяльные трубки.
Кроме перечисленного инструмента, при слесарных работах применяют:
- съемники — для съемки деталей, посаженных с натягом;
- патроны — для закрепления вращающегося инструмента (сверлильные — для метчиков);
- трубогибные станки — при ремонте трубопроводов.
Пассажирское судно The World, Северная Атлантика
Источник: www.shipspotting.com
При выполнении ремонтных работ используют разнообразные измерительные инструменты.
Рабочие штриховые меры:
- линейки измерительные и метры складные, рулетки измерительные.
Для переноса размеров с детали на масштабную линейку:
- циркули разметочные без дуг и с дугами;
- кронциркули нормальные и пружинные;
- нутромеры нормальные и пружинные;
- рейсмусы.
С линейным нониусом:
- штангенциркули, штангенглубиномеры, штангенрейсмусы.
Микрометрические инструменты и рычажно-механические приборы: микрометры типа МК, микрометры рычажные (типа MP3, МР, МРИ), микрометры листовые и трубные, скобы рычажные (типа СР) и индикаторные, нутромеры микрометрические и индикаторные, индикаторы рычажно-зубчатые и часового типа, индикаторы многосборотные, головки измерительные пружинно-оптические, пружинные и рычажно-зубчатые.
Для определения величины зазоров:
- щупы, выпускаемые в виде наборов (№ 1, 2, 3, 4) и отдельных пластин.
Для поверки мер измерительных приборов:
- концевые меры длины.
Судовая мастерская
Для проверки плоскостности и прямолинейности:
- поверочные линейки, разметочные и поверочные плиты, уровни.
Для измерения углов и конусов:
- угольники поверочные, углометры с нониусом, углометры оптические, квадранты оптические, плиты угловые, синусные линейки, калибры, шаблоны.
Для определения шага резьбы:
- шаблоны резьбовые (набор № 1 — для определения шага метрических резьб, набор № 2 — для определения шага дюймовой и трубной резьб) и калибры резьбовые нерегулируемые.
Для контроля валов и отверстий:
- жесткие скобы, проходные и непроходные пробки, штихмасы и нутромеры сферические проходные и непроходные. Калибры могут применяться и для контроля линейных размеров.
Плотницкая мастерская
Судовая плотницкая мастерская служит для производства ремонтных работ, связанных с использованием древесных и других материалов. Наиболее распространенными операциями деревообработки в условиях эксплуатации судна являются рубка, отеска, строжка, долбление, склеивание и др.
Плотницкий верстак
Плотницкий верстак снабжен всевозможными упорами и тисками, позволяющими закреплять обрабатываемую деталь. Ниже приведены наименования работ и используемые при этом плотницкие инструменты:
- Рубка и отеска — топоры (с прямыми и скругленными лезвиями). Их применяют для грубой обработки древесины.
- Распиловка — пилы (поперечные, лучковые и ножовки). Поперечные пилы дают широкий рез и применяются при работе с брусками и толстыми досками, лучковые и ножовки — для более мелких досок, фанеры.
- Строжка — рубанки (шерхебель, одинарный рубанок, фуганок). С помощью этих инструментов получают плоские, скругленные и фасонные поверхности. Грубая строжка выполняется шерхебелем. Одинарный рубанок дает более тонкую стружку. Фуганки используют при обработке длинных поверхностей.
Получение пазов, гнезд: долота и стамески. Долота используют для грубой обработки, стамески — для чистовой.
Сверление — коловороты. Они служат для высверливания в пиломатериалах небольших отверстий диаметром до 30—40 мм.
- линейки, рулетки, уровни, угольники, рейсмусы, транспортиры, малочники и т. п.
Их отличает меньшая точность измерений (0,5—1,0 мм) по сравнению с инструментом, применяемым при металлообработке.
Судовой рейсмус
Деревообрабатывающие станки, как правило, на судах не устанавливают. Для этой цели используют имеющиеся в механической мастерской металлорежущие станки и проводят на них обработку древесины и при больших скоростях инструментом с малыми углами резания.
Следует помнить, что плотницкая мастерская, в отличие от других судовых мастерских, является рабочим местом с повышенной пожарной опасностью. Поэтому помещение необходимо оборудовать огнетушителями, предусмотреть подачу воды от пожарного поста системы водяного пожаротушения. Системы отопления, вентиляции и освещение также должны обеспечивать пожарную безопасность.
По окончании ремонта рабочее место тщательно убирают от стружки и щепок. Хранить пиломатериалы следует в небольших количествах.
Ремонтно механическая мастерская – сварочный пост
Современные суда Морские буксирные суда, классификация и виды оборудуются электро и газосварочными агрегатами, позволяющими производить ремонтные работы при помощи ручной сварки.
Оборудование для ручной электродуговой сварки
Пост электродуговой сварки Технические средства ремонта и безопасные методы труда, электродуговая ручная сварка оснащают источником питания сварочной дуги, комплектом сварочных проводов, электродо-держателями, щитком, шлемом, комплектом защитной одежды, а также рабочим столом и ящиком для хранения вспомогательных материалов и инструментов.
Сварка производится преимущественно на рабочем столе. Для очистки швов используют стальные щетки, молотки и зубила. Крепление ремонтируемой детали в судовых условиях на сварочном столе целесообразно осуществлять с помощью тисков или струбцин.
Источники питания сварочной дуги делят на источники переменного (типа СТН, ТС, СТШ) и постоянного (типа ПСО, ВКС, САМ) тока. В основном они рассчитаны на номинальный сварочный ток 300 или 500 А и подключаются к судовой силовой сети.
Судовой сварочный пост
Сварочные кабели выполняются из гибких многожильных изолированных медных проводов марки ПРГД, имеют на концах наконечники для присоединения и подбираются по номинальному сварочному току.
Электрододержатели используют для закрепления электродов и подвода к ним тока. Их конструкция (по ГОСТ 14651—69) позволяет осуществлять быструю замену электродов, не касаясь токоведущих частей. Так же как и кабель, электродо-держатели выбирают по номинальному сварочному току.
Электроды являются основным сварочным материалом при ручной дуговой электросварке. Они представляют собой металлический стержень, покрытый многокомпонентной обмазкой. Подбор электродов определяется характером выполняемых работ и материалом свариваемых деталей.
Щитки и шлемы с темными светофильтрами служат для защиты лица сварщика от лучей и брызг расплавленного металла.
Ремонтно механическая мастерская – оборудование для газовой сварки
Пост газовой сварки оснащается баллонами, редукторами, рукавами (шлангами), горелками и резаками, защитными очками и одеждой для газосварщика, а также рабочим столом и ящиком для хранения вспомогательного инструмента, присадочных прутков и других материалов.
Баллоны, согласно ГОСТ 949—57, представляют собой стальные сосуды, предназначенные для хранения и транспортировки кислорода, ацетилена и других сжатых газов. Предельное давление кислорода — 150 кгс/см², цвет окраски — голубой. Ацетиленовые баллоны имеют максимальное рабочее давление 16 кгс/см² и белую окраску.
Редукторы крепятся к вентилю баллона и применяются для понижения давления отбираемого из баллона газа до рабочего. Наиболее распространенные на судах кислородные редукторы РК-53, КБД-60 и др. так же как и кислородные баллоны, окрашены в голубой цвет и позволяют регулировать рабочее давление в пределах 1—15 кгс/см². Ацетиленовые редукторы РА-55, РД-2АМ окрашены в белый цвет и регулируют рабочее давление в пределах 0,1—1,5 кгс/см². Для исключения ошибки в установке кислородного и ацетиленового редукторов конструкция вентилей на баллонах и присоединительных устройств редукторов различна.
Газовая сварка
Рукава (шланги) служат для подвода газа к горелкам или резакам и изготовляются в соответствии с ГОСТ 9356—60. Шланги, для подачи ацетилена рассчитывают на давление до 6 кгс/см², а для кислорода — до 15 кгс/см². Длина шлангов для газосварочных постов должна быть не менее 10 м и не более 40 м. Их крепят с помощью специальных хомутиков.
Сварочные горелки — основной рабочий инструмент газосварщика. При производстве ремонтных работ в судовых условиях целесообразно применять универсальные инжекторные горелки типа ГС-3 и «Москва», имеющие по 7 сменных наконечников и позволяющие осуществлять сварку металла толщиной от 0,5 до 30 мм (для низкоуглеродистой стали).
Для ручной кислородной резки с применением ацетилена сварочную горелку заменяют газовым резаком. Наиболее широко применяемые марки РГС-60М и «Пламя-62», позволяют разрезать металл толщиной до 300 мм (для низкоуглеродистой стали). Резак РГС-60М является вставным, его используют путем присоединения к стволам сварочных горелок «Москва» и ГС-3.
Средства механизации работ
Применимые на судах приспособления и средства механизации должны отличаться универсальностью, надежностью и безопасностью в эксплуатации.
Учитывая многообразие ремонтных работ, их можно рассматривать применительно к следующим группам оборудования:
- Компрессорные установки для обеспечения воздухом пневмоинструмента:
- 0-38Б, ЭК-16/1-11, К-75.
- Переносные устройства для очистки металлических поверхностей элементов корпуса судна:
- пневматические турбинки, ротационные машинки, щетки УПЩР-1, ПРЩ-4;
- приспособление для окраски, поверхностей:
- пистолет-распылитель 0-37А.
- Шлифовальные и полировальные устройства:
- пневматические машины типа ШМ, ШР, ШРТМ, ШПТ, турбинки ТПМ-1, ТПУ-2.
- Сверлильные машины:
- электрические (ЭИ-1002, ЭИ-1009, ЭИ-1012, ЭИ-1017), пневматические (УНС 30-90, СП-10, РС-22, PC-32, РМС-60М, УСМ-23, УСМ-50, серии МС),
- Машины пневматические для нарезки резьбы:
- П-34, ПРН-8, П-3401, П-3408, П-3407, П-3404.
- Приспособления для создания значительных усилий при монтажно-демонтажных работах:
- домкраты гидравлические кольцевые, телескопические (усилием 5—20 т) с ручным гидравлическим насосом высокого давления, винтовые.
- Устройства для выполнения трубопроводных работ:
- трубогибные ручные и гидравлические станки, стенд для гидравлических испытаний арматуры и трубопроводов, приспособление для отбуртовки торцов медных трубок.
- Приспособления для нарезания канавок в отверстиях трубных досок, подрезания и скругления торцов трубок, выворачивания уплотнительных втулок, вальцовки.
- Станки для проточки гнезд при ремонте клапанов, станки для притирки клапанов.
- Комплект приспособлений для притирки деталей и проверки топливной аппаратуры.
- Механизмы, ускоряющие и облегчающие монтажно-демонтажные работы:
- пневматические гайковерты для затяжки крупных резьбовых соединений, пневматические гайковерты для завинчивания и отвинчивания болтов и гаек (ИП-3102, ИП-3103, ИП-3106, ИП-3107), электрогайковерты (ИЭ-3601, ИЭ-3104, ИЭ-3107).
- Переносные грузоподъемные устройства:
- тали червячные (грузоподъемностью 1; 3; 5; 10 т), тали шестеренные (типа А — грузоподъемностью 0,25; 0,5; 1; 2; 3 т и типа Б — грузоподъемностью 3; 5 т).
В основном судно укомплектовывается приспособлениями и средствами механизации при постройке. В дальнейшем, по мере разработки новых приспособлений, судовые комплекты пополняются. При этом значительную роль в механизации трудоемких операций играет рационализация и изобретательство членов судовых экипажей. Для обеспечения безопасности работ рекомендуется при конструировании и использовании средств механизации в судовых условиях отдавать предпочтение пневмоинструменту.
Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter
Источник