Сумма ремонта превышает сумму по европротоколу

Сумма ущерба превысила 100 тысяч по европротоколу ОСАГО – что делать?

  1. Лимит выплаты по европротоколу составляет 100 тысяч рублей. Исключение составляют Москва, Питер и их области при условии регистрации ДТП через ГЛОНАСС – так можно получить выплату по ОСАГО до 400 тысяч за ущерб автомобилю.
  2. Со страховой компании нельзя требовать выплату, если реальный ущерб превысил лимит – так говорит судебная практика.
  3. Также доплачивать не должен и виновник аварии, в том числе если лимит превышен только при разнице износа. И это тоже мнение Верховного суда РФ.
  4. Единственное исключение с возможностью взыскать доплату – если в происшествии причинён вред здоровью людей.

Попав в некрупное ДТП, когда причинённый ущерб незначителен, в решении конфликта водители могут обойтись без привлечения сотрудников полиции. Чтобы разойтись, так сказать, полюбовно и получить выплату по страховке ОСАГО, достаточно оформить на месте европротокол. Но что же делать, если сумма ущерба превысила лимит, как в таком случае возместить ущерб и кто выплатит разницу?

Сколько лимит по европротоколу в 2021 году?

Вообще, это документ, позволяющий зафиксировать последствия дорожно-транспортного происшествия без участия уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции. При наличии правильно заполненного извещения потерпевшая в результате ДТП сторона может получить средства на восстановление авто от страховщика виновника аварии.

Читайте также:  Составление графика планово предупредительных ремонтов оборудования

Авария оформляется через европротокол, когда:

  • в ДТП участвовало 2 стороны – не больше и не меньше;
  • в результате аварии ущерб нанесен исключительно транспортным средствам, то есть отсутствуют пострадавшие физически стороны;
  • виновник и пострадавший не имеют разногласий;
  • сумма ущерба не больше установленного лимита;
  • европротокол оформлен по правилам;
  • каждая из сторон происшествия имеет действующий полис ОСАГО.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных выше условий, авария оформляется с участием сотрудников ГИБДД.

По состоянию на 2021 год максимальная выплата по европротоколу составляет 100 тысяч рублей.

В каких случаях больше?

100000 рублей – максимальная сумма выплаты по европротоколу, распространяющаяся на территории всей РФ, за исключением регионов, где действует безлимитный режим.

Безлимитное извещение возможно оформить в следующих регионах РФ:

  • территория Санкт-Петербурга;
  • Ленинградская область;
  • Москва;
  • Подмосковье.

На указанных территориях действует повышающий коэффициент, который позволяет повысить лимит по выплате страховки до 400 тысяч рублей. Поэтому, не такой уж и безлимитный европротокол в данных регионах. Но получить максимальную выплату в 400000 рублей водители смогут при условии предоставления видеозаписи и фотоснимков из ГЛОНАСС регистратора.

Можно ли получить выплату, если ремонт больше лимита?

Иногда выплаченной компенсации оказывается недостаточно, чтобы в полной мере восстановить транспортное средство. Может ли водитель рассчитывать на доплату?

Что говорит закон Об ОСАГО?

Если сумма ущерба превысила лимит, то страховая компания не обязана доплачивать разницу. Это указано в Федеральном законе об ОСАГО – статья 11.1, пункт 8:

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причинённого его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьёй, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причинённого его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

Таким образом, потерпевшая в результате дорожно-транспортного происшествия сторона, получив выплату по европротоколу в рамках лимита – 100000 рублей, не может предъявить страховщику дополнительные требования по возмещению ущерба ТС.

В постановлении Пленума №58 от 26.12.2017, Верховный суд РФ объясняет: с момента произведения выплаты страховщиком компенсации на основании европротокола, его обязательства по данному случаю прекращаются.

Судебная практика

Тут же есть некоторые оговорки: пострадавшая в результате аварии сторона может рассчитывать на выплату дополнительной компенсации сверх регламентированного лимита только в том случае, когда причинён вред жизни и здоровью.

Речь идет о вреде, обнаруженном уже после подачи заявления на выплату по ущербу автомобиля на основании извещения.

15. Потерпевший вправе обратиться к страховщику ответственности лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда жизни и здоровью, который возник после предъявления требования о страховом возмещении в порядке, установленном статьей 11.1 Закона об ОСАГО, и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда в связи с повреждением его транспортного средства (пункт 8 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).

С износом меньше лимита, без износа – больше: можно ли взыскать доплату с виновника?

В данном случае все достаточно интересно. Согласно статьям 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ, потерпевшая в результате ДТП сторона имеет право истребовать полного возмещения причиненного ему ущерба. Именно на основании данных законодательных проектов, а также постановления Конституционного суда люди взыскивают с виновника аварии сумму доплаты за износ по ОСАГО.

Но в случае с европротоколом есть существенная тонкость: законом и договоренностью предусмотрена выплата ущерба в меньшем размере. И в ФЗ об ОСАГО это как раз учитывается – ограничение по лимиту.

Судебная практика в данном вопросе такова: водители пытались оспорить указанное в ФЗ правило, однако Конституционный суд ни в одном из поданных заявлений не увидел проблем.

Так, в терминологии законов об ОСАГО, понятие европротокол звучит следующим образом – это соглашение между потерпевшей стороной и виновником аварии, имеющее обязательную силу. Заполняя извещение о дорожном происшествии, потерпевший автоматически подтверждает, что он не имеет никаких возражений касательно обстоятельств аварии, характера и перечня повреждений, а также размера компенсации.

Именно такого мнения придерживается тот же Верховный суд РФ. Уже в другом ППВС утверждается следующее:

39. Возмещение убытков в пределах сумм, установленных статьей 11¹ Закона об ОСАГО, является упрощенным способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия при его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

К слову, о признании недействительным европротокола.

Ущерб превысил лимит в 100 тысяч: можно ли оспорить сам европротокол?

Оспорить его крайне сложно. Исходя из судебной практики, законной признается выплата по извещению в пределах установленных рамок в 100000 рублей.

Существует единственный вариант, как получить сверх лимита в 100 тысяч – ДТП регистрируется в пределах региона, где действует безлимитный европротокол. Подобные дорожные происшествия должны быть, кроме бумажных извещений с каждой стороны, оформлены через систему фото и видеорегистрации ГЛОНАСС либо приложение ДТП.Европротокол.

Более подробно об алгоритме передачи данных о ДТП в страховую по ГЛОНАСС рассказывается в постановлении Правительства РФ №1002 от 1 октября 2014 года.

А вот когда речь идет об ущербе, причиненному здоровью и жизни пострадавшей в результате аварии стороны, можно попытаться оспорить европротокол. Тут стоит понимать, что данное правило распространяется исключительно на ДТП, оформленные с помощью извещения без участия сотрудников ГИБДД, когда ущерб здоровью и жизни был выявлен уже после подачи заявление на возмещения убытков по авто.

Чаще всего требования о взыскании дополнительных расходов направляются виновнику аварии, который далеко не всегда соглашается возмещать ущерб на добровольной основе. В таком случае возможно попытаться решить вопрос через суд.

Судебное разбирательство требует особо тщательной подготовки:

  1. В первую очередь пострадавшему желательно отправить виновнику претензию в письменной форме с указанием размера дополнительной компенсации и причины, повлекшей данные действия. Это может решить проблему в досудебном порядке.
  2. Дальше вместе с копией претензии пострадавшая сторона пишет исковое заявление. К нему необходимо добавить еще копию документов, подтверждающих факт причинения ущерба здоровью и жизни, копию извещения о ДТП, копию акта о страховом случае. Правильно и последовательно изложить в исковом свои требования – половина успеха, поэтому на данном этапе желательно обратиться за помощью автоюриста, расходы на которого компенсируются проигравшей стороной.
  3. Далее пострадавшая сторона должна уплатить госпошлину. Только при наличии чека, подтверждающего оплату пошлины, дело примут в разработку.

Ну а дальше дело уже за судом. Чаще всего подобные иски удовлетворяются в полном объеме. Но вот сколько придется ждать до момента завершения судебного разбираться, никто не скажет.

Можно ли вызвать ГИБДД и оформить ДТП заново, если уже заполнили извещение?

Как говорилось ранее, с момента подписания извещения обе стороны дают свое согласие на мирное урегулирование дел, без взаимных претензий. И если одна из сторон решит все же вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы заново оформить дорожное происшествие, то вторая сторона будет правой, не захотев этого.

Но на практике такие есть случаи, когда после подписания этой бумаги одна из сторон решает оформить ДТП через ГИБДД. Но это должно происходить непосредственно после аварии. Позднее смысла в проведении этой процедуры нет.

Между тем, ничего не должно препятствовать вызову сотрудников ГИБДД после составления европротокола по обоюдному соглашению сторон. При этом, как ни странно, это даже не нарушение ПДД, так как, согласно последним изменениям, вы не обязаны сообщать в полицию о происшествии, если есть возможность составить европротокол. И только по желанию можно обратиться в ГАИ, а о сроках ничего не сказано.

Но лучше всё же сделать это немедленно и как можно раньше. Желательно при этом вообще сообщить сотрудникам, что ДТП случилось только что. Конечно, если автомобили вы уже не восстановили.

Заключение

Как видим, ситуация с превышением лимита по европротоколу достаточно тонкая. Поэтому в случае возникновения сомнений, касающихся размера причиненного ущерба, лучше не рисковать, а обратиться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Да, эта процедура займет больше времени, но вместе с тем виновник сможет получить полную сумму выплаты на восстановление транспортного средства. Да и опытные юристы не советуют прибегать к этому пока ещё «сырому» варианту оформления ДТП.

Будьте внимательны на дорогах, придерживайтесь правил дорожного движения и берегите себя!

Источник

Оформили европротокол после ДТП, но сумма ремонта авто превысила 100 тысяч. Что делать?

Страховая компания документы приняла и выплатила пострадавшему максимальную сумму, положенную ему в таком случае, — 100 тысяч рублей. Но ее оказалось недостаточно, чтобы отремонтировать автомобиль. В связи с этим он подал на виновника ДТП в суд о выплате ему недостающей суммы (плюс он требует компенсировать сумму, потраченную на независимую экспертизу). Евгений, само собой, платить не хочет. Он спрашивает: есть ли повод для беспокойства?

Мы много раз говорили о положении в законодательстве, которое дает право лицу, которому нанесли ущерб, требовать возмещения этого ущерба с лица, которое этот ущерб нанесло (статья 1064 ГК).

Однако в нашем случае виновник ДТП передал свою автогражданскую ответственность страховой компании. Никаких нарушений при заключении договора страхования у него нет, европротокол заполнен правильно. Никаких претензий к нему быть не может — ни у пострадавшего в ДТП, ни у страховой компании.

Истец соответственно должен предъявлять свои требования не ему, а страховой компании. Почему он этого не сделал?

Все дело в том, что стороны заполнили европротокол. А по европротоколу максимальная сумма выплат на сегодня составляет 100 тысяч рублей (пункт 4 статьи 11.1 ФЗ N40 Об ОСАГО). Страховая выполнила свои обязательства перед пострадавшим в полном объеме и больше ничего ему не должна.

Замкнутый круг какой-то. Причинивший вред должен этот вред компенсировать, но он может не делать этого, потому что застраховал свою ответственность. А страховая компания, в свою очередь, компенсирует ущерб только в соответствии с нормами, прописанными в законе…

Подобные вещи, похоже, встречаются часто, если даже Конституционный суд опубликовал Определение по этому поводу (см. документ N117-О от 13.02.2018 года). В нем говорится следующее:

«Оформляя документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов о дорожно-транспортном происшествии. Соответственно, потерпевший, осуществляющий свои гражданские права своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК Российской Федерации), заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий к причинителю вреда. Таким образом, при оформлении ДТП по европротоколу потерпевший не может заявить дополнительных требований о возмещении вреда, поскольку при его оформлении подтвердил свое согласие относительно предельного размера суммы ущерба, выплату которую производит страховая компания».

Вывод

У виновника ДТП есть все основания выиграть суд. Кто же тогда возместит пострадавшему недостающую сумму? Никто. Ему надо было внимательнее изучать законодательство…

Впрочем, его тоже можно понять и пожалеть. Далеко не всегда на месте можно определить хотя бы приблизительно, во сколько обойдется ремонт автомобиля после ДТП. Видимо, пострадавший был уверен, что уложится в «сотню». А получилось дороже.

Источник

Оцените статью