Сварочный аппарат своими руками для ремонта авто

Споттер для кузовного ремонта своими руками

Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.

Простой способ рихтовки и сварки кузова

Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.

Побочные эффекты такого народного творчества часто превышали само аварийное повреждение: во время приваривания крюка портилась дополнительно поверхность кузова. Но только в случае, если использовался обыкновенный классический сварочный аппарат.


А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.

Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.

Назначение споттера

При кузовном ремонте автомобиля часто возникает необходимость убирать вмятины, например, после аварии. Для этого применяются различные способы: вытягивание вмятин присосками, выравнивание ударами молотка с обратной стороны детали и т.д. В последнем случае деталь нужно демонтировать для устранения дефекта.

Значительно ускорить и упростить процесс выравнивания деталей авто позволяет применение споттера. Данный агрегат – это своего рода точечная контактная сварка, с помощью которой можно приваривать к поврежденным местам кузова автомобиля шайбы, шпильки, болты, крючки и другие крепежные элементы. В дальнейшем за них зацепляются различные инструменты для выравнивания вмятин.

Как он работает: нюансы

Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.

Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.

Проводится это следующим образом: молоток фиксируется в месте вмятины на кузовной поверхности по специальной направляющей, по которой он потом двигается в виде шайбы.

Чаще всего у споттера следующие режимы работы:

  1. Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
  2. Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.

Что нужно для изготовления споттера

Устройство можно целиком собрать самостоятельно, а также изготовить из аккумулятора или сварочного аппарата.

Читайте также:  Ремонт трещин панели автомобиля своими руками

Чтобы сделать споттер с нуля нужно иметь:

  • Трансформатор на 1500 А
  • Обратный молоток – используется металлическая болванка, ось изготавливается из латуни (М10), к ее концу приваривается острый наконечник для точечной сварки
  • Пистолет – делается устройство для зажима обратного молотка с одной стороны и подсоединения кабеля с другой стороны, включение регулируется кнопкой
  • Блок управления – в нем находятся тиристор (200 В), диодный мост, 12-тивольтовый понижающий трансформатор, реле (30 А), контрактор (220 В) – для сборки устройства используется схема споттера
  • Толстые провода – для массы и пистолета
  • Зажим на заземляющий провод

Под аппарат изготавливается корпус, сделать который лучше на колесах.

Споттер из инвертора

Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.

По своей сути споттер – это вариант контактной сварки, но он обладает принципиальными отличиями в виде клещей. Поэтому логичным будет рассматривать его в качестве равноценного заменителя электродугового классического сварочного аппарата.

Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.


Электрическая схема работы споттера

Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:

  • трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
  • тиристор на 200 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • кнопка управления;
  • контакты на 220 вольт;
  • диодный мост.

Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.

Рабочая схема споттера

Для корректной сборки инструмента необходимо разобраться в принципиальной схеме работы споттера.

Работает такая схема по следующему принципу: при включении споттера на трансформатор Т1 подается напряжение. Далее оно преобразуется и поступает с его вторичной обмотки на диодный мост. Затем проходит через замкнутые контакты переключателя «Импульс» на конденсатор С1, который начинает заряжаться. Поскольку тиристор в это время закрыт, электрический ток на сварочный трансформатор не поступает.


Принципиальная схема работы споттера

Чтобы запустить этот трансформатор и получить на его вторичной обмотке сварочный ток, необходимо изменить положение переключателя «Импульс», который отключит конденсатор С1 от зарядки и подключит его к цепи управления тиристором. Ток, образовавшийся в результате разряда конденсатора, предварительно проходит через сопротивление (R1), отвечающее за режимы работы аппарата, и поступает на управляющий электрод тиристора, что приводит к его открытию.

Как это работает

Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.

В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.

Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.

Читайте также:  Ремонт обшивки сиденья автомобиля ткань

Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.

Изготовление споттера из сварочного аппарата

Сварочный аппарат – идеальная основа для самодельного споттера. Важно суметь изменить его так, чтобы на выходе он подавал от 1500 А.

Процесс сборки следующий:

  1. С аппарата необходимо снять вторичный слой, часто их бывает 2.
  2. Затем нужно узнать, сколько витков потребуется на 1 В. Для этого на первичную обмотку следует обворачивать медную изолированную проволоку, а потом измерить количество вольт. Полученную цифру нужно разделить на число витков проволоки. Результат определит количество необходимых витков на вольт.
  3. Из снятой вторички нужно сделать шину. Желательно, чтобы сечение было не меньше 160 мм2, а напряжение – 6 В.
  4. Если сечение гораздо меньше, можно разделить ее на несколько частей и скрепить изолентой (матерчатой). Количество кусков зависит от начального показателя. Допустим, при 40 мм2 шину нужно разрубить на 4 части.
  5. Требуется 2 шины с обмоткой из изоленты и малярного скотча. Изоляцию лучше проводить последовательно: сначала слой изоленты, затем – скотча и поверх снова изоленты. Открытые края можно заклепать.
  6. Полученные шины нужно намотать на трансформатор. Этот процесс сложный, поэтому может пригодиться молоток и лишняя пара рук. Не обязательно достигать плотного сцепления первички и трансформатора, достаточно, чтобы шина сидела ровно и не имела каких-либо повреждений.
  7. Если мощность достаточная, то споттер практически готов, если нет, можно поэкспериментировать с подключением проводов к первичке.

Материалы

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.


Чертеж споттера.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Сварочный пистолет

Для изготовления сварочной рукояти никакие чертежи не потребуются. Лучше всего для этой цели подходит корпус от клеевого пистолета. Также потребуется медный прут диаметром около 20 мм.

На одной стороне прута необходимо нарезать резьбу (М14х1,5). На нее будут накручиваться различные насадки для сварки. На другой стороне сверлится отверстие и нарезается внутренняя резьба М8. К этом месту будет крепиться кабель. Также на детали следует сделать несколько проточек, чтобы она лучше фиксировалась внутри корпуса.

Читайте также:  Почини нашу машину перевод

Далее, деталь устанавливается в корпусе.

Остается лишь найти подходящую кнопу, расположить в корпусе и подсоединить ее к электрической схеме аппарата.

автор Дмитрий Мелёхин 2.8k Просмотров Мнений

Споттер относится к категории оборудования для выполнения контактной сварки. В процессе работы агрегат выдает токовый разряд, который за доли секунды расплавляет металл и позволяет проводить сварку точечно без привычных клещей. Для корректной работы используется сменная насадка – обратный молоток, который одномоментно со споттером выправляет вмятины, тем самым придается потерянная жёсткость металлу и возвращается его изначальная форма. Если вы хотите использовать агрегат для небольших объёмов работ, то проще собрать прибор из подручных средств. В этом обзоре от редакции Seti.guru ответим на вопрос как сделать споттер своими руками, рассмотрим последовательность сборки такого агрегата из разных бытовых приборов и ненужного оборудования.

Читайте в статье:

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
  • точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

Принудительная система охлаждения и термостат отключают аппарат при перегреве и включают его для нужной температуры для сварки.

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.

Составляющие споттера и принцип его работы

Устройство представлено в виде аппарата, состоящего из:

  • корпуса, в котором содержатся все механизмы сварочного аппарата;
  • кабеля;
  • стаддера (пистолета);
  • электрода (острого прута).


Cоставляющие споттера — корпус, кабель, стаддер и электрод

Принцип действия агрегата таков: через блок управления на страддер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток, корректирующий поверхность кузова.

На практике это выглядит таким образом: на поврежденную поверхность транспортного средства приваривается крепежный элемент, к которому крепится споттер. Затем вмятина вытягивается вручную или с задействованием дополнительных механизмов, вследствие чего от деформации металла не остается и следа.

Это приспособление особенно удобно в тех случаях, когда по тем или иным причинам выравнивание металлической поверхности невозможно произвести изнутри. Кроме того, самодельный споттер не только ускорит процесс рихтовки, но и сделает его безопасным как для человека, производящего ремонт, так и для авто.

Цены на споттер для кузовного ремонта отнюдь не радуют, даже самая простенькая модель стоит достаточно дорого. Для изготовления споттера своими руками вовсе не обязательно тратить баснословные суммы на составляющие детали или иметь особые навыки работы с электроникоой.

Источник

Оцените статью