БЮДЖЕТ НА РЕМОНТ. СОСТАВЛЯЕМ ТАБЛИЦУ
Самое грустное в стройке – разговор о деньгах. Ремонт без денег научная фантастика. Чем выше ваши «запросы», тем дороже обойдется процесс. Проверено неоднократно. А самый сложный вопрос, на который в 99% случаев нет никогда ответа звучит так: «Какой у вас бюджет на ремонт?».
Мини-упражнение. Закройте глаза, представьте, что завтра покупаете машину мечты. Бюджет на нее предстает перед глазами. Мечтаете о мерседесе – готовим три миллиона. Мечтаем о Ладе – готовим 500 тысяч. Ясные и понятные суммы. Они заранее известны, вы морально к ним готовы, копите, берете кредит, получаете наследство и покупаете машину.
А теперь пройдите тот же квест с ремонтом. Закройте глаза, представьте квартиру мечты, и произнесите вслух сумму. Получилось? Уверена, что не у всех, а большинство не скажет даже стоимость унитаза.
Не секрет, что знать какой бюджет на ремонт будет у вас – это идеальный вариант для всех участников процесса, но он, как правило, не всегда реален по многим причинам. Мы зависим от наших доходов, расходов и желаний. И чтобы желания сбылись, нужны трезвые оценки возможностей со стороны. Поэтому сегодня я буду вас учить, как посмотреть на ремонт с точки зрения бухгалтера, чтобы вы прошли путь создания дома достойно, не разорились и остались довольны.
иллюстрация О. Пантелеева.
Из чего строится бюджет на ремонт. Для себя составила список основных пунктов таблицы, он не меняется с годами, а только дополняется и расширяется, так что смело берем на вооружение:
-
-
- работа архитектора/дизайнера/декоратора/ландшафтного дизайнера/иного специалиста
- работа строительной/ремонтной бригады/частного мастера/узкого специалиста
- строительные материалы
- черновые отделочные материалы
- окна и двери
- сантехника
- электрика
- отделочные материалы
- вся техника
- кухонный гарнитур
- мебель встроенная
- мебель основная
- освещение
- ткани
- декор
- искусство
- накладные расходы
-
Каждый пункт имеет огромное количество подпунктов, которые в свою очередь могут делиться дальше на подпункты. Например:
Техника:
- жизнеобеспечения – генератор, газовый котел, система безопасности и тд,
- бытовая техника
Бытовая техника:
- Для кухни бытовая – духовка, холодильник и тд
- Для прачечной – стиральная машина, сушильная, отпариватель и тд
Составляя таблицу , делайте ее прежде всего понятной для вас.
За строками следуют столбики. Их количество нельзя четко регламентировать. Основные могут быть такими:
- наименование комнаты или помещения, если разбивка таблицы строится по комнатам.
- позиция – указываем артикулы и точные наименования: краска “Ярославские краски” для стен. Цвет №10000 или дверь «Волховец» артикул №100000
- количество – в штуках, литрах, килограммах и так далее
- поставщик – наименование фирмы производителя или конкретного магазина, укажите сразу телефон, почтовый адрес и адрес салона, чтобы легче было ориентироваться потом.
- стоимость – указываем цену позиции от данного поставщика. Совет: укажите дату цены. Время идет быстро, цены меняются. Сможете ориентироваться в сроках.
- следующие столбцы могут повторять поставщика №2,3,4 и предложенные цены. Удобно для сравнения.
- итоговая цена – пишите стоимость приобретенной позиции с указанием поставщика.
- спец предложение – укажите скидку, которую вам предоставили
- срок доставки
- стоимость доставки
- примечания – столбе обязательный, всегда есть чем заполнить.
Теперь зная основы составления таблиц бюджета на ремонт или стройку приступайте к работе.
Шаг №1. Таблица.
Сделайте свою личную таблицу в программе EXEL (или ином приложении), которая имеет возможность автоматически считать суммы и работать с формулами. Не поленитесь, изучите программы, калькулятора сегодня знать мало.
Я составляла свою таблицу таким образом, чтобы наглядно было видно план и итог. Примерно это выглядело так (стоимость на 2007-2008г):
Как вы видите в одном файле “смета” у меня было несколько листов. Каждый относился к своей теме: чистовая отделка, черновая отделка, сантехника, отчеты прораба, смета на электрику и тд.
Был лист, где формулами сводились в одну графу все фактические траты. Таким образом я сразу могла видеть общие расходы за неделю, день, месяц и что получилось в итоге. Кстати забавно, спустя 10 лет, смотреть на свои записи, стоит записывать даже для личной истории.
Когда таблица составлена и прописаны основные пункты/параграфы, настал момент заполнить строки.
Шаг №2. Ищем бригаду.
Начните обязательно с оценки стоимости рабочих рук в конкретно вашем регионе. Многие оставляют это на самый последний момент, забывая, что хорошая бригада может «съесть» львиную долю всего запланированного бюджета. А если это не было учтено изначально, то впоследствии придется отказаться или от кухни мечты, или от дивана красивого.
Прочитайте большую статью как найти прораба мечты, в ней я рассказываю на что обязательно надо обратить внимание при знакомстве с будущим прорабом, какие вопросы задавать, какие документы подписывать.
Шаг №3. Заполняем строки в таблице.
В начале для вас прежде всего важно количество: 5 розеток или 50, 2 унитаза или 10, 1 диван или 3 – существенная разница для бюджета в целом. И сильно влияет на конечный результат всего процесса.
Заполнение таблицы можно вести и по наименованию комнат и помещений. Как, например у меня. Я сразу называла раздел: гостиная и перечисляла там все необходимое.
А можно просто назвать раздел “сантехника” и прописывать там все пункты, но рядом сделать отдельный столбик для указания назначения.
- унитаз – 2 шт. санузлы основные
- унитаз – 1 шт санузел гостевой
- раковина – 2 штуки
- ванна – 1 штука
Все строки заполняются исходя из вашего дизайн-проекта. Поэтому предварительная подготовка к моменту заполнения таблицы, уже должна быть проведена.
Что включает в себя предварительная подготовка к ремонту:
- план квартиры/дома до и после переустройства
- план расстановки мебели
- план полов, сантехники и расстановки электрики
- перечень отделочных материалов, которые запланированы у вас дизайн проектом
Невозможно подбирать сантехнику, если неизвестно количество кранов, унитазов и раковин. Невозможно представить бюджет на электрику без точного количества розеток и выключателей.
Поэтому пункт номер 1 и самый главный: подготовить все необходимые планы до начала стройки/ремонта.
иллюстрация О. Пантелеева.
Шаг №4. Заполняем графу артикулы.
Настал момент перейти к графе «артикулы». Эта графа будет содержать в себе все наименования предметов мебели, сантехники, электрики, которые желаемы на момент начала стройки.
Совет: перед тем как окончательно утвердить созданный самостоятельно дизайн проект будущего дома мечты, определитесь с самыми затратами позициями, которые вы не хотели бы менять в процессе ремонта.
Это окна и двери. Не бюджетные позиции. Их производитель, сроки, стоимость должны быть известны до начала стройки. Все связано с неизменными размерами, в соотвествии с которыми строители будут готовить все проемы в стенах.
Это обязательно должна быть кухня, ее комплектация и производитель выбирается до начала стройки, чтобы точно знать о всех нюансах установки мебели и техники, о положении подводов электрики и сантехники.
Это крупная сантехника, такая как ванны и унитазы. У сантехники есть уникальные технические характеристики подключения и встраивания, поэтому важно знать артикул унитаза, до момента укладывания мрамора на стену.
Затратной позицией могут стать диван мечты, дорогая библиотека, красивые ткани.
Данные пункты выделяются в общей таблице, и бюджет на них закладывается сразу, чтобы держать в уме и планировать расходы грамотно.
Все остальные пункты могут пройти изменения в процессе ремонта/стройки. Это нормально. Ремонт, как часто говорю, процесс живой, мы все люди из крови и плоти, мы не роботы и не зарабатываем миллионы ежедневно. Ничего страшного если вы измените артикулы в таблице, и сравните план с реальностью. Главное, чтобы изменения не принесли вам урон ни моральный (понятно, что расстроитесь, поменяв Мерседес на Ладу, но это не смертельно), ни материальный. Меняем позиции исходя из здравого смысла прежде всего. Нельзя экономить безумно. Нельзя ставить некачественные краны, сантехнику, трубы, проводку и тд – это небезопасно прежде всего.
определитесь сразу, на чем вы не станете экономить ни на каких условиях
Нельзя экономить, ставя откровенные подделки в свой интерьер. Поверьте, подобрать что-то качественное, красивое и соответствующее ожиданиям бюджета можно. Но для этого надо просто потратить много личного времени.
Для составления бюджета придется потратить время на исследование рынка предлагаемых услуг и материалов. Не надо знать сколько стоит укладка кафельной плитки в Австралии, вас должен интересовать только ваш регион и я не шучу совершенно.
А вот промониторить рынок онлайн магазинов с доставкой к вам в город – советую от души. Во-первых, точно найдете желаемое, во-вторых, поймете реальность. Смогут желаемое доставить до вашего города и сколько доставка будет стоить.
Шаг 5. Заполняем графу доставка.
Пункт доставка содержит в себе две составляющие: срок и стоимость.
Срок важно понимать, чтобы грамотно построить логистику стройки. Не секрет, что желаемый керамогранит из Италии можно ждать 3-4 месяца. А подъем на ваш этаж будет стоить 1 условный рубль. Благодаря заполнению таблицы, вы сразу сможете увидеть какие материалы вам надо заказывать срочно, чтобы к сроку, который вам обозначил прораб они точно были на месте.
Любой простой стройки – деньги. Если вы затянете с доставкой материалов, прораб может перевести бригаду на другой объект, чтобы не терять свои деньги. А когда ваш керамогранит приедет наконец-то, может случится так, что теперь вы будете ждать ,когда освободится бригада вновь. А это снова потеря денег.
Шаг 6. Считаем черновые материалы.
Я понимаю, что подробный бюджет на черновые материалы вам тяжело составить без специалиста. Сложно сразу посчитать сколько надо штукатурной смеси, проводов, керамзита и шпателей. Эту строку как правило заполняют прорабы. Они считают исходя из своего опыта затратные части проекта. И потом отчитываются перед вами.
У нашего прораба было примерно так:
Шаг. 7. Декор и искусство
Если в ваших планах стоит приобретение хорошего искусства , то советую выделить бюджет на него отдельным пунктом. Особенно если в проекте оно является главным связующим звеном для интерьера.
Если вы строите интерьер гостиной вокруг картины, то совершенно точно данная картина должна быть приобретена к началу чистовой стадии. Цвет стен подбирать необходимо будет с учетом красок на картине.
На фото – я подбираю цвет стен с учетом основных тканей, которые будут использованы для дорогих вышивок специально к интерьеру. Обязательное условие, чтобы не испортить ни цвет стен с учетом разного освещения, ни цвет вышивок.
Итог.
Ваша таблица получится очень большой. Это нормально. Трата времени на составление ее не зависит сколько квадратных метров вы собираетесь отремонтировать. Зато вы теперь:
- не запутаетесь в бесконечном списке необходимого для ремонта,
- сможете контролировать отчетность прораба и бригады по затратам
- сможете контролировать сроки доставки материалов на стройку
- помнить о суммах, которые должны быть приготовлены к определенному сроку
- сможете здраво экономить на позициях, которые могут быть заменены
- отслеживать и сравнивать предложения разных поставщиков
- быть готовым к любому повороту развития стройки
Дополнение:
Отдельно я хочу коснуться пункта – «работа архитектора/дизайнера».
Без рабочих рук бригады в ремонте не обойтись ( если только не вы будете собственными силами делать ремонт, что тоже вполне вероятно). А нанять архитектора или дизайнера не для всех является обязательным пунктом программы «ремонт». Сотрудничать с профи или нет – решать предстоит только вам.
Я лишь прошу не вычеркивать этот пункт из таблицы скоропалительно. Пусть пока останется пустым. Может быть блог «На волне декора», отзывы, рассказы о работе помогут понять насколько это сложная, важная работа.
Необязательно заказывать полный пакет услуг, многие профессионалы проводят консультации, которые порой остро необходимы, когда надо получить взгляд со стороны. Можно заказать отдельно планировочное решение – это уже половина успеха и действительно самое сложное.
проект студии (реализован 2017)
Совет: даже если уже начали ремонтные работы выделите пару вечеров и заполняете таблицу бюджета. скажете спасибо мне и себе в последствии миллион раз.
ТУТ можно посмотреть видеозапись с моего творческого вечера, когда я целый час рассказывала о том, как мы ремонтировали свою квартиру в Москве, на чем экономили, на чем не смогли сэкономить. В хорошем качестве и при поддержке INMYROOM.
ТУТ можно увидеть кино про нашу кварту в Москве, что получилось в итоге и как мы в ней живем спустя 10 лет.
Источник