Такелажная оснастка используемая при ремонте

Виды такелажной оснастки, использование и применение

Что такое такелаж и где он применяется

Такелажем называется совокупность приспособлений для фиксации и перемещения грузов. Изначально этот термин был чисто судовым. С помощью такелажной оснастки крепились мачты, поднимались и спускались паруса. Сегодня этот термин используется гораздо шире. В смысле расположения. Теперь такелажник не обязательно трудится на судне или в порту. Единственное оставшееся прежним — назначение. В этом разделе перемен не произошло — поднять, опустить, переместить,закрепить.

Виды такелажной оснастки

Исходя из назначения, выделяют разновидности такелажа. Он делится на то, за что тянут, и то, куда привязывают. Проще: гибкие связи и опорные приспособления. Совсем просто: канаты, цепи, тросы, стропы, верёвки и петли, блоки, зажимы.

Ещё одна разновидность, не входящая в представленные — приспособления для натяжения. Служит для увеличения усилия крепящего троса, каната, цепи и устранения их провисания.

На профессиональном сленге перечисленные виды имеют специфические наименования.

Как работает такелаж

В исходном, каноническом варианте один конец каната (троса, цепи) крепится к перемещаемому грузу, за другой тянут. Если надо поднять груз, гибкую связь перекидывают через блок — опору с вращающимся шкивом. Имеется в виду необходимость управления перемещением снизу, с того уровня, на котором расположена кладь. Объединив несколько блоков — подвижных и зафиксированных, получают полиспаст, многократно увеличивающий прикладываемое усилие.

Читайте также:  Керхер ремонт замена масла

В другой версии груз не перемещается, а фиксируется на заданном месте. Канат, трос, цепь одним концом крепятся к опоре, другим — к клади. В вариациях он охватывает поклажу, а обоими концами фиксируется на опорной поверхности.

Как крепить такелажную оснастку

Для крепления такелажа на грузе и опоре должны предусматриваться специальные приспособления. Это петли, скобы, рым болты — ввинчиваются в предназначенные резьбовые отверстия. Если канат требуется перекинуть через опору без постоянного скольжения, вместо блоков используют коуши. Перед тем, как закрепить такелаж, требуется обеспечить достаточную силу прижима. Для усиления натяжения служат талрепы — корпус с резьбовыми отверстиями на противоположных сторонах. Резьбы правая и левая! В них ввинчивают стержни с крюками или петлями на концах.

Чтобы зафиксировать концы каната, троса предлагается ряд приспособлений — многоразовые (винтовые) или одноразовые (деформируемые) зажимы.

Как подобрать такелаж

Выбор зависит от поставленных задач. Нужно представить конечное решение. Лучше нарисовать схему планируемой запасовки концов. Затем определиться с типом — канаты, цепи, стропы. Далее выбирают виды крепежа.

Размеры такелажной оснастки выбирают, чтобы в петле размещалось требуемое количество нитей гибких связей. Для удобства величина прохода каната подбирается с запасом больше 2-3 диаметров.

Преимущества покупки такелажа в Rusconnect

Компания позиционирует себя одновременно как продавец и производитель такелажной оснастки. Значит, она полностью отвечает за качество — не возникнет проблемы разделения ответственности. Единая система производства и реализации — лучшая гарантия для потребителя.

Источник

Такелажная оснастка используемая при ремонте

Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы

Такелажной оснасткой, или такелажем, называются всевозможные приспособления, устройства, механизмы и материалы, которые служат для производства работ по подъему, опусканию, перемещению и переворачиванию грузов.

Такелажные работы при изготовлении и монтаже технологических трубопроводов являются весьма ответственными и включают в себя, главным образом, выполнение следующих операций: погрузку и разгрузку труб, деталей, элементов, узлов и секций трубопроводов, а также арматуры; их перемещение в пределах монтажной площадки, подъем и установку в проектное положение, их поддерживание при сборке.

Производство такелажных работ связано с применением пеньковых и стальных канатов.

Пеньковые канаты применяют для подъема небольших грузов, обычно до 200 кг и для оттяжек при их подъеме. Допускаемые для пеньковых канатов нагрузки определяются по справочникам в зависимости от диаметра каната и угла наклона к вертикали. Для канатов, бывших в употреблении, допускаемую нагрузку уменьшают на 20—40%- Канаты с порванными прядями к работе не допускаются.

Стальные канаты (тросы) используют в качестве грузовых (чалочных) и оттяжных (расчалочных). Канат выбирают в зависимости от его назначения: для оттяжек, которые мало подвергаются изгибу, применяют жесткий канат по ГОСТ 2688—55; для грузовых, подвергаемых изгибу при огибании роликов блоков и барабанов лебедки, — мягкий канат по ГОСТ 3071—55; для грузовых, подвергаемых резким изгибам, например, при изготовлении петель, применяют особо мягкие канаты по ГОСТ 3072—55.

Канаты, концы которых свернуты в петли, называются стропами (рис. 121). У отдельных стропов в петли заделывают стальные желоба, называемые коушами. На трубопроводных работах целесообразно применять инвентарные универсальные стропы; предварительно они должны быть проверены на прочность и иметь соответствующий документ.

Для закрепления концов каната после завязки узла применяют сжимы. Сжимов должно быть не менее трех при тросе диаметром до 21,5 мм, не менее четырех — при тросе диаметром до 28 мм и пяти — при тросе диаметром более 28 мм. При установке сжимов между ними, а также от последнего сжима до короткого конца троса, следует выдерживать расстояние не менее семи диаметров троса. Сращивать два куска троса только сжимами запрещается.

Рис. 121. Типы стропов:

а — стропа с одной петлей, б — с двумя петлями, в — кольцевой строи,
г —
стропы специальные; 1—трос, 2 — коуш, 3 — крюк (гак)

Величину допускаемой нагрузки на трос определяют, исходя из условий работы и значений разрывных усилий на трос, указанных в соответствующих ГОСТ. Предельную нагрузку для троса данного диаметра определяют путем деления значения разрывного усилия на коэффициент запаса прочности. Коэффициент запаса прочности, установленный Госгортехнадзором, для разных условий работы каната следующий:

Грузовые и стреловые канаты при ручном при воде . 4,5

То же при механическом приводе с легким режи мом . 5,0

То же при механическом приводе с тяжелым режи мом и непрерывном действии. 6,0

Канаты чалочные, работающие с обхватом и обвяз кой груза, и стропы. 8,0

Канаты для расчалок (вант). 3,5

Износ канатов определяют по внешнему виду: наличию обрывов отдельных проволок, коррозии на поверхности проволок, наличию смятых или скрученных участков или участков со следами прожогов (пораженных электрическим током). В зависимости от величины того или иного дефекта, согласно нормам отбраковки, канаты бракуют полностью или снижают их грузоподъемность.

Рис. 122. Блоки и полиспасты для стальных канатов:

а — однорольный блок: 1 — крюк (гак), 2 — траверса, 3 — ролик, 4 — ось ролика, 5 — обойма,
6
— ось ушка, 7 — ушко, 8 — серьга, 9 — стяжные болты обоймы; б — двухрольный блок,
в
— трехрольный блок, г — полиспаст.

Хранить канаты следует, хорошо смазав их канатной мазью, в бухтах. Все чалочные канаты испытывают не реже одного раза в 6 месяцев.

Блоки применяют для изменения направления троса (отводные блоки) и для изменения величины усилия при перемещениях груза (грузовые блоки). Блоки могут быть однорольные и многорольные (рис. 122, а, б, в). Систему подвижных и неподвижных блоков, оснащенных одним непрерывным тросом, называют полиспастом. Полиспасты служат для того, чтобы уменьшить тяговое усилие на ходовом конце троса за счет увеличения числа рабочих ниток полиспаста. С увеличение!» числа рабочих ниток полиспаста уменьшается скорость подъема груза.

На рис. 122, г показана схема полиспаста, состоящего из двух блоков, вращающихся в обойме. В данном случае вес груза Р распределяется на четыре ветви каната и поэтому, теоретически на каждую ветвь приходится нагрузка в четыре раза меньшая. В действительности усилие на ходовом конце каната Q полиспаста выше теоретического вследствие потерь на трение.

Для монтажа трубопроводов на технологических установках применяют те же грузоподъемные механизмы, что и для выполнения других видов монтажных работ: автомобильные, гусеничные и специальные монтажные краны. Выбор и рациональное использование подъемных механизмов зависят в первую очередь от веса грузов, характеристики монтажной площадки, объема выполненных строительных работ к моменту начала монтажа и других условий.

Предельный вес поднимаемых грузов должен быть определен до начала такелажных работ. Максимальный вес грузов при монтаже трубопроводов не превышает 10 г (в редких случаях до 15 г),поэтому необходимые такелажные механизмы и приспособления применяют грузоподъемностью не выше 10 тс (при максимальном, вылете стрелы).

Автомобильные краны получили наиболее широкое применение вследствие хорошей маневренности и возможности быстрого перебазирования. Гусеничные краны используют главным образом при монтаже межцеховых трубопроводов на эстакадах, а трубоукладчики — в каналах, лотках и траншеях. Во многих случаях помимо монтажных кранов применяют мостовые краны и кран-балки, устанавливаемые по проекту в монтируемых цехах.

Сборка монтажных стыков, установка арматуры при монтаже трубопроводов часто занимают значительное время и проводятся в стесненных и труднодоступных местах, поэтому применение для данных операций самоходных грузоподъемных механизмов не всегда возможно и экономически целесообразно. В этом случае рационально использование талей, лебедок, домкратов, портальных подъемников, треног.

Таль — грузоподъемный механизм, оснащенный цепным или тросовым полиспастом с ручным или электрическим приводом. Тали имеют различные передачи между приводом и блоком полиспаста: червячную, шестеренчатую и рычажную. При монтаже технологических трубопроводов для подъема грузов на небольшую высоту (до 3 м) наиболее часто применяют шестеренчатые тали грузоподъемностью до 2 тс, реже — червячные тали большей грузоподъемности.

Лебедки используют для подъема и перемещения деталей элементов и узлов трубопроводов. Лебедка барабанная за счет снижения числа оборотов барабана по сравнению с числом оборотов приводного вала позволяет получить значительную величину тягового усилия на барабане.

Ручные барабанные лебедки используют с тяговым усилием 0,5—5 тс. При монтаже внутрицеховых и межцеховых трубопроводов широкое применение получили рычажные лебедки (рис. 123). Они имеют небольшой вес и габариты, поэтому их можно легко и быстро закреплять в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.

Рис. 123. Ручная рычажная лебедка с тяговым усилием 1,5 тс: 1 — корпус, 2 — рычаг, 3 — трос

Домкраты применяют для перемещения и подъема труб, элементов и узлов трубопроводов на небольшие расстояния.

Все механизмы, используемые при такелажных работах, должны быть испытаны и иметь табличку или бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При отсутствии этих данных или просрочке даты очередного испытания такелажем пользоваться запрещается. Перед началом работ- весь такелаж необходимо осмотреть и проверить, нет ли повреждений, механического износа и внешних дефектов. Нагрузка на такелаж выше указанной в таблице категорически запрещается.

1. Расскажите, как производится выбор типа и сечения канатов и стропов?

2. Как закрепляются концы каната?

3. Перечислите правила определения износа канатов.

4. Что такое полиспаст и для чего его применяют?

5. Какую такелажную оснаст ку используют при монтаже технологических трубопроводов?

Все материалы раздела «Монтаж трубопроводов» :

Источник

Такелажные средства, механизмы и приспособления

  • Главная
  • Статьи
  • Такелажные средства, механизмы и приспособления

Такелажные работы

Любые операции, связанные с перемещением, удержанием, подъемом или опусканием разного рода объектов — оборудования, оснастки, комплектующих, техники и т.д. — относятся к такелажным работам. Коренное их отличие от традиционных погрузочно-разгрузочных работ заключается в использовании специального оборудования, облегчающих выполнения перечисленных операций.

Нередко технические приспособления имеют необычную конфигурацию. Их применение основывается на невозможности выполнения работы другим способом. То есть без такой оснастки рабочие не смогут переместить, поднять или опустить груз. Стоимость и сроки выполнения законтрактованных услуг определяются особенностью груза и сложностью операций.

Что такое такелажное оборудование и его назначение

К такелажному оборудования принадлежат все механизмы, которые применяются для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Задача, которая возлагается на такого рода оборудования, заключается не в полном или частичном замещении человека, а в увеличении производительности и эффективности выполнения манипуляций.

Услуги такелажников популярны на промышленных предприятиях. Специалисты по перемещению грузов при помощи специального оборудования в кратчайшие сроки передислоцируют верстаки, конвейеры, станки, бункеры и прочее оборудование, которое используется на производстве. Специальная техника помимо этого улучшает безопасность труда и сохранность транспортируемого объекта.

Операции по перемещению разного рода грузов является неотъемлемым элементом любого производственного процесса. Однако, такелажное оборудование применяется не только в промышленности. Нередко специальная техника востребована и в сфере бытового обслуживания. К примеру, перевозка мебели, больших сейфов, громоздких музыкальных инструментов и т.п. Здесь тоже не обойтись без услуг специализированных компаний.

Виды такелажных средств и приспособлений

Компании, занимающиеся предоставлением услуг по такелажу, для перемещения грузов используют разные устройства и приспособления. Общее их название — оснастка. Такелажные приспособления — это устройства и механизмы, необходимые для подъема и перемещения грузов. Как показывает практика, наиболее популярными являются:

Канаты

Используются прочные торосы — капроновые, пеньковые или стальные. Пеньковые канаты могут быть просмоленными или бельными. Основное отличие между ними заключается в технологии производства. Пропитанные смолой нити более практичны и, соответственно, больше востребованы из-за высокой прочности.

В то же время белые канаты обладают лучшей гибкостью. Они обладают значительно меньшей прочностью и поэтому не используются в механизмах с механизированным приводом. И вообще при монтаже они применяются очень редко.

Выполненные из стали тросы имеют разную форму сечения. Они классифицируются в зависимости от конструктивных особенностей. В такелаже используются, как правило, плоские и круглые тросы со свивкой, выполненной в один, два или три троса.

Стропы и домкраты

Приспособления представляют собой короткие канаты разнообразной конфигурации. Они бывают электронные и ручные, применяются непосредственно во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Максимальная высота подъема в таком случае составляет 3 метра. Максимально допустимый вес груза, который можно поднимать с использованием строп — 10 тонн.

Если требуется приподнять тяжелый груз на небольшую высоту, то применяются домкраты. Они различаются по способы подъема и бывают механическими, гидравлическими, пневматическими; винтовыми, клиновыми или реечными.

Полиспасты и блоки

Механизмы являются составляющими различного грузоподъемного оборудования. Полиспаст — это, пожалуй, самое простое устройство для подъема тяжестей. Оно состоит из нескольких блоков, которые связываются канатом или тросом. Блоки имеют разное количество роликов: могут быть как одно-, так и многороликовые.

Лебедка

Механизм состоит из блоков и полиспастов. Груз поднимается именно при помощи этих элементов. В зависимости от типа привода лебедки делят на механические и электрические.

Опорные конструкции

Иногда возникают ситуации, когда груз необходимо поднять и удерживать в таком положении определенный период времени. Требуются опорные элементы, способные выдерживать большие нагрузки. В большинстве своем они представляют собой вертикальную металлическую опору на растяжках. В ее нижней части располагается массивная бетонная плита в качестве опоры.

Если поднимаемый объект сравнительно небольшого веса, то можно использовать таль. При работе в помещении они закрепляются на перекрытиях либо иных прочных конструкциях строительства.

Безопасность

При такелажных работах приходится иметь дело с весьма крупными и тяжелыми объектами. Их масса может измеряться тоннами. Поэтому были разработаны и внедрены правила техники безопасности, регламентирующие эксплуатацию такелажной оснастки, механизмов и приспособлений.

В требованиях учтены все источники опасности и рекомендованы методы их предупреждения при выполнении манипуляций. Сотрудники компании, которая занимается предоставлением такелажных услуг, в обязательном порядке проходят инструктаж. Периодически для них организовываются курсы повышения квалификации. Для допуска к выполнению работы нужно проходить медосмотр.

Требования к оборудованию

Систематический осмотр такелажных приспособлений, механизмов и прочего оборудования является обязательным условием поддержания его работоспособности и безопасной эксплуатации. Для проведения проверки устанавливаются сроки. К примеру, траверсы проверяются два раза на год, клещи и захваты — ежемесячно, стропы — один раз на декаду (за исключением, тех, которые используются редко).

Помимо этого, предусмотрено и внеочередное обследование рабочей оснастки. Оно проводится после завершения ремонта металлических узлов и деталей; в случаях реконструкции, капитального ремонта или других аналогичных операций. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале. После замены канатов проверяется надежность креплений, правильность выполнения запасовки.

Техническое освидетельствование осуществляется инженерно-техническим работником, на которого возложены надзорные обязанности. Обязательно присутствие сотрудника компании, отвечающего за техническое состояние такелажных средств, приспособлений и механизмов. Ответственный сотрудник может и самостоятельно проверить запасовку и надежность канатов. Это только повысит степень безопасности при выполнении такелажных работ.

Техника безопасности

Во время выполнения такелажа используются стропы, при помощи которых груз крепится к подъемному механизму. Перед тем, как накидать стропы, нужно определить вес груза. В большинстве своем этот показатель обозначен в паспорте — металлическая табличка, прикрепленная к одной из сторон объекта; или в сопроводительных документах. Если груз упакован, то такие данные пишутся прямо на материале упаковки или обшивке ящика.

При подъеме и перемещении грузов строго придерживаются таких правил:

  • Если к грузу прилагается паспорт или сопроводительная документация, то строповка выполняется в точном соответствии с рекомендациями изготовителя. Крепление строп выполняется исключительно за проушины при помощи специальных крюков, которые предусмотрены на такелажной оснастке.
  • При строповке важно добиться полного равновесия и устойчивости груза. Оборудование и дополнительные механизмы, скомпонованные на общей раме, поднимаются вместе после того, как будут закреплены стропы на общей платформе. Листовые материалы, скомбинированные в пакеты, поднимаются специальными подхватами, которые крепятся к траверсе.
  • Для строповки длинномерной продукции — уголков, профиля и прочих — применяются специальные универсальные приспособления. На острые углы под стропы устанавливаются подкладки.

Классификация объектов

Все транспортируемые грузы делятся на несколько групп в зависимости от массы:

  • Легковесные — до 250 кг.
  • Тяжеловесные: больше 250 кг, но меньше 50 т.
  • Тяжелые — свыше 50 т.

Принято различать м четвертую группу грузов. Так называемые, «мертвые» — это грузы, которые врыты в землю, примерзли, прикреплены к фундаменту или прижаты другим грузом. По таким грузам нет данных, в том числе и о массе. Для их подъема краны не используются: это запрещено. Объекты принято классифицировать по размерам — они делятся на габаритные и негабаритные.

Габаритные по размерам не выходят за пределы, которые установлены правилами дорожного движения и могут без ограничений перемещаться по дорогах. Негабаритные объекты, напротив, имеют размеры, превышающие допустимые. Для их транспортировки требуется специальное разрешение, согласование маршрута, времени перевозки и дополнительно обеспечивается сопровождение.

Заключение

Ключевым фактором безопасности такелажа, безусловно, является профессионализм персонала компании-подрядчика. Специалист должен отлично владеть техникой выполнения работ, знать возможности оборудования и особенности его применения. Весь процесс должен контролировать старший сотрудники или бригадир. На него ложится контроль над соблюдением технологии выполнения работ и соблюдения правил безопасности. Нарушение инструкций может стать причиной неприятных или тяжелых последствий.

Источник

Оцените статью