Танк т 72б ремонт

Одетые в броню

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Книги по Т-72

Сообщений 1 страница 4 из 4

Поделиться103-03-2019 00:01:30

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    27-06-2021 20:39:12

В этой теме собраны книги по танку Т-72 и его модификациям.

ТО — техническое описание
ИЭ — инструкция по эксплуатации
ИП — учебное пособие (для училищ)

Т-72.Т-90 Опыт создания отечественных основных боевых танков (УВЗ, 2013 г.) Скачать

ТО Т-72Б3 (только онлайн версия) Читать онлайн
ИЭ Т-72Б3 (только онлайн версия) Читать онлайн

ТО «Усовершенствованный танк Т-72Б» (Больше известен под обозначением Т-72БУ) скачать

Поделиться206-03-2019 21:41:29

  • Автор: Одетые в броню
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 11-01-2017
  • Сообщений: 2294
  • Уважение: +60
  • Возраст: 6 [2015-05-01]
  • Провел на форуме:
    12 дней 11 часов
  • Последний визит:
    27-06-2021 20:39:12

Т-72. Танк Урал. ТО и ИЭ. Книга 1. (1975).djvu скачать
Т-72. Объект 172М. ТО и ИЭ. Книга 2. (1975).djvu скачать

ТО и ИЭ Т-72А часть 1 (1986 г.) скачать
ТО и ИЭ Т-72А часть 2 (1986 г.) скачать

ТО Усовершенствованный танк Т-72БУ (в народе Т-72БУ) Скачать

Т-72Б ТО и ИЭ. (1995 г.) Скачать
Т-72Б ТО и ИЭ. (1995 г. другая версия) Скачать
Т-72Б ТО (2002 г.) Скачать
Т-72Б ИЭ (2002 г.) Скачать

Источник

ТАНК Т-72БА ПОСРЕДСТВЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО СРЕДСТВАМ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 10/2009, стр. 17-31

ТАНК Т-72БА: ПОСРЕДСТВЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО СРЕДСТВАМ?

История появления в Вооруженных Силах Российской Федерации модернизированного танка Т-72БА восходит своими корнями к началу 1990-х гг. В 1991 г. на нижнетагильском Уралвагонзаводе (УВЗ) продолжался выпуск танка Т-72Б («объект 184») и его экспортной модификации Т-72С; совместно с УКБТМ велись работы по модернизации и совершенствованию Т-72Б, готовилось серийное производство Т-90 («объект 188»). Параллельно шли работы по более перспективным машинам. В это же время изготовлением «Бэш-ки» занимался еще и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ).

Однако развал Советского Союза перечеркнул эти планы. Резкое прекращение финансирования оборонных программ поставило предприятия на грань выживания. Серийный выпуск Т-72Б был свернут на обоих заводах. Причем на ЧТЗ производство танков завершилось навсегда. На УВЗ какое-то время продолжали сборку экспортной продукции, инженерных машин и лелеяли надежды на развертывание крупной серии Т-90. Но обвальная конверсия 1992 г. вынудила Уралвагонзавод заняться новым для себя делом — освоить ремонт танков Т-72Б, а также Т-72А (с модернизацией до уровня Т-72Б).

Это, казалось бы, несложное занятие требовало значительной проработки. Было необходимо, прежде всего, определить цех, где следовало разбирать машины. Отработать технологию дефектации, разработать мероприятия по организации и отправке цехам и сторонним ремонтным заводам узлов и агрегатов, организовать слив топлива, масел и многое другое. В конце концов, УВЗ — это, прежде всего, завод-изготовитель. Танкоре-монтом в СССР занимались специальные танкоремонтные заводы (ТРЗ) Министерства обороны, под которые были созданы и давно освоены технологии, оборудование, оснастка, инструмент, имелись специально обученные кадры.

За 1992 г. УВЗ в целях эксперимента отремонтировал 10 машин в вариантах Т-72Б и Б11. При этом стоимость ремонта Т-72А с доработкой до уровня Т-72Б или Б1, по разным оценкам, тянула на 44-58% стоимости от нового танка.

Качество ремонта непосредственно на заводе-изготовителе было признано более высоким, нежели ремонта, проводимого силами ТРЗ МО, однако его высокая стоимость по сравнению с теми же ТРЗ была отпугивающей. Объяснялось это просто: УВЗ — это гигантское предприятие, с огромным уровнем накладных расходов и всевозможных издержек. При массовом выпуске танков эти расходы пропорционально «размазывались» на всю серию, ну а в данном случае при резком сокращении серийного выпуска танков все расходы приходилось списывать на то мизерное количество машин, что прошло через ремонт. Кроме того, свою лепту в рост себестоимости вносили так называемые «покупные» изделия. Уралвагонзаводу приходилось бороться с поставщиками комплектующих за каждую копейку. И это при том, что в условиях рухнувшей системы госзакупок многие контрагенты просто начали сворачивать выпуск продукции. Тем не менее руководство Уралвагонзавода в лице Генерального директора B.C. Серякова пребывало в благостных надеждах, планируя осуществлять в1993г.ремонтдо40машин в месяц. Совместно с УКБТМ были проработаны три варианта глубокой модернизации:

— вариант «Б» — с установкой встроенной динамической защиты (ВДЗ) и КОЭП «Штора»;

— вариант «Б1» — с установкой ВДЗ, КОЭП «Штора» и КУВ «Свирь»;

— так называемый «идеальный» вариант — с установкой СУО 1А45, закрытой ЗУ, ВДЗ, КОЭП «Штора» и КУВ «Рефлекс»2.

Только этим благим намерениям не суждено было сбыться, поскольку программа глубокой модернизации не получила продолжения в силу полного отсутствия средств у заказчика. Вместо этого в 1993 г. небольшими партиями проводились простые ремонты с минимальными доработками изделий. С 1994 по 1997 г. включительно модернизация и ремонт Т-72 не осуществлялись. Необходимо подчеркнуть, что действия B.C. Серяко-ва в этот период поставили объединение на грань существования. Со сменой Генерального директора (в июле 1997 г. на эту должность вступил Николай Александрович Малых) работы в области ремонта и модернизации Т-72 возобновились.

В 1998 г. для отработки навыков по модернизации было решено взять 20-30 танков на капитальный ремонт. В марте 1998 г. была определена идеология доработок. По «объекту 172М» она заключалась главным образом в замене двигателя В-46 на В-84, установке автоматизированной СУО, тепловизора и ВДЗ «Контакт-В»3. К концу года первая машина, модернизированная по данной схеме, пошла в пробег, а вторая была закончена монтажом башни на корпусе. Обе машины предполагались к показу на выставке в Абу-Даби4. Однако данный вариант опять-таки признали слишком дорогим. Кроме этой машины, ставшей прототипом для дальнейшей отработки экспортных вариантов модернизации, были капитально отремонтированы 15 «объектов 184» и «172М». Объем доработок на них, как и 5 лет назад, был невелик.

Машина, прошедшая капитальный ремонт с доработками на УВЗ в 1998 г. На ней установлен двигатель В-84МС и «старая» гусеница с последовательным РМШ. Обращает на себя внимание демонтированный датчик метеоусловий ДВЕ, хотя его крепление находится

на своем штатном месте.

Машины, прошедшие капитальный ремонт с доработками на УВЗ в 1998 г., по внешнему виду легко спутать с танками Т-72С, поступившими в нашу армию в 1993 г. после срыва ряда экспортных поставок. Единственным внешним отличаем между «эСкой» и ремонтным Т-72Б 1998 г. является отсутствие антинейтронного надбоя на башне. Второй отличительный признак — меньшее число контейнеров НДЗ на бортовых экранах — не является показательным: в войсках вполне могут навесить штатные экраны от Т-72Б, либо вообще обходиться без них. «Голова» датчика ДВЕ на этих машинах в войсках чаще всего была демонтирована (вероятно, экипажи не имели понятия, как с ним работать, и от греха подальше снимали, предпочитая действовать по старинке).

В 1999 г. на Уралвагонзаводе отремонтировали уже 30 танков Т-72Б и Т-72Б1, имевших ряд отличий от машин ремонта 1998 г. Эти танки получили обновленную ходовую часть с гусеницей с параллельным РМШ, а некоторые машины оснащались комплексом ВДЗ «Контакт-В». В рамках опытно-конструкторской работы, проводимой УКБТМ, решались задачи усиления огневой мощи, улучшения защищенности и подвижности серийных машин. Учитывая широкий круг поставленных задач, большое количество задействованных соисполнителей и сложности с финансированием тема затянулась на долгие годы, представляя собой в конечном итоге нескончаемую череду отдельных этапов.

Черту под этой работой подвели государственные испытания, проводимые с целью проверки мероприятий по модернизации и, прежде всего, по модернизации СУО. Испытания проходили в три этапа, в период с 15 октября по 26 ноября 2000 г.5 Головным предприятием по организации работ и проведению государственных испытаний был ОАО ВНИИТМ. На первом этапе состоялись стационарные и стрельбовые испытания. Второй этап предусматривал испытания климатические, а третий — пробеговые. Все испытания прошли в установленные сроки с положительными результатами, подтвердившими характеристики, заложенные в тактико-технических заданиях. Основная цель модернизации СУО заключалась в повышении точности ее работы при минимальных доработках объектов, которые должны быть проведены в местах эксплуатации. И эту задачу выполнили. После успешного завершения испытаний модернизированный танк Т-72Б был принят на вооружение Российской Армии под обозначением «Т-72БА» («объект 184А» по внутризаводской документации).

Спецификация на Т-72БА предусматривала установку на машины СУО 1А40-1М, модернизированную красногорским «Зенитом». Отличительными особенностями модернизированного комплекса являются:

— наличие танкового баллистического вычислителя (ТБВ) на микропроцессоре;

— учет бокового ветра, крена, угловой скорости цели, индивидуальных углов вылета и отклонения начальной скорости снарядов;

— автоматический ввод углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета;

— полуавтоматическое слежение за движущейся целью;

— расчет углов прицеливания и бокового упреждения для прицела командира6.

Внешне машина с доработанной СУО выделяется наличием в кормовой части башни датчика атмосферных условий ДВЕ-БС. Транскрипция «ДВЕ-БС» расшифровывается как «датчик ветра емкостной с блоком сопряжения». Именно блок сопряжения отвечает за интеграцию этого датчика в состав СУО 1А40-1. СУО обеспечивает полностью автоматическую работу, ввод суммарной поправки осуществляется с помощью устройства 1В217.

Установка этого комплекса повышает эффективность стрельбы за счет поправок на следующие параметры:

— боковую составляющую ветра;

— износ канала ствола;

— относительную скорость перемещения цели;

— учета индивидуальных углов вылета и баллистики всех типов и индексов снарядов.

В состав 1А40-1М входит КУВ «Свирь» с ракетами 1М119, 1М119М и 1М119М-1. Прибор наведения управляемого снаряда встроен в перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49.

Произведена замена морально устаревшего прибора наблюдения командира ТКН-3 на модернизированный прибор ТКН-ЗМК7 с применением ЭОПII +, что позволяет существенно повысить боевые возможности танков Т-72Б при низких освещенностях цели. Опознавание цели через ночную ветвь обеспечивается по всему полю зрения, в то время как в приборах предыдущего поколения ТКН-3 и ТКН-ЗМ уверенное опознавание возможно только в центральной зоне, не превышающей 20% от видимого поля. Для улучшения комфортности работы и обеспечения безопасности личного состава в приборе предусмотрены различные сменные фильтры, обогреватели окуляров и специальная диафрагма ночного канала. Ночной прибор ТКН-ЗМК конструктивно обеспечен взаимозаменяемостью со своими предшественниками ТКН-3 и ТКН-ЗМ и устанавливается в стандартное посадочное место на объектах бронетанковой техники.

Башня танка Т-72БА, продемонстрированного на выставке вооружений в Нижнем Тагиле URAL EXPO ARMS-2000. На машине еще не установлен комплекс ДЗ.

Бронировка прицела 1К13-49.

Прибор ТКН-ЗМК представляет собой перископический комбинированный электронно-оптический пассивно-активный прибор, который устанавливается в стандартное посадочное место в командирской башенке танков Т-72Б.

Для улучшения условий работы механика-водителя ночью на машину монтируется прибор механика ТВН-58. Он представляет собой монокулярный электронно-оптический пассивно-активный прибор наблюдения с дальностью видения в пассивном/активном режимах работы — 80/180 м, как в условиях естественной ночной освещенности (в пассивном режиме), так и при подсветке фарой, закрытой инфракрасным фильтром (в активном режиме). Подсветка фарой применяется также при неблагоприятных условиях наблюдения за дорогой (низкая прозрачность атмосферы, малоконтрастный рельеф).

Для подсветки целей при работе ночных прицелов и приборов наблюдения вместо устаревших ИК-осветителей типа ОУ-3 и Л-4 предполагается применение инфракрасного лазерного прожектора ПЛ-1, что позволит не только увеличить дальность видимости в активном режиме работы, но и повысить помехоустойчивость и эффективность работы комплекса в целом в условиях эксплуатации9.

Вверху: модернизированная 125-мм пушка 2А46М5 и ее отличительные особенности.

Слева: 125-мм пушка 2А46М, устанавливаемая на модернизированные танки Т-72БА,

с экспериментальным вариантом крепления устройства учета изгиба ствола.

Прожектор ПЛ-1 характеризуется меньшим энергопотреблением и повышенным ресурсом работы по сравнению с существующими аналогами, имеет меньшую массу и габариты. При этом исключаются такие дефекты ламповых прожекторов, как взрыв лампы, незажигание, нестабильность яркости, разрушение отражателя и светофильтра при взрыве лампы и др.

Штатный стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин», двухплоскостной с электромашинным приводом в горизонтальной и электрогидравлическим в вертикальных плоскостях, обеспечивает срединное значение точности стабилизации в основном режиме по вертикали 0,4 т.д., по горизонтали 0,6 т.д.

В рамках мероприятий по увеличению точности стрельбы предполагается установка пушки 2А46М-510. Эта пушка является модернизированной версией широко известного орудия Д-81ТМ (2А46М). При ее модернизации был оптимизирован наружный профиль трубы, уменьшена разностенность дульной части трубы на длине 1 мот дульного срезасО,8доО,4мм. Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.

Установка лазерного прожектора ПЛ-1 на опытном образце Т-72БА.

Прожектор ПЛ-1 формирует удобное для оператора пятно излучения прямоугольной формы с однородным распределением энергетической яркости излучения, в то время как ламповые прожектора формируют колоколообразное распределение.

Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений.

Усиление огневой мощи предусматривается за счет введения в боекомплект новых, так называемых «длинных» (L = 740 мм) БПС. Вместо выстрела ЗВБМ17 с БПС ЗБМ42 «Манго» вводятся выстрелы повышенного могущества ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и ЗВБМ23 с БПС ЗБМ60 «Свинец-2». Применение этих боеприпасов дает повышение бронепробиваемости при одновременном увеличении дистанции действительной стрельбы. Для обеспечения применения новых БПС автомат заряжания подвергся некоторой доработке. Изменения были внесены в механизм подъема кассет, вращающийся транспортер, были усовершенствованы привод транспортера и его картер, приемный лоток автомата заряжания».

Вид на башню Т-72БА оснащенного КДЗ «Контакт-В».

По результатам анализа боевых действий в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской республике были разработаны мероприятия по повышению защищенности и живучести. В первую очередь это касалось применения на всех машинах, выходящих из ремонта, комплекса динамической защиты «Контакт-В». Предполагалось внедрение локальной защиты экипажа и боекомплекта, для чего вместо пожароопасного антинейтронного подбоя и надбоя (а в условиях низких температур вдобавок дающих вторичные осколки) планировалось внедрить противоосколочные экраны на внутренних поверхностях корпуса и башни из баллистического материала типа «Кевлар» разработки НИИ Стали, а также устройство защитных щитков ограждения вращающегося транспортера A3. Был разработан механизм экстренного открывания люка механика-водителя для его скорейшей эвакуации в случае серьезного боевого повреждения машины. В районе расположения места механика-водителя была усилена ПМЗ днища по типу применяемой на танках Т-72Б поздних серий выпуска и Т-90. Усилены днище корпуса, кромки аварийного люка, открывающегося наружу, и подбашенный лист. Рядом с сиденьем механика-водителя установлены две съемные распорные стойки, уменьшающие прогиб днища, а само сиденье подвешено к крыше корпуса12.

Установка на танк элементов тепловой защиты, аналогичных применяемым на танках Т-90С и Т-90А, особенно в комплексе с маскировочным комплектом «Накидка», обеспечивает снижение заметности машины в ИК-диапазоне в 1,5 раза, а также существенно снижает вероятность обнаружения и захвата танка инфракрасными ГСН.

Для борьбы с возгораниями применена автоматическая система пожаротушения ЗЭЦ13. Система пожаротушения 2-кратного действия включает в себя четыре баллона с огнегасящей смесью хладон 114В2 и 13В1, 10 оптических датчиков ОД1-1С в обитаемом отделении и 15 термодатчиков ТД1 в МТО. Она обеспечивает автоматический и ручной способ включения. Кроме этого имеются два ручных огнетушителя. Время от обнаружения очага пожара в боевом отделении до выброса 90% состава — не более 150 миллисекунд. Основной принцип действия основан на огнетушащем действии галоидоуглеводородов, т.е. на ингибирующем (тормозящем) эффекте, заключающемся во внесении в зону пламени отрицательного катализатора реакции окисления углеводородов13. Кроме того, в состав системы введен генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг-2БТ» в силовом отделении, обеспечивающий гарантированное тушение пожара.

Завершают картину мероприятий по улучшению защиты предложения о применении дополнительных резинотканевых и решетчатых экранах на башне и корпусе танка, нового деформирующего покрытия, индивидуальной защитной экипировки танкистов 6Б15 «Ковбой» со шлемофоном TTTT-.S «Луноход».

В целях унификации с новыми танками Т-90А и улучшения подвижности на Т-72БА применено МТО с четырехтактным турбодизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с. (735 кВт). По сравнению с использовавшимися ранее двигателями В-84-1 и В-84МС этот мотор обеспечивает увеличение удельной мощности танка (до 22,5 л.с./т) и средней скорости движения по сухим грунтовым дорогам (с 35 до 40 км/ч), а также улучшение разгонных характеристик до 12% (на дистанции 400 м). В-92С2 имеет лучшие характеристики по крутящему моменту (4150 Нм против 3400 Нм) и коэффициенту приспособляемости (1,25 против 1,13) по сравнению с двигателем В-84МС и при этом отличается меньшим удельным расходом топлива (156 г/л.с. ч. против 182 г/л.с. ч.)14.

Выхлопное устройство Т-72БА с двигателем В-92С2. Машина прошла ремонт в 2005 г.

Выхлопное устройство Т-72БА с двигателем В-84МС.

Следует заметить, что МТО с В-92С2 не является моноблочным, как того требует современная бронетанковая мода. Это является серьезным недостатком машины, но скорее в маркетинговом плане, нежели в боевом и техническом. Прямое сравнение скорости замены двигателя в МТО В-92С2 с моноблочными установками, казалось бы, явно не в пользу уральской конструкции. Однако не следует забывать, что МТО В-92С2 обладает в разы большей надежностью, ремонтопригодностью и, что немаловажно в современной ситуации, — существенно более низкой стоимостью. Высокие скоростные показатели замены моноблочного МТО в сложной полевой обстановке, на маршах, в условиях отсутствия механизированной технической поддержки не могут служить серьезным аргументом. В то же время экипаж российского танка всегда может устранить неисправность или выполнить несложный ремонт самостоятельно, не дожидаясь подхода машин техподдержки, и продолжить выполнение боевой задачи.

Учитывая важность сокращения времени на монтаж (демонтаж) силовой установки, конструкторами УКБТМ были разработаны организационно-технические мероприятия, позволившие сократить этот цикл для В-92С2. Так, время демонтажа двигателя уменьшено до 3,5 ч, что было наглядно продемонстрировано на территории инозаказчика15. Как пример можно отметить внедрение быстро-разъемных соединений трубопроводов. Наряду с новым двигателем в состав унифицированного МТО вошли модернизированный входной редуктор (гитара), усиленная бортовая коробка передач (БКП) и усовершенствованная система охлаждения.

Усиление БКП заключается в увеличении числа пар трения во фрикционных элементах управления, линейных размеров роликов на осях сателлитов и количества сателлитов в планетарном ряде бортового редуктора, замене подшипника опоры солнечной шестерни на подшипник, имеющий большую динамическую грузоподъемность. Усилена заделка шпилек фрикционов, произведена унификация манжет и шариков разгрузочных устройств фрикционов.

В системе охлаждения применены новые алюминиевые водяные и масленые радиаторы повышенной теплоотдачи. По сравнению с медно-латунными радиаторами с сердцевиной трубчато-ленточного типа, которые применяются на танках Т-72Б в системах охлаждения и смазки, радиаторы пластинчато-ленточного типа обеспечивают в габаритах штатных радиаторов больший отвод тепла. Кроме того, был модернизирован фрикцион вентилятора системы охлаждения.

Конструктивные особенности двигателя В-92С2 позволили перекомпоновать систему выпуска отработанных газов, что привело к существенному снижению сопротивления выпуску (с 0,22 кг/см2 до 0,15 кг/см2), а также добиться лучших аэродинамических условий прохода воздуха на участке между воздухоочистителем и турбокомпрессором.

Модернизированная ходовая часть Т-72БА, унифицированная с ходовой частью Т-90С/А, включает следующие элемены:

— гидроамортизатор повышенной на 30-40% энергоемкости, заправленный специальной амортизаторной жидкостью 132-316;

— высокопрочный торсионный вал с повышенным уровнем допустимых значений за счет применения обработки методом ДСМ (деформационное старение мартенсита) для обеспечения увеличенных полных ходов опорных катков;

— уширенный опорный каток 750×190У с повышенным уровнем механических свойств, с пониженным уровнем тепловых напряжений, с наружным пониженным массивом из резины 4Э-1386, с креплением массива резины клеями «Хемосил»;

— ведущее колесо со специальной подпорной поверхностью, выполняющей роль ледорубов для очищаемости траков гусеницы от образования льда в периоды с отрицательными температурами;

— направляющее колесо с усиленными дисками с измененными ледорубами, с подковообразными отбуртовками вокруг окон и ребрами жесткости переменной высоты, расположенными под ледорубами, с наибольшей высотой у ступицы;

— гусеницу с повышенным ресурсом, параллельными резинометаллическими шарнирами (РМШ), со штампованными траками, дающими возможность установки асфальтоходных башмаков, со стальными иглами на пальцах гусеницы, обеспечивающими электропроводность и снятие статического электричества с РМШ при движении танка;

— отбойник для предотвращения схода гусеницы с ведущего колеса в сторону бортовой передачи (борта); на корпусе в районе ходовой части приварен дугообразный упор, расположенный против входа гусеницы на ведущее колесо16.

При ремонте надгусеничные полки дорабатываются до варианта, принятого на Т-72Б с 1989 г., при этом передние металлические грязевые щитки заменяются на «мягкие» резиноме-таллические17.

Для обеспечения командной управляемости на танке установлен комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и АВСК Р-174. Радиостанция обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Вышеперечисленные мероприятия, несомненно, носят прогрессивный характер и существенно повышают возможности модернизированного танка Т-72Б, однако не стоит забывать, что большая их часть — всего лишь воплощение наработок и заделов десяти, а то и 20-25-летней давности! Мало того, реалии жизни современной России внесли существенные коррективы в указанную спецификацию. Так, первые серии танков, прошедшие ремонт в 1998-2000 гг., в основной массе были оснащены комплексом навесной динамической защиты «Контакт» и лишь часть из них имела встроенную ДЗ «Контакт-В». Все машины, проходившие ремонт с 1998 по 2002 г., оснащались МТО с двигателем В-84МС мощностью 840 л.с, а не В-92С2. Такие двигатели впервые были установлены на экспортный вариант Т-72Б — танк Т-72С «Shilden» в 1991 г. Унифицированная с Т-90С ходовая часть с гусеницей с параллельным РМШ и возможностью установки асфальтоходных башмаков на Т-72БА была введена при ремонте только с 1999 г. (самое интересное, что в войсках есть как минимум одна машина, прошедшая ремонт в середине 2000-х гг., имеющая МТО с В-92С2, но со старой ходовой частью !). Унифицированное МТО с 1000-сильным дизелем В-92С2, отработанное на Т-90С индийского заказа, на Т-72БА появилось только с 2003 г. (это объясняется фактическим отсутствием в наличии данных двигателей — 100% их выпуска тогда шло на обеспечение экспортного контракта). В 2005 г. после проведения очередных доработок принят на вооружение и начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40-М218.

К большому сожалению, в ходе модернизационных ремонтов в полном объеме на Т-72БА удалось внедрить только унифицированные МТО с В-92С2 и ходовую часть, а также модернизированное СУО, которое, впрочем, к концу первого десятилетия XXI века является уже давно морально устаревшим. Мероприятия, связанные с усилением огневой мощи и повышением уровня защищенности и живучести, остались нереализованными.

Все танки, выходящие с завода после модернизации, окрашиваются стандартной защитной краской. Камуфляж при необходимости наносится в строевых частях. При этом схемы деформирующего окрашивания являются вариациями схем, предписанных инструкцией еще 1978 г. Современные схемы деформирующего окрашивания, разработанные НИИ Стали совместно с УКБТМ, по непонятным причинам не применяются (исключения составляют мероприятия, связанные с большими парадными мероприятиями — только в этих случаях на машины наносится камуфляж) .

Демонстрация Т-72БА под чехлами на тягаче КЗКТ «Русич», снабженная соответствующим комментарием, породила миф о показе «перспективного танка Т-95» (видеозахват передачи канала ОРТ).

Первая публичная демонстрация раннего варианта Т-72БА на выставке вооружений в Нижнем Тагиле URAL EXPO ARMS-2000. Отличительной особенностью является наличие модернизированной ходовой части. На машине еще не установлен комплекс ДЗ и бортовые экраны.

Лучшие наработки в направлении совершенствования танков Т-72Б в последующем были реализованы в ходе создания модернизированного танка Т-72Б (ОКР «Рогатка-1») под обозначением «Объект 184М»19. Эта уникальная машина в ходе государственных испытаний, завершившихся в 2006 г., наглядно продемонстрировала высочайший уровень и соответствие лучшим мировым образцам в области танкостроения20. Однако заказы на этот современный и вполне полноценный вариант модернизации со стороны Министерства обороны до сих пор отсутствуют.

Танки Т-72БА, прошедшие ремонт в 2000 г., на параде в г. Екатеринбурге. 9 мая 2008 г.

Очередную годовщину Победы танкисты встретили в новой форме от Валентина Юдашкина и шлемах нового образца ТШ-4 (в просторечии «Чебурашка»). Несмотря на весьма эстетический внешний вид, такая экипировка все же не защищает экипажи.

Урезание заказчиком изначальной проектной спецификации предопределило появление в производственной документации обозначения этих субмодификаций как «Объект 184А1» (войсковое наименование «Т-72БА1»).

Следует заметить, что на капитальный ремонт и модернизацию поступают танки Т-72Б самых различных серий выпуска и субмодификаций. При этом в процессе ремонта происходит их «обезличивание» и доведение до единого стандарта. Так, например, в 2006 г. на ремонт поступили два танка, произведенные весной 1991 г. по спецификации «Объект 184 с ТШУ». В ходе осмотра машин было принято решение комплекс ТШУ не восстанавливать, а ремонт проводить по стандартной ремонтной документации.

Единственные отличия, которые сохраняются у машин, прошедших ремонтно-модернизационные работы, касаются уровня защиты. Так, в ходе серийного выпуска Т-72Б с 1985 по 1991 г. неоднократно менялась конструкция комбинированной преграды ВЛД корпуса и башни. Ремонтная документация на «Объект 184А» и «Объект 184А1» не предусматривает вмешательства в существующую конструкцию бронирования. При наличии боевых повреждений корпуса и башни производится их ремонт, в крайних случаях башня может быть заменена на аналогичную, снятую с ранее утилизированного танка.

Не так уж и редки случаи ремонта машин с боевыми повреждениями. Как наглядную иллюстрацию можно вспомнить работы по ремонту пяти машин с «дырами» в корпусе и башнях, пришедших на Уралвагонзавод в 2005 г. Среди них была «семьдесятдвойка», принимавшая участие в боях 1996 г. за г. Грозный. Во время боя, в момент, когда орудие уже было заряжено, танк «словил» в боковую проекцию башни гранату РПГ. Экипаж в башне погиб. Машину отправили вначале на сборно-эвакуационный пункт, а после на хранение. Там на одном из ремонтных заводов машина простояла практически 9 лет с ОФС в стволе. Весной 2005 г. она в составе партии из приблизительно 30 машин поступила на «Уралвагонзавод» для ремонта. Тут же был обнаружен в каморе пушки и своеобразный «подарочек». Машину эвакуировали на артиллерийско-боеприпасный полигон ФКП «Институт испытания металлов», где с соблюдением необходимых мер безопасности снаряд был обезврежен.

К сожалению, существующая сегодня схема модернизации и ремонта ведет к более высоким затратам по отношению к выпуску новой машины. Технологически модернизация, по сути, получается тождественной созданию новой машины. Разница в затратах заключается только в том, что в случае модернизации имеют место расходы на разборку машины и подготовку корпуса с башней к последующим монтажным работам, а при новом производстве — на заготовку материалов и изготовление корпуса и башни. Может показаться, что изготовление с нуля — это более трудоемкий и дорогостоящий процесс. Однако это не так. Конструкция машин советской генерации предусматривает конвейерное поточное серийное производство с высоким уровнем автоматизации и механизации работ. Это приводит к существенному снижению себестоимости корпусных работ и, как следствие, — машины целиком. Кроме того, государство посредством института военной приемки очень жестко контролирует стоимость производимых работ и уровень их рентабельности, даже в наших современных вполне рыночных условиях. Работы по демонтажу и разборке пришедшей на капитальный ремонт машины по большей части ручные и трудозатратные. Весьма трудозатраты и ручные корпусные работы при проводимой модернизации — резка и сварка. Все это делает для завода-изготовителя простой капитальный ремонт совершенно нерентабельным, а ремонт с модернизацией -невыгодным для заказчика. Не случайно для целей капитального ремонта в СССР в структуре Министерства обороны была создана целая сеть танкоремонтных заводов центрального подчинения. Более низкая стоимость ремонта на них обуславливалась отсутствием коммерческих затрат предприятия и минимальным уровнем плановой рентабельности. Запчасти и оборудование, необходимые для ремонта, поставлялись либо с хранения и Госрезерва, либо за счет массовых серийных заказов. Кроме того, эти ТРЗ, как правило, не выполняли сложные корпусные работы.

Примерно аналогичная схема проведения капитальных ремонтов и модернизаций существует и за рубежом, в частности, в США. Там, помимо того, что все работы, связанные с ремонтом и модернизацией БТТ, производятся на государственных арсеналах, их рентабельность обуславливается еще и более высокой коммерческой стоимостью новой машины. Парадокс ситуации заключается в том, что в СССР и России, экономя на закупках новой техники, жестко контролируя ее стоимость, мы своими руками делаем дальнейшее совершенствование машин и их модернизацию в ходе капремонтов нецелесообразной с экономической точки зрения. Хотя модернизация той же «семдесятдвойки», но поставляемой на экспорт (скажем, в Индию или Алжир), вполне выгодное мероприятие как для исполнителя, так и для заказчика. Но только потому, что изначально машины продавались по более высокой, «коммерческой» цене.

Еще одной весьма парадоксальной и тревожной ситуацией является вывод существующих танкоремонтных заводов из системы Министерства обороны, их акционирование и перевод на коммерческую основу, осуществляемый в этом году. Последствия этого шага очевидны: ремонт БТТ на этих предприятиях в самом ближайшем будущем существенно подорожает, объем работ в условиях все сокращающегося парка боевых машин на данных заводах упадет до критической точки. Российская Армия попросту лишается танкоремонтной базы!

Однако вернемся к модернизированному Т-72БА. Его первое появление на публике состоялось в июле 2000 г. во время проведения выставки вооружений «Урал Экспо Армс-2000» на нижнетагильском артиллерийском полигоне «Старатель». Для демонстрации возможностей курганских тягачей «Русич» Уралвагонзавод на правах радушного хозяина предоставил машину для «нагрузки» транспортера. Этой машиной оказался Т-72БА, готовившийся к сдаче в войска. На нем к тому моменту еще не был смонтирован комплекс НДЗ, отсутствовали бортовые экраны. Дабы «семьдесятдвойка» своим несколько «недоделанным» видом не смущала публику и высоких гостей, машину старательно укутали в брезент, да так, что различить можно было только часть ствола. Поэтому не обошлось без курьеза: видео с этой демонстрации показанное в одной из TV-передач цикла «Ударная сила» 1-го канала, сопровождавшееся комментариями о скором появлении в России нового перспективного танка, породило волну слухов о том, что под брезентом скрывалась принципиально новая боевая машина. Реальность была на много проще и банальнее.

С 2000 по 2009 г. в Нижнем Тагиле по вариантам Т-72БАиТ-72БА1 прошли модернизацию более сотни танков21. В настоящее время большая часть модернизированных Т-72БА находится в частях ПУрВО22. На данный момент танки Т-72БА «засветились» в 276-м мсп, 239-м тп 34-ой МСД, а также в 81-ом мсп и 152-ом тп 27-ой МСД. Практически ежегодно их можно увидеть на демонстрациях боевой техники, приуроченных к празднику Дня Победы, в Екатеринбурге и Самаре. Т-72БА регулярно участвуют в учениях ПУрВО, в том числе в таких крупномасштабных, как «Южный щит-2006», учения лета 2008 г. в Ашулуке, осенние маневры «Центр-2008». Причем на учениях был замечен следующий факт: Т-72БА, как правило, являются машинами командиров взводов. В соответствии с новой структурой и штатами Вооруженных Сил РФ танки Т-72БА имеются на оснащении омсбр ПУрВО23. Дальнейшие поставки Т-72БА, судя по некоторым сообщениям, планируются в части СКВО (Владикавказ, Буйнакск и Майкоп24).

Для обучения экипажей танков Т-72БА был разработан компьютеризированный тренажерный комплекс в контейнерном исполнении, получивший обозначение «МКТ-184А»25. На момент публикации известно о поставках как минимум двух комплектов этого комплекса в воинские части, дислоцированные, соответственно, в Екатеринбурге и Владикавказе. Тренажерные комплексы ТТВ-172К вождения танка Т-72БА в 2008 г. должны были поступить в г. Владикавказ (1 ед.), Буйнакск (1 ед.), Майкоп (1 ед.), п. Тоцкое (3 ед.) — итого 6 единиц26.

Давать оценку варианту модернизации Т-72БА довольно сложно. По своей идеологии он устарел лет на 15, но вполне соответствует современному техническому уровню с поправкой на условия эксплуатации в современной Российской Армии. Особенно сильной критике, по-видимому, нужно подвергнуть СУО за отсутствие в его составе тепловизора. Однако такой вариант СУО реализован УКБТМ в нескольких более совершенных вариантах модернизации Т-72. Но не стоит обвинять УВЗ и УКБТМ в консервативности подходов, технической отсталости. На данный момент они лишь выполняют требования заказчика при весьма скудном финансировании.

1Шпак М. Т. Пятьдесят лет работы на Уральском вагоностроительном 19502000 гг.Музей УВЗ.ФПИ. Eg.xp.34.

2 Шпак М. Т. Указ соч.

3 Шпак М. Т. Указ соч.

4 Реально была закончена модернизацией только одна машина, показанная в августе 2000 г. под наименованием «Т-72М1» премьер-министру РФ СВ. Степашину.

5 Колмаков Д.Г. Легендарная тридцатьчетверка.Н. Тагил, 2006.

6 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Оптико-электронные системы и лазерная техника. Т.П.М., 2005.

8 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Оптико-электронные системы и лазерная техника. Т.П.М., 2005.

9 http://st. ess.ru/’publications/’2_2005/volkov/’volkov.htm.

10 Патент РФ RU 2218536 С2.

Журнал «Техника и вооружение» №8/2007. » Патент РФ RU 2204776C2.

12 Защита танков. Под ред. Григоряна В.А.М., 2007.

13 Бронетанковая техника. 4.1. Т-90 / Под ред. Ямова В.А. (рекл.издание).

14 Конструктор танковых дизелей И.Я.Трашутин. Уральская школа двигателестроения. Путин В.А. и др.Челябинск, 2006.

15 Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения. Вавилонский Э.Б., Куракса О.А. Неволин В.М.Н. Тагил., 2008.

16 Патент РФ RU2177421C1.

17 Каталог узлов и запасных частей на танк Т-72С.УВЗ, 2002.

18Газета «Патриот» 20.07.2006.

19 Журнал «Техника и вооружение» №8/2007.

20 Неволин В.М. Бронетанковая техника в грузино-осетинском конфликте 2008 г. // Техника и вооружение.2009, №8.

22 Военная мощь России на учениях «Центр-2008» Желтоножко О., Белогруд В.М., 2009.

24131-я омсбр в настоящее время перевооружена новейшими танками Т-90А1 и передислоцирована в Гудауту и ОчамчирРеспублика Абхазия.

25 http://www.gostorgi.ru/2006/239/10. l.xml.

26 http:/’/www.mytenders.info/Jullinfo.php?id= 155162&раде=334. http://ru.dgmarket.com/tenders/np-notice.do

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Источник

Читайте также:  Polaris pvc 1126w ремонт
Оцените статью