Приложение N 1. Размеры окладов (тарифных ставок) работников
Информация об изменениях:
Приложение 1 изменено с 11 октября 2020 г. — Приказ ГУСП от 24 сентября 2020 г. N 146
Размеры окладов (тарифных ставок) работников
С изменениями и дополнениями от:
2 сентября 2019 г., 24 сентября 2020 г.
I. Размеры тарифных ставок по профессиям рабочих, включенным в профессиональные квалификационные группы
Профессиональные квалификационные группы 1
Размер тарифной ставки (в рублях)
Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня»
1 квалификационный уровень
2 квалификационный уровень
Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня»
1 квалификационный уровень
2 квалификационный уровень
3 квалификационный уровень
4 квалификационный уровень
1 Утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2008 г., регистрационный N 11861) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 417н (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2008 г., регистрационный N 12150).
II. Размеры тарифных ставок по профессиям рабочих, не включенным в профессиональные квалификационные группы
Размер тарифной ставки (в рублях)
Аппаратчик химической водоподготовки
Оператор водозаборных сооружений
Слесарь по обслуживанию котельного оборудования
Старший оператор водозаборных сооружений
Оператор по обслуживанию электрических котлов
Слесарь по ремонту котельного оборудования
Техник-электромеханик по лифтам
Техник-наладчик по лифтам
III. Размеры окладов по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, включенным в профессиональные квалификационные группы
Профессиональные квалификационные группы 1
Размер оклада (в рублях)
Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих первого уровня»
1 квалификационный уровень
2 квалификационный уровень
Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих второго уровня»
1 квалификационный уровень
2 квалификационный уровень
3 квалификационный уровень
4 квалификационный уровень
5 квалификационный уровень
Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»
1 квалификационный уровень
2 квалификационный уровень
3 квалификационный уровень
4 квалификационный уровень
5 квалификационный уровень
Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»
1 квалификационный уровень
2 квалификационный уровень
3 квалификационный уровень
1 Утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2008 г., регистрационный N 11858) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2008 г. N 718н (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2009 г., регистрационный N 13140).
IV. Размеры окладов по должностям руководителей, специалистов и служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы
Размер оклада (в рублях)
Администратор службы приема и размещения
Мастер по эксплуатации тепловых сетей
Техник по благоустройству
Техник по обслуживанию, ремонту и устранению аварий
Техник по санитарному содержанию
Техник по эксплуатации зданий
Инженер связи (телекоммуникаций)
Специалист административно-хозяйственной деятельности
Специалист по административно-хозяйственному обеспечению
Специалист по закупкам
Специалист по кадровому делопроизводству
Специалист по мобилизационной работе
Специалист по охране труда
Специалист по противопожарной профилактике
Заведующий банно-прачечным комбинатом
Специалист по персоналу
Старший специалист по закупкам
Ведущий инженер связи (телекоммуникаций)
Ведущий специалист по мобилизационной работе
Ведущий специалист по пожарной безопасности
Директор культурно-спортивного комплекса
Начальник отдела по эксплуатации жилого фонда
V. Размеры должностных окладов руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров образовательных организаций
Размер оклада (в рублях)
Главный бухгалтер дошкольной образовательной организации (в зависимости от количества групп):
до 8 (включительно)
Заместитель заведующего дошкольной образовательной организацией (в зависимости от количества групп):
до 8 (включительно)
Заведующий дошкольной образовательной организацией (в зависимости от количества групп):
до 8 (включительно)
Главный бухгалтер общеобразовательной организации (в зависимости от количества учащихся):
до 1 000 (включительно)
Заместитель директора общеобразовательной организации (в зависимости от количества учащихся):
до 1 000 (включительно)
Директор общеобразовательной организации (в зависимости от количества учащихся):
до 1000 (включительно)
VI. Размеры окладов по должностям медицинских и фармацевтических работников, включенным в профессиональные квалификационные группы
Профессиональные квалификационные группы 1
Размер оклада (в рублях)
Профессиональная квалификационная группа «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня»
1 квалификационный уровень
Профессиональная квалификационная группа «Средний медицинский и фармацевтический персонал»
1 квалификационный уровень
2 квалификационный уровень
3 квалификационный уровень
4 квалификационный уровень
5 квалификационный уровень
Профессиональная квалификационная группа «Врачи и провизоры»
1 квалификационный уровень
2 квалификационный уровень
3 квалификационный уровень
4 квалификационный уровень
Профессиональная квалификационная группа «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)»
1 квалификационный уровень
2 квалификационный уровень
1 Утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 г., регистрационный N 10190) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 657н (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12795), от 2 августа 2011 г. N 861н (зарегистрирован Минюстом России 1 сентября 2011 г., регистрационный N 21728) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2017 г., регистрационный N 46149).
VII. Размеры окладов по должностям медицинских и фармацевтических работников, не включенным в профессиональные квалификационные группы
Источник
Тарифная сетка по разрядам в 2021 году
Трудовое законодательство в нашей стране постоянно изменяется и совершенствуется. Власти стремятся защитить права работающих граждан. Одним из направлений является попытка создания справедливой системы оплаты труда. Законодательством установлено несколько норм, которые гарантируют работникам получать адекватную зарплату за свой труд. Поэтому введены минимальные значения зарплат.
Также государство разрабатывает схемы и способы начисления выплат работникам, позволяющие максимально учитывать квалификацию людей и условия работы. Одним из таких способов является тарифная оплата труда.
Тарифная система оплаты труда устанавливает способ расчёта зарплаты для определённой группы работников. Она основывается на разнице в условиях труда сотрудников, а также их степени подготовки. Элементы, из которых состоит данная система:
Тарифная сетка – это схема, состоящая из тарифных ставок (т.е. из окладов сотрудников). Сюда входят как начальник, так и простые специалисты и рабочие. Распределены они в зависимости от характера работы и необходимой квалификации. Также в сетке указывается рабочий разряд. Разряд зависит от сложности работы. Чем труднее работа, тем выше разряд.
Указывается ставка для 1го разряда. Для последующих разрядов применяется соответствующий тарифный коэффициент. Его перемножают со ставкой 1го разряда.
Как показывает тарифная сетка, разряд пропорционален окладу сотрудника.
Как было раньше
До 2011 года тарифная система оплаты труда действовала во всех бюджетных учреждениях. В стране существовала Единая тарифная сетка РФ. В ней были указаны разряды для всех специальностей работников бюджетной сферы. Исключение составляли только высшие руководители страны (министры и их заместители). Единая сетка содержала 18 разрядов.
- профессия рабочий относилась к 1-4 разрядам;
- техники к 2-4 разрядам;
- инженеры к 6-13 разрядам;
- руководство к 14-18 разрядам.
Дополнительно к окладам, указанным в сетке, применялись различные надбавки. Например, за ненормированный рабочий день, за выслугу лет, за работу с вредными условиями и т.д. Такая система действовала в стране с 1992 года. Но в 2008 году произошли изменения. Схема оплаты труда бюджетников поменялась. Тем не менее, полностью отойти от Единой сетки сразу не получилось. Она просуществовала до 1.06.2011.
Коммерческие предприятия закон никогда не заставлял применять тарифную оплату труда. Решение оставалось за руководством. На больших заводах и в крупных организациях часто использовалась такая система. Это удобно при количестве сотрудников в несколько сот человек. Позволяет достаточно справедливо распределить фонд оплаты труда среди людей.
Тарифная сетка удобна при количестве сотрудников в несколько сот человек
Такой способ расчёта зарплаты могут использовать только организации с так называемой «белой» оплатой труда. К сожалению, среди коммерческих организаций процветает зарплата в конвертах. Работодатель платит сотрудникам определённую небольшую сумму, с которой отчисляют налоги и делают взносы в фонды. Остальную сумму работник получает на руки. При такой системе может получиться, что директор официально получает 18000 руб. в месяц, и уборщица тоже получает 18000 руб. в месяц. А это прямое нарушение статьи 132 Трудового кодекса РФ. В ней указано, что зарплата человека зависит от условий работы, её сложности, квалификации самого работника, а также качества и количества труда. Возможно фактическая «серая» зарплата и отвечает этим требованиям, но по размеру официальной зарплаты о соблюдении норм статьи 132 ТК РФ говорить не приходится.
197-ФЗ
Какую сумму доплачивают на руки – можно только догадываться. Сумма такой доплаты зависит исключительно от воли и желания хозяина или руководителя фирмы. А в таком случае, говорить о справедливой оплате труда работников можно далеко не всегда.
Вот именно с такими схемами и могла бы бороться тарифная оплата труда. При её использовании просто невозможно, чтобы официальные зарплаты директора и уборщицы были одинаковыми. Сам работник легко может разобраться, как насчитали ему зарплату, а значит, при необходимости отстоять свои права.
К сожалению, вместо того, чтобы законодательно закрепить тарифную оплату труда и коммерческих организациях, власти пошли обратным путём и отменили Единую сетку для бюджетников. Поэтому, на сегодня в частных фирмах также практикуется оплата труда с нарушением законов.
Несомненно, закрепление тарифной системы оплаты труда на законодательном уровне стало бы шагом к усилению мер для защиты прав работников.
Применение тарифной сетки сегодня
Новая система позволила руководителям учреждений самостоятельно распоряжаться фондом оплаты труда. К сожалению, введение этой системы не улучшило материального положения бюджетников. Распределение денежных средств стало не всегда справедливым. У руководителей появилась возможность увеличивать свой доход за счёт простых сотрудников. Данная система до сих пор подвергается критике среди экономических специалистов. Что очередной раз доказывает, что проверенная и отработанная годами тарифная оплата труда была справедливее и выгоднее для простых работников.
Коммерческие организации и сегодня могут устанавливать тарифную оплату труда. В этом случае, они самостоятельно разрабатывают тарифную сетку. Основываться она должна на нормах коллективного договора (статья 143 Трудового кодекса РФ).
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
Для каждой отрасли существуют тарифно-квалификационные справочники. В них каждый вид труда отнесён к определённому разряду. Данная классификация основывается на сложности работ и степени профессионализма сотрудника, как и это было в Единой тарифной сетке.
По таким справочникам руководитель самостоятельно определяется разряд работ и присваивается разряд работникам в зависимости от профессии (статья 143 Трудового кодекса РФ). От значения разряда зависит не только зарплата, но и трудовые функции конкретного сотрудника. Не для всех современных специальностей можно найти соответствующий разряд в справочнике. При его отсутствии наниматель самостоятельно определяет его значение для определённой профессии.
С увеличением уровня квалификации сотрудника или с изменениями условий труда на более сложные меняется и разряд. Он тоже должен увеличиваться. Это, в конечном итоге, приводит к росту размера заработной платы сотрудника.
Однако, в некоторых ситуациях, возможно и понижение разряда. Руководитель имеет право на такие действия только в том случае, если значение разряда не указано в трудовом договоре с сотрудником. Снижение значения разряда возможно при:
- грубом нарушении дисциплины;
- других серьёзных нарушениях.
Вышеуказанные действия могли привести к снижению качества продукции или ухудшению выполняемых работ.
С увеличением уровня квалификации сотрудника или с изменениями условий труда на более сложные меняется и разряд.
Тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно. Он должен рассчитываться в зависимости от уровня квалификации работников одной специальности.
Чтобы рассчитать коэффициенты необходимо определить:
- количество разрядов по одной специальности;
- какой планируется разрыв между 1 и последним разрядом;
- порядок увеличения коэффициента.
Порядок увеличения тарифного коэффициента бывает двух видов:
- прогрессивный (т.е. 1;1,1;1,3;1,6 и т.д.);
- равномерный (1;1,1;1,2;1,3 и т.д.).
Рассмотрим на примере введение тарифного коэффициента.
Предположим, что в организации введено 7 разрядов по одной профессии. Минимальный коэффициент – 1, максимальный – 4. Расчет тарифного коэффициента при равномерном увеличении считают по формуле:
(максимальный коэффициент (4) – минимальный коэффициент (1)) / (кол-во разрядов (7) – 1) = 0,5
Таким образом, тарифный коэффициент для каждого разряда будет:
Руководитель организации либо самостоятельно считает коэффициент (тарифный), ставка для профессии устанавливается тоже им. Либо создаётся (на основании приказа руководителя в произвольной форме) тарифно-квалификационная комиссия. В этом случае члены комиссии коллегиально проводят вышеуказанные действия.
Таким образом, для коммерческих фирм обязательная тарифная сетка по разрядам на 2019 год не существует. Информация, указанная в справочниках разрядов, носит рекомендательный характер. Работодатель может по своему усмотрению принять иное значение для тарифной ставки. Тарифные коэффициенты также рассчитываются организацией самостоятельно.
Пример тарифной сетки
Хорошим примером расчёта зарплат по тарифной сетке является документ для работников наземного электротранспорта. Он носит название:
В Приложении 1 вышеуказанного документа приведена тарифная сетка по разрядам в 2019 году. Так водитель троллейбуса длиной до 15 метров имеет 6 разряд. Для 6 разряда минимальный тарифный коэффициент – 1,84, максимальный – 2,32. Расчёт необходимо вести по минимальному размеру зарплаты в регионе.
Здесь важно не путать понятия МРОТ и минимального размера заработной платы. МРОТ устанавливается на федеральном уровне. В 2019 году он равен 11280 руб. Эта сумма не всегда имеет отношение к зарплате. Чаще всего данный показатель используется при расчёте пособий и выплат. Например, при подсчёте больничного при нарушении режима, или при начислении пособия по беременности и родам при стаже меньше полугода.
Минимальный размер заработной платы устанавливается регионом самостоятельно. Этот показатель действительно определяет ту наименьшую сумму, на которую работники могут рассчитывать при работе на полную ставку. В Санкт – Петербурге в 2019 году он равен 18000 руб., в Москве – 18781 руб.
Поэтому в Санкт-Петербурге размер оклада водителя троллейбуса будет от 33120 руб. (1,84 * 18000 руб.) до 41760 руб.(2,32 * 18000 руб.) Его коллега в Москве может получать от 34557 руб. (1,84 * 18781 руб.) до 43572 руб. (2,32 * 18781 руб.).
К указанным суммам возможна выплата надбавок и премий.
Есть ли будущее у тарифной сетки
Расчёт зарплаты сотрудникам по тарифной сетке достаточно прозрачный и простой. Этот способ использовался в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий. Стоит отметить, что его простота была обусловлена и техническими возможностями того времени. Зарплаты считались вручную.
Сегодня бухгалтеру нет необходимости проводить расчёт зарплаты самостоятельно. Это за него делает специальная программа. Поэтому отпала острая необходимость в простой системе оплаты труда – машина посчитает что угодно.
Пример тарифной сетки
Однако, это отразилось на самих работниках. Раньше человек мог пересчитать свой заработок. Или по тарифной сетке определить, сколько он будет получать, освоив ту или иную профессию, достигнув более высокого разряда. Сегодня же многие работники, получив на руки расчётный листок, вообще не понимают, откуда взялись те или иные цифры.
Тем не менее, тарифная сетка продолжает существовать. Пусть только на добровольных условиях. Остались ещё организации и предприятия, сохранившие такую форму оплаты труда. Что ждёт тарифную сетку в будущем – зависит от решения властей. Скорее всего, ее использование так и будет носить рекомендательный характер.
Источник