Тарифы по ремонту дорог

Минтранс России посчитал стоимость строительства и реконструкции километра автомобильных дорог общего пользования

25 декабря 2018 года Минтранс России опубликовал Доклад о стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации в 2017 году. В частности, средняя стоимость строительства 1 км 1 полосы движения в целом по сети дорог России составляет 18,8 млн рублей, реконструкции — 29,6 млн рублей, капитального ремонта — 15,9 млн рублей, ремонта — 7,5 млн рублей.

Доклад подготовлен Министерством транспорта Российской Федерации на основе данных, представленных Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», и органами исполнительной власти 85 субъектов России.

Средняя стоимость строительства 1 км 1 полосы движения в зависимости от категории автомобильной дороги составляет Средняя стоимость реконструкции 1 км 1 полосы движения в зависимости от категории автомобильной дороги Средняя стоимость капитального ремонта/ремонта 1 км 1 полосы движения автомобильной дороги в зависимости от категории
I категория дороги — 39,1 млн рублей I категория дороги — 49,8 млн рублей I категория дороги — 19,4/7,3 млн рублей
II категория дороги — 38,6 млн рублей II категория дороги — 36,6 млн рублей II категория дороги — 17,8/8,1 млн рублей
III категория дороги — 17,2 млн рублей III категория дороги — 28 млн рублей III категория дороги — 15,1/8 млн рублей
IV категория дороги — 15,4 млн рублей IV категория дороги — 15,2 млн рублей IV категория дороги — 11,2/7,2 млн рублей
V категория дороги — 12,4 млн рублей V категория дороги — 9,9 млн рублей V категория дороги — 4,5/4,5 млн рублей
в целом по сети дорог — 18,8 млн рублей в целом по сети дорог — 29,6 млн рублей в целом по сети дорог — 15,9/7,5 млн рублей

В соответствии с докладом, на величину стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог влияет целый ряд ценообразующих факторов, таких как: геометрические характеристики (ширина проезжей части, обочин, разделительной полосы, радиусы кривых, уклоны и т.д.), капитальность конструкции дорожной одежды, рельеф местности, природно-климатические и инженерно-геологические условия строительства, наличие застройки территории, количество пересечений и примыканий, искусственных сооружений, стоимость строительных материалов, включая затраты на их транспортировку, объемы земляных работ, стоимость возмещения расходов при выкупе земель и выплаты компенсаций, количество и тип пересекаемых и переустраиваемых коммуникаций и т.д.

С полной версией Доклада можно ознакомиться на сайте Минтранса России.

Источник

Стоимость километра дороги

Современная автодорога – это комплекс инженерных сооружений. Кроме дорожного покрытия, она включает спланированные специалистами развязки и въезды, ограждения, обочину, освещение, пешеходные переходы. Все эти факторы обеспечивают высокую скорость движения транспорта и безопасность водителей авто. Стоимость проектирования, строительных работ, эксплуатации и обслуживания сложных дорог намного выше цены постройки магистрали.

Что влияет на стоимость километра дороги?

Проект каждой автотрассы уникален, разница может быть значительной даже в том случае, если 2 магистрали расположены в одной стране или городе. Поэтому, сравнивая несколько дорог по цене, следует учитывать факторы, влияющие на итоговою стоимость строительства:

  1. природно-климатические условия;
  2. урбанизированность территории;
  3. рельеф, инженерно-геологические условия;
  4. типовые конструкции основания дороги;
  5. расчетная нагрузка;
  6. используемые в процессе строительства технологии;
  7. расчетная скорость движения транспорта;
  8. состав и особенности трафика;
  9. параметры поперечного профиля автодороги, включающие ширину трассы, разделительной полосы, обочины;
  10. параметры продольного профиля полотна и объем земляных работ;
  11. себестоимость дорожно-строительных материалов, расходы на их транспортировку.

Для объективности расчета стоимости автомагистрали, дорожные строители всего мира используют 2 типа расчетов для точного определения стоимости трассы:

  • Цена 1 км автодороги в 1-полосном исчислении (lane miles), включает расходы на эстакады и развязки.
  • Цена 1 км 4-полосной дороги с разделительной полосой, если предстоит масштабное строительство дорог с однородным рельефом и с высокой плотностью застройки на территории.

Климатические условия

На стоимость километра дороги влияет необходимость преодоления различных неблагоприятных условий (подвижные грунты, вечная мерзлота в северном регионе, лавиноопасность гор и т. д.) и критические условия климата (холод, резкие перепады температуры, большое количество осадков). В зависимости от климатической зоны стоимость строительства 1 км 4-полосной автодороги в России может различаться в 4 раза.

Около 70% территории России приходится на район Крайнего Севера и схожие по климатическим условиям регионы. От Карелии и до Приморья наблюдаются сложные условия строительства, а именно: низкая температура зимой, небольшой строительный сезон, промерзание грунта на большую глубину и много осадков. В связи с этим в процессе строительства требуются капиталоемкие инженерные решения повышенной сложности.

Обустройство высоких насыпей и создание в основании полотна дополнительных морозозащитных слоев увеличивают энергозатраты, и существенно снижают эффективность эксплуатации дорожно-строительного транспорта и механизмов. Эти факторы повышают стоимость автодорог. Можно утверждать, что большая часть выделенных для строительства дорог денежных средств уходит на борьбу с неблагоприятными и сложными климатическими условиями.

Не выполнять строительство автодорог в северных регионах нельзя. Дело в том, что дороги – это связывающее звено многих населенных пунктов страны, благодаря им осуществляются коммерческие и социальные перевозки, что способствует экономическому развитию государства. Если не проводить строительство дорог в каком-либо районе, он станет безлюдным местом, не приспособленным для комфортного проживания людей.

За счет холодного и неблагоприятного для дорожных работ климата возникает необходимость осуществлять строительство автодорог в сложных условиях. Из-за этого в некоторых странах наблюдается более дорогостоящее устройство дорожных одежд. Еще в процессе разработки проекта планируется сделать значительную толщину нижнего слоя основания и дополнительных слоев, что позволяет обеспечить морозоустойчивость автодороги. В США высота основания – 62,5 см, в Китае она составляет уже 90 см, а в России в пределах от 120 до 150 см.

На стоимость строительства автодороги оказывают важное влияние грунтовые условия местности и особенности рельефа. Например, удельные показатели цены строительства полотна в Финляндии различаются в следующей последовательности: в 2—3 раза в зависимости от грунтовых условий, в 1,3-3 раза учитывая особенности рельефа и в 1,5-3 раза исходя из условий застройки.

Выкуп земель и затраты на снос застроек

Важным фактором, влияющим на стоимость километра дороги считаются затраты на подготовительные работы. Имеются в виду процессы: денежная компенсация собственникам различных недвижимых объектов, выкуп участков земли на территории будущего строительства и свод лесов. Часто требуется сделать снос, перенос или вынос жилых зданий, сооружений разного предназначения и инженерных коммуникаций.

Строительство автодороги подорожает во много раз если новая трасса будет проходить в густонаселенной местности. В отличие от зарубежных правил, по отечественным нормативам в смету строительства дороги включаются затраты на снос объектов недвижимости, отселение жителей местности, компенсационное строительство и перекладка коммуникаций.

Полезный совет! Владельцы недвижимости и проживающие на территории будущей дороги граждане должны знать, что по закону им должны выплатить компенсацию.

Затраты на ликвидацию строений, выкуп земель и компенсацию собственникам за сносимые объекты, расположенные в зоне строительства могут составлять от 5 до 30% от общей стоимости дорожно-строительных работ. Как утверждают специалисты, большая часть земельных резервов, используемых для строительства автодорог застроены или же находятся в собственности, поэтому их надо выкупить.

Вышеперечисленные затраты включаются в сметную стоимость дороги. В России они составляют минимум 5% суммы на незастроенной территории и максимум 55% на участках плотной застройки. Если на территории имеется густая сеть инженерных коммуникаций, в этом случае показатель предварительных затрат может приравниваться к стоимости строительно-монтажных и дорожных работ.

Интересный факт! В США выделяется федеральное финансирование только при условии, что регион уже обеспечил из собственного бюджета выкуп земель, проектно-изыскательские работы, перенос коммуникаций, снос строений и выплаты собственникам средства за объекты, находящиеся в районе будущей трассы.

Габариты дорожного полотна

На стоимость километра дороги существенно влияют действующие стандарты строительства. Согласно отечественным стандартам, ширина 1 полосы многополосной дороги 3,75 м, за рубежом 3,5–3,75 м. Важный фактор, влияющий на цену строительства – отсыпка основания дороги для разделительной полосы. По нашим стандартам оно должно быть 5–6 м, а по международным нормам проектирования дорого ширина разделительной полосы должна быть 3–4 м.

Еще один фактор, влияющий на цену строительства дорожного полотна – это обочина. При устройстве дорог первой категории в России она должна быть не меньше 3,75 м (ширины полосы), а за рубежом обочина имеет ширину 2-3,3 м. В связи с действующими стандартами, полосы автодорог в России шире на 7-14% зарубежных, а обочины больше по ширине на 12–40%. Так как автомагистрали России почти в 2 раза шире зарубежных аналогов, объем и стоимость работ также отличается.

При строительстве автодорог закладывается в сметную стоимость расчетная скорость движения, которая может различаться в разных странах. Этот показатель для российских автотрасс равен 140–150 км/ч, что не соответствует требованиям для автомагистралей в Азии и США, где расчетная скорость движения 120 км/ч. Повышенные технические требования значительно усложняют геометрию маршрутов для автотранспорта, что приводит к увеличению финансовых затрат на строительство.

Важно! Только 12% автотрасс в России рассчитаны на весовую нагрузку до 11,5 тонны на ось, 58% автотрасс могут выдержать осевые нагрузки до 11 тонн, 35% автодорог не предназначены для проезда автотранспорта с нагрузкой от 10 тонн. Около 1/4 части автомагистралей эксплуатируются с превышением нагрузки и расчетной скорости движения транспорта.

Сколько стоит дорога, и как снизить расходы?

В 2016-2017 г.г. стоимость строительства 1 км федеральной автотрассы России в 1-полосном исчислении удалось уменьшить до 44 млн рублей. Для сравнения, в 2014 г. средняя цена 1 км дороги в РФ оценивалась более 50 млн рублей. Если сравнивать эти показатели с цифрами зарубежных стран, то строительство отечественных автомагистралей обходится в несколько раз дешевле, чем в Канаде, США и Германии. При пересчете на национальную валюту, 1 км автодороги в США обходится 127 млн рублей, трасса в Канаде стоит 163 млн рублей, а затраты Германии – 81 млн рублей.

Полезная информация! В границах одной и той же страны цена дороги может существенно отличаться. Известный тоннель в Бостоне – самый дорогой проект США обошелся в 188 млн. долларов за милю. Стоимость скоростной магистрали без больших сооружений и развязок в штате Виргиния затянул $1,9 млн. долларов за милю.

Чтобы улучшить сложившееся положение и уменьшить затраты на строительство дорог, надо переходить на современные модифицированные битумные стройматериалы. По сравнению с другим сырьем они отличаются повышенными характеристиками износостойкости, прочности и влагоустойчивости. Также необходимо пересмотреть системы расчетов стоимости, развить нормативную базу и внести изменения в ГОСТы и принятые стандарты. За последние годы в стране уже произошли масштабные изменения в сфере асфальтобетонных смесей.

Источник

Правительство снимает с себя обязательство по ремонту федеральных дорог

На фоне связанных с эпидемией коронавируса падения доходов и сокращения госбюджета правительство собирается сэкономить на дорогах. До 2024 года федеральный бюджет сможет покрывать не все расходы на ремонт и содержание федеральной дорожной сети, следует из внесенного в Госдуму законопроекта. Расходы нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», в рамках которого ремонтируется региональная дорожная сеть, также сокращаются.

Правительство внесло в Госдуму поправки к закону «Об автодорогах и дорожной деятельности». Сейчас бюджет РФ покрывает все траты на ремонт и содержание федеральной дорожной сети (53,8 тыс. км находятся в ведении Росавтодора, 3,4 тыс. км — ГК «Автодор»). Нормативы записаны в постановлении правительства 2017 года:

  • капремонт 1 км дороги пятой (базовой) категории стоит 12 млн руб.,
  • ремонт — 4,7 млн руб.,
  • содержание — 806 тыс. руб.

Для дорог более высоких категорий применяются повышающие коэффициенты:

  • капремонт магистрали категории 1А стоит 126,3 млн руб.,
  • ремонт — 47 млн руб.,
  • содержание — 4,7 млн руб.

До 1 января 2024 года соблюдать нормативы не нужно, следует из законопроекта.

«В очередном финансовом году и плановом периоде объем расходов недостаточен для обеспечения установленных законодательством расходных обязательств»,— сказано в пояснительной записке. Законопроект связан с проектом бюджета на 2021–2023 годы (“Ъ” рассказывал о нем 17 сентября): незащищенные федеральные расходы Минфин сокращает на 10%, военные — на 5%. Правительство подготовило еще несколько законопроектов, в частности, планируется отказаться от индексации зарплаты чиновников и судей в 2021 году.

В пресс-службе Минфина “Ъ” заявили, что «средства федерального бюджета на финансирование ремонта и содержание дорог выделялись и продолжают выделяться в необходимом объеме», но за подробностями «о распределении средств» попросили обратиться в Минтранс. В Минтрансе комментарий дать не смогли.

В 2019 году бюджет Росавтодора на ремонт и содержание сети составил 302 млрд руб., в 2020 году — чуть более 325 млрд руб. В 2021 году Росавтодор планировал (ведомственным распоряжением №3535-р) выделить 348,1 млрд руб., 362 млрд руб. в 2022-м и 378 млрд руб. в 2023-м. В проекте бюджета, который внесен в Госдуму, в 2021 году планируется выделить на эти цели 344,3 млрд руб., в 2022 и 2023 годах — по 377 млрд руб.

Сокращение финансирования может заставить дорожников искать «экономичные способы содержания», предполагает член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев («Единая Россия»):

« Например, перестанут сыпать песок с солью зимой и станут сыпать только соль».

Снижение затрат относительно нормативов приводит к ухудшению состояния сети, уверен президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров. «Мы это видим на примере региональных дорог, получающих примерно 25% от нужного финансирования,— поясняет он.— Теперь важно грамотно перераспределить имеющиеся средства, чтобы пользователи не заметили ухудшения состояния дорог». Господин Быстров отметил, что сейчас идет процесс передачи Росавтодору около 5 тыс. км региональных дорог, которые нужно срочно ремонтировать,— большая их часть в плохом состоянии (недавно, к примеру, трасса «Золотое кольцо» вокруг Москвы стала федеральной). «При сокращении финансирования этот процесс может затянуться или даже затормозиться»,— отмечает эксперт.

Как Минтранс хочет скорректировать нацпроект БКАД

С 2019 года, напомним, Минтранс, Росавтодор и регионы реализуют нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД), цель которого — отремонтировать 50% дорог в регионах и 85% в крупных городах и окрестностях (правительство сейчас пересматривает эти показатели). Поправки к закону об автодорогах напрямую нацпроекта не касаются, но в проекте бюджета, внесенного в Госдуму, уже заложено сокращение расходов, выделяемых на БКАД в 2021 году, на 5,9% (до 117,4 млрд руб.).

Источник

Читайте также:  Коллаж все для ремонта
Оцените статью