Театр современник после ремонта

Новости

19 декабря 2019 года «Современник» открыл после ремонта Другую сцену

Ровно год назад «Современник» торжественно отметил свое возвращение в здание на Чистопрудном бульваре после глобального ремонта. В этом сезоне мы не стали изменять традиции и днем открытия обновленной Другой сцены снова выбрали 19 декабря. Ведь это день рождения художественного руководителя Галины Волчек. Оба события мы отметили в «своем» кругу веселым капустником, который стал поздравительным сюрпризом для Галины Борисовны.

Нельзя сказать, что работы по обновлению сцены полностью завершены (ремонт, как известно, нельзя завершить, можно только прекратить), но, по словам директора театра Игоря Попова, «основной блок сделан, что дает нам повод начать использовать площадку в рабочем режиме». Главное – приведены в надлежащий вид галерея зрительного зала и зрительские станки, которые за 15 лет жизни Другой сцены сильно расшатались. Более мелкого масштаба ремонтные работы будут решаться в текущем режиме, не нарушая репертуарного плана.

Первая премьера этого сезона на Другой сцене выйдет 12 января — спектакль молодого режиссера, выпускника режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова) Андрея Маника «Что вы делали вчера вечером?». Эта постановка — результат взаимного и плодотворного сотрудничества театра «Современник» и драматурга-асбурдиста Дмитрия Данилова. Андрей Маник второй раз берется за материал, написанный Даниловым. Придуманный им в прошлом сезоне одноактный спектакль «Свидетельские показания» станет частью новой постановки «Что вы делали вчера вечером?».

Читайте также:  Ремонт карбюратора партнер 370

В феврале тот же Андрей Маник выпустит на Другой сцене еще одну премьеру – спектакль по пьесе классика израильской драматургии Ханоха Левина «Крум». Левин — провокативный драматург и режиссер, нарушитель общественного спокойствия. Он был признан классиком еще при жизни, пройдя за тридцать лет творчества долгий путь от всенародной ненависти до всенародной любви. «Для меня пьеса «Крум» о том, как человек теряет ощущение жизни. Главный герой настолько охвачен большими идеями, планами, мечтаниями, претензиями ко всему вокруг, что не чувствует своего участия в жизни, она как будто проходит мимо. В моем поколении я вижу таких людей огромное количество», — говорит Андрей Маник.

Источник

Реконструкция «Современника»: каким стало здание театра после масштабного ремонта

На этой неделе после масштабного ремонта открылась основная сцена «Современника» на Чистопрудном бульваре. С этим событием Сергей Собянин поздравил труппу театра на своей странице в «Твиттере».

Первый спектакль на новой сцене прошел 20 декабря. После реконструкции в здании создали комфортное пространство: фойе, гардероб, буфет, кулуары и гримерки. В помещениях оборудовали новые инженерные системы и установили кондиционеры. В зрительном зале поставили новые кресла, а сцену оснастили современным оборудованием.

Кроме того, зданию вернули исторический облик: восстановили лепнину и элементы карнизов, входную группу и надпись «Кинотеатръ “Колизей”» на фасаде. Также сделали новую архитектурно-художественную подсветку. Специалисты укрепили фундамент здания и плиты зрительного зала, восстановили кирпичную кладку, заменили и перекрытия сценической коробки, сделали гидроизоляцию подвалов и обновили кровлю.

Кинотеатр «Колизей», в котором с 1974 года работает «Современник», построили в 1913–1914 годах по проекту архитектора Романа Клейна. В 1924–1932 годах здесь показывали спектакли Первого рабочего театра Пролеткульта, а в 1932–1936 годах работал Московский драматический театр ВЦСПС во главе с режиссером Алексеем Диким.

Масштабная реставрация театра началась в сентябре 2016-го. Тогда физический износ отдельных конструктивных элементов здания достигал 60 процентов, а инженерных систем — 80 процентов. Работы проводили на 7,06 тысячи квадратных метров площади по дизайн-проекту заслуженного художника России Александра Боровского. Ранее, в 2014–2015 годах, капитальный ремонт сделали на площади 1,7 тысячи квадратных метров в административном корпусе театра (Чистопрудный бульвар, дом 19, строение 2).

Московский театр «Современник» создан в 1956 году группой молодых актеров. Днем его рождения считается 15 апреля — дата премьеры спектакля по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

Источник

Театр «Современник» возвращается в историческое здание: нам показали «обновки»

Музей, супер-сцена и кирпич с ятем

Сегодня в жизни театра «Современник» двойное событие — он наконец возвращается в свое историческое здание на Чистых прудах и отмечает день рождения худрука. Но если с юбилеем Галины Борисовны Волчек, которая упорно отказывается его праздновать, многое еще не ясно (все держится от нее в секрете), то с обновленным театром уже все очень даже конкретно. Обозреватель «МК» до приезда столичного начальства первым проинспектировал театр и выяснил, что приобрел, а что потерял «Современник» после «капитального ремонта с приспособлениями и элементами реставрации». Так, во всяком случае, обозначено во всех документах.

Фото: пресс-служба театра «Современник»

19 декабря состоится второе историческое возвращение театра Галины Волчек на Чистопрудный бульвар. С директором Игорем Поповым подходим к новенькому, отсвечивающему белизной зданию с белыми же колоннами.

— Что я знаю, — начинает Игорь Павлович, — вначале прошлого века купец Гуськов, торговавший пушниной, в районе Чистых прудов имел три доходных дома. Однако в 1912‑м он решил вложиться в новый для себя бизнес — выкупил участок земли и построил на нем кинотеатр «Колизей», чтобы и кинематограф приносил ему доход. Первый контракт он подписал с маленьким кирпичным заводиком купцов Пешкова и Рахманова. Кирпичи там делали ручной формовки, на некоторых даже сохранились клейма — Пешков/Рахманов — ты их в фойе увидишь. Когда во время ремонта штукатурку советского времени снимали, обнаружили кирпичную кладку. И автор дизайн-проекта Александр Боровский решил ее оставить, только белой краской покрыл.

Тут, надо сказать, прослеживается фамильная история: известный шрифт написания «Современника» и его афиш в середине прошлого века придумал папа Александра — великий художник Давид Боровский: строгие, без излишеств коричневые буквы на белом фоне. И сын решил весь интерьер строго выдержать в этих же тонах. Поэтому начиная от входной зоны с кассами и заветным окошком администратора до зала и внутренних помещений — все здесь сплошь бело-карее.

В гардеробе — алюминиевые колонны, шпонированные благородным темно-коричневым дубом. В центральном фойе по боковым стенам вообще красота — с пола под потолок два изящных арочных окна. Такие были в дворянских усадьбах. Белое окно смотрит на театральный дворик, а коричневое упирается в глухую стену. О, кстати, а вот в стене и тот самый кирпич с «ъ», маркированный клеймом их производителей: так купцов Пешкова с Рахмановым увековечили в «Современнике».

Безусловным украшением фойе стали три большие, наподобие многослойного кокона, люстры — их детали только в уменьшенном виде повторяют все светильники в театре. «Современник», совсем не богатый на площади в своей зрительской зоне, в ходе капремонта умудрился прирасти новыми метрами. Итак, смотрю, что получает публика? Во-первых, музей, которого прежде не было. Для него из технического помещения над гардеробом убрали все вентиляционные короба, и вот новенькое комфортное помещение уже ждет и архивы, и экспозиции. Из арочного же окна, начинающегося прямо от пола, хорошо видно фойе.

Второе приобретение — буфет: площадь общепитовский точки резко увеличилась за счет появления второго зала. Здесь неправильной формы сводчатые опоры, какие бывают в подвалах старых домов, такого теплого белого тона. Единственное, что смущает, так это высота потолков — мужчинам под два метра и выше явно придется наклонять голову. Но таких, как боксер Валуев или борец Карелин, к счастью, немного.

Репортеры «МК» первыми увидели обновленный «Современник». Фото: пресс-служба театра «Современник»

А теперь святая святых в храме искусств — женский туалет, куда очередь всегда в два раза длиннее, чем в мужской. В «Современнике» «М» и «Ж» махнули местами: слева — дамский, справа — мужской, так что по привычке, смотрите, не перепутайте. В женской комнате вместо восьми теперь четырнадцать кабинок.

Идем на балкон: кресла цвета пенки капучино, когда его размешаешь. Сверху отлично видно, что расстояние между рядами теперь приличное.

— Сколько было и сколько осталось в результате реконструкции мест? — спрашиваю директора.

— Процентов на десять мест уменьшилось: в основном за счет увеличения расстояния между рядами и оттого, что мы полностью отказались от откидных кресел в партере. Сейчас со стульями, которые мы установим по периметру проходов на балконе, в общей сложности мест должно быть 709. Смотри, что у нас еще появилось, — говорит мне Попов, указывая сверху на два последних ряда справа, — они снимаются, и на их место встают инвалидные коляски, много встанет. Теперь люди с ограниченными физическими возможностями в «Современник» смогут попадать по пандусу — он установлен со стороны двора: въезжают и, переехав боковое фойе, оказываются в зале.

Сцена «Современника» тоже вся в обновках — наконец у нее появилась полная нижняя механизация, которой раньше не было и в помине (а кому же она была нужна в кинотеатре?). Пять подъемно-опускных площадок, поворотный круг под залом, и когда нужно будет его использовать, сцену опустят вровень с залом, круг выплывет и с ней же поднимется наверх, как виниловая пластинка. Причем у круга два диаметра — внешний 10 метров, внутренний — семь, они могут двигаться в разные стороны.

Чтобы все механизмы поместились под сценическим пространством, строителям пришлось уходить вглубь, а там — грунтовые воды. Вот из-за них-то в основном, как говорит Игорь Павлович, и задержали переезд с Яузы. В день рождения худрука артисты хоть и переедут, но наладка оборудования будет идти параллельно. Вот и сейчас идет монтаж светового оборудования — группа мужчин в светло-серых комбезах монтируют на фермах и проверяют, как работает новый свет, другие — звук. Штанкеты уже прошли тестирование. Важно: «Современник» открыл собственную электрическую подстанцию — старая не давала нужного объема.

А что после ремонта получают актеры? Идем в актерскую зону: на первом этаже комната, где актеры обычно ждали своего выхода на сцену, расширилась, на месте комната реквизиторов и одна гримерка. Третий этаж считается мужским, четвертый — женским. Гримерки ждут артистов: мебель расставили — столики, зеркала, одна общая вешалка для костюмов вдоль стены, в каждой уборной — кушетка. На зеркалах, где можно смотреться в рост, шрифтом Боровского-старшего вырезано: «Театр Современник». Что ж, осталось только въехать и начать играть. Тем более что артисты не позволят своему худруку не отметить юбилей — гости званы, программа «семейного вечера» (а он именно так назван) уже готова.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

Здание по адресу Чистопрудный бульвар, 19а, построено по проекту архитектора Романа Клейна в 1914 году для кинотеатра «Колизей». В нем с 23‑го по 32‑й год работал Первый рабочий театр Пролеткульта, а с 33‑го по 36‑й — театр ВЦСПС. В начале 70‑х к нему пристроили сценическую коробку, и фундаменты обоих зданий, появившихся в разное время, удалось объединить. Вот в него-то торжественно, с разрезанием ленточки, «Современник» переехал в 1974‑м.

Источник

Возвращение домой. Год с момента переезда театра «Современник» на историческую сцену

Театр был основан в 1956 году группой молодых актеров, выпускников Школы-студии МХАТ. Их основной идеей был протест против закостенелости театральных процессов — они считали, что театр от жизни отделяет стена, а творчество абсолютно оторвано от реального мира. Поэтому у единомышленников не оставалось другого выбора, кроме как создать свой театр, первым художественным руководителем выбрали Олега Ефремова. В 1972 году «Современник» возглавила его ученица, режиссер и актриса Галина Волчек, которая продолжает успешно вести театр почти полвека.

Свое здание на Чистопрудном бульваре театр получил в 1974 году. Изначально оно было построено архитектором Романом Клейном (автором ЦУМа) для кинотеатра «Колизей», который открылся там в 1914 году. Оттого у сооружения и появились неоклассическая колоннада при входе и внутренний простор.

И стены другие, и звук не тот

Осенью 2016 года сцену пришлось закрыть на капитальный ремонт, а сама труппа переместилась на площадку театрально-концертного зала «Дворец на Яузе». Именно «Современник» стал первым театром, который переехал во дворец. Сейчас он частенько становится временным помещением для театров в процессе ремонта.

Конечно, артисты были счастливы вернуться в родные стены — это случилось год назад в декабре. Надо ли говорить, что театр порой может буквально заменить дом. В этих стенах проходят многочасовые репетиции, а график может быть таким плотным, что в свои апартаменты успеваешь вернуться лишь на сон. В коллективе давно царят семейные отношения, а во время ремонта, во время переезда, поделился актер Владислав Ветров, труппа стала только сплоченнее.

«Я очень скучал», — говорит актер Александр Хованский. Он пришел в театр в 1997 году и признается, что возвращение домой было «на разрыв», и наслаждается своей ностальгией по дому. «Даже звук здесь другой, и стены другие, и ряды другие, и сцена приподнята — вот все другое, просто все».

Но и место своего временного пристанища актеры вспоминают с теплотой.

«На Яузе тоже были свои прелести, свои нюансы, — вспоминает актер Илья Древнов. — Но здесь играется иначе: столько здесь прожито, оставлено, и все с удовольствием в это окунулись. Даже спектакли идут иначе, с какой-то более, может быть, душевной теплотой».

Во «Дворце на Яузе» труппа продолжала работать над новыми проектами, один из которых — «Не становись чужим» по пьесе Тома Стоппарда «Возвращение домой». Это постановка режиссера Сергея Газарова, и именно она стала последним вернувшимся спектаклем. «Премьера» прошла почти накануне памятной даты — год в театре (официальное открытие сцены состоялось 19 декабря).

Такая задержка — почти год — не случайна. В театре многое было перестроено, и некоторые декорации пришлось специально подстраивать для новой сцены.

Михаил Ефремов, который играет Макса (главу семейства, пожилого отца, из-за упрямства которого и начинается главная интрига сюжета) в спектакле «Возвращение домой», рассказал, что сцену опустили примерно на 40 см — она стала такой же низкой, как и во МХТ. Из-за этого изменилась акустика — стало гораздо лучше.

У актеров новые уютные гримерки, где могут помещаться несколько актеров, а у сотрудников появилось больше места для работы. Во время репетиции актеры (а они не возвращались к этому тексту почти год, ведь спектакль еще не игрался в этом театре) быстро проговаривают текст, повторяют ключевые моменты, говорят цитатами из пьесы, даже пока их гримируют. Михаил Олегович дает советы, помогает, если у коллег возникают вопросы. А иногда может и прикрикнуть, и клюшкой по полу стукнуть. Оно и понятно: персонаж его — человек бескомпромиссный, прямолинейный, суровый.

Что изменилось после реконструкции

Если задать такой вопрос директору театра, Игорю Попову, то он сразу отвечает: все, кроме архитектуры зала. Для фойе разработали новый дизайн, такой, чтобы сохранить исторический дух, настроение театра, но и подчеркнуть его современность и оригинальность. В процессе реставрации в стенах нашли кирпичи, которые были заложены в начале ХХ века, — на их гранях можно даже разглядеть буквы от названия завода, где их сделали.

На сцене теперь есть подъемно-опускные механизмы для декораций и площадки. Появилась возможность менять сложные декорации между актами, допустим, в первом — подъемно-опускные площадки, а во втором — поворотный круг. Он, к слову, довольно масштабный, часть его спрятана под зрительным залом, при необходимости его выдвигают и помещают на сцену.

В театре уверяют — в зрительном зале больше нет неудобных мест, со всех видно одинаково хорошо. Кроме этого, театр оборудовали для людей с ограниченными возможностями. Несколько рядов сделали съемными, и их можно убрать при необходимости, чтобы туда могли въехать коляски.

Изменились и театральные цеха (такие комнаты, где специальные мастера занимаются реквизитом, декорациями или костюмами). В одном из них художник-бутафор Альберт Камалиев готовит к спектаклю «Три сестры» белый рояль. Мастер много раз называл инструмент легендарным: «[Этот спектакль] идет достаточно давно. Он много ездил по разным гастролям, не только по России, но и за рубежом. У нас особенно трепетное отношение к этому спектаклю, поэтому я так его и назвал».

Помещение, которое сейчас занимает цех, всегда служило для этих целей, но во время ремонта бутафорам приходилось ютиться в разных местах. Поэтому для него это тоже возвращение в родные стены. «Здесь здорово, о чем говорить. Четыре окна, хороший свет. На что еще жаловаться? У нас все очень здорово», — радуется мастер.

Это особое место, которое помогает даже в самую трудную минуту, так считают артисты. Когда пришло время играть спектакли после ремонта, они волновались, а Ефремов и вовсе называет переезд «стихийным бедствием». Но все это уже позади, спектакли вернулись домой. И (это было сделано не специально) очень символично, что пьесой с названием «Возвращение домой» заканчивается переезд «Современника».

Источник

Оцените статью