Тех карты ремонта электромагнитного контактора

Ремонт индивидуальных контакторов

Общие сведения. У контакторов в процессе эксплуатации изнашиваются рабочие поверхности контактов, детали подвижной системы, нарушается изоляция стоек и катушек, прогорают стенки дугогасительных камер, обрываются жилы гибких шунтов и проводов, слабнут или ломаются пружины, нарушается работа привода и регулировка основных параметров контакторов.

Снятые с локомотива контакторы очищают от грязи, продувают сжатым воздухом и передают на дефектировку и ремонт. Ремонт ряда деталей контакторов рассмотрен в предыдущем разделе. Ниже рассматриваются общая технология ремонта электропневмати-ческих и электромагнитных контакторов и особенности ремонта и регулировки контакторов отдельных типов.

Электропн евматические контакторы. Ремонт контакторов при ТР-3 проводят с полной их разборкой. С контактора снимают дугогасительную камеру, блокировочные колодки с кронштейном и рычагом, изоляционную тягу, верхний и нижний кронштейны, пневматический привод.

Все детали очищают от грязи, разбирают и осматривают. Дефектные детали ремонтируют или заменяют, разбирают и ремонтируют неисправный вентиль. Трещины в дугогасительном роге разделывают и заваривают газовой сваркой. Специальным шаблоном проверяют профиль рога. Места прога ров и оплавлений, искажающих профиль рога, заваривают латунью и обрабатывают, контролируя профиль шаблоном. Допускается восстановление рога по длине напайкой медно-вольфрамовых наконечников МВ-70. Возможные перекосы в контактной системе устраняют.

Контакты электропневматических контакторов с толщиной у пятки менее 5 мм и контакты контакторов ПК-96— ПК-101 с толщиной напайки менее 0,5 мм заменяют. При меньших износах они подлежат ремонту.

Если контакты ремонта не требуют, но имеют подгары, то их зачищают бархатным или личным напильником, стараясь снять возможно меньший слой металла и не изменить профиля контакта. После зачистки контакты протирают ветошью. Смазывать контакты не допускается.

Проверяют соответствие пружин контактора характеристикам. Так, отключающая пружина контактора ПК-21 при нагрузке 60 Н должна иметь длину 146 ±4 мм, а при 200 Н—98 ±6 мм, а притирающая—длину 60±2 мм при нагрузке 20 Н и 46 ±3 мм при нагрузке 90 Н. Пружины, не отвечающие этим требованиям, заменяют.

Читайте также:  Ремонт спицованных колес мотоцикла волоколамское шоссе

Дугогасительные катушки с витками, оплавленными на участках более 3% площади их сечения, восстанавливают наплавкой медью, места заклепочных соединений концов катушки пропаивают припоем ПОС-45. При витковом замыкании витки раздвигают и опускают катушку в пропиточный лак с миканитовой пылью.

В ремонтной практике наблюдались случаи пробоя изоляции между витками дугогасительной катушки и ее сердечником. Поэтому при разборке контактора необходимо проверять состояние изоляционной втулки внешним осмотром и измерением ее сопротивления. Если на ней будут обнаружены подгары, следы пробоя или ее сопротивление окажется менее 10 МОм, то изоляционную втулку заменяют.

Дугогасительные камеры должны свободно сниматься и надеваться, а полюсы касаться сердечников дугогасительных катушек. Стенки и перегородки камеры с трещинами и прогарами глубиной бодее 1/4 толщины стенки заменяют, при меньшей их глубине — ремонтируют.

Рис 5.11. Регулировка блокировочного устройства

Пневматический привод при необходимости разбирают и ремонтируют. После его сборки вновь убеждаются в отсутствии утечки воздуха и многократным включением вручную электромагнитного вентиля в течение 1—2 мин осуществляют приработку привода.

Проверяют линии касания и горизонтальное смещение силовых и блокировочных контактов. При недостаточной длине линии касания блокировочных контактов выполняют взаимную притирку пальцев 3 (рис. 5.11) к медным сегментам 4. Блок-контакты, утратившие требуемое нажатие, заменяют. Нажатие блок-контактов регулируют, подгибая кронштейны-держатели 1 изоляционных колодок с пальцами 2. Контактные пластины с износом более 1 мм и пальцы с износом до половины их толщины заменяют.

Выработку на колодках блок-контактов глубиной до 1 мм устраняют, запиливая личным напильником. При более глубокой выработке допускается установка на колодки фибровых вставок на заклепках.

Места механических повреждений изоляции зачищают и покрывают эмалью ГФ-92-ХК. Неисправные наконечники перепаивают, ремонтируют или заменяют неисправные шунты и провода, заменяют дефектный крепеж и пружины, имеющие трещины, изломы или утратившие упругость.

Сборку контактора выполняют в последовательности, обратной последовательности его разборки. Устанавливают и закрепляют на изоляционном стержне кронштейны подвижного и неподвижного контактов. Устанавливают пневматический привод и соединяют его с рычагом подвижного контакта. Монтируют электромагнитный вентиль и блокировочное устройство. Устраняют возможный люфт рычажной системы и перекос блокировочной колодки. Проверяют работу пневматического привода, убеждаются в отсутствии заеданий и утечки воздуха при его давлении 675 кПа (6,75 кгс/см 2 ).

Регулировку аппарата проводят на стенде. Контролируют угловым шаблоном раствор силовых контактов. При необходимости регулируют его перемещением кронштейнов на изоляционном стержне. Одновременно контролируют взаимное боковое смещение контактов (должно быть не более 2 мм) и длину линии их касания (не менее 80% их ширины).

Контакторы ПКУ-2 и ПК-306 имеют сдвоенную контактную систему. У них должна быть обеспечена строгая одновременность отключения. Раствор контактов ПКУ при касающихся дополнительных контактах должен быть 6,5—

У контактора ПК-306 провал регулируют, устанавливая на шток (между внутренним приливом цилиндра и поршнем) втулки соответствующей длины.

Измеряют нажатие контактов. Начальное нажатие регулируют заменой притирающей пружины с соответствующей характеристикой, а конечное — регулировкой натяжения отключающей пружины при давлении сжатого воздуха 500 кПа (5 кгс/см 2 ).

Допускаемые значения основных параметров контакторов некоторых типов приведены в табл. 6.

Проверяют работу контактора при пониженных значениях напряжения (30 или 50 В) и давления воздуха (350 кПа или 3,5 кгс/см 2 ). При этом все подвижные части контактора должны перемещаться свободно, без заеданий.

Убедившись в правильной работе контактора, на него устанавливают дугогасительную камеру. При этом следят, чтобы щеки полюсов камеры прилегали к сердечнику катушки, зазор между подвижным контактом и стенками камеры был не менее 1 мм, а зазор между витками катушки и держателем — не менее 2 мм. Запирающее устройство должно надежно удерживать камеру.

Источник

ТО и ремонт электромагнитных и электропневматических контакторов

ТО-2

Производится внешний осмотр аппаратов. Проверяется отсутствие повреждений аппаратов, состояние контактов, блокировок крепежных деталей, надежность крепления токоведущих шин, гибких шунтов, проводов и контактных деталей, а также подвижных частей. Оплавленные контакты должны быть зачищены или заменены. Изношенные контакты заменяются. Проверяется четкость работы аппаратов при подаче питания (номинальных значениях напряжения). Аппараты должны переключаться без задержки в промежуточном положении.

ТР-1

Общие положения

Проверяется крепление аппаратов и их деталей, отсутствие трещин. Снимаются дугогасительные камеры контакторов. Аппараты очищаются от пыли, грязи и подгаров.

Дугогасительные камеры осматриваются, проверяется прочность крепления болтовых соединений, камеры очищаются от металлического налета и копоти. Изношенные детали камер из асбоцемента разрешается ремонтировать с применением специальной замазки или вставок из термо- и дугостойких материалов.

Проверяется соответствие деталей аппаратов нормам допусков и износов или техническим данным. Неисправные детали ремонтируются или заменяются.

Проверяется состояние разъемных силовых и вспомогательных контактов. Обоженные, оплавленные или окислившиеся контактные поверхности контактов обрабатываются при помощи напильников с мелкой насечкой и шлифовальной шкуркой с сохранением профиля контактов. Контакты реле и вспомогательные контакты контакторов и переключателей зачищаются стальной закаленной полированной пластиной, обезжиренной в спирте или бензине и протертой насухо салфеткой. Контакты кнопочных выключателей разрешается зачищать личным напильником или надфилем. Мелкие оплавления деталей зачищаются с использованием стеклянного полотна, крупные — при помощи личного напильника. После зачистки металлические опилки удаляются с аппаратов, изоляционные детали протираются техническими салфетками, смоченными в бензине. Толщина, раствор, провал, смещение и нажатие силовых и вспомогательных контактов должны соответствовать нормам допусков и износов, техническим требованиям чертежей

Проверяется четкость срабатывания, отсутствие заедания в подвижных частях аппаратов и прочность крепления аппаратов, токоведущих частей. Проверяется состояние подводящих проводов, прочность крепления и пайка наконечников проводов и гибких шунтов. Наконечники с трещинами, изломами или с уменьшенной контактной поверхностью более чем на одну четверть вследствие обгара, изломов и других повреждений, заменяются. При обрыве более 20 % сечения жил проводов и шунтов от наконечника, наконечники перепаиваются. В остальных случаях поврежденные провода и шунты подлежат замене. При меньшем повреждении оборванные жилы заправляются так, чтобы их свободные концы плотно прилегали к целым жилам провода. Поврежденная у наконечников бандажировка проводов восстанавливается. Провода с повреждением наружного слоя изоляции изолируются лентой из натуральной резины или лакоткани согласно утвержденным технологическим процессам. В случае повреждения на консольных участках проводов их оплетки, защитной оболочки или специальных защитных трубок из резины, или полихлорвинила разрешается восстанавливать весь поврежденный участок двумя слоями липкой полихлорвиниловой или изоляционной ленты.

Стертые, отсутствующие и несоответствующие надписи на аппаратах и маркировка на проводах восстанавливаются в соответствии со схемой электровоза. Запрещается в случае смены аппарата отсоединять провода без предварительного восстановления их маркировки.

Проверяется работа контакторов (при пониженных напряжении и давлении воздуха), снимаются дугогасительные камеры, детали осматриваются на отсутствие трещин, неисправные детали заменяются. Изоляционные поверхности протираются. Проверяется крепление монтажных проводов к блокировкам контакторов. Стойки, имеющие обгары, сколы, следы переброса электрической дуги заменяются. Проверяется состояние и крепление силовых контактов и шунтов. При наличии подгаров и оплавлений контакты зачищаются. Силовые контакты, имеющие недопустимый износ, заменяются. Проверяется и регулируется раствор, провал, смещение и нажатие силовых контактов.

Проверяется состояние и крепление дугогасительных и включающих катушек. Ослабленные катушки закрепляются. Мелкие трещины в изоляции после очистки закрашиваются изоляционной эмалью. Проверяется состояние изоляции сердечника дугогасительной катушки, ослабленные крепления полюсов закрепляются.

Вспомогательные контакты осматриваются. Заменяются изношенные контакты и просевшие пружины. Регулируются разрыв и провал вспомогательных контактов. Дугогасительная камера осматривается, стенки камеры очищаются от нагара и копоти. Изломы, прогары и трещины в стенках не допускаются. При постановке камеры на контактор проверяется отсутствие заедания подвижных частей контактора о стенки камеры. Полюса дугогасительной камеры должны плотно прилегать к полюсам дугогасительной катушки. У электропневматических контакторов, имеющих на нижнем кронштейне вилку (для соединения с рычагом подвижного контакта), дугогасительный рог камеры должен плотно входить в эту вилку.

ТР-3

Ремонт электромагнитных контакторов производится в соответствии с требованиями технологической инструкции по техническому обслуживанию и текущему ремонту электромагнитных контакторов электровозов переменного тока. Электромагнитные контакторы очищаются. Контакторам производится ремонт полной разборкой со снятием с электровоза. Металлические детали с трещинами и контакты с предельными износами заменяются. Контакты со следами оплавлений, имеющие износ в пределах норм допусков и износов, должны быть зачищены с соблюдением профиля контактов. Дугогасительные камеры должны быть отремонтированы, при невозможности – заменены. Износ стенок дугогасительных камер должен соответствовать нормам допусков и износов.

Дугогасительные и включающие катушки осматриваются. Они должны быть прочно закреплены на сердечниках. Проверяется состояние выводных зажимов катушек. При обгорании или ослаблении выводы ремонтируются. Проверяется активное сопротивление катушек контакторов. Негодная изоляция сердечников катушек магнитного дутья заменяется. Изоляционные планки и кронштейны якоря при наличии трещин, сколов, подгаров заменяются новыми. Катушки контакторов включения электродвигателей главного контроллера и мотор-компрессоров проверяются на отсутствие межвиткового замыкания.

Собранные электромагнитные контакторы должны удовлетворять следующим требованиям:

· все подвижные части должны перемещаться свободно, без заеданий;

· зазор между подвижным контактом и стенками дугогасительной камеры должен быть не менее 1 мм;

· дугогасительная камера должна свободно устанавливаться и сниматься. При этом полюсы камеры должны плотно прилегать к полюсам катушки магнитного дутья;

· линия касания главных контактов должна быть в пределах норм допусков и износов;

· толщина, раствор, провал и нажатие контактов, их смещение относительно друг друга должны соответствовать требованиям чертежей и нормам допусков и износов;

· у контакторов с парным исполнением контактов должно быть обеспечено одновременное замыкание и размыкание контактов согласно требованиям чертежей;

· прилегание якоря к сердечнику катушки должно быть плотным. Допускается местное неприлегание между якорем и концом полюсного наконечника, обращенного к оси вращения якоря, не более 0,4 мм;

· контакторы должны четко срабатывать при пониженном напряжении на включающей катушке

Ремонт электропневматических контакторов производится в соответствии с требованиями технологической инструкции по техническому обслуживанию и текущему ремонту электропневматических контакторов электровозов переменного тока. Электропневматические контакторы снимаются и направляются на участок ремонта электроаппаратуры. Производится ревизия пневмоприводов электропневматических контакторов. Ревизия приводов электропневматических контакторов осуществляется со снятием приводов с электровоза. Привода разбираются, детали приводов очищаются от старой смазки. Проверяется состояние цилиндров, поршней, манжет, штоков, крышек, пружин. Негодные детали заменяются. Осматривается внутренняя поверхность цилиндров, проверяется отсутствие выработки, задиров, трещин, раковин. Неисправные цилиндры ремонтируются. Дефектные уплотняющие прокладки крышек цилиндров и погнутые штоки заменяются.

Резиновые манжеты заменяются на новые независимо от их состояния. Они должны устанавливаться со сроком хранения не более двух лет. Войлочные кольца промываются в керосине и просушиваются на воздухе в течение 2 ч. Кольцо не должно иметь разрывов, смятия, расслоений. Кольцо перед установкой в привод пропитывается в масле МВП с выдержкой не менее 12 часов. Кожаные манжеты, имеющие недопустимые износы, с оборванными краями или появлением излома при перегибе на 180 о (лицевой стороной наружу), заменяются. Допускается наличие изломанных лепестков у бронзовых пружинных шайб не более трех штук на шайбу, если они не расположены рядом и перекрываются лепестками другой шайбы.

Все электромагнитные вентили аппаратов, вентили защиты снимаются для ремонта. Рабочие поверхности клапанов и седел электромагнитных вентилей должны быть притерты для устранения утечек воздуха. При невозможности устранения утечки воздуха детали заменяются. Клапаны, не обеспечивающие по своей длине хода, предусмотренного нормами допусков и износов, заменяются новыми. Поврежденные резиновые уплотнительные шайбы и шайбы, имеющие толщину, менее установленную нормами допусков и износов, заменяются. Величина хода клапанов, магнитные зазоры под якорем, глубина уплотнительных фасок во втулке корпуса электромагнитных вентилей должны соответствовать нормам допусков и износов.

Контакторы очищаются и осматриваются. Зачищаются от нагара и брызг металла дугогасительные рога контакторов. Проверяется состояние силовых (главных) и дугогасительных контактов. При износе контактов, более установленных норм, они заменяются. Восстанавливается профиль медных силовых контактов. Линия контактного касания должна быть не менее 75 % ширины контактов. Осматриваются кронштейны подвижного и неподвижного контактов и подвижный рычаг с контактодержателем главного контакта. При обнаружении в них трещин они разделываются и завариваются газовой сваркой.

Проверяется состояние дугогасительных катушек и их выводов, при нарушении пайки, наличии трещин, оплавлений и подгаров изоляции, недостаточном расстоянии между витками катушки ремонтируются. Изоляционные тяги не должны иметь трещин, повреждений изоляции. Проверяется состояние изоляции стоек. Поврежденная изоляция восстанавливается в соответствии с утвержденными технологическими процессами или заменяются стойки. Стойки со следами перебросов электрической дуги зачищаются и окрашиваются изоляционной эмалью.

Проверяется состояние валиков и втулок шарнирных соединений, зазоры в шарнирах доводятся до нормы заменой валиков или втулок. Колодки блокировок с медными сегментами осматриваются, выработка глубиной до 1 мм запиливается. Устраняется люфт рычажной системы. Положение блокировочных пальцев на колодке с медными сегментами должно соответствовать техническим требованиям чертежей. Регулировка нажатия пальца блокировки осуществляется подгибом пальца.

Дугогасительные камеры разбираются, зачищаются стенки, перегородки. Проверяется состояние деионных решеток. Неисправные камеры ремонтируются. Толщина стенок и перегородок должна соответствовать нормам допусков и износов. Межконтакторные перегородки при необходимости ремонтируются или заменяются исправными.

После ремонта и сборки контакторы должны удовлетворять следующим требованиям:

· включение контакторов при давлении воздуха 350 кПа (3,5 кгс/см 2 ) должно быть четким, без рывков, заеданий с притиранием контактов, соответствующим нормам допусков и износов;

· толщина, раствор, провал, смещение и нажатие силовых и блокировочных контактов должны соответствовать техническим данным;

· между подвижными частями контакторов и дугогасительной камерой должен быть зазор не менее 1 мм;

· между витками катушки магнитного дутья (дугогасительной) и кронштейном неподвижного контакта должен быть зазор не менее 2 мм;

· витки катушки магнитного дутья не должны касаться друг друга;

· полюсы дугогасительных камер должны плотно прилегать к полюсам катушек магнитного дутья;

· дугогасительные камеры должны свободно сниматься и устанавливаться на место, иметь исправные запирающие устройства;

· раствор вилки для рога дугогасительной камеры должен соответствовать требованиям чертежа (7-9 мм);

· суммарный вертикальный люфт рычажной системы, измеряемый на подвижном контакте, не должен превышать размера, предусмотренного техническими требованиями чертежей.

Источник

Оцените статью