Тех процесс ремонта метрополитена

Капитальный ремонт подземных объектов метрополитена

На метрополитене из-за его протяженности и разветвленности линий, большого числа подземных сооружений, выполняющих различные функции в различных инженерно-геологических условиях и отличающихся условиями эксплуатации, проводят выборочный капитальный ремонт. Комплексный капитальный ремонт какого-либо сооружения в целом проводится в исключительных случаях, так как предполагает выключение объекта из эксплуатации, как правило, на длительный период.

Под выборочным ремонтом подразумевается ремонт отдельных конструкций основных или вспомогательных сооружений или оборудования. Например, ремонтные работы ведут на участке перегонного тоннеля или станции, в эскалаторном тоннеле, в вентиляционных стволах и других местах.

Выборочный капитальный ремонт производится в случаях:

• когда комплексный ремонт может вызвать серьезные помехи в работе метрополитена в целом или отдельного его участка;
• при большом износе отдельных конструкций, угрожающем сохранности остальных частей сооружения, оборудования:
• при экономической нецелесообразности проведения комплексного ремонта.

При проведении выборочного капитального ремонта необходимо в первую очередь предусматривать ремонт техконструкций, от которых зависит нормальный ход технологического процесса эксплуатации сооружений метрополитена, а также конструкций, от исправности которых зависит сохранность остальных частей.

Капитальный ремонт станционных комплексов включают замену покрытий и деталей облицовки стен и пола станции, ремонт или замену водозащитных зонтов и декоративных элементов архитектурного оформления станции, перекладку внутристанционных коммуникаций, переустройство внутристанционных помещений и многое другое. Для эскалаторных тоннелей наиболее характерны работы по шмоне водозащитных зонтов, устранение течей в стыках сборных обделок.

К работам по капитальному ремонту перегонных тоннелей, кроме перечисленных ранее, относятся работы по замене полушпал, ремонт водопроводных и канализационных сетей.

Читайте также:  Срок гарантийного ремонта казахстан

Капитальный ремонт перегонных тоннелей и сооружений станционного комплекса проводят только в ночное время, что увеличивает продолжительность работ. Кроме того, ремонт станционных комплексов в зонах, где возможен доступ пассажиров, требует устройства специального ограждения зоны производства работ.

Основными работами по капитальному ремонту вентиляционных шахт являются восстановление водонепроницаемости обделки, ремонт и усиление обделки, восстановление внутренних конструкций. Восстановление водонепроницаемости обделки осуществляется расчисткой чеканочных канавок и чеканкой швов ремонтными составами на основе расширяющегося цемента или полимерных составов, а также нагнетанием за обделку уплотнительных и гидроизоляционных составов.

Для усиления обделки и ремонта разрушенных тюбингов в необходимых случаях (иногда по всей длине ствола) устраивают железобетонную обойму. Восстановление внутренних конструкций в настоящее время проводится с заменой металлических деталей на элементы из композитных материалов, что позволяет существенно увеличить их срок службы. Капитальный ремонт вентиляционных стволов в большинстве случаев осуществляется с подачей материалов и доступом рабочих и техники с поверхности земли, что позволяет вести работы в дневное время. При проявлении признаков аварийных ситуаций организации, осуществляющие мониторинг, должны срочно информировать об этом службу тоннельных сооружений метрополитена и заказчика строящегося объекта.

Источник

Организация работы станции метрополитена (2018 год) — часть 13

15. Технологический процесс работы станции

Технологический процесс работы станции (ТПРС) составляется на основании требований Правил

ПТЭ метрополитенов РФ и действующих инструкций, на основе технически обоснованных норм времени,
разработанных нормативной станцией по труду Московского метрополитена, а также хронометражных
наблюдений затрат времени на выполнение конкретных операций производственного цикла.

ТПРС предусматривает систему организации перевозок пассажиров и обеспечение высокой

культуры обслуживания. ТПРС составляется ДС, согласовывается ДЧ и утверждается начальником
Службы Д. ТПРС составляется в 3-х экземплярах. Первый экземпляр находится на станции в помещении
ДСП, второй – на дистанции, третий-в Службе движения.

ТПРС должен включать следующие основные разделы:

— производственная и техническая характеристика станции;
— организация и обеспечение технической работы станции;
— организация обслуживания пассажиров на КПП;
— организация и обеспечение работ по обслуживанию пассажиров на станции (организация

пассажиропотоков, режим работы эскалаторов, виды информации и т.д.);

— организация работ по обеспечению санитарного содержания станции.

Приложение:
Для составления ТПРС проводятся хронометражные наблюдения, устанавливаются нормы затрат

времени на выполнение конкретных операций производственного цикла и составляются соответствующие
технологические графики.

Изменения и дополнения в ТПРС вносятся при изменении организации технической работы

станции или работы по облуживанию пассажиров, а также при изменении устройств и оборудования.

При внесении изменений и дополнений в ТПРС необходимо выявлять возможности совмещения

выполнения отдельных операций, изменений рабочего времени, автоматизации и механизации наиболее
трудоемких операций, а также рационального размещения и использования оборудования.

Все изменения и дополнения в ТПРС вносятся ДС, согласовываются ДЧ, утверждаются

начальником Службы движения.

1. Производственная и техническая характеристика станции.
Производственная характеристика станции содержит данные, характеризующие распределение

пассажиропотоков во времени и пространстве. Среднесуточная перевозка пассажиров (по рабочим,
субботним, воскресным дням).

Техническая характеристика станции содержит:

— схематический план вестибюлей с прилегающей территорией к станции, с увязкой маршрутов

городского наземного транспорта и железной дорогой;

— схематический план станции;
— схематический план путевого развития станции;
— перечень оборудования и механизмов, используемых для работы на станции и обслуживания

— виды и месторасположение устройств связи.

2. Организация и обеспечение технической работы станции.

— подготовительная работа для обеспечения начала движения поездов;
— начало движения поездов;
— время стоянки поезда на станции;
— работа по окончании движения поездов;
— работа в период до снятия напряжения с контактного рельса;
— работа в период после снятия напряжения с контактного рельса до основных подготовительных

работ к началу движения поездов;

— работа по пропуску работников в тоннель по наряду в период движения поездов и наличия

напряжения на контактном рельсе;

— работа по пропуску работников метрополитена в тоннель в экстренных случаях;
— Схема расстановки ДСП на платформе в «час-пик» и во «внепиковое» время.

Источник

Инструкция по текущему содержанию искусственных сооружений метрополитенов

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция устанавливает порядок надзора и текущего ремонта искусственных сооружений метрополитенов, а также ведение технической документации по этим объектам.

Оглавление

1. Общие сведения

2. Организация содержания искусственных сооружения метрополитенов

3. Надзор за состоянием искусственных сооружений

4. Осмотр тоннельных сооружений

5. Осмотр наземных сооружений

6. Осмотр мостовых переходов

7. Текущий ремонт и уход за тоннельными сооружениями

8. Текущий ремонт и уход за наземными сооружениями

9. Содержание коллекторов рек

10. Прочие работы по обслуживанию и текущему ремонту искусственных сооружений

11. Текущий ремонт и уход за мостовыми переходами

Приложение 1. Перечень аварийного запаса материалов, инструмента, инвентаря на околотке дистанции тоннельных сооружений метрополитена

Приложение 2. Перечень основных работ по текущему содержанию искусственных сооружений, требующих ограждения места их проведения сигналами остановки

Приложение 3. Табель оснащенности околотка текущего содержания тоннельных сооружений средствами механизации, оборудованием, инструментом, инвентарем и транспортом

Приложение 4. Перечень работ по текущему содержанию искусственных сооружений метрополитенов н их периодичность

Дата введения 01.02.2020
Добавлен в базу 01.01.2018
Актуализация 01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

05.06.1996 Утвержден Хозяйственная ассоциация Метро
Издан Транспорт 1996 г.

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ АССОЦИАЦИЯ ’’МЕТРО»

Инструкция по текущему содержанию искусственных сооружений метрополитенов

Генеральным директором Хозяйственной ассоциации «Метро»

Инструкция по текущему содержанию искусственных сооружений метрополитенов

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1996

прессованной обделке принимается условно по 10 течей на 1 м тоннеля; в сборной железобетонной обделке прямоугольного сечения и цельносекционной принимается условно по пять течей на каждый вертикальный стык тоннеля по периметру и по две течи на каждый горизонтальный стык в пределах стенового блока.

3.4.2. Нс реже одного раза в месяц для каждой станции старшин мастер околотка (мастер), обслуживающий данный участок, принимает участие в работе комиссии под председательством начальника станции.

3.4.3. Ежеквартально старший мастер околотка (мастер) проверяет балльность искусственных сооружений путем их натурного осмотра. По результатам осмотра заполняют бланки в Книге записи результатов проверки балльности искусственных сооружений метрополитена (форма МУс-7).

3.4.4. Ежеквартально старший мастер дистанции вместе с мастером околотка осматривает поверхность над тоннелями и наземные сооружения. При этом особое внимание обращают на участки тоннелей мелкого заложения, а также на работы, выполняемые со вскрытием земной поверхности, просадки грунта и отвод поверхностных вод. Результаты осмотра заносят в Книгу формы МУс-8, а все серьезные замечания — в Книгу формы МУс-3.

3.4.5. Не реже одного раза в квартал старший мастер околотка (мастер) принимает участие в работе комиссии по осмотру притон-нельных сооружений. Все обнаруженные дефекты заносятся в книгу формы МУс-3.

3.4.6. Ежегодно начальник дистанции тоннельных сооружений, старший мастер (мастер) и инженер производственно-технического отдела по графику, утвержденному заместителем начальника метрополитена и начальником службы, проводят осмотры тоннелей с подвижной единицы или передвижной вышки, оснащенной специальным освещением, для детального осмотра тоннельной обделки. При необходимости допускается вскрытие конструкции или простукивание ее. Периодичность такого осмотра определяется индивидуально для каждого участка тоннелей в зависимости от срока их эксплуатации, технического состояния и местных условий.

3.4.7. Перед наступлением паводкового или ливневого периодов, а также после их окончания начальник дистанции тоннельных сооружений и начальник дистанции пути с привлечением мастеров, обслуживающих открытые участки линий метрополитена, осматривают подходные выемки, насыпи, закрытые галереи, подпорные стенки, водопропускные сооружения, русла рек, дренажную систему, заборы ограждения и др. По результатам осмотра составляется перечень неблагополучных мест по пропуску ливневых и паводковых вод.

3.4.8. На весь период эксплуатации за пространственным положением сооружений, пути и обустройств, а также основных 10

элементов мостовых конструкций устанавливают периодический инструментальный контроль, который осуществляют геодезическо-маркшейдерские группы (участки) службы в соответствии с инструкцией по производству геодезическо-маркшейдерских работ на метрополитене.

3.4.9. Особо тщательным инструментальным проверкам подвергают участки тоннелей: находящиеся в неблагоприятных условиях эксплуатации, а также в районах производства работ посторонними организациями; подверженные деформациям и осадкам, где возможны изменения величин или направления действующих нагрузок на тоннельную конструкцию.

3.4.10. Для определения вертикальных осадок тоннеля выполняют прецизионное нивелирование, которое обязательно увязывают с постоянными реперами на поверхности.

Сплошное прецизионное нивелирование тоннельных обделок проводят: не реже одного раза в год при эксплуатации тоннеля сроком до 5 лет; не реже одного раза в 3 года при эксплуатации тоннелей сроком от 5 до 10 лет; не реже одного раза в 5 лет при эксплуатации тоннелей сроком свыше 10 лет.

На метрополитенах, имеющих отдельные службы пути и тоннельных сооружений, допускается нивелировка тоннелей со сроком эксплуатации более 10 лет один раз в десять лет при условии отсутствия деформаций тоннельных обделок и согласовании планов работ по нивелировке пути и тоннелей, проводимых геодезическо-маркшейдерскими группами (участками) службы пути и службы тоннельных сооружений, т. е. общая периодичность проведения сплошного нивелирования двумя службами должна быть не реже одного раза в 5 лет. При наличии отклонений от результатов предыдущей проверки данные по ним сообщают другой службе.

3.4.11. Все мостовые переходы полной длиной более 20 м должны иметь двусторонние боковые служебные дорожки (тротуары) с железобетонными настилами и ограждением (перилами), а при необходимости и укрытия для обслуживающего персонала. Кроме того, на таких мостовых переходах укладывают контррельсы (контруголки).

На все мостовые переходы полной длиной более 20 м составляют планы и профили пролетных строений (снятые геодезическим инструментом), которые хранятся в папке «приложений» в Книге метромоста, а на переходы длиной менее 20 м составляют карточки формы ПУ-15.

3.4.12. При обнаружении смещения или наклона опор выясняют причины деформации и устанавливают при необходимости регулярные инструментальные наблюдения за положением опор.

Измерения расстояний производят между пролетными строениями на промежуточных опорах и между пролетными строениями и

шкафными стенками на устоях. Измерения выполняют между определенными зафиксированными точками с обязательным измерением температуры металла и окружающего воздуха. В случае больших деформаций принимают меры по обеспечению безопасности движения поездов.

3.4.13. Проверку габарита приближения строений и габарита приближения оборудования в тоннелях и на мостовых переходах производят по ГОСТ 23961-80 и в соответствии с инструкцией по проведению геодезическо-маркшейдерских работ. Габарит приближения оборудования периодически проверяют габаритной рамой, установленной на платформе, или габаритным вагоном. В пределах своего участка тоннельный (мостовой) мастер обязан участвовать в проверке габарита. Кроме того, проверку габарита приближения строений выполняют немедленно (до начала движения поездов) при обнаружении деформации, а также после производства работ, могущих вызвать нарушение габарита (перешивка пути, подъемка и опускание пути, усиление конструкций, переустройство перил и ограждающих устройств).

Все материалы по проверке габарита, съемке плана и профиля тоннеля и пролетных строений мостовых переходов, а также других инструментальных наблюдений за искусственными сооружениями должны храниться в службе.

3.4.14. Все обнаруженные при проверке габаритов нарушения немедленно устраняют, а в случае невозможности быстрого устранения негабаритности докладывают об этом начальнику метрополитена и главному ревизору по безопасности движения поездов на метрополитене.

3.5. Специальные осмотры, обследования и наблюдения.

3.5.1. Специальные осмотры, обследования и наблюдения осуществляют за дефектными, ослабленными, новыми и опытными конструкциями и сооружениями. Специальные осмотры и обследования дефектных искусственных сооружений выполняют комиссии, назначаемые начальником службы или начальником (заместителем начальника) метрополитена. К участию в работе этих комиссий привлекают научно-исследовательские институты, метрострой, проектные и другие организации, а также отдельных специалистов. Результаты осмотра или обследования оформляют актом или протоколом.

3.5.2. В особых случаях за дефектными сооружениями, а также за опытными и новыми типами конструкций устанавливают специальные наблюдения. Наблюдения ведутся старшим мастером или работником, назначенным для этого приказом начальника службы.

333. Целью специальных наблюдений являются: предупреждение расстройств слабых и дефектных конструкций, угрожающих 12

безопасности движения поездов; уточнение причин появления неисправностей; выявление конструктивных, строительных и эксплуатационных недостатков опытных и новых конструкций для своевременного их устранения и недопущения при дальнейшем изготовлении такого типа конструкций.

Результаты наблюдений анализируются и отражаются в годовых технических отчетах дистанции и службы. В случае необходимости к анализу привлекаются научно-исследовательские институты.

3.5.4. Специальные инструментальные наблюдения устанавливают за: участками тоннелей, находящихся в неблагоприятных условиях эксплуатации при наличии осадок и деформаций тоннеля, выноса грунта из-за обделки, изменения нагрузки на сооружение и грунт основания сооружений, воздействия тектонических сил на сооружения, изменения уровня грунтовых вод, изменения температуры окружающих пород; осадками вестибюлей и других наземных сооружений; деформациями и осадками тоннелей в зонах производства работ посторонними организациями (контроль); осадками и деформациями элементов мостовых переходов.

3.5.5. Все виды специальных геодезическо-маркшейдерских наблюдений и их периодичность устанавливаются (прекращаются), применительно для каждого случая, на основании указания начальника службы и рекомендаций тоннельно-обследовательской испытательной станции (ТОИС).

Результаты геодезическо-маркшейдерских наблюдений заносят в Журнал нивелирования и оформляют графически. При обнаружении дефектов начальник группы (участка) докладывает о них руководству службы для принятия необходимых мер. Результаты геодезическо-маркшейдерских измерений по каждому дефектному сооружению служба направляет в ТОИС не позднее 10 дней с момента обнаружения дефекта.

3.5.6. В необходимых случаях осуществляют детальные обследования отдельных частей сооружения и их испытания. Испытания сооружений выполняют по специальным методикам:

при приемке в эксплуатацию вновь построенных крупных сооружений, а также новых опытных конструкций;

при возникновении в процессе эксплуатации дефектов в конструкции, влияние которых трудно учесть расчетом;

при усилении слабых сооружений с целью выяснения эффективности усиления в порядке проверки расчетных предпосылок;

в специальных случаях с целью накопления материала для уточнения норм проектирования и расчета сооружений.

О результатах обследования и испытания составляют подробный отчет или заключение. Кроме того, на месте даются письменные указания о проведении неотложных мероприятий.

3.5.7. Периодически искусственные сооружения метрополитенов по планам н отдельным заданиям, утвержденным руководством метрополитена, обследуются ТОИС. Контроль за техническим состоянием и текущим содержанием искусственных сооружений ТОИС осуществляет в соответствии с требованиями нормативных документов. ТОИС проводит детальные осмотры элементов строительных конструкций и инструментальные измерения, проверяет качество выполненных ремонтных работ и правильность ведения технической документации во всех подразделениях службы. В необходимых случаях ТОИС проводит испытания строительных конструкций.

3.5.8. Искусственные сооружения обследуются ТОИС в виде сплошного технического осмотра дефектных участков и отдельных объектов.

3.5.9. По результатам проведенных обследований ТОИС оценивает техническое состояние и текущее содержание искусственных сооружений, анализирует изменения в строительных конструкциях по дефектам во времени, устанавливает причины появления неисправностей и нарушений, разрабатывает мероприятия и рекомендации по улучшению технического состояния искусственных сооружений и обеспечению их безопасной эксплуатации.

3.5.10. Обследования искусственных сооружений пусковых участков строительства новых линий метрополитенов ТОИС выполняют по специальным заданиям руководства метрополитена. При проведении этих обследований ТОИС осуществляет проверку технического состояния искусственных сооружений в части соответствия требованиям проекта, СНиП, нормативных документов. Правил технической эксплуатации метрополитенов, инструкций.

Для формирования годовых планов работы ТОИС службы ежегодно до 1 ноября представляют в управление метрополитена заявки на проведение работ по обследованию дефектных участков искусственных сооружений и испытанию конструкций.

4. ОСМОТР ТОННЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

4.1. К тоннельным сооружениям относят: тоннели перегонов, тупиков, соединительных и вытяжных веток, камеры съездов, станционные тоннели, подземные вестибюли, коллекторы, наклонные эскалаторные ходы с машинными залами и натяжными камерами, подходные и соединительные коридоры, подуличные пешеходные переходы, вентиляционные комплексы (верхние коллекторы, стволы, нижние коллекторы), помещения водоотливных и фекальных насосных установок, санузлы, межпутевые ходки и вентиляционные сбойки, служебные помещения и другие притоннельные выработки.

4.2. При проведении всех видов осмотров тоннельных сооружений обращают внимание:

на состояние обделки тоннелей, деформации строительных конструкций и металлоизоляции. наличие трещин, выколов, смещений, выносов грунта, нарушения водонепроницаемости, коррозионные повреждения, комплектность и правильность установки болтовых соединений и пробок;

на облицовку стен, колонн, пилонов, прочность закрепления плит и деталей, их загрязненность, наличие пятен и солевых потеков, состояние полировки;

на состояние штукатурных поверхностей, прочность сцепления штукатурки с конструкцией, состояние подвесной штукатурки;

на состояние водоотводящих подвесных зонтов и потолков, подвесок указателен, люстр;

на состояние открытых и закрытых дренажных систем; на целостность деталей лепных изделий, прочность крепления их к основной конструкции, заполнение рельефа побелкой;

на состояние полов станций, вестибюлей и подходных коридоров, их изношенность, прочность закрепления плит, наличие трещин, сколов и выбоин в облицовке, отсутствие отдельных плиток;

на исправность дверей вестибюлей и дверных пяточных механизмов;

на состояние деревянных лакированных и полированных поверхностей, целостность их деталей;

на состояние остекленных поверхностей, целостность и прочность закрепления стекол и переплетов;

на целостность всех деталей металлических декоративных изделий, прочность их крепления, состояние декоративного покрытия;

на состояние окрашенных поверхностей, их запыленность, загрязненность, наличие ржавых пятен и потеков, трещиноватость, царапины, шелушение и отслаивание краски.

Дефектные места определяют путем визуального осмотра, простукивания, а в необходимых случаях частичного вскрытия конструкции.

4.3. Особое внимание обращают на трещины в несущих строительных конструкциях. К наиболее опасным относятся: трещины продольной ориентации (относительно оси тоннеля) в сводовой части тоннеля, переходящие на смежные кольца обделки; поперечные трещины (относительно оси элемента конструкции) в балочных и плитных перекрытиях; косые трещины (под углом 45°) в предопорных зонах; трещины и сколы бетона в вутовой части стеновых блоков.

По характеру развития различают трещины стабилизировавшиеся и трещины, продолжающие увеличиваться. Все трещины, продолжающие увеличиваться, подвергают специальному наблюдению для выявления причин их возникновения и принятия мер к устранению этих причин.

УДК 625.42:625.17+621.332.42.00-1.5 (083.96)

Инструкция по текущему содержанию искусственных сооружений метрополитенов/Хозяйственная ассоциация «Метро». М.: Транспорт, 1996. 74 с.

Содерж»гг, подробные сведения по организации надзора за состоянием искусственных сооружении метрополитенов и проведению их текущего ремонта. Приведены требования к состоянию искусственных сооружений после проведения ремонтных работ.

Предназначена для работников метропол»гтенов, занятых текущим содержанием искусственных сооружений.

Ответственный за выпуск В. Н. Буркова Заведующий редакцией В. К. Тихонычева Редактор А. С. Яновский

Выпущено по заказу Хозяйственной ассоциации «Метро»

И ШШИНИШО.

О Хозяйственная ассоциация «Метро», 1996

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок надзора и текущего ремонта искусственных сооружении метрополитенов, а также ведение технической документации по этим объектам.

1.2. Точное и неуклонное выполнение требований Инструкции направлено на обеспечение бесперебойности и безопасности движения поездов, беспрепятственного прохода пассажиров, а также длительного срока службы всех элементов искусственных сооружений.

1.3. Настоящая Инструкция обязательна для всех работников метрополитена, связанных с обслуживанием и содержанием искусственных сооружений.

Она может быть изменена руководством метрополитена по согласованию с дирекцией ассоциации.

1.4. Все инструкции и другие нормативные документы, относящиеся к текущему содержанию искусственных сооружений метрополитенов, должны строго соответствовать требованиям настоящей Инструкции.

1.5. Дистанции тоннельных сооружений обслуживают и поддерживают в технически исправном состоянии искусственные сооружения подземных и наземных участков линий метрополитенов.

1.6. Искусственные сооружения должны соответствовать утвержденной проектной документации, СЫиП, техническим условиям и отвечать требованиям Правил технической эксплуатации метрополитенов и настоящей Инструкции. Ответственность за состояние искусственных сооружений несут работники, непосредственно их обслуживающие.

На основные сооружения (станции и тоннели перегонов), устройства, механизмы и оборудование должны иметься технические паспорта, содержащие важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.

1.7. Вносить изменения в архитектуру станций и вестибюлей, т. е. изменять конструкцию отдельных архитектурных элементов, заменять одни виды облицовочных материалов на другие, изменять цветовую гамму окрашенных поверхностей без согласования (разрешения) про-

ектной организации (автора проекта) и Главного архитектурно-планировочного управления города, запрещается.

На станциях, являющихся памятниками архитектуры, все изменения требуют дополнительного согласования с органами Государственного контроля охраны и использования памятников.

Вносить изменения в конструкции сооружений допускается только с разрешения лиц, имеющих право утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства, по согласованию с руководством метрополитенов.

1.8. На фасаде наземного вестибюля или непосредственно при входе в подземный вестибюль из подуличного пешеходного перехода должна быть надпись: наименование метрополитена и станции.

При входе в подземный пешеходный переход, совмещенный с городским подулпчным переходом, устанавливается светящаяся буква «М» и указатель перехода. Кроме того, наименование станции должно указываться на путевой стене вдоль пассажирской платформы.

В местах пересечения трассы метрополитена городскими инженерными сетями, реками и другими коммуникациями, на тоннельной обделке (на высоте 1100 мм от уровня головки ходового рельса) со стороны, противоположной контактному рельсу, наносится соответствующая маркировка (рис. I).

1.9. Все работники метрополитена обязаны бережно относиться к искусственным сооружениям. Выполнение любых видов работ, связанных с нарушением целостности строительных конструкций, повреждением защитного слоя, облицовки, штукатурки (установка оборудова-

Рис. 1. Маркировка мест пересечения трассы метрополитена с: а — газопроводом; б — тоннелем; в — водостоком; г — рекой; д — водопроводом; е — кабельным коллектором; ж — канализацией; з — теплопроводом

ния, указателен, схем, прокладка кабеля и др.), в обязательном порядке согласовывают со службой тоннельных сооружений (службой пути и тоннельных сооружений) .

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

2.1. Содержание искусственных сооружений предусматривает текущее содержание (надзор и работы по текущему ремонту и уходу) и капитальный ремонт сооружений. Основным принципом содержания является предупреждение появления повреждений в сооружениях.

2.2. При организации и производстве работ по содержанию искусственных сооружений должны строго выполняться Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция по движению поездов и маневровой работе, Инструкция по сигнализации на метрополитенах, Правила техники безопасности при содержании и ремонте искусственных сооружений метрополитенов, Типовые технологические процессы на основные работы по текущему содержанию тоннельных сооружений метрополитенов, Инструкция о порядке производства работ посторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях метрополитенов и другие руководящие документы.

2.3. Все дефекты искусственных сооружений должны своевременно устраняться. О работах, которые не могут быть выполнены силами околотка текущего содержания, руководитель околотка докладывает начальнику дистанции.

2.4. К текущему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению тоннельных сооружений и конструкций мостовых переходов от преждевременного износа путем проведения предохранительных мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

2.5. Работы по ремонту искусственных сооружений выполняют без перерыва движения поездов и без снижения их скорости при обеспечении безопасности движения поездов.

Неисправности, препятствующие нормальной эксплуатации сооружения, т. е. вызывающие ограничение скорости движения поездов, затрудняющие надзор и нарушающие правильное содержание сооружения, устраняются незамедлительно, если это нс связано с выполнением большого объема работ. В случае возникновения серьезных неисправностей и невозможности их срочного устранения принимают меры по

1 Служба тоннельных сооружений (служба пути и тоннельных сооружений) в дальнейшем будет именоваться службой.

обеспечению безопасности движения введением ограничения скорости движения поездов и строгого контроля за его соблюдением машинистами.

На каждом околотке должны быть аварийные лари, укомплектованные согласно перечню (приложение 1) и равномерно расположенные по участку.

2.6. Всякое препятствие для движения (место, требующее остановки) на перегоне и станции, а также место производства работ, опасное для движения и требующее остановки или уменьшения скорости, должно ограждаться сигналами с обеих сторон (приложение 2) в соответствии с Инструкцией по сигнализации на метрополитенах независимо от того, ожидается поезд (состав) или нет.

2.7. При обслуживании искусственных сооружений все работники метрополитенов должны добиваться высокого качества их содержания, экономно расходовать материалы, бережно относиться к механизмам и инструментам, принимать меры к увеличению сроков службы всех элементов сооружений, постоянно изучать, обобщать и распространять передовой опыт содержания и ремонта сооружений.

2.8. Технологические процессы на работы по текущему содержанию искусственных сооружений утверждает начальник службы.

Обслуживание новых и опытных конструкций, а также работы с применением новых строительных материалов проводятся по разработанным специалистами технологическим процессам, согласованным с начальником службы.

2.9. В целях повышения производительности и облегчения труда рабочих все работы по содержанию и ремонту искусственных сооружений должны выполняться, как правило, механизированным способом с применением электрифицированного или пневматического инструмента и оборудования, а также различных приспособлений в соответствии с табелем оснащенности околотка (приложение 3).

Подмости, вышки, тумбочки, лестницы должны периодически подвергаться испытанию. При необходимости специальных лесов их делают по проекту, утвержденному начальником службы. Все подмости, вышки и тумбочки хранятся в отведенных для них местах и должны быть надежно закреплены.

2.10. В целях снижения эксплуатационных расходов и повышения производительности труда при содержании искусственных сооружений должны проводиться организационно-технические мероприятия по улучшению конструкции существующих сооружений, удлинению межремонтных сроков путем применения более долговечных материалов, повышения качества выполнения работ, внедрения бригадного метода обслуживания сооружений, всемерной механизации работ применительно к местным условиям.

3. НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

3.1. Общие требования.

3.1.1. Надзор за состоянием искусственных сооружений метрополитенов представляет собой систему осмотров, наблюдений и обследований с целью выявления и предупреждения неисправностей, дефектов и расстройств как отдельных конструкций, так и сооружений в целом. Надзор осуществляют обходчики сооружений, мастера (помощники мастеров), старшие мастера, руководители дистанций тоннельных сооружений, службы, управления метрополитена и тоннельно-обслсдо-йательская испытательная станция метрополитена.

3.1.2. Надзор за состоянием искусственных сооружений включает постоянные осмотры и наблюдения; периодические осмотры и наблюдения; специальные осмотры, наблюдения и обследования.

3.2. Постоянные осмотры и наблюдения.

3.2.1. Постоянные осмотры и наблюдения за сооружениями осуществляют ежедневно старшие мастера околотков> тоннельные (мостовые) мастера (помощники мастеров) и обходчики сооружений.

3.2.2. Целью постоянных осмотров является наблюдение за общим состоянием искусственных сооружений, выявление всех неисправностей с выделением требующих незамедлительного устранения и определение объема необходимых ремонтных работ. Особое внимание при осмотре обращают на дефекты тоннельной обделки, интенсивность течей, выносы породы, контрольные “маяки», установленные на трещинах, состояние металлоизоляции, деформации тоннельных и мостовых конструкций, состояние опор и опорных частей мостовых переходов и др.

3.2.3. Старший мастер околотка (мастер, помощник мастера) проводит постоянные осмотры по планам-графикам, утвержденным начальником дистанции тоннельных сооружений. Он обязан детально знать состояние искусственных сооружений, изучать причины появляющихся в них расстройств и не только своевременно устранять неисправности, но и предупреждать их возникновение. Старший мастер (мастер) отвечает за исправное содержание искусственных сооружений и всех находящихся в его ведении устройств.

3.2.4. Обходчик сооружений осматривает искусственные сооружения по графику, утвержденному начальником дистанции тоннельных сооружений. Он обязан предупреждать появление неисправностей, своевременно выявлять и немедленно устранять те из них, которые согласно правилам производства работ может выполнить один человек.

3.2.5. Результаты постоянных осмотров мастер (помощник мастера) и обходчик сооружений заносят каждый в свою Книгу записи результатов осмотра искусственных сооружений (формы МУс-8).

Старший мастер (мастер) ежедневно просматривает все книги формы МУс-8 и производит в книгах мастеров (помощников мастеров) записи с заданиями мастерам (помощникам мастеров) и бригадирам на устранение неисправностей и дефектов с обязательным указанием сроков. О замечаниях, по которым необходимо принять неотложные меры, сразу после их обнаружения ставится в известность начальник дистанции тоннельных сооружений. Наиболее крупные и серьезные неисправности и дефекты старший мастер (мастер) переносит в Книгу тоннельных сооружений (форма МУс-3) или Книгу метромоста (форма МУс-4).

3.3. Периодические осмотры и наблюдения.

3.3.1. Периодические осмотры выполняют руководители дистанции тоннельных сооружений, службы и управления метрополитена как в составе назначаемых комиссией, так и по индивидуальным планам и графикам (допускается совмещать индивидуальные планы и графики с работой в комиссиях).

3.3.2. Целью периодических осмотров являются: выявление дефектов искусственных сооружений; проверка правильности принятых околотком мер по устранению дефектов, установлению объемов и сроков предупредительных и ремонтных работ; подсчет балльной оценки содержания сооружений и количества течей в тоннелях; проверка правильности ведения технической документации и др.

33.3. Ежемесячно осмотры выполняются старшим мастером дистанции (участка) совместно с мастерами околотков и привлечением (при необходимости) старшего мастера (мастера) геомаркшейдерской группы (участка) и представителей заинтересованных служб по графику, утвержденному начальником дистанции тоннельных сооружений. Объекты, включенные в Перечень искусственных сооружений, нуждающихся в особом контроле, осматривают с периодичностью, устанавливаемой начальником службы конкретно для каждого объекта. Перечень искусственных сооружений, нуждающихся в особом контроле, ежегодно составляет начальник службы и до 1 января каждого года утверждает у начальника метрополитена. К искусственным сооружениям, нуждающимся в особом контроле, относят тоннели, мостовые переходы и другие сооружения, имеющие повреждения, дефекты и деформации, которые при своем развитии могут снизить степень безопасности движения поездов.

Результаты осмотра заносят в Книгу формы МУс-8, а наиболее крупные и значительные замечания затем переносят соответственно в Книгу формы МУс-3 или МУс-4.

3.3.4. В конце каждого квартала осмотры выполняются комиссией под председательством начальника дистанции тоннельных сооружений (заместителя начальника дистанции) по графику, утвержденному начальником службы с охватом всех обслуживаемых дистанцией искусственных сооружений. По результатам квартального осмотра со-8

ставляют акт в двух экземплярах: один передается в производственнотехнический отдел службы (ПТО) для формирования квартального плана работы службы, другой хранится на дистанции, а выписки из него — на околотках в папке «приложения» к Книге формы МУс-3 или МУс-4. В актах устанавливают сроки устранения обнаруженных недостатков и дефектов.

3.3.5. В конце каждого года для составления Перечня искусственных сооружений, нуждающихся в особом контроле, начальник службы (заместитель начальника службы) проводит выборочный осмотр искусственных сооружений с оформлением ведомости формы МУс-11.

3.3.6. Ежегодно осмотры выполняются комиссией, возглавляемой начальником службы и его заместителями по графику, утвержденному заместителем начальника метрополитена. Целью годового осмотра является детальное обследование искусственных сооружений метрополитена для выявления их качественного содержания. Результаты годового осмотра отражают в Книге актов годового осмотра тоннельных сооружений (форма МУс-10) и в отдельных актах на каждый мостовой переход, которые передают в производственно-технический отдел службы для формирования годового плана капитального ремонта искусственных сооружений метрополитена. Наиболее крупные изменения, произошедшие в сооружениях в течение года, заносят в технический паспорт станции (форма МУс-2), технический паспорт сооружений перегона (форма МУс-1) и Книгу метромоста (форма МУс-4).

3.3.7. Перед проведением осмотра комиссия должна подробно ознакомиться со всеми записями в Книге МУс-3 или МУс-4, а после проведения осмотров сделать в ней соответствующие записи.

3.3.8. Во втором и четвертом кварталах года начальник службы и начальник дистанции тоннельных сооружений принимают участие в работе комиссии, возглавляемой начальником метрополитена, а в первом и третьем кварталах года — заместитель начальника службы и начальник дистанции (заместитель начальника) в работе комиссии, возглавляемой заместителем начальника метрополитена.

3.4. Проведение периодических осмотров.

3.4.1. Ежемесячно старший мастер околотка (мастер) производит учет течей и мокрых пятен в тоннелях и на станциях, обслуживаемых околотком с фиксацией их в Книге учета течей и пятен в тоннелях метрополитена (форма МУс-9).

Течью считается место, в котором имеется заметное для глаза течение воды. Мокрое пятно с потообразным выделением воды и частым падением капель также считается течью. В случае сплошной обводненности тоннеля на протяжении нескольких колец сборного или нескольких метров монолитного тоннеля и невозможности определения точного количества течей следует считать их равными числу стыков (горизонтальных и вертикальных) в сборной криволинейной железобетонной или чугунной обделке; в монолитной и монолитно-

Источник

Оцените статью