РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУТИ. ПУТЕВЫЕ МАШИНЫ
Работы по техническому обслуживанию пути и стрелочных переводов подразделяются на следующие виды: усиленный капитальный ремонт пути и стрелочных переводов, капитальный ремонт пути и стрелочных переводов, усиленный средний ремонт пути, средний ремонт пути, подъемочный ремонт пути, сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов, сопровождающаяся работами в объеме среднего ремонта пути, планово-предупредительная выправка пути, шлифовка рельсов, текущее содержание пути и др.
Нормы периодичности ремонта, выраженные в млн т брутто грузов, перевезенных по данному участку, а также схемы чередования ремонтов устанавливают в зависимости от класса, группы и категории пути.
Усиленный капитальный ремонт пути предназначен для комплексного обновления верхнего строения пути на путях первого и второго классов, а стрелочных переводов — на путях первого — третьего классов. При проведении усиленного капитального ремонта пути выполняют работы, связанные с заменой рельсошпальной решетки новой, заменой стрелочных переводов, ремонтом водоотводов, повышением несущей способности земляного полотна в местах деформаций, выправкой и подбивкой пути с учетом его проектной отметки в профиле, выправкой кривых в плане с восстановлением проектных радиусов, приведением переходных кривых и прямых вставок между ними в соответствие с максимальными значениями скорости движения, установленными на участке, планировкой балластной призмы, срезкой обочины земляного полотна, и другие работы, предусмотренные проектом ремонта.
Капитальный ремонт пути предназначен для замены рельсошпальной решетки на путях третьего-пятого классов более мощной или менее изношенной, смонтированной либо полностью из старогодных материалов, либо из таких материалов в сочетании с новыми, а также для замены стрелочных переводов на путях четвертого и пятого классов.
При капитальном ремонте пути выполняют фактически те же виды работ, что и при усиленном капитальном ремонте.
Усиленный средний ремонт пути предназначен для повышения несущей способности балластной призмы и земляного полотна, включая основную площадку. Его выполняют на участках, где при капитальном (в том числе усиленном) ремонте пути был уложен слой щебня под шпалами меньшей толщины, чем предусмотрено нормами, не было проведено замены одного вида балласта другим или упрочнения основной площадки земляного полотна.
При усиленном среднем ремонте пути очищают щебеночную призму, уширяют основную площадку земляного полотна, срезают обочины, ликвидируют пучины, восстанавливают и ремонтируют водоотводы, дренажные устройства и т.д.
Сопутствующие работы при усиленном среднем ремонте пути включают в себя замену негодных шпал, брусьев и скреплений, выправку круговых и переходных кривых в профиле и плане, ремонт переездов, водоотводных и укрепительных сооружений и др.
Средний ремонт пути предназначен для сплошной очистки щебеночной балластной призмы, замены дефектных шпал и элементов скреплений, а также проведения планово-предупредительной выправки пути. При этом выполняют те же сопутствующие работы, что и при усиленном среднем ремонте.
Подъемочный ремонт пути связан с восстановлением равноупругости подшпального основания путем сплошной подъемки и выправки пути с подбивкой шпал, замены негодных деревянных шпал и частичного восстановления дренирующих свойств балласта.
Сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов новыми или старогодными выполняется с целью усиления рельсов и стрелочных переводов и сопровождается сопутствующими работами в объеме среднего или подъемочного ремонта пути. После сплошной замены рельсов должна проводиться их шлифовка.
Планово-предупредительная выправка пути предназначена для восстановления равноупругости подшпального основания, снижения степени неравномерности отклонения его уровня от проектного и уменьшения просадки пути. При этом проводят сплошную выправку пути с подбивкой шпал, заменяют неисправные рельсовые скрепления, регулируют стыковые зазоры и выполняют другие виды работ.
Шлифовка рельсов, осуществляемая рельсошлифовальными поездами, бывает двух видов: профильная, при которой головка рельса шлифуется по всему ее периметру, и предназначенная для устранения волнообразного износа и коротких неровностей других видов на поверхности катания рельсов с целью уменьшения вибрационного воздействия подвижного состава на путь.
Текущее содержание пути — один из наиболее важных видов путевых работ, осуществляемых непрерывно в течение всего года с целью предупреждения расстройств пути, выявления и устранения неисправностей и вызвавших их причин, а также обеспечения постоянной исправности всех элементов пути. К работам по текущему содержанию пути относятся систематический надзор за путем, сооружениями и путевыми устройствами и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение с максимально допустимой скоростью.
Для выполнения работ по ремонту и текущему содержанию пути в графике движения поездов должны предусматриваться «окна», т. е. перерывы в движении продолжительностью 2. 8 ч.
Ремонт и текущее содержание пути осуществляют с помощью высокопроизводительных путевых машин, обеспечивающих комплексную механизацию путевых работ. Для перевозки и механизированной разгрузки балласта с его одновременным дозированием и разравниванием используют специальные вагоны — хоппер-дозаторы.
Для дозирования ранее выгруженного балласта и подъемки пути на заданную высоту применяют электробалластеры, планировщики и распределители балласта. Щебеночный балласт очищают щебнеочистительными машинами ЩОМ-4М, -1200, СЧ-600, -601, -1200, СЧУ-801 и ОТ-400С без снятия путевой решетки. Для уборки балласта от концов шпал служат уборочные машины УМ-С и -М.
Выправку пути в продольном и поперечном направлениях, уплотнение балласта под шпалами, рихтовку и отделку пути при его обновлении и капитальном ремонте осуществляют отечественными выправочно-подбивочно-отделочными машинами ВПО-3-3000 производительностью до 3000 м/ч, а также российско-австрийскими машинами Duomatic 09-32 CSM. При текущем содержании пути и выполнении основных работ среднего и подъемочного ремонта подбивку шпал и рихтовку пути проводят с помощью выправочно-подбивочно-рихтовочных машин ВПР-02 и -03.
Для выправки стрелочных переводов применяют машины ВПРС-02 и -03, а также новые машины Unimat-08-275 3S. Выправку откосов земляного полотна и нарезку кюветов осуществляют с использованием словацких машин СЗП-600 и отечественных МНК-1. Для срезания поросли применяют кусторезные машины СП-93. Ускорение стабилизации пути после очистки и уплотнения балласта обеспечивают машины ДСП-С4.
Разборку старой и укладку новой путевой решетки отдельными звеньями выполняют с использованием комплектов разборочно-укладочных средств, включающих в себя два путеукладочных крана УК-25, два состава платформ, оборудованных роликами для перемещения пакетов с рельсовыми звеньями, моторные платформы, применяемые для перемещения пакетов вдоль состава и в качестве тяговых единиц.
Для электроконтактной сварки рельсов предназначены передвижные рельсосварочные машины ПРСМ-4 и -5, а для шлифовки рельсов — рельсошлифовальные поезда РШП-48.
При выполнении работ по текущему содержанию и ремонту пути широко используют электрифицированный и гидравлический инструмент. К электрифицированному инструменту относятся электрошпалоподбойки, электрические гаечные ключи, шуруповерты, рельсосверлильные, рельсорезные и рельсошлифовальные станки, к гидравлическому — домкраты, рихтовочные приборы и приборы для разгонки зазоров.
При ремонте пути, сооружений и устройств должна обеспечиваться личная безопасность работающих, безопасность и график движения поездов.
Защита пути от снега, песчаных заносов и паводков
Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также своевременной очистки их от снега во время снегопадов и метелей. Средства и способы защиты пути от снежных заносов выбирают в зависимости от интенсивности осадков.
Наиболее экономичным, долговечным и надежным видом защиты от снега являются естественные леса или защитные лесонасаждения, создаваемые на всей протяженности заносимых участков параллельно железнодорожным путям.
В местах, где лесонасаждения отсутствуют, и в стесненных условиях (в черте населенных пунктов) путь ограждают от заносов постоянными деревянными или железобетонными заборами высотой 4,2 . 6,7 м или переносными деревянными щитами размерами 2 х 1,5 или 2 х 2 м. Переносные щиты обычно переставляют несколько раз в течение зимы после того, как высота снежного вала достигнет 2/3 высоты щита.
В период интенсивных снегопадов и метелей возникает необходимость в очистке от снега. Со станций снег убирают снегоуборочными машинами и поездами СМ-2М, -4, -5, -6 и -7. На перегонах используют снегоочистители СДП-М2, а при больших заносах — фрезерные и роторные снегоочистители.
Стрелочные переводы очищают специальными стационарными пневматическими устройствами для обдувки стрелок с дистанционным управлением. Применяются также электро- и газообогревательные устройства.
На железнодорожных линиях, проходящих через районы песчаных и полупесчаных пустынь, необходимо предусматривать защиту пути от песчаных заносов. С этой целью пески закрепляют растительностью, покрывают битумной эмульсией, суглинком или глинистой суспензией с полимерами, а также возводят защитные искусственные сооружения в виде различных преград.
Наиболее эффективной мерой борьбы с песчаными заносами является закрепление песков растительностью — древесной (саксаул, черкез, песчаная акация, лох и др.), кустарниковой (джузгун, селюга, гребенщик) или травяной (елякилад, селин, песчаный овес, чагер и др.). Искусственная защита пути от песчаных заносов применяется как временная мера, поскольку она недостаточно эффективна.
Источник
Тех средства для ремонта путевого хозяйства
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПУТЕВЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
ПУТЕВЫХ МАШИН (СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА)
Современный парк подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин, используемых в путевом хозяйстве железнодорожного транспорта, представляет собой сложную, высокотехнологичную систему. С помощью машин, механизмов и оборудования осуществляются строительство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути, выполняются погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте. Использование машин по прямому назначению является объективным показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в конечном счете оказывающем решающее значение на основной показатель — доход или прибыль.
Одним из конкретных путей максимального использования машинного парка в путевом хозяйстве является осуществление комплексных мероприятий по поддержанию технически исправного состояния машин — своевременное и полномасштабное проведение качественного технического обслуживания.
ГОСТ 25866—81 определяет термин «эксплуатация» как стадию жизненного цикла объекта, в течение которой реализуются, поддерживаются и восстанавливаются качества объекта. Для предприятий путевого хозяйства эксплуатация различных машин представляет собой многофункциональную область деятельности различных специалистов, служб и организаций, работа которых направлена на целенаправленное использование машин. Методы достижения указанных целей изменяются в зависимости от задач, стоящих на определенных этапах работ.
На всех этапах эксплуатации машин и механизмов главной заботой персонала является поддержание и восстановление их работоспособности; соответствие параметров машин значениям, указанным в технических характеристиках; соблюдение режимов работы машин в процессе их функционирования; хранение машин в периоды, когда они не используются по назначению; обеспечение машин рекомендованными эксплуатационными материалами, а также их транспортирование.
В процессе эксплуатации машины происходит физическое старение составляющих ее элементов и самой машины, результатом чего является возрастание частоты отказов, ухудшение исполнения рабочих функций машины и других качественных свойств. Это приводит к значительным материальным издержкам и другим нежелательным последствиям. Для устранения этих вредных явлений проводятся работы по поддержанию работоспособности и исправности машины, получившие название «техническое обслуживание (ТО) и ремонт». ГОСТ 18322—78 определяет термин «система технического обслуживания и ремонта техники» как совокупность средств, методов, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества объектов, входящих в систему. Устранение причин, вызывающих неисправности машин, сопряжено с издержками на ТО и ремонт. Одним из направлений уменьшения этих издержек и повышения эффективности эксплуатации современных путевых машин является техническое диагностирование.
Применение методов и средств технического диагностирования позволяет эффективно и быстро оценить техническое состояние машин в целом и их составных частей без разборки, в результате чего снижается трудоемкость их обслуживания и ремонта, повышается ресурс, уменьшается расход эксплуатационных материалов и запасных частей. Поэтому решение целого комплекса задач, в том числе и качество технического диагностирования узлов машин и машин в целом, позволяет значительно снизить материальные и финансовые издержки.
Значение системы планово-предупредительного
технического обслуживания и ремонта
В процессе технической эксплуатации путевых машин (специального подвижного состава), строительных машин и механизмов важное место занимает система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта — система ППР. ГОСТ 18.322—78 «Система технического обслуживания и ремонт техники. Термины и определения» трактует ППР как комплекс взаимосвязанных средств технического обслуживания и ремонта, необходимых для поддержания и восстановления соответствующего качества машин в заданных условиях эксплуатации. ТО и ремонты, предусмотренные указанной системой, проводятся в плановом порядке после определенной наработки. Отличительной особенностью системы ППР является предварительное планирование всех операций по ремонту и ТО машин и выполнение их не в тот момент, когда машина уже находится в неработоспособном состоянии, а заранее, когда еще можно предотвратить ее непредвиденную остановку.
Менее эффективной является система эксплуатации машин, при которой все операции по содержанию их в исправном состоянии осуществляются «по потребности». В этом случае частые непредвиденные перерывы в работе из%за нарушения исправного состояния приводят к длительным простоям и дополнительным трудностям при восстановлении качества машин. Обычно ввод в эксплуатацию изношенных машин требует значительных затрат времени и средств. Поэтому постановка машин в ремонт и, особенно на техническое обслуживание, «по потребности» не применяется.
В соответствии с ГОСТ 18.322—78 все работы, предусмотренные системой ППР, принципиальная схема которой приведена на рис. 3.1, подразделяют на ТО и ремонт. Согласно системе ППР машины останавливают для ТО и ремонта по заранее разработанному плану. При этом ТО выполняется в обязательном порядке, а ремонт может быть отсрочен комиссией, назначенной службой пути или дирекцией по ремонту пути железной дороги, которая устанавливает норму дополнительной наработки на основании данных технического осмотра. Увеличение межремонтной нормы разрешается только один раз не более чем на 25%.
Рис. 3.1. Схема планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта машинp>
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособности машины (при использовании ее по назначению, включая хранение и транспортирование). ТО предусматривает обязательный, выполняемый периодически по плану объем работ, заранее установленных для данного типа и модели машины. Однако при значительной степени изнашивания, несмотря на плановость проведения работ по ТО, дальнейшее использование машины становится технически и экономически нецелесообразным или даже опасным (аварийным). В этом случае возникает необходимость выполнения ремонтных операций.
Ремонт — комплекс операций по восстановлению работоспособности и исправности изделия (машины) и восстановлению ресурсов изделий и их составных частей. Объем работ по ремонту зависит от качества и полноты ТО, условий использования машины и квалификации машинистов (водителей, операторов).
Основные положения системы ППР машин, занятых в путевом хозяйстве железнодорожного транспорта, определяются «Положением о планово-предупредительном ремонте специального подвижного состава открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденным 20.03.2004 г. № СИ-2670. Положение распространяется на машины, используемые в путевом хозяйстве, входящем в состав ОАО «РЖД».
Система ППР предусматривает выполнение в плановом порядке комплекса мероприятий ТО и ремонта машин (после выполнения ими определенного объема работ) для поддержания работоспособности и восстановления ресурса.
Основные термины и определения
Система технического обслуживания и ремонта включает следующие термины и определения.
Ремонтный цикл — наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка машины, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (НТД) все установленные виды ремонта. Для подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин ремонтный цикл может выражаться календарными периодами времени (час, месяц, год), объемами выполненной наработки (км, м3, т) в течение ремонтного цикла и т.п.
Цикл технического обслуживания — наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка машины, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями НТД все установленные виды периодического ТО.
Периодичность технического обслуживания (ремонта) — интервал времени или наработка машины между данным видом технического обслуживания (ремонтом) и последующим, такого же вида, или другим — большей сложности.
Циклы ТО и ремонтов некоторых машин (специального подвижного состава) приведены в табл. 3.1, а структура ремонтных циклов некоторых из них показана на рис. 3.2. На основании этих нормативов определяется расчетное число ТО и ремонтов для машин на планируемый период; устанавливается объем работ по капитальным ремонтам; обосновываются мощность необходимой ремонтной базы и ассортимент потребных запасных частей, а также остальные виды ресурсов для поддержания машин в технически исправном состоянии.
Сроки простоя машин в среднем и капитальном ремонтах достаточно велики. Наиболее прогрессивным методом ремонта машин, сокращающим время простоя в ремонте, является агрегатный метод ремонта, при котором дефектные агрегаты заменяются ранее отремонтированными или новыми. Агрегатный метод применяется при выполнении капитального, среднего и текущего ремонтов машин.
Трудоемкость технического обслуживания (ремонта) — трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта) данной машины. В зависимости от конструктивной сложности машины, показателей ее ремонтопригодности, организации и технологии производства работ по ТО и ремонту трудоемкость изменяется в значительных пределах. На трудоемкость также оказывает влияние степень механизации рабочих мест, на которых проводится ТО и сложность ремонта машин. Немаловажное значение имеет специализация постов обслуживания, позволяющая использовать высокопроизводительное оборудование для мойки, смазки, заправки и диагностики технического состояния машин. С увеличением числа ТО и ремонтов, выполняемых на предприятии, трудоемкость каждого мероприятия снижается.
Виды технических обслуживаний, ремонтов
и периодичность их проведения
Наименование и марка машин | Единица измерения периодичности | Периодичность технических обслуживаний и ремонтов | Виды технических обслуживаний и ремонтов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Звеньевые путеукладочные краны УК-25/9, УК-25/9-18 | км разбираемого или укладываемого пути | 10 20 80 160 640 1200 | ТО-1 ТО-2 С1 С2 К КВР |
Моторные платформы МПД, МПД-2 | км разбираемого или укладываемого пути | 10 20 80 160 640 1200 | ТО-1 ТО-2 С1 С2 К КВР |
Электробалластеры ЭЛБ-3, ЭЛБ-4 (ЭЛБ-3МК) | км отремонтиро-ванного пути | 50 100 300 600 2400 4500 | ТО-1 ТО-2 С1 С2 К КВР |
Струги СС-1М, СС-3 | месяц км проходов | 1 500 4000 8000 16000 | ТО ТС К КВР |
Щебнеочистительная машина ЩОМ-4, ЩОМ-4М | км очищенного пути | 25 50 100 200 500 1000 | ТО-1 ТО-2 С1 С2 К КВР |
Щебнеочистительные машины СЧ-601, RM-80 | км очищенного пути | 8 24 72 144 360 720 | ТО-1 ТО-2 С1 С2 К КВР |
Уборочные машины УМ-1, УМ-2, УМ-М, УМ-С | км очищенного пути | 30 150 300 750 1500 | ТО С1 С2 К КВР |
Выправочно-подбивочно-отделочные машины ВПО-3000, ВПО-3-3000 | км отремонтиро-ванного пути | 15 30 120 240 960 1800 | ТО-1 ТО-2 С1 С2 К КВР |
Выправочно-подбивочно-рихтовочные машины ВПР-02, ВПР-02М, | км отремонтиро-ванного пути | 16 65 130 260 1040 1950 | ТО-2 ТО-3 С1 С2 К КВР |
ВПР фирма «Дуоматик» 09 – 32 CSM | км отремонтиро-ванного пути | 35 140 550 1100 4400 8250 | ТО-2 ТО-3 С1 С2 К КВР |
Выправочно-подбивочно-рихтовочные машины для стрелочных переводов ВПРС-02, ВПРС-02М | отремонтиро-ванные стрелочные переводы | 17 34 170 340 1360 2550 | ТО-2 ТО-3 С1 С2 К КВР |
ВПРС фирма «Унимат» 08 – 275/3S | отремонтиро-ванные стрелочные переводы | 17 34 170 340 1360 2550 | ТО-2 ТО-3 С1 С2 К КВР |
Гайковерт ПМГ | км отремонтиро-ванного пути | 20 60 120 240 960 1800 | ТО-1 ТО-2 С1 С2 К КВР |
Путевые рельсосварочные машины ПРСМ-3, ПРСМ-4, ПРСМ-5 | месяц |
год
2
1
2
8
15
ТО-2
С1
С2
К
КВР
76
456
912
2280
4560
ТО-2
С1
С2
К
КВР
5
10
20
С
К
КВР
100
400
800
3200
6000
ТО-2
С1
С2
К
КВР
м 3 * 10 3
снега
80
320
960
1920
Т
С
К
КВР
год (час работы дизеля)
6 (1200)
2,5 (6000)
5 (12000)
10 (24000)
20 (48000)
ТО-2
Т
С
К
КВР
(час работы дизеля)
5 (400)
20(1600)
40 (3200)
80 (6400)
240 (19200)
ТО-2
Т
С
К
КВР
км * 10 3 рабочего пробега (год)
0,25
12 (0,5)
48 (2,0)
144 (6,0)
432 (18,0)
ТО-2
Т
С
К
КВР
Для определения трудоемкости ТО и ремонта машин, данные по которым отсутствуют в НТД (в частности на импортные машины), может быть использована следующая зависимость:
где — трудоемкость ТО или ремонта машины-аналога, чел.*ч;
Qx — масса машины, трудоемкость которой определяется, т;
Qa — масса машины-аналога, т.
Используя переходной коэффициент можно с достаточной степенью точности определять и другие параметры машин.
Кроме того, при проведении ТО и ремонта машин и механизмов применяют следующие термины, обозначающие определенные технологические операции по обслуживанию машин.
Очистка — процесс удаления загрязнений с поверхности деталей, сборочных единиц и машины в целом.
Разборка, подразделяющаяся на общую и детальную. Под первой понимают процесс отсоединения сборочных единиц от базовой части машины или друг от друга, а под второй — разделение сборочных единиц на детали.
Дефектация — процесс оценки технического состояния деталей и разделения их на группы в соответствии с техническими требованиями.
Восстановление деталей — процесс приведения деталей в нормальное состояние, определяемое техническими требованиями.
Комплектация — процесс подбора годных к применению деталей на каждую сборочную единицу.
Сборка, существующая двух видов, так же как и разборка. При детальной сборке детали собирают в сборочные единицы, а при общей — присоединяют сборочные единицы к базовой части машины или друг к другу.
Регулирование — процесс приведения сборочных единиц машины в состояние, при котором они могут нормально функционировать без разборки.
Смазывание — процесс подачи смазочных материалов к поверхностям трения деталей.
Обкатка — процесс приработки трущихся поверхностей деталей нагрузкой на стенде или на действующей машине в соответствии с рекомендациями ремонтно-технологической документации.
Испытание — процесс определения технических возможностей сборочных единиц и машины в целом.
Окраска — процесс нанесения окрасочных материалов на нерабочую поверхность деталей, сборочных единиц и машин с целью защиты их от коррозии, придания им эстетического внешнего вида и видимости при эксплуатации для обеспечения безопасности работ.
Рис. 3.2. Структура межремонтного цикла путевых машин и механизмов:
а — укладочные краны УК-25/9 и УК-25/9-18;
б — электробалластеры ЭЛБ-3, ЭЛБ-4 (ЭЛБ-3МК);
в — щебнеочистительные машины СЧ-601, RM-80;
г — выправочно-подбивочно-отделочные ВПО-3000, ВПО-3-3000;
д — выправочно-подбивочно-рихтовочная машина «Дуоматик 09-32CSM»
Основные работы по техническому обслуживанию и ремонту
специального подвижного состава и механизмов
Система ППР машин предусматривает следующие виды технического обслуживания, ремонта и осмотра:
– ежесменное техническое обслуживание;
– периодические технические обслуживания, проводимые после выполнения машиной определенного объема работ или в определенные интервалы времени (ТО-1, ТО-2, ТО-3, сезонное — СТО);
– текущий ремонт (Т);
– средний ремонт (С);
– сезонный ремонт (СР);
– капитальный ремонт (К);
– капитально-восстановительный ремонт с модернизацией и продлением срока полезного использования (КВР);
– контрольно-технический осмотр (КТО).
Ежегодно проводится сезонный ремонт с последующим КТО: для машин, работающих летом, — в осенне-зимний период, а для работающих зимой — в весенне-летний. В период работы машин проводятся ТО. В середине срока полезного использования — капитальный ремонт. По истечении планового срока полезного использования — капитально-восстановительный ремонт с модернизацией.
Сезонный ремонт проводится с целью обеспечения безотказной работы машины в течение сезона при условии своевременного выполнения в полном объеме ТО. Объем работ при СР может соответствовать объему работ при ТО, Т и С в зависимости от общей наработки машины.
Для машин, работающих круглогодично, предусматривается структура ремонтного цикла, включающая, кроме ежесменных (ЕТО) и периодических технических обслуживаний, сезонное техническое обслуживание (СТО), контрольно-технический осмотр (КТО), текущий (ТР), средний (СР), капитальный (КР) и капитально-восстановительный (КВР) ремонты.
Техническое обслуживание машин представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособности машины (при использовании ее по назначению, включая хранение и транспортирование).
Ежесменные ТО (ЕТО) выполняют перед началом и (или) во время работы машины, а также после ее окончания. К работам, выполняемым при проведении ЕТО, относятся: очистка машины, проверка наличия топлива, охлаждающей жидкости, масла, песка, а также осмотр машины перед выездом на работу, имеющий цель проверить работоспособность рабочих органов, ходовых частей, пневматической и тормозной систем, гидравлического, электрического оборудования, контрольноизмерительных систем, элементов крепления рабочих органов в транспортном положении, системы обеспечения безопасности движения. Полный объем работ, выполняемых при ЕТО, утверждается начальником службы пути или начальником дирекции по ремонту пути железной дороги, являющаяся филиалом ОАО «РЖД» (далее — железной дороги).
К работам, выполняемым при проведении периодического технического обслуживания (ТО-1, ТО-2, ТО-3), относятся: очистка, мойка, осмотр и контроль технического состояния агрегатов, узлов, систем и оборудования; проверка крепления и регулировка механизмов и узлов, заправка машины топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью, песком, маслом; смазка узлов машины в соответствии с картой смазки; устранение обнаруженных дефектов, проведение регламентных работ по комплектующим изделиям в зависимости от наработки (например, двигателей внутреннего сгорания, подогревателей, компрессоров, отопительно-вентиляционных установок), калибровка контрольно-измерительной системы (КИС). С).
Сезонное техническое обслуживание проводят до начала сезона работ, при переходе с летнего на зимний или с зимнего на летний период эксплуатации. СТО имеет целью подготовить машину к эксплуатации в осенне-зимних или весенне-летних условиях и включает в себя работы по расконсервации машины, при необходимости, замене топлива, смазочных материалов, приведению всех ее узлов и систем в рабочее состояние, настройке и опробованию. СТО выполняется в объеме одного из видов периодического ТО.
Текущий ремонт — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности машины и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных узлов и агрегатов. При текущем ремонте выполняются все работы, предусмотренные периодическим ТО, а также производится осмотр металлоконструкций, грузоподъемного оборудования, ходовых частей, тормозного оборудования, автосцепных устройств, элементов пневматической и гидравлической систем, системы смазки, системы сигнализации, электрооборудования и электропроводки с проверкой сопротивления изоляции, ремонт дефектных деталей и сборочных единиц, регулировка и настройка всех регулируемых соединений, проверка контрольно-измерительных приборов. При необходимости производится замена отдельных агрегатов. Текущий ремонт предусматривает проведение ТО системы обеспечения безопасности движения.
Объем и порядок выполнения работ по ЕТО и периодическим ТО и Т должен соответствовать данным, приведенным в руководстве или инструкции по эксплуатации машин.
Средний ремонт производят для восстановления исправности и частичного ресурса машин с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в соответствующих документах на проведение ремонта. Для машин, работающих сезонно, средний ремонт подразделяется на ремонты первого и второго объемов (СР1, СР2). К работам, выполняемым при проведении СР1, относятся: очистка, наружная мойка машины, демонтаж рабочих органов и их капитальный ремонт; проверка тормозного оборудования, автосцепных устройств, электрических аппаратов и машин, гидравлических аппаратов без демонтажа их с машины; проверка чистоты гидравлической жидкости и при необходимости ее очистка; техническое обслуживание системы обеспечения безопасности движения, контрольно-измерительной системы. После окончания СР1 производятся частичная окраска машины, восстановление надписей и знаков, приемо-сдаточные испытания.
К работам, выполняемым при проведении СР2, относятся: частичная разборка машины; мойка демонтированных с машины агрегатов, узлов и деталей, их дефектация и ремонт; капитальный ремонт рабочих органов; выкатка и ремонт ходовых тележек, колесных пар; промежуточная ревизия буксовых узлов; демонтаж с машины и ремонт приборов тормозного оборудования; ремонт автосцепных устройств со снятием с машины; демонтаж с машины электрических и гидравлических аппаратов и при необходимости их ремонт; проверка чистоты гидравлической жидкости, при необходимости ее очистка или замена; техническое обслуживание системы обеспечения безопасности движения и контрольно-измерительной системы (КИС). После окончания ремонта производится полная окраска машины, нанесение надписей и знаков, приемо-сдаточные испытания.
Для машин, работающих круглогодично, средний ремонт включает в себя работы, соответствующие объему работ среднего ремонта первого или второго объема.
Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый в середине срока службы для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса машины с заменой или восстановлением любых ее составных частей, включая базовые. К основным работам, выполняемым при проведении капитального ремонта, относятся: полная разборка машины (за исключением клепаных, сварных и клеевых конструкций); промывка и дефектация сборочных единиц и деталей; восстановление посадок и сопряжений согласно ремонтным документам; проверка геометрических размеров рамы машины; капительный ремонт или замена комплектующих изделий и агрегатов; 100% замена электрической проводки, электрических и гидравлических аппаратов, контрольно-измерительных приборов, замена тепло- и шумоизоляционных материалов кабин управления; полное освидетельствование колесных пар и полная ревизия буксовых узлов; техническое обслуживание системы обеспечения безопасности движения. После окончания капитального ремонта машины производятся ее полная окраска, нанесение надписей и знаков, приемо-сдаточные испытания.
После истечения планового срока полезного использования машины проводится капитально-восстановительный ремонт (КВР), т.е. ремонт с продлением срока полезного использования машины. При этом виде ремонта дополнительно к объему работ, выполняемому при капитальном ремонте, проводятся инструментальные измерения несущих конструкций машин (рамы, фермы, ходовых тележек, металлоконструкций, рабочих органов и грузоподъемных механизмов), при необходимости осуществляют их дефектоскопирование. Заменяются рабочие органы и другие агрегаты новыми, проводится модернизация по утвержденной конструкторской документации.
На основании проведенных обследований разрабатываются конструктивные решения по усилению конструкции машины и после проведения испытаний устанавливаются сроки дальнейшей ее эксплуатации.
После КВР периодичность ТО и ремонта уменьшается на 10 % по сравнению с данными, приведенными в Положении.
Особое место в системе ППР путевых машин и механизмов занимает контрольно-технический осмотр (КТО), при котором производится проверка готовности машин к началу сезона работ. КТО машины производится 2 раза в год (через 6 мес) при круглогодичной эксплуатации машины и один раз в год (через 12 мес) перед началом работ для машин, работающих только сезонно. Проведение КТО для машин, работающих круглогодично, без выполнения СТО или Т, а для машин, работающих сезонно, без проведения С — категорически запрещается.
Для несамоходных машин КТО проводится в сцепе с тяговой единицей, а для машин, имеющих самоходное передвижение, — только в рабочем режиме (например, укладочные краны, моторные платформы).
При КТО также должна проводиться пробная поездка передвижением самоходом, что должно быть отражено в акте.
Подготовка снегоуборочных машин и снегоочистителей к началу сезона работ и проверка их производится в соответствии с Инструкцией.
КТО проводится комиссией под руководством заместителя начальника отделения дороги по локомотивному хозяйству, а при отсутствии на железной дороге отделений — под руководством заместителя начальника по механизации дирекции по ремонту пути железной дороги. В комиссию входят представитель подразделения приписки машины, представители предприятий, имеющих право проведения освидетельствования колесных пар, ревизии буксовых узлов, автосцепного и тормозного оборудования, представитель дистанции сигнализации и связи, машинист-инструктор бригад машин.
Объем проверок машин, проводимых при КТО, приведен в Инструкции.
По результатам КТО составляется акт установленной формы с приложением перечня проведенных регламентных работ.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПУТЕВЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Ю.Н. Моргунов — Учебное пособие — ISBN 978-5-89035-581-2
Источник