- Система технического обслуживания
- Постановление Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 741 «Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов» (с изменениями и дополнениями)
- С изменениями и дополнениями от:
- С изменениями и дополнениями от:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
Система технического обслуживания
Техническим обслуживанием называется выполнение комплекса профилактических, работ по уходу за автомобилем, направленных на предупреждение появления и устранение выявленных неисправностей, а также продление срока службы автомобиля до ремонта, повышение надежности и безопасности эксплуатации.
Периодичность и объем работ технического обслуживания определяются «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Это Положение предусматривает планово-предупредительную систему обслуживания подвижного состава. Сущность этой системы заключается в том, что все виды технического обслуживания проводят в принудительном плановом порядке после определенного пробега.
Положение устанавливает следующие виды технического обслуживания автомобилей, прицепов и полуприцепов; ежедневное обслуживание ( ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное обслуживание (СО).
Ежедневное обслуживание автобуса всегда проводит водитель. Основным назначением ЕО является: контроль технического состояния, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание надлежащего внешнего вида, заправка топливом, маслом и водой.
Ежедневное обслуживание включает следующие операции:
— перед выездом на линию — проверку чистоты автобуса, наличия охлаждающей жидкости, отсутствия подтекания воды, масла, топлива а также контрольный осмотр тормозных механизмов, рулевого управления, колес, шин, сцепных устройств автопоездов, приборов освещения и сигнализации и проверку исправности механизмов открывания и закрывания дверей;
— на линии — систематическое наблюдение за работой агрегатов и механизмов;
— по возвращении с линии — уборку, мойку, осмотр и заправку автобуса.
Положение предусматривает оплачиваемое подготовительно-заключительное рабочее время для проведения ЕО.
В зависимости от вида автобуса это время предусмотрено: для автобусов ПАЗ—40 мин, ЛАЗ—50 мин, ЛиАЗ и Икарус— 1,2 ч для первой категории эксплуатации.
Основным назначением ТО-1 и ТО-2 является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.
Минимальные значения периодичности технического обслуживания автомобилей, выпускаемых после 1963 г., для первой категории условий эксплуатации приведены в табл. 6.
Для второй категории условий эксплуатации периодичность обслуживания составляет 80% от данных табл. 6, а для третьей — 60%.
Такая корректировка введена и к нормам межремонтного пробега.
Первая категория условий эксплуатации автобуса—это работа на городских и загородных дорогах преимущественно с асфальтобетонным, бетонным и другим усовершенствованным твердым покрытием, находящимся в хорошем состоянии.
Типы автомобилей
Периодичность технического обслуживания, км
Легковые
Автобусы
Грузовые
3 500
2 600
2 200
14 000
13 000
11 000
Вторая категория —это работа на загородных дорогах, преимущественно с щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии, а также работа в условиях напряженного городского движения.
Третья категория — это езда по грунтовым горным или неисправным дорогам с щебеночным, гравийным, 6улыжным или другим твердым покрытием, а также работа в условиях повышенного маневрирования (на стройках дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках).
Для проведения ТО-1 и ТО-2 автобус снимается с линии зависимости от марки автобуса и условий эксплуатации отводится определенное количество времени. Так, для первой категории эксплуатации на проведение TO-1, ТО-2 и производство текущего ремонта определена следующая трудоемкость по времени.
ТО-1 для автобусов ПАЗ — 6 чел-ч, ЛАЗ — 7,3, ЛиАЗ и Икарус-8,3 чел-ч.
ТО-2 для автобусов ПАЗ — 20 чел-ч, ЛАЗ — 24, ЛиАЗ и Икарус-33 чел-ч.
Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год при переходе с осенне-зимней эксплуатации на летнюю и наоборот и в качестве отдельного вида обслуживания планируется для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных условий сезонное обслуживание совмещают с ТО-2 или ТО-1.
Положение предусматривает выполнение большинства работ при техническом обслуживании по потребности с предварительным контролем исправности агрегатов путем диагностики, т. е. комплексом проверочных испытаний на специальных приборах без разборки и вскрытия агрегатов.
Диагностика автомобилей представляет собой технологический процесс, при котором определяют техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма) без его разборки и дают заключение о необходимом ремонте или техническом обслуживании.
Диагностирование осуществляется по внешним признакам (люфтам, вибрациям, нагревам, потере мощности и т. д.). Таким образом диагностикой выявляют скрытые неисправности без разборки агрегатов, предупреждают внезапные отказы.
Простейшими приборами диагностики, позволяющими определить исправность двигателя, являются: стетоскоп — прибор для прослушивания стуков двигателя; компрессометр — прибор для измерения давления в цилиндре в конце такта сжатия; газоанализатор, позволяющий определить состав отработавших газов и полное сгорание топлива. Более сложным прибором диагностики является универсальный прибор НИИАТ-Э5 — прибор для проверки электрооборудования автомобиля.
В настоящее время создано много различных комбинированных приборов, стендов и целых постов по проверке технического состояния почти всех агрегатов автомобиля без его разборки.
Источник
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 741 «Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 741
«Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов»
С изменениями и дополнениями от:
15 сентября 2020 г.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения технического осмотра автобусов.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2020 г. N 741
Правила
организации и проведения технического осмотра автобусов
С изменениями и дополнениями от:
15 сентября 2020 г.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения технического осмотра автобусов.
2. В настоящих Правилах под автобусами понимаются транспортные средства категорий М 2 и М 3 , подлежащие государственной регистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
3. Настоящие Правила не применяются к отношениям, связанным с проведением технического осмотра автобусов органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, имеющих особенности конструкции и (или) специально оборудованных для решения задач оперативно-разыскной деятельности.
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 1 октября 2020 г. — Постановление Правительства России от 15 сентября 2020 г. N 1434
4. Технический осмотр автобусов проводится в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Правила проведения технического осмотра), с учетом требований настоящих Правил.
5. Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М 2 и М 3 (далее — оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее — уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно — график, заявка).
6. Владелец автобуса посредством телефонной связи и (или) по электронной почте обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации автобуса и представляет заявку, содержащую информацию о желаемой дате прохождения технического осмотра, сведения о марке, модели, идентификационном номере (номере кузова или шасси — в случае отсутствия идентификационного номера) и государственном регистрационном номере (при наличии) автобуса, а также сведения о номерах телефонов и (или) адресах электронной почты для информирования владельца автобуса о принятом в отношении заявки решении (далее — заявитель).
7. Решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения в график и информирование заявителя о принятом в отношении заявки решении осуществляется оператором технического осмотра в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки к оператору технического осмотра.
Решение о невозможности включения заявки в график принимается в случае непредставления заявителем в полном объеме сведений, указанных в пункте 6 настоящих Правил, и (или) отсутствия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке.
8. Проведение технического осмотра автобусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в отношении которой принято решение о ее включении в график.
9. Уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов, осуществляет предусмотренные настоящими Правилами действия в пунктах технического осмотра (на передвижных диагностических линиях), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором проходит службу, в день, предусмотренный графиком, и в пределах продолжительности его рабочего времени.
10. Оператор технического осмотра обеспечивает доступ уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, в пункт технического осмотра (на передвижную диагностическую линию), а также к показаниям средств технического диагностирования линии технического осмотра (передвижной диагностической линии) оператора технического осмотра.
11. При проведении технического осмотра автобусов техническим экспертом оператора технического осмотра в присутствии уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, проводится техническое диагностирование с использованием средств технического диагностирования утвержденного типа, внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и прошедших поверку в установленном порядке.
Результаты технического диагностирования технический эксперт вносит в сформированную им в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту согласно приложению.
12. В ходе проведения технического осмотра автобусов уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра проверяет:
а) соответствие результатов технического диагностирования требованиям к транспортным средствам категории М 2 или М З , указанным в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра;
б) соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства), а также в государственном реестре транспортных средств.
13. После осуществления действий, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящих Правил, уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, вносит в сформированную техническим экспертом оператора технического осмотра в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) и удостоверяет запись усиленной квалифицированной электронной подписью.
14. Автобус, в отношении которого оформлена диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии его обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуск к участию в дорожном движении), подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра, с учетом требований настоящих Правил, а также с учетом особенностей, установленных статьей 18 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Информация об изменениях:
Приложение изменено с 1 октября 2020 г. — Постановление Правительства России от 15 сентября 2020 г. N 1434
к Правилам организации и проведения
технического осмотра автобусов
(с изменениями от 15 сентября 2020 г.)
ГАРАНТ:
См. Правила заполнения диагностической карты (автобусы), утвержденные приказом Минтранса России от 30 июля 2020 г. N 276
Certificate of periodic technical inspection
Оператор технического осмотра: | ||||
Пункт технического осмотра (передвижная диагностическая линия): | ||||
Регистрационный знак ТС: | Марка, модель ТС: | |||
VIN | ||||
Номер рамы | Категория ТС: | |||
Номер кузова | Год выпуска ТС: | |||
СРТС или ПТС (ЭПТС) (серия, номер, выдан (оформлен) кем, когда): | ||||
Тахограф или контрольное устройство (тахограф) (марка, модель, серийный номер): |
Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра
Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра
Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра
I. Тормозные системы
Наличие и расположение фар
и сигнальных фонарей
в местах, предусмотренных конструкцией
Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки
Соответствие источника света в фарах, формы, цвета и размера фар. Наличие светоотражающей контурной маркировки, отсутствие ее повреждения и отслоения.
Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения
IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели
Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы
Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям
Наличие и работоспособность предусмотренных изготовителем транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей
Наличие работоспособного звукового сигнального прибора
Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме
аварийного (автоматического) торможения
Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла
Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам
Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер
Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача
Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе
V. Шины и колеса
Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям
Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением
Соответствие остаточной глубины рисунка протектора шин установленным требованиям
Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности
Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов
Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации
Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек)
Отсутствие трещин остаточной деформации деталей тормозного привода
Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес
Наличие не менее 2 противооткатных упоров
Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем
Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес
Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям
Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания
Отсутствие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес
Надежное крепление поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки
Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов
Установка шин на транспортное средство в соответствии с установленными требованиями
Работоспособность механизмов регулировки сидений
II. Рулевое управление
VI. Двигатель и его системы
Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса
Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям
Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса
Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе
Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания
Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей
Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении
Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива
Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями
Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма
Соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств, ее размещения и установки установленным требованиям
Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб
Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления
Соответствие нормам уровня шума выпускной системы
Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований
Отсутствие устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией
VII. Прочие элементы конструкции
Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям
III. Внешние световые приборы
Наличие зеркал заднего вида в соответствии с установленными требованиями
Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа)
Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям
Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям
Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов
Соответствие норме светопропускания ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей
Работоспособность и режим работы сигналов торможения
Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя
Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям
Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства
Источник