Технические обслуживание ремонт судовых вспомогательных механизмов

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ОБОРУДОВАНИЯ.

1. Разборка и сборка вспомогательных механизмов и оборудования в каждом отдельном случае должна производиться в сроки и в технологической последовательности, предусмотренные инструкцией завода-изготовителя, техническими условиями на ремонт или руководством по ремонту данного механизма, а также с учетом общих требований, изложенных в разделе 3 части I Правил Технической Эксплуатации.

2. При осмотре деталей насосов необходимо:

· выявить возможные дефекты шеек валов в районе уплотнений и подшипников скольжения (риски, задиры и пр.), а также проверить состояние валов насосов, подшипников качения, их посадку в корпус и на валах;

· проверить крепление насосов к фундаментам, а трубопроводов и воздушных колпаков к насосам;

· проверить легкость вращения валов в подшипниках;

· проверить крепление соединительных муфт, состояние арматуры и контрольно-измерительных приборов.

При монтаже и переборках насоса следует избегать чрезмерных усилий при соединении трубопроводов и затяжке фундаментных болтов.

Это может привести к нарушению центровки, повышенным износам насоса или другим повреждениям.

3. При осмотре центробежных насосов необходимо проверить состояние поверхностей и входных кромок лопаток рабочих колес. При осмотре вихревых насосов следует обращать внимание на величину бокового зазора между роторами и секциями.

4. В шестеренных насосах следует замерить зазоры в подшипниках и шестернях, а также между шестернями и корпусом. При разборке винтовых и шестеренных насосов необходимо замаркировать зубья шестерен, положение винтов относительно друг друга и корпуса для обеспечения правильности сборки.

5. При осмотре струйных насосов особое внимание следует обращать на состояние (износ) сопел, соосность рабочих конусов и на отложения накипи. Очистку конусов и сопел следует производить только деревянными палочками или проволокой из красной меди.

6. При сборке эжектора необходимо обеспечить соосность сопла и диффузора, не допускать повреждений стенок и кромок сопел, обеспечить воздухонепроницаемость частей корпуса эжектора в местах их соединений и составного диффузора.

7. При разборке и осмотре вентиляторов необходимо:

· проверить плотность посадки рабочего колеса на валу и состояние шпоночных пазов, заклепочных (сварных) соединений лопаток с дисками, проверить отсутствие на лопатках трещин, вмятин, прогибов;

· проверить радиальные зазоры между крылаткой и корпусом и торцевые зазоры между крылаткой и крышками корпуса;

· проверить состояние и износ подшипников и шеек вала.

8. При разборке и сборке поршневых компрессоров необходимо обращать внимание:

· на величину камеры сжатия;

· на чистоту канавок в поршнях и отверстий для стока масла в канавках маслосъемных колец;

· на состояние впускных и нагнетательных клапанов; при необходимости притереть их;

· на состояние резиновых уплотняющих колец (при наличии дефектов кольца должны заменяться).

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 3735 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Технические обслуживание ремонт судовых вспомогательных механизмов

Приведены сведения по технической эксплуатации современных типов насосов, вентиляторов, гидродвигателей, водоопреснительных установок, рулевых устройств и палубных механизмов.

Рассмотрены основные требования по устройству и техническому обслуживанию систем общесудового назначения, с помощью которых производится прием и удаление водяного балласта, борьба с пожарами, осушение отсеков судна от скапливающейся в них воды, снабжение пассажиров и экипажа питьевой и мытьевой водой.

Отражены основные вопросы, связанные с техническим использованием фильтрующего оборудования и судовых инсинераторов, с учётом требований международной конвенции МАРПОЛ 73/78, оговоренных резолюциями международной морской организации (ИМО) 1985 – 2011 гг., в том числе конвенции ПДНВ 78/95 и Манильских поправок к ней 2010 г.

Предназначено для курсантов и студентов судомеханического факультета очной и заочной формы обучения, изучающих курс «Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств» по специальности 180405.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 180103.65 «Судовые энергетические установки»

Оно может быть использовано слушателями курсов повышения квалификации и судовыми механиками в практической деятельности.

ВВЕДЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И УСТРОЙСТВ

Судовые вспомогательные механизмы, устройства и системы играют важную роль в обеспечении живучести судна и его управляемости, в обеспечении требуемых эксплуатационных показателей судна и создании условий для комфортного проживания членов экипажа и пассажиров, обеспечивают условия для экстренной эвакуации людей в аварийной ситуации.

Строительство и освоение новых типов судов потребуют от молодых специалистов глубоких знаний по устройству и принципу работы судовых технических средств (СТС) и высокой подготовки по их эффективной технической эксплуатации.

Устройство и принцип работы судовых вспомогательных механизмов и устройств, а также основные физические процессы, определяющие эффективность их работы рассмотрены при изучении дисциплины «Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства» (СВМ).

Дисциплина «Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств» базируется на знаниях, полученных курсантами (студентами) при изучении предшествующей дисциплины СВМ [10] и нацелена на изучение правил технической эксплуатации СТС в части «Судовые вспомогательные механизмы и оборудование» и «Техническое обслуживание судовых устройств». Разбивка лекционного материала между ее частями произведена в соответствии с балансом времени по учебной программе.

В главе 1 рассмотрены основные требования к технической эксплуатации СТС с разбивкой ее содержания по направлениям:

техническое использование СТС;

техническое обслуживание СТС;

В последующих главах учебного пособия приведены сведения по эксплуатации судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств с учетом их конструктивных особенностей и назначения. При этом СВМ разделены на следующие группы механизмов и устройств:

насосы, гидродвигатели и вентиляторы;

якорно-швартовные механизмы (шпили, брашпили, лебедки);

грузоподъемные механизмы, механизмы открытия грузовых люков;

механизмы шлюпочного устройства;

оборудование для предотвращения загрязнения моря.

Особое внимание уделено основным требованиям, предъявляемым к противопожарным, осушительным и балластным системам, от надежной и эффективной работы которых зависит не только безопасность плавания, но и обеспечение условий по выполнению требований международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов МАРПОЛ 73/98 с учетом резолюций ИМО 1985–2011 гг., в том числе конвенции

ПДНВ 78/95 и Манильских поправок к ней 2010 г.

Глава 1.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Общие положения

Основные правила технической эксплуатации судовых технических средств регламентированы нормативным документом РД 31.21.30–97

«Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций» (в дальнейшем по тексту – Правила или ПТЭ) [15].

Правила распространяются на морские суда, которые эксплуатируются под Государственным флагом России и зарегистрированы инспекцией государственного надзора морского торгового порта в одном из реестров судов Российской Федерации в соответствии с требованием Кодекса торгового мореплавания, а также судовладельцев этих судов независимо от форм собственности.

Знание и исполнение правил обязательно для членов экипажей морских судов и должностных лиц судовладельца. Объем необходимых знаний каждого конкретного члена экипажа и должностного лица судовладельца в зависимости от занимаемой должности, типа и конструктивных особенностей судов определяет судовладелец.

Техническая эксплуатация (ТЭ) судовых технических средств (СТС) – это комплекс мероприятий по его техническому использованию (ТИ), техническому обслуживанию (ТО) и ремонту (Р).

Под техническим использованием СТС понимается применение СТС по его прямому назначению. Основным содержанием ТИ СТС является:

подготовка и ввод в действие;

управление и обслуживание во время работы путем контроля и регулирования рабочих параметров;

подготовка к остановке и вывод из действия.

Техническое обслуживание СТС – поддержание СТС на требуемом техническом уровне в процессе его технического использования.

Содержанием технического обслуживания является выполнение мероприятий, направленных на обеспечение исправности и ресурса СТС:

выполнение регламентных работ, предусмотренных инструкцией завода-изготовителя СТС;

устранение неполадок, выявленных в процессе технического использования и связанных с разборкой отдельных узлов СТС.

Ремонт СТС – восстановление частично или полностью утраченных в процессе ТИ основных технико-эксплуатационных показателей СТС. Ремонт может производится как в судовых условиях, так и на специализированных предприятиях, но всегда связан с разборкой СТС.

Отмеченная структура и содержание мероприятий по технической эксплуатации СТС для наглядного представлена в виде блок-схемы (рис. 1).

Рис. 1.1. Структура и содержание мероприятий по технической эксплуатации СТС

Основные требования к технической эксплуатации СТС

Техническая эксплуатация судовых технических средств должна производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требованиями ПТЭ [15]. В тех случаях, когда инструкции заводов-изготовителей не согласуются с отдельными положениями правил, должны выполняться требования инструкций.

При отсутствии инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации СТС и в случае необходимости детализации требований, изложенных в правилах, судовладелец обязан обеспечить разработку инструкций.

Судовладелец имеет право при наличии достаточных технических обоснований заменять или дополнять отдельные положения инструкций завода-изготовителя. Если изменения касаются документации, согласованной с органами надзора, должно быть получено заключение этих органов на изменение.

В гарантийный период эксплуатация СТС должна осуществляться только в строгом соответствии с инструкциями и рекомендациями изготовителя .

Все операции, связанные с вводом в действие, изменением режимов работы, выводом из действия, проворачиванием и разборкой технических средств, должно производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц (капитана, вахтенного помощника капитана, стар-

шего механика, вахтенного механика, ответственного по заведованию), если это предусмотрено соответствующими пунктами Правил или другими документами, регламентирующими действия экипажа.

Необходимо помнить, что несогласованный ввод в действие, изменение режима работы, остановка или разборка технического средства могут привести к непредсказуемым последствиям.

Все действия, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом СТС, должны регистрироваться вахтенным механиком в машинном журнале в соответствии с инструкциями по его ведению.

На судне должен быть организован учет технического состояния СТС, а также учет наличия и движения сменно-запасных частей и предметов материально-технического снабжения по заведованиям.

Общие требования к техническому использованию СТС

Подготовка к действию и ввод в действие (пуск)

Подготавливать и вводить в действие допускается только исправные технические средства. При неисправном состоянии технического средства должна быть вывешена предупредительная табличка «Неисправность! Ввод в действие запрещен».

Подготовка технических средств к действию должна включать тщательный наружный осмотр. Необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов в зоне обслуживания и в том, что включению и пуску ничто не препятствует.

Запрещается вводить в действие технические средства:

с отключенными или с неисправными предохранительными средствами;

при отсутствии или неисправном состоянии штатных контрольноизмерительных приборов (КИП). На шкалах приборов должны быть нанесены метки, указывающие предельные значения измеряемого параметра и при необходимости запретные зоны работы.

Во время подготовки СТС к пуску необходимо:

снять стопоры, чехлы и временные закрытия, препятствующие нормальной работе;

проверить соответствие положения всех управляющих органов, клапанов, кранов, задвижек, переключателей и т. п. режиму пуска технического средства;

подать смазку ко всем трущимся частям в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Убедиться в наличии достаточного количества масла во всех системах и устройствах смазки (маслосборниках, лубрикаторах, масляных ваннах и пр.);

провернуть механизм, машину или агрегат вручную или валоповоротным устройством в случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации. Убедиться в отсутствии заеданий и посторонних шумов;

при наличии системы охлаждения подать воду или убедиться в достаточности ее количества в системе.

При подготовке автоматизированных технических средств к действию после продолжительного нерабочего периода должна быть проверена работоспособность средств автоматизации, включая средства аварийнопредупредительной сигнализации и защиты.

Резервные технические средства должны быть исправными. При подготовке к работе установки с автоматически запускающимися резервными техническими средствами должна быть обеспечена и проверена их постоянная готовность к пуску. Одинаковые по назначению СТС должны находиться в работе поочередно.

После остановки механизма или вывода из действия устройства, установки необходимо для обеспечения постоянной готовности к пуску проверить состояние всех деталей, поддающихся наружному осмотру, устранить обнаруженные дефекты, обтереть от грязи и масла всё оборудование.

Ввод в действие (пуск) технического средства допускается после выполнения всех операций по подготовке, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, исключая экстренные случаи, связанные с предотвращением аварии. Об экстренной подготовке и вводе в действие СТС делается запись в машинном журнале с указанием лица, давшего это распоряжение.

Если при пуске агрегата от окружающих требуется особое внимание, то о пуске такого агрегата должно быть сделано соответствующее предупреждение. На входах в помещение, где расположены автоматически или дистанционно запускающиеся механизмы, должна быть предупреждающая надпись: «Внимание! Механизмы запускаются автоматически».

После ввода в действие СТС необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов и в случае необходимости отрегулировать нагрузку и параметры рабочих сред а также убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации.

В случае появления при пуске аварийно-предупредительных сигналов, ненормальных шумов, стуков или вибраций, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы техническое средство должно быть выведено из действия для выяснения и устранения причин неисправности.

Управление и обслуживание во время работы

Режим работы технических средств (ТС) должен устанавливаться с учетом условий эксплуатации таким образом, чтобы значения контролируемых параметров не выходило за установленные пределы.

Во время действия ТС должен вестись контроль за их работой по показаниям КИП и сигналам аварийно-предупредительной сигнализации, а также путем осмотра и прослушивания. Периодичность контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний в инструкции периодичность должна быть установлена старшим или вахтенным

механиком с учетом назначения ТС, его надежности, а также наличия устройств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

При использовании для охлаждения ТС забортной воды необходимо следить за тем, чтобы ее температура на выходе не превышала 55 о С во избежание интенсивного солеотложения (накипи) в полостях охлаждения.

В случае остановки или изменения режима работы ТС вследствие срабатывания автоматической защиты должно быть введено в действие резервное техническое средство (при наличии). Ввод в действие остановленного ТС или восстановление режима его работы допускается только после выявления и устранения всех причин, вызвавших срабатывание защиты.

Необходимо периодически сличать показания КИП на пульте дистанционного управления с показаниями приборов, установленных непосредственно на техническом средстве.

При недостаточной уверенности в правильности показаний КИП или уставки (настройки) средств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты должны быть немедленно приняты меры, исключающие аварию ТС, вплоть до его остановки или вывода из действия. Прибор должен быть заменен или поверен, а уставка отрегулирована.

В случае появления при работе ТС ненормального шума, стука, вибраций, нагрева или при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы должны быть немедленно приняты меры вплоть до вывода его из действия для выяснения и устранения причины неисправности.

Перевод ТС с одного режима работы на другой следует производить плавно, не допуская резкого изменения рабочих параметров. При необходимости перехода через запретные для длительной работы режимы они должны проходиться по возможности быстро. Не допускается длительная работа на режимах, вызывающих высокую вибрацию ТС.

Необходимо периодически контролировать наличие достаточного количества рабочих сред (масла, воды и др.) в системах ТС. Нормальная убыль рабочей среды должна пополняться, а при резком убывании должна быть найдена и устранена причина.

Вахтенный механик обязан зарегистрировать в машинном журнале все неполадки и неисправности, имевшие место при работе ТС, с указанием времени и принятых мерах. Это же касается отклонения рабочих параметров за установленные пределы (при отсутствии автоматических средств регистрации выбега параметров).

Вывод из действия (остановка)

Операции по выводу из действия (остановке) ТС должна производиться в последовательности, установленной в соответствующих разделах Правил или инструкций по эксплуатации. В оговоренных случаях следует строго выполнять требования об установке специальных режимов, предшествующих выводу из действия. Экстренный вывод из действия (оста-

новка) допускается в случае угрозы человеческой жизни, аварии судна или технического средства.

После вывода ТС из действия следует произвести его осмотр, устранить обнаруженные дефекты, подать масло в места ручной смазки и обтереть насухо наружные поверхности. При необходимости установить стопоры, ограничители и зачехлить техническое средство.

Во всех случаях, когда температура окружающей среды может оказаться ниже или равной 0 о С, должны быть приняты меры по предотвращению размораживания ТС.

При выводе технического средства из действия на длительное время необходимо спустить воду из полостей охлаждения, трубопроводов, фильтров, насосов и т. д. Рекомендуется продуть системы сжатым воздухом, в местах снижения трассы трубопроводов рассоединить фланцы. После осушения системы спускные пробки закрыть, а фланцевые соединения собрать.

При выводе ТС из действия на короткое время необходимо принять меры по его обогреву имеющимися вспомогательными средствами или путем периодического включения в работу.

Неработающие механизмы и машины должны периодически проворачиваться с одновременной подачей смазки.

Общие требования к техническому обслуживанию

Техническое обслуживание (ТО) СТС должно осуществляться по планово-предупредительной системе на основе планов-графиков ТО, утвержденных судовладельцем, и анализа фактического технического состояния на базе измерения параметров средствами диагностического (безразборного) контроля (РД 31.20.50-87).

Периодичность выполнения работ по ТО должна соответствовать периодичности, указанной в инструкции завода-изготовителя или в технической документации судовладельца с допуском, обусловленным возможностью выполнения работ по условиям плавания.

Старший механик имеет право (по согласованию с судовладельцем) изменять предусмотренную документацией периодичность ТО, связанную с разборкой машины, механизма или узла, если имеющимися на судне средствами обеспечивается достаточный контроль их технического состояния без разборки. В этом случае операции по контролю технического состояния СТС должны включаться в план-график ТО.

В гарантийный период эксплуатации изменение периодичности ТО, установленной заводской инструкцией, не допускается

Факт выполнения работ по ТО СТС, включая контрольные операции, должен отражаться в машинном журнале.

При выполнении ТО должна быть произведена дефектация и оценка технического состояния объекта . Результаты оценки, включая результаты

измерений износа, зазоров или других параметров, должны фиксироваться в специальном учетном документе.

При оценке технического состояния СТС необходимо обращать особое внимание на состояние рабочих поверхностей, характер износа, а также на наиболее опасные с точки зрения образования трещин места.

Ответственные детали необходимо периодически подвергать дефектоскопическому контролю. Номенклатура деталей, подлежащих дефектоскопическому контролю, устанавливается заводом-изготовителем или судовладельцем для каждого типа СТС.

Обмеры элементов СТС должны всегда производиться в одних и тех же местах, также в местах интенсивного износа. Обмеры деталей, имеющих цилиндрическую форму (шейки валов, пальцы, втулки и т. д.), необходимо производить в каждом сечении в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

При проведении ТО и ремонта СТС должны применяться материалы, соответствующие требованиям конструкторской документации или одобренные судовладельцем.

По результатам оценки технического состояния сборочных единиц и деталей СТС определяется их пригодность к дальнейшей работе или необходимость их ремонта или замены.

Не допускаются в эксплуатацию СТС, значения параметров технического состояния которых не укладываются в установленные нормы.

В особых случаях такие СТС могут быть введены в действие только по согласованию с судовладельцем и при необходимости с Регистром с установлением ограничений по времени и режимам использования.

Контрольно-измерительные приборы, применяемые при эксплуатации СТС, должны проходить поверку в соответствии с действующими положениями.

Запрещается использовать КИП в следующих случаях:

истекли сроки поверки;

разбито стекло прибора;

стрелка прибора при снятии импульса не возвращается в исходное положение.

Разборка и сборка СТС должна производиться в технологической последовательности, рекомендованной инструкциями по эксплуатации, техническими условиями или руководством по ремонту, а также документами, утвержденными судовладельцем.

Разборка и сборка СТС должна производиться инструментом и приспособлениями, предназначенными для этих целей.

Перед разборкой СТС необходимо:

спустить из системы воду, масло, топливо, пар, закрыть плотно забортные клапаны, отключить электропитание;

снять или отсоединить все контрольно-измерительные приборы и датчики, которые могут быть повреждены;

произвести замеры, определяющие зазоры и взаимное расположение деталей и сборочных единиц.

При разборке трубопроводов забортной воды отверстия труб, идущие за борт, необходимо заглушить заглушками. При этом устанавливаемые на фланцевых соединениях заглушки должны иметь хвостовики, а на штуцерные соединения навешиваются бирки, указывающие наличие заглушки. Об установке и снятии заглушек следует сделать запись в машинном журнале.

СТС должны вскрываться и закрываться в присутствии лица, в чьем заведовании они находятся. Перед закрытием необходимо осмотреть внутренние полости. Убедиться в исправном состоянии деталей, сборочных единиц, отсутствии посторонних предметов в полостях.

В случае, если исключительные обстоятельства вызвали перерыв в процессе закрытия, необходимо вновь произвести контрольный осмотр перед закрытием.

Техническое использование и обслуживание судовых вспомогательных механизмов и устройств

При эксплуатации судовых вспомогательных механизмов и устройств должны выполняться общие требования, изложенные:

в части I Правил, основные выдержки из которых приведены выше в разделах 1.2 – 1.4;

в части II Правил, глава 4 «Техническое обслуживание судовых устройств»;

в части VII Правил «Судовые вспомогательные механизмы и оборудование»;

в инструкциях завода-изготовителя по их техническому использованию и техническому обслуживанию. При этом приоритетным являются требования завода-изготовителя.

Техническая эксплуатация судовых вспомогательных механизмов и устройств (ЭСВМ) осуществляется с учетом конструктивных особенностей ТС, назначения и особенностей их технического использования.

К судовые вспомогательным механизмам, системам и устройствам (СВМ) по назначению относятся:

гидравлические машины (насосы, гидродвигатели) и вентиляторы;

якорно-швартовные механизмы (шпили, брашпили, лебедки);

грузоподъемные механизмы, механизмы открытия грузовых люков;

механизмы шлюпочного устройства;

системы общесудового назначения;

оборудование для предотвращения загрязнения моря.

Источник

Читайте также:  Ремонт рулевой рейки щукинская
Оцените статью