- Технические требования по ремонту кранов
- Предисловие
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие требования
- 5 Руководство по эксплуатации
- 6 Паспорт
- Технические требования по ремонту кранов
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. ТРЕБОВАНИЯ К КРАНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ
Технические требования по ремонту кранов
Cranes. Operational documents
Дата введения 2018-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2017 г. N 156-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34022-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.
5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 7363-86* «Краны и подъемные устройства. Технические характеристики и приемочные документы» («Cranes and lifting appliances — Technical characteristics and acceptance documents», NEQ)
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандарт устанавливает требования к номенклатуре, содержанию и форме документов, которые должен представить изготовитель вместе с грузоподъемными кранами по классификации межгосударственного стандарта ГОСТ 33709.1-2015 с учетом нормативных положений, содержащихся в международном стандарте ИСО 7363-86. В этих документах приведена техническая информация и сведения о приемке оборудования, позволяющие обеспечить его монтаж, испытание и безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов. Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к номенклатуре, содержанию и форме документов, которые должен представить изготовитель вместе с грузоподъемными кранами.
Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1 и их узлы (элементы), поставляемые в виде готовых технических устройств (далее — «устройства»).
В приложении А приведены рекомендуемые формы паспортов на отдельные типы грузоподъемных кранов и съемные грузозахватные приспособления. При необходимости паспорта могут быть скорректированы (дополнены или сокращены) информацией, характеризующей конкретные особенности устройства.
Этот стандарт применим ко всем новым устройствам, изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Стандарт не имеет целью требовать замены или дополнения существующей документации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы
ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 34017-2016 Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 2.601, ГОСТ 33709.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 эксплуатационная документация: Комплект эксплуатационных документов, поставляемый изготовителем вместе с устройством.
Примечание — Комплектность эксплуатационных документов зависит от типа и характеристик устройства и определяется его изготовителем, а также требованиями национальных законодательств государств, упомянутых в предисловии, как проголосовавших за принятие данного межгосударственного стандарта.
3.2 паспорт: Документ, прилагаемый к каждому устройству, содержащий его идентификационные признаки, значения основных параметров и характеристик, а также сведения о сертификации, изготовителе, сроке службы, гарантийных обязательствах, сведения о приемке и другую информацию, необходимую для эксплуатации устройства.
4 Общие требования
4.1.1 Документы должны быть составлены на языке (или языках) страны, в которой будет использовано оборудование (если в договоре на поставку устройства не указано другое).
4.1.2 Состав информации, приводимой в эксплуатационных документах, должен соответствовать настоящему стандарту и требованиям национальных законодательств государств, упомянутых в предисловии, как проголосовавших за принятие данного межгосударственного стандарта.
4.1.3 Документы рекомендуется составлять на страницах формата А4 по ГОСТ 2.301 (для печатных изданий — формат 218х290 мм), переплетенных или прошитых в книгу (в случае большого объема — книги), имеющую износостойкие твердые или гибкие обложки.
4.1.4 Если для записи технических данных необходимы страницы большего формата, то предпочтительнее выбирать форматы А3, А2 и т.д. (для печатных изданий форматы — 327×290 мм, 436×290 мм и т.д.).
5 Руководство по эксплуатации
5.1.1 Руководство по эксплуатации должно содержать:
— наименование изготовителя и (или) его товарный знак;
— наименование и (или) обозначение устройства (тип, марка, модель (при наличии));
— заводской номер, месяц и год изготовления;
— сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) устройства;
— указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту устройства;
— указания по использованию устройства и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации устройства, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, периодическое диагностирование, испытания, условия транспортирования, упаковки, консервации и хранения, указания по ремонту;
— назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей, а также указания владельцу оборудования о действиях по истечении срока службы и (или) выработки назначенного ресурса;
— перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии;
-действия персонала в случае инцидента, критического отказа или аварии;
— критерии предельных состояний;
— указания по выводу из эксплуатации и утилизации, а также меры для предотвращения использования устройства не по назначению после достижения назначенного ресурса или назначенного срока службы;
— сведения о квалификации обслуживающего персонала.
5.1.2 В руководство по эксплуатации (или в комплект эксплуатационной документации) должны входить руководства на покупные комплектующие изделия, входящие в состав устройства.
5.1.3 Руководство по эксплуатации должно содержать информацию, достаточную для разработки программ обучения персонала, обслуживающего грузоподъемное устройство, а также для планирования осмотров, технического обслуживания и ремонта.
5.1.4 Руководство по эксплуатации выполняется на бумажных или электронных носителях по выбору изготовителя и согласованию с заказчиком.
Примечание — Указания по монтажу, сборке, наладке или регулировке и ремонту устройства могут быть оформлены в виде отдельных документов.
6 Паспорт
6.1.1 Паспорт должен состоять из следующих разделов:
— титульная часть, состоящая из титульного листа (с указанием наименования изготовителя, наименования и типа устройства, идентификационного обозначения паспорта, а также, при необходимости, данных регистрации (учета) устройства в государственных органах надзора или на предприятии-владельце) и указаний, требующих внимания владельца оборудования, чертежа (чертежей) общего вида с основными размерами;
— раздел «Общие сведения», содержащий информацию о подтверждении соответствия (сертификации или декларировании), об изготовителе устройства (включая адрес и другие контактные данные) и лице, выполняющем функции иностранного производителя (включая адрес и другие контактные данные), основные данные оборудования (тип, модель, заводской номер, назначение, эксплуатационные ограничения и т.п.), характеристики окружающей среды, требования к месту установки, а также перечень основных документов, в соответствии с которыми изготовлено устройство;
— раздел «Технические данные», содержащий технические характеристики устройства в целом (грузоподъемность, габаритные размеры, массу и т.д.) и характеристики отдельных узлов, кинематические, электрические, гидравлические и пневматические схемы, содержащие перечень элементов;
— раздел «Приемка», содержащий информацию о приемке устройства на изготовителе*, сроке службы, гарантийных обязательствах, отметки об испытаниях (при необходимости) и подписанный представителем изготовителя, отвечающим за качество продукции;
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
— раздел документация, содержащий сведения о документации, включенной в паспорт или поставляемой с устройством отдельно от паспорта.
6.1.2 Информация, содержащаяся в паспорте, зависит от типа устройства и параметров его назначения.
Примечание — К паспорту крана мостового типа должен быть приложен установочный чертеж, разрабатываемый владельцем крана и включающий всю обстановку на месте крана, включая относительное расположение элементов строения, крановых рельсовых путей и т.п.
6.1.3 Формы представления данных в паспорте допускается изменять (при условии обеспечения наличия данных, предусматриваемых настоящим стандартом).
6.1.4 В зависимости от конструктивных особенностей, разделы паспорта могут быть изменены, дополнены или сокращены.
6.1.5 Паспорт может быть оформлен как составная часть руководства по эксплуатации.
Источник
Технические требования по ремонту кранов
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Maintenance and repair system of building machinery.
Jib cranes and their components being passed to and received from
overhaul.
Technical requirements
Дата введения 1982-01-01
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. N 5032
ПРОВЕРЕН в 1984 г.
ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1984 г. (ИУС 11-84).
Настоящий стандарт распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения отечественного производства (далее — краны), используемые на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, и их составные части, кроме кранов шагающих, рельсовых, железнодорожных, на базе тракторов, на автопогрузчиках, для установки линий электропередач, прицепных, системы тягач-крановая установка, специальных и кранов-трубоукладчиков.
Стандарт устанавливает технические требования к кранам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее — ремонт) и выдаваемым из ремонта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сдача в ремонт кранов и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504-74 и ГОСТ 24408-80, настоящего стандарта и соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Краны, сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией на их изготовление. Краны сдают в ремонт без комплекта инструмента и запасного колеса (для пневмоколесных, автомобильных кранов и кранов на специальном шасси).
Комплектность составных частей кранов, сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта, устанавливается отраслевой нормативно-технической документацией по агрегатному методу ремонта машин с учетом рекомендуемого приложения 1.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2. ТРЕБОВАНИЯ К КРАНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ,
СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ
2.1. Краны направляют в ремонт, если они выработали установленный нормативно-технической документацией ресурс и при условии, что соответствующего предельного состояния достигли одновременно не менее трех основных составных частей из числа следующих: двигатель, грузовая лебедка, редукторы хода и поворота, опорно-поворотный круг, ведущие мосты (для пневмоколесных кранов).
Ресурс до первого ремонта кранов, изготовленных после 01.01.79 г., — по ГОСТ 22827-77, а кранов, изготовленных до 01.01.79 г., составляет 85% ресурса, установленного указанным стандартом.
Признаки предельного состояния основных составных частей кранов, при котором они должны направляться в ремонт, указывают в эксплуатационной документации.
2.2. В ремонт не принимают краны, у которых одна из рам (поворотной платформы ходового устройства, гусеничная боковая или гусеничного хода) или три и более других составных частей, не включенных в нормы расхода запасных частей на ремонт кранов конкретных марок, имеют по одному из дефектов, перечисленных в таблице, а также при достижении предельного состояния базового автомобиля, установленного ГОСТ 18506-73, при котором он не подлежит ремонту.
Перечень дефектов составных частей,
при наличии которых краны не принимают в ремонт
Наименование составных частей
Краткое описание дефекта
Рама поворотной платформы
Разрыв балок (швеллеров, боковин);
наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке (правой и левой), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;
отклонение от прямолинейности (изгиб) продольных балок в вертикальной плоскости более чем на 50 мм;
наличие расположенных друг против друга поперечных трещин на верхнем и нижнем листах, балках платформы и рамы силовой установки;
повреждение коррозией металла основных несущих элементов на глубину более 15% толщины элемента;
погнутость продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины.
Рама ходового устройства
Разрыв балок (швеллеров, боковин);
наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке центральной рамы, а также на боковых гусеничных рамах (если последние являются неразъемной составной частью рамы ходового устройства), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;
сквозные трещины, проходящие через посадочные места под фланец крепления центральной цапфы (кроме кранов с опорно-поворотным кругом);
наличие по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на противоположных балках центральной рамы или на обеих гусеничных боковых рамах;
отрыв балок в двух и более местах крепления;
излом или отрыв одной из головок продольных балок (гусеничных боковых рам);
облом опорной части (венца зубчатого) рамы на участке более двух отверстий под болты опоры (двух зубьев венца);
коробление плоскости опорной части рамы для установки опорно-поворотного устройства 3 мм и более;
трещины центральной рамы, выходящие на поверхность отверстий;
поражение коррозией металла основных несущих элементов центральной рамы на глубину более 15% толщины элемента;
вмятины продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины.
Рама гусеничная боковая
Разрыв поперечных балок;
отрыв балок в двух и более местах крепления;
наличие более двух трещин на каждой раме, захватывающих более 50% их поперечного сечения и проходящих через усиливающие накладки, если рамы ремонтировались методом наложения накладок, а также по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на продольных балках обеих рам;
излом или отрыв одной из головок рам.
Рама гусеничного хода
Более двух поперечных трещин на полках профилей боковых, передней и задней балок, захватывающих более 50% сечения полки профиля и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;
общая погнутость в горизонтальной плоскости со стрелой прогиба 1 мм и более на каждый погонный метр рамы;
местная погнутость (вмятины) полок профилей балок более 3 мм на метр длины.
Дефекты основных составных частей
Краны автомобильные и на специальном шасси
Дефекты блока цилиндров и коленчатого вала, устранение которых невозможно без применения сварки, пайки, наплавки, гальванического наращивания, эпоксидных и клеевых композиций и других методов, не гарантирующих ресурс.
Источник