Технические условия при ремонте электрических машин

Технические условия при ремонте электрических машин

Мелкосерийное литье изделий из пластика на термопластавтоматах
Узнать цену!

7.5. Технические условия и организация ремонта

7.5.1. Технические условия ремонта

В зависимости от массы и размера машины либо демонтируются и направляются в ремонт, либо ремонт производится непосредственно на месте их установки. В любом случае передача и приемка машин в ремонт и сдача их заказчику после ремонта производятся в соответствии с ТУ, в которых регламентируются взаимные обязательства заказчика и ремонтного предприятия.

Приемка машин в ремонт производится по акту. В акте кроме паспортных данных машины и предполагаемого объема ремонта указываются технические требования, которым должна удовлетворять машина после ремонта (модернизации), — напряжение, частота вращения, класс нагревостойкости изоляции и др. В ремонт принимаются только комплектные электрические машины, имеющие все основные узлы и детали, включая старые обмотки. Все соединительные и установочные детали должны быть демонтированы заказчиком. В ремонт не принимаются машины раскомплектованные, с разбитыми корпусами и подшипниковыми щитами, со значительным (более 25%) повреждением активной стали.

При ремонте у машин сохраняется конструкция завода-изготовителя, и, как правило, они ремонтируются с сохранением паспортных данных. Ремонт электрических машин проводится в соответствии со следующими требованиями, обеспечивающими их эксплуатационную надежность:

применяемые материалы должны удовлетворять условиям соответствующих стандартов; класс нагревостойкости изоляции должен быть не ниже предусмотренного заводом-изготовителем ;

предельно допустимые значения превышения температуры отдельных частей электрических машин должны удовлетворять требованиям ГОСТ 183-74;

требованиям стандарта должны удовлетворять допуски на установочные и присоединительные размеры (ГОСТ 8592-79);

отремонтированные машины должны быть снабжены всеми деталями и очищены, а обмотка, поверхность магнитопровода, крепления обмоток и схемы покрыты лаком; внутренние поверхности подшипниковых щитов и корпуса, вентиляторы и внешние поверхности электрических машин должны быть покрашены, конец вала должен быть покрыт консервационной смазкой;

обмотки и другие токоведущие части должны быть надежно закреплены, пазовые клинья не должны иметь слабины;

подшипники скольжения должны работать спокойно, без течи масла, подшипники качения должны быть заполнены смазкой;

отремонтированная машина должна пройти приемо-сдаточные испытания, после чего ремонтные организации гарантируют ее исправную работу в течение 1 года при соблюдении условий транспортировки, хранения и эксплуатации.

Выводные концы обмоток должны быть отмаркированы в соответствии со стандартом, на корпусе машины должен быть установлен новый щиток. На щитке должны быть указаны: наименование предприятия, проводившего ремонт, тип машины, номинальные мощность, напряжение, ток, частота вращения, КПД, коэффициент мощности (только для машин переменного тока), дата выпуска из ремонта.

При ремонте крупных электрических машин на месте установки, который проводится выездными ремонтными бригадами, заказчик выполняет электропроводку к месту ремонта, изготовляет оснастку и ремонтные приспособления, выполняет сварочные и механические работы и предоставляет в распоряжение бригады подсобные материалы для ремонта.

На электроремонтных предприятиях существуют технологические карты ремонта электродвигателей и генераторов различной мощности и класса напряжения (до и свыше 1000 В). Эти документы составлены в виде таблиц, в которых указаны номера и содержание всех технологических операций, ТУ и указания по проведению ремонта, сведения об оборудовании и оснастке, необходимых для ремонта, а также нормах времени на проведение отдельных операций.

7.5.2. Структура электроремонтного предприятия

Структура электроремонтного предприятия и состав его оборудования определяются рядом факторов, основными из которых являются номенклатура и объем ремонтируемого оборудования. При прочих равных условиях ремонтное предприятие состоит из ряда производственных участков (цехов), в которых производятся отдельные виды работ. Что касается электрических машин, то предприятия по их ремонту в большинстве случаев не выходят за рамки одного цеха. Поэтому структуру электроремонтного предприятия будем рассматривать применительно к цеховой форме организации ремонта.

Существуют семь основных видов работ (все испытания проводятся, как правило, в одном месте), которые и определяют количество производственных подразделений.

Предремонтные испытания проводятся для выявления неисправностей* по программе, включающей следующие пункты: измерение сопротивления изоляции обмоток, испытание электрической прочности изоляции, проверка целости подшипников (на холостом ходу) и осевого выбега ротора, правильности прилегания щеток к коллектору и контактным кольцам, измерение вибрации в режиме холостого хода. Кроме того, определяется размер воздушного зазора, проверяется состояние крепежных деталей, плотность посадки подшипниковых щитов и отсутствие повреждений у отдельных частей машины.

Читайте также:  Журналы ремонт электронной техники за 2003 год

Испытания проводятся либо на испытательной станции, либо на испытательном участке в разборочном отделении.

В разборочном отделении выполняют все предремонтные испытания, очищают электрические машины перед разборкой, разбирают их на отдельные узлы, производят дефектацию узлов и деталей (определение состояния и степени износа, объема необходимого ремонта и оформление соответствующей документации на ремонт), передают неисправные узлы и детали в соответствующие ремонтные отделения, а исправные — в отделение комплектации. В этом отделении устанавливают подъемно-транспортные устройства для транспортировки поступивших электрических машин, моечное оборудова-

• При проведении испытаний может оказаться, что в ремонт поступила исправная машина, которая имеет недопустимые характеристики при эксплуатации (нагрев, вибрации и пр.) по причине плохого обслуживания, нарушения правил эксплуатации и пр. В этом случае проводится лишь чистка и окраска машины без замены обмоток и отдельных узлов и деталей.

ние, гидравлические и винтовые съемники, приспособления для вывода ротора из расточки статора, станок для обрезки лобовых частей обмотки и извлечения обмотки из пазов, печь для нагрева изоляции, специальную оснастку для разборки электрических машин.

В обмоточном и сушилъно-пропиточном отделении ремонтируют старые и изготовляют новые обмотки электрических машин, восстанавливают поврежденный обмоточный провод, пропитывают, укладывают в машину и сушат обмотки, производят сборку рабочей схемы соединения обмоток и пооперационный контроль изоляции обмоток. Здесь устанавливаются станки для очистки и изолировки проводов, для намотки катушек, для резки изоляции, приспособления для формовки изоляции и катушек из прямоугольного провода, оборудование для сварки и пайки проводов обмотки, специальный станок для бандажирования обмоток якоря и фазных обмоток ротора. Здесь же находится испытательный стенд для измерения сопротивления изоляции и проверки ее электрической прочности. Участок пропитки и сушки обмоток снабжается системой вытяжной вентиляции. Подъемно-транспортное оборудование должно быть рассчитано на узлы, имеющие максимальную массу.

В слесарно-механическом отделении ремонтируют и изготовляют новые детали электрических машин — как конструктивные (валы, подшипники скольжения, крышки подшипников и т. д.), так и токоведущие (коллекторы, контактные кольца, щеточные механизмы, короткозамкнутые обмотки роторов и др.), производят перешихтовку сердечников статоров и роторов, а также слесарную и механическую обработку различных деталей электрических машин. Отделение оснащено соответствующим парком станков для механической обработки де-

талей, подъемо-транспортным оборудованием, прессами, ножницами для резки металла, сварочным оборудованием и т. п.

В комплектовочное отделение направляют исправные узлы и детали электрических машин из разборочного отделения, отремонтированные узлы и детали из обмоточного и слесарно-механического отделений, в нем производят комплектацию электрических машин недостающими частями. Проверенные и полностью скомплектованные электрические машины передают в отделение сборки (отдельные крупные узлы могут передаваться на участок сборки, минуя комплектовочный участок).

В сборочном отделении производят поуз-ловую и общую сборку электрических машин. Участок сборки оснащен практически тем же вспомогательным оборудованием, что и разборочное отделение, поэтому на ряде электроремонтных предприятий эти отделения объединяют. В отличие от разборочного отделения в отделении сборки проводится балансировка роторов электрических машин, что требует установки балансировочных станков.

На испытательной станции проводят испытания новых конструкций, узлов и деталей, предназначенных взамен вышедших из строя, а также послеремонтные испытания электрических машин. Станция должна быть оснащена высоковольтным испытательным оборудованием, электрическими приборами и защитными средствами.

Отделочные работы проводят, как правило, в изоляционно-обмоточном отделении на участке окраски и сушки, снабженном необходимым оборудованием.

Одна из распространенных структурно-технологических схем ремонта электрических машин соответствует последовательности типов работ, приведенной в табл. 7.13.

Таблица 7.13. Работы при ремонте электрических машин

Основные технологические операции

Предремонтные испытания Разборочно-дефектиро-вочные работы Изоляционно-обмоточные работы

Слесарно-механичес-кие работы Комплектование деталей. Сборка машины Послеремонтные испытания Отделочные работы

Внешний осмотр. Испытания

Разборка машины. Снятие поврежденных обмоток. Мойка отдельных деталей. Дефектировка деталей Восстановление обмоточного провода. Намотка и укладка обмоток. Пропитка и сушка обмоток. Изолировка и пайка схемы. Испытание обмоток Восстановление и изготовление конструктивных деталей, токо-ведущих частей. Перешихтовка сердечников Поузловая сборка. Сборка машины в целом. Проверка правильности сборки В соответствии с программой приемо-сдаточных испытаний

Читайте также:  Ремонт электрических плит беко

Источник

Технические условия при ремонте электрических машин

Технические условия и организация ремонта электрических машин

Технические условия ремонта

В зависимости от массы и размера машины либо демонтируются и направляются в ремонт, либо ремонт производится непосредственно на месте их установки. В любом случае передача и приемка машин в ремонт и сдача их заказчику после ремонта производятся в соответствии с ТУ, в которых регламентируются взаимные обязательства заказчика и ремонтного предприятия.

Приемка машин в ремонт производится по акту. В акте кроме паспортных данных машины и предполагаемого объема ремонта указываются технические требования, которым должна удовлетворять машина после ремонта (модернизации), — напряжение, частота вращения, класс нагревостойкости изоляции и др. В ремонт принимаются только комплектные электрические машины, имеющие все основные узлы и детали, включая старые обмотки. Все соединительные и установочные детали должны быть демонтированы заказчиком. В ремонт не принимаются машины раскомплектованные, с разбитыми корпусами и подшипниковыми щитами, со значительным (более 25%) повреждением активной стали.

При ремонте у машин сохраняется конструкция завода-изготовителя, и, как правило, они ремонтируются с сохранением паспортных данных. Ремонт электрических машин проводится в соответствии со следующими требованиями, обеспечивающими их эксплуатационную надежность:

применяемые материалы должны удовлетворять условиям соответствующих стандартов; класс нагревостойкости изоляции должен быть не ниже предусмотренного заводом-изготовителем ;

предельно допустимые значения превышения температуры отдельных частей электрических машин должны удовлетворять требованиям ГОСТ 183-74;

требованиям стандарта должны удовлетворять допуски на установочные и присоединительные размеры (ГОСТ 8592-79);

отремонтированные машины должны быть снабжены всеми деталями и очищены, а обмотка, поверхность магнитопровода, крепления обмоток и схемы покрыты лаком; внутренние поверхности подшипниковых щитов и корпуса, вентиляторы и внешние поверхности электрических машин должны быть покрашены, конец вала должен быть покрыт консервационной смазкой;

обмотки и другие токоведущие части должны быть надежно закреплены, пазовые клинья не должны иметь слабины;

подшипники скольжения должны работать спокойно, без течи масла, подшипники качения должны быть заполнены смазкой;

отремонтированная машина должна пройти приемо-сдаточные испытания, после чего ремонтные организации гарантируют ее исправную работу в течение 1 года при соблюдении условий транспортировки, хранения и эксплуатации.

Выводные концы обмоток должны быть отмаркированы в соответствии со стандартом, на корпусе машины должен быть установлен новый щиток. На щитке должны быть указаны: наименование предприятия, проводившего ремонт, тип машины, номинальные мощность, напряжение, ток, частота вращения, КПД, коэффициент мощности (только для машин переменного тока), дата выпуска из ремонта.

При ремонте крупных электрических машин на месте установки, который проводится выездными ремонтными бригадами, заказчик выполняет электропроводку к месту ремонта, изготовляет оснастку и ремонтные приспособления, выполняет сварочные и механические работы и предоставляет в распоряжение бригады подсобные материалы для ремонта.

На электроремонтных предприятиях существуют технологические карты ремонта электродвигателей и генераторов различной мощности и класса напряжения (до и свыше 1000 В). Эти документы составлены в виде таблиц, в которых указаны номера и содержание всех технологических операций, ТУ и указания по проведению ремонта, сведения об оборудовании и оснастке, необходимых для ремонта, а также нормах времени на проведение отдельных операций.

Источник

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ПРИЕМ В РЕМОНТ

Техническими условиями предусмотрено два вида ремонта электрических машин: капитальный и текущий.

При капитальном ремонте машину разбирают полностью. Перематывают обмотки (статора, ротора, полюсов, якоря), ремонтируют коллектор (заменяют до пяти коллекторных пластин) и изоляционные манжеты с последующей проточкой и продороживанием

коллектора, контактные кольца, щеточный механизм, подшипники, валы, вентиляторы, щиты и другие сборочные единицы и детали.

Согласно техническим условиям на сдачу в капитальный ремонт асинхронных электродвигателей последние направляют в капитальный ремонт со следующими неисправностями: межвит- ковыми замыканиями в обмотках, замыканиями обмоток на корпус или между фазами, обрывом обмоток, изгибом вала, износом или повреждением его шеек, износом или повреждением посадочных мест в подшипниковых щитах, дисбалансом ротора, обрывом бандажей ротора, повреждением контактных колец, требующих их разборки, трещинами в корпусе и подшипниковых щитах, снижением сопротивления изоляции, если оно не восстанавливается сушкой.

Читайте также:  Ремонт заливного шланга стиральной машины своими руками

Электродвигатели, сдаваемые в ремонт, должны быть тщательно очищены от пыли и грязи. С валов электродвигателей должны быть сняты шкивы, шестерни, муфты. Их принимают в капитальный ремонт полностью укомплектованными всеми основными узлами и деталями в соответствии с техническими условиями. В комплект входят: станина, статор с обмоткой, ротор с об­моткой, подшипниковые щиты, вентилятор и его кожух, подшипники и их крышки, коробка выводов, траверса, щеткодержатели, контактные кольца. Принимают в ремонт и электродвигатели при частичном отсутствии метизов: винтов, гаек, шайб и т. п.

Не принимают в капитальный ремонт электродвигатели с трещинами на корпусе, превышающими 50 % его длины, трещинами в посадочных местах подшипниковых щитов, с повреждением 30 % активной стали. В ремонт не принимают электродвигатели, отремонтированные ранее с нарушениями технологии ремонта.

При приеме в капитальный ремонт электродвигатель испытывают и оформляют приемосдаточный акт. Поскольку отдельные повреждения могут быть обнаружены только после разборки электродвигателя, электроремонтное предприятие имеет право составлять односторонний акт о невозможности и нецелесообразности ремонта. Акт высылают заказчику, обязав в месячный срок вывезти электродвигатель. После этого срока электродвигатели сдают в металлолом. Электрооборудование, ожидающее ремонта, должно храниться в помещениях складского типа или под навесом.

При текущем ремонте проводят подизолировку; покрытие лаком лобовых частей обмоток статора, фазного ротора и катушек полюсов; протачивают контактные кольца; протачивают и продо- роживают коллектор; ремонтируют (перезаливают) подшипники скольжения или заменяют подшипники качения; ремонтируют щеточный механизм и выводные концы.

При ремонте у электрических машин обычно сохраняют паспортные данные. Однако по просьбе заказчика и при согласии ремонтной организации у электрической машины могут быть изменены частота вращения, напряжение и мощность, а также другие ее технические параметры.

В процессе ремонта электрических машин необходимо соблюдать основные требования, обеспечивающие их длительную и надежную работу:

конструкционные материалы, применяемые при ремонте, должны удовлетворять соответствующим стандартам и техническим условиям, а электроизоляционные материалы должны быть по классу нагревостойкости не ниже, чем по исполнению завода-изготовителя;

предельно допустимые превышения температуры сборочных единиц и деталей машин должны соответствовать нормам, установленным ГОСТ;

обмотки и другие токоведущие части должны быть надежно закреплены, а пазовые клинья — прочно удерживаться в пазах;

деревянные детали следует изготовлять из сухой (влажность не более 6%) древесины деревьев твердых пород (бука, березы и др.), хорошо пропитывать;

проволочные бандажи роторов и якорей надо выполнять из бандажной проволоки, обладающей требуемым сопротивлением на разрыв, а стекловолокнистые бандажи — из ленты ЛСБ, наложенной с натяжением 850. 950 Н;

коллектор должен иметь строго цилиндрическую форму; биение коллектора диаметром до 250 мм не должно превышать 0,05 мм при частоте вращения 1500. 3000 мин -1 и 0,15 мм при частоте вращения менее 1500 мин -1 ;

машины с перемотанными обмотками роторов или якорей, а также с вновь наложенными бандажами должны без повреждений выдерживать увеличение частоты вращения согласно ГОСТ;

предельно допустимая температура подшипников скольжения при длительной номинальной нагрузке не должна превышать 80 °С (при этом температура масла должна быть не выше 65 °С), а подшипников качения — не более 100 °С;

щеточный аппарат машины следует укомплектовать щетками соответствующих марок и размеров, хорошо притертыми к поверхности коллектора или контактных колец с отрегулированным нажатием пружин (чтобы щетки свободно передвигались в обоймах, между щеткой и обоймой должен быть зазор 0,1 . 0,4 мм в направлении вращения и 0,2. 0,5 мм в направлении оси коллектора);

электрическая прочность изоляции каждой из обмоток относительно корпуса машины, а также между смежными витками обмотки должна удовлетворять требованиям, указанным в ГОСТ;

у отремонтированных машин должны быть окрашены их наружные поверхности, внутренняя поверхность подшипниковых щитов и вентиляторы, а выступающие концы вала покрыты консервационной смазкой;

электрические машины в зависимости от их вида и произведенного ремонта (капитальный, средний) должны проходить приемосдаточные послеремонтные испытания в объеме, предусмотренном нормами и техническими условиями.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью