Технические условия ремонт кранов

Технические условия ремонт кранов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

Maintenance and repair system of building machinery.
Jib cranes and their components being passed to and received from
overhaul.
Technical requirements

Дата введения 1982-01-01

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. N 5032

ПРОВЕРЕН в 1984 г.

ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1984 г. (ИУС 11-84).

Настоящий стандарт распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения отечественного производства (далее — краны), используемые на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, и их составные части, кроме кранов шагающих, рельсовых, железнодорожных, на базе тракторов, на автопогрузчиках, для установки линий электропередач, прицепных, системы тягач-крановая установка, специальных и кранов-трубоукладчиков.

Стандарт устанавливает технические требования к кранам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее — ремонт) и выдаваемым из ремонта.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сдача в ремонт кранов и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504-74 и ГОСТ 24408-80, настоящего стандарта и соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Краны, сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией на их изготовление. Краны сдают в ремонт без комплекта инструмента и запасного колеса (для пневмоколесных, автомобильных кранов и кранов на специальном шасси).

Комплектность составных частей кранов, сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта, устанавливается отраслевой нормативно-технической документацией по агрегатному методу ремонта машин с учетом рекомендуемого приложения 1.

1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТРЕБОВАНИЯ К КРАНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ,
СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ

2.1. Краны направляют в ремонт, если они выработали установленный нормативно-технической документацией ресурс и при условии, что соответствующего предельного состояния достигли одновременно не менее трех основных составных частей из числа следующих: двигатель, грузовая лебедка, редукторы хода и поворота, опорно-поворотный круг, ведущие мосты (для пневмоколесных кранов).

Ресурс до первого ремонта кранов, изготовленных после 01.01.79 г., — по ГОСТ 22827-77, а кранов, изготовленных до 01.01.79 г., составляет 85% ресурса, установленного указанным стандартом.

Признаки предельного состояния основных составных частей кранов, при котором они должны направляться в ремонт, указывают в эксплуатационной документации.

2.2. В ремонт не принимают краны, у которых одна из рам (поворотной платформы ходового устройства, гусеничная боковая или гусеничного хода) или три и более других составных частей, не включенных в нормы расхода запасных частей на ремонт кранов конкретных марок, имеют по одному из дефектов, перечисленных в таблице, а также при достижении предельного состояния базового автомобиля, установленного ГОСТ 18506-73, при котором он не подлежит ремонту.

Перечень дефектов составных частей,
при наличии которых краны не принимают в ремонт

Наименование составных частей

Краткое описание дефекта

Рама поворотной платформы

Разрыв балок (швеллеров, боковин);

наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке (правой и левой), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;

отклонение от прямолинейности (изгиб) продольных балок в вертикальной плоскости более чем на 50 мм;

наличие расположенных друг против друга поперечных трещин на верхнем и нижнем листах, балках платформы и рамы силовой установки;

повреждение коррозией металла основных несущих элементов на глубину более 15% толщины элемента;

погнутость продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины.

Рама ходового устройства

Разрыв балок (швеллеров, боковин);

наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке центральной рамы, а также на боковых гусеничных рамах (если последние являются неразъемной составной частью рамы ходового устройства), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;

сквозные трещины, проходящие через посадочные места под фланец крепления центральной цапфы (кроме кранов с опорно-поворотным кругом);

наличие по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на противоположных балках центральной рамы или на обеих гусеничных боковых рамах;

отрыв балок в двух и более местах крепления;

излом или отрыв одной из головок продольных балок (гусеничных боковых рам);

облом опорной части (венца зубчатого) рамы на участке более двух отверстий под болты опоры (двух зубьев венца);

коробление плоскости опорной части рамы для установки опорно-поворотного устройства 3 мм и более;

трещины центральной рамы, выходящие на поверхность отверстий;

поражение коррозией металла основных несущих элементов центральной рамы на глубину более 15% толщины элемента;

вмятины продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины.

Рама гусеничная боковая

Разрыв поперечных балок;

отрыв балок в двух и более местах крепления;

наличие более двух трещин на каждой раме, захватывающих более 50% их поперечного сечения и проходящих через усиливающие накладки, если рамы ремонтировались методом наложения накладок, а также по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на продольных балках обеих рам;

излом или отрыв одной из головок рам.

Рама гусеничного хода

Более двух поперечных трещин на полках профилей боковых, передней и задней балок, захватывающих более 50% сечения полки профиля и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок;

общая погнутость в горизонтальной плоскости со стрелой прогиба 1 мм и более на каждый погонный метр рамы;

местная погнутость (вмятины) полок профилей балок более 3 мм на метр длины.

Дефекты основных составных частей

Краны автомобильные и на специальном шасси

Дефекты блока цилиндров и коленчатого вала, устранение которых невозможно без применения сварки, пайки, наплавки, гальванического наращивания, эпоксидных и клеевых композиций и других методов, не гарантирующих ресурс.

Источник

РД 22-322-02
Краны грузоподъемные. Технические условия на капитальный, полнокомплектный и капитально-восстановительный ремонты

Купить РД 22-322-02 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Технические условия предназначены для подготовки ремонтного производства, ремонта изделий, а также контроля качества проведенного ремонта.

РД распространяется на башенные, стреловые несамоходные, мачтовые краны и краны-лесопогрузчики.

РД может быть использован при ремонте других грузоподъемных и строительно-дорожных машин

Оглавление

1. Назначение и область применения

2. Нормативные документы

3. Термины и определения

4. Основные положения

5. Сдача крана в ремонт

6. Разборка, мойка и очистка

8. Дефектация деталей и сборочных единиц

9.1. Общие положения

9.3. Требования к наплавке

9.4. Требования к контролю качества сварных соединений и наплавленных поверхностей

9.5. Ремонт тел вращения

9.6. Ремонт электрооборудования

9.7. Ремонт гидрооборудования

9.8. Сборка составных частей

10. Защитные покрытия

11. Приемка и спытания

12. Маркировка, консервация, хранение и транспортирование

13. Гарантийные обязательства

14. Требования безопасности при проведении ремонта

Дата введения 01.02.2002
Добавлен в базу 01.09.2013
Актуализация 01.01.2021

Этот документ находится в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 53 ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
      • Раздел 53.020 Подъемное оборудование
        • Раздел 53.020.20 Краны

Организации:

22.01.2002 Принят Госгортехнадзор 12-16/35
Разработан ФГУП СКТБ БК
Утвержден ФГУП СКТБ БК

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

Руководящий нормативный документ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КАПИТАЛЬНЫЙ, ПОЛНОКОМПЛЕКТНЫЙ И КАПИТАЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ

РД 22-322-02

ФГУП «Специальное конструкторско-технологическое бюро башенного краностроения»

Руководящий нормативный документ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КАПИТАЛЬНЫЙ, ПОЛНОКОМПЛЕКТНЫЙ И КАПИТАЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ

— после проведения экспертного обследования при наличии дефектов, требующих выполнения ремонта крана (при полнокомплектном и капитальновосстановительном ремонте),

— после аварии или отказа сборочной единицы (при внеплановом ремонте)

5 2 При сдаче крана в ремонт владелец вместе с краном должен передать производителю ремонта

а) паспорт крана,

б) акт о техническом состоянии (например, акт экспертного обследования, аварии),

в) эксплуатационные документы (руководство по эксплуатации, инструкцию по монтажу, а также документы на комплектующие изделия, указания по текущему ремонту и (или) технические условия на капитальный ремонт — при их наличии),

г) вахтенный журнал крановщика

5 3 При сдаче составной части крана в ремонт владелец должен передать ремонтному предприятию паспорт (при его наличии) и справку о техническом состоянии составной части В справке указывается наименование и обозначение составной части (по эксплуатационным документам на кран), а также причина ее снятия с эксплуатации

5 4 При сдаче крана (составной части) производителю ремонта без демонтажа крана (на месте эксплуатации) владелец должен обеспечить условия для проведения ремонта, предусмотренные ППРР, охрану крана и ремонтного оборудования производителя ремонта

5 5 При приемке поступившего в ремонт крана (составной части) производитель ремонта должен проверить

а) комплектность крана (составной части) внешним осмотром, комплектность документации,

б) правильность оформления документации (полноту изложения, выполнение требований к оформлению и т п )

5 6 Ответственность за комплектность сдаваемого в ремонт крана (составных частей) и достоверность сведений в передаваемых документах несет владелец

5 7 Отступления от требований настоящего раздела, в части комплектности, а также другие организационно-технические вопросы (например, увеличение объема работ в результате разборки и дефектации) устанавливаются соглашением сторон

6 РАЗБОРКА, МОЙКА И ОЧИСТКА 6 1 Кран, поступивший в ремонт, или его составные части должны подвергаться разборке в соответствии с порядком, определенным производителем ремонта Разборка должна проводиться с учетом требований Инструкции по монтажу (демонтажу) крана

Частичная разборка крана, подлежащего ремонту на месте его эксплуатации, должна производиться в соответствии с ППРР

6 2 Перед разборкой, а также перед проведением полнокомплектного ремонта, все составные части, которые могут прийти в движение под действием силы тяжести, ветра, натяжения пружин, должны быть приведены в устойчивое положение, обеспечивающее безопасное проведение работ

6 3 Сборочные единицы, подлежащие ремонту в стационарных условиях, до разборки должны быть очищены от загрязнений наружной мойкой в специально оборудованном помещении (камере) водой из шлангов Налипшие вещества следует удалять механическими или химическими способами Моющие и очищающие средства должны приниматься в соответствии с приложением В

6 А Масла, топливо, тормозные, рабочие и охлаждающие жидкости, содержащиеся в подлежащих разборке сборочных единицах, должны быть удалены Слив жидкостей, масел, топлива и сбор протирочной ветоши должны производиться в специальные емкости (баки, поддоны, тару)

6 5 Разборка крана и его составных частей должна производиться с помощью грузоподъемных средств и грузозахватных приспособлений с использованием подставок, учитывающих конфигурацию составных частей и их массу.

6 6 Технологические процессы разборки должны предусматривать применение таких способов и оснастки при разборке и транспортировании составных частей, которые не вызывают повре>кдения поверхностей и деформацию деталей 6 7 Сварные и клепаные сборочные единицы, а также составные части, соединенные с натягом, разборке не подлежат, за исключением тех, которые нуждаются в замене или ремонте

6 8 Разборку соединений, имеющих в сопряжении неподвижную посадку, необходимо производить съемниками или на прессе с применением оправок Допускается подогрев охватывающей детали

6 9 Разборку соединений, имеющих в сопряжении подвижные посадки, следует производить вручную или легкими ударами молотка, изготовленного из мягко-

го материала (меди, латуни, алюминия, дерева, полиамида) Допускается применение стального молотка, удары которым наносятся через подкладки, не деформирующие поверхности деталей

6 10 Разъемные соединения, разборка которых затруднена из-за коррозии поверхностей деталей, следует пропитать керосином или специальными жидкостями не менее чем за 10 ч до разборки

611 При разборке не должны обезличиваться детали гидро-пневмоаппара-туры, взаимно приработанные, совместно обработанные детали, зубчатые и червячные пары, кольца разборных подшипников, а также сборочные единицы, прошедшие заводскую балансировку Для этой цели на нерабочие поверхности следует нанести краской или ударным методом метки, определяющие их совместную принадлежность и положение

6 12 При разборке поворотной опоры (ОПУ) ее составные части (полу-обоймы, венцы) не обезличиваются, а их взаимное положение перед разборкой маркируется Шарики с сепараторами и ролики из разных рядов не должны смешиваться для чего их складывают в отдельную замаркированную тару, чтобы после мойки и дефектации установить на прежние места

6 13 При демонтаже подшипников качения усилие выпрессовки должно передаваться непосредственно кольцу, имеющему посадку с натягом При этом нельзя допускать повреждения посадочных мест и деталей подшипника

Для демонтажа подшипников необходимо пользоваться съемниками или прессами

6 14 Для разборки резьбовых соединений следует использовать механизированный инструмент и гаечные ключи типов и размеров, обеспечивающих предохранение граней гаек и болтов от повреждения

6 15 Для удаления из корпуса срезанного стержня болта или шпильки следует использовать способы, обеспечивающие сохранность резьбы, нарезанной в корпусе

6 16 При необходимости рассверловки одного из нескольких резьбовых отверстий под резьбу следующего номинала, рассверловке и нарезке, как правило, подлежат все остальные отверстия данного соединения

6 17 Разборку соединения с несколькими крепежными деталями следует производить с предварительным ослаблением всех болтов

618 Шпильку вывертывать из гнезда следует лишь в том случае, когда это необходимо для ее замены или ремонта детали, в которую эта шпилька была ввернута

6 19 У снятых с крана сборочных единиц приборов, элементов электрооборудования, гидравлических и пневматических систем, до разборки предварительно должна быть проверена их работоспособность По результатам проверки должно быть принято решение о степени разборки сборочных единиц, их дефектации и восстановлению (замене) отдельных деталей

6 20 В снятых с крана сборочных единицах гидро-пневмосистем все отверстия для прохода рабочей жидкости или воздуха должны быть закрыты технологическими заглушками, а концы трубопроводов и рукавов, кроме того, обернуты промасленной бумагой

6 21 При разборке электродвигателя нельзя допускать повреждения изоляции обмоток и рабочих поверхностей вала и фланцев разъемов корпуса Для предотвращения повреждений необходимо после снятия переднего щита между ротором и статором вставить лист электрокартона Для выемки ротора следует применять специальные стенды для разборки, вынутый ротор укладывать на козлы во избежание повреждения обмотки, коллектора и крыльчатки вентилятора 6 22 При демонтаже электропроводки запрещается прикладывать к ней усилия, которые могут привести к внутренним обрывам проводов и выходу их из строя

6 23 Разборка элементов электрооборудования кранов, подлежащих ремонту, должна производиться специалистами-электриками

6 24 Разборку и очистку сборочных единиц кранов следует производить после демонтажа электрооборудования и электропроводки

6 25 После разборки сборочных единиц детали (кроме электрооборудования) должны укладываться в тару и отправляться в моечное отделение

6 26 Для удаления остатков смазки корпусные конструкции и детали рекомендуется промывать в камере (моечной машине) раствором синтетических моющих средств (см при л В)

6 27 Удаление старой краски с деталей из черных металлов и одновременную очистку от остальных загрязнений рекомендуется производить водным раствором едкого натра или другими специальными жидкостями (см прил В)

6 28 Для удаления с деталей окалины, следов коррозии, старых лакокрасочных покрытий и подготоеки поверхностей к последующему нанесению металлических и неметаллических покрытий рекомендуется применять металлолескоструйную или дробеструйную очистку (см приложение В)

6 29 Поверхности элементов металлоконструкций, подлежащих ремонту, должны быть очищены от загрязнений и коррозии

б 30 Рыхлые и плотные слои коррозии рекомендуется удалять при помощи механизированного инструмента (щетками, скребками) или травлением в растворах кислот, кислых солей или щелочей путем погружения деталей в ванну с раствором

Тонкий слой ржавчины может быть удален обработкой 2-3% раствором ор-тофосфорной кислоты при 75-85°С

Для удаления ржавчины могут быть использованы и другие выпускаемые преобразователи ржавчины (см приложение В)

6 31 После мойки и сушки деталей, имеющих полированные и шлифованные поверхности, последние следует покрыть тонким слоем смазки

6 32 Подшипники качения следует промыть в уайт-спирите (в бензине или обезвоженном керосине), после чего обдуть сжатым воздухом

6 33 Детали электрооборудования, не имеющие обмоток, следует промывать бензином или любым моющим щелочным раствором с последующей промывкой горячей водой

6 34 Сборочные единицы, имеющие обмотки или катушки, необходимо обдуть сжатым воздухом и протереть салфетками, смоченными бензином, после чего просушить при 90-100 в С в течение 30-90 минут в зависимости от конструкции и размеров обмотки Сильно загрязненные обмотки допускается промывать струей горячей воды (60-70°С) с обязательной последующей просушкой и пропиткой изоляционным лаком

6 35 Копоть и пыль рекомендуется удалять протиркой салфетками, смоченными бензином

7 МАТЕРИАЛЫ

7 1 Материалы для изготовления новых (при замене) и ремонта существующих деталей и элементов сварных металлоконструкций крана и требования по их

качеству должны соответствовать указанным в ремонтных и (или) рабочих чертежах с учетом требований РД 22-16 и РД 22-207

7 2. Металлопрокат и трубы, присадочные и наплавочные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделий, запасные части, предназначенные для ремонта грузоподъемных кранов, должны подвергаться входному контролю по РД 22-28-33 и РД 22-207 на соответствие их качества требованиям стандартов, технических условий и договоров на поставку

7 2 1 Входной контроль должен проводиться службой ОТК с целью недопущения применения в производстве материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, не соответствующих требованиям конструкторской и нормативной документации

7 2 2. Производитель ремонта для обеспечения входного контроля всей поступающей продукции должен предусмотреть специальное помещение (участок), оборудованное средствами контроля и отвечающее требованиям безопасности труда

7 2 3 По результатам входного контроля должно быть принято решение о соответствии продукции установленным требованиям

7 2 4 Металлопрокат и трубы, принятые при входном контроле, не имеющие поштучной маркировки, должны направляться на хранение или в производство только после их клеймения или окраски в соответствии с требованиями к маркировке, установленными стандартами на конкретный материал

7 2 5 Порядок проведения входного контроля и клеймения полуфабрикатов, комплектующих изделий и запасных частей устанавливает производитель ремонта

7 3 Для уточнения принадлежности металлопроката и труб к углеродистым сталям (при отсутствии сертификата или возникновении сомнений) следует провести анализ на содержание углерода, марганца и кремния

7 4 Для выявления принадлежности стали металлопроката и труб к качественной или легированной стали, после выявления содержания углерода следует провести анализ на содержание хрома, никеля и кремния

Результаты анализа следует сопоставить с данными стандартов на металлопрокат И трубы ГОСТ 535, ГОСТ 1050, ГОСТ 4543, ГОСТ 8731, ГОСТ 14637, ГОСТ 19281

7 5 Общие требования к качеству металлопроката, допускаемым дефектам -по РД 10-112-3 и РД 22-207

7 6 Требования к электродам, применяемым при ремонте 7 6 1 Электроды должны подаваться на рабочие места прокаленными, в пеналах, препятствующих их отсыреванию в течение рабочей смены Режим сушки (прокаливания)

а) электроды с фтористо-кальциевым покрытием (УОНИ-13/45, УП-1/45, СМ-11, ДСК-50 и др ) прокаливаются при температуре 350-400Х в течение 1 ч,

б) электроды с рутиловым покрытием (АНО-4, ОЗС-4 и др) прокаливаются при температуре 180-200°С в течение 1,5 ч Сварку после прокаливания следует производить через сутки

7 6 2 Электроды с органическим покрытием (ВСП-1, ВСЦ-2 и др) для сварочных и наплавочных работ при ремонте грузоподъемных кранов применять не допускается (из-за недопустимости их перегрева в процессе сушки и сварки)

7 6 3 Для полуавтоматической сварки в среде углекислого газа или его смесей (СОг+Ог, СОг+Аг и т д ), при заварке трещин и наплавке следует применять проволоку диаметром не более 1,6 мм (в среде СОг) и не более 2мм-в смесях С02

7 7 Требования к флюсам

7 7 1 Для ремонта металлоконструкций из углеродистых и низколегированных сталей методами автоматической сварки (наплавки), а также полуавтоматической сварки под слоем флюса, следует применять только плавленые флюсы по ГОСТ 9087 с влажностью не более 0,1% Достижение указанного уровня влажности обеспечивается прокаливанием при температуре 300-400°С в течение 1 ч Хранение флюса должно обеспечить сохранение требуемого уровня влажности 7 7 2 Для ремонта металлоконструкций из высокопрочных низколегированных сталей методами полуавтоматической и автоматической сварки и наплавки следует применять только флюсы, рекомендуемые РД 22-16

7 8 Для ремонта металлоконструкций методом полуавтоматической сварки и наплавки в среде углекислого газа следует применять только сварочную углекислоту по ГОСТ 8050 с содержанием СОг не менее 99,5%

7 9 Порядок хранения и использования материала в производстве должен исключать возможность применения материала, не предусмотренного конструк-

торской документацией или несоответствующего техническим условиям, государственным стандартам и сертификату

710 Условия хранения металла должны исключать ухудшение его качества

8 ДЕФЕКТАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ 8 1 Общие требования

8 1 1 Цель проводимой дефектации — оценить необходимость и объем выполняемого ремонта

8 12 Технические требования на дефектацию деталей и сборочных единиц, изложенные в настоящем разделе, предназначены для определения допустимых иэносов деталей при подготовке ремонтного производства

8 1 3 Дефектация деталей и сборочных единиц должна проводиться внешним осмотром, замером, проверкой на специальных стендах, в приспособлениях, имитацией работы без нагрузки

8 13 1 Детали и сборочные единицы, дефектацию которых невозможно провести без очистки мест наиболее вероятного появления дефектов, должны быть предварительно очищены и промыты согласно требованиям раздела 6 настоящего РД После чего их следует подвергнуть контролю на соответствие требованиям карт дефектации (таблицам дефектов) осмотром, проверкой на стендах и приспособлениях, измерением универсальным мерительным инструментом, калибрами и шаблонами, приборами и оснасткой, способами, предусмотренными настоящим РД и РД 10-112-3 Рекомендуемый перечень измерительных инструментов и приборов приведен в приложении Д

8 14 Дефектацию следует проводить в соответствии с требованиями настоящего РД, а при наличии технических условий на капитальный ремонт конкретного изделия — по картам дефектации этих технических условий Рекомендуемая форма карты дефектации приведена в приложении Г

8 1 5 Проверенные детали и сборочные единицы должны сортироваться на группы и маркироваться способами, принятыми производителем ремонта

б) подлежащие ремонту,

816 Для выявления внешних дефектов составных частей (трещины, вмятины, дефекты сварных швов, видимые деформации, износ, повреждения изоляции и пр ) при визуальном осмотре рекомендуется пользоваться лупами с 2-10 -кратным увеличением

8 1 7 Отклонения геометрических размеров составных частей следует контролировать при помощи универсального мерительного инструмента, шаблонов, струн, калибров, теодолита Точность измерения должна удовлетворять требованиям настоящего РД (картам дефектации), РД 10-112 ч I и РД 10-112-3

818 Для выявления скрытых дефектов (трещин, коррозии и др) рекомендуется применять методы неразрушающего контроля по ГОСТ 14782, ГОСТ 7512, РД 22-205 и др методы, приведенные в РД 10-112-3

8 19 Рабочие поверхности годных, не требующих ремонта, деталей не должны иметь задиров, забоин и других дефектов, влияющих на работоспособность деталей Допустимые мелкие повреждения необходимо устранить зачисткой

8 110 Детали, подлежащие ремонту, должны быть восстановлены до указанных в чертежах параметров (размеров, отклонений, твердости, шероховатости)

8 111 При разборке подлежат выбраковке детали с явно выраженными дефектами (поломками, неустраненными трещинами, деформациями и т п)

8 112 Подлежат замене, независимо от их состояния неметаллические прокладки, пружинные шайбы и шплинты 8 2 Металлоконструкции

8 2 1 Дефектация металлоконструкций может проводиться следующими методами внешним осмотром, измерениями отклонений от номинальных размеров и прямолинейности, неразрушающими методами контроля и проверкой химических и физико-механических свойств

Дефекты и отклонения элементов металлоконструкций в соответствии с требованиями РД 10-112-3 и РД 22-207

8 2 2 Элементы металлоконструкций, отклонения которых от прямолинейности превышают допустимые, подлежат

замене — при величине отклонения более удвоенной величины допустимого отклонения,

ремонту — безударным методом — при величине отклонения меньшей удвоенного допустимого отклонения

8 2 3 Не допускаются к восстановлению элементы с повторными (после ранее проведенного ремонта) усталостными трещинами в одном и том же (или рядом с ним) месте, металлоконструкции с резким перегибом элементов 8 3 Валы (оси)

8 3 1В процессе эксплуатации на сопряженных поверхностях вала (оси) и отверстия могут быть следующие дефекты износ по диаметру, риски, наволакивание металла, задиры и забоины, отклонения от цилиндричности (конусообразность, бочкообразность, седлообразность, отклонения от прямолинейности), отклонения от крутости (овальность, огранка)

Основным критерием исправности сопряжения вал-отверстие является величина зазора (натяга) между сопряженными деталями

Дефектация валов и осей должна производиться в соответствии с требованиями настоящего РД и РД 22-207

Валы, имеющие остаточные деформации изгиба и кручения, а также оси, изгиб которых не может быть устранен без снижения прочности детали, подлежат выбраковке Трещины в валах не допускаются

Превышение допустимого износа посадочной поверхности требует ее восстановления или замены детали

8 3 2 При определении допустимых износов для сопряжения вал-отверстие с посадками движения в качестве критериев этого сопряжения принимается величина зазора

8 3 2 1 Допустимый износ определяется по формуле

и доп = А дол — А наиб (1)

где А доп -допустимый зазор в сопряжении,

А наиб — наибольший зазор по чертежу

8 3 2 2 Допустимый зазор в сопряжении принимается

Д доп = (2 2,5)х Д наиб

СОДЕРЖАНИЕ

1 Назначение и область применения 1

2 Нормативные документы 1

3 Термины и определения 1

4 Основные положения 3

5 Сдача крана в ремонт 4

6 Разборка, мойка и очистка 6

8 Дефектация деталей и сборочных единиц 12

81 Общие требования 12

8 2 Металлоконструкции 13

8 3 Валы (оси) 14

8 4 Зубчатые передачи 38

8 5 Червячные передачи 44

8 6 Цепные передачи 45

8 7 Подшипники качения 49

8 8 Корпусные конструкции 52

811 Барабаны и блоки 55

8 13 Опоры поворотные 56

8 14 Ходовые колеса 56

815 Крюковые подвески 57

8 17 Резьбовые соединения 57

818 Электрооборудование, приборы и устройства безопасности 59

91 Общие требования 62

9 2 Металлоконструкции 63

9 2,1 Устранение трещин 63

9 2 2 Ремонт вмятин 66

9 2 3 Ремонт поясов 67

9 2 4 Специальные требования 67

92 5 Порядок наложения швов 67

92 6 Ремонт металлоконструкций кранов в исполнении ХЛ 69

9 3 Требования к наплавке 69

9 4 Требования к контролю качества сварных соединений и наплавленных поверхностей 70

9 5 Ремонт тел вращения 76

9 6 Ремонт электрооборудования 77

9 7 Ремонт гидрооборудования 78

9 8 Сборка составных частей 78

10 Защитные покрытия 86

8 3 2 3 Допустимый ИЗНОС (И доп ) состоит из суммы допустимых износов

вала (И доп в) и отверстия (И доп отв )*

При близкой износостойкости материалов отверстия и вала и

трудоемкости восстановления поверхностей, И ДОп распределяется в

соотношении 1 1 Если отверстие и вал по износостойкости одинаковы, но ремонт отверстия, как правило, значительно сложнее, чем ремонт вала, то

И доп распределяется в соотношении 21 Если наоборот, то 1 2 В

отдельных случаях допускается (при крайне высокой стоимости одной из

деталей или невозможности ее ремонта) И ДОп полностью переносить на

8 324 Допустимые размеры вала и отверстия определяются по формулам

Д доп в = Д найм в “ И доп в (3)

Д доп отв = Д наиб отв + И доп отв И)

где Ддопв — допустимый размер вала,

Д найм в — наименьший размер вала по чертежу,

Д доп отв — допустимый размер отверстия,

Д наиб отв — наибольший размер отверстия по чертежу

8 3 2 5 Величины Л доП в зависимости от посадки, И доп и

распределение его на И доп в и и доп отв приведены в табл 1 В таблице

предусмотрены только наиболее реальные распределения с соотношением 1 1

8 3 2 6 Если подсчитанный по размерам чертежа Д наиб не подходит ни к одной из посадок табл 1, то А ДОп и И доп определяется и назначается по ближайшей посадке табл 1 с более жестким значением Д Наиб

11 Приемка и испытания 86

12 Маркировка, консервация, хранение и транспортирование 89

13 Гарантийные обязательства 90

14 Требования безопасности при проведении ремонта 91

А Перечень использованных нормативных документов 93

Б Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) грузоподъемных кранов 98

В Моющие и очищающие средства 101

Г Рекомендации по оформлению карт дефектации 104

Д Измерительный инструмент и приборы, применяемые для измерения и контроля составных частей изделий при дефектации 106

Е Способы восстановления составных частей механизмов 110

Ж Организация контроля качества сварки в ремонтном

Информационные данные 132

Документ действителен при наличии подлинной печати, подписи и наличии номера учтенного экземпляра Тиражирование не допускается

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с резким старением парка кранов возникла необходимость в проведении непредусмотренных эксплуатационными документами видов ремонта полнокомплектного и капитальновосстановительного

Качественное проведение этих видов ремонта позволит повысить безопасность эксплуатации и снизить аварийность кранов, работающих за пределами их нормативного срока службы

Настоящий руководящий документ (РД) представляет собой технические условия на проведение не только отмеченных выше ремонтов, но он может быть использован и при проведении капитальных и внеплановых (втч послеаварийных) ремонтов

Поскольку на указанные виды ремонта, как правило, отсутствуют технические условия на ремонт по ГОСТ 2 602, новый нормативный документ позволит проводить ремонты (в т ч и капитальные) кранов без разработки специальных технических условий

Пересмотр РД 22-322-94 вызван необходимостью

— учета требований новых Правил ПБ 10-382-00 и других нормативных документов, вышедших после 1994 г, а также накопленного за прошедший период опыта проведения различных видов ремонта,

— обеспечения ремонтных предприятий руководящими документами на проведение новых видов ремонта,

— повышения качества ремонта

С целью упорядочения работ по техническому обслуживанию и ремонту кранов в приложении к новому РД приведена Система технического обслуживания и ремонта кранов (Система ТОиР), которая впервые разработана для машин не только а пределах их срока службы, но и для машин, работающих за пределами срока службы В новой системе ТОиР тесно увязаны сроки и периодичность проведения технических обслуживании и текущих ремонтов со сроками и периодичностью проведения капитальных, полнокомплектных и капитально-восстановительных ремонтов

В новой редакции РД вопросы безопасности при проведении ремонта выделены в отдельный раздел

С целью обеспечения преемственности с прежним документом текст тех разделов, которые не подвергались переработке, редакционно не менялся Новый РД, разработанный с учетом последних достижений в области ремонта и поддержания технического состояния кранов, позволит обеспечить исправность и работоспособность кранов на весь жизненный цикл их эксплуатации от момента выпуска кранов предприятием-изготовителем до их списания

Руководящий нормативный документ

Технические условия на капитальный, полнокомлектный

и капитально-восстановительный ремонты.

Дата введения 2002 02 01

1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящие технические условия (далее РД) предназначены для подготовки ремонтного производства ремонта изделий, а также контроля качества проведенного ремонта

РД распространяется на башенные, стреловые несамоходные, мачтовые краны и краны-лесопогрузчики

РД может быть использован при ремонте других грузоподъемных и строительно-дорожных машин

РД устанавливает технические требования на капитальный, полнокомплектный и капитально-восстановительный ремонты Эти требования могут учитываться при проведении и других видов ремонта (текущих, внеплановых), а также при реконструкции крановых конструкций с применением сварки

РД рассчитан на использование предприятиями и организациями, производящими ремонт (далее — производители ремонта) и эксплуатирующими краны (далее — владельцы), а также организациями и подразделениями, разрабатывающими ремонтные документы

2 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

При разработке РД использованы нормативные документы, приведенные в приложении А

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В РД использованы следующие термины и определения Внеплановый ремонт — ремонт, выполняемый для устранения последствий аварий или отказа какой-либо сборочной единицы, влияющих на работоспособность и исправность крана

Дообследование — этап экспертного обследования, проводимый не позднее чем через 3 месяца после обследования на смонтированном кране «и заключающийся в выявлении дефектов в узлах, недоступных или труднодоступных для кон-

тропя при обследовании крана в рабочем (смонтированном) положении и подлежащих диагностированию после демонтажа и разборки крана

Допустимый износ — износ, при котором не нарушается нормальная работа детали в соединении, сборочной единицы, изделия, и допускающий эксплуатацию крана на срок не менее одного межремонтного периода Величина допустимого износа устанавливается настоящим РД

Капитально-восстановительный ремонт (КВ) — ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый после демонтажа и разборки крана, необходимой для дефектации и устранения дефектов, выявленных в результате экспертного обследования и дообследования, с целью восстановления ресурса до очередного ремонта (обследования) или до списания

Капитальный ремонт (К) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые Этот ремонт, выполняется на стадии использования крана в пределах его нормативного срока службы

Полнокомплектный ремонт (ПЮ — ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый без демонтажа крана с целью устранения дефектов, выявленных в результате экспертного обследования, для восстановления исправности и ресурса до очередного ремонта (обследования) или списания

Предельный износ — износ, при котором дальнейшая работа детали, сборочной единицы, изделия становится технически небезопасной или экономически нецелесообразной, величина предельного износа устанавливается нормативными документами

Проект производства ремонтных работ ШПРР) — комплект документов, предназначенных для безопасного выполнения полнокомплектного или внепланового ремонта крана на месте его эксплуатации без демонтажа крана Допускается проводить разработку ППРР и для капитально-восстановительного ремонта

Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) — комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке, по обеспечению и поддержанию работоспособности и исправности машины в течение срока службы при соблюдении заданных условий эксплуатации

Текущий ремонт ГП — ремонт, предусмотренный системой ТОиР, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоя-

щий в устранении неисправностей путем замены и (или) ремонта отдельных частей Этот ремонт выполняется в соответствии с требованиями эксплуатационной документации

4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4 1 Кран (его составные, включая базовые части) подлежит 4 11 Капитальному ремонту, согласно графику технического обслуживания и ремонта (ТОиР), приведенному в справочном приложении Б Капитальный ремонт проводится после разборки крана и его составных частей на ремонтном предприятии

4 1 2 Полнокомплектному ремонту — в случае необходимости устранения дефектов, выявленных при экспертном обследовании Ремонт проводится непосредственно на смонтированном кране

4 13 Капитально-восстановительному ремонту, проводимому в сроки, предусмотренные РД 10-112, для устранения дефектов, выявленных при экспертном обследовании и дообследовании Ремонт проводится после демонтажа, частичной или полной разборки крана

4 2 Объем ремонта определяется техническим состоянием крана по результатам дефектации узлов и элементов крана с учетом признаков предельного состояния, обусловленных нормативными или эксплуатационными документами 4 3 Ремонт крана или его составных частей должен выполняться организа-цией-лроизводителем ремонта, имеющей разрешение (лицензию) согласно РД IQ-49 и РД 10-08 на проведение ремонта грузоподъемных машин и обладающей необходимыми помещениями, средствами технологического оснащения, технической документацией для ремонта и персоналом требуемой квалификации

4 4 Капитальный ремонт крана должен производиться на основании ремонтной документации предприятия-изготовителя, а при ее отсутствии — на основании требований настоящего РД

4 5 Полнокомплектный ремонт крана на месте его эксплуатации должен производиться при наличии ППРР, разработанного по РД 22-28-34 специализированной проектной организацией, на основании акта по результатам экспертного обследования крана (по РД 10-112) или его технического освидетельствования, проводимого согласно ИТОс 22-01

ППРР должны быть предусмотрены

мероприятия по разгрузке и фиксации подлежащих ремонту или замене элементов металлоконструкций от внешних воздействий и усилий от собственного веса, разборке и очистке составных частей, ремонтные чертежи по ГОСТ 2 604,

работы по обустройству ремонтной зоны (устройство настилов, ограждений, навесов, защитных ограждений от ветра и осадков, средства для поддержания заданного температурного интервала при сварке и т д ),

жесткая или мягкая тара для сбора отходов, влияющих на экологию (при необходимости),

применение стандартизованных или разработка нестандартизованных средств технологического оснащения ремонта (подставки, козлы, упоры, траверсы, винтовые приспособления и т д ),

грузоподъемные средства для демонтажа и монтажа элементов заменяемых металлоконструкций, канатно-блочных систем, механизмов и агрегатов, установлен порядок (последовательность) их применения;

технологические процессы ремонта (замены) элементов металлоконструкций в соответствии с настоящим РД,

мероприятия по безопасному производству работ

4 6 Капитально-восстановительный ремонт должен производиться в соответствии с положениями настоящего РД и с учетом требований РРД 22-28-КБ-000 и руководствами на ремонт конкретных марок кранов РРД 22-28-КБ-ХХХ (где под «XXX» понимается марка конкретного крана), в комплект которых входят ремонтные чертежи на конкретные марки крана

4 7 Производители ремонта должны иметь службу технического контроля (далее — ОТК), ответственную за качество ремонта.

Учитывая выездной характер проведения ремонтных работ по п 4 12, обязанности и функции ОТК и ответственного за соблюдение безопасных условий работ при полнокомплектном ремонте могут быть возложены приказом производителя ремонта на ответственного исполнителя или члена бригады (из числа ИТР)

5 СДАЧА КРАНА В РЕМОНТ 5 1 Кран должен направляться в ремонт — в плановом порядке (при проведении капитального ремонта),

Источник

Читайте также:  Ремонт переднего моста тойота сурф 130
Оцените статью