Технические условия ремонта корпуса судна

Общие понятия о технологии ремонта корпуса судна

Основной технологический процесс ремонта корпуса судна разделяют на стадии, определяющие последовательность выполнения всех ремонтных работ.

Подготовительная стадия технологического процесса заключается в подготовке судна и производства для ремонта корпуса. При подготовке судна производят удаление топлива, остатков груза, очистку -помещения и другие работы. Основой подготовки производства являются ремонтная документация, включающая составленные экипажем судна ведомости, определяющие объем ремонта, техническая и технологическая ремонтная документации, разрабатываемые проектными организациями. На основании этой документации судоремонтное предприятие производит заготовку конструкций корпуса и другие работы, которые можно выполнить до подхода судна к ремонтной базе. Эти работы называют «нулевым этапом ремонта». Одновременно производят материально-техническую подготовку производства.

Стадия дефектации заключается в производстве освидетельствования корпуса судна с целью определения технического состояния корпуса и отдельных его конструкций и установления объема и способов выполнения ремонта.

В стадию подготовки деталей, узлов и конструкций корпуса входят работы по обработке металла, заготовке и предварительной сборке заменяемых деталей, узлов и конструкций корпуса в цехе.

Стадия замены и восстановления конструкций корпуса предусматривает выполнение всех работ по ремонту корпуса судна как на плаву, так и в доке, на слипе. На этой стадии производят разборку корпусных конструкций, подлежащих ремонту, а также демонтаж трубопроводов, механизмов и других устройств и оборудования, выемку защитных щитов в трюмах, разборку изоляции зашивки и отделки кают, деревянного настила, удаление цементных ящиков и др. После окончания всех работ испытывают корпус или отдельные конструкции на водонепроницаемость.

Применительно к ремонту корпуса судна существуют следующие виды обобщенных корпусных работ: замена поврежденных или изношенных элементов и конструкций в целом; установка новых (дополнительных) деталей конструкций; правка деформированных корпусных конструкций или отдельных элементов; демонтаж отдельных элементов конструкций по технологическим причинам (например, для доступа в отсек); наплавка разрушенных коррозией сварных швов и коррозионных язвин.

Читайте также:  Ремонт хлыстика спиннинга своими руками

Порядок и очередность выполнения работ по ремонту корпуса должен быть увязан с работами по ремонту механизмов, устройств, систем и другими ремонтными работами.

На судоремонтных предприятиях ремонт корпуса осуществляют индивидуальным (подетальным), секционно-блочным методами ремонта.

При индивидуальном методе производят ремонт отдельных элементов конструкций корпуса. Такой метод ремонта применяют при текущем ремонте корпуса, когда объем ремонтных работ небольшой.

Секционно-блочный метод (см. § 53) является наиболее эффективным способом ремонта конструкций корпуса при наличии больших повреждений. Одним из главных преимуществ этого способа является возможность производства работ в цехе, а также предварительное изготовление секций и блоков до прихода судна на ремонт по «нулевому этапу».

В процессе производства ремонта корпуса инспекция Регистра ведет техническое наблюдение и контроль. Работы по ремонту судна, подлежащие обязательному контролю Регистра СССР или речного Регистра РСФСР, следующие:
выборочная проверка материала, применяемого для ремонта прочного металлического корпуса судна (листовой, профильной, полосовой) ;
выборочная проверка качества применяемых электродов, заклепок, флюсов, защитного газа, гужонов и др.;
наружный осмотр после монтажа корпусных литых и кованых деталей (штевни, мортиры, кронштейны) и проверка качества сварных швов;
выборочная проверка качества работ по сборке под сварку и клепку корпусных конструкций;
наружный осмотр качества выполненных работ и выборочная проверка размеров элементов набора, калибров швов (наружная обшивка, палубы, платформы, двойное дно, продольные и поперечные связи, водонепроницаемые переборки, шахты, туннели гребных валов, надстройки, рубки и др.), а также проверка качества сварных швов дефектоскопией;
проверка качества материала, наружный осмотр, выборочная проверка размеров элементов фундаментов под главные механизмы и котлы и под другие ответственные механизмы и устройства;
выборочная проверка качества работ и испытание на водонепроницаемость грузовых люков, лацпортов, световых и прочих люков и закрытий (иллюминаторы, водонепроницаемые двери и прочие отверстия и их закрытия в корпусе судна);
испытания на водонепроницаемость отсеков корпуса судна, перекрытий, цистерн, наружной обшивки, палуб, переборок и др.

Непосредственно перед началом ремонта владелец судна согласовывает с инспекцией Регистра ведомости на ремонт корпуса, а также чертежи на восстановление, переоборудование или модернизацию корпуса, проводимые во время ремонта.

Завод, выполняющий ремонт корпуса судна, должен получить одобрение инспекции Регистра на выпускаемые рабочие чертежи, технические условия, различные технологические процессы ремонта или изготовления ответственных конструкций корпуса.

В процессе проверки и испытания материалов и изделий, используемых при ремонте корпуса, а также выполнения ремонта корпусных конструкций инспекция Регистра устанавливает их соответствие Государственным стандартам (ГОСТам), утвержденной и согласованной технической документации и правилам Регистра.

Результаты осмотров или освидетельствований предъявляемых узлов, деталей и механизмов инженер Регистра заносит в акт специальной формы.

Для успешного и качественного выполнения ремонта корпуса судна используется соответствующая технологическая документация, в которой дается подробное описание работ, подлежащих выполнению в процессе ремонта; способы их выполнения; инструмент приспособления и оснастка, необходимые для ремонта; последовательность производства работ; перечень материалов (по маркам, видам и размерам); состав бригады и квалификация рабочих; время, необходимое для производства ремонтных работ, и порядок производства испытания конструкции на непроницаемость. Для обычных текущих работ по ремонту корпуса судна подробные технологические процессы не составляют. В этом случае пользуются обычно типовым технологическим процессом. Для конкретного судна выпускают чертеж или эскиз, на котором указывают поврежденные места, а при помощи условных обозначений видов ремонта — метод ремонта данной конструкции (рис. 110). Дополнительно к таким чертежам (эскизам) даются технологические указания о марке материала (листов, профилей), испытании конструкции на непроницаемость.

Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, обводя на чертеже (эскизе) соответствующим цветом контуры заменяемых (ремонтируемых) конструкций корпуса, участков листов и набора.

Источник

Технические условия ремонта корпуса судна

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система технического обслуживания и ремонта судов

Термины и определения

System of technical maintenance and repair of ships.
Ship’s repair. Terms and definitions

Дата введения 1981-07-01

РАЗРАБОТАН Министерством морского флота

Государственным комитетом СССР по стандартам

С.Н.Драницын, канд. техн. наук; Д.Т.Чапкис, канд. техн. наук; С.П.Румянцев; Н.К.Сухов, канд. техн. наук; В.П.Никифоров, канд. техн. наук; И.А.Клюхин; Л.С.Юдейкин

ВНЕСЕН Министерством морского флота

Начальник Научно-технического управления В.X.Дубчак

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 8 мая 1980 г. N 2050

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области ремонта судов, кораблей и других плавающих средств.

Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

В стандарте в качестве справочных приведены иностранные эквиваленты стандартизованных терминов на немецком (D), английском (Е) и французском (F) языках.

В стандарте приведены алфавитные указатели содержащихся в нем терминов на русском языке и их иностранных эквивалентов.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы — светлым.

К стандарту даны рекомендуемые приложения:

1 — термины и определения понятий, связанных с ремонтом судна;

2 — пояснения к некоторым терминам;

3 — систематизация видов и методов ремонта судов.

* Здесь и в дальнейшем для понятий, относящихся к кораблям, в терминах и соответствующих им определениях слово «судно» следует заменять на «корабль».

1. Система технического обслуживания и ремонта судов

D. System des technischen Schiffsunterhaltung und Reparatur

E. System of technical maintenance and repair of ships

F. de technique et de la du navire

Совокупность взаимосвязанных технических средств, материалов, документов и исполнителей, необходимых и достаточных для поддержания и восстановления заданных значений технико-эксплуатационных характеристик судов, входящих в эту систему

F. du navire

Комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени.

Примечание. Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния

3. Техническое состояние судна

D. Technischer Schiffszustand

E. Ship technical condition

F. Flat technique du navire

Совокупность изменяющихся свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени

4. Качество ремонта судна

D. der Schiffsreparatur

E. Quality of ship repair

F. de la du navire

Совокупность свойств ремонта судна, определяющая соответствие этого процесса требованиям нормативно-технической документации

5. Качество отремонтированного судна

D. des reparierten Schiffs

E. Quality of repaired ship

F. du navire

Совокупность свойств отремонтированного судна, определяющая его соответствие требованиям нормативно-технической документации

6. Обменный фонд элементов судов

D. Tauschfonds der Schiffselemente

E. Exchange fund of ship components

F. Fonds des de navires

Совокупность покупных, предварительно отремонтированных и изготовленных на данном предприятии элементов судна, предназначенных для обеспечения агрегатного ремонта судов

7. Капитальный ремонт судна*

D. Generalreparatur des Schiffs

E. Major ship repair

F. du navire

Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

1. Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при капитальном ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

2. Капитальный ремонт элемента судна — по ГОСТ 18322-78

* Для предприятий Министерства рыбного хозяйства СССР на срок до 01.07.1983 г. допускается наряду с терминами «капитальный ремонт судна» и «текущий ремонт судна» применять соответственно «большой ремонт судна» и «малый ремонт судна».

8. Средний ремонт судна

D. Mittlere Reparatur des Schiffs

E. Average ship repair

F. moyenne du navire

Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры.

1. Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при среднем ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

2. Средний ремонт элемента судна — по ГОСТ 18322-78

9. Текущий ремонт судна

D. Laufende Reparatur des Schiffs

E. Current ship repair

F. courante du navire

Ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.

Примечание. Текущий ремонт элемента судна — по ГОСТ 18322-78

10. Заводской ремонт судна

D. Betriebsreparatur des Schiffs

E. Yard ship repair

F. du navire l’usine

Ремонт судна, выполняемый на предприятии

11. Доковый (слиповый) ремонт судна

D. Schiffssaufzuge Reparatur

E. Dock-side ship repair

F. du navire en dock

Ремонт подводной части судна, выполняемый в доке (слипе)

12. Межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна

D. Schiffsreparatur zwischen der Reisen

E. Inter-voyage ship repair

F. du navire entre les

Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов

13. Поддерживающий ремонт судна

D. des Schiffs

E. Support ship repair

F. du navire

Ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы

14. Гарантийный ремонт судна

D. Garantierte Reparatur des Schiffs

E. Warranty ship repair

F. de garantie du navire

Ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации

15. Аварийный ремонт судна

D. Havarie-Reparatur des Schiffs

E. Damage ship repair

F. (du navire) d’avarie

Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем

16. Восстановительный ремонт судна

D. Wiederherstellungs-Reparatur des Schiffs

E. Restoring ship repair

F. de retablissement

Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием

17. Регламентированный ремонт

D. Reglementieste Reparatur

E. Reglemented repair

F.

Примечание. Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией

18. Ремонт по техническому состоянию

D. Reparatur nach technische Zustand

E. Repair according to technical condition

F. la condition technique

19. Плановый ремонт

E. Scheduled repair

F.

20. Неплановый ремонт

D. Planlos Reparatur

E. Unscheduled repair

F.

21. Обезличенный метод ремонта

D. Reparatur

E. Depersonalized repair

F. impersonnelle

22. Агрегатный метод ремонта

D. Aggregatorverfahren der Reparatur

E. Unit ship repair method

F. Methode de la en groupe

23. Поточный метод ремонта

D. Fliessverfahren der Reparatur

E. Running repair method

F. de la la chaine

Примечание. Термины видов ремонта по признаку применяемого метода следует образовывать в соответствии с терминами видов ремонта, например, «обезличенный ремонт», «агрегатный ремонт», «поточный ремонт» и т.д.

24. Подготовка к ремонту судна

D. Vorbereitung zur Reparatur des Schiffs

E. Preparation for ship repair

F. pour la du navire

Совокупность организационно-технических мероприятий судовладельца и предприятия, выполняемых для обеспечения своевременного начала и окончания ремонта судна с заданным качеством

25. Нулевой этап ремонта судна

D. Nulle Phase der Schiffsreparatur

E. Zero stage of ship repair

F. Phase de de la du navire

Комплекс операций при подготовке к ремонту судна, выполняемых предприятием по заказу судовладельца с целью сокращения продолжительности и улучшения качества ремонта судна

26. Начало ремонта судна

D. Anfang der Schiffsreparatur

E. Start of ship repair

F. Commencement de la du navire

Момент окончания приемки судна на ремонт предприятием от судовладельца

27. Дефектация судна

Е. Ship defects discovering

F. Mise en des du navire

Определение вида технического состояния судна, состава и объема операций, обеспечивающих восстановление после ремонта значений технико-эксплуатационных характеристик судна до заданных

28. Технологический этап ремонта судна

D. Technologische Phase der Schiffsreparatur

Е. Technological stage of ship repair

F. Technologique phase de la du navire

Законченная определенная часть ремонта судна, представляющая комплекс взаимосвязанных операций, установленный в технологической документации

29. Окончание ремонта судна

D. Ende der Schiffsreparatur

Е. Ending of ship repair

F. Fin de la du navire

Момент окончания приемки судна после ремонта судовладельцем от предприятия

30. Трудоемкость ремонта судна

D. Arbeitsaufwand der Schiffsreparatur

Е. Ship repair labour capacite

F. de travail pour la du navire

Трудовые затраты на проведение одного ремонта данного судна

31. Стоимость ремонта судна

D. Wert der Schiffsreparatur

Е. Ship repair cost

F. Valeur de la du navire

Стоимость проведения одного ремонта данного судна

32. Продолжительность ремонта судна

D. Dauer der Schiffsreparatur

Е. Ship repair duration

F. de la du navire

Календарная продолжительность от начала до окончания ремонта данного судна

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Качество отремонтированного судна

Качество ремонта судна

Метод ремонта агрегатный

Метод ремонта обезличенный

Метод ремонта поточный

Начало ремонта судна

Окончание ремонта судна

Подготовка к ремонту судна

Продолжительность ремонта судна

Источник

Оцените статью