Технические условия ремонта судов

Технические условия ремонта судов

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

РАЗРАБОТАН ФГУП ЦНИИЭВТ

Директор института В.Г.Фомин

Руководитель подразделения-разработчика В.Ф.Митин

УТВЕРЖДЕН Заместителем министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирновым 20 декабря 2001 г.

1. Общие положения

1.1. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее Руководство) разработано в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ, а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов.

1.2. Настоящее Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.

1.3. Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.

1.4. Действие настоящего Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Определения и понятия

2.1. Гарантийный срок — период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения правил эксплуатации.

2.2. Инспекторский осмотр судна — проверка содержания судна специалистами судовладельца.

2.3. Испытание судна (судовой техники) — натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники).

2.4. Оценка качества технической эксплуатации — оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна.

2.5. Освидетельствование судна — определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующим нормативно-техническим документам.

2.6. Ремонт судна — элемент технической эксплуатации, выполняемый для восстановления исправного технического состояния и установленных технико-эксплуатационных характеристик.

2.7. Расписание по заведованию членов судового экипажа (расписание по заведованию) — документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.

2.8. Техническое использование — эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем.

2.9. Техническое обслуживание судна — комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.

Техническое управление — управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания.

2.10. Эксплуатационная готовность — состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы.

3. Основные требования

3.1. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные Кодексом внутреннего водного транспорта и/или Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3.2. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа должны обеспечивать:

— безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;

— безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;

— сохранность перевозимых грузов;

— заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;

— постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;

— предотвращение загрязнения окружающей среды;

— соответствие судов требованиям уполномоченных надзорных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы.

3.3. Порядок использования несамоходных судов, эксплуатируемых без судовых команд, документально устанавливается судовладельцем и доводится для исполнения до экипажа буксира-толкача. В случае, если судно работает без постоянного закрепления за буксиром-толкачом, то судовладелец должен заключить договор на портовое обслуживание судов.

4. Организация технической эксплуатации судов

Техническая эксплуатация — комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.

4.1. Задачи и функции судовладельца

4.1.1. Назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведении которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов.

4.1.2. Утверждение режима работы судна, штатного расписания, режима несения вахт, а также системы технического обслуживания судна.

4.1.3. Контроль за выполнением на судах требований национальных, а для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы, и международных актов, а также сроков действия судовых документов.

4.1.4. Организация освидетельствования судов.

4.1.5. Организация обеспечения судов необходимым снабжением.

4.1.6. Организация связи между судовладельцем и судами.

4.1.7. Обеспечение судов нормативной и конструкторско-технической документацией, доведение до судов национальных и международных актов и правил.

4.1.8. Организация ремонта судов и контроль за сроками, стоимостью и качеством его выполнения.

4.1.9. Осуществление анализа транспортных происшествий, выработка мероприятий по их предотвращению.

4.1.10. Организация проведения технической учебы на судах.

4.1.11. Установление порядка и сроков проведения инвентаризации на судах.

4.2. Задачи и функции экипажа

4.2.1. Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет капитан судна (командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка на судне, защите окружающей среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

4.2.2. Капитан закрепляет членов экипажа по заведованиям.

4.2.3. Капитан составляет и утверждает расписание по вахтам.

4.2.4. Члены экипажа должны:

4.2.4.1. содержать судно в исправном техническом состоянии и опрятном виде, проводить техническое обслуживание в соответствии с системой, установленной судовладельцем и инструкцией по эксплуатации технических средств;

4.2.4.2. обеспечивать безаварийное и эффективное использование всех механизмов и устройств по назначению с установленными техническими показателями, следить за наличием необходимых предметов снабжения;

4.2.4.3. соблюдать режим работы судна, установленные нормы расходования топлива, смазочных материалов, воды, а также их сортность и качество. Учет расходования топлива и смазки ведется в порядке, установленном судовладельцем;

4.2.4.4. выполнять требования технической, нормативной и конструкторско-технологической документации;

4.2.4.5. принимать участие в технической учебе. План технической учебы и порядок проведения занятий утверждается капитаном судна;

4.2.4.6. вести судовую документацию по заведованиям.

4.2.5. Работы по технической эксплуатации судовых технических средств, систем, палубных устройств выполняются под руководством механика, а на судах смешанного (река-море) плавания — старшего механика.

4.2.6. При назначении на судно лица командного состава должны:

4.2.6.1. осмотреть механизмы и системы своего заведования, опробовать их в работе (если в период приемки они могут быть приведены в действие);

4.2.6.2. проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;

4.2.6.3. проверить наличие снабжения;

4.2.6.4. оформить приемку заведования актом, с указанием в нем технического состояния, готовности к работе или необходимость ремонта и доложить механику (старшему механику) или первому штурману (старшему помощнику капитана), которые докладывают капитану судна.

4.2.7. При смене капитана или механика (старшего механика) судна лица командного состава (члены экипажа судна) докладывают о техническом состоянии своего заведования соответственно вновь назначенным капитану или механику (старшему механику).

4.2.8. При приеме на судно предметов снабжения, оборудования, сменно-запасных частей, механизмов и материалов проверять наличие сертификатов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра.

4.3. Техническое использование судов

Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.

4.3.1. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления — с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов — без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.

4.3.2. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.

4.3.3. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.

4.3.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, должны устраняться с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные обязаны принять все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.

4.3.5. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.

4.3.6. Контроль за состоянием и режимом работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.

4.3.7. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты должны постоянно находиться в действии и периодически проверяться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их на время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем делается соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).

4.3.8. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы и опломбированы. Случайные снятия пломб в период эксплуатации должны быть зафиксированы в машинном журнале. Пломбирование должно быть восстановлено в первом порту захода.

4.3.9. Все средства измерений и контроля должны быть исправны и иметь действующие свидетельства или клейма поверок.

4.3.10. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании указанных средств вахтенный может их отключить и восстановить режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком должны быть приняты меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно-предупредительная сигнализация или аварийная защита.

4.3.11. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно или дать указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах должны быть сделаны соответствующие записи.

4.3.12. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) обязан немедленно предпринять необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал обязан запустить резервные технические средства (если они имеются) и доложить об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи обязательно фиксируются в судовом и машинном журналах.

Источник

Технические условия ремонта судов

ГОСТ Р 57692-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СУДОВ

Термины и определения

System of technical maintenance and repair of ships. Terms and definitions

* По данным официального сайта Росстандарт

ОКС 01.040.47, здесь и далее по тексту. —

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2018-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (АО «ЦНИИМФ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 «Морфлот»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомлениe и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области технического обслуживания и ремонта судов, кораблей и других плавучих средств.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на русском, немецком (de), английском (en) и французском (fr) языках.

В стандарте приведены алфавитные указатели терминов на русском, немецком, английском и французском языках.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы — светлым шрифтом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области технического обслуживания и ремонта судов и других плавучих средств.

Настоящий стандарт распространяется на судовые конструкции и технические средства всех типов судов, независимо от их назначения.

Термины и определения, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области технического обслуживания и ремонта судов и других плавучих средств, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Для обеспечения реализации технического наблюдения за судами организациями, уполномоченными на осуществление классификации и освидетельствования судов, в своих Правилах используется терминология видов ремонта, единообразно применяемая международными Классификационными Обществами, что соответствует международным договорам Российской Федерации и отвечает положениям Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта».

2 Термины и определения

1 система технического обслуживания и ремонта судов: Совокупность взаимосвязанных технических средств, материалов, документов и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления заданных значений технико-эксплуатационных характеристик судов, входящих в эту систему.

System der technischen schiffsunterhalt und reparatur

system of technical maintenance and repair of ships

systeme de l’entretien technique et de la reparation du navire

2 техническое обслуживание судов: Комплекс работ или работа по поддержанию исправного или работоспособного состояния судовых конструкций и технических средств, выполненных без вывода судна из эксплуатации.

Примечание — Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния.

technical maintenance of ships

entretien du navire

3 ремонт судна: Комплекс работ по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени с выводом судна из эксплуатации.

reparation du navire

4 техническое состояние судна: Совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени.

ship technical condition

technique du navire

5 контроль технического состояния: Процесс получения данных, характеризующих техническое состояние судна в разные моменты времени, с использованием встроенных и переносных средств диагностирования и средств неразрушающего контроля.

de technique

6 качество ремонта судна: Степень соответствия технических средств, материалов, квалификации персонала и технологий для производства ремонта судна и его элементов требованиям стандартов качества, нормативной и технической документации.

der reparatur des schiffes

quality of ship repair

de la du navire

7 качество отремонтированного судна: Степень соответствия совокупности технических характеристик отремонтированного судна или его элементов требованиям нормативно-технической документации.

des reparierten schiff

quality of repaired ship

du bateau

8 обменный фонд элементов судов: Совокупность покупных, предварительно отремонтированных и изготовленных на данном предприятии элементов судна, предназначенных для замены неисправных элементов судна.

Tauschfonds der schiffselemente

exchange fund of ship components

fonds des changes de navires

9 периодическое техническое обслуживание: Техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.

wartung

l’entretien

10 техническое обслуживание по состоянию: Техническое обслуживание, выполняемое на основе данных о фактическом техническом состоянии элементов судна.

maintenance according to condition

11 регламентное техническое обслуживание (по расписанию): Техническое обслуживание, выполняемое в объеме и с периодичностью, установленными в нормативно-технической документации изготовителя или судовладельца, независимо от технического состояния судна.

Reglementierte schif fsunterhaltung

l’entretien

* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

12 техническое обслуживание с периодическим контролем технического состояния: Техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической документации периодичностью и объемом, а объем других операций технического обслуживания определяется техническим состоянием элементов судна в момент контроля.

Wartung mit periodischer kontrolle des technischen zustandes

maintenance with periodic control of technical condition

l’entretien le technique de

13 техническое обслуживание с непрерывным контролем технического состояния: Техническое обслуживание, выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния, на основе применения методов и средств технической диагностики.

Wartung mit kontinuierlicher des technischen zustandes

maintenance with continuous monitoring of the technical condition

entretien avec un continu de de la technique

14 капитальный ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

Generalreparatur des schiffs

Примечание — Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при капитальном ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

major ship repair

reparation generate du navire

15 средний ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов, ограниченной номенклатуры.

Mittlere reparatur des schiffs

Примечание — Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при среднем ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

average ship repair

reparation moyenne du navire

16 текущий ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.

Laufende reparatur des schiffs

current ship repair

reparation courante du navire

17 заводской ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый на предприятии.

Betriebsreparatur des schiffs

yard ship repair

reparation du navire a l’usine

18 доковый (слиповый) ремонт судна: Ремонт подводной части судна, выполняемый на судоподъемном сооружении.

dock-side ship repair

reparation du navire en dock

19 межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов.

Schiffsreparatur zwischen der reisen

inter-voyage ship repair

reparation du navire entre les traversees

20 поддерживающий ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы.

Unterstiitzungs-reparatur des schiffs

support ship repair

reparation supporte’e du navire

21 гарантийный ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт.

Garantierte reparatur des schiffs

warranty ship repair

reparation de garantie du navire

22 аварийный ремонт судна: Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем.

Havarie-reparatur des schiffs

damage ship repair

reparation (du navire) d’avarie

23 восстановительный ремонт судна: Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием.

Wiederherstellungs-reparatur des schiffs

restoring ship repair

reparation de retablissement

регламентированный ремонт: Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.

Примечание — Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией.

ремонт по техническому состоянию: Плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием изделия.

Reparatur nach technische zustand

repair according to technical condition

reparation d’apres la condition technique

плановый ремонт: Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Источник

Читайте также:  Ремонт электронный блок abs
Оцените статью