- Организация работ по ремонту электрооборудования в электроустановках
- Принципы ремонта электрических машин
- Технические условия ремонта.
- Текущий ремонт.
- Капитальный ремонт.
- Технические условия ремонтов электрооборудования
- Технические условия ремонтов электрооборудования
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
Организация работ по ремонту электрооборудования в электроустановках
Во всех действующих электроустановках периодически проводятся текущие и капитальные ремонты всех элементов оборудования. Проведение периодических профилактических ремонтов позволяет значительно продлить срок службы оборудования и своевременно обнаружить и устранить отклонения от нормального режима работы оборудования электроустановок. Основная задача энергоснабжающих компаний – правильная организация безопасного выполнения работ в электроустановках. Рассмотрим вкратце порядок проведения ремонтов оборудования электроустановок .
Инженерно-технический персонал предприятия составляет графики проведения ремонтов оборудования. Данные графики согласовываются с вышестоящим руководством, определяется возможность осуществления данных работ в соответствии с материальными возможностями предприятия.
В соответствии с утвержденными графиками проведения ремонтов в электроустановках подстанций, подаются заявки. Заявки в свою очередь должны согласовываться с ответственными лицами предприятий-потребителей. В данном случае оговаривается возможность отключения присоединения, время проведения работ, а также время аварийного восстановления. Время аварийного восстановления питания подразумевает время, которое необходимо оперативному персоналу электроустановки для включения, выведенного в ремонт оборудования.
В случае разрешения заявки, производится дальнейшая организация работ. На подстанции, где будет производиться плановые ремонтные работы оборудования, обслуживающий персонал подготавливает необходимые бланки переключения. Перед непосредственным проведением оперативных переключений, бланки переключения проверяются дополнительно вышестоящим оперативным персоналом, а также работником, который контролирует процесс переключений.
Заблаговременно, как правило, за день до начала работ, выписывается наряд-допуск, а также назначаются люди, ответственные за безопасное проведение работ.
Перед выводом в ремонт оборудования, на потребительской подстанции снимается нагрузка с данного присоединения и, при необходимости, включается питание от резервных источников.
Далее обслуживающий персонал электроустановки осуществляет подготовку рабочего места по наряду-допуску. Подготовка рабочего места заключается в выполнении мер безопасности, предусмотренных данным нарядом. Это, прежде всего, операции по отключению и заземлению выводимого в ремонт электрооборудования, в том числе и оборудования потребительской подстанции, посредством которого может быть подано напряжение на оборудование, на котором производятся ремонтные работы.
Кроме того, мерами по подготовке рабочего места является ограждение рабочего места и расположенных в непосредственной близости токоведущих частей, находящихся под напряжением, вывешивание плакатов и знаков безопасности, установка запирающих устройств на ограждения соседних электроустановок, на приводах коммутационных аппаратов.
После выполнения всех необходимых мероприятий по подготовке рабочего места, проводится инструктажа и допуск бригады к выполнению ремонтных работ.
Выполнение текущих и капитальных ремонтов оборудования производится в соответствии с технологическими картами, инструкциями, паспортами оборудования и другой технической документации. После проведения работ обязательным условием является проверка работоспособности оборудования, а также, при необходимости, проведения испытаний и измерений необходимых электрических параметров.
После полного окончания работ оперативный персонал электроустановки проверяет возможность включения оборудования в работу, убирает ограждения, запирающие устройства, плакаты и знаки безопасности. После получения разрешения от вышестоящего оперативного персонала, производит необходимые оперативные переключения по вводу оборудования в работу, то есть восстанавливает схему нормального режима подстанции.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Принципы ремонта электрических машин
В зависимости от массы и размеров, а также от характера ремонта электрические машины и трансформаторы либо ремонтируются на месте, либо направляются на ремонтное предприятие. Взаимные обязательства заказчика и ремонтного предприятия регламентируются в технических условиях ремонта.
Приемка в ремонт производится по акту, в котором кроме паспортных данных и предполагаемого объема ремонта указываются технические требования, которым должно удовлетворять оборудование после осуществления ремонта: мощность, напряжение, энергетические показатели и др. В ремонт принимаются только комплектные электрические машины и трансформаторы, имеющие все основные узлы и детали, включая старые обмотки. Все соединительные и установочные детали должны быть демонтированы заказчиком. Как правило, не ремонтируют машины с разбитыми корпусами и подшипниковыми щитами и со значительным (более 25 %) повреждением магнитопроводов.
Ремонт должен быть выполнен качественно, чтобы после него был обеспечен необходимый уровень эксплуатационной надежности, а технические показатели соответствовали стандартам и нормам.
Технические условия ремонта.
Отремонтированная машина обеспечивается всеми необходимыми деталями, включая при необходимости соединительные и установочные, а камеры подшипников качения заполняются смазкой. Поверхности корпуса и подшипниковых щитов покрывают краской, а концы валов — консервационной смазкой.
После проведения послеремонтных испытаний ремонтное предприятие должно гарантировать безотказную работу машины в течение одного года при соблюдении условий транспортирования, хранения и эксплуатации.
Выходные концы обмоток маркируют в соответствии со стандартом, а на корпус машины устанавливают новый щиток с указанием предприятия, проводившего ремонт, даты выпуска из ремонта и технических данных машины в соответствии со стандартами.
На ремонтных предприятиях существуют технологические карты ремонта электрических машин, составленные в виде таблиц, в которых приведены номера и содержание всех технологических операций, технических условий и указаний по проведению ремонта В них также приводятся данные об оснастке и оборудовании, необходимом для ремонта, и нормы времени на проведение отдельных операций.
Текущий ремонт.
Этот вид ремонта применяется для машин, находящихся в эксплуатации или в резерве, в сроки, установленные графиком ППР. Текущий ремонт проводится на месте установки электрической машины с ее остановкой и отключением силами обслуживающего электротехнического персонала. Если для проведения текущего ремонта требуются специальные сложные приспособления и значительное время, то он проводится силами персонала электроремонтного или специализированного предприятия.
В процессе ремонта выполняют следующие работы: I чистка наружных поверхностей машины; Я проверка состояния подшипников качения, их промывка и замена (в случае увеличенных радиальных зазоров); I проверка работы смазочных колец и системы принудительной смазки в подшипниках скольжения;
I осмотр и чистка вентиляционных каналов, обмоток статора и ротора, коллекторов и контактных колец;
I проверка состояния крепления лобовых частей обмоток и бандажей;
I устранение местных повреждений изоляции и выявленных при осмотре дефектов;
сушка обмоток и покрытие их при необходимости эмалями;
шлифовка контактных колец и коллекторов (при необходимости их продораживание);
I проверка и регулировка щеточного механизма и систем защиты;
сборка машины, проверка ее работы на холостом ходу и под нагрузкой;
I проведение приемосдаточных испытаний и сдача в эксплуатацию с соответствующей отметкой в технической документации.
Капитальный ремонт.
Этот вид ремонта применяется для машин, находящихся в эксплуатации, в сроки, установленные графиком ППР или по результатам профилактических (послеосмотровых) испытаний. Капитальный ремонт проводится для восстановления работоспособности и полного восстановления ресурса электрической машины с восстановлением или заменой всех изношенных или поврежденных узлов и заменой обмоток. Ремонт машины нецелесообразен, если имеются значительные повреждения механических узлов, которые невозможно устранить силами ремонтного предприятия.
I Типовой объем капитального ремонта включает в себя: операции текущего ремонта;
проверку воздушного зазора между статором и ротором (если конструкция машины позволяет это осуществить);
проверку осевого разбега ротора и зазоров между шейкой вала и вкладышем подшипника скольжения (при необходимости проводится перезаливка вкладыша);
полную разборку машины и мойку всех механических узлов и деталей, продувку и чистку коллектора, контактных колец, щеточного механизма и неповрежденных изоляционных деталей, дефектацию узлов и деталей;
ремонт корпуса, подшипниковых щитов, магнитопроводов (заварка трещин, восстановление резьбовых отверстий, восстановление посадочных мест в корпусе и щитах, удаление замыканий между отдельными листами сердечников статора и ротора, устранение распушения листов, восстановление прессовки, ремонт выгоревших участков с установлением протезов);
ремонт вала (исправление торцовых отверстий, устранение прогиба, восстановление посадочных отверстий и шпоночных канавок);
извлечение старых обмоток, изготовление и укладка новых обмоток из круглого провода, ремонт или изготовление новых обмоток из прямоугольного провода и их укладка, сборка и пайка (сварка) электрических схем, пропитка и сушка обмоток, нанесение на лобовые части покровных эмалей;
сборка и отделка машины, проведение приемосдаточных испытаний.
При капитальном ремонте производят замену подшипников качения, выработавших свой ресурс (вне зависимости от их состояния). Решение об использовании подшипников, не выработавших свой ресурс, принимается после их дефектации. При этом следует помнить, что ущерб от возможного отказа подшипника и связанного с этим отказа (остановки) двигателя существенно больше стоимости самого подшипника.
Обмотки из круглого провода и низковольтные обмотки из прямоугольного провода при ремонте, как правило, повторно не используют, поскольку извлечь такой провод без повреждения практически невозможно. После извлечения они передаются на переплавку. Высоковольтные обмотки из прямоугольного провода могут использоваться повторно после замены витковой и корпусной изоляции.
Источник
Технические условия ремонтов электрооборудования
Технические условия и организация ремонта электрических машин
Технические условия ремонта
В зависимости от массы и размера машины либо демонтируются и направляются в ремонт, либо ремонт производится непосредственно на месте их установки. В любом случае передача и приемка машин в ремонт и сдача их заказчику после ремонта производятся в соответствии с ТУ, в которых регламентируются взаимные обязательства заказчика и ремонтного предприятия.
Приемка машин в ремонт производится по акту. В акте кроме паспортных данных машины и предполагаемого объема ремонта указываются технические требования, которым должна удовлетворять машина после ремонта (модернизации), — напряжение, частота вращения, класс нагревостойкости изоляции и др. В ремонт принимаются только комплектные электрические машины, имеющие все основные узлы и детали, включая старые обмотки. Все соединительные и установочные детали должны быть демонтированы заказчиком. В ремонт не принимаются машины раскомплектованные, с разбитыми корпусами и подшипниковыми щитами, со значительным (более 25%) повреждением активной стали.
При ремонте у машин сохраняется конструкция завода-изготовителя, и, как правило, они ремонтируются с сохранением паспортных данных. Ремонт электрических машин проводится в соответствии со следующими требованиями, обеспечивающими их эксплуатационную надежность:
применяемые материалы должны удовлетворять условиям соответствующих стандартов; класс нагревостойкости изоляции должен быть не ниже предусмотренного заводом-изготовителем ;
предельно допустимые значения превышения температуры отдельных частей электрических машин должны удовлетворять требованиям ГОСТ 183-74;
требованиям стандарта должны удовлетворять допуски на установочные и присоединительные размеры (ГОСТ 8592-79);
отремонтированные машины должны быть снабжены всеми деталями и очищены, а обмотка, поверхность магнитопровода, крепления обмоток и схемы покрыты лаком; внутренние поверхности подшипниковых щитов и корпуса, вентиляторы и внешние поверхности электрических машин должны быть покрашены, конец вала должен быть покрыт консервационной смазкой;
обмотки и другие токоведущие части должны быть надежно закреплены, пазовые клинья не должны иметь слабины;
подшипники скольжения должны работать спокойно, без течи масла, подшипники качения должны быть заполнены смазкой;
отремонтированная машина должна пройти приемо-сдаточные испытания, после чего ремонтные организации гарантируют ее исправную работу в течение 1 года при соблюдении условий транспортировки, хранения и эксплуатации.
Выводные концы обмоток должны быть отмаркированы в соответствии со стандартом, на корпусе машины должен быть установлен новый щиток. На щитке должны быть указаны: наименование предприятия, проводившего ремонт, тип машины, номинальные мощность, напряжение, ток, частота вращения, КПД, коэффициент мощности (только для машин переменного тока), дата выпуска из ремонта.
При ремонте крупных электрических машин на месте установки, который проводится выездными ремонтными бригадами, заказчик выполняет электропроводку к месту ремонта, изготовляет оснастку и ремонтные приспособления, выполняет сварочные и механические работы и предоставляет в распоряжение бригады подсобные материалы для ремонта.
На электроремонтных предприятиях существуют технологические карты ремонта электродвигателей и генераторов различной мощности и класса напряжения (до и свыше 1000 В). Эти документы составлены в виде таблиц, в которых указаны номера и содержание всех технологических операций, ТУ и указания по проведению ремонта, сведения об оборудовании и оснастке, необходимых для ремонта, а также нормах времени на проведение отдельных операций.
Источник
Технические условия ремонтов электрооборудования
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НП «ИНВЭЛ»
Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений
Организация производственных процессов
Нормы и требования
Дата введения 2010-01-11
Цели и принципы стандартизации НП «ИНВЭЛ» в Российской Федерации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения стандарта организации — ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Филиалом ОАО «Инженерный центр ЕЭС» — «Фирма ОРГРЭС»
2 ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Основы обеспечения безопасной эксплуатации и ремонта опасных производственных объектов, включая электрические сети, цели и принципы стандартизации установлены Федеральными законами от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Настоящий стандарт устанавливает нормы и требования к организации производственных процессов ремонта и технического обслуживания оборудования, зданий и сооружений электрических сетей.
Применение настоящего стандарта, совместно с другими стандартами, позволит обеспечить выполнение обязательных требований, установленных в технических регламентах по безопасности оборудования, зданий и сооружений электрических сетей.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на производственные процессы ремонта и технического обслуживания и устанавливает нормы и требования к организации производственных процессов ремонта и технического обслуживания оборудования, зданий и сооружений электрических сетей.
1.2 Объектом регулирования настоящего стандарта являются производственные процессы ремонта и технического обслуживания следующего оборудования, зданий и сооружений электрических сетей:
— воздушных линий электропередачи 35 кВ и выше;
— воздушных линий электропередачи, трансформаторных подстанций, секционирующих и распределительных пунктов электрических сетей 0,38-20 кВ;
— подстанций 35 кВ и выше;
— релейной защиты и автоматики в электрических сетях;
— кабельных линий электропередачи;
— средства диспетчерского и технологического управления, устройств сигнализации и средств измерений;
— зданий и сооружений электрических сетей.
1.3 Стандарт предназначен для применения сетевыми организациями и их подразделениями (эксплуатирующими организациями), а также подрядными организациями, предоставляющими услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования, зданий и сооружений электрических сетей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на стандарты и нормативные документы:
Положение о порядке оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатации объектов диспетчеризации центрального диспетчерского управления.
СТО 70238424.27.010.001-2008 Электроэнергетика. Термины и определения
СТО 1723082.27.010.002-2008* Оценка соответствия в электроэнергетике
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СТО 17230282.27.010.002-2008, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.100.003-2008 Здания и сооружения ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
СТО 70238424.27.100.006-2008 Ремонт и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей. Условия выполнения работ подрядными организациями. Нормы и требования
СТО 70238424.27.010.016-2009* Распределительные устройства электрических станций и подстанций напряжением 35 кВ и выше. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
________________
* Действует СТО 70238424.29.240.10.002-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.018-2009* Подстанции напряжением 35 кВ и выше. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
________________
* Действует СТО 70238424.29.240.10.004-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.022-2009* Комплектные и блочные трансформаторные подстанции (КТП, КТПБ, ТП). Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
________________
* Действует СТО 70238424.29.240.10.008-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.024-2009* Подстанции распределительных сетей напряжением 0,4-20 кВ. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
СТО 70238424.27.010.028-2009* Силовые трансформаторы (автотрансформаторы) и реакторы. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.030-2009* Конденсаторные установки. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.032-2009* Управляемые устройства компенсации реактивной мощности, регулирования напряжения и перетоков мощности. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.034-2009* Измерительные трансформаторы. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
________________
* Действует СТО 70238424.17.220.20.002-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.036-2009 Коммутационное оборудование электрических станций и сетей. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.038-2009* Устройства защиты от перенапряжений электрических станций и сетей. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.040-2009* Релейная защита и электроавтоматика. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.042-2009* Воздушные линии напряжением 0,4-20 кВ. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.044-2009* Воздушные линии напряжением 35-750 кВ. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.046-2009* Воздушные линии напряжением 1150 кВ. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.047-2009* Воздушные линии электропередачи. Охрана труда (правила безопасности). Проведение работ под напряжением. Нормы и требования
* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.049-2009* Силовые кабельные линии напряжением 0,4-35 кВ. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования.
________________
* Действует СТО 70238424.29.240.20.009-2009, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.051-2009* Силовые кабельные линии напряжением 110-500 кВ. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования.
________________
* Действует СТО 56947007-29.060.20.072-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.054-2009* Автоматизированные информационно-измерительные системы учета электроэнергии (АНИС УЭ). Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
________________
* Действует СТО 70238424.17.220.20.004-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СТО 70238424.27.010.056-2009* Системы связи, сбора и передачи информации в энергосистемах. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования
Источник