- ГОСТ Р 56254-2014 Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения
- Технический надзор на объектах культурного наследия
- Технический надзор на объектах культурного наследия
- Кто осуществляет технический надзор при реставрации
- Что входит в технический надзор
- Технический надзор за ремонтом объектов культурного наследия
- Предисловие
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие положения
- 5 Организация технического надзора
- 6 Порядок осуществления технического надзора
- 7 Обязанности физических и юридических лиц, осуществляющих технический надзор
ГОСТ Р 56254-2014 Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения
Сведения о ГОСТ Р 56254-2014
- РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП ЦНРПМ)
- ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие»
- УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. № 1803-ст
- В настоящем стандарте ГОСТ 56254-2014 реализованы нормы Федерального законы от 25 июня 2001 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации»
- ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1. Область применения
Настоящий стандарт ГОСТ Р 56254-2014 устанавливает общий порядок организации и осуществления технического надзора на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российский Федерации в части их сохранения, определенных главой 7 Федерального закона от 25 июня 2001 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации».
Настоящий стандарт ГОСТ Р 56254-2014 предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Источник
Технический надзор на объектах культурного наследия
Технический надзор на объектах культурного наследия
В ходе реставрации памятников архитектуры, предполагающей строительство, приспособление и ремонт, осуществляется технический надзор — постоянное отслеживание экспертами качества проводимых работ и их соответствия строительным нормам. Эта мера контроля предусмотрена ст. 40 и ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Основной документ, определяющий стандарт технического надзора на объектах культурного наследия — ГОСТ Р 56254-2014 «Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения» от 26.11.2014 года. Текст национального стандарта можете посмотреть ЗДЕСЬ.
Технический надзор на объектах культурного наследия во многом схож с авторским надзором: последний тоже предусматривает частое присутствие специалистов на объекте реставрации, контроль за соблюдением проекта, а в конце работ — составление акта о соответствии требованиям. Однако авторский надзор осуществляет компания, составившая проект, и следит она за тем, чтобы в ходе восстановления здания сохранилась историко-культурная ценность объекта, не был нарушен предмет охраны памятника, а реставрация проводилась в точном соответствии с проектом. Цель технического надзора — предупредить возможные нарушения строительных норм и требований, поэтому контролировать процесс реставрации могут любые эксперты и фирмы с лицензией Минкультуры, имеющие в штате специалистов и экспертов строительного профиля, т.е. не обязательно авторы проекта реставрации.
Кто осуществляет технический надзор при реставрации
Согласно ГОСТу специалисты надзорной организации на объекте являются представителями заказчика. Они могут наблюдать, делать отметки о нарушениях, указывать на необходимость их устранения в конкретный срок. При этом они не вправе вносить изменения и дополнения в проект, каким-либо образом вмешиваться в деятельность реставраторов, за исключением приостановления работ в случаях, когда возникает опасность для жизни и здоровья людей либо риск повреждения и утраты памятника при проведении дальнейшей деятельности на объекте.
Услугу технадзора вправе осуществлять:
- ИП или фирма, разработавшие проект предстоящей реставрации;
- сторонние проектные организации, имеющие соответствующую лицензию Минкультуры с «открытыми» пунктами 1 и 2;
- сам заказчик работ при условии, что в его составе есть соответствующее структурное подразделение (отдел, служба и т.д.) и квалифицированные сотрудники.
У проектной организации должна быть лицензия Минкультуры на виды деятельности по пунктам 1 и 2 (проектирование). Услуга платная, оказывается на основании договора между соответствующим департаментом Минкульта и исполнителем.
Технический надзор на объектах культурного наследия проводится с начала работ и до введения здания в эксплуатацию с подписанием актов сдачи-приемки. График присутствия специалистов определяется заказчиком с учетом характера объекта и объема предстоящих реставрационных работ, вплоть до постоянного присутствия. В случае необходимости заказчик вправе потребовать присутствия специалистов вне графика (такие моменты оговариваются в договоре).
Состав специалистов тоже зависит от характера реставрации. Допускается привлечение третьих лиц для осуществления определенных этапов или видов надзора на основании договоров субподряда. При этом ответственность за качество надзора несёт генеральный подрядчик.
В ходе контроля за технической стороной реставрации эксперты ведут журнал, где указывают информацию о проводимых работах, выявленных нарушениях и несоответствиях проекту, устанавливают сроки исправления недочетов и указывают информацию о выполнении. По окончании всех работ заполненный журнал передается заказчику технического надзора: перед приемкой результатов реставрации можно оценить, насколько итоговый результат соответствует проекту и есть ли грубые нарушения, требующие реакции заказчика.
Что входит в технический надзор
- контроль за соответствием реставрации проекту, строительным нормам и правилам, а также законодательным нормам в сфере сохранения ОКН;
- контроль за наличием разрешительных документов, а также за ведением исполнительной и технической документации (в т.ч. документов, подтверждающих качество используемых материалов и их соответствие указанным в проекте);
- контроль за соблюдением сроков реставрации;
- подписание актов приемки и отказ от подписания актов выполненных работ, не соответствующих строительным нормам и правилам, вести учет объемов и стоимости работ, соответствующих и не соответствующих строительным нормам и правилам;
- контроль за устранением нарушений, указанных в ходе осуществления авторского надзора, а также выполнением указаний заказчика и органа охраны памятников;
- контроль за проведением испытаний в ходе наладки и запуска в эксплуатацию инженерных сетей, оборудования, а также контроль за обеспечением устойчивости, прочности и надежности технического и инженерного оборудования при приспособлении памятника архитектуры к современному использованию;
- участие в работе комиссий по приемке, в том числе вместе с представителями авторского надзора;
- фотофиксация самых ответственных видов восстановительных работ, в том числе скрытых, на этапе начала, в процессе и после завершения (записи заносятся в журнал технического надзора).
По сути, технический надзор в ходе реставрации объекта культурного наследия заключается в наблюдении за ходом деятельности рестараторов, информировании заказчика о недостатках, задержках в выполнении конкретных этапов, контроль за выполнением технических норм и правил, а также за соответствием работ проекту реставрации, участие в итоговой проверке объекта и подписании акта приемки.
Для оформления лицензии Минкультуры на деятельность по техническому надзору или подбора готовой фирмы для покупки свяжитесь с нашим специалистом.
Источник
Технический надзор за ремонтом объектов культурного наследия
ГОСТ Р 56254-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
The technical supervision on objects of a cultural heritage. Basic provisions
Дата введения 2015-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП ЦНРПМ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общий порядок организации и осуществления технического надзора на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в части их сохранения, определенных главой 7 [1].
Настоящий стандарт предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, их подведомственными организациями, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55528 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования
ГОСТ Р 55567 Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования
ГОСТ Р 55653 Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования
ГОСТ Р 55935 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия — произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства
ГОСТ Р 55945 Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия: Комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований, а также нормативных требований к данным видам работ.
3.2 журнал технического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (далее — журнал технического надзора): Документ, заполняемый по установленной форме и фиксирующий результаты контрольных наблюдений, требования и указания лиц, осуществляющих технический надзор на объекте.
3.3 акт освидетельствования скрытых работ по сохранению объекта культурного наследия: Документ, составляемый при проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, контроль за выполнением которых не может быть проведен после завершения данных работ.
Примечание — Перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, определяется разработанными проектными решениями. Акт освидетельствования скрытых работ подписывается научным руководителем, руководителем авторского коллектива, уполномоченными представителями технического надзора и подрядной организацией. За основу акта освидетельствования скрытых работ принимается форма, установленная в соответствии с [2], с учетом особенностей проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.
3.4 уполномоченный представитель технического надзора: Уполномоченное лицо, осуществляющее функции технического надзора на основании приказа.
4 Общие положения
4.1 Технический надзор на объектах культурного наследия (далее — технический надзор) за проведением работ по реставрации, консервации, воссозданию, ремонту и приспособлению к современному использованию является одним из технологических этапов работ по их сохранению в соответствии со ст.40 [1].
4.2 Технический надзор осуществляют физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия согласно с действующим законодательством Российской Федерации и обладающие соответствующей лицензией. Технический надзор ведется с учетом требований ГОСТ Р 55528, ГОСТ Р 55567, ГОСТ Р 55653, ГОСТ Р 55935, ГОСТ Р 55945.
4.3 Технический надзор осуществляется заказчиком или его уполномоченным представителем и обеспечивает контроль за выполнением работ в части, определенной 3.1.
4.4 Технический надзор осуществляется в течение всего срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
4.5 С учетом положений ст.45 [1] и ст.748, 749 [3] заказчик вправе принять решение об осуществлении технического надзора:
— физическими или юридическими лицами, разработавшими проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия (авторами проекта);
— заказчиком при условии наличия специализированной структуры (управление, служба, отдел и т.п.) и квалифицированных сотрудников;
— физическими или юридическими лицами, привлеченными на договорной основе и отвечающими требованиям 4.2.
4.6 Физические и юридические лица, осуществляющие технический надзор, являются уполномоченными представителями заказчика на объекте культурного наследия. Согласно ст.748 [3] вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядной организации не допускается.
4.7 Осуществление технического надзора физическими и юридическими лицами не исключает ответственности подрядных организаций за качество выполняемых работ, сроки их исполнения и их соответствие разработанным проектным решениям, правильность применения материалов, используемых для реставрации объектов культурного наследия.
4.8 Физические и юридические лица, осуществляющие технический надзор, не имеют права корректировать разработанные проектные решения и сметную документацию и вносить в них изменения. Изменения могут вносить только физические или юридические лица, осуществляющие научное руководство и авторский надзор на объекте культурного наследия.
5 Организация технического надзора
5.1 Технический надзор осуществляется на основании договора, заключенного между заказчиком и физическим или юридическим лицом.
5.2 В случае если технический надзор осуществляется автором проекта, который при разработке научно-проектной документации являлся генеральным проектировщиком и привлекал к разработке отдельных разделов субподрядные организации, или научно-проектная документация разрабатывалась в несколько этапов различными физическими или юридическими лицами, необходимо заключить договор генерального подряда.
5.3 В случае привлечения на договорной основе для осуществления технического надзора физических или юридических лиц, не являющихся авторами проекта, данные исполнители могут привлекать на субподряд третьих лиц, отвечающих требованиям 4.2.
5.4 В случае привлечения к техническому надзору третьих лиц организация, ведущая технический надзор, назначает своим приказом руководителя и координатора всех лиц, осуществляющих технический надзор.
5.5 Порядок заключения договоров на осуществление технического надзора определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.6 Продолжительность пребывания на объекте культурного наследия специалистов, осуществляющих технический надзор, определяется в зависимости от архитектурных особенностей объекта культурного наследия, сложности и объемов работ по его сохранению.
5.7 Решение о сроках пребывания специалистов на объекте культурного наследия принимает уполномоченный представитель технического надзора.
Примечание — По решению заказчика специалисты, осуществляющие технический надзор, при необходимости могут присутствовать на объекте на постоянной основе на все время ведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
5.8 Специалисты, осуществляющие технический надзор, дополнительно обеспечивают свое присутствие на объекте культурного наследия на основании решения заказчика, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и вызова подрядной организации. Выезд специалистов на объект в указанных случаях осуществляется на основании поступившего в адрес уполномоченного представителя технического надзора (организации) официального документа.
5.9 Указания уполномоченного представителя технического надзора являются обязательными для пользователя (собственника) объекта культурного наследия и подрядных организаций в части предъявления претензий по несоответствию проводимых работ проектной документации и действующим нормативным требованиям к данным видам работ.
5.10 Подписание актов освидетельствования скрытых работ, актов освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, актов о приемке промежуточных работ, актов о приемке выполненных работ осуществляется уполномоченным представителем технического надзора.
6 Порядок осуществления технического надзора
6.1 Уполномоченный представитель технического надзора и специалисты (группа специалистов), обеспечивающие его проведение, назначаются приказом, подписанным руководителем организации (уполномоченным лицом), с которой заключен договор или контракт на ведение технического надзора.
6.2 Уполномоченный представитель обеспечивает общее руководство и координацию деятельности группы специалистов технического надзора, а также взаимодействие с представителями заказчика, подрядчика, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, их пользователями (собственниками) и представителями авторского надзора.
6.3 Уполномоченный представитель технического надзора назначается из числа наиболее квалифицированных и опытных специалистов в данной области и несет профессиональную ответственность за деятельность специалистов (группы специалистов).
6.4 В состав группы специалистов, осуществляющих технический надзор, включаются специалисты различного профиля в зависимости от видов работ, проводимых на объекте культурного наследия.
6.5 При необходимости в состав группы технического надзора включаются представители организаций, проводивших на объекте культурного наследия инженерные изыскания (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геотехнические, инженерно-технические и мониторинг) в соответствии с ГОСТ Р 55945, ГОСТ Р 55567.
6.6 В случае если технический надзор осуществляется автором проекта, в первоочередном порядке в состав группы привлекаются специалисты проектной организации, принимавшие непосредственное участие в разработке научно-проектной документации. Специалисты групп рабочего проектирования привлекаются к техническому надзору в части разработанных ими разделов.
6.7 Специалисты технического надзора, входящие в состав группы, непосредственно подчиняются уполномоченному представителю и согласовывают с ним все принимаемые решения.
6.8 При осуществлении технического надзора необходимо применять оборудование и средства неразрушающего контроля (рулетки, мерные ленты, лазерный инструмент, отвесы, угломеры, уровни и т.п.) в целях недопущения нанесения физического вреда объекту культурного наследия. При этом средства измерений должны быть поверены и откалиброваны в установленном порядке.
7 Обязанности физических и юридических лиц, осуществляющих технический надзор
7.1 Физические и юридические лица (далее — лица), осуществляющие технический надзор, обязаны:
— контролировать соответствие проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям в части соответствия видов и объемов работ, нормативных документов в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия;
— контролировать подрядчика в ведении исполнительной и технической документации, в том числе наличия документов, подтверждающих качество материалов, используемых при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и т.д.), а также за соответствием применяемых материалов, заложенных в проектных решениях;
— контролировать соблюдение сроков выполнения работ, при выявлении отставания подрядной организации от графика проведения работ официально информировать об этом заказчика и соответствующие органы охраны объектов культурного наследия;
— принимать участие в подписании подготовленных подрядной организацией актов о приемке выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия в части видов, объемов и стоимости выполненных работ, за исключением видов и объемов работ, выполненных с ненадлежащим качеством или не в соответствии с проектными решениями;
— вести учет объемов и стоимости как принятых, подписанных и оплаченных заказчиком производственных работ, так и непринятых;
— контролировать исполнение подрядной организацией указаний и предписаний представителей авторского надзора, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и заказчика;
Источник