Технология ремонта тепловозов: Учебник для техникумов ж.-д. трансп./В. П. Иванов, И. Н. Вождаев, Ю. И. Дьяков, А. Я. Углинский; Под ред. В. П. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Транспорт, 1987. 336 с.
В книге рассмотрена технологня ремонта дизелей, вспомогательного оборудования, экипажа, электрических машин и аппаратов магистральных и маневровых тепловозов в локомотивных депо и на тепловозоремонтных заводах. В основу положена технология ремонта основных магистральных тепловозов ТЭЗ, 2ТЭ116, ТЭП60, типа ТЭ10, маневровых ТЭМ1, ТЭМ2 и др.; освещены особенности ремонта новых тепловозов 2ТЭ121, ТЭП70. Первое издание вышло в 1980 г. Для учащихся техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозное хозяйство»
ОТ АВТОРОВ Непрерывное развитие на основе научно-технического прогресса всех отраслей народного хозяйства нашей страны, в том числе и железнодорожного транспорта, предопределяет необходимость совершенствования подготовки квалифицированных кадров. Наряду со знаниями, опытом и мастерством преподавателей учебных заведений важное значение для эффективного обучения имеет качество учебников и учебных пособий, так как они в самостоятельной работе учащихся призваны помочь усвоить и глубже изучить изложенный преподавателем материал. Поэтому авторы учебника в соответствии с утвержденной программой по курсу «Технология ремонта тепловозов» для техникумов железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозное хозяйство» старались в сжатой и доходчивой для учащихся техникумов форме изложить основы современной технологии ремонта тепловозов. Все разделы и главы учебника, в которых описан ремонт отдельных деталей, построены по единой схеме. Вначале приводятся виды неисправностей деталей и причины их возникновения, далее описываются способы предупреждения и устранения неисправностей, а затем — технология ремонта и методы испытаний. При описании отдельных, наиболее важных, ответственных сборочных единиц и деталей, таких, например, как блок и коленчатый вал дизеля, газораспределительный механизм и топливная аппаратура, система очистки воздуха и масла и др., кратко изложены основные особенности устройства и работы данных сборочных единиц и деталей разных серий тепловозов. В некоторых случаях рассмотрены подробно последствия нарушения работоспособности отдельных деталей. Авторы считают, что такой системный и в то же время дифференцированный подход к изложению учебного материала позволит учащимся глубже понять физические явления в деталях и их сопряжениях и причины, приводящие к неисправности тепловозов, грамотно подходить к выбору способов их предотвращения и устранения. В конечном итоге будет достигнута главная цель: научить молодых специалистов быстро и точно определять место и причину неисправности в сложных сборочных единицах тепловоза, выбирать наиболее рациональный и эффективный способ ее устранения, тем самым поддерживая тепловозы в исправном состоянии и обеспечивая устойчивую их работу по перевозке народнохозяйственных грузов и пассажиров. Авторы выражают надежду, что данный учебник поможет учащимся овладеть основами ремонта тепловозов, изучить его технологию. Правила, методы и технология ремонта, как и конструкция тепловоза, постоянно изменяются, совершенствуются. Однако общие принципы организации и технологии ремонта сохраняются длительное время. Материал изложен в соответствии с утвержденными и действующими правилами технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов тепловозов, приказами и технологическими инструкциями МПС. Во втором издании авторы учли замечания предметных комиссий некоторых техникумов и отдельных преподавателей и учащихся, высказанные по содержанию первого издания. Кроме того, отражены основные направления научно-технического прогресса в области ремонта тепловозов.
ОГЛАВЛЕНИЕ От авторов Введение
Раздел первый ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕМОНТЕ ТЕПЛОВОЗОВ Глава 1 Современная система организации ремонта 1. Условия работы тепловозов, их сборочных единиц и деталей 2. Виды и причины износов. Определение их величины. Понятие о надежности и долговечности деталей 3. Виды осмотров и ремонтов тепловозов и их краткие характеристики 4. Краткие сведения о Правилах ремонта тепловозов Глава 2. Подготовка тепловоза к ремонту 5. Сдача и прием в ремонт 6. Клейма и метки спаренности 7. Механизация процессов снятия и разборки деталей и сборочных единиц 8. Способы очистки деталей 9. Способы выявления дефектов Глава 3. Ремонт и восстановление деталей 10. Способы устранения дефектов 11. Сварочно-наплавочные способы восстановления деталей 12. Электроэрозионное наращивание и металлизация 13. Нанесения электрохимических покрытий 14. Применение полимерных материалов 15. Упрочнение поверхностей деталей Глава 4. Зубчатые колеса 16. Основные неисправности и контроль зацепления 17. Замена зубчатых колес и регулирование зацепления Глава 5. Подшипники 18. Ремонт подшипников скольжения 19. Ремонт подшипников качения Глава 6. Валы, корпуса, пружины 20. Ремонт валов 21. Ремонт корпусов 22. Ремонт пружин Глава 7. Сборка и монтаж сборочных единиц 23. Комплектовка деталей 24. Узловая и общая сборка. Контроль качества ремонта
Раздел второй РЕМОНТ ДИЗЕЛЕЙ Глава 8. Основные положения по ремонту дизелей 25. Краткая характеристика работ, выполняемых при технических обслуживаниях, текущих и капитальных ремонтах тепловозов 26. Ремонт дизелей на потоке Глава 9. Блок цилиндров, картер, поддизельная рама, коллекторы 27. Неисправности и ремонт блока и рамы дизеля 28. Проверка блока 29. Ремонт коллекторов и глушителей Глава 10. Цилиндровые крышки и клапаны 30. Основные неисправности и их устранение 31. Порядок затяжки крышек Глава 11. Вертикальная передача 32. Причины повреждений деталей передачи. Контроль их состояния 33. Разборка, ремонт и сборка вертикальной передачи Глава 12. Втулки цилиндров 34. Основные неисправности втулок и их причины 35. Выемка втулок из блока и их ремонт Глава 13. Коленчатые валы, привод насосов и антивибратор 36. Ремонт коленчатых валов 37. Ремонт привода насосов 38. Ремонт антивибратора Глава 14. Коренные и шатунные подшипники 39. Основные неисправности подшипников и их причины 40. Порядок замены вкладышей Глава 15. Шатунно-поршневая группа 41. Основные неисправности деталей и их причины 42. Осмотр и ремонт поршней 43. Ремонт шатунов 44. Комплектование поршня с шатуном и сборка Глава 16. Воздуходувки и турбокомпрессоры 45. Основные неисправности агрегатов наддува и их причины 46. Ремонт воздуходувки дизеля 10Д100 с редуктором. Ремонт турбокомпрессора Глава 17. Газораспределительный механизм и привод топливных насосов 47. Неисправности и ремонт газораспределительного механизма 48. Ремонт привода топливных насосов дизеля типа Д100 Глава 18. Топливная аппаратура 49. Влияние качества ремонта и регулирования топливной аппаратуры на работу дизеля 50. Ремонт топливного насоса 51. Ремонт форсунок 52. Ремонт регулятора частоты вращения коленчатого вала 53. Ремонт привода регулятора частоты вращения коленчатого вала 54. Ремонт механизма управления дизелем Глава 19. Регулирование дизелей при сборке 55. Общие положения по регулированию 56. Методика определения верхней (внутренней) мертвой точки поршня 57. Проверка и регулирование положения кулачковых валов газораспределения и зазора в приводе клапанов 58. Проверка и регулирование положения кулачковых валов привода топливных насосов 59. Регулирование угла опережения подачи топлива 60. Регулирование механизма управления топливными насосами
Раздел третий РЕМОНТ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Глава 20. Редукторы и гидропередача 61. Основные неисправности редукторов 62. Ремонт редукторов и муфт 63. Ремонт фрикционной муфты вентилятора холодильника тепловоза ТЭЗ 64. Ремонт магнитно-порошковой муфты 65. Ремонт приводов вспомогательных механизмов 66. Автоматический привод гидромуфты вентилятора холодильника тепловоза 2ТЭ10Л 67. Ремонт гидропередачи Глава 21. Насосы 68. Неисправности насосов 69. Ремонт масляного насоса дизеля и его привода 70. Ремонт масляных насосов маслопрокачивающего агрегата и центробежного фильтра 71. Ремонт водяных насосов 72. Ремонт топливоподкачивающего насоса Глава 22. Фильтры, баки, трубопроводы, клапаны 73. Неисправности фильтров 74. Ремонт топливных фильтров 75. Ремонт масляных фильтров 76. Ремонт воздушных фильтров 77. Ремонт баков, трубопроводов, клапанов Глава 23. Вентиляторы, холодильники, теплообменники 78. Ремонт вентиляторов 79. Ремонт холодильников 80. Ремонт водомасляного теплообменника и воздухоохладителя
Раздел четвертый РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Глава 24. Электрические машины 81. Выявление неисправностей электрических машин без их разборки при ремонте тепловозов 82. Демонтаж электрических машин с тепловоза 83. Разборка и очистка электрических машин 84. Ремонт и контроль деталей электрических машин 85. Пропитка и компаундирование обмоток электрических машин 86. Сборка электрических машин 87. Контроль качества ремонта электрических машин 88. Монтаж электрических машин на тепловоз 89. Меры безопасности при ремонте электрических машин Глава 25. Электроаппаратура 90. Ремонт электрических аппаратов 91. Регулировка и испытание электроаппаратуры Глава 26. Вспомогательное электрооборудование 92. Ремонт резисторов и конденсаторов 93. Ремонт полупроводниковых приборов 94. Неисправности электрических цепей и способы их обнаружения Глава 27. Измерительная аппаратура 95. Сроки и виды ремонтов и проверок 96. Ремонт электроизмерительных приборов Глава 28. Аккумуляторные батареи 97. Общие условия работы 98. Неисправности и ремонт кислотных батарей 99. Ремонт щелочных батарей 100. Техника безопасности при работе с аккумуляторными батареями
Раздел пятый РЕМОНТ ЭКИПАЖА Глава 29. Рамы тепловоза и тележек 101. Возможные неисправности и ремонт рамы тепловоза 102. Ремонт рамы тележки 103. Особенности ремонта бесчелюстных тележек тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ116 104. Проверка рамы тележки тепловоза оптическими приборами Глава 30. Ударно-тяговые устройства 105. Основные неисправности и уход за автосцепкой 106. Ремонт автосцепки 107. Сборка и установка ударно-тягового устройства Глава 31. Рессорное подвешивание 108. Неисправности и ремонт рессорного подвешивания 109. Сборка и регулировка рессорного подвешивания 110. Особенности сборки и регулировки рессорного подвешивания тепловозов 2ТЭ10В и 2ТЭ116 Глава 32. Колесные пары 111. Неисправности колесных пар и уход за ними 112. Неисправности, с которыми колесные пары не допускаются к эксплуатации 113. Осмотр и освидетельствование колесных пар 114. Ремонт колесных пар Глава 33. Буксы 115. Ревизия и ремонт букс 116. Регулирование свободного разбега колесных пар челюстных тележек Глава 34 Зубчатая передача, детали подвешивания тягового двигателя, кузов и песочница 117. Ремонт зубчатой передачи и деталей подвешивания тягового двигателя 118. Ремонт кузова 119. Ремонт песочницы
Раздел шестой ИСПЫТАНИЯ ТЕПЛОВОЗОВ ПОСЛЕ РЕМОНТА Глава 35. Подготовка к испытаниям 120. Виды и назначение испытаний 121. Подготовка тепловоза к испытаниям Глава 36. Обкаточные и сдаточные испытания 122. Режимы обкатки и наладочные работы по дизелям 123. Проверка работы электрической схемы на холостом ходу генератора 124. Настройка селективной характеристики генератора 125. Настройка внешних характеристик генераторов 126. Настройка схемы плавного трогания, аварийных схем и реле Список литературы Предметный указатель
Источник
Ремонт дизеля тепловоза
Когда выполняется ремонт дизеля тепловоза, какие основные причины неисправностей и методы их устранения? Рассмотрим на нескольких примерах.
Пример №1
Перед пуском дизеля при поворачивании коленчатого вала возникает выброс топлива или воды из индикаторных кранов цилиндров. Вода может попадать из трещин в цилиндровой крышке или в гильзе. В первом случае нужно снять цилиндровую крышку, провести ее осмотр и при необходимости заменить. Во втором случае — вытянуть поршень и осмотреть его, проверить на наличие видимых дефектов.
Попадание топлива можно объяснить плохой работой форсунки или некачественным уплотнением по крышке цилиндра торца форсунки. В первом случае нужно вытянуть форсунку, проверить ее на качество распыления, при необходимости — заменить. Во втором случае, вытаскивают форсунку, осматривают уплотнительную прокладку, а при необходимости проводят замену.
Пример №2
По причине того, что в цилиндрах не воспламеняется топливо (или воспламеняется только в начале запуска) дизель не запускается вообще.
Так происходит из-за зависания распылительных игл, закоксования отверстий распылителей форсунок. Необходимо выполнить замену форсунок или распылителей. Также вспомогательный топливоподкачивающий насос может не подавать топливо. Нужно проверить всасывающий трубопровод и устранить неисправность насоса.
Если в систему попал воздух, нужно открыть воздухоспускные пробки на топливных фильтрах и выпустить его.
В цилиндрах может не происходить воспламенение топлива из-за сбитых углов опережения его подачи. Нужно проверить углы, а при необходимости – отрегулировать.
Еще возможная причина – медленное вращение коленвала при запуске. Выход — проверить напряжение АКБ и провести осмотр электростартера.
Пример №3
Дизель запускается, но сразу же останавливается. Причиной неисправности может быть, например, засорение топливного фильтра (выход – промыть или заменить элементы фильтра), засорение топливного трубопровода (нужно последовательно выполнить отсоединение концов трубопроводов, найти места засорения, продуть засоренный трубопровод). Дизель может не запускаться также по той причине, что в топливо попала вода. В таком случае из расходного бака выпускают топливо с водой, заполняют бак чистым топливом, проверяют установку тяг и рычагов насоса.
Типы неисправностей, их причины, а также методы их устранения можно описывать еще долго. К примеру, ремонт дизеля тепловоза выполняется, если после его запуска в картере присутствует повышенное давление. Или стрелка электроманометра колеблется, а прибор не показывает давление масла дизеля.
Закажите ремонт дизеля тепловозов в нашей компании. Мы осуществляем проверку работоспособности узлов, можем при необходимости провести замену деталей, вышедших из строя.