Технический ремонт электрических сетей

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

Общие положения

5.1.1. Обеспечение технического обслуживания и ремонта, поддержание в работоспособном состоянии электрических сетей энергосистем возложено на предприятия (структурные единицы) электрических сетей, в дальнейшем — электросети.

5.1.2. В соответствии с конструктивными особенностями, технологией и условиями производства работ, рекомендуется следующая специализация персонала, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт электрических сетей:

— техническое обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35 (110) кВ и выше;

— техническое обслуживание и ремонт оборудования и сооружений подстанций 35 кВ и выше, отдельные виды работ по техническому обслуживанию подстанций выполняет оперативный персонал;

— техническое и оперативное обслуживание линий электропередачи напряжением 6-20 (35) кВ и сетевых трансформаторных подстанций (ТП) 6-35/0,38 кВ;

— ремонт ВЛ 0,38-20 кВ;

— ремонт ТП 6-35/0,38 кВ и распределительных пунктов 6-20 кВ,

— техническое обслуживание средств релейной защита и автоматики;

— техническое обслуживание средств диспетчерского и технологического управления.

5.1.3. Управление техническим обслуживанием и ремонтом целесообразно осуществлять следующим образом:

1) производственные подразделения (бригады, участки) по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ 35 кВ и выше — входят в состав службы линий, подчиненной главному инженеру электросети. В тех случаях, когда ВЛ 35 кВ и выше, как и другие электроустановки, закреплены за районами электрических сетей (территориальная схема управления) бригады по линиям административно подчинены руководству района, а в техническом отношении — службе линий;

2) производственные подразделения (бригады, участки) по техническому, оперативному обслуживанию и ремонту ВЛ 0,38 — 20 кВ, ТП 6-35/0,4 кВ, распределительных пунктов (РП) 6-20 кВ — входят в состав районов электрических сетей (РЭС), которые подчинены административно руководству электросети, а в техническом отношении — службе распределительных сетей, подчиненной главному инженеру электросети;

3) персонал, осуществляющий техническое обслуживание и ремонт оборудования и сооружений подстанций, подчиняется: при функциональной структуре управления электросетей — службе подстанций; при территориальной структуре управления — административно руководству района электросети, а в техническом отношении — службе подстанций электросети, при смешанной структуре управления службе подстанций (по группе подстанций, находящихся в ведении службы подстанций) и руководству районов электросети (по группе подстанций, находящихся в ведении районов). На крупных подстанциях (800 условных единиц и более) вне зависимости от структуры управления электросети ремонтный персонал подчиняется начальницу подстанции. При наличии в электросети цеха централизованного ремонта (ЦЦР), бригады специализированного оборудования и сооружений подстанций входят в состав ЦЦР.

5.1.4. Работа по техническому обслуживанию ВЛ и подстанций осуществляются в полном объеме, как правило, персоналом электросети:

1) ремонт ВЛ 35 кВ и выше выполняется преимущественно персоналом электросети; подрядные организации, в том числе строительно-монтажные или специализированные ремонтные предприятия, привлекаются для выполнения больших объемов капитального ремонта и реконструктивных работ, связанных с массовой заменой основных элементов ВЛ или аварийно-восстановительных работ;

2) ремонт ВЛ 0,38-20 кВ, ТП 6-35/0.38 кВ и РП 6-20 кВ выполняется преимущественно персоналом электросети; подрядные организации привлекаются для выполнения больших объемов капитального ремонта и реконструктивных работ. Капитальный ремонт ТП 6-10/0,38 кВ и трансформаторов 6-10/0,38 кВ рекомендуется выполнять преимущественно агрегатным (поузловым) методом персоналом специализированных мастерских электросети ремонтного предприятия энергосистемы или специализированного ремонтного предприятия;

3) ремонт оборудования подстанций З5 кВ и выше выполняется, как правило, специализированными бригадами электросети, ремонтным предприятием энергосистемы, специализированными ремонтными предприятиями или монтажно-наладочными организациями; ремонт транспортабельного оборудования или его узлов осуществляется агрегатным методом в специализированных мастерских, цехах.

5.1.5. Одной из прогрессивных форм технического обслуживания и ремонта объектов электросети является комплексное их выполнение, при планировании которого работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту группируются в комплексы по номенклатуре и периодичности. Выполнение работ при этом производится бригадами централизованного обслуживания, оснащенными специальными машинами, средствами механизации, инвентарем.

При комплексном проведении работ средства механизации и персонал концентрируются на ремонтируемом объекте, что позволяет сократить длительность ремонтов и технического обслуживания, в том числе время отключения объекта, улучшить использование трудовых и материальных ресурсов.

Читайте также:  Можно ли отремонтировать амортизатор стиральных машин

Выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию ВЛ, связанных с приближением к токоведущим частям, для обеспечения безопасности персонала производится с отключением и заземлением обслуживаемой ВЛ. Для сохранения работоспособности ВЛ при производстве ремонтов могут быть применены методы работ под напряжением.

В связи с рассредоточением объектов ремонта и различной периодичностью выполнения работ в ряде случаев целесообразно выполнение однотипных работ специализированными бригадами на одной или нескольких ВЛ (например, расчистка трассы, покраска опор, замена приставок и т.д.).

Выбор методов и объемов ремонта и технического обслуживания производится энергосистемой, электросетью на базе технико-экономического обоснования с учетом местных условий.

5.1.6. Периодичность и продолжительность работ по ремонту и техническому обслуживанию объектов электрических сетей устанавливаются нормативно-технической документацией и решением главного инженера энергосистемы (электросети) в зависимости от технического состояния объекта, местных условий эксплуатации.

5.1.7. Работы по ремонту и техническому обслуживанию объектов электрических сетей производятся по типовым или местным инструкциям, технологическим картам, картам организации труда, схемам производства работ.

5.1.8. Техническое обслуживание и ремонт производятся с применением, как правило, специальных машин, механизмов, такелажа, оснастки, приборов, приспособлений. Бригады, выполняющие работы на объектах электросетей, должны быть оснащены средствами связи с диспетчерскими пунктами и ремонтно-производственными базами.

5.1.9. Ответственность за организацию технического обслуживания и ремонта линий электропередачи и подстанций возложена на руководителей электросети.

5.1.10. Перспективные (многолетние) и годовые планы-графики ремонта и технического обслуживания объектов электрических сетей разрабатываются соответствующими производственными службами и планово-производственным отделом электросети, согласовываются службами энергосистемы и утверждаются руководством электросети.

5.1.11. Планы материально-технического снабжения должны соответствовать планам-графикам ремонта и технического обслуживания объектов электрических сетей.

5.1.12. Для своевременной ликвидации аварийных нарушений работы электросетей в электросетях и энергосистемах создаются в соответствии с нормативами неснижаемые аварийные страховые запасы материалов, оборудования и изделий.

5.1.13. Стоимость ремонтов определяется по сметам, составляемым с учетом прейскурантов, сборников укрупненных единичных расценок, каталогов цен на работы по ремонту объектов электрических сетей. По работам, не включенным в указанные документы, сметы составляются на базе отраслевых или местных норм времени, калькуляции затрат или с использованием единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтные работы.

В стоимость ремонта включаются средства на выполнение работ по определению объемов ремонта, в том числе измерения, испытания, проверки, осмотры.

Источник

Обслуживание электрических сетей

Обслуживание электропроводок

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей предусматриваются периодические осмотры, проверки и измерения сопротивления изоляции электрических проводок в сроки, устанавливаемые на предприятиях в зависимости от условий эксплуатации.

В период осмотров щитов, сборок и шкафов осматривают, зачищают и подтягивают контактные соединения аппаратов управления, проверяют состояние контактных соединений в месте присоединения кабеля, заделки и наличие кабельной массы в них, состояние брони, изоляции и заземления кабеля. При необходимости в воронки доливают кабельную массу, заменяют бирки, окрашивают воронки и металл брони кабеля. Обращается внимание на состояние заземления корпуса щита. В случае обнаружения дефектных изоляторов или губок предохранителей — их заменяют новыми.

При осмотре воздушных проводок проверяют провес проводов, расстояние между проводами и расстояние их от земли, состояние наружной изоляции, изолирующих устройств (втулок, изоляторов, клиц, воронок) в проходах через стены и перекрытия, креплений проводов. Обращается внимание на исправность изолирующих втулок в местах ввода проводов в металлические коробки или трубы, на наличие дополнительной изоляции в местах пересечения электропроводок. Проверяется наличие изолирующих колпачков на соединениях проводов в соединительных коробках и ограничивающих шайб-звездочек на контактных присоединениях однопроволочных жил проводов к приборам и аппаратам.

Сопротивление изоляции электропроводок измеряют при капитальных ремонтах не реже 1 раза в 3 года. При текущих ремонтах и в межремонтные периоды измерения проводят в сроки, устанавливаемые в соответствии с местными условиями эксплуатации.

Если участок электросети находился по каким-либо причинам без напряжения более месяца, то перед включением его осматривают и измеряют сопротивление изоляции.

Измерение сопротивления изоляции в силовых и осветительных сетях проводят мегаомметром на напряжение 1000 В при отключенных электроприемниках, аппаратах и приборах, а также снятых плавких вставках. Сопротивление изоляции между любым проводом и землей или между двумя проводами должно быть не менее 0,5 МОм.

Читайте также:  Мы занимаемся ремонтом компьютерной техники

Контрольные замеры напряжений и нагрузок в отдельных точках злектропроводок производят по специальному графику не реже 1 раза в 3 года. На основе этих замеров рассчитывают потери в сетях и разрабатывают мероприятия по экономии электроэнергии, и при необходимости решают вопрос о замене проводов.

Неисправности или нарушения следует устранять немедленно. При невозможности ликвидировать дефекты во время проверок их записывают в журнал осмотров, доводят до сведения ответственного за электрохозяйство и устраняют при ближайшем текущем или капитальном ремонте.

Обслуживание кабельных линий

Эксплуатационная надежность кабельных линий обеспечивается выполнением комплекса мероприятий (осмотры, ремонты, профилактические испытания). На каждую кабельную линию заводят паспорт, содержащий технические данные, в который систематически в процессе эксплуатации заносят сведения о проведенных ремонтах, испытаниях и эксплуатации линии.

Надзор за состоянием трасс и кабелей заключается в проведении периодических обходов и осмотров. Сроки осмотров кабельных трасс, проложенных в земле, туннелях и коллекторах, устанавливаются местной инструкцией (но не реже одного раза в 3 месяца). Кабельные колодцы осматривают не реже одного раза в 6 месяцев, концевые муфты на напряжение выше 1000 В — один раз в 6 месяцев, а на напряжение до 1000 В — один раз в год. Проверяют исправность концевых муфт, антикоррозийные покрытия, температуру нагрева поверхностей кабелей, маркировку, защиту от механических повреждений, наличие вмятин брони и т. д.

Землеройные машины могут работать на расстоянии не менее 1 м от кабелей. Отбойные молотки для рыхления грунта над кабелями применяют на глубину не более 0,4 м при заглублении кабеля более 0,7 м. В период морозов в зоне расположения кабелей необходимо для работ предварительно отогревать грунт. Во избежание повреждения кабеля толщина слоя грунта между кабелем и источником теплоты должна быть не менее 25 см.

Все дефекты и нарушения, обнаруженные во время обходов и осмотров кабельных трасс, записывают в журнал дефектов и сообщают техническому руководителю. Эти замечания ликвидируют в зависимости от объема работ по их устранению (немедленно или включают в план капитального ремонта).

Надежность работы кабельной линии в значительной степени зависит от температуры нагрева элементов кабеля в процессе эксплуатации. При нагреве выше допустимой температуры ухудшаются электрические и механические характеристики изоляции кабеля. Длительно допустимые температуры токопроводящих жил не должны превышать: для кабелей с бумажной изоляцией напряжением до 1 кВ — 80 С, для кабелей с бумажной изоляцией напряжением до 10 кВ — 60 °С, для кабелей с резиновой и поливинилхлоридной изоляцией — 65 °С.

Допустимые токовые нагрузки на кабели зависят от способа прокладки кабеля (в туннелях, земле). Расчетные допустимые нагрузки заносят в паспорт кабельной линии.

Температуру кабеля рекомендуется измерять при наиболее неблагоприятных режимах (максимальная нагрузка, наивысшая температура окружающей среды).

Надежность работы кабельной линии во многом определяется состоянием оболочки кабеля. При нарушении ее герметичности происходит проникновение воздуха и влаги внутрь кабеля,, что приводит к снижению электрической прочности изоляции и ее электрическому пробою.

Металлическая оболочка кабеля может разрушиться вследствие механического, химического или электрического воздействия окружающей среды. Особенно часто разрушаются оболочки кабельных линий, проложенных в земле, от электрокоррозии, вызываемой блуждающими токами электрифицированного рельсового транспорта, где в качестве обратного провода используют рельсовые пути. При нарушении контакта в стыках рельсов увеличивается активное сопротивление рельсовых путей и часть тока ответвляется в землю. Ток идет по металлическим оболочкам кабелей с малым сопротивлением к отрицательному полюсу источника питания. С помощью замеров определяют разность потенциалов между оболочкой кабеля и землей, плотность тока, стекающего с кабеля в землю, напряжение и силу тока, протекающего по оболочке. Опасными зонами считаются участки, где оболочки кабеля имеют положительный потенциал по отношению к земле или разность потенциалов относительно зоны с нулевым потенциалом.

Для защиты кабелей от электрических коррозий применяют катодную, протекторную защиту и электрический дренаж. Катодная защита с помощью внешнего источника постоянного тока создает отрицательную полярность у защищаемого металла (броня и металлическая оболочка кабеля). Протекторная защита применяется при малых блуждающих токах в анодной и знакопеременной зонах, при наличии положительного потенциала оболочки кабеля, не превышающего по отношению к земле 0,3 В. Защита заключается в том, что электрод (протектор), подключенный к оболочке кабеля, состоит из сплава металла, обладающего более высоким отрицательным потенциалом, чем оболочка кабеля. Это обуславливает циркуляцию тока от оболочки к электроду.

Читайте также:  Инструкция по ремонту фасадов

Зашита методом электрического дренажа заключается в использовании металлической перемычки, отводящей блуждающие токи с оболочек кабелей в рельсы или в зону земли, где блуждающие токи отсутствуют. При этом оболочки кабелей приобретают отрицательный потенциал и процесс их коррозии прекращается.

Обслуживание воздушных линий

Воздушная линия электропередачи в период эксплуатации подвергается воздействию различных нагрузок. Опоры несут постоянную нагрузку от собственной массы проводов, изоляторов, арматуры, а также переменную нагрузку от воздействия гололеда и давления ветра. В то же время опоры подвергаются процессам старения, а деревянные — и загнивания. Провода ВЛ подвергаются воздействию токов нагрузки, аварийных токов, колебаний температуры воздуха, вибрациям под действием ветра и механическим нагрузкам от гололеда и снега.

С целью обеспечения надежной и безаварийной работ ВЛ планами технической эксплуатации предусматриваются мероприятия:

  • осмотры ВЛ;
  • соблюдение допустимых режимов работы ВЛ;
  • проведение профилактических испытаний и измерений;
  • производство ремонтов;
  • расследование причин аварий и разработка мероприятий по их устранению.

Воздушные линии осматривают не реже 1 раза в месяц при напряжении до 1000 В и не реже 1 раза в год при напряжении выше 1000 В. Периодические осмотры подразделяются на дневные, ночные, верховые и контрольные.

При дневных осмотрах проверяют общее состояние линии и ее трассы и выявляют отдельные неисправности. Во время осмотров обращают внимание на целостность изоляторов, состояние опор и правильность их положения, целостность бандажей и заземляющих спусков, состояние контактных соединений проводов, вводных ответвлений, кабельных спусков и заделок, состояние средств защиты кабелей от механических повреждений. Проверяется отсутствие обрывов и оплавления отдельных проволок проводов, признаков перегрева соединителей, набросов проволок на провода, которые могут привести к короткому замыканию фаз. Верхнюю часть опор, провода, изоляторы и арматуру осматривают в бинокль. Всякое отклонение опор от нормального положения приводит к увеличению изгибающего момента, уменьшению несущей способности опоры, что может привести к ее повреждению. При осмотрах трассы BJ1 обращают внимание на высоту и частоту зарослей на трассе, наличие угрожающих падением на провода отдельных деревьев. Во время осмотра подтягивают бандажи и восстанавливают нумерацию опор.

При выполнении осмотров линии обходчику не разрешается подниматься на опоры. Линия в любых случаях считается находящейся под напряжением.

Основной целью ночных осмотров ВЛ является выявление искрения разрядов или свечения из-за нагрева контактных соединений при неудовлетворительном состоянии контактов. Осмотр проводится в сырую погоду.

По окончании дневных и ночных осмотров заполняют листок осмотра с записью в нем замеченных неисправностей. Если неисправности могут привести к аварийному режиму ВЛ, то их устраняют немедленно.

При осмотрах с земли нельзя выявить все дефекты ВЛ. Поэтому в планах технического обслуживания предусматривают верховые осмотры воздушных линий не реже 1 раза в 3 года при снятом напряжении с линии. Во время верхового осмотра проверяют состояние верхних частей опор, определяют степень их загнивания, оценивают состояние изоляторов, крюков, вязок, заглушек, соединений и натяжений проводов, надежность крепления трубчатых разрядников, кабельных заделок. Во время этой работы заменяют дефектные изоляторы, крюки, предупредительные плакаты, подтягивают провисшие провода, очищают от ржавчины и покрывают антикоррозийной смазкой все места присоединения заземляющих спусков. Проверку древесины на загнивание проводят 1 раз в 3 года и совмещают с верховым осмотром. Глубина загнивания определяется как среднеарифметическое из нескольких замеров. Опора или приставка считается непригодной для дальнейшей эксплуатации, если глубина прогнивания по радиусу бревна более 3 см при диаметре бревна 25 см и более.

Проверка состояния железобетонных приставок с выборочным вскрытием грунта производится 1 раз в 6 лет, начиная с четвертого года эксплуатации. Проверяется отсутствие поперечных или косых трещин, мест обнажения металлической арматуры, отколов бетона и т. д.

С течением времени из-за непостоянства удельного сопротивления грунта, наличия влаги в почве изменяется сопротивление заземляющих устройств, поэтому их тоже осматривают.

Источник

Оцените статью