- Техническое обслуживание электрооборудования
- Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования
- Техническое обслуживание электродвигателей
- Техническое обслуживание электродвигателей
- Как часто проводится техобслуживание электродвигателей
- Порядок обслуживания электродвигателей
- Устранение неисправностей электродвигателя
Техническое обслуживание электрооборудования
Повышению надежности работы электрооборудования в процессе эксплуатации в значительной степени способствует правильная организация и своевременнее проведение технического обслуживания (ТО) в полном объеме. Основной задачей ТО является поддержание электрооборудования в работоспособном состоянии. Работы по ТО проводят на месте установки электрооборудования.
Техническое обслуживание электрооборудования подразделяют на производственное и плановое. Производственное ТО включает в себя эксплуатационное обслуживание, которое проводится персоналом, обслуживающим электрифицированные рабочие машины и механизмы (очистка и осмотр до начала и после окончания работы, управление, контроль за работой), и дежурное обслуживание, выполняемое дежурными электромонтерами (производство отключений и переключений, устранение мелких неисправностей, проведение необходимых регулировок). При плановом ТО электрооборудование очищают, проверяют, регулируют, смазывают и при необходимости заменяют недолговечные, легкосъемные детали (щетки, пружины и др.).
Проведение ТО позволяет своевременно обнаруживать и устранять неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электрооборудования, или причины, которые могут вызвать неисправности. Таким образом, в своей основе техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, направленным на обеспечение работоспособности электрооборудования и предупреждение возникновения и развития неисправностей. При обнаружении во время проведения ТО неисправностей, устранение которых требует разборки электрооборудования или применения специального оборудования, решается вопрос о необходимости проведения ремонта (текущего или капитального).
Плановое ТО, независимо от формы эксплуатации, проводится согласно заранее составленному графику, через строго установленные периоды работы электрооборудования. Наибольшая эффективность планового ТО достигается в том случае, когда периодичность и состав работ, выполняемых при каждом таком обслуживании, в наибольшей степени соответствуют конструктивным особенностям электрооборудования, его техническому состоянию, режимам работы и другим условиям эксплуатации.
Некачественное и несвоевременное проведение ТО снижает работоспособность электрооборудования, увеличивает расходы на проведение ремонтов и повышает себестоимость продукции, выпускаемой с помощью электрифицированных машин и установок.
При ТО электротехнический персонал сталкивается с необходимостью поиска неисправностей для определения причин отказов и восстановления работоспособности электрооборудования. Поиск неисправностей сравнительно простого по конструкции электрооборудования не вызывает особых трудностей. Признаки и способы поиска основных неисправностей электрооборудования, широко применяемого в народном хозяйстве, помещены в параграфе 1 данной главы. Для выявления причин неисправности сложного электрооборудования и сложных электрических схем рекомендуется составлять алгоритмы поиска, в которых указывается наиболее рациональная последовательность выполнения операций. Эта последовательность обеспечивает минимальные затраты времени и средств для проведения поиска.
Для поиска неисправностей наиболее распространены способы последовательного функционального анализа, половинного разбиения и вероятностно-временной.
Способ последовательного функционального анализа основан на определении основных функций контролируемого электрооборудования или схемы. Путем проверки функциональных параметров отыскивают отклонения и устанавливают отказавший элемент. Этот способ достаточно прост, нагляден, однако последовательность поиска неисправности не оптимальна.
Для электрооборудования с последовательным соединением элементов часто применяют способ половинного разбиения. Согласно этому способу вначале определяют элемент, разделяющий объект контроля примерно на две части, вероятности возникновения отказа которых примерно одинаковы. Затем в неисправной половине объекта вновь находят элемент, разделяющий эту половину на части с одинаковой вероятностью возникновения отказа. Такие операции проводят до тех пор, пока не обнаружат неисправный элемент.
Если функциональные элементы сложного объекта или схемы соединены произвольно, обычно применяют вероятностно-временной способ поиска неисправностей, информативной основой этого способа являются данные о вероятности отказов или безотказной работы элементов и затрачиваемое на их проверку время. Иногда используется отношение времени проверки элемента к вероятности его отказа или отношение вероятности безотказной работы к времени проверки. Для проведения ‘ поиска по структурной или электрической схеме электрооборудования строят функциональную модель, а затем составляют матрицу неисправностей. В верхней части матрицы обычно помещают перечень всех основных признаков неисправностей, а в строках — перечень причин отказов или отказавших элементов, изменение состояния которых может вызвать признаки неисправностей. Для элементов определяют время, затрачиваемое да проверку технического состояния, и вероятность отказа или безотказной работы.-Последовательность проверки элементов в соответствии с вероятностно-временным способом поиска неисправностей устанавливается по возрастанию отношения времени, затрачиваемого на проверку технического состояния элемента, к вероятности отказа этого элемента или по уменьшению отношения вероятности безотказной работы элемента к времени, затрачиваемому на его проверку. Поиск неисправности начинается с Проверки элемента, имеющего наименьшее отношение времени проверки к вероятности отказа или имеющего наибольшее отношение вероятности безотказной работы к времени проверки, и продолжается до тех пор, пока не будет найден отказавший элемент. Построенная таким образом программа обеспечивает минимальные затрату времени на поиск неисправности.
Источник
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования
Кого включить в состав комиссии по аттестации?
Состав комиссии предприятия, предназначенной для аттестации специалистов по электробезопасности, зависит от уровня аттестуемого. Для аттестации электротехнического и электротехнологического персонала необходима комиссия в составе пяти человек, председателем которой является ответственный за электрохозяйство.
В состав комиссии обычно входит и инженер по охране труда, который должен следить за эксплуатацией электроустановок, а также ведущий (главный) инженер предприятия. Все члены комиссии должны быть аттестованы в отделении технадзора или с участием инспектора из этой организации, причем председатель должен иметь V-ю группу допуска, если в организации эксплуатируются установки свыше 1000 вольт и IV-ю группу, если таких установок в организации нет.
По результатам аттестации комиссия составляет протокол, подписываемый всеми членами, в котором делается запись об оценке знаний аттестуемого, о присвоенной группе по электробезопасности и о дате следующей аттестации. Эти же данные вписываются в специальную таблицу в удостоверении аттестуемого, но там фигурирует только подпись председателя.
Проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала, работающего непосредственно в электроустановках, производится ежегодно. То же самое касается административно-технического персонала с правом работы в электроустановках по должности. Прочий административно-технический персонал, включая инженеров по охране труда, аттестуется один раз в три года.
2. Виды и периодичность технического обслуживания электроустановок.
Техническое обслуживание — мероприятия профилактического характера, проводимые систематически, принудительно через установленные периоды, включающие определённый комплекс работ.
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования
Для оборудования системы электроснабжения принята система планово-предупредительных осмотров и обслуживаний, а также планово-предупредительных ремонтов (ППО и ППР). Эти виды работ включают:
определенных видов технического обслуживания и ремонтов с заданной последовательностью и периодичностью.
Техническое обслуживание электрооборудования делится на:
- плановое техническое обслуживание
- техническое обслуживание при хранении
Техническое обслуживание при хранении электрооборудования включает в себя следующие виды работ:
- Подготовка к хранению и консервация
- Контроль за техническим состоянием в процессе хранения (ежеквартальный осмотр)
- Подготовка электрооборудования к использованию по назначению (расконсервация)
Плановое техническое обслуживание электрооборудования делится на следующие виды:
В техническое обслуживание № 1 входят следующие виды работ:
- внешний уход (проверка состояния узлов и деталей внешним осмотром; протирка и чистка электрооборудования от пыли и грязи и удаление коррозии с металлических частей и деталей)
- проверка состояния крепежных соединений (проверка надежности соединений; подтягивание ослабевших крепежей; замена поврежденных болтов и винтов)
- внешний контроль за состоянием электроизоляции
- контроль за наличием и состоянием смазки
- проверка исправности контрольно-измерительных приборов (внешний осмотр прибора; установка стрелки прибора на нулевое деление (корректором); проверка наличия повелительного клейма (пломбы).
В техническое обслуживание № 2 входят следующие виды работ:
- выполнение работ, входящих в ТО-1
- опробование электрооборудования под нагрузкой
В техническое обслуживание № 3 входят следующие виды работ:
- входящие в ТО-1
- по выявлению степени износа деталей
- но контролю и регулировке
- по пополнению или замене смазки
Характер работ при каждом виде ремонта определяется назначением, конструкцией и степенью износа частей и деталей электрооборудования. На оборудовании системы электроснабжения помимо ТО производятся текущий (TP) и капитальный (КР) ремонты.
Источник
Техническое обслуживание электродвигателей
Техническое обслуживание электродвигателей
Любой электрический двигатель время от времени должен проходить технический осмотр с целью обеспечения его бесперебойной работы. На предприятиях различного типа обслуживанием электродвигателей занимается квалифицированный рабочий персонал.
Сотрудники обязаны осуществлять постоянный контроль таких показателей оборудования, как:
- степень нагревания тех или иных элементов двигателя;
- наличие необходимого количества смазочного материала в подшипниках;
- проверку агрегата на соответствие нужному уровню производимого шума при его работе;
- уровень нагрузки на все элементы двигателя;
- соответствие вибрации необходимым стандартам;
- отсутствие или присутствие появления искр при работе в щётках.
Как часто проводится техобслуживание электродвигателей
Техническое обслуживание электрических двигателей предполагает осмотры агрегатов сотрудниками, обладающими квалификацией, отвечающей III группе. Если речь идёт о плановом осмотре, то он предусматривает выполнение:
- оценки технического состояния агрегата;
- составление плана необходимых работ для последующего ремонта оборудования.
Все графики работ по проведению контрольных мероприятий надлежит составлять главному инженеру предприятия. Более частые осмотры могут быть целесообразны в зависимости о той информации, которая была собрана при первом техосмотре. В таких данных должна быть указана степень износа оборудования. Среди факторов, которые могут существенно затруднять условия использования электродвигателей, следует упомянуть такие:
- повышенная продолжительность запуска, либо же частота включения мотора;
- неблагоприятные температурные условия для работы двигателя;
- чрезмерная запыленность в пространстве, где находится агрегат.
Стоит заметить, что если присутствует большое количество пыли, то чистить аппарат от пыли, нагара и иных загрязнений сотрудники предприятия должны каждый день. Таким образом, можно избежать преждевременного ремонта электродвигателя.
Порядок обслуживания электродвигателей
Первые действия необходимо выполнить ещё до запуска двигателя. Прежде всего, персонал обязан проверить:
- не соприкасаются ли посторонние предметы с механизмом и иными составляющими элементами оборудования;
- не присутствуют ли на контактных кольцах какие-либо неисправности;
- переведена ли в нужную позицию ручка пуска.
Что касается небольших двигателей, то прежде чем завести такой аппарат, ротор можно проверить собственными руками. Когда движок будет приведён в движение, следует понаблюдать, как происходит действие на предмет:
- шумов, стуков, гудения, которые не являются приемлемыми для работы того или иного двигателя;
- перегрева подшипников, корпуса агрегата;
- биения ременной передачи;
- непредусмотренной вибрации.
Устранение неисправностей электродвигателя
Неисправности, которые не требуют основательного ремонта, такие как разборка двигателя, устраняются по время техосмотра. Это может быть замена подшипников, щёток, колец и т.п. В некоторых ситуациях может понадобиться срочная аварийная остановка мотора. К таким случаям относятся:
- повреждения приводного механизма;
- задымление аппаратуры;
- резкое усиление вибрации.
Отдельно следует проверить состояние и количество масла в оборудовании. Количество смазки должно поддерживаться на уровне, который установлен техническими нормами относительно конкретного двигателя. Естественно, если обнаруживается дефицит смазочных материалов, значит масло необходимо долить.
Источник