Техническое обслуживание ремонт ходовой части гусеничного трактора

Техническое обслуживание ремонт ходовой части гусеничного трактора

Затраты на техническое обслуживание ходовой системы гусеничного трактора составляют третью часть общих затрат на ТО по трактору.

К основным показателям технического состояния ходовой системы гусеничного трактора относятся: натяжение гусеничных цепей, износ звеньев гусеницы и зубьев ведущих колес, зазоры в подшипниковых узлах системы, износ и состояние направляющих колес, опорных и поддерживающих катков.

Техническое состояние ходовой системы трактора влияет на показатели использования его в агрегате с сельскохозяйственными машинами. Так, при неправильном натяжении гусениц у трактора на его передвижение требуется мощности на 7…9 % больше обычного, т. е. меньше мощности остается для полезной работы.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Для предотвращения внезапных отказов, преждевременных износов и разрегулировок следует своевременно (в соответствии с периодичностью техобслуживания) проверять состояние- узлов ходовой системы и при необходимости устранять повреждения.

При ТО очищают от пыли и грязи ходовую систему трактора. Проверяют внешним осмотром отсутствие течи масла и при необходимости устраняют подтекания.

При ТО-1 проверяют уровни масла в составных частях ходовой системы (опорные и поддерживающие катки, направляющие колеса и др.) в соответствии со схемой смазки и доливают его до установленного уровня.

При ТО-2 проверяют и подтягивают все наружные крепления. Особое внимание обращают на гайки опорных катков и клиньев осей качания кареток подвески, винтов крепления крышек в каретках подвески, направляющих колес и поддерживающих роликов. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение гусениц и проверяют шплинтовку пальцев. Натяжение гусеничной цепи проверяют с помощью рейки и масштабной линейки. Для измерения натяжения рейку кладут на выступающие пальцы звеньев между поддерживающими катками и измеряют расстояние от рейки до пальца наиболее провисшего звена.

Читайте также:  Ремонт блока управления abs volkswagen

При ТО-3 проверяют и регулируют подшипники направляющих колес и опорных катков, осевое перемещение кареток подвески. Проверяют износ гусеничной цепи, шаг и профиль зубьев ведущих звездочек и, если требуется, переставляют местами гусеницы и ведущие звездочки.

Износ гусеничных цепей определяют по длине десяти звеньев гусеницы, измеряя длину рулеткой и сравнивая ее с допустимыми значениями.

При работе трактора в условиях пустыни и песчаных почв проверяют и регулируют натяжение гусениц.

При работе трактора на болотистых почвах после преодоления водных препятствий или заболоченных участков проверяют наличие воды в ходовой системе, а при обнаружении воды в отстое заменяют масло.

Источник

Техническое обслуживание ходовой части трактора

При работе гусеничного трактора часть мощности двигателя затрачивается на трение в шарнирах гусеничных цепей и в зацеплениях цепей с ведущими звездочками. На это влияет степень натяжения гусениц. Излишне большое натяжение увеличивает трение, а также износ деталей. Недостаточное натяжение увеличивает потери мощности на биение гусениц, а в некоторых случаях приводит к их соскакиванию.

Рис. 5. Проверка состояния гусеничного полотна тракторов: а — Т-74, ДТ-75М и Т-150; б — Т-54С и Т-70С.

Износ движителей гусеничного трактора зависит не только от степени натяжения гусениц, но в значительной степени от типа почвы, на которой работает трактор. Например, износы гусениц на песчаных почвах почти в 2 раза превышают износы на черноземах за один и тот же отрезок времени.

При износе деталей гусеницы увеличивается ее шаг, что ослабляет ее натяжение и в свою очередь вызывает повышенный износ ведущей звездочки.

Изношенные пальцы гусениц вызывают ускоренный износ проушин звеньев, а неравномерный износ правой и левой гусениц нарушает прямолинейность движения трактора, что в значительной степени утомляет тракториста.

Чтобы увеличить срок эксплуатации гусеницы, необходимо внимательно и своевременно следить за ее износом, а также за правильным ее натяжением.

Проверку гусениц тракторов Т-74, ДТ-75М и Т-150 выполняют на горизонтальной твердой площадке. Предварительно гусеницу надо тщательно очистить от грязи и промыть водой.

Первая проверка после ввода нового трактора в эксплуатацию назначается через 600-700 ч работы на песчаных почвах или через 1 200-1 400 ч работы на черноземах. Для этого измерьте длину 10 звеньев (обеих гусениц), расположенных под трактором. Длина 10 звеньев обеих гусениц должна быть одинаковой и не выше 1 750-1 760 мм. Если размер находится в указанных пределах, но у разных гусениц отличается на 10 мм, то поменяйте их местами.

Вторая проверка — через 500 ч после первой при работе на песчаных почвах или через 1 000 ч — на черноземах. Длина 10 звеньев не должна превышать 1 810 — 1 820 мм, но в этом случае нужно заменить пальцы гусениц новыми и, кроме того, поменять местами ведущие звездочки трактора.

При сквозном износе звеньев по цевкам необходимо гусеницы повернуть на 180° и поменять местами.

Порядок проверки гусениц тракторов Т-54С и Т-70С степени износа такой же, как описано выше, с той лишь разницей, что для этих тракторов следует измерять длину пяти звеньев.

Для гусениц шириной 300 мм при увеличении длины пяти звеньев до 920-930 мм необходимо заменить пальцы новыми. Второй комплект пальцев необходимо ставить при возрастании длины до 930-940 мм и третий — до 940-950 мм.

Для гусениц шириной 200 мм при увеличении длины пяти звеньев от 880 до 920 мм разрубите стопорные скобы, выбейте пальцы и выпрессуйте втулки. После этого поверните втулки на 180° и запрессуйте их на старые места. Паз втулки при этом должен располагаться в первоначальном положении. Соберите гусеницу. При распрессовке и запрессовке втулок и стопорении пальцев пользуйтесь специальными приспособлениями, состоящими из штыря, конусной направляющей втулки и оправки для стопорения пальцев, прилагаемыми к запчастям трактора.

После износа второй стороны втулок их следует заменить новыми.

Гусеничные цепи на трактор надевайте так, чтобы звенья на нижней ветви расположились стороной с двумя (для цепи шириной 200 мм) или тремя (для цепи шириной 300 мм) проушинами в сторону движения трактора вперед. При этом головки пальцев должны находиться снаружи трактора.

Проверка и натяжение гусениц. Очистите, промойте гусеницы и установите трактор на ровной твердой площадке так, чтобы пальцы гусениц находились над поддерживающими роликами (перед остановкой трактор должен двигаться только вперед, для того чтобы ослабить верхние ветви гусениц).

Положите рейку на почвозацепы гусеничной цепи и с помощью линейки измерьте расстояние в средней части между поддерживающими роликами или направляющим колесом и поддерживающим роликом (рисунок 6 а).

Ослабьте контргайки (рисунок 6 б), кроме трактора Т-150, и, вращая регулировочную гайку или корпус амортизатора или нагнетая масло рычажно-плунжерным шприцем, натяните гусеницы.

Закончив регулировку натяжения, затяните ослабленные контргайки и смажьте резьбу натяжного болта смазкой УС.

Если при натяжении гусеница трактора Т-150 очень сильно вытянулась и коленчатая ось натяжного колеса вошла в соприкосновение с упором, установленным на раме, и не в состоянии больше натянуть гусеницу до нужного размера, то дальнейшее нагнетание пластической смазки недопустимо, так как это может привести к поломке натяжителя. Выверните предохранительный клапан, передвиньте колесо назад (при этом пластическая смазка будет выдавливаться через отверстие, из которого вывернут клапан). Затем разъедините гусеницу, удалите из нее одно звено. Далее соедините гусеницу, поставьте на место клапан и, нагнетая пластическую смазку в гидроцилиндр, натяните гусеницу.

Рис. 6. Проверка (а) и натяжение (б) гусениц

Рис. 7. Схема перестановки кареток гусеничного трактора.

Перестановка кареток подвески. Через каждые 1 900 — 2 000 ч работы трактора переставляйте каретки подвески по перекрестной схеме (рисунка 7), что способствует равномерному изнашиванию опорных катков кареток.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ходовая часть гусеничного трактора (ДТ-75, Т-150 и др.) – наиболее уязвимое место, подверженное нагрузкам и работающее в жестких условиях. Особенным нагрузкам подвержены гусеницы, поэтому их содержание в исправном состоянии может считаться основной задачей для владельца. На ремонт и содержание ходовой ДТ-75 уходит около 1/5 всех затрат на содержание трактора.

Во время эксплуатации наибольшая нагрузка ложится на гусеницы ДТ-75, поэтому технические требования к их исполнению довольно высоки. При изготовлении используются высококачественные технические стали, а также разработаны специальные системы продления их срока службы. Поскольку во время движения трактора задействованы многочисленные подвижные соединения ходовой части ДТ-75, на общую работоспособность влияет также состояние катков, кареток и колес.

Подвеска трактора ДТ-75 эластичная, с использованием кареток, на которых располагаются катки опорные. Использование балансирных кареток обеспечивает плавность хода трактора по неровной поверхности. Для обеспечения работоспособности ходовая ДТ-75 должна иметь хорошую систему смазки, включая смазку гусениц.

Современная гусеница ДТ-75 представляет собой целое инженерное сооружение, включающее не только металлические (стальные) детали, но и уплотнители соединений, благодаря которым обеспечивается смазывание подвижных частей гусеницы при движении трактора (соединения звеньев гусеницы ДТ-75 и пальцев). Соединенные звенья гусеницы создают с внутренней стороны беговую дорожку, ограниченную гребнями. Форма гребня на каждом звене рассчитана таким образом, что катки опорные, расположенные на каретке подвести, пропускают гребень между своими ободками, а передняя часть гребня используется для коррекции положения гусеницы и исключения случайного наезда катов на сам гребень. Изменение формы вследствие износа или слома гребня может повредить опорные катки подвески. Поэтому осмотр гусеницы и состояния других элементов ходовой ДТ-75 должен входить в перечень ежедневных процедур перед пуском трактора

Высокая устойчивость, которой отличается гусеница ДТ-75, достигается благодаря современным технологиям изготовления (листья) ее звеньев и грамотной проработке всех элементов звена. Сложная конфигурация звеньев гусеничной цепи ДТ-75 обеспечивает его высокие эксплуатационные и ходовые качества, необходимые в сельском хозяйстве и строительстве.

Ремонт гусениц ДТ-75 производится путем замены изношенных или вышедших из строя элементов. Новая гусеница ДТ-75 имеет в составе по 43 звена с каждой стороны. В начале ее использования устанавливается полная гусеничная цепь, из которой после некоторого пробега и приработки убирается по одному звену. Их в дальнейшем можно использовать как ремонтные. Определяется время удаления «лишнего» звена степенью провисания гусеничной цепи, при котором натяжитель, который имеет в своем составе ходовая ДТ-75, уже не справляется со своими задачами. Значительное провисание гусеницы в результате износа может повлечь несоответствия в слаженной работе механизмов подвески и вызвать повреждения других ее элементов.

Для продления срока службы частей ходовой ДТ-75 необходимо следить за состоянием смазки, целостностью деталей. При этом контролировать необходимо не только гусеницы и опорные катки, но и состояние кареток, балансиров, направляющих колес, а также подвижных и неподвижных соединений, используемых в ходовой части трактора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов, А.П., Лиханов В.А Справочная книга тракториста-машиниста. – М.: Колос, 1993. – 350 с.

2. Байтин В.М. Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства. Учебник. – М.: Колос, 2000. – 536 с.

3. Безверхний Л.И., Островский А.И. Тракторы «Кировец». – Б.: 1986. – 331с.

4. Белоконь Я.Е. Тракторы Т-25А, Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2004. – 102 с.

5. Воронов Ю.И., Ковалев Л.Н., Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. – М.: Агропромиздат, 2001. – 256 с.

6. Герасимов А.Д., Голубчик С.Ф. и др. Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация, 2005. – 57 с.

7. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. Трактора ДТ. – М.: Сельпромагроном, 1987. – 25-27 с.

8. Гологорский Е.Г., Гуревич М.И., Лазарев А.А. Ремонт трактора Т-130. – М.: Просвещение, 1986. – 300-302 с.

9. Жаров М.С. и др. Трактор: Учебное пособие для учащихся 9 и 10 кл. –

3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил.

10. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. Трактор ДТ-20. – У.: Профкнига, 1995. – 19-20 с.

11. Карпов В.А. Трактор Т-130М. – У.: Информатика, 1992. – 147 с.

12. Ксеневич И.П. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. – М.: Агропромиздат, 1996. – 258 с., ил.

13. Курчаткин В.В., Тараторкин В.М., Батищев А.Н. и др. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учебник для нач. и проф. образования; под ред. В.В. Курчаткина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 468 с.

14. Косенко Б.Ф., Тюркин Б.П. Тракторы. Справочная книга. – Б.: Беларуськнига, 1998. – 98-100 с.

15. Пантюхин М.Г., Безверхний Л.И., Березин Н.А. и др. Справочник по тракторам. – М.: Колос, 2002. – 273 с., ил.

16. Педченец Н.А. Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Практическое руководство по ремонту трактора Т-40. – М.: Просвещение, 2008. – 25-27 с.

17. Пуховой А.А., Мелешко М.Г., Бобровник А.И., Левков В.Г. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту тракторов. – М.: Машиностоение, 1997. – 124-126 с.

18. Поливаев О.И., Гребнев В.П., Ворохобин А.В. Тракторы и автомобили. Конструкция. – М.: Кнорус, 2015. – 78-79 с.

19. Родичев В.А. Тракторы. – М.: Знаника, 2009. – 55-57 с.

20. Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. – М.: Просвещение, 1985. – 202 с.

21. Шарипов В.М., Бирюков М.К., Дементьев Ю.В., Красавин П.А., Ломакин В.В., Маринкин А.П., Наумов Е.С., Селифонов В.В. Тракторы и автомобили. – М.: Знаника, 2012. – 64-65 с.

Источник

Техническое обслуживание ходовой части гусеничного трактора

Операции технического обслуживания ходовой части гусеничного трактора:

1) – Проверка и своевременная доливка масла в полость направляющего колеса. Необходимый уровень определяется посредством начала вытекания масла через центральное отверстие, расположенное в крышке;

2) – Осевой зазор в подшипниках направляющих колёс не должен превышать 0,5 мм. Для его контроля и регулировки необходимо разъединить и снять с колеса гусеницу и посредством регулировочной гайки установить зазор таким образом, чтобы у колеса отсутствовало осевое перемещение, но оно свободно могло вращаться от руки;

3) – Периодическая очистка от грязи, разборка и промывка гидронатяжителя. После сборки ход штока должен быть свободным (без заеданий);

5) – Ежедневный осмотр резиновых бандажей поддерживающих роликов и незамедлительное удаление посторонних предметов, которые внедрились в резину;

6) – В каретках подвески осуществляется проверка и регулировка осевого свободного хода в подшипниках опорных катков;

7) – Контроль и регулировка осевого зазора в креплении балансиров на цапфе каретки в процессе эксплуатации не осуществляется;

8) – Через 2000 мото/ч работы выполняется проверка износа катков. Если наиболее изношены задние катки, то необходимо менять местами задние каретки правого и левого бортов;

9) – Требуется регулярный контроль крепления кронштейнов гидроамортизаторов, а также проверка уровня жидкости в компенсационном бачке и её доливка (в случае необходимости).

Источник

Оцените статью