Ремонт магнитных пускателей
Ремонт контактов магнитных пускателей
Контакты магнитных пускателей, на поверхности которых имеются следы подгорания и нагара, очищают хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в уайт-спирите или в авиационном бензине.
Брызги и «корольки» металла на поверхности контактов зачищают надфилем. После очистки щупом толщиной 0,05 мм проверяют плотность соединения контактных поверхностей. При замкнутых контактах щуп не должен проходить между контактами более 25% контактной поверхности.
При изломе или ослаблении контактную пружину заменяют новой или годной с выбракованного пускателя.
При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия с поврежденной резьбой рассверливают и метчиком нарезают резьбу следующего размера.
Ремонт магнитопроводов магнитных пускателей
Магнитопроводы магнитных пускателей состоят из якоря и сердечника, на котором укреплен короткозамкнутый виток.
Загрязненные поверхности соприкосновения сердечника и якоря очищают обтирочным материалом, смоченным в бензине. При наличии на поверхности соприкосновения следов коррозии поверхность зачищают шлифовальной шкуркой. После очистки щупом толщиной 0,05 мм проверяют площадь соприкосновения сердечника и якоря, прижав рукой якорь к сердечнику. Поверхность соприкосновения должна составлять не менее 70% от сечения кернов.
Если воздушный зазор между средними кернами якоря и сердечника магнитопровода менее 0,2 мм, якорь или сердечник пускателя зажимают в тисках и напильником с мелкой насечкой опиливают средний керн. Затем якорь прикладывают к сердечнику и щупами проверяют зазор. Величина зазора должна находиться в пределах 0,2 — 0,25 мм. При опиливании керна следят, чтобы поверхности средних кернов якоря и сердечника при замыкании магнитной системы были параллельными.
При наклепе поверхности соприкосновения сердечника и якоря шлифуют на шлифовальном станке до удаления следов наклепа. После шлифования щупами проверяют зазор между средними кернами, а также площадь соприкосновения крайних кернов якоря и сердечника. Зазор между средними кернами должен находиться в указанных выше пределах, а площадь соприкосновения крайних кернов должна составлять не менее 70% сечения кернов.
Поврежденный короткозамкнутый виток в пускателях заменяют новым. Поврежденный короткозамкнутый виток пускателей спиливают напильником с одной стороны и снимают.
Место установки витка зачищают надфилем. Новый короткозамкнутый виток изготовляют из латуни. Замена материала и изготовление короткозамкнутого витка с отклонениями размеров запрещается, так как это приводит к усилению гудения включенного пускателя или к недопустимому нагреву витка.
Изготовленный короткозамкнутый виток у пускателей запрессовывают в пазы сердечника или надевают на сердечник и отгибают крепящие его пластины.
Если поверхность магнитопровода имеет поврежденную окраску, ее очищают обтирочным материалом, смоченным в бензине или в уайт-спирите, и просушивают. После высыхания сердечник и якорь опускают в ванночку с эмалью так, чтобы поверхности соприкосновения не были покрыты лаком, причем ширина неокрашенного пояска вокруг кромок поверхности соприкосновения должна быть не более 3 мм. Красить сердечник и якорь магнитопровода можно также кисточкой.
Окрашенные поверхности сушат на воздухе в течение 2 — 3 ч.
Ремонт выводных зажимов магнитных пускателей
Обгоревшие или окислившиеся контактные поверхности выводных зажимов зачищают надфилем или шлифовальной шкуркой, протирают обтирочным материалом, смоченным в бензине, и залуживают припоем ПОС-30.
При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия заваривают медью или латунью с помощью газовой горелки. Место заварки зачищают напильником, накернивают и просверливают отверстие для нарезания новой резьбы. В просверленном отверстии нарезают резьбу размером поврежденной резьбы.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Ремонт магнитных пускателей и их обслуживание
Магнитный пускатель — это устройство, предназначенное для коммутации силовых электрических цепей. Первое, что нужно сделать перед обслуживанием или ремонтом магнитного пускателя — это изучить документацию на данный пускатель, или как делают в XXI веке – посмотреть в Интернете. Также стоит знать слабые места магнитных пускателей — контактные группы. Именно контактные группы нуждаются во внимательном осмотре. Стоит обратить внимание на элементы креплений и корпус, о чем и будет рассказано в статье.
Внешний осмотр
Начинается ремонт магнитного пускателя с внешнего осмотра. Внешний осмотр предполагает осмотр корпуса и элементов крепежа на наличие трещин, сколов. Если на элементах крепежа присутствуют трещины — это сказывается на громкости работы, а также, если пускатель отвалится и его конструкция «жабка», то существует опасность того, что он включит силовую цепь. Кроме того, стоит уделить внимание защитным крышкам.
Еще стоит осмотреть пускатель на загрязненность. Если на корпусе в большом количестве присутствует пыль, масла, следы наличия жидкости (кристаллообразные наросты) и другие агрессивные элементы, то стоит пересмотреть метод защиты пускателя от агрессивного воздействия внешней среды. Увеличить степень пыле-влагозащищенности. Если этого не сделать, то катушка в пускателе, которая будет описана далее, быстро отсыреет и выйдет из строя, а металлические части покроются коррозией.
Контактные группы
В основном техническое обслуживание и ремонт и магнитных пускателей сводится к контактным группам. Для их осмотра нужно открыть защитную крышку, первое, на что мы обращаем внимание — на контактные группы. Если присутствует незначительный нагар, то нужно счистить его шкуркой с мелким зерном. Как видно на фото, окисление отсутствует. Это значит, что выбранный метод защиты пускателя от агрессивных факторов внешней среды выбран правильно.
Если на металлических частях видны следы окисла, потемнения, ржавчина, то в таком случае нужно однозначно пересмотреть метод монтажа пускателя. А точнее установить его в более пыле-влагозащищенную оболочку. Затем осматриваем контактные группы на наличие нагара, наплавлений, раковин. В зависимости от степени повреждений контактных групп принимается решение о ремонте или замене.
Пример неисправных подвижных контактов, подлежащих замене
На фото сверху изображен «уцелевший» после короткого замыкания контакт. Остальные два вышли из строя и нуждаются в замене.
Ремонт контакторов и магнитных пускателей зачастую сводится к ремонту контактных групп. Осуществляется это путем очищением нагара с контактной площадки. Если при осмотре обнаружены раковины, наплавы, то эти места нужно выровнять плоским мелким напильником или надфилем. Делается это в одной плоскости с контактной площадкой неподвижного контакта. Для обеспечения лучшего эффекта можно зашлифовать обе контактные площадки на подвижном и неподвижном элементах.
Делать все эти операции наждачной бумагой или шкуркой крайне не рекомендуется, так как в этом случае очень сложно выдержать плоскость. Невыдержанная плоскость означает уменьшение площади контакта, а это в свою очередь вызывает чрезмерный нагрев и преждевременный выход из строя магнитного пускателя. Стоит осматривать как основные, так и вспомогательные контактные группы.
Якорь и электромагнит
Якорь и магнитопровод магнитного пускателя крайне редко страдает, но иногда бывает так, что пакет, в который собраны листы холоднокатаной анизотропной электротехнической стали рассыпается. Обычно это вызвано заводским браком. Но случается подобное крайне редко.
Самые частые повреждения, которые встречаются при ремонте магнитного пускателя на якоре и магнитопроводе — это коррозия. Коммутация осуществляется перемещением якоря вниз под действием электромагнита и вверх под действием пружин. В результате созданной вибрации ржавчина отшелушивается и может скапливаться в подвижных частях, которые могут заклинить со временем.
Пружины, крепежные болты и винтики
Пружины и болтики следует осматривать на наличие коррозии. Пружины со временем теряют свои свойства, а значит, подлежат замене. Плохая пружина является причиной медленного разрыва нагрузки, а это означает, что дуга, возникшая в процессе разъединения, будет дольше воздействовать на контактные группы, что ускорит их износ. Устанавливать чрезмерно сильную пружину тоже нельзя.
Это приведет к неполному замыканию магнитного потока, что вызовет дополнительный нагрев катушки, а это в свою очередь выведет ее из строя. Болтики и винтики с признаками сильной коррозии подлежат замене. Также стоит осмотреть резьбовые соединения. Слизанные, поврежденные коррозией или механически резьбы на болтах недопустимо использовать, такие болты тоже подлежат замене.
Катушка магнитного пускателя
Когда вытаскивается катушка магнитного пускателя со своего места, первым делом осматривается ее секция (каркас, на который намотан медный провод) на наличие трещин и сколов. В нашем случае медный провод залит пластиком. Если повреждения имеются, то пускатель будет сильно шуметь при работе. Затем нужно обратить внимание на саму катушку. На бумаге/пластике не должно быть следов нагрева (почернений), а также не должно быть запаха гари. Обычно на катушках сбоку указаны основные данные.
Это количество витков, рабочее напряжение, род тока (если переменный, то частота). Еще указаны марка и толщина провода и марка пускателя, для которого он предназначен. Определить наличие межвиткового замыкания достаточно сложно. Например, по ненормально низкому или высокому сопротивлению. Если катушка выглядит так же как на фото выше, то ее можно перемотать. Если она залита пластиком, то подлежит замене.
Заключение
В заключение можно сказать, что после ремонта магнитного пускателя следует попробовать вручную понажимать якорь. Если наблюдаются закусывания или медленный отброс пружиной, то следует заново собрать пускатель или заменить пружину. Обычно обслуживают и ремонтируют магнитные пускатели по плану, который был составлен заранее в зависимости от количества включений и выключений в час. Но стоит отметить, что пускатель стоит осмотреть внепланово, если оборудование, которое подключено через него, вышло из строя. Обычно при коротком замыкании страдают и контактные группы. А иногда из-за поврежденных контактов страдает оборудование.
Источник
Обслуживание и ремонт магнитных пускателей
Магнитные пускатели, как это следует из названия, задумывались как коммутационное устройство для пуска электродвигателей. Поэтому и количество силовых полюсов у этих аппаратов почти всегда равно трем – по числу фаз сети. Пускатели зачастую комплектуются тепловыми реле перегрузки и корпусом с кнопками «пуск» и «стоп».
Но пускатель получился очень удобной и функциональной вещью. Широкий спектр номинальных токов, малые габариты и возможность автономной установки вне всякого распредустройства или щита привели к тому, что магнитные пускатели стали широко применять в быту для включения в сеть различных мощных электроприемников, например, нагревательных котлов.
Как и любое другое электротехническое устройство, магнитный пускатель периодически тоже нуждается в ремонте и техническом обслуживании.
Как устроен магнитный пускатель?
В общем случае, это, как минимум, катушка из тонкого провода в лаковой изоляции, размещенная в одном пластиковом корпусе с контактами. Контакты, как это водится, делятся на подвижные, соединенные механически с подпружиненным сердечником катушки, и неподвижные, стационарно размещенные в верхней части корпуса.
При этом для пускателей, рассчитанных на ток от 20 ампер можно явно различить силовые пары контактов в количестве три пары, и пары контактов вспомогательных цепей управления, рассчитанных на слабые токи. Количество слаботочных контактов практически неограниченно, тем более, что для многих пускателей возможно приобрести дополнительные контактные приставки, позволяющие собирать на пускателях очень сложные схемы.
Контакты (в узком смысле). Совокупность контактных частей, движущихся друг относительно друга при включении или отключении цепи.
Подобная конструкция обеспечивает пускателю не особенно высокую степень защиты от внешних воздействий – на уровне IP00-IP30. При необходимости добиться большей степени защиты придется воспользоваться пускателями в дополнительном защитном кожухе, зачастую оборудованном собственными кнопками для пуска, останова и возврата теплового реле при наличии такового.
Рис. 1. Устройство магнитного пускателя ПМЛ:
1 — основание из термостойкой пластмассы, 2 — неподвижная часть магнитопровода, 3 — подвижная часть магнитопровода, 4 — электромагнитная катушка управления, 5 — контактные зажимы, 6 — металлическая платформа (для пускателей номиналом свыше 25 А) 7 — траверса с подвижными контактами, 8 — крепежный винт, 9 — возвратная пружина, 10 — алюминиевые кольца, 11 — неподвижный контакт, 12 — зажим с насечкой для фиксации проводников.
Контактная часть. Проводник, предназначенный для осуществления контакта с другим проводником.
Программа технического обслуживания магнитных пускателей проста и включает в себя следующие пункты:
1. Внешний осмотр на предмет повреждений и сколов корпуса, а также удаление загрязнений (причем не только с поверхности корпуса, но и с поверхности сердечника электромагнита). Сколы и повреждения корпуса возникают не только вследствие ударов и падений, но и по причине длительного воздействия вибраций, обусловленных работой изношенной сети переменного тока и браком в монтаже пускателя, а также его собственными дефектами.
Если повреждения корпуса привели к тому, что пускатель невозможно надежно закрепить, или его контакты не могут свободно замыкаться/размыкаться, то иного выхода, чем замена корпуса или пускателя, просто не остается.
Отдельное внимание следует уделить проверке наличия всех деталей и частей пускателя. Например, подвижная контактная пластина вместе со своей поджимающей пружинкой может запросто «потеряться» — потребуется новая.
2. Ревизия механической части. Проверке подвергается рабочая пружина, обеспечивающая разрыв контактов. Она должна быть достаточно жесткой, витки не должны сблизиться. Проверяется ход якоря пускателя относительно корпуса: необходимо, чтобы отсутствовали всякие заклинивания и затруднения при движении.
Проверка хода осуществляется замыканием контактов «от руки». При наличии механических заклиниваний можно прибегнуть к смазке или шлифовке трущихся частей.
3. Зачистка контактов – мера, от которой лучше воздержаться при проведении технического обслуживания исправных магнитных пускателей.
Высокопроводящий слой подвижных и неподвижных контактов относительно тонок, поэтому, если при каждом обслуживании тереть по нему надфилем, то пускатель очень скоро выйдет из строя. Напильничек потребуется лишь в том случае, если на контактах имеются явные следы нагара или оплавления. А наждачная бумага для зачистки контактов исключается категорически.
При замыкании все контакты пускателя должны прилегать друг другу плотно по всей поверхности, без смещений и наклонов, наличие которых говорит о необходимости регулировки механической части.
4. Если пускатель содержит в составе корпуса металлические детали, или находится в металлическом кожухе, то необходимо убедиться в отсутствии цепи между этими частями, подлежащими заземлению, и силовыми контактами. Для всех пускателей в целом необходимо проверить отсутствие замыканий между отдельными силовыми полюсами. На бытовом уровне для этих целей достаточно воспользоваться обычным мультиметром. На производстве используется мегомметр, а сопротивление изоляции нормируется – не менее 0,5 Мом.
5. Тщательному осмотру подвергается катушка пускателя. Трещины на каркасе, повреждения, нагар и оплавление изоляции – все это верные признаки существенных проблем. Катушку с такими признаками лучше заменить.
Конечно, обычно определить межвитковое короткое замыкание в катушке можно только в процессе эксплуатации по косвенным признакам, таким как повышенный гул при работе пускателя. Тем не менее, если систематически проверять активное сопротивление провода катушки, можно заметить существенное и резкое его уменьшение. Этот признак достаточно красноречиво говорит о неисправности катушки, которую теоретически можно перемотать, а на практике проще заменить.
6. Однако повышенный гул при работе пускателя может быть вызван и некоторыми другими причинами помимо дефектов самой катушки. Например, может возникнуть перекос при ее установке, возможен недостаточный уровень напряжения в сети, бывает подобрана слишком сильная возвратная пружина.
Все эти факторы приводят к тому, что якорь при замыкании недостаточно плотно прилегает к сердечнику. Следствием будет больший ток катушки из-за меньшего ее индуктивного сопротивления (отсюда и гул), а также подгорание силовых контактов.
Проверить плотность прилегания поверхностей магнитопроводов сердечника и якоря можно при помощи обыкновенного тонкого чистого листка бумаги, прокладываемого между этими деталями. Соприкасаться должно не менее 70 процентов поверхности – тогда контакт будет надежным.
7. При наличии теплового реле перегрузки должна проверяться его уставка. На промышленных предприятиях это делают с помощью специальных испытательных стендов. К сожалению, на бытовом уровне прогрузить и проверить реле практически невозможно. Для этого можно сдать реле в специальную лабораторию, или, в крайнем случае, испытать его при помощи известной нагрузки большего номинала.
Ремонт магнитного пускателя производится по результатам технического обслуживания и сводится, обычно, к замене деталей и узлов, не подлежащих восстановлению и регулировке. Таковыми запчастями могут быть: катушка, отдельные контакты и даже контактная группа в целом, детали корпуса, пружины, винты и зажимные пластины.
Источник