Техническое обслуживание ремонт системы охлаждения двигателей ваз

Обслуживание системы охлаждения

Режимы технического обслуживания системы охлаждения предусматривают выполнение следующих операций:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО):

— проверить состояние и натяжение приводных ремней (внешним осмотром);

— проверить герметичность системы охлаждения;

— проверить герметичность системы гидропривода муфты вентилятора;

— проверить по показаниям контрольных ламп и при необходимости довести до нормы: уровень жидкости в системе охлаждения;

Первое техническое обслуживание (ТО-1):

— проверить состояние приводных ремней и их натяжение (инструментально);

Второе техническое обслуживание (ТО-2):

— проверить состояние охлаждающей жидкости.

Сезонное техническое обслуживание (СТО):

— очистить радиатор (один раз в год, весной; при интенсивном загрязнении сократить интервал очистки в соответствии с потребностью);

— заменить охлаждающую жидкость (один раз в 2 года);

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ И НАТЯЖЕНИЯ ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ

Проверка состояния ремней визуальным осмотром входит в обязанность водителя при выполнении ежедневного технического обслуживания. Внешним осмотром убедиться, что ремни не имеют продольных расслоений. Допускается образование поперечных трещин, рассекающих гребни микроклинов, не затрагивающие основание ремня.

При пуске двигателя не должно возникать посторонних шумов и проскальзывания ремней.

При осмотре обратить внимание на нормальное натяжение ремня, отсутствие у натяжного и направляющих роликов осевых люфтов и отсутствие следов касаний роликов о неподвижные детали.

Для замены ремня привода водяного насоса и генераторов необходимо:

— с помощью накладного гаечного ключа,установленного на винт натяжного ролика, отжать ролик, преодолевая усилие пружины натяжного устройства, и удерживать ролик в этом положении;

— снять старый поликлиновой ремень;

-установить новый ремень таким образом, чтобы

стрелки на ремне были направлены по направлению вращения ремня;

— медленно ослаблять усилие отжатия натяжного ролика, пока новый поликлиновой ремень не будет уложен в ручьи шкивов;

— проверить правильность укладки ремня в ручьи шкивов.

При установке нового ремня отрегулировать его натяжение . Запустить двигатель на 10-15 минут после чего повторить проверку натяжения ремня.

ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Выполняется водителем периодически наружным осмотром трубопроводов и аппаратов системы, а утром по наличию пятен на местах стоянки. Особенно тщательно следует проверять систему в случае падения уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Следует помнить, что при недостаточном уровне охлаждающей жидкости (уровень возле нижнего края бачка), при циркуляции ее во время работы двигателя вместе с жидкостью в систему может засасываться воздух или воздушная пена, что неизбежно будет приводить к образованию воздушных пробок («завоздушиванию») в системах охлаждения и отопления, местным перегревам деталей двигателя и интенсивному кавитационном износу деталей.

При завышенном уровне жидкости излишки будут выброшены из системы после ее теплового расширения, что приводит к неоправданным потерям жидкости.

В системах охлаждения и отопления используются специальные жидкости, которые не только не замерзают при низких температурах, но и обладают целым рядом других необходимых свойств: смазочными, антикоррозионными, антикавитационными и другими. Необходимо помнить, что не все охлаждающие жидкости от различных производителей допускают свободное смешивание между собой. В ряде случаев это может привести к потере важных свойств и к выпадению нерастворимого осадка. Для долива желательно использовать ту же жидкость, которой заполнена система охлаждения.

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения следует применять всесезонно антифриз (низкозамерзающую жидкость). Выбор охлаждающей жидкости выполняется в соответствии с рекомендациями, изложенными фирмой-производителем автомобиля.

ВНИМАНИЕ: Использование воды в системе охлаждения допускается только в крайних аварийных случаях и на кратковременный срок.

В современных высокофорсированных двигателях поддерживается высокая температура в системе охлаждения — 85-98 °С. Допускается максимальное повышение температуры при значительных нагрузках на двигатель до 102-105 °С. При таких температурных нагрузках особое значение имеет соблюдение мер, предохраняющих охлаждающую жидкость от вскипания.

Если жидкость начинает кипеть или превращаться в пар, она выбрасывается через предохранительный клапан расширительного бачка. Это снижает уровень жидкости и ведёт к перегреву двигателя. В этих случаях в системе охлаждения двигателя развиваются также кавитационные процессы, приводящие к повреждению деталей.

Температура, при которой охлаждающая жидкость кипит, зависит от двух факторов: состава охлаждающей жидкости (антифриза) и давления, при котором работает система охлаждения. Этиленгликоль в составе охлаждающей жидкости повышает точку её кипения. Именно по этой причине требуется всесезонное применение антифризов, даже в тёплых зонах эксплуатации.

Температура кипения также повышается при повышенном давлении в системе. Поэтому система охлаждения спроектирована для работы под давлением (закрытая система). В связи с этим особое внимание следует уделять плотности установок крышки с паровоздушными клапанами на расширительный бачок и крышки заливной горловины.

Состояние низкозамерзающей охлаждающей жидкости необходимо регулярно контролировать при ТО-2, а также после каждого ремонта системы охлаждения, связанного с утечкой охлаждающей жидкости. Быстрое изменение цвета, прозрачности жидкости, появление взвесей и отложений на деталях системы указывают на низкое качество или неправильный выбор охлаждающей жидкости. Нельзя допускать попадание в антифриз нефтепродуктов (масел из систем смазки двигателя и АКП), которые вызывают её вспенивание.

Однако только внешних признаков недостаточно для определения способности жидкости выполнять защитную роль как при низких температурах (предохранять от замерзания), так и при повышенных температурах, предупреждая возникновение кавитационных процессов.

Относительная концентрация этиленгликоля в воде имеет решающее значение для определения того, какую защиту от замерзания и кавитации обеспечит смесь. Современные высокофорсированные двигатели требуют для предотвращения кавитации концентрации этиленгликоля в антифризе не менее 30%.

Характерная особенность этиленгликолевой жидкости заключается в сложной зависимости температуры замерзания от содержания этиленгликоля. Самую низкую температуру замерзания минус 75 °С имеет жидкость, содержащая 67 % этиленгликоля. При меньшем и большем содержании температура замерзания более высокая. Традиционно состав жидкости, а следовательно температуру её замерзания оценивают, ориентируясь на её плотность, имея в виду, что плотность этиленгликоля 1,109-1,118 г/см3. Следует помнить, что на плотность жидкости значительное влияние оказывает состав входящих в неё присадок. Поэтому жидкости различных производителей при одинаковой концентрации этиленгликоля и рассчитанные на одну и ту же температуру замерзания могут по плотности значительно отличаться.

Для более точной оценки удельного содержания этиленгликоля в охлаждающей жидкости рекомендуется использовать рефрактометр.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Антифризы на основе этиленгликоля ядовиты, поэтому при обращении с ними следует соблюдать меры предосторожности.

Источник

Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения

Техническое обслуживание системы охлаждения

При техническом обслуживании системы охлаждения проверяется заправка охлаждающей жидкостью, отсутствие подтеканий, проверяется и регулируется натяжение приводных ремней вентилятора, проверяются крепление радиатора, работа жалюзи, вентилятор, водяной насос, работа термостата и паровоздушного клапана, периодически удаляется из системы накипь и шлам.

Система охлаждения двигателей заполняется низкозамерзающей жидкостью, а летом может заправляться водой, система двигателя КамАЗ-740 заполняется только низкозамерзающей жидкостью «ТОСОЛ-А-40М» или «ТОСОЛ-А-65М».

При ЕТО проверяется уровень жидкости в системе, плотность соединений, нет ли подтеканий жидкости.

При ТО-1 кроме работ, предусмотренных ЕТО, проверяются крепления лопастей и кронштейна вентилятора, водяного насоса, радиатора и его облицовки, крепление и работа жалюзи, смазываются подшипники вентилятора и водяного насоса.

При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам проверяются работа термостата и паровоздушного клапана пробки радиатора, крепление распределительного бачка.

При СО промывается система охлаждения двигателя. При подготовке к зимнему периоду эксплуатации проверяется работа предпускового подогревателя и отопителя кабины.

Основными неисправностями системы охлаждения являются перегрев или переохлаждение двигателя, течь охлаждающей жидкости.

Перегрев двигателя возможен вследствие недостаточного количества охлаждающей жидкости в системе, пробуксовки или обрыва приводных ремней вентилятора и водяного насоса, заедания термостата или жалюзи радиатора в закрытом положении, отложения на стенках рубашки охлаждения большого слоя накипи.

Переохлаждение двигателя может произойти в том случае, если термостат или жалюзи полностью не закрываются, отсутствует утеплительный чехол в зимнее время.

Течь охлаждающей жидкости возможна в результате повреждения уплотнительных прокладок, ослабления затяжки болтов или гаек крепления головки блока, хомутов крепления шлангов, износа сальников, повреждения радиатора.

Уровень жидкости в системе должен постоянно проверяться и при необходимости доводиться до нормы, иначе нарушится циркуляция жидкости в системе и двигатель начнет перегреваться. Вода в радиатор заливается до обреза пароотводящей трубки, а низкозамерзающая жидкость (антифриз) — на 5-7 см ниже, так как при нагревании она увеличивается в объеме.

«ТОСОЛ-А-40М, А-65М» заливается в расширительный бачек до уровня специальных меток.

Натяжение ремня вентилятора проверяют с помощью линейки или специального приспособления (рисунок 24.2). При нажатии на ремень с усилием 3-4 кгс (30-40 Н) его прогиб должен быть 10-20 мм. На большинстве двигателей натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или натяжного ролика.

1 – шкив коленчатого вала; 2 – гайка; 3 – планка; 4 – шкив генератора; 5 – шкив компрессора; 6 – болт; 7 – шкив вентилятора и водяного насоса; 8 – ремень привода вентилятора и насоса гидроусилителя; 9 – шкала для замера усилия; 10 – шкала для замера прогиба ремня; 11 – планка приспособления; 12 – шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; 13 – кронштейн насоса гидроусилителя; 14 – болты кронштейна

Рисунок 24.2 — Проверка натяжения ремней приводов двигателя

Для проверки работы термостата его снимают с двигателя и опускают в сосуд с водой, который нагревают, замеряя температуру начала и полного открытия клапана термостата. Начинает открываться клапан у исправного термостата при 68-72 °С. Полное открытие клапана наступает при 81-85 °С.

Работу термостата можно проверить на ощупь. Верхний бачок радиатора должен начинать нагреваться лишь при температуре воды в системе охлаждения около 70 °С и выше (с момента начала открытия клапана термостата). Неисправный термостат заменяется.

Для удаления из системы охлаждения накипи, продуктов коррозии и шлама ее промывают различными растворами, смесями или водой. Если отложения накипи незначительные, рекомендуется промывать систему струей чистой воды; при этом радиатор и рубашку охлаждения блока двигателя промывают раздельно в направлении, обратном нормальной циркуляции жидкости в системе. Для предохранения радиатора от повреждений давление воды при его промывке должно быть не более 1 кгс/см2 (100 кПа).

Если отложения накипи большие и двигатель перегревается, то применяются растворы и смеси, которые разрушают накипь, состоящую из нерастворимых солей. Систему охлаждения бензиновых двигателей, имеющих блоки или головки из алюминиевых сплавов, нельзя промывать щелочными или кислотными растворами. Для них рекомендуется использовать насыщенный раствор тринатрийфосфата (100 г тринатрийфосфата на 1 л воды), который заливают в систему из расчета 50-100 см3 раствора на 10 л воды на два-три дня. После слива раствора через нижний шланг тщательно промывают раздельно радиатор и рубашку охлаждения чистой водой.

Для промывки системы охлаждения двигателя автомобилей УАЗ применяется раствор хромпика (4-8 г на 1 л воды). Раствор заливают в систему, и двигатель работает на нем месяц. Затем раствор сливают и систему промывают горячей водой. Необходимо иметь в виду, что раствор с концентрацией хромпика менее 3 г на 1 л воды обладает повышенной коррозионной агрессивностью.

Хромпик ядовит, поэтому раствор приготавливается в противогазе и резиновых перчатках.

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 29173; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Узнать еще:

Проверка состояния системы

Если говорить о проверке технического состояния данной системы, то она заключается в том, что нужно определить качество ее герметичности и тепловой баланс. Сделать вывод о герметичности можно после того как будет проведен полный осмотр всех механических частей.

Что касается теплового баланса, то сделать выводы о его нормальной работе можно исходя из таких факторов, как скорость прогрева двигателя, а также поддержание номинальной рабочей температуры во время эксплуатации ДВС. Ремонт системы охлаждения не требуется, если обеспечена полная герметичность, а температура двигателя находится в пределах от 80 до 95 градусов по Цельсию при скорости автомобиля в 80-90 км/ч.

ПОДРОБНОСТИ: Замена масла в Фольксваген Гольф 5. Меняем масло Volkswagen Golf 5 своими руками

Иногда случается и так, что подтекание тосола или антифриза может произойти из-за того, что недостаточно плотно соединены шланги данной системы со штуцерами и патрубками, износились сальниковые уплотнения, появились трещины в бачках и т. д.

Есть хороший способ, который может помочь проверить общее состояние жидкостной системы охлаждения, а также выяснить — есть ли утечка вещества. Для этого успешно использует метод с применением давления. Для этого нужно в горловину радиатора или же бачка подать небольшое количество воздуха под давлением.

Если в каких-либо местах есть неплотные соединения, то через них начнет вытекать жидкость. Иногда случается так, что утечка происходит, однако герметичность системы проверена и она в порядке. В таком случае обычно проблема кроется в неверной работе клапана радиатора.

Если это произошло, то важно проверить состояние этой детали, а также нужно измерить давление, необходимо для его открытия. Нормальный показатель всегда указан в техническом паспорте на машину. Если наблюдается отклонение параметра, то требуется проводить ремонт радиатора охлаждения.

Пайка радиатора и воздушное охлаждение

Есть способ, который может помочь устранить микротрещины и отверстия. Пайка радиаторов охлаждения считается одним из лучших способов ремонта. Проводить такую работу можно даже своими руками. При пайке очень важно, чтобы припой максимально плотно прилегал к металлической основе радиатора. Например, чтобы успешно провести пайку радиатора охлаждения из латуни, потребуется следующее оборудование:

  • электрический паяльник с достаточно большой мощностью;
  • кислота для работы;
  • припой с основой из олова;
  • приспособления, при помощи которых можно будет провести механическую чистку поверхности перед началом работ.

Все нужные места придется очистить до металлического блеска. После этого нужно приступить к обработке поверхности флюсом (кислотой). Паяльник нужно хорошо залужить и хорошо прогреть место пайки. После этого припой равномерно распределяется по поверхности так, чтобы он заполнил все трещины. Так проводится ремонт при помощи пайки.

Отдельно стоит сказать о воздушной системе охлаждения двигателя. Рассматривать ее ремонт не имеет смысла, так как на автомобилях она не устанавливается. Есть несколько причин, почему это так. Во-первых, нет возможности регулировать температурный режим, во-вторых, во время остановки автомобиля с включенным двигателем встречный поток воздуха уменьшался бы, что приводило к быстро перегреву, отсутствие возможности обогрева салона. Все это привело к исключению установки воздушной системы охлаждения.

Что касается стоимости ремонта системы охлаждения, то она, конечно же, сильно зависит от марки автомобиля и от серьезности проблемы. Чаще всего самые дешевые процедуры — это диагностика и замена датчика температуры (примерно по 500 рублей). Наиболее дорогой считается операция замена радиатора, особенно если приходится снимать торпеду в салоне. Минимальная стоимость — 6500 рублей.

Электролиз алюминиевых частей

Стоит рассмотреть такую проблему, как электролиз, которая возникает в том случае, если радиатор у авто изготовлен из алюминия, а также система имеет температурный датчик для включения вентилятора. Сам по себе электролиз — это реакция разложения химических веществ, которая происходит в том случае, когда сквозь них проходит электрический ток.

Есть несколько признаков, которые свидетельствуют о появлении данной проблемы:

  • происходит засорение трубопровода радиатора;
  • вокруг негерметичных мест появляется налет белого цвета;
  • возле термовключателя для вентилятора появляется налет зеленого цвета.

Если появляются данные недостатки, то нужно обязательно проверить все электрические соединения приборов, имеющихся в системе. Если этого не сделать, то через некоторое время придется заниматься ремонтом радиатора охлаждения, так как он выйдет из строя.

Ремонт снятой детали

После того, как нужная часть машина была снята, можно воспользоваться той же процедурой, которая была описана ранее, чтобы найти место утечки. Можно пойти по другому пути и поместить радиатор в ванну, заполненную водой. Пузырьки воздуха укажут на место пробоя.

Однако тут нужно знать очень важную вещь. Без охлаждающей жидкости внутри радиатор на открытом воздухе не должен храниться более двух дней, иначе появится большой риск распространения коррозии. Чтобы этого избежать можно все отверстия закрыть пробками или же заполнить его охлаждающей жидкостью, которая была слита ранее.

Если после снятия элемента было обнаружено, что он покрыт накипью или маслом, а снаружи есть ржавчина, то его нужно продуть сжатым воздухом. Кроме этого, его можно промывать водой, а воздушные каналы можно очищать деревянными шпильками, но очень аккуратно.

ПОДРОБНОСТИ: Что значит лампочка аккумулятора двигателя масла и другие индикаторы приборной панели авто

Чтобы устранить пробоины в радиаторе, из которых вытекает вещество, пользуются эпоксидным клеем. Важно помнить, что он ядовит, а потом нужно озаботиться средствами защиты. Наносить его можно шпателем, а поверх нанесенного слоя нужно постелить полоску ткани, которая тоже будет пропитана этим составом. Чтобы было намного удобнее укладывать ткань, пользуются пинцетом.

Проблема с герметичностью радиатора

Иногда случается так, что происходит утечка жидкости, но все уплотнительные кольца, соединения и прочие элементы закреплены надежно. В таком случае нужно проверять сам радиатор. Ремонт системы охлаждения автомобиля в данном случае заключается в выявлении места утечки и его устранении.

Чтобы выявить место утечки, нужно заполнить радиатор водой, закрыть все трубки специальными заглушками, после чего через открытый патрубок подается воздух под давлением в 1 кгс/см. В том месте, где появится вода и есть утечка жидкости. Довольно часто случается так, что доступ к радиатору сильно ограничен, и провести проверку достаточно сложно. Для решения этой проблемы придется снять деталь с автомобиля.

  • Для начала с радиатора и двигателя полностью сливается охлаждающая жидкость в какую-либо емкость.
  • Далее необходимо отсоединить все электрические провода, которые идут как к вентилятору, так и к датчику его включения.
  • После этого отключаются все оставшиеся шланги от радиатора и от расширительного бачка.
  • Дальше следует достаточно сложный этап, на котором нужно снять направляющие кожуха. Всего их четыре — это верхний, нижний, правый и левый. Чтобы снять верхнее крепление, нужно вывести радиатор из специальных пазов, для отделения от правого зажима нужно отсоединить его от трех креплений, с левой стороны еще от двух. Нижний же кожух крепится непосредственно к радиатору при помощи трех болтов, которые придется открутить.
  • После этого в радиаторе нужно удалить электрический вентилятор, не отсоединяя его от самого кожуха.
  • К этому времени радиатор будет удерживаться лишь болтами, которые прикручиваются к нижнему кронштейну, их нужно открутить и снять деталь.
  • Последний этап — это съем расширительного бачка, для чего нужно открутить еще один болт.

Неисправности радиатора и бачка, как их устранить

Возможные неисправности радиатора охлаждения:

  • механические повреждения на бачках, которые выражаются в виде трещин, вмятин или пробоин;
  • могут трескаться или ломаться пластинки каркаса;
  • если радиатор подвергался пайке, то в эти местах могут быть утечки жидкости;
  • могут быть повреждены охлаждающие пластины или трубки;
  • может происходить засорение системы из-за появления накипи или налипания насекомых.

Ремонт системы охлаждения авто в случае с появлением накипи или загрязнения радиатора начинается с того, что нужно при помощи специальной установки и подогретой моющей жидкости до температуры в 70-85 градусов по Цельсию почистить систему. Промывка же осуществляется обычной водой.

Что касается ремонта бочков, то тут все несколько сложнее. Например, если на латунном бачке появилась вмятина, то устранить ее можно при помощи киянки. Предварительно нужно уложить деталь на деревянную подкладку. Если есть трещины, но они не слишком большие по размерам, то их можно просто залить припоем.

ПОДРОБНОСТИ: Защита картера двигателя и КПП — какая лучше

Если есть повреждения у верхнего или же нижнего расширительного элемента системы, то их обычно восстанавливают, устанавливая заплаты. Чтобы установить заплату в систему охлаждения ДВС нужно очистить как место повреждения, так и заплату, их лудят, а после этого припаивают друг к другу.

Иногда случается так, что повреждения имеются на трубках и установить заплату нет возможности. В таких случаях проблема может быть устранена путем запаивания ее с обоих концов. Однако таким образом, разрешается запаять всего три штуки для одного радиатора.

Источник

Читайте также:  Ремонт рулевой рейки технология
Оцените статью