Ремонт и техническое обслуживание ВАЗ 21099 (Самара)
Модель ВАЗ-21099 Спутник / Samara Forma — это четырехдверный седан Волжского автозавода.
Модель ВАЗ 21099 выпускается с 1990 года. «Девяносто девятая» — это, в сущности, «девятка» с четырехдверным кузовом седан. Завершающая модель семейства «самар» отличалась от своих старших сестер габаритной длиной, которая за счет увеличения заднего свеса увеличилась на 200 мм по отношению к другим автомобилям семейства. У этой модели оригинальная облицовка радиатора, капот и передние крылья были выполнены без пластиковой «маски», а салон отличался новой панелью (народное название «высокая») с тахометром в комбинации приборов. Впоследствии эти решения перешли на все семейство «Самара». До выпуска автомобилей семейства ЛАДА 110 эта модель была наиболее престижной и популярной. Достоинства и преимущества автомобилей ВАЗ-21099, как и всех моделей семейства «Самара»: высокие скоростные качества, хорошая управляемость и устойчивость на различных типах дорог. Дополнительные преимущества дает 3-объемный кузов с просторным багажником.
ВАЗ 21099 — переднеприводной седан с бензиновым двигателем объемом 1,5 литра и 5-скоростной механической коробкой передач. Модель ВАЗ-21099i с экономичным 1,5 литровым двигателем с распределенным впрыском топлива(инжектор), удовлетворяющим международным нормам по токсичности системы выпуска отработавших газов. Оснащение панели включает в себя оригинальную комбинацию приборов, переключатели с подсветкой, обеспечивающие электроуправление стеклоподъемниками и блокировкой дверей. Бортовая система контроля оповещает водителя о работоспособности отдельных узлов автомобиля. В комплекте с новой панелью применяется рулевая колонка с регулируемым углом наклона. Более удобную посадку водителя и пассажиров обеспечит использование нового материала набивок сидений и регулировка точек крепления ремней безопасности по высоте. Установка противотуманных фар оптимизирует светотехнические характеристики автомобиля в ненастную погоду. ВАЗ-21099 сохраняет достоинства независимо от внешних обстоятельств. Позитивно откликаясь на ужесточение экологических требований, и стремясь к повышению комфорта для своих потенциальных обладателей, завод устанавливает на ВАЗ-21099 более экономичный двигатель с распределенным впрыском топлива, удовлетворяющий международным нормам по токсичности системы выпуска отработавших газов с нейтрализатором.
С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объемом 1,3л (ВАЗ-210993) и 1,5л (ВАЗ-21099). Предусмотрены следующие варианты исполнения для автомобилей с карбюраторными двигателями — «стандарт» (ВАЗ-21099-00), «норма» (ВАЗ-210992-01) и «люкс» (ВАЗ-21099-02), для автомобилей с распределенным впрыском топлива — «стандарт» (ВАЗ-21099-20), «норма» (ВАЗ-210992-21) и «люкс» (ВАЗ-21099-22).
В настоящее время ВАЗ-21099 все еще считается одной из самых престижных отечественных моделей и по-прежнему высоко котируется на рынке как самый удобный и теперь уже привычный и практичный автомобиль. Достаточно сказать, что на этом, в принципе, городском седане все же можно регулярно выезжать на дачу. Уже изначально высокая для отечественной малолитражной машины цена ВАЗ-21099 намекает на то, что автомобиль не предназначен для перевозки товара на рынок. Зато для представителей «среднего класса» (тем более пострадавших от кризиса) «девяносто девятая» — просто отличный вариант. Автомобиль достаточно представителен, универсален (спинка заднего сиденья пусть и не по частям, но откидывается, позволяя перевозить длинномерные грузы). В меру приличные отечественные обивочные материалы, доступные для завода, не отпугивают «нашего» потребителя своим несовершенством.
Однако, учитывая ранг модели, приготовьтесь переплатить! Если это «Спутник» ВАЗ-21099 — заплатите чуть меньше, если это реэкспортная Samara Forma — чуть больше. Если продавец молодой, а его «тачка» облеплена наклейками и начинена «игрушками», словно витрина мини-маркета, то лучше оценить не столько возраст и износ машины, сколько ее возможное криминальное прошлое (модель долго лидировала внутри страны по «угоняемости»). Встречающиеся на рынке реэкспортные «Самары» должны быть оборудованы каталитическим нейтрализатором отработавших газов (берегитесь этилированного бензина!), установку которого ведут с 1993 года. Среди всех версий двигателей наиболее предпочтительным будет стандартный 1,5-литровый 70-сильный карбюраторный, ремонт которого автосервисы, слава Богу, все-таки освоили. Однако все еще большой популярностью в силу распространенности на ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 пользуется 1,3-литровый 64-сильный карбюраторный двигатель (единственным его существенным недостатком является опасность погнуть клапаны при обрыве ремня привода распредвала). Относительно целесообразности новомодной системы впрыска топлива и ее ремонта все же пока остаются сомнения по причине некоторой дороговизны и ненадежности электронного блока, который этим впрыском и управляет. Хотя, надо признать, распространенность запчастей к системе впрыска (по крайней мере, в столице), а также возможности для ее ремонта неуклонно растут. Преимущества же впрыска по сравнению с карбюратором — стабильность работы, экономичность и экологичность — очевидны. Тем более что в последнее время на внутренний рынок идет все больше машин с «адаптированной» системой впрыска без нейтрализатора, что позволяет эксплуатировать ее на этилированном бензине.
«Острое» рулевое управление, столь характерное для всех автомобилей первого переднеприводного поколения ВАЗа (также именуемых «зубило»), на «девяносто девятой» несколько размыто большей валкостью удлиненного седана в виражах. Жесткая подвеска не хуже и не лучше, чем у многих иномарок. Поэтому комфорт при езде не самое лучшее, что есть в этой машине. Впрочем, сиденья мягкие, потолок — тоже, а все остальное выполнено из резины и пенополиуретана, так что этот седан среди всех соотечественников еще и безопасен внутри.
Как противоположность ВАЗ-21099, для использования в утилитарных целях можно рассматривать пятиместный пятидверный ВАЗ-2109Ф «Челнок», изначально предназначенный для перевозки мелких партий грузов . Однако вследствие невысокой грузоподъемности (два человека и 300 кг груза) машина великолепно подходит в качестве выездного семейного автомобиля на дачу. Автомобиль изготовлен на базе хэтчбека, поэтому список стандартного оборудования почти ничем не отличается от ВАЗ-2109 и ВАЗ-21093. Высота по крыше пластикового верха составляет 1900 мм. Вкупе с передним приводом, позволяющим хорошо «держать» дорогу, этот автомобиль по потребительским качествам стоит на голову выше фургонов ИЖ-2715.
Это руководство по ремонту, обслуживанию и эксплуатации автомобилей семейства ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 будет вашим верным другом и надежным помощником в таком непростом занятии, как самостоятельный ремонт автомобиля. На страницах сайта каждая операция проиллюстрирована фотографией, сопровождается необходимыми комментариями и советами, позволяющими произвести ремонт автомобиля грамотно, качественно, быстро и с минимальным риском повреждения деталей. Инструмент можно увидеть только тот, который есть у любого уважающего себя умельца или который можно купить в ближайшем магазине автозапчастей. Устройство и работа агрегатов автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 подробно описаны для того, чтобы лучше представлять условия их правильной эксплуатации и ремонта. В руководстве по ремонту, обслуживанию и эксплуатации автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 вы найдете таблицу диагностики, которая поможет определить неисправность автомобиля и способ ее устранения. В руководстве по эксплуатации доступно изложено описание работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 на базе готовых запасных частей в условиях гаражной мастерской. Все рабочие операции сопровождаются фотографиями и подробными комментариями, что позволяет экономить время, силы и средства, а также свести к минимуму риск повреждения деталей автомобиля. Для автомехаников, а также для автомобилистов, занимающихся самостоятельным обслуживанием и ремонтом автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.
Раздел 1. Устройство автомобиля Общие сведения об автомобилях Общий вид автомобиля ваз 2108 Общий вид автомобиля ваз 2109 Общий вид автомобиля ваз 21099 Органы управления Ключи автомобиля Паспортные данные автомобиля
Раздел 2. Рекомендации по эксплуатации автомобиля Что необходимо иметь в автомобиле При повседневной эксплуатации Отправляясь в дальний путь Правила техники безопасности и рекомендации Правила техники безопасности Рекомендации по эксплуатации Подготовка автомобиля к выезду Проверка колес Проверка уровня и доливка охлаждающей жидкости Проверка уровня и доливка масла в систему смазки Проверка уровня и доливка жидкости в бачок омывателя Проверка уровня и доливка масла в коробку передач Проверка уровня и доливка тормозной жидкости
Раздел 3. Неисправности автомобиля в пути Двигатель не заводится Двигатель холодный Двигатель теплый или горячий Неисправности системы пуска Проверка системы зажигания Проверка системы питания карбюраторного двигателя Неисправности системы впрыска топлива Диагностика Считывание кодов Стирание кодов Датчики системы впрыска Пропал холостой ход Перебои в работе двигателя Диагностика состояния двигателя по внешнему виду свечей зажигания Автомобиль движется рывками Рывок в момент начала движения Рывки при разгоне Рывки при установившемся движении Автомобиль плохо разгоняется Регулировка привода сцепления Двигатель заглох во время движения Упало давление масла Проверка системы смазки Перегрев двигателя Проверка системы охлаждения Аккумуляторная батарея не подзаряжается Проверка электрооборудования Проверка регулятора напряжения Неисправности электрооборудования Монтажные блоки Цепи, защищаемые плавкими предохранителями, и специализированные реле Типы и расположение ламп Электросхемы Появились посторонние стуки Стуки в двигателе Стуки в подвеске и трансмиссии Вибрация и удары на рулевом колесе Проблемы с тормозами Прокачка тормозной системы Проверка тормозной системы Прокол колеса Замена колеса
Раздел 4. Бензиновые двигатели ваз 2108, ваз 2111-80 Особенности конструкции Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения Полезные советы Замена охлаждающей жидкости Замена масла в двигателе и масляного фильтра Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия Расположение меток ВМТ Замена ремня привода распределительного вала и регулировка его натяжения Замена натяжного ролика Снятие, установка и дефектовка маховика Замена прокладки головки блока цилиндров Замена прокладки масляного картера двигателя Замена маслосъемных колпачков Замена сальников коленчатого вала Передний сальник Задний сальник Замена сальника распределительного вала Головка блока цилиндров Ремонт Притирка клапанов Регулировка зазоров в приводе клапанов Снятие и установка двигателя Снятие двигателя Установка двигателя Ремонт двигателя Разборка Дефектовка Сборка двигателя Система смазки Снятие и установка масляного насоса Ремонт масляного насоса Промывка деталей системы вентиляции картера Система охлаждения Замена радиатора системы охлаждения Замена водяного насоса Снятие и установка термостата Система выпуска отработавших газов Замена глушителя Замена резонатора Замена каталитического нейтрализатора Замена приемной трубы Система питания Снятие, установка и дефектовка топливного бака Снятие и установка воздушного фильтра Проверка топливного насоса Снятие и установка топливного насоса Ремонт топливного насоса Замена фильтра тонкой очистки и клапана обратного слива топлива Снятие и установка карбюратора Ремонт карбюратора Регулировка карбюратора
Раздел 5. Трансмиссия Сцепление Особенности конструкции Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения Полезные советы Ремонт сцепления Замена подшипника выключения сцепления Замена вилки выключения сцепления Замена троса привода выключения сцепления Замена втулок оси педали сцепления Регулировка привода выключения сцепления Коробка передач Особенности конструкции Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения Полезные советы Снятие и установка коробки передач Разборка коробки передач и дефектовка деталей коробки передач Ремонт вторичного вала Ремонт первичного вала Ремонт синхронизатора Ремонт дифференциала Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала Ремонт механизма выбора передач Замена сальников коробки передач Ремонт рычага переключения передач Регулировка привода управления механизмом переключения передач Приводы передних колес Особенности устройства Возможные неисправности привода передних колес, их причины и способы устранения Снятие и установка приводов передних колес Замена шарниров равных угловых скоростей (ШРУС)
Раздел 6. Ходовая часть Передняя подвеска Особенности конструкции Проверка технического состояния деталей подвески на автомобиле Возможные неисправности передней подвески, их причины и способы устранения Снятие и установка телескопической стойки Ремонт телескопической стойки Замена шаровой опоры Замена рычага передней подвески Замена растяжки Замена деталей стабилизатора поперечной устойчивости Замена подшипника ступицы Задняя подвеска Особенности конструкции Замена амортизатора и пружины подвески Возможные неисправности задней подвески, их причины и способы устранения Замена подшипника ступицы Замена балки задней подвески Проверка и регулировка углов установки колес развал, схождение
Раздел 7. Рулевое управление Особенности конструкции Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле Рулевая колонка Снятие и установка рулевого колеса Снятие, установка и разборка рулевой колонки Рулевая трапеция Замена рулевой тяги, наружного наконечника рулевой тяги и защитного чехла шарового шарнира Рулевой механизм Снятие и установка рулевого механизма Проверка зазора между упором рейки и гайкой упора Ремонт рулевого механизма
Раздел 8. Тормозная система Особенности конструкции Полезные советы Возможные неисправности тормозной системы, их причины и способы устранения Вакуумный усилитель Проверка работы обратного клапана Замена вакуумного усилителя Главный тормозной цилиндр Снятие и установка Ремонт главного тормозного цилиндра Регулятор давления Замена регулятора давления Регулировка привода регулятора давления Проверка трубопроводов и соединений Замена тормозных шлангов Прокачка тормозной системы Замена тормозной жидкости Тормозные механизмы передних колес Замена тормозных колодок Замена тормозного диска
Раздел 9. Электрооборудование Монтажный блок Расположение предохранителей и реле Снятие и установка монтажного блока Ремонт монтажного блока Генератор Особенности инструкции Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения Проверка натяжения ремня привода генератора Замена и регулировка натяжения ремня привода генератора 37.3701 Замена и регулировка натяжения ремня привода генератора 94.3701 Снятие и установка генератора 37.3701 Снятие и установка генератора 94.3701 Замена шкива генератора 37.3701 Замена шкива генератора 94.3701 Ремонт генератора 37.3701 Ремонт генератора 94.3701 Стартер Особенности конструкции Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения Снятие и установка стартера Ремонт стартера Замок зажигания Проверка Снятие и установка Замена контактной группы Проверка и замена свечей зажигания Бесконтактная система зажигания Особенности устройства Возможные неисправности бесконтактной системы зажигания, их причины и способы устранения Установка момента зажигания Снятие и установка распределителя зажигания Проверка датчика Холла Ремонт распределителя зажигания Замена катушки зажигания Проверка катушки зажигания Проверка и замена коммутатора Освещение, световая и звуковая сигнализация Особенности конструкции Возможные неисправности освещения и световой сигнализации, их причины и способы устранения Полезные советы Замена ламп Регулировка света фар Замена блок фары Замена бокового повторителя указателя поворота Замена заднего фонаря Замена плафона освещения салона Замена плафона направленного света Проверка и замена подрулевых переключателей Регулировка и замена звукового сигнала Стеклоочистители Особенности конструкции Снятие, ремонт и установка стеклоочистителя ветрового стекла Снятие, ремонт и установка стеклоочистителя двери задка Электродвигатель отопителя Особенности конструкции Снятие и установка вентилятора отопителя Разборка вентилятора и ремонт электродвигателя Замена дополнительного резистора отопителя Обогрев стекла двери задка ваз 2108, ваз 2109, заднего стелка ваз 21099 Комбинация приборов Особенности конструкции Возможные неисправности контрольных приборов, их причины и способы устранения Снятие и разборка комбинации приборов Методика поиска неисправностей приборов Проверка приборов Проверка датчиков контрольных приборов Проверка блока управления электромагнитным клапаном карбюратора Особенности электрооборудования автомобиля ваз 21093 Противотуманные фары Электростеклоподъемники передних дверей Система блокировки замков дверей Маршрутный компьютер
Раздел 10. Кузов Особенности конструкции Возможные неисправности кузова, их причины и способы устранения Замена бамперов Передний бампер Задний бампер Снятие и установка облицовки радиатора Снятие и установка переднего крыла Капот Снятие и установка капота Регулировка положения капота Регулировка замка капота Дверь задка автомобилей ваз 2108 и ваз 2109 Снятие и установка двери задка Замена замка двери задка Крышка багажника автомобиля ваз 21099 Снятие и установка Замена и регулировка замка крышки багажника Боковые двери Снятие и установка обивки Замена стекла и стеклоподъемника передней двери Замена стекла и стеклоподъемника задней двери автомобиля ваз 21099 Ремонт замков дверей Снятие и установка дверей Сиденья Снятие и установка переднего сиденья Снятие и установка заднего сиденья Ремни безопасности Замена переднего ремня Замена заднего ремня автомобиля с кузовом типа хэтчбек Замена заднего ремня автомобиля ваз 21099 Зеркала заднего вида Замена внутреннего зеркала заднего вида Замена наружного зеркала заднего вида Ремонт неподвижного остекления кузова Замена ветрового стекла, двери задка, стекол боковин и задка кузова Приклейка кронштейна крепления внутреннего зеркала заднего вида Панель приборов Снятие и установка «низкой» панели приборов Снятие и установка «высокой» панели приборов Отопитель Снятие и установка радиатора отопителя Снятие и установка отопителя Уход за кузовом Полировка лакокрасочного покрытия Смазка кузова Антикоррозионная защита кузова Подготовка и антикоррозионная обработка скрытых полостей Восстановление антикоррозионного и противошумного покрытия низа кузова и арок колес Герметизация кузова
Раздел 11. Особенности автомобилей ваз 21083-20 и ваз 21093-20, оснащенных системой впрыска топлива Комплексная система управления двигателем (система впрыска топлива) Особенности конструкции Система зажигания Система улавливания паров топлива Работа системы впрыска топлива Диагностика Контроллер (блок управления) Датчики Замена модуля зажигания Система питания Воздушный фильтр Дроссельный патрубок Система подачи топлива Система улавливания паров топлива Особенности ремонта двигателя с системой впрыска топлива Снятие и установка силового агрегата Разборка и сборка двигателя Блок цилиндров Шатунно-поршневая группа
Раздел 16. Зимняя эксплуатация автомобиля Как подготовить автомобиль к зиме Рекомендации по пуску двигателя в сильный мороз Что полезно купить к зиме Полезные зимние советы