Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
Профессия техник по техническому обслуживанию и ремонту
автомобильного транспорта
Традиционно эта специальность всегда интересовала и привлекала молодежь, особенно парней, поскольку современный автомобиль является воплощением всех достижений науки и техники на данном этапе развития человеческой цивилизации.
Любой мальчишка с детства любуется колесными средствами передвижения, и пытается понять, как они устроены и в чем тайна управления этими стальными «чудо-конями», способными переносить пассажиров и грузы на большие расстояния быстро и комфортно.
Средние профессиональные учебные заведения, обучающие студентов профессии «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» готовит специалистов-техников и механиков для предприятий и организаций, использующих в производственной деятельности автомобильный транспорт и для предприятий различного автосервиса.
Выпускники таких ССУЗов трудоустраиваются в предприятия, организации и учреждения разных форм собственности на технические и руководящие должности, связанные с эксплуатацией и техническим обслуживанием автомобилей (грузовых, легковых, пассажирских), а также техники на базе автомобилей и прицепных автотранспортных средств.
Кроме того, выпускники могут быть востребованы в таких сферах, как конструкторская и технологическая деятельность на транспорте, обучение вождению автомобилей, в органах транспортного учета и т. п.
Хорошее знание техники и основ процессов перевозки грузов и пассажиров позволяют организовать самостоятельный бизнес и заниматься индивидуальным предпринимательством в сфере обслуживания и ремонта автомобилей и в автоперевозках.
При желании, выпускники отделения могут продолжить изучение специальностей, связанных с эксплуатацией и ремонтом автомобильного транспорта в высших учебных заведениях России.
Во время учебы студенты принимают активное участие в различных конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, где могут оценить собственные достижения в изучении профессии в сравнении с однокурсниками своего учебного заведения, а также других учебных заведений региона и страны.
Форма обучения данной специальности может быть очной и заочной.
По окончании учебного заведения выпускники, обучавшиеся специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» получают квалификацию «Техник».
Срок обучения на базе девяти классов — три — четыре учебных года.
Одновременно с дипломом об окончании техникума по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» выпускники получают рабочую профессию водителя автомобиля (водительское удостоверение).
Требования к специалистам и характеристика специальности
Техник по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта — это руководитель среднего звена управления производством или специалист по эксплуатации технологического оборудования. Он может работать бригадиром, начальником участка на предприятии, а может и работать индивидуально по техническому обслуживанию автомобилей или спецтехники.
Востребованы специалисты этого профиля и в государственных структурах, например, в инспекции по безопасности дорожного движения. Возможно основание собственного бизнеса в сфере автосервиса (эта сфера приносит стабильные достойные доходы), однако для этого умения ремонтировать машины недостаточно, требуются знания в области управления, экономики, юриспруденции, поскольку конкуренция в этой сфере общественно-производственной деятельности достаточно велика.
В процессе освоения профессии студенты изучают:
- классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;
- технологию обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;
- основные положения действующей нормативной документации;
- основы организации деятельности предприятия и управления им;
- основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- основы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.
Во время прохождения учебных и производственных практик в мастерских учебного заведения и на передовых автотранспортных предприятиях студенты получают навыки и обретают умения:
- разработки технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей;
- расчета основных технико-экономических показателей деятельности участка;
- оценки эффективности производственной деятельности;
- технического контроля эксплуатируемого транспорта;
- формулирования задач и нахождения способов их решения в рамках профессиональной компетенции;
- осуществления самостоятельного поиска необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современные информационные технологии;
- анализа и оценки состояния техники безопасности на производственном участке;
- управления автомобилем.
Важные качества для успешной профессиональной деятельности в качестве техника:
- физическая выносливость и сила;
- хорошее зрение и глазомер;
- подвижность, хорошая координация и точность движений кистей и пальцев рук;
- тонкая мышечная и слуховая чувствительность;
- хорошая образная и оперативная память;
- технический интеллект;
- наблюдательность;
- терпение;
- быстрая реакция на аварийные сигналы;
- дисциплинированность;
- ответственность.
Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», подготовлен к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям направления подготовки «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Сельскохозяйственные машины и оборудование» в сокращенные сроки.
По родственным специальностям ВУЗы принимают выпускников средних профессиональных образовательных учреждений по результатам собеседования.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Каменский агротехнический техникум» проводит обучение водителей по программе
«Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом» .
Дополнительную информацию можно получить по телефонам: (38584) 3-62-63, 3-56-29.
Адрес техникума: 658710, Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Терешковой, д. 21
Источник
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.
Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
- первое техническое обслуживание (ТО-1)
- второе техническое обслуживание (ТО-2)
- ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)
Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.
При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.
Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.
Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.
Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.
Категория условий эксплуатации | Характеристика условий эксплуатации | ТО-1 | ТО-2 |
Периодичность, км | |||
1 (легкие) | Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии | 1600-1800 | 8000-9000 |
2 (средние) | Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения | 1300-1500 | 6500-7500 |
3 (тяжелые) | Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) | 1000-1200 | 5000-6000 |
Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов
Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.
Тип автомобиля | Основные агрегаты |
Грузовой автомобиль | Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм |
Легковой автомобиль или автобус | Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов |
Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.
Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.
Агрегаты | Базовая деталь |
Двигатель (со сцеплением) | Блок цилиндров |
Задний мост | Картер заднего моста |
Передний мост | Балка передней оси или поперечина независимой подвески |
Коробка передач | Картер коробки передач |
Рулевой механизм | Картер рулевого механизма |
Подъемный механизм | Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора |
Мощности
Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.
Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.
Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.
Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.
Источник