Техническое описание кузовного ремонта

Техническое описание кузовного ремонта

Технологический процесс кузовного ремонта в автосервисе

Технологический процесс восстановительного ремонта включает в себя такие стадии:

1. Эвакуация автомобиля. Для этого используются специальные автомобили-эвакуаторы, оснащенные необходимыми погрузочными средствами и приспособлениями, обеспечивающими удобство транспортировки аварийных автомобилей.

2. Приемка автомобиля. Заключается в определении соответствия автомобиля техническим условиям на приемку и ремонт (ГОСТ 2324-93 «Автомобили легковые. Кузова. Прием в ремонт и выдача после ремонта. Требования»). Например, автомобиль может быть в таком состоянии, когда он не подлежит восстановлению из-за полного нарушения геометрии кузова, или автомобильный кузов может быть настолько поражен коррозией, что его восстановление невозможно с технологической точки зрения.

Определение перечня и видов работ, которые необходимо выполнить при восстановлении автомобиля. К этим работам относятся: замена (снятие-установка), разборка (например передней подвески из-за нарушения геометрии арки колеса или лонжерона), определение точек нарушения геометрии кузова и их восстановление на стапеле, выполнение рихтовочных и сварочных работ по восстановлеиюо геометрии, параметров, внешнего вида и формы деталей кузова. Определение объема окрасочных работ.

Описание осуществляете я на основе технологических операций, зафиксированных в специальных руководствах по ремонту кузовов или в специальных программах, например Autodata, «Стол заказов», «Автопредприятие», других.

Определение объема дополнительных работ, перечень и объем которых не может быть установлен без разборки, и согласование их с клиентом.

Определение стоимости заказа в соответствии с трудоемкостью работ по операциям, а так же возможного дополнительного перечня работ и их стоимости.

Определение соответствия транспортного средства конструкции, например, не приварено л и там. где должно быть соединено резьбовым соединением.

Определение перечня необходимых запасных частей и их предварительной стоимости.

Оформление документов на выполнение заказа в соответствии с «Правилами оказания услуг по обслуживанию и ремонту дорожных транспортных средств и их составляющих».

Выписка дополнений к заказ-наряду и согласование его с заказчиком.

3. Разборка автомобиля. Выполняется на стандартном рабочем месте или специальном рабочем месте арматурщика (см. рис. 10.1а). Задача — подготовка автомобиля к рихтовочно-сварочным работам. Операции разборки-сборки те же,

что и при обслуживании и ремонте. Учитывая сравнительно большую продолжительность восстановительного ремонта, снятые с автомобиля детали, узлы и агрегаты должны передаваться на хранение. Разборочные работы выполняются на отдельных рабочих местах арматурщиками только при большой производственной программе. При небольшой производственной программе, как правило, разборку и сборку выполняют рихтовщики. При этом многие небольшие участки рихтовки оборудуются подъемником. При разборке и подготовке к сварочным работам современных автомобилей нужно обратить внимание на то, что электрические и электронные системы должны быть отключены, иначе они могут выйти из строя. При выполнении сварочных работ электрические провода также должны быть сняты.

4. Восстановление геометрии кузова. После разборки автомобиль устанавливается на стенд проверки и восстановления геометрии кузова. Проверка геометрии кузова выполняется с целью диагностики его состояния и определения работ по его восстановлению. Для проверки геометрии кузова используются различные измерительные системы: системы угольников, сварных шаблонов, универсальные механические и оптические системы, электронные универсальные системы измерения с механическим, оптическим или ультразвуковым принципом измерения [89]. Для восстановления геометрии кузова используются стенды, от самых простых до автороботов.

Восстановление кузова требует последовательного или параллельного выполнения таких видов ремонта: восстановление геометрии кузова, которое выполняется на стенде методом вытягивания или вдавливания, выравнивание деталей методом их правки и восстановления, замена деталей. В последнее время все большее распространение получает восстановление кузова методом склеивания.

Подготовка автомобиля к окраске. При восстановительном окрашивании металлической поверхности, несмотря на то что существуют разные системы нанесения лакокрасочных покрытий, все соответствующие технологические процессы можно представить в следующем обобщенном виде [89]:

очистка подлежащих восстановлению поверхностей; шлифование (пескоструйная обработка) поверхности; идентификация лакокрасочного покрытия восстанавливаемого кузова автомобиля; нанесение шпатлевки; шлифование зашпатлеванной поверхности;

нанесение контрольной (выявительной) краски, ее стирание и шлифование поверхности;

нанесение тонкого слоя шпатлевки шпателем или кистью; шлифование зашпатлеванной поверхности;

дополнительная антикоррозионная защита (нанесение грунтового слоя на оголенные места поверхности кузова);

нанесение грунта-порозаполнителя (тонирующего порозаполнителя);

мокрое или сухое шлифование поверхности; нанесение покровного слоя краски распылителем; нанесение прозрачного лака.

Все эти операции выполняются на рабочих местах подготовки к окраске и в окрасочной камере. Для их осуществления необходимо иметь рабочие места и специальное оборудование.

Мойка. Перед подготовкой автомобиля к окраске его необходимо помыть. Мойка должна быть тщательной. Особое внимание необходимо уделять нижней части автомобиля, более всего колесным нишам, где скапливается больше всего грязи. После мойки можно перейти к тщательному обезжириванию ремонтируемых элементов. Для этого применяются специальные препараты. Обезжиривание выполняется до начала шлифовальных работ. Обезжириватель наносится плотным слоем, его оставляют на поверхности на 5—10 секунд, удаляют сухой, чистой, хорошо впитывающей ветошью. Работают на площади 0,5— 1,0 м2. Для обезжиривания нельзя использовать нитрорастворители, ацетон, бензин.

Удаление старых материалов. Наиболее эффективным способом удаления старых материалов является механическая обработка, т. е. шлифование. Смывка химическими составами не позволяет полностью удалить их после применения. Современные шлифовальные материалы и технологии позволяют выполнить эту работу без риска, не проигрывая во времени. Обрабатываемые поверхности условно делят на несколько видов:

• поверхности, покрытые стандартным слоем покровной эмали с небольшими дефектами (вмятины, царапины);

• предварительно подвергшиеся ремонту, т. е. имеющие, помимо покровной эмал и. слой шпатлевочных масс, ремонтных грунтов;

• имеющие очаги коррозии, небольшие неровности;

• поверхности порогов и других частей автомобиля с нанесенными анти-гравийными покрытиями;

Для удаления небольших дефектов на лакокрасочных поверхностях рекомендуется воспользоваться обычной шлифовальной машинкой ротационно-вибрационного действия и твердым шлифовальным диском — до 10000 об./мин.

Эффективно удаляют слои лакокрасочного покрытия круги с уникальной структурой материала, похожего на сверхпрочный войлок, который почти не забивается частицами снимаемого покрытия. Этот материал практически не оставляют следов на металле, что позволяет исключить операцию перешлифования металла абразивами более мелких градаций во избежание усадки нанесенных впоследствии слоев грунта, шпатлевки и краски.

Особенностью работы на предварительно ремонтированных поверхностях является необходимость удаления старых слоев шпатлевочной массы. Причем делать это необходимо даже в том случае, если никаких визуальных причин для их удаления нет. Вызвана эта необходимость потерей сцепления металла с неэластичной шпатлевочной массой. Рекомендуемое оборудование для выполнения этого вида работ — угловая шлифовальная машинка. В качестве приспособления наибольшее распространение получили фибровые, или лепестковые, круги. Они применяются и в случае сквозной коррозии. Эти приспособления обеспечивают удаление очагов коррозии на больших поверхностях.

Шпатлевание. Перед шпатлеванием поверхность шлифуется зерном Р 80 или Р 150, за счет чего, во-первых, обеспечивается хорошее сцепление слоя шпатлевки с поверхностью, а во-вторых, исключается усадка шпатлевки, а значит, сквозь слои покрытий не проявятся шлифовальные риски.

После этого удаляется пыль (лучше с помощью специального пистолета) и поверхность обезжиривается. Потом наносится антикоррозионная грунтовка. Она не только защищает от коррозии, но и повышает адгезию, т. е. сцепление с поверхностью. Особенно важно нанесение антикоррозионной грунтовки на оцинкованную или алюминиевую поверхность. Технология нанесения грунта, шпатлевки и других материалов подробно излагается в специальных технологических документах фирм — производителей материалов. Она должна обеспечить устойчивость шпатлевки и окраски к усадке и сколам. Для разных видов ремонтных окрасок применяются разные шпатлевки. Они имеют неодинаковую зернистость, наполняемость, эластичность, механическую устойчивость к сколам. Есть шпатлевки стекловолокнистые, с частицами алюминия, облегченные, наполнительные, доводочные, шпатлевки с пластификатором для пластмассовых деталей. Существуют жидкие шпатлевки.

При нанесении шпатлевки важно соблюдать технологию изготовителя. Например, известны случаи закрытия малярных цехов аудиторами производителя из-за неправильного температурного режима цеха (холода в цехе).

Грунтование. После выравнивания шпатлевки наносится слой грунтовки. Цель — устранение микротрещин и повышение адгезии материала. Грунт-наполнитель исправляет неровности. Перед окраской грунтованная поверхность для ее выравнивания и создания шероховатости шлифуется. Грунты имеют разный химический состав, различается и технология их нанесения. Можно выделить антикоррозионные грунты, грунты-наполнители, специальные грунты, грунты-изоляторы. Грунты изолируют краску от нижних слоев.

Подбор цвета краски. Для того чтобы ремонтная окраска закончилась успехом, сначала необходимо точно определись цвет. Один и тот же цвет автомоби-лей, находясь в поле технологического допуска при изготовлении, может иметь оттенки уже при выходе с завода. Кроме того, цвет автомобиля подвергается изменениям при эксплуатации. Поэтому в процессе ремонтного окрашивания актуальна проблема подбора цвета, соответствующего фактическому [118]. Для решения этой проблемы производители автомобилей создают свои системы идентификации (индексирования) цветов. Каждая такая система состоит из кодов и названий цветов. Коды, как правило, помещают на табличках сданными автомобиля. Названия цветов обычно доступны в каталогах. Например, Volkswagen в багажнике на задней стенке имеет наклеенную табличку с кодом цвета IV 30, в каталоге можно прочесть его название Тomaborot [118].

Производители ремонтных красок предлагают различные образцы цветов, отображающие цвета и оттенки автомобилей определенных марок. Такие образцы служат для идентификации варианта оттенка [118]. Производители ремонтных красок создают специальные каталоги цветов и оттенков, которые сгруппированы по производителям автомобилей и по цветовым группам. Существует более 40 ООО оттенков цветов, в каталогах приведено меньшее количество — несколько тысяч образцов. Приготовление цветов красок или их оттенков осуществляется на основе рецептов, которые также приводятся производителями. Подбор цветов красок, соответствующих фактическим цветам автомобилей, производится специальными системами, включающими оборудование и программное обеспечение, что позволяет с достаточной точностью подбирать необходимые оттенки цвета. Краскоприготовительные участки, так называемая колористика, сегодня существуют на большинстве станций, которые занимаются покраской автомобилей. Небольшие окрасочные участки пользуются услугами сторонних станций на условиях договора.

Окраска поверхностей. Краску на окрашиваемую поверхность наносят в окрасочной камере специальными пистолетами. Очистка окрашиваемой поверхности —главное условие качественного окрашивания. Ее производят специальным средством для удаления смол и силикона. После этого поверхность протирают специальной связывающей пыль тканью. После протирки к поверхности нельзя прикасаться ладонями. Маляр должен работать в специальном разовом комбинезоне. Краску готовят в смесительном устройстве. Затем наносят распылителем в два слоя. Второй слой наносится после того, как первый высохнет и не будет липнуть. После нанесения второго слоя окрашенную поверхность сушат в камере при температуре 60°С. Время сушки зависит от типа краски, может составлять 30 минут [89]. После сушки можно приступать к монтажу деталей. Краска полностью стабилизируется в течение 7—10 дней. Только после этого разрешаются все воздействия, например мойка автомобиля. В большинстве случаев после нанесения краски и ее сушки в два слоя наносят прозрачный лак, который также сушат.

Источник

Техническое описание «13_Autobody Repair — Кузовной ремонт» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

«13_Autobody Repair — Кузовной ремонт»

Организация «WorldSkills International», согласно резолюции Технического комитета и в соответствии с Конституцией, Регламентом и Правилами конкурса, приняла следующие минимальные требования к данной компетенции для конкурсов «WorldSkills».

Техническое описание включает в себя следующие разделы:

2. КВАЛИФИКАЦИЯ И ОБЪЕМ РАБОТ

3. КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

4. УПРАВЛЕНИЕ НАВЫКАМИ И КОММУНИКАЦИЯ

6. ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

7. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

8. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАВЫКА ПОСЕТИТЕЛЯМ И ЖУРНАЛИСТАМ

Дата вступления в силу: 2016-01-17

Разработчик: Национальный эксперт

, Технический директор WorldSkillsRussia

1.1. Название и описание профессии (компетенции)

1.1.1 Название профессии (компетенции): Кузовной ремонт

1.1.2. Описание профессии (компетенции)

Каждый день тысячи автомобилей получают повреждения при авариях. Специалисты-техники по кузовному ремонту восстанавливают поврежденные автомобили в соответствие с технологиями и строгими стандартами производителя.

Прежде чем приступить к кузовному ремонту, специалист должен диагностировать размер, сложность и параметры повреждений, в том числе, при помощи компьютерного оборудования. Это позволит мастеру установить ремонтопригодность автомобиля, рассчитать стоимость восстановления и выбрать адекватные методы ремонта.

Специалист должен выполнить ремонт кузова в соответствие с технологией завода-изготовителя данной модели автомобиля с целью восстановления функциональности и внешнего вида. Мастер, также, должен иметь необходимые знания и навыки в применении современных технологий кузовного ремонта, включающие различные виды сварки (MIG, MAG, TIG), технологии неразъемных соединений (клеевые технологии, заклепочные технологии (в том числе, прошивные заклепки – punch-riveting technique), пайка специальными припоями (олово, медь, латунь), технологии обработки металлов абразивными и химическими составами, технологии и техники рихтовочных работ.

Специалист по кузовному ремонту должен иметь навыки в использовании пневматического, электрического и ручного инструмента, используемого при кузовном ремонте.

Специалист по кузовному ремонту должен быть знаком с механическими системами автомобиля, в особенности с деталями подвески и их соответствующими функциями, а также с системами пассивной и активной безопасности, уметь диагностировать их работоспособность и повреждения, выполнять операции по регулировке (в том числе, регулировке сход-развала колес), демонтажу-монтажу и замене согласно технологии производителя.

Специалист по кузовному ремонту, как правило, восстанавливает автомобиль до стадии нанесения лакокрасочных материалов, в т. ч. полиэфирных шпатлевок, а также выполняет разборочно-сборочные работы. При необходимости, он должен уметь обращаться с диагностическим компьютером для выполнения процедур сканирования ошибок, замены и адаптации электронных блоков, удаления ошибок систем SRS / Airbag.

Специалист по кузовному ремонту владеет технологиями ремонта пластиков (пайка, склейка, обработка) и может восстанавливать пластиковые элементы до стадии покраски.

Специалист по кузовному ремонту, также, владеет технологиями нанесения лакокрасочных материалов (шпатлевки, антикоррозионные и адгезионные грунты, наполнители) и может восстановить кузов до стадии покраски.

1.2. Область применения

1.2.1. Каждый Эксперт и Участник обязан ознакомиться с данным Техническим описанием.

1.2.2. В случае возникновения разночтений в версиях Технического описания на разных языках, английская версия превалирует.

1.3. Сопроводительная документация

1.3.1. Поскольку данное Техническое описание содержит лишь информацию, относящуюся к соответствующему профессиональному навыку, его необходимо использовать совместно со следующими документами:

    Правила проведения конкурса Онлайн-ресурсы, указанные в данном документе Правила техники безопасности и санитарные нормы.

2. КВАЛИФИКАЦИЯ И ОБЪЕМ РАБОТ

Конкурс проводится для демонстрации и оценки квалификации в данной компетенции. Конкурсное задание состоит только из практической работы.

2.1. Требования к квалификации

Участники конкурса должны обладать знаниями и пониманием следующих аспектов, принимая во внимание тот факт, что конкурсное задание может включать в себя любые из приводимых ниже элементов знаний.

Соблюдение общих требований техники безопасности для операций по Кузовному ремонту

Знание и понимание:

    Безопасное, правильное использование инструментов, обычно используемых для кузовного ремонта; Безопасное, правильное использование любого оборудования, обычно используемого для кузовного ремонта.

Перечень основных операций компетенции:

Снятие, повторная установка (или замена на новые), выравнивание внешних и/или внутренних панелей/деталей, закрепленных болтами, шурупами, заклепками, скобами или клеящими составами

    Снять панели кузова (капот, крылья, двери и т. п.), закрепленные болтами, шурупами, заклепками, скобами или клеящими составами, помечая детали для последующей сборки;Заново установить (или заменить новыми) панели кузова, закрепленные болтами, шурупами, заклепками, скобами или клеящими составами;Повторно установить и подогнать детали в пределах погрешностей, указанных изготовителем. Если значения таких погрешностей отсутствуют, следует использовать образец, приводимый в конкурсном задании (имеется в наличии в помещении, куда разрешен доступ как Экспертам, так и участникам), либо считать погрешность как±0,5мм;Снять, заменить, отрегулировать внешние/внутренние панели и/или другие детали, необходимые для завершения кузовного ремонта.

Работа и/или обращение с оборудованием и инструментами для кузовного ремонта

    Работать с гидравлическим тяговым и вдавливающим оборудованием (гидравлические, пневматические, электрические домкраты, а также оборудование, которым оснащен стапель для правки кузовов.);Обращаться с рихтовочными молотками, поддержками, монтажками, фасонными напильниками и другими инструментами, используемыми для выпрямления металла;Работать с пневматическим инструментом (шлифовальный, отрезной, ударный и др. инструмент);Работать с электрическим инструментом (сварочный аппарат, контактная сварка, споттер, отрезной, шлифовальный, ударный и т. п.).

Диагностирование и ремонт повреждений автомобиля

    Установить автомобиль на стапельное оборудование;Изучить технические условия изготовителя и выполнить процедуры, предписанные руководством по диагностике и восстановлению кузова автомобиля;Сделать выводы об изменении геометрии кузова и методах ее восстановления (если ремонт возможен);Определить границы основных и косвенных повреждений;Определить повреждения каркаса и структурных частей кузова, используя соответствующее диагностическое оборудование;Определить повреждения автомобиля в целом и рекомендуемые ремонтные процедуры (ремонт/замена);Восстановить геометрию кузова автомобиля;Отрихтовать поврежденные структурные части кузова, подлежащие ремонту, и восстановить их геометрию при необходимости;Диагностировать повреждение шасси (использование следующих инструментов: стенд для регулировки развала-схождения колес, измерительные системы (механическую и/или электронную), шаблонные (джиговые) системы, руководство по ремонту, данные по контрольным точкам и размерам кузова и деталей шасси, подвески и т. п.);Заменить поврежденные детали подвески и отрегулировать углы установки колес.

Замена необходимых приваренных деталей / узлов

    Ремонтировать / заменить структурные части кузоваУдалять поврежденные панели / детали и подготовить посадочные места (зона сварки и прилегания новых панелей к кузову) так, чтобы поверхности не имели существенных повреждений, ухудшающих качество сварки/монтажа и обеспечивали необходимые зазоры с прилегающими частями кузова;Заменять приваренные структурные части кузова (поперечины, задние боковые части кузова, стойки кузова, лонжероны и т. п.);Заменять наружные приваренные панели согласно инструкции завода-изготовителя;Выполнять частичную замену основных деталей;Определять процедуру сварки, которую необходимо применить в той или иной ситуации (знать о расположении невидимых деталей: топливопроводы, тормозные контуры, электронные датчики, электрические и электронные компоненты и части и т. п.);Выполнить окончательную подгонку привариваемых панелей (соединение с угловым швом / соединение внахлест, стыковой шов с подложкой и без подложки, заклепочное соединение, точечная сварка);Выполнить сварочные операции, необходимые при выполнении кузовного ремонта (MIG,MAG,TIG, сварка давлением,MIG-пайка и т. п.);Обработать сварные швы шлифованием и/или обтачиванием.

Ремонт поврежденных панелей (сталь, алюминий, пластик)

    Выпрямить повреждения листового металла (сталь, алюминий) с применением приемов металлообработки;Отремонтировать панели кузова полиэфирной кузовной шпатлевкой;Отремонтировать пластиковые панели/компоненты кузова (термопластик, пластик, композитные материалы).

Подготовка автомобиля к ремонтной окраске

Источник

Читайте также:  Капитальный ремонт мостов железной дороге
Оцените статью