- Профессиональная траектория
- Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
- Профессиограмма «Техник (техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог)»
- О специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Кем работать можно?
- После какого класса школы берут?
- А так ли нужно на железной дороге образование?
- Какие должности?
- Проводники и машинисты
- Стоит ли идти?
- Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
- Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (базовая подготовка)
Профессиональная траектория
Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
Профессиограмма «Техник (техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог)»
Профессиональные кластеры / Морская техника и транспортные средства / Профессиограмма «Техник (техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог)»
Содержание профессии
Профессиональная деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на предприятиях железнодорожного комплекса различных организационно-правовых форм собственности. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; выбор узлов и агрегатов состава для замены в процессе эксплуатации; проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту повижного состава; эффективное использование материалов, технологического оборудования предприятий; наладка и эксплуатация оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств; осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования; проведение стандартных и сертификационных испытаний; участие в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта подвижного состава и оборудования.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Физическая выносливость и сила, хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный), подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук, тонкая мышечная и слуховая чувствительность, хорошая образная и оперативная память, технический интеллект, высокий объем и распределение внимания, а также наблюдательность, терпение, дисциплинированность и ответственность, быстрая реакция на аварийные сигналы. Достаточная физическая сила и выносливость.
Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата (затрудняющими передвижение), нервной системы, имеющим пониженные показатели зрения и слуха, аллергию.
Требования к профессиональной подготовке
Должен знать технологию технического обслуживания и ремонта железнодорожного транспорта, классификацию, основные характеристики и технические параметры, методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности, основные положения действующей нормативной документации; правила и нормы охраны труда. Должен уметь осуществлять технический контроль эксплуатируемого транспорта, организовать свой труд, самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках профессиональной компетенции, осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современный информационные технологии, владеть компьютерными методами сбора.
Эту профессию вы можете получить в:
Источник
О специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Кем работать можно?
Данная статья посвящена такой интересной, но и сложной сфере деятельности, как метрополитены и РЖД, а именно специализации «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Поговорим о том, что это за профессия, где можно работать. Поделимся и другими сведениями.
После какого класса школы берут?
Сразу же отметим, что специальность эта обобщенная, и есть она только в железнодорожных техникумах и колледжах. И институтах уже совершенно другие, а точнее, узкопрофильные. Вот смотрите: например, в вузе есть специальности «Локомотивы», «Вагоны», «Организация перевозок на ж/д транспорте» и другие. Видите? Все отдельно. Даже изучение локомотивов на разных факультетах имеет несхожие дисциплины, роды вагонов, локомотивов. А специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» является как бы упрощенным и обобщенным вариантом.
Поступать учиться можно после 9 класса. А можно и вообще пойти учиться, даже если у вас высшее образование (естественно, в другой отрасли). Обучают на дневном, вечернем и заочном отделениях. Так что, если возникло острое желание уйти, допустим, из продуктовой сферы в железнодорожную, то примут беспрепятственно. Нужно сдать, помимо диктанта, физику и математику.
А так ли нужно на железной дороге образование?
В настоящее время все чаще требуются специалисты с высшим образованием, несмотря на то, что инженерных должностей гораздо меньше обычных. Именно на такие вот «обычные» должности принимают людей с техническим образованием. Не будем говорить о тех, кого взяли работать в РЖД или в метро с юридическим или зоологическим образованием. Пусть это будет не про нас. Поверьте, эта сфера требует знаний по профилю. Представьте себе, что того же железнодорожника поставят в аптеке за прилавок торговать лекарствами. Знает он много? Нет. Так и в сфере транспорта: нужно разбираться хотя бы в самых азах. В этом и поможет специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», которая рассчитана на работников разных профессий.
Объясним на примере, зачем тут нужна учеба. Представьте, что вас приняли на работу оператором ЭВМ, который обязан делать различные операции с локомотивами. Работнику нужно в какой-то момент времени определить, к какой категории можно отнести неисправность, чтобы ремонтные бригады могли знать, к чему готовиться и что чинить. Безграмотный оператор может выбрать абсолютно другую категорию, что приведет к проблемам у всех работников, связанных с ремонтом. Оператор же получит выговор или лишится премии. И это только один пример.
Какие должности?
Теперь посмотрим, что можно предложить выпускнику ж/д техникума с квалификацией «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Кем работать такому человеку? Учитывайте, что на многие должности потребуется пройти медкомиссию, так как сфера транспорта — это вредное производство.
Итак, теперь о должностях. А точнее, сначала разделим на различные предприятия, службы. Как известно, есть железные дороги, а есть метрополитен. Это все одна сфера, одна отрасль. В метрополитене можно работать в электродепо с подвижным составом либо в цехе ремонта, либо в цехе эксплуатации.
На РЖД разделение идет не на цеха, а на структурные подразделения. Поэтому выбирайте заранее: в эксплуатацию или в ремонт. Если есть желание работать на заводе, то однозначно — ремонт.
- эксплуатация: расшифровка лент, оператор ЭВМ, нарядчик, линейный оператор;
- ремонт: слесарь, техник, дефектоскопист, осмотрщик, составитель вагонов.
Проводники и машинисты
Может, кто-то спросит сейчас: «А как же машинисты, проводницы? Почему о них не напомнили?». А не напомнили потому, что у них есть свой учебный план. Существуют курсы помощников машиниста, проводников. Машинистов обучают только после того, как те отъездят помощниками нужное количество времени, например, 2 года. У проводниц есть свои отдельные курсы.
Кстати, следует отметить, что в железнодорожных колледжах учатся на помощника машиниста (электропоездов, например). Учиться им на курсах «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» совершенно необязательно. Во время обучения все студенты учат теорию, делают лабораторные и бывают на практике.
Стоит ли идти?
Помните, если у вас есть серьезные проблемы со здоровьем: плохой слух, невнимательность, рассеянность, ограниченность движений, неврологические заболевания, очень плохое зрение, больное сердце, слабые сосуды и проблема с давлением, то лучше откажитесь от своей затеи. Профессия «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» требует от работника внимательности и наличия хорошего здоровья. Можно, конечно, ради интереса получить образование и быть железнодорожником только по диплому, никто не запретит. Но практику нужно пройти будет обязательно (медкомиссия не нужна, если только не собираетесь сразу отправляться в рейс помощником машиниста или проводником).
Вот и перечислены некоторые моменты, связанные с профессией «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Любые нюансы могут возникнуть только во время выбора должности или уже в процессе работы. Зарплата у техника с такой профессией маленькая, а ответственность и психоэмоциональная (или физическая) нагрузка большие.
Источник
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Очная – 3 года 10 месяцев на базе 9 классов
Очная – 2 года 10 месяцев (локомотивы) на базе 11 классов
Заочная – 3 года 10 месяцев (локомотивы) на базе 11 классов
- Помощник машиниста/локомотива/электропоезда/тепловоза
- Проводник пассажирского вагона
- Слесарь по ремонту подвижного состава
- Осмотрщик вагонов
В филиале ведется подготовка по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог по двум видам подвижного состава:
— локомотивы (тепловозы, электровозы, дизель-поезда, электропоезда) — вагоны
После окончания филиала выпускники могут работать помощниками машиниста, а после приобретения необходимого опыта работы — машинистами и, в дальнейшем, машинистами — инструкторами. Кроме того, выпускники могут работать в локомотивных депо бригадирами, мастерами по ремонту подвижного состава, дежурными по депо, техниками в депо.
После производственной практики на 3-ем курсе студенты сдают установленныеиспытания и получают квалификацию «слесарь по ремонту подвижного состава 2-3 разряда», а по окончании 3-его курса годные по состоянию здоровья к поездной работе после прохождения установленных испытаний получают, свидетельства помощника машиниста и работают на практике в должности помощника машиниста на предприятиях железнодорожного транспорта путей общего и необщего пользования. Выпускники работают в вагонных депо в должности слесаря, осмотрщика вагонов, бригадира, мастера по ремонту вагонов, техника. Полученная квалификация позволяет работать проводником пассажирского вагона, поездным электромехаником, а в будущем и начальником пассажирского поезда. Мы предоставляем возможность продолжить обучение по программам высшего образования в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I.
Производственная практика (по профилю специальности) проводится как на базе предприятий ОАО «РЖД», так и других организаций.
Московская дирекция тяги
Эксплуатационное локомотивное депо Рыбное-Сортировочное
Эксплуатационное локомотивное депо Рязань
Московский Метрополитен
Источник
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (базовая подготовка)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава
железных дорог (базовая подготовка)
Срок обучения: на базе 9 классов –3 года 10 месяцев
Область профессиональной деятельности выпускников по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог — организация и проведение работ по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных дорог.
Выпускник по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (базовая подготовка) квалификации базовой подготовки техник готовится к следующим видам деятельности:
— Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава .
— Организация деятельности коллектива исполнителей .
— Участие в конструкторско-технической деятельности .
— Выполнение работ по профессии 18560 Слесарь по ремонту подвижного состава.
— Выполнение работ по профессии 16885 Помощник машиниста электровоза.
В круг компетенций выпускников входит:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные Технологий в профессиональной
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены Техники в профессиональной деятельности.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в
соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.
5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей.
ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий
ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.
5.2.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности.
ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию.
ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов
подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.
5.2.4.1/5.2.4.2 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Источник