Техник помощник машиниста тепловоза слесарь по ремонту подвижного состава

Все о профессии помощник машиниста

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Работа на железной дороге во все времена считалась очень престижной. Железнодорожники имеют собственные больницы, санатории, детские сады, дома культуры, спортивные клубы и другие социальные объекты, а потому многие молодые люди хотели бы работать именно в этой отрасли народного хозяйства. Среди большого количества железнодорожных специальностей многие из них выбирают профессию помощник машиниста.

Описание профессии

Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива. История профессии уходит своими корнями в середину XIX века – время появления паровозов, когда для их обслуживания были задействованы сразу несколько человек: машинист и пара кочегаров.

С появлением тепловозов бригады сократились до двух человек – машиниста, осуществляющего управление локомотивом, и дизелиста, контролирующего работу дизельной установки. Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.

Таким образом, помощник машиниста является не только специалистом, решающим технические вопросы локомотива, но и полноценным дублёром машиниста.

Высокий спрос на данную специальность в специализированных учебных заведениях обусловлен рядом неоспоримых достоинств этой сложной и ответственной профессии.

  1. Поезда по-прежнему остаются самым массовым и популярным видом транспорта, а потому востребованность в помощниках машиниста очень высока. Человек, получивший данную специальность, гарантированно будет трудоустроен в любой точке страны, где есть железнодорожное сообщение, что делает профессию очень популярной среди молодёжи.
  2. Работа помощника машиниста считается довольно высокооплачиваемой, и даже вчерашние выпускники ссузов могут рассчитывать на заработную плату в 16-25 тысяч рублей в зависимости от места проживания, специфики работы и наличия северного коэффициента.
  3. Существование карьерного роста также добавляет популярности профессии. После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на курсы машинистов электровозов, по окончании которых он получает свидетельство установленного образца и может начать работать по новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности. Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
  4. Врачебный предрейсовый контроль и ежегодное прохождение медицинской комиссии позволяют следить за своим здоровьем и не пропустить начало серьёзного заболевания. Тем более что диспансеризация, обследования и лечение работников ЖД проводятся абсолютно бесплатно и в хорошо оборудованных медицинских учреждениях, принадлежащих Министерству путей сообщения.

Однако, несмотря на очевидные преимущества данной профессии, недостатки у неё всё же есть. К ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на железнодорожном транспорте, а также о чувстве повышенной ответственности за жизнь людей, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.

Читайте также:  Сроки проведения ремонта бытовой техники

Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.

Поэтому при выборе данной специальности необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против», учитывая не только плюсы, но и минусы профессии.

Источник

Какие есть обязанности у помощника машиниста тепловоза?

Железная дорога — сложный инфраструктурный объект, который требует постоянного контроля. Весь состав и локомотивы должны исправно работать и выполнять свои функции. Машинист не сможет самостоятельно выполнить весь объем работ, поэтому существует должность помощника машиниста тепловоза. Таким образом обязанности распределяются равномерно.

Обязанности помощника машиниста тепловоза


Основные железнодорожные магистрали в России уже электрифицированы, но есть направления, где составы перемещаются с помощью тепловозов — локомотивов с дизельным двигателем. Часто они работают на северных направлениях ж/д. Именно на таких участках наиболее востребованы машинисты тепловозов и их помощники.

Суть работы помощника отражена в названии профессии. Он всячески помогает выполнять основную работу машиниста. Ниже представлены некоторые обязанности помощника машиниста тепловоза:

  • Техническое обслуживание механизмов локомотива и устранение неисправностей.
  • Наблюдение за грузами и вагонами состава во время движения.
  • Наблюдение за состоянием железнодорожного полотна по ходу следования, подсказки машинисту.
  • Подача сигналов в процессе движения.

График и условия работы помощника машиниста тепловоза


У работников железной дороги сменный график, но на магистральных путях нет стабильного режима работы. Основное условие — количество отработанных часов машиниста и его помощника. Также им полагается обязательный перерыв в 16 часов между сменами.

Часто случаются переработки, которые оплачиваются.

Рабочая смена бригады начинается с прохождения тестирования, а также медицинского освидетельствования. Затем помощник машиниста участвует в осмотре локомотива и принимает его у предыдущей смены. Только после этого работники могут выезжать на маршрут. В конце своей смены бригада обязана сдать машину и расписаться в журнале.

По ходу следования у помощника машиниста очень много работы. Главным образом – следить за безопасностью движения, подавать сигналы, следить, чтобы состав не наехал на препятствие, не задавил человека, или не попал в ДТП.

Помощник машиниста тепловоза должен быть:

  1. дисциплинированным;
  2. стрессоустойчивым;
  3. аккуратным;
  4. исполнительным;
  5. работоспособным.

Это тяжелая работа, поэтому помощник должен быть выносливым и физически крепким. Чаще на этой должности работают мужчины из-за специфики работы, но женщинам эта работа не запрещена.

Требования к навыкам работника

В первую очередь помощник машиниста тепловоза должен знать правила технической эксплуатации подвижного состава. Еще одно обязательное требование — знание правил сигнализации, а также правил по движению поездов и маневровой работе.

Все это перечислено в специальных инструкциях, которые помощник машиниста тепловоза должен выучить наизусть.

Также нужно знать правила ремонта локомотивов, сцепки и расцепки вагонов и множество иных технических нюансов.

Как получить свидетельство помощника машиниста тепловоза

Для работы на железной дороге и управления поездами требуется среднее специальное образование и оконченный железнодорожный техникум (колледж). Принимают на работу только после успешно сданных квалификационных экзаменов и получения свидетельства (удостоверения).

Читайте также:  Срок ремонта мелкой бытовой техники

Такие учебные заведения есть практически в каждом крупном российском городе. Поступить в любое из них можно после окончания 9 класса.

Обучение предполагает изучение теории по устройству и обслуживанию подвижного состава, получение практических навыков и прохождение производственной практики в ОАО «РЖД» или её региональных филиалах.

Альтернативный вариант — прохождение курсов помощника машиниста тепловоза с базовым средним профессиональным или высшим образованием. Если получать специальность подобным образом, то для начала придется поработать слесарем-ремонтником в железнодорожном депо.

Зарплата помощника машиниста тепловоза


Эта специальность востребована, так как постоянно происходит обновление составов, усложнение конкурса на место и на работу принимают более подготовленных кандидатов. Уровень зарплаты помощника машиниста тепловоза сильно зависит от региона. Наибольшая зарплата встречается в Москве и области.

По информации сервисов по поиску сотрудников, специалист может рассчитывать на следующую зарплату:

  • Минимальная — 25 тысяч рублей.
  • Максимальная — 65 тысяч рублей.

Плюсы и минусы профессии Помощник машиниста тепловоза

Плюсы:

  • востребованность;
  • полный социальный пакет и официальное трудоустройство.

Минусы:

  • ненормированный график и постоянные переработки;
  • низкая заработная плата;
  • необходимость переучиваться для карьерного роста;
  • высокая ответственность и строгая дисциплина;
  • большая нагрузка на здоровье.

Источник

Кто такой помощник машиниста — все тонкости профессии

Выбор профессии — важный этап в жизни каждого подростка. Подобрать интересную и увлекательную специальность, и, в то же время достойно оплачиваемую, бывает довольно сложно.

Одной из самых востребованных специальностей среднего профессионального образования является помощник машиниста поезда о которой мы и поговорим в журнале «КтоТакой.com»

Кто такой помощник машиниста поезда?

Помощник машиниста поезда входит в состав локомотивной бригады, и помогает осуществлять машинисту управление локомотивом. Работа помощником машиниста — необходимая ступень для получения должности машиниста локомотива.

ВАЖНО Главная задача молодого специалиста на начальном этапе — научиться всем тонкостям профессии у более опытного сотрудника.

Изначально, специалиста, выполняющего функции помощника машиниста, называли механиком.

Во времена же появления первых паровозов произошло перераспределение обязанностей: машинистом и и его помощником стали называть специалистов, которые управляют механизмом, а механиком — человека, который разбирается в принципах действия такого механизма.

Помощники машинистов, в основном, привлекаются на грузовых и пассажирских составах дальнего следования. Пригородную электричку или состав метро чаще всего поручают вести одному опытному работнику.

Смотрите так же на сайте «KtoTakoi.com» — Кто такой машинист поезда РЖД, подробный разбор профессии

Специализации помощников машиниста

Обязанности и функции помощников машиниста различаются, в зависимости от используемого типа локомотива.

Тепловозы

Тепловоз — это автономный локомотив, работающий благодаря энергии двигателя внутреннего сгорания, которая передается на колесные пары через силовую передачу.

Данный тип локомотива впервые появился в нашей стране в 1924 году, став выгодной заменой использовавшимся в то время паровозам.

За время использования тепловозов, в их конструкцию было внесено большое количество усовершенствований, например. увеличение мощности двигателя или снижение количества вредных выбросов в атмосферу. Тепловозы конструируются и используются в мире и в наше время.

Тепловозы используют с 24 года и по наше время

Электровозы

Электровозами называются неавтономные локомотивы, которые приводятся в движение установленными на них электродвигателями. Питание подается от контактной сети с помощью тяговых подстанций.

Читайте также:  Ремонт кнопки включения стиральной машины beko

Грузовой электровоз ВЛ85

Первые электровозы появились еще в конце XIX века.

Электропоезда

Электропоездами называют неавтономные подвижные составы, которые получают энергию от внешней контактной сети через токоприемники.

Электропоезда использую в качество городских поездов

Электропоезда, в основном, используются в пригородном железнодорожном сообщении или же в качестве городских поездов.

В отличие от других типов локомотивов, они производят мало шума и довольно экологичны, что очень важно в густонаселённых районах. Также электропоезда используются в высокоскоростном пассажирском сообщении.

Задачи и обязанности помощника машиниста

К должностным обязанностям специалиста относятся:

  • обеспечение безопасности движения;
  • выполнение инструкций технической эксплуатации, правил безопасности на железнодорожном транспорте, нормативных актов и приказов;
  • четкое и быстрое исполнение приказов машиниста;
  • контроль состояния локомотива и состава, который обслуживает локомотивная бригада, предотвращение самопроизвольного движения состава;
  • самостоятельное принятие решения в ситуации, когда машинист не предпринимает действий по остановке состава или локомотива, с целью предотвращения проезда состава на запрещающий светофор;
  • в случае потери машинистом способности управления составом, самостоятельное торможение локомотива согласно инструкций, с целью предотвращения произвольного движения. Если помощник имеет документ, удостоверяющий право на управление составом, — самостоятельная перегонка состава на ближайшую станцию;
  • визуальный контроль высадки и посадки пассажиров на станциях.

Плюсы и минусы работы помощником машиниста

Как и любая профессия должность помощника машиниста обладает преимуществами и недостатками.

Плюсы:

  • престижность и востребованность специальности на рынке труда;
  • довольно высокий уровень оплаты труда;
  • расширенный социальный пакет;
  • премии за выслугу лет и безаварийность.

Минусы:

  • значительные нагрузки на здоровье, из-за многочасового рабочего дня;
  • работа в замкнутом пространстве;
  • высокий уровень ответственности и требований, предъявляемых к специалисту.
  • узкая профильность работы — навыки помощника машиниста вряди ли пригодятся где либо еще.

Обучение на помощника машиниста

Получить специальность можно поступив в железнодорожный техникум после окончания 9 или 11 класса.

В дальнейшем, для продвижения по карьерной лестнице, можно продолжить обучение по этому направлению в высшем учебном заведении.

ВАЖНО Конкурс на специальность «Помощник машиниста» обычно довольно высокий, для получения проходного балла понадобятся хорошие результаты школьных экзаменов.

Учебные заведения с железнодорожными специализациями есть во многих регионах страны, например:

  • Московский колледж железнодорожного и городского транспорта (www.gk52.mskobr.ru);
  • Электромеханический техникум ж.д. транспорта им. А.С. Суханова (www.emtgt.ru)
  • Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта (www.ttgt.org)
  • Уральский железнодорожный техникум (www.urgt66.ru) ;
  • Новосибирский колледж транспортных технологий им. Н.А. Лунина ( www.nktt.ru):
  • Новороссийский профессиональный техникум (www.nptech.ru)
  • Ростовский-на-Дону железнодорожный техникум ( www.rzt161.ru)
  • Южно-Уральский многопрофильный колледж (www.suvc.ru)
  • Сибирский профессиональный колледж ( www.spk-55.ru)
  • Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса ( www.nttoc.ucoz.ru).

Обучение данной профессии после 9 класса длится 3 года 10 месяцев, после 11 класса — 2 года 10 месяцев.

Зарплата помощника машиниста

Зарплата специалиста данного профиля зависит от его квалификации и опыта работы. Также важными факторами для уровня оплаты труда является тип поезда и регион работы.

Самая высокая зарплата в северных районах страны, в связи с наиболее тяжелыми и опасными условиями труда.

Средняя заработная плата помощника машиниста в России составляет 35 тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге — 50 тысяч рублей.

В северных регионах страны уровень зарплаты может доходить до 100 тысяч рублей.

Источник

Оцените статью