Техника безопасности при ремонте электродвигателя электровоза

Техника безопасности при ремонте электродвигателя электровоза

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТАХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11

Общие требования безопасности

Основные требования безопасности при ремонте и техническом обслуживании электрических машин электровозов установлены ГОСТ 12.3.002-75. и ПОТ РО-32-ЦТ-668-99 и распространяются на все работы, выполняемые в локомотивных депо и пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).

Содержание вредных веществ не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровня воздействия, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.1313, ГН 2.2.5.1314, ГН 2.2.5.686.

Уровень шума и вибрации на рабочих местах не должен превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-90

Освещённость рабочих мест в помещениях и на открытых площадках депо, ПТОЛ должна соответствовать требованиям СНиП 23-05, ОСТ 32.120-96 и РД 32.15-91.

Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне, в помещениях, а также содержание вредных веществ в воздухе на указанных рабочих местах должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88.

Пожарная безопасность и взрывобезопасность должны обеспечиваться соблюдением требований ГОСТ 12.1.004-91 и ГОСТ 12.1.010-76, ППБО-109.

Электросварочные и газосварочные работы должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ12.3.003-86, правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ.

Требования безопасности при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2

Перед проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов электрических машин электровозов, должны быть выполнены следующие операции:

выключены вспомогательные машины и аппараты;

опущены токоприёмники с визуальной проверкой их положения;

перекрыты разобщительные краны к клапанам токоприёмников;

снята реверсивная рукоятка;

включены заземляющий контактор или разъединитель заземления;

сняты емкостные заряды с силовой и вспомогательных цепей, разряжены конденсаторы;

открыты двери высоковольтных камер;

на электровозах переменного тока и двойного питания заземлен главный ввод тягового трансформатора.

Перед проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов электрических машин тепловозов, должны быть выполнены следующие операции:

снята реверсивная рукоятка;

открыты двери высоковольтной камеры;

обесточены электрические цепи;

выключен рубильник аккумуляторной батареи;

вынуты предохранители на пульте управления и в высоковольтной камере тепловоза;

отсоединены кабельные наконечники от зажимов аккумуляторной батареи;

надеты колпачки из изоляционного материала на контакты пусковых контакторов;

Работы по ТО и ТР электрических машин, связанные с прокруткой колёсных пар для проверки щёточно-коллекторного узла, состояния моторно-якорных и моторно-осевых подшипников, должны производиться по распоряжению и под наблюдением мастера или бригадира.

При прокручивании колёсных пар тяговых двигателей нахождение в смотровой канаве иных работников, кроме проверяющих, не допускается. За действиями работников, находящихся в смотровой канаве, должен наблюдать специально выделенный работник.

Внешние электрические сети для питания переносных приборов диагностирования напряжением более 42 В переменного тока или 110 В постоянного тока должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) или устройством защитного отключения.

Обточка и шлифовка коллекторов отдельных тяговых двигателей на электровозе должны осуществляться после вывешивания данной колёсной пары и подключения тягового двигателя к источнику питания постоянного тока напряжением не более 110 В. Крайние колёсные пары с обеих сторон электровоза должны быть подклинены и заторможены ручным тормозом.

Обточку коллектора производить в защитных очках и диэлектрических перчатках.

Требования безопасности при текущем ремонте ТР-3

Производственные помещения цеха, где производится ремонт электрических машин ТПС, должны удовлетворять требованиям Санитарных норм и Правил, а также Правилам техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании зданий и сооружений на железнодорожном транспорте, утверждённых МПС России ЦК Профсоюза ЖД транспорта и Транспортного строительства.

Подъёмно-транспортное оборудование, применяемое при производстве погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ, должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003-91, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудования конкретного вида.

Устройство, освидетельствование и эксплуатация подъёмных механизмов и съёмных грузозахватных приспособлений, а также тара должны соответствовать требованиям действующих «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» ЦТ/3106.

Читайте также:  Ремонт электрических рольставней своими руками

Подъёмно-транспортные устройства, вспомогательные приспособления для стропальных и такелажных работ должны быть испытаны и иметь клейма, таблички или бирки с ясно указанными на них датами испытания, грузоподъёмности и инвентарного номера.

На применяемых при транспортировке грузов автокарах и электрокарах должны быть приспособления, предохраняющие от падения груза.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в ГОСТ 12.3.009-76 и ГОСТ 12.3.002-75.

Разборка, ремонт, сборка электрических машин должны производиться с помощью соответствующих исправных инструментов, приспособлений и стендов, с соблюдением требований Инструкции по охране труда для слесарей по ремонту электровозов и электропоездов в ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением 2595р от 29.12.2006.

Электросварочные и газосварочные работы должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.003-86, правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ.

Концентрация паров растворителей и вредных газов в воздухе рабочих зон не должна превышать предельно-допустимой концентрации, установленной ГОСТ 12.1.005-88.

Все работы, связанные с выделением в воздух вредных веществ, должны производиться только при наличии исправных вентиляционных установок. При отключённой или неисправной вентиляции, а также в случае превышения предельнодопустимых норм содержания в воздухе токсических веществ производить работы запрещается.

Всё электрическое оборудование (стенды, приспособления, шкафы, пульты и др.) электромашинного участка должно быть исправным, отвечать паспортным данным, надёжно заземлено согласно требованиям Правил устройства электроустановок.

К обслуживанию испытательной станции допускаются лица, прошедшие специальную подготовку по устройству и эксплуатации станции, у которых должно быть проверено знание должностных инструкций и правил техники безопасности при

работе на испытательной станции и стенде для испытания электрической прочности изоляции, о чём должна быть сделана запись в соответствующих документах.

Все работники испытательной станции должны иметь соответствующую квалификационную группу, дающую право работать на установках высокого напряжения.

Испытательная станция должна быть оборудована сигнализацией и блокировкой, действующей в течение всего времени испытания.

Стенд для испытания электрической машины должен иметь надёжное заземление, перед началом испытаний должны быть выставлены ограждения и вывешены плакаты, обеспечивающие безопасное проведение работ.

Во время испытаний запрещается:

оставлять без присмотра проходящую испытание электрическую машину; заниматься работой, непосредственно не относящейся к данным испытаниям; находиться внутри защитного ограждения стенда испытания электрической

прочности изоляции при закрытой двери.

Помещения, участки или специально отведённые места, где проводятся работы с применением лаков и эмалей, оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, взрывобезопасной осветительной аппаратурой, исключающей возможность появления искры или огня, необходимым противопожарным инвентарём.

Рабочие места, где проводятся работы с растворителями, сушильные печи, шкафы, обеспечиваются вытяжной вентиляцией.

Работать в помещениях при производстве пропиточно-сушильных работ при отключённой проточно-вытяжной вентиляции запрещается.

В пропиточно-сушильном отделении, где производятся любые работы с лакокрасочными материалами, категорически запрещается курение и использование открытого огня или раскалённых предметов. Сушильные печи и обогреваемые автоклавы должны быть оборудованы взрывобезопасными нагревателями.

Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов, производятся в специальной вентилируемой камере. Рабочие проходы между стенками камеры и окрашиваемой машиной должны быть шириной не менее 0,75 м.

Работы, связанные с применением пропиточных покровных составов, лаков, эмалей и растворителей, следует производить в комбинезонах, защитных фартуках. Без спецодежды такие работы производить категорически запрещается.

Для защиты кожных покровов от воздействия растворителей смол и пропиточных составов необходимо пользоваться полихлорвиниловыми или «биологическими перчатками», защитными очками и защитными пастами и мазями.

Источник

Техника безопасности при ремонте и испытаниях тягового электродвигателя НБ-514Б.

Перед началом ремонта электрооборудования ТПС должны быть обесточены все силовые электрические цепи, отключены выключатели тяговых электродвигателей, крышевой разъединитель поставлен в положение «Заземлено», выпущен воздух и перекрыты краны пневматической системы электроаппаратов. Кроме того, при необходимости ремонта отдельных аппаратов, должны быть вынуты предохранители данного участка, предусмотренные конструкцией.

Внешние электрические сети питания переносных диагностических приборов напряжением более 42 В переменного или 110 В постоянного тока должны быть оборудованы защитным заземлением («занулением» или устройством защитного отключения). Стенд для диагностики и ремонта электронного оборудования должен иметь защитное заземление («зануление» или устройство защитного отключения).

Читайте также:  Гост техника после ремонта

Обточка и шлифовка коллекторов отдельных тяговых двигателей на ТПС должны осуществляться после вывешивания данной колесной пары и подключения тягового двигателя к источнику питания постоянного тока напряжением не более 110 В. Крайние колесные пары с обеих сторон ТПС должны быть подклинены и заторможены ручным тормозом.

Перед обточкой и шлифовкой коллектора необходимо:

прекратить все работы на ТПС и вывести людей в безопасную зону;

на двери ВВК вывесить запрещающий знак (табличку) «Не включать. Работают люди»;

включить вытяжное устройство;

подъемные домкраты зафиксировать стопорными гайками;

щеткодержатель обтачиваемого двигателя заземлить;

работник, обтачивающий коллектор, должен надеть защитные очки, диэлектрические перчатки, установить защитный экран и положить под ноги диэлектрический коврик.

Обточку и шлифовку коллектора разрешается выполнять только при установленных кожухах зубчатой передачи и после контроля правильности собранной схемы.

Обточку и шлифовку коллектора тягового двигателя необходимо проводить под наблюдением специально выделенного работника, имеющего группу по электробезопасности не ниже III. Инструмент для шлифовки коллектора должен иметь изолирующие рукоятки.

При обточке и шлифовке коллектора главного генератора на тепловозе (кране) не должны выполняться работы, связанные с ремонтом дизеля и электрооборудования.

Электрические машины, снятые с ТПС, необходимо устанавливать на специальные подставки или конвейер поточной линии.

При перемещении или подъеме шагающего конвейера запрещается переходить через подвижную раму или находиться вблизи перемещаемого тягового двигателя, установленного на раме.

Для поворачивания корпуса остова (статора) должны применяться кантователи.

Разборка и сборка подшипниковых узлов должна осуществляться с помощью съемников, прессов и индукционных нагревателей.

Во время работы на поточных линиях разборки и сборки тяговых двигателей запрещается:

перемещать тележку подъемно-транспортной машины без предупреждения работников на соседней рабочей позиции и принятия мер безопасности;

перемещать тележку, как с двигателем, так и без него на расстояние более 1 м от своей рабочей позиции;

перемещать тележку с поднятым столом, как с двигателем, так и без него далее 1 м от своей позиции при установленных на соседних позициях тяговых двигателях, остовах;

переходить путь тележки;

производить какие-либо работы на перемещаемой тележке:

оставлять подключенными прессы по окончании выпрессовки подшипниковых щитов.

На поточной линии ремонта якорей тяговых двигателей запрещается:

пользоваться кнопками передвижения конвейера без разрешения мастера или бригадира;

спускаться в канаву или находиться на торцах конвейера при нахождении на нем якоря;

касаться руками во время движения цепей конвейера или кожуха продувочной камеры.

Испытания электрических машин, аппаратов и счетчиков электрической энергии на электрическую прочность изоляции после ремонта перед установкой на ТПС (кран) должны производиться на специально оборудованной станции (площадке, стенде), имеющей необходимое ограждение, сигнализацию, знаки безопасности и блокирующие устройства.

Перед началом и во время испытаний на станции (площадке) не должны находиться посторонние лица.

Сборка схем на испытательных стендах должна осуществляться при полном снятии напряжения. Питающие кабели для испытания электрических машин и аппаратов высоким напряжением должны быть надежно присоединены к зажимам, а корпуса машин и аппаратов заземлены.

Подачу и снятие напряжения необходимо осуществлять контакторами с механическим или электромагнитным приводом или рубильником, имеющим защитный кожух.

Пересоединение на зажимах испытываемых машин и аппаратов должно производиться после отключения всех источников питания и полной остановки вращающихся деталей.

Измерение сопротивления изоляции, контроль нагрева подшипников, проверка состояния электрощеточного механизма должны производиться после отключения напряжения и полной остановки вращения якоря.

При пайке наконечников на проводе непосредственно на ТПС (кране) должен использоваться надежно закрепленный тигель, исключающий выплескивание из него припоя.

При проверке щеток на искрение необходимо использовать защитные очки.

Читайте также:  Стиральные машины девушка ремонт

При оценке искрения щеток следует применять специальные индикаторы.

При измерении сопротивления изоляции электрических цепей мегаомметром на напряжение 0,5 и 2,5 кВ выполнение каких-либо других работ на электрооборудовании и электрических цепях ТПС (крана) запрещается.

Перед испытаниями высоким напряжением сопротивления изоляции электрических цепей ТПС (крана) все ремонтные работы должны быть прекращены, работники выведены, входные двери на ТПС (кране) закрыты, а с четырех сторон на расстоянии 2 м установлены переносные знаки «Внимание! Опасное место».

Перед подачей высокого напряжения необходимо подать звуковой сигнал и объявить по громкоговорящей связи: «На локомотив (кран), стоящий на такой-то канаве, подается напряжение». Управлять испытательным агрегатом должен руководитель работ, проводить испытания — персонал, прошедший специальную подготовку.

Корпус передвижного трансформатора и рамы испытываемого ТПС (крана) необходимо заземлить.

После ремонта ЭПС подъем токоприемника и опробование электровоза или электросекции под рабочим напряжением должно производить лицо, имеющее право управления, в присутствии проводившего ремонт мастера или бригадира, которые до начала опробования должны убедиться в том, что:

все работники находятся в безопасных местах, и подъем токоприемника не грозит им опасностью

закрыты люки машин, двери шкафов управления, щиты стенок ВВК, реостатных помещений, крышки подвагонных аппаратных ящиков;

в ВВК и под кузовом нет людей, инструментов, материалов и посторонних предметов;

закрыты двери в ВВК, складные лестницы и калитки технологических площадок для выхода на крышу;

с машин и аппаратов после их ремонта сняты все временные присоединения;

машины, аппараты, приборы и силовые цепи готовы к пуску и работе.

После этого работник, поднимающий токоприемник, должен громко объявить из окна кабины локомотива: «Поднимаю токоприемник», подать звуковой сигнал свистком локомотива и поднять токоприемник способом, предусмотренным конструкцией данного электровоза или электросекции.

При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается:

заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, в кузове (без захода в ВВК и снятия ограждений), лампы освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов электросекций при обесточенных цепях освещения;

протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведущим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстояние менее 2 м и не касаясь их через какие-либо предметы:

заменять предохранители в обесточенных цепях управления;

заменять прожекторные лампы при обесточенных цепях, если их смена предусмотрена из кабины машиниста:

осматривать тормозное оборудование и контролировать выходы штоков тормозных цилиндров: на электровозах типа ЧС — только на смотровой канаве, на электросекциях — не залезая под кузов:

проверять на ощупь нагрев букс;

настраивать электронный регулятор напряжения;

продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;

заправлять песочные бункера электропоездов;

контролировать подачу песка под колесную пару;

вскрывать кожух и настраивать регулятор давления. Кроме того, на электровозах дополнительно разрешается:

обслуживать аппаратуру под напряжением 50 В постоянного тока, которая находится вне ВВК;

проверять цепи электронной защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом коврике и в диэлектрических перчатках;

контролировать по приборам и визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в ВВК;

включать автоматы защиты;

обтирать нижнюю часть кузова;

осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не залезая под кузов;

проверять давление в масляной системе компрессора;

регулировать предохранительные клапаны воздушной системы;

производить уборку (кроме влажной) кабины, тамбуров и проходов в машинном отделении.

Другие работы на ЭПС при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещаются.

Якоря электрических машин и другие узлы должны транспортироваться и устанавливаться в сушильной печи на специальной тележке, конструкция которой должна обеспечивать их надежное крепление.

Для нанесения эпоксидных смол и композиций, составленных на их основе, на детали ТПС (кранов) необходимо пользоваться кистями, шпателями, лопаточками и другими приспособлениями, снабженными защитными экранами.

Источник

Оцените статью