Техника безопасности при ремонте электрооборудования крана

Охрана Труда

Техника безопасности при ремонте кранового электрооборудования

При обслуживании и ремонте кранового электрооборудования следует строго руководствоваться Правилами технической эксп­луатации, Правилами техники безопасности, Правилами уст­ройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин Госгортехнадзора и инструкциями. Основным вопросом техники безопас­ности является электробезопасность в электроустановках (электри­ческих кранах, электроталях и т. п.). Поражение электрическим током зависит не только от электрической системы, питающей кран, но и от ряда процессов, происходящих в теле человека при дей­ствии электрического тока. Минимальная сила тока, раздражаю­щее действие которого ощущается человеком, называется порого­вым ощутимым током и зависит от рода тока, состояния человека, способа включения человека в электрическую сеть и других фак­торов. Для тока промышленной частоты (50 Гц), представляющего наибольший интерес для энергетиков, средняя сила порогового ощутимого тока составляет около 1 мА.

Если ток, протекающий через тело человека, превышает поро­говый ощутимый ток, то он вы­зывает более сильную реакцию организма. При силе тока 3—5 мА раздражающее действие ощу­щается кистью руки, при силе тока 6—10 мА мышцы руки уже непроизвольно сокращаются и воз­никает чувство сильной боли. При дальнейшем увеличении силы тока в мышцах возникают судороги и человек теряет способность кон­тролировать действие руки, в частности он не может само­стоятельно освободиться от за­жатого в руке проводника. Соответствующая минимальная сила тока называется пороговым неотпускающим током. Для раз­личных людей сила этого тока также подчиняется нормальному закону распределения.

На рис. 8.19 приведены зависимости пороговых ощутимого 1 и неощутимого 2 токов от частоты (цифры на кривых указывают процент людей, подвергнутых испытанию, для которых справед­лива соответствующая кривая). Эти зависимости приведены на основании публикации Международной электротехнической ко­миссии (МЭК) № 479.

На частотах выше 100 кГц действие тока переходит в чисто тепловое. При протекании через тело человека постоянного тока сила порогового ощутимого тока в несколько раз выше, чем при частоте 50 Гц, и ощущается как жжение. Если электрический ток протекает через корпус человека, то он воздействует на органы ды­хания и кровообращения. При силе тока 25—50 мА частотой 50 Гц возникает сильное сокращение дыхательных мышц грудной клетки, в результате чего может наступить смерть от удушья. Вероятность поражения органов дыхания в значительной степени зависит от длительности протекания тока.

Токи промышленной частоты силой выше 50 мА представляют опасность и для сердца. Они могут вызвать фибрилляцию желу­дочков сердца, т. е. возникновение хаотического сокращения, при этом нарушается насосная функция сердца и прекращается кровообращение. Опасность возникновения фибрилляции сердца в значительной степени определяется силой тока и временем его действия. При уменьшении времени действия тока на организм человека, как и его силы, вероятность возникновения фибрилля­ции уменьшается.

Кроме рассмотренных реакций организма, электрический ток может вызвать паралич сердца и дыхательного центра, поврежде­ние нервной системы и ожоги.

Для защиты людей от поражения электрическим током в соот­ветствии с Правилами устройства электроустановок должна быть применена любая из следующих защитных мер: заземление, зануление, защитное отключение, применение малого напряжения и разделяющих трансформаторов, выравнивание потенциалов, двойная изоляция. Перечисленные меры не являются универсаль­ными, но представляют собой важную составляющую защиты от поражения током при правильном их использовании на кранах.

Заземлением называют преднамеренное электрическое соеди­нение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением. Заземле­ние служит для превращения замыкания на корпус в замыкание на землю для снижения напряжения на корпус относительно земли до безопасного значения, при этом используют защитные свойства снижения сопротивления изоляции относительно земли той фазы, которой коснулся человек. Следует отметить, что заземление более эффективно обеспечивает безопасность в сети с изолированным нулевым проводом.

Занулением называют соединение частей электроустановки с так называемой цепью нулевого потенциала или с корпусом изоли­рованного от земли объекта. При замыкании на корпус зануление создает цепь однофазного короткого замыкания, в результате чего срабатывает максимальная токовая защита и установка отключа­ется от сети. Зануление снижает напряжение прикосновения, огра­ничивает опасность поражения человека током при замыкании на корпус.

Защитное отключение называют быстродействующей защитой, обеспечивающей автоматическое отключение электроустановки (двигателей, электромагнитов и др.) при возникновении опасно­сти поражения током. Защитное отключение обеспечивает безо­пасность тем, что ограничивает время протекания тока через тело человека.

Малым напряжением называют номинальное напряжение не более 42 В, применяемое в электроустановках для обеспечения электробезопасности. Малые напряжения применяют для питания переносных ламп в любых помещениях, а также вне помещений, Кроме того, они применяются в помещениях с повышенной опас­ностью и в особо опасных цепях управления кранов, электроталей и других грузоподъемных машин.

Разделяющими трансформаторами называют трансформаторы, предназначенные для отделения приемника энергии от первичной электрической сети и сети заземления (зануления). Разделяющий трансформатор используют, как правило, для питания отдельных электропотребителей при эксплуатации их в особо опасных усло­виях. При двухфазном прикосновении, естественно, разделяющий трансформатор не обеспечивает безопасности.

Выравнивание потенциала — метод снижения напряжения прикосновения и шага между точками электрической цепи, к ко­торым возможно одновременное прикосновение или на которых может одновременно стоять человек. Выравнивание потенциала осуществляется электрическим соединением металлических кон­струкций крана.

Двойной изоляцией электроприемника называют совокуп­ность защитной и рабочей (дополнительной) изоляции, при которой доступные прикосновению части электроприемника не при­обретают опасного потенциала при повреждении рабочей или защитной изоляции (например, краны 6 тройной изоляцией, об­служивающие электролизные ванны).

Основными причинами возникновения условий поражения человека током являются:

1) случайное прикосновение человека к токоведущим частям электроустановки;

2) возникновение аварийных режимов в электроустановках;

3) невыполнение требований ПУЭ;

4) нарушение требований правил эксплуатации электроуста­новок.

При соблюдении защитных мер во время монтажа электрообо­рудования крана и выполнении правил инструкций по эксплуата­ции резко снижаются случаи поражения человека током.

В кабине управления, являющейся рабочим местом кранов­щика, не должно быть электрических аппаратов или проводников, не имеющих надежного (сплошного) ограждения в виде изоляци­онных или металлических заземленных оболочек, полностью ис­ключающих всякую возможность прикосновения к токоведущим частям. Дополнительным мероприятием по повышению безопас­ности управления является ограничение напряжения органов уп­равления напряжением 380 В переменного тока. Это означает, что при напряжениях главной цепи 500 В необходимо цепи управ­ления питать через трансформатор 500/200 В, а также исключить применение силовых кулачковых контроллеров. Помимо контрол­леров управления в кабине устанавливают также защитную панель. Этот аппарат является полностью закрытым и его дверь дол­жна быть заперта на замок. Все остальное электрооборудова­ние находится на мостах кранов или в специальных аппаратных помещениях; и в том и в другом случае доступ к ним возможен только при снятии напряжения с главной цепи (через блокировки люков и дверей). Остающийся под напряжением участок главных троллеев и главных токоприемников должен быть надежно ог­ражден от случайного прикосновения с моста крана.

Читайте также:  Мксм 800 инструкция по ремонту

Для обеспечения безопасности обслуживания электрических машин, установленных на кранах, ПУЭ регламентированы расстояния между корпусами машин и другими частями оборудова­ния. Проходы для обслуживания электрических машин должны быть не менее 1 м в свету с отдельными местными сужениями не менее 0,6 м; в противоположной стороне от прохода расстояние от корпуса электрической машины до другого оборудования дол­жно быть не менее 0,3 м. Открытые двигатели и аппараты, а также реостаты и резисторы всех типов должны устанавливаться не ближе 1,5 м от сгораемых конструкций зданий. Корпуса электри­ческих машин, металлические кожухи и шкафы электрической аппаратуры, трубы, в которых проложены кабели, должны быть надежно соединены с металлическими конструкциями грузоподъ­емного сооружения. В свою очередь грузоподъемное сооружение должно быть надежно заземлено с сопротивлением, соответствую­щим требованиям ПУЭ. Заземляющее соединение металлических частей электрооборудования с конструкциями механизма выпол­няют с помощью специальных заземляющих болтов размером М6; для небольших аппаратов управления (выключателей, командо-контроллеров), а также ящиков сопротивлений заземление допу­скается выполнять через залуженную площадку под крепежные болты металлического кожуха. Если аппарат имеет пластмассо­вый кожух, должна быть полностью исключена возможность по­падания напряжения на его наружные металлические части (болты крепления, фирменные таблички, приводные рукоятки), т. е. открытые металлические детали не должны сообщаться с внутрен­ней частью аппарата.

К внутренним частям комплектных устройств, подлежащих заземлению, относятся: металлические конструкции, рельсы и другие узлы, связанные с креплением аппаратуры, вторичные обмотки измерительных трансформаторов.

Заземлению не подлежат: аппаратура, установленная внутри комплектных устройств; корпуса электроизмерительных прибо­ров и реле; электроприемники с двойной изоляцией; съемные или открывающиеся части заземленных кожухов. Сечение голых за­земляющих медных проводников должно быть не менее 4 мм 2 .

Правильная эксплуатация кранового электрооборудования — основа надежной и безаварийной работы крана. При правильной эксплуатации не должны допускаться режимы более тяжелые, чем те, на которые рассчитаны двигатели, тормозные магниты, сопротивления и прочая аппаратура, а периодические осмотры электрооборудования перед приемом смены и подробные ревизии должны производиться крановщиком совместно с обслуживающим кран электромонтером не реже одного раза в декаду. Результаты осмотров и ревизий записывают в книгу, находящуюся на кране. Осмотр проводят в определенной последовательности. Сначала осматривают электрооборудование машинного помещения или кабин, где размещена аппаратура, затем непосредственно двига­тели и аппаратуру и, наконец, электрооборудование в кабине управления. После этого следует опробовать механизмы в дей­ствии перед нормальной работой, проверить действие конечных и аварийных выключателей и т. п. Посторонние и необученные лица в машинное помещение, кабины, к устройствам защиты и электро­аппаратуре, а тем более к управлению краном, не допуска­ются.

Все электрооборудование должно включаться лишь в той по­следовательности, которая указана в схемах и инструкциях. При смене предохранителей недопустимо применять вместо калиб­рованных плавких вставок отдельных проволок, «жучков» и т. д.

Для обеспечения надежной работы кранового электрооборудо­вания следует выполнять график ремонтных работ. Необходимость мелкого и внеочередного ремонтов устанавливают во время пери­одических осмотров. Тогда же устраняют мелкие неисправности, чистят и, если нужно, налаживают электрооборудование в соот­ветствии с инструкциями по эксплуатации двигателей, пускорегулирующей аппаратуры и вспомогательного электрооборудо­вания крана. Результаты выполненной работы (ремонтов) записы­вают в шнуровой книге. Важным звеном при осмотрах и ремонте является изоляция, которая требует тщательной проверки и пе­риодического контроля.

Источник

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Инструкция по охране труда и безопасности для электромонтёров, занятых ремонтом и обслуживанием подъемных сооружений

Общие требования охраны труда и безопасности

1.1. К обслуживанию и ремонту электрооборудования подъемных сооружений, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, имеющие квалификацию электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования и квалификационную группу по электробезопасности не ниже 3, сдавшие экзамены в аттестационной комиссии, а также получившие вводный и первичный инструктаж по охране труда и безопасности на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам ведения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, получившие настоящую инструкцию под роспись, прошедшие стажировку в установленном порядке.

1.2. Допуск к самостоятельной работе электромонтеров оформляется приказом по организации после проведения первичного инструктажа по охране труда и безопасности на рабочем месте. Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в 3 месяца.

1.3. Электромонтеры проходят периодическую проверку знаний настоящей инструкции в аттестационной комиссии не реже одного раза в 12 месяцев.

1.4. Внеочередная проверка знаний проводится:

— При переходе в другую организацию;

— В случае внесения изменений в настоящую инструкцию;

— По требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений или инспектора Ростехнадзора.

1.5. Электромонтеры должен пройти стажировку:

— перед допуском к самостоятельной работе после обучения и первичной проверки знаний,

— при перерыве в работе по специальности более 12 месяцев — после проверки знаний, для восстановления практических навыков.

1.6. Электромонтёр, должен знать:

— Руководство по эксплуатации подъемных сооружений завода-изготовителя;

— Инструкцию «по охране труда и безопасности для электромонтеров, занятых ремонтом и обслуживанием электрооборудования»;

— Основные положения общей электротехники;

— «Правила устройства электроустановок» глава 5.4 электрооборудование кранов;

— «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок», разделы: «Область применения Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», «Организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках»;

— Назначение, устройство и принцип действия узлов, механиз­мов и электрооборудования подъемных сооружений;

— Электрические схемы, закрепленных за работником подъемных сооружений;

— Основные причины повреждений и аварий на электрооборудо­вании грузоподъемных машин. Уметь локализовать и устранять их.

— Меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов.

— Способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае, отравлении или внезапном заболевании.

— Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения.

1.7. Электромонтёр должен уметь:

— Производить периодический осмотр и ремонт электрооборудования подъемных сооружений;

— Производить подготовку электрооборудования грузоподъёмных машин к техническому освидетельствованию;

— Находить и устранять основные причины повреждений и аварий на электрооборудовании подъемных сооружений.

— Оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.

1.8. На территории организации необходимо выполнять требования «Инструкции по охране труда для всех работающих».

1.9. Каждый электромонтер должен выполнять требования Правил внутреннего трудового распорядка на территории предприятии. Курение разрешается только в отведенных местах.

1.10. Следует соблюдать установленные на предприятии режимы труда и отдыха. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Сверхурочные работы допускаются в случаях предусмотренных Трудовым Кодексом РФ.

1.11. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) в подразделениях ООО «ПОЛИМИКС» устанавливается администрацией предприятия, исходя из условий работы и производственной целесообразности. Время на отдых и естественные нужды в течение смены – 50 мин.

1.12. Основными опасными и вредными факторами при выполнении работ по обслуживанию электрооборудования подъемных сооружений, являются:

— Движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы — могут привести к травме;

— Острые кромки, заусенции, шероховатость на поверхности оборудования инструмента и приспособлений – могут привести к травме;

— Расположение рабочего места на значительной высоте – может привести к травме (падению, в том числе предметов);

Читайте также:  Самсунг стиральная машина ремонт схема

— Повышенный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека – может привести к электротравме;

— Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенная или пониженная влажность и скорость движения воздуха – могут привести к заболеваниям;

— Физические перегрузки — могут привести к заболеваниям опорно-двигательной системы, варикозному расширению вен;

— Нервно-психические перегрузки – могут привести к заболеваниям нервной системы;

— Недостаточная освещенность рабочей зоны может привести к заболеваниям органов зрения;

— Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны может привести к заболеванию органов дыхания.

1.13. Для безопасного производства работ по обслуживанию электрооборудования необходимо применение следующей спецодежды и спецобуви, а также других средств индивидуальной защиты:

средств индивидуальной защиты

регламентирующий требования к средствам

Пояс монтажный предохранительный

На наружных работах дополнительно

Куртка х/б на утепленной подкладке

1.14. Электромонтер должен пользоваться исправным и испытанным инструментом (отвертки, плоскогубцы, указатели напряжения). Перед использованием должны быть проверены исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений и срок испытаний инструмента.

1.15. Электромонтер должен немедленно извещать своего непосредственного руководителя, о возникновение ситуаций угрожающей жизни и здоровью работников, ухудшении состояния своего здоровья, несчастных случая, авариях и инцидентах на опасных производственных объектах.

1.16. Ставить в известность специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружении в работоспособном состояние о неисправности оборудования, приспособлений и инструментов.

1.17. Самостоятельное устранение неисправностей, не входящих в круг обязанностей электромонтера — запрещено.

1.18. Электромонтер должен пройти противопожарный инструктаж, знать правила поведения при пожаре и при обнаружении признаков горения, уметь пользоваться средствами пожаротушения на рабочем месте.

1.19. Электромонтер должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки с мылом перед едой. Прием пищи на рабочих местах запрещен.

1.22. Электромонтеры несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения настоящей инструкции, а также требований промышленной безопасности и охраны труда, изложенных в технологических регламентах, нарядах-допусках и других документах по безопасному производству работ.

2. Требования охраны труда и безопасности перед началом работы

2.1. Перед начал работ электромонтер должен:

2.1.1. Проверить исправность и надеть полагающуюся по нормам спецодежду и средства индивидуальной защиты.

2.1.2. Привести в порядок рабочее место, убрать посторонние предметы

2.1.4. Убедиться в отсутствии на рабочем месте пожароопасных материалов.

2.2. Переносить инструмент к рабочему месту на кран необходимо в специальной сумке или ящике. Переносить инструмент в карманах спецодежды или в руках при входе по лестнице на подъемные сооружений запрещается. При спуске и подъеме по лестнице следует держаться за поручни обеими руками, перехватываясь поочередно каждой рукой. Одновременно отрывать от поручней обе руки запрещается.

2.3. При выполнение работ необходимо следить за тем, чтобы руки, одежда и обувь всегда были сухими ( работа связана с электрическим током).

2.7. Убедиться в достаточном освещении рабочего места. При недостаточном освещении пользоваться при работе переносными электрическими светильниками, с напряжением питания не более 50В.

2.8. Запрещается производить ремонт электрооборудования подъемных сооружений, находящегося в рабочем состоянии.

2.9. При работе около движущихся частей станков и механизмов необходима установка ограждений опасных мест.

2.10. Вывод подъемных сооружений в ремонт производится специалистом, ответственным за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние, в соответствии с графиком ремонта.

2.11. Использование подъемных сооружений для работы во время его ремонта запрещено.

2.12. Обо всех замеченных недостатках на рабочем месте необходимо поставить в известность непосредственного руководителя и специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние.

3. Требования охраны труда и безопасности во время работы

При техническом обслуживании.

3.1. Работы, проводимые по устранению неисправностей электрооборудования подъемных сооружений выполняются по заявкам ма­шинистов и обслуживающего персонала. Осмотры в от­ношении безопасности их выполнения подразделяются на:

-Работы, выполняемые в порядке текущей эксплуатации, с за­писью в оперативном журнале;

-Работы, выполняемые по распоряжению лиц административ­но-технического персонала, имеющих группу по электробезо­пасности не ниже 4, с оформлением работ в Журнале выдачи нарядов и распоряжений.

3.2. В порядке текущей эксплуатации — дежурному электромонте­ру по обслуживанию электрооборудования подъемных сооружений разрешается в присутствии машиниста (крановщика), имеющего группу по электробезопасности 2, выполнять сле­дующие работы:

3.2.1. Со снятием напряжения:

— Замену перегоревших ламп освещения крана и плавких вставок предохранителя;

— Ремонт и замену электроаппаратов, расположенных в кабине машиниста (крановщика);

— Устранение неисправностей работы устройств безопасности, освещения, сигнализации и блокировки, за исключением приборов сигнализации о наличии напряжения на главных троллеях;

— Осмотр гибкого кабеля, подающего электропитание на кран.

3.2.2. Без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них:

— Определение причин неисправности аппаратуры, расположенной в кабине крановщика;

— Проверка исправности устройств безопасности, освещения, сигнализации и блокировки, за исключением устройств сигнализации о наличии напряжения на главных троллеях.

3.2.3. Без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением:

— Выход на настил крана для осмотра грузовой тележки.

3.2.4. Вход на краны мостового типа и спуск с них должен производиться через посадочные площадки или проходные галереи вдоль рельсовых путей. Там, где краны не оборудованы проходными галереями вдоль рельсовых путей, руководителем структурного подразделения для каждого пролета должен быть установлен порядок безопасного доступа на кран и спуска с него при вынужденной остановке крана не у посадочной площадки. О порядке такого доступа электромонтер по ремонту и об­служиванию электрооборудования грузоподъемных машин должен быть проинструкти­рован.

3.3. Электромонтер, получив заявку от машиниста (кранов­щика), должен сделать запись в оперативном журнале, указав дату и время поступления заявки, фамилию и должность дав­шего заявку, содержание заявки и время начало работы. После устранения обнаруженных неисправностей в том же журнале необходимо сделать запись о содержании выполнен­ных работ и времени их окончания. Одновременно делается запись об устранении неисправностей в вахтенном журнале машиниста (крановщика).

3.4. При обнаружении неисправностей, не относящихся к перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, дежурный электромонтер должен доложить старшему по смене об обнаруженных недостатках.

3.5. Работы, выполняемые по распоряжению, с оформлением работ в «Журнале выдачи нарядов и распоряжений»:

3.5.1. Со снятием напряжения продолжительностью не более одной смены:

— Замена вышедших из строя электродвигателей;

— Замена электромагнитных катушек и тормозов;

— Регулировка концевых выключателей.

3.5.2. Внеплановые, вызванные производственной необходимостью, продолжительностью до одного часа:

— Осмотр и устранение неисправностей приборов сигнализации о наличии напряжения на главных троллеях;

— Устранение мелких неисправностей на токосъемниках главных троллей.

3.6. Выполнение работ по распоряжению должно производиться двумя лицами, имеющими группу по электробезопасности не ниже 3, с полным снятием напряжения, с выполнением необходимых организационных и технических мероприятий согласно требовани­ям «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок».

3.7. Лицо, отдающее распоряжение, должно определить со­став бригады, производителя работ и организовать допуск бри­гады к работе.

3.8. При всех видах ремонта и осмотрах электрооборудования крана, находящегося между двумя работающими кранами, дол­жен оформляться наряд-допуск с оформлением записей в вах­тенных журналах всех кранов данного пролета. Порядок оформления и выдачи наряда-допуска смотри ниже (раздел «Требования безопасности во время работы, при проведении планового ремонта»).

Читайте также:  Ремонт стиральных машин технопро

3.9. Ремонт электрооборудования мостовых кранов и выполнение ремонтных работ с моста крана ремонтным персоналом производится с оформлением наряда-допуска для работ в электроустановках согласно «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

3.10. Допуск бригады к электрооборудованию грузоподъемных механизмов (далее ГПМ) с открытыми троллеями производится с оформлением наряда-допуска для работы в электроустановках, выдаваемого энергетиком цеха, где производится ремонт ГПМ. Оформление наряда-допуска производится в соответствии с требованиями «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

3.11. Периодический осмотр электрооборудования грузопо­дъемных машин имеет цель выявить и устранить возможные неисправности в электрооборудовании, приборах и устройствах безопасности, в силовых цепях, цепях управления, сигнализа­ции, проверить исправность защитных средств и средств пожаротушения.

3.12. При проведении осмотра электрооборудования кранов регулировка и включение механизмов должны производиться по сигналу лица, осуществляющего осмотр.

3.13. При передвижении моста крана лица, производящие ос­мотр и устранение неисправностей электрооборудования крана, должны находиться в кабине или на настиле моста. При выходе на настил галереи крана рубильник вводного устройства должен быть отключен и на его приводе вывешен пла­кат: «Не включать – работают люди».

3.14. При проведении осмотра и устранении неисправностей электрооборудования крана необходимо соблюдать все меры предосторожности, применять необходимые исправные и испы­танные защитные средства.

3.15. По окончании ремонта и осмотра все снятые ограждения на электрооборудовании и на электроаппаратах должны быть поставлены на место и укреплены.

3.16. Результаты осмотра по каждому крану в отдельности должны быть записаны в журнал периодических осмотров с указанием даты, времени осмотра, краткого содержания выяв­ленных и устраненных недостатков, с росписью лица, производящего ремонт.

3.17. При устранении неисправностей, регулировке и осмот­рах электрооборудования крана запрещается:

— Входить на кран и сходить с него во время его движения;

— Выходить на рельсовые пути, ходить по рельсовым путям, перелезать с одного крана на другой;

— Производить регулировку тормоза механизма при поднятом грузе, а также устанавливать приспособления для растормаживания тормоза вручную;

— Оставлять на настиле галереи или на тележке инструмент, а также незакрепленное оборудование и детали;

— Сбрасывать инструмент, материалы и запасные части с крана.

При плановом ремонте

3.18. Вывод подъемных сооружений в ремонт должен производиться специалистом, ответственным за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние, в соответствии с графиком планового ремонта с оформлением наряда-допуска для производства работ повышенной опасности.

3.19. По наряду-допуску производятся следующие работы:

— Текущий и капитальный ремонт электрообору­дования мостовых кранов;

— Текущий и капитальный ремонт главных троллей.

3.20. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ, в частности меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на рельсовом пути работающих подъёмных сооружений.

3.21. Дата и время вывода подъемных сооружений в ремонт, а также фамилия специалиста, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале.

3.22. В строках наряда-допуска «Отдельные указания» фиксируются допол­нительные меры безопасности, связанные с работой на высоте, по предупреждению наезда работающих кранов на ремонтируе­мый кран, выхода ремонтного персонала на рельсовые пути действу­ющих кранов и т.п. Оформленный наряд передается специалисту, ответственному за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние, который подписью разрешает работу в строках «Отдельные указания» наряда и возвращает его лицу, выдавшему наряд. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние, до начала ремонта, делает запись в вах­тенном журнале машиниста (крановщика) ремонтируемого крана следующего содержания: «Разрешаю производителю работ тов. ________________ произвести ремонт электрооборудо­вания крана № ____ по ________ виду ремонта с ____ ч _____ мин ______ числа ___________ месяца ______ года, до ______ч ______ мин ___________числа _______________ месяца __________ года» . Запись заверяется подписью.

3.23. В наряде-допуске для работы в электроустройствах должны быть указаны состав бригады, производитель работ, допускающий к работе, лицо выдающее наряд; необходимые технические меро­приятия, обеспечивающие безопасность работ при выполнение работ по ремонту и обслуживанию электрооборудования подъемных сооружений; дата и время начала работ, допуск бригады и окончание работ.

3.24. Допуск бригады к ремонту электрооборудования подъемного сооружений производится представителем оперативного персонала на основании на­ряда-допуска для работы в электроустановках и разрешения специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние. Допускающий делает запись в оперативном журнале с оформлением соответствующих граф в на­ряде и осуществляет допуск бригады на подъемное сооружение.

3.25. Ремонт электрооборудования подъемного сооружения производится после его на ремонтную площадку. После чего производятся необходимые отключения. Привод рубильника запирается на замок, вывешиваются предупреждающие плакаты, устанавливается переносное заземление и ограждение под ремонтной площадкой.

3.26. Ремонт электрооборудования подъемных сооружений производит­ся электромонтерами, имеющими удостоверение на право самостоятельного обслуживания и ремонта подъемных сооружений, не менее двух человек с группой по электробезопасности не ниже 3.

3.27. Не допускать на подъемные сооружения и рельсовые пути посторонних лиц

3.28. По окончании ремонта и закрытия наряда лицо, ответ­ственное за содержание грузоподъемных машин в исправном со­стоянии производит проверку готовности крана к работе, делает запись в вахтенном журнале крана: «Разрешаю работу крана с ____ч мин __числа ____ месяца года» за своей подписью.

4.Требования охраны труда и безопасности в аварийных ситуациях

При возникновении неисправностей оборудования, отказе в работе, постороннем шуме или стуке, возникновении поломок, угрожающих аварией, прекращении подачи электроэнергии, появлении постороннего запаха, появлении ощущения электрического тока необходимо прекратить эксплуатацию оборудования, выключить его. Необходимо оповестить об опасности окружающих людей и непосредственного руководителя работ.

При пожаре или обнаружении признаков горения немедленно сообщить непосредственному руководителю(мастеру) и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости позвонить в пожарную команду по тел. 112, организовать встречу пожарной команды.

При несчастном случае прекратить работу, поставить в известность мастера и обратиться в здравпункт лично или позвонить по тел. …. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 112 . Во всех случаях оказывать пострадавшим первую доврачебную помощь согласно инструкции…..

При всех замеченных нарушениях представляющих опасность для людей, неисправностях электроустановок, машин, механизмов, приспособлений, инструмента, средств защиты и т.д., принять меры к их устранению, а при невозможности, немедленно сообщать вышестоящему руководителю.

При ликвидации аварий, допускается выполнение переключений без распоряжения и без ведома вышестоящего оперативного персонала с последующим его уведомлением и записью в оперативном журнале.

5. Требования охраны труда и безопасности по окончании работы

Привести в порядок рабочее место. Проверить исправность инструмента и средств защиты. Инструмент и приспособления сложить на отведенное для них место.

Сообщить непосредственному руководителю и специалисту, ответственному за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы.

Убрать отходы производства в специально отведенные и промаркированные места.

Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, принять душ.

Источник

Оцените статью