Требования безопасности при техническом обслуживании ходовой части
При техническом обслуживании ходовой части необходимо соблюдать следующие требования:
— при снятии и установке рессор на автомобилях необходимо предварительно разгрузить их от веса автомобиля поднятием его за раму подъемным механизмом с последующей постановкой на подставки;
— при монтаже и демонтаже шин возможны случаи срыва запорного кольца и разрывы шины, поэтому, прежде чем демонтировать шину и снимать запорное кольцо, обязательно следует выпустить из нее воздух
— накачивать шину нужно с использованием устройств, предохраняющих от повреждения
— при накачивании надо следить за показателями манометра, не допускать превышения давления воздуха в шине выше установленной нормы, накачивая шину, следует убедиться, что запорное кольцо полностью и равномерно вошло в углубление обода; при накачивании шины ее надо класть запорным кольцом вниз);
— к вулканизационным и шиномонтажным работам допускаются лица, прошедшие специальное обучение и получившие право на производство этих работ;
— помещение для производства вулканизационных и шиномонтажных работ должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией;
— при работе на электровулканизационных аппаратах необходимо соблюдать все правила электробезопасности. Лица, обслуживающие электровулканизационные аппараты должны иметь II квалификационную группу;
— паровые вулканизационные аппараты должны испытываться не реже одного раза в 12 месяцев (результаты испытаний фиксируются в специальном журнале);
— при работе на вулканизационном аппарате необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана (предельный клапан должен быть отрегулирован на предельно допустимое рабочее давление во избежание взрыва котла);
— работу на шероховке покрышек следует производить только в защитных очках и при включенном местном отсосе;
— при ремонте покрышек лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), разрешается работать только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие);
— после очистки поврежденного места заплату прижимают к ремонтируемой камере винтом струбцины и производят вулканизацию (вынимать камеру разрешается только после того как она остынет);
— приготовление резинового клея и разлив его должны производиться в специальных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией (запрещается применять этилированный бензин для приготовления клея);
— на рабочем месте допускается иметь запасы бензина и клея на трехчасовую потребность (бензин и клей должны храниться в металлических, плотно закрытых бачках);
— резиновый клей наносится в помещении, где имеется общеобменная вентиляция (в этих помещения запрещается курить, выполнять работу с огнем и работы дающие искры).
Запрещается:
— работать на неисправном вулканизационном аппарате и ремонтировать его при наличие давления в котле;
— выбивать диски кувалдой, перед монтажом шины необходимо проверить исправность обода, диска колеса и замочного кольца;
— монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы. (Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить);
— при накачивании шины исправлять ее положение на диске постукиванием, монтировать шины на диски колес, не соответствующих размеру шин, во время накачивания шины ударить по замочному кольцу.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)
Источник
Техника безопасности при ремонте автомобиля
Предупреждение травм и техника безопасности при ремонте и техническом обслуживании автомобиля
При осмотровых, крепежных и регулировочных работах несчастные случаи часто происходят оттого, что рабочие пользуются неисправными, загрязненными и замасленными инструментами.
Поэтому слесарно-монтажные инструменты, применяемые на постах технического обслуживания и ремонта автомобиля , должны быть чистыми и исправными.
Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров; применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей; применение зубил и молотка для отвертывания (завертывания) гаек.
Рукоятки отверток, напильников, ножовок и других инструментов изготовляют из сухой древесины твердых и вязких пород (дуб, бук, ясень), они должны быть гладкими, без сучков, трещин и задиров, во избежание раскалывания должны иметь металлические кольца.
Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать только лицам, обученным правилам обращения с ними.
Стенды для ремонта агрегатов автомобиля должны быть надежно установлены на полу помещения и хорошо удерживать ремонтируемые агрегаты.
Устройства, позволяющие поворачивать агрегаты в требуемое положение, снабжаются стопорами, исключающими самопроизвольное поворачивание агрегатов.
Выпрессовывать втулки, подшипники, фланцы и другие трудно-снимаемые детали следует при помощи прессов или съемников. Съемники должны прочно и надежно захватывать детали в месте приложения усилия.
Осмотровые каналы должны иметь направляющие предохранительные борта-реборды (за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами) и содержаться в чистоте. Для перехода через канаву и для работы спереди автомобиля на канавах должен быть переходной мостик.
Для установки автомобиля на конвейер, не имеющий реборд, в начале поточной линии предусматривают направляющие реборды, раздвигающиеся на ширину колеи автомобиля.
После установки на несущий пластинчатый конвейер автомобиль надо затормозить ручным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке, под колеса положить упоры.
На поточной линии, имеющей тяговый конвейер, автомобиль вначале тоже затормаживают и под колеса подкладывают упоры, а перед перемещением автомобиля — отпускают ручной тормоз и убирают упоры из-под колес. Тяговые цепи конвейера должны иметь боковые ограждения.
При принудительном перемещении автомобилей с поста на пост для предупреждения работающих на поточной линии устранив им на каждом посту световую или звуковую сигнализацию.
Оператор пускает конвейер только после получения на пульте управления сигналов со всех постов о выполнении рабочими установленного объема работ.
При подаче сигнала о начале передвижения конвейера рабочие обязаны покинуть рабочие места, выйти из осмотровой канавы и отойти от конвейера. Для экстренной остановки конвейера на каждом посту монтируют кнопки «стоп».
При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта надо обязательно повесить на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не пускать — работают люди!».
Если не предусмотрено принудительное перемещение с поста на пост, автомобиль должен быть заторможен ручным тормозом и включением первой передачи в коробке передач, должно быть выключено зажигание, а под колеса положены упоры.
При обслуживании автомобиля, установленного на подъемнике, необходимо на механизме управления подъемником укрепить габличку с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъемника после подъема автомобиля нужно надежно зафиксировать положение плунжера упором (штангой).
Перед началом работ на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.
На автомобилях-самосвалах БелАЗ предусмотрены два специальных упора. Перед длительной работой с поднятым кузовом дополнительно к установленным упорам необходимо подкладывать под платформу кузова клинья пли брусья.
В пневмогидравлической подвеске автомобилей БелАЗ азот в цилиндрах подвески находится под давлением до 100 кГ/см 2 , поэтому при техническом обслуживании необходима особая осторожность.
Перед снятием какого-либо цилиндра подвески следует полностью выпустить газ из обеих полостей цилиндра.
При техническом обслуживании и ремонте автомобиля со снятыми колесами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступать к работе только после установки автомобиля на подставки (козелки), при этом под неснятые колеса должны быть подложены упоры. Подставки должны быть прочными и надежными (только металлическими).
Электротельферы, лебедки и другое оборудование, применяемое для перемещения агрегатов и тяжелых деталей, должны отвечать требованиям Госгортехнадзора и иметь яркую окраску (черные полосы на желтом фоне).
При подъеме и транспортировании агрегатов нельзя находиться под поднятыми частями автомобиля. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.
Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и перемещения по тележке. Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму, исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата).
Для осмотра автомобилей применяют переносные безопасные электролампы напряжением до 36 в с предохранительными сетками, а при работе в осмотровых канавках — напряжением 12 в. Ручные электроинструменты (дрели, гайковерты надо присоединять к сети только при помощи штепсельных соединений.
Запрещается держать электроинструменты за провод или касаться рукой вращающихся частей до их остановки.
Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе в зоне технического обслуживания должен выделяться специальный пост, оборудованный местным отсосом для удаления отработавших газов.
Испытывать и опробовать тормоза автомобиля рекомендуется на стендах или находу с применением деселерометров.
Автомобиль на стенде закрепляют цепью или тросом, чтобы исключить его самопроизвольное скатывание с роликов стенда.
Площадка для опробования тормозов на ходу должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов.
Пускать двигатель и трогать автомобиль с места разрешается после того как водитель увидит, что лица, производящие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне.
Источник
Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.
Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте. ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.
На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.
Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера (механика) или начальника участка.
Не допускается въезжать в помещения стоянки, производственные зоны ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.
Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.
На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.
Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.
При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.
В рабочем или поднятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:
- сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
- устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста
Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.
При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.
Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.
Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.
Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.
Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.
При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.
Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.
При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
- выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;
- находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств;
- подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;
- снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;
- проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
- поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами;
- поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма;
- поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
- работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
- самому производить устранение неисправностей оборудования;
- оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;
- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
- пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
- производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобилясамосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза;
- мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным);
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее;
- заправлять автомобили топливом в зонах ТО и ТР автомобилей;
- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным);
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза.
Источник