Техника безопасности при ремонте мостового крана
Безопасная эксплуатация кранов зависит от их исправности, правильно выполненного заземления, соблюдения необходимых условий при ремонте, а также от правильной эксплуатации кранов.
Заземление металлоконструкций мостовых кранов и установленного на них электрооборудования можно выполнять через подкрановые пути. Заземление тележек на кранах обеспечивается контактом через рельсы и ходовые колеса.
Присоединение заземляющего провода к рельсовым путям крана должно выполняться при помощи сварки, а присоединение к корпусам электродвигателей, аппаратов и т. п. — болтовыми соединениями, обеспечивающими надежность контакта (контргайки, контрящие шайбы).
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В тех случаях, когда электрооборудование крана установлено на его заземленной металлоконструкции и между ними имеется надежный контакт, при котором заморенное сопротивление заземления не превышает установленной нормы, присоединение добавочных заземляющих проводников не обязательно. При управлении краном (электроталью) с пола корпуса кнопочных аппаратов управления, выполненные не из изоляционного материала, должны быть заземлены не менее чем двумя проводниками: жилой гибкого кабеля и тросиком, прикрепленным с наружной стороны гибкого кабеля.
В электролизных установках мостовые краны обслуживают ряд электролизеров (ванн), работающих под напряжением 500 В и выше. На этих кранах Правилами предусматривается устройство трехступенчатой изоляции грузозахватного органа от земли. Необходимость такой изоляции вызывается рядом причин, одной из которых является возможность поражения током обслуживающего персонала при одновременном прикосновении к крюку крана и электролизеру во время работы. Изоляция также предохраняет от возникновения токов короткого замыкания, что может привести к несчастным случаям и вызвать повреждение оборудования. Изоляция производится текстолитовыми пластинами, прокладками, втулками.
Обычно в мостовых кранах пути изолируют от железобетонных балок и колонн здания, подтележечные пути- от крана, а механизм подъема-от тележки. Изоляция осуществляется путем подкладывания под рельсы текстолитовые подкладок. Крепежные болты и шпильки изолируются текстолитовыми втулками и шайбами.
Сопротивление каждой ступени изоляции должно быть не менее 10 МОм. Изоляция электрооборудования, проводов и кабелей должна быть рассчитана на случай приложения к ним напряжения от груза при повреждении или перекрытии ступеней защитной изоляции.
Испытание заземляющих устройств по нормам и в объеме, предусмотренном ПУЭ, производится при сдаче устройства в эксплуатацию и периодически не реже 1 раза в год. Результаты измерения сопротивления должны оформляться протоколом.
В электроустановках напряжением до 1000 В с глухо заземленной нейтралью при приемке в эксплуатацию, а также периодически в процессе эксплуатации 1 раз в 5 лет должно производиться измерение полного сопротивления петли фаза — нуль для наиболее удаленных и наиболее мощных электроприемников, но не менее 10% от их общего количества.
Ремонт крана. Вывод крана в ремонт производится лицом, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным руководством цеха, предприятия. До начала ремонта должен быть выдан наряд-допуск в порядке, установленном на предприятии. В наряде-допуске указываются меры по созданию безопасных условий выполнения ремонта. В частности, указываются меры по предупреждению поражения ремонтного персонала током, падения с высоты, наезда работающего крана на ремонтируемый, по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути действующих кранов. Дата и время вывода крана в ремонт и фамилия ответственного за его проведение должны быть указаны в наряде-допуске и в вахтенном журнале крановщика.
Без наряда-допуска допускается производить профилактический осмотр крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика. Использование крана для работы во время его ремонта недопустимо,
При установке крана на ремонт он должен с обеих сторон ограждаться упорами (при работе на одном крановом пути нескольких кранов). При ремонте тележки расстояние между настилом рамы тележки и перекрытием цеха должно быть не менее 1800 мм. Обеспечивается это путем установки тележки в проеме между строительными фермами. При ремонте механизмов тележки устраиваются подмости. Они должны быть достаточно прочными, исключающими падение людей, а также ремонтируемых узлов и деталей, инструмента.
Если во время ремонта на кране находится крановщик, то он обязан выполнять указание лица, производящего осмотр (ремонт), включать рубильник и механизмы лишь по его указанию.
Запрещается:
1) оставлять на кране инструмент, приспособления, незакрепленные детали или узлы;
2) бросать на настил рамы, рабочую и троллейную площадки детали или узлы;
3) сбрасывать что-либо вниз;
4) чистить и ремонтировать, а также открывать во время работы крана для осмотра пусковые резисторы, защитную панель, контроллеры и другое находящееся на кране оборудование;
5) выполнять при включенном рубильнике ремонтные работы, где имеется электрооборудование (при необходимости работы под током следует пользоваться резиновыми перчатками, галошами и другими защитными приспособлениями);
6) устанавливать снятые на время ремонта ограждения и смазывать все механизмы после пробного пуска механизмов;
7) проверять наличие тока прикосновением к токоведущим частям крана (для этой цели следует пользоваться токоискателем);
8) применять защитные средства, имеющие проколы, трещины.
Любые работы с электромагнитом и около него допустимы только при отключенном магните. Включенный магнит без груза имеет около полюсов более сильное поле, чем с грузом, и может вырвать из рук человека металлические предметы (например, гаечный ключ) или притянуть их вместе с рукой.
При отключении магнита без разрядного сопротивления на питающих проводах возникает перенапряжение до 2000-4000 В. Это необходимо помнить при ремонте магнита. В этом случае следует работать с разрядным сопротивлением, снижающим эти перенапряжения до допустимых величин.
Во время осмотра и чистки резисторов следует иметь в виду следующее: в большинстве случаев резисторы поставляются и монтируются открытыми, т.е. находящиеся под напряжением их части (элементы, соединительные шины, выводные зажимы и т. д.) доступны прикосновению и опасны для обслуживающего персонала; температура элементов резистора при работе настолько высока, что прикосновение к их поверхности может вызвать сильный ожог. Поэтому перед началом ремонтных работ все элементы необходимо обесточить. Делать это надо только отключением главного рубильника. Постановка контроллера в нулевое положение не является надежным средством отключения, так как часть проводов может оказаться неотключенной.
При выполнении ремонтных работ на механизмах крана, соединенных с двигателями, последние обязательно отключаются, на включающих устройствах вывешиваются предупредительные плакаты и принимаются меры, предупреждающие ошибочное включение.
При ремонте двигателя он должен быть отключен всеми имеющимися в его цепи аппаратами (рубильниками, магнитным пускателем, контроллером) и предохранители должны быть сняты. Если двигатель, снимается для ремонта, то концы отсоединенных проводов следует заизолировать.
Ремонтные работы, производимые с моста мостового крана. С моста крана приходится производить работы, связанные с ремонтом фонарей и ферм перекрытий, мойку фонарного остекления, профилактические осмотры строительных конструкций, окрасочные, отделочные и монтажные работы на верхних участках строящихся промышленных цехов. Для того чтобы избежать установки и последующего демонтажа и перестановки лесов, подмостей, ограждений, разработана и прошла заводские испытания телескопическая вышка, устанавливаемая на мосту крана, которая, помимо ликвидации вспомогательных операций, обеспечивает безопасность для работающих тем, что управление ею переносится из кабины крана на эту вышку. Вышка состоит из рамы со смонтированными на ней четырьмя выдвижными полуосями с катками, с помощью которых вышка устанавливается на подтележечный путь мостового крана, телескопическим подъемником с рабочей площадкой, защитным экраном, гидростанцией, противовесами, ходовыми колесами и дышлом для транспортировки вышки к рабочему месту. На мостовой кран вышка устанавливается и снимается грузовым крюком крана и захватом, располагаемым внутри рамы.
Для обеспечения вышки электропитанием в электросхеме крана отдельные цепи разрываются и выводятся на штепсельный разъем, который устанавливается в кабине крана, а при отсутствии вышки разорванная цепь восстанавливается посредством штепселя-разъема.
Управление механизмом подъема и опускания рабочей площадки, а также аварийное отключение системы электропитания крана и вышки обеспечиваются с рабочей площадки, на которой расположен пульт управления с кнопками Вверх, Вниз и аварийным переключателем. Приборы безопасности: конечный выключатель, отключающий гидростанцию при достижении рабочей площадкой крайнего верхнего положения, и конечный выключатель, отключающий механизмы передвижения крана и тележки при подъеме рабочей площадки на высоту и включающий их при ее опускании в исходное положение, что исключает возможность перемещения крана или тележки при поднятой рабочей площадке. Аварийный выключатель отключает электроэнергию крана и вышки. Защитный экран, устанавливаемый на раме вышки со стороны расположения троллеев, защищает рабочего от соприкосновения с троллеями крановой тележки.
Для регулирования скорости подъема и опускания гидросистема снабжена дросселем. При отсутствии электроэнергии рабочая площадка с галереи моста крана опускается с помощью ручного управления гидравлическим распределителем, расположенным в верхней части рамы. Вдоль цеха вышка перемещается вместе с мостовым краном, а поперек — посредством грузовой тележки, с которой на период работы она находится в жесткой сцепке.
Кроме средств безопасности в инструкции по эксплуатации приводятся и комплекс мер, который должен выполняться при эксплуатации вышки. Так, на все ремонтные операции, выполняемые на высоте, должен составляться план производства работ, исполнителям должен выдаваться наряд-допуск. В зоне работы устанавливаются ограждения и знаки, запрещающие хождение. В журнал крановщика записывается время начала и окончания работ с применением вышки, а также готовность крана к работе после ее демонтажа.
Вышка спроектирована для установки ее на однокрю-ковом мостовом кране грузоподъемностью 5-15 т.
Источник
Техника безопасности при ремонте мостового крана
1. Меры безопасности при обслуживании мостовых кранов
1. Подготовку и проведение всех видов технического обслуживания и ремонта могут осуществлять только работники и специалисты, обученные, аттестованные и имеющие на это право. До начала проведения ремонтных работ указанным работникам должен быть проведен соответствующий инструктаж.
2. Каждый работник, выполняющий работы по техническому обслуживанию и ремонту мостовых кранов, должен быть в обязательном порядке ознакомлен с руководством по эксплуатации крана, а так же уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при получении травмы или поражения электрическим током.
3. Вывод крана в ремонт (согласно графика ППР) должен производиться инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным владельцем крана.
На проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов должен выдаваться наряд-допуск в порядке, установленном владельцем крана. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ, в частности меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути работающих кранов.
Дата и время вывода крана в ремонт, а также фамилия специалиста, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале. Без наряда-допуска можно производить осмотр и техническое обслуживание крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика.
При выполнении ремонтных работ на мостовом кране несколькими бригадами наряд-допуск должен быть выдан каждой бригаде. Использование крана для работы во время его ремонта не разрешается.
4. Мостовые краны при ремонте необходимо останавливать около ремонтной (посадочной) площадки. Это требование исключит возможность нахождения ремонтного персонала на подкрановых путях.
5. После остановки крана на ремонт необходимо с обеих сторон установить упоры. Днем вывешиваются флажки красного цвета, ночью – лампочки красного цвета. Под краном устанавливается ограждение и знак «Проход запрещен. Ведутся ремонтные работы».
6. Зона ремонта должна быть освещена.
7. При проведении газорезных работ необходимо баллоны размещать на расстоянии 10- 15 метров от места проведения работ. «Под рукой» необходимо иметь первичные средства пожаротужения.
8. Инструмент для ремонта должен находиться в специальной сумке. Класть инструмент на механизмы не разрешается.
9. Особое внимание следует уделять обеспечению электробезопасности на площадке, где будут проводиться работы по техническому обслуживанию или ремонту крана. Для предупреждения электротравматизма необходимо:
— ограждать токоведущие части электроустановок, а так же места присоединения проводов к механизмам крана, трансформаторам и другим электроприборам;
— поручать монтаж временных электрических сетей только квалифицированным электромонтерам;
— допускать монтажные и ремонтные работы на токоведущих частях только при отключенном напряжении крана с вывеской предупредительных табличек «Не включать — работают люди!» на источники электрической энергии, подающие напряжение на участки, где ведутся работы (или рубильник);
— применять переносные светильники с напряжение 12 В с защитной металлической сеткой и с проводом в резиновом рукаве;
— применять соответствующие средства индивидуальной защиты;
— вместе с электропитанием крана мостового отключать питание у всего дополнительного и навесного оборудования — такого, как таль или тельфер.
— перед каждым применением диэлектрических перчаток необходим их внешний осмотр. При обнаружении прокола или пореза — их применять нельзя. Надежно заземлять электроустановки, монтажные электрические механизмы, а так же конструкции, с которых выполняются работы.
2. С какой периодичностью проводиться осмотр рельсового пути?
209. Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту (последнее при необходимости).
210. Проверка состояния рельсового пути включает:
— плановую или внеочередную проверку состояния.
211. Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется крановщиком (оператором) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
В случае обнаружения неисправностей в известность ставится специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
212. Осмотр состояния рельсовых путей после каждых 24 смен работы проводится крановщиком (оператором) под руководством ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
213. Плановая проверка проводится не реже одного раза в год под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, проектной и конструкторской документации и подтверждает, что состояние рельсовых путей обеспечивает безопасную работу ПС.
214. Результаты осмотров рельсовых путей после каждых 24 смен работы ПС заносятся в вахтенные журналы крановщика (оператора) всех ПС, установленных на одном рельсовом пути, специалистом, ответственным за содержание ПС в работоспособном состоянии. Результаты проведенных плановых и внеочередных проверок состояния рельсовых путей оформляются актами (хранятся с паспортами ПС).
3. Меры безопасности при эксплуатации двух кранов на одном крановом пути.
Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:
— механизмов передвижения мостовых, козловых кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути.
При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых или консольных кранов, работающих на одном крановом пути, тормозной путь может быть уменьшен до 500 мм . Путь торможения механизма должен быть указан предприятием-изготовителем в паспорте крана.
Указанные ограничители должны проверяться с установленной периодичностью.
Источник