Техника безопасности при ремонте пожарных рукавов

Инструкция по соблюдению правил охраны труда и требований безопасности на рукавной базе.

Создан: 2016-09-18 16:28:01

1. Общие требования охраны труда

1.1. Рукавная база (пост) размещается на территории пожарного депо в отдельно стоящем здании или помещении и предназначена для хранения, технического обслуживания и ремонта пожарных рукавов.

1.2. Подготовленные к использованию рукава с соединительными головками хранятся в свернутом виде на складе, уложенными на стеллажи, соединительными головками наружу.

1.3. К работам на рукавной базе (посту) допускается работники дежурных караулов прошедший инструктаж по охране труда и хорошо знающий «Инструкцию по эксплуатации пожарных рукавов».

1.4. Для мойки рукавов применяется вода из водопроводной сети, используется резиновый шланг. Применять для мойки рукавов воду из системы центрального отопления запрещается.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Организация и ответственность за безопасное выполнение работ с пожарными рукавами возлагается на начальника рукавной базы (начальника караула).

2.2. Работы по ремонту рукавов выполнять в рабочей одежде и сапогах, а мойку и испытание рукавов – в боевой одежде и резиновых сапогах.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При выполнение работ по ремонту и обслуживанию пожарных рукавов необходимо:

избегать соприкосновения с нагретой поверхностью вулканизационного аппарата;

проветривать помещения периодически (через каждые 1,5 часа работы) при работе с клеем.

3.2. Электрооборудование в помещениях технического обслуживания, ремонта и мойки пожарных рукавов должно быть выполнено во влагозащищенном исполнении.

3.3. Запрещается держать клей в непосредственной близости от нагревательных приборов. При работе на стеллажах рукавной базы следует пользоваться лестницей-стремянкой или передвижной площадкой.

3.4. Если подъем рукавов для сушки не механизирован, для подъема использовать спасательную веревку. Поднимать вручную разрешается не более двух рукавов.

3.5. При использовании для сушки напорных рукавов электрокалориферов необходимо соблюдать следующие требования:

электросеть питания калорифера должна иметь приборы защиты от токов, КЗ и перегрузки;

пусковая аппаратура калорифера должна размещаться в металлическом шкафу и закрываться на замок;

корпуса калорифера, электродвигателя и шкаф с пусковой аппаратурой должны быть заземлены.

3.6. При пользовании калорифером необходимо соблюдать следующие требования:

перед пользованием необходимо путем кратковременного пуска калорифера проверить работу двигателя и нагревательных элементов;

перед сушкой уложить рукава на сушильную площадку, освободить их от воды, расправить изгибы и соединить с калорифером;

во время сушки не оставлять работающий калорифер без присмотра;

при обнаружении во время работы калорифера стуков, биений, искрения и других неисправностей, калорифер необходимо выключить, доложить о неисправности начальнику караула, установить на пусковой автомат предохранительную табличку.

3.7. Ремонтировать калорифер разрешается только специалистам-электрикам.

3.8. Производить ремонт рукавов с использованием жидких клеящих составов и растворителей разрешается только в хорошо проветриваемых помещениях. Запрещается держать клей (растворитель) вблизи обогревательных приборов, курить во время работы, пользоваться открытым огнем.

3.9. При навязке рукавов на соединительные головки с применением ручного станка необходимо:

пользоваться исправным инструментом;

работать в рукавицах;

избегать попадания пальцев рук под наматываемую на рукав проволоку;

обрубку проволоки после навязки производить на верстаке, а не станке.

3.10. При испытаниях напорных пожарных рукавов необходимо:

проводить испытания одновременно не более 5 рукавов соединенных в одну линию;

подавать воду в испытываемые рукава следует постепенно, предварительно выпустив из рукавов воздух через крановый ствол, установленный в конце линии;

при повышении давления воды в испытываемых рукавах до рабочего давления следить за состоянием рукавов, особенно за соединительными головками. При обнаружении утечки воды в местах присоединения рукавов к головкам или через «свищи» и образовавшиеся разрывы, испытание прекратить, неисправные рукава убрать для последующего ремонта.

3.11. Подготовленные к использованию пожарные рукава должны храниться смотанными в двойную скатку на специальных стеллажах или в шкафах отдельно от рукавов, требующих ремонта и испытаний.

Читайте также:  Ремонт детских электро автомобилей

3.12. Для укладки (снятия) рукавов на стеллажи необходимо пользоваться лестницей-стремянкой.

3.13. Хранящиеся на рукавной базе (посту) рукава должны сортироваться по типам и диаметру.

4.Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. О каждом несчастном случае, работник обязан сообщить немедленно руководству части, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

4.2. В случае возникновения пожара – немедленно сообщить руководству части, приступить к тушению пожара имеющими первичными средствами пожаротушения.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Очистить от грязи использованное оборудование и инвентарь, собрать и вынести в установленное место мусор.

5.2. Моющие и дезинфицирующие средства убрать в установленное место.

5.3. Переместить использованное уборочное оборудование и инвентарь в установленные места хранения.

5.4. Вымыть руки с мылом, вытереть досуха и снять перчатки.

5.5. Смазать руки питающим и регенерирующим кожу кремом.

Источник

3.7. При прокладке, уборке, обслуживании и ремонте пожарных рукавов

При прокладке рукавной линии с рукавного автомобиля необходимо контролировать скорость движения в соответствии с инструкциями по эксплуатации (как правило, не больше 10 км/час), следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков рукавного автомобиля. При намотке рукавов на рукавную катушку необходимо держаться за перила барабана, не допуская повреждений рук, следить за надежной фиксацией рукавной катушки.

При использовании пневмосистемы подъемного механизма загрузки рукавов необходимо обеспечить давление в системе торможения не менее 0,55 МПа.

При погрузке скаток рукавов в автомобиль запрещается превышать предел грузоподъемности (100 кг) подъемного механизма (не более 2-х скаток рукавов).

При перевозке использованных рукавов на крыше рукавного автомобиля ограничивающие устройства (деревянные трапы и перила) должны быть надежно закреплены в поднятом положении.

При ремонте и обслуживании пожарных рукавов необходимо:

— не касаться нагретой поверхности вулканизационного аппарата;

— при работе с клеем работать под вытяжным зонтом и периодически проветривать помещение.

Запрещается держать клей в непосредственной близости к нагревательным приборам.

При загрузке рукавов на стеллажи рукавной базы необходимо пользоваться стремянкой или площадкой, которая двигается. Соединительные головки рукавов кладут вниз скатки на лицевую часть стелажа. Испытание пожарных рукавов следует проводить согласно Наставления по эксплуатации пожарных рукавов.

4. Оказание первой доврачебной помощи.

Оказание первой доврачебной помощи проводить в соответствии с требованиями Инструкции по охране труда о оказанию первой доврачебной помощи потерпевшим на пожарах и при авариях (ОТ № 19//2015).

5. Требования безопасности труда по окончании службы (дежурства).

5.1. В помещениях пожарного депо и на прилегающей территории по команде начальника караула (командира отделения) навести порядок и чистоту. В служебных помещениях проверить наличие и состояние имущества согласно описанией.

5.2. Подготовить к сдаче пожарные автомобили, пожарно-техническое вооружение, помещение пожарного депо.

5.3. При выявлении недостатков, неисправностей оборудования принять меры к их устранению.

5.4. По сигналу «ОТБОЙ» пожарный-спасатель снимает с пожарного автомобиля кислородно-изолирующий противогаз (маску от АСВ) ставит в ячейку шкафа базы (поста) ГДЗС, а боевая одежда и снаряжение убирает в специально отведенное место. И считается свободным от службы.

5.5. При следовании домой соблюдать Правила дорожного движения и личной безопасности.

Начальник службы охраны труда отряда В.В. Денюков

Первый заместитель начальника отряда Р.Н. Курибло

Источник

При работе с пожарными рукавами рукавным оборудованием должны выполняться следующие правила охраны труда

При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий. При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;

рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;

нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;

прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;

Читайте также:  Инструкция по ремонту гидронасосов

в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами;

РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров -ручные и лафетные.

Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху — на рукаве) у головки, левой — у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой — у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз — опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево — отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

Работа с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу. Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным. Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

Читайте также:  Мопед альфа инструкция по ремонту двигателя

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

Правила охраны труда при работе с пожарными стволами

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе на высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды

РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

Работа с лестницей-палкой

7.1.1.Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки.

7.1.2.Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: «Лестницу-палку (указать место)- ставь!». По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднего колеса автомобиля, поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить).

Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3.Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх — вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к стене так, чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы

раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

7.1.5.Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука -на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6.По команде: «Лестницу-палку убрать!»пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу -палку и укладывает ее в специально приспособленное место После этого закрепляет ее и спускается на землю.

7.1.7. При использовании лестницы-палки должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

использовать лестницу только по назначению;

не допускается использование лестницы, не прошедшей своевременно испытания;

лестница на пожарном автомобиле должна быть плотно уложена и надежно закреплена;

при снятии с автомобиля не допускать ее ударов о землю;

прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки и устойчивости;

запрещается подъем, спуск и работа на неустойчиво установленной лестнице;

запрещается подъем (спуск) по лестнице-палке более одного человека;

после работы (занятия) на лестнице ее необходимо очистить от грязи и влаги

Источник

Оцените статью