- Prom-Nadzor.ru
- Вы здесь
- Инструкция по охране труда для рабочих по обслуживанию смазочных систем технологического оборудования, машин и агрегатов
- 1. Общие требования охраны труда
- 2. Требования безопасности перед началом работы
- 3. Требования безопасности во время работы
- 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
- 5. Требования безопасности по окончании работ
- Курсовая работа: Система смазки двигателя
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Инструкция по охране труда для рабочих по обслуживанию смазочных систем технологического оборудования, машин и агрегатов
1. Общие требования охраны труда
1.1. В машиностроительной промышленности своевременная смазка трущихся частей оборудования имеет большое значение для сохранности парка станков, машин и других средств производства. Поэтому в каждом цехе или на участке на ремонтный персонал должны быть возложены обязанности по смазке действующего оборудования.
1.2. К самостоятельной работе по обслуживанию смазочных систем машин и агрегатов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр в установленном порядке, изучившие данную инструкцию, обученные безопасным приемам ведения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, прошедшие стажировку и допущенные к самостоятельному ведению работ. Указанные лица должны иметь 1 группу по электробезопасности.
1.3. Повторный инструктаж по охране труда проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Инструктаж на 1 группу по электробезопасности проводится не реже 1 раза в год.
1.4. На территории предприятия и в цехе необходимо соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка, быть внимательным по отношению к движущемуся транспорту и работающим грузоподъемным машинам и другому производственному оборудованию.
1.5. Соблюдайте установленный на предприятии режим труда и
отдыха. Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Суммарное время на личные надобности в течении рабочей смены составляет 45 минут.
1.6. При обслуживании смазочных систем машин и агрегатов на
работников возможно воздействие следующих опасных и вредных
факторов:
— работа с маслами и нефтепродуктами (возможно заболевание или травма);
— движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования (возможна травма);
— отлетающие частицы металла (стружки), абразивные материалы (возможна травма);
— при обслуживании крупногабаритного оборудования – работа на высоте (возможно падение);
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны (заболевания органов дыхания);
— воздействие электрического тока (может привести к электротравме);
— недостаточная освещенность рабочей зоны (заболевания органов зрения);
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны (возможно заболевание);
1.7. Для нормального и безопасного производства работ при
менять следующие средства защиты:
1.8. Работник должен получить противопожарный инструктаж и соблюдать требования противопожарной безопасности, знать правила поведения при пожаре.
1.9. Немедленно извещать своего или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшим на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания /отравления/.
1.10. Работник должен уведомить непосредственного руководителя о неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента до начала работы или во время рабочего дня после обнаружения неисправности.
1.11. Работник должен уметь оказывать первую доврачебную
помощь пострадавшим от несчастных случаев на производстве.
1.12. Во время работы необходимо соблюдать правила личной гигиены, перед едой мыть руки с мылом. Не разрешается на рабочем месте курить, принимать и хранить пищу, хранить личную и рабочую одежду. Курить разрешается только в специально оборудованных местах.
1.13. Лица, не выполняющие данную инструкцию, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Выполняйте только ту работу, которая поручена администрацией (механиком, мастером), при условии, что безопасные способы ее выполнения Вам известны. В сомнительных случаях обращайтесь к механику или мастеру за разъяснением.
2.2. При получении новой (незнакомой) работы получите от мастера, механика инструктаж о безопасных способах ее выполнения.
2.3. Необходимо надеть чистую и исправную полагающуюся по нормам спецодежду, спецобувь. Спецодежда не должна иметь свисающих концов, обшлага рукавов должны быть застегнуты.
2.4. Подготовьте к работе необходимый инвентарь для смазки оборудования (ведра с крышками, масленки, лейки, шприцы и т.п.).
Проверьте исправность инструмента (ключи, отвертки).
2.5. Подготовить свое рабочее место к безопасной работе.
Убрать мешающие предметы, освободить проходы и убедиться в том, что соседнее работающее оборудование не причинит Вам травмы. При необходимости попросите его отключить от электроэнергии. На электропусковом приборе вывесите предупредительный плакат «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ».
2.6. Для обслуживания крупногабаритного оборудования, не имеющего специальных площадок с ограждением и лестниц, подготовьте исправную переносную (приставную) лестницу.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Смазку механизмов станков, машин и других агрегатов производите согласно паспортам и картам их смазки.
Придерживайтесь установленного срока и порядка смазки оборудования.
Применяйте только тот сорт смазки, который применяется для данного станка, машины и агрегата. Замена смазки производится только с разрешения ответственного лица по смазке.
3.2 Бережно расходуйте смазочный материал, излишняя смазка не улучшает работу станка, машины и агрегата, а создает загрязненность их и рабочего места. Случайно пролитое масло или керосин немедленно соберите, осушите место, где они были пролиты.
3.3 Обтирочный материал не разбрасывайте по участку, а соберите в специальные места (закрытый металлический ящик).
3.4 Следите за исправным состоянием масленок, маслоразводок по станку и всей смазочной системы.
3.5 Обо всех случаях неисправности масленок, маслоразводок и смазочной системы оборудования, как-то: течь картеров, отсутствие маслоуказателей, обрыв и смятость маслопроводов, трубок, шлангов, отсутствие или неисправность масленок, немедленно поставьте в известность мастера или механика, сделайте соответствующую запись в сменном журнале.
3.6. Смену масел в картерах оборудования производите в соответствии с графиком смазочно-профилактических работ. Отработанные масла собирайте и сдавайте в специально отведенное место. Неизрасходованное масло сдавайте в кладовую цеха.
3.7. Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, применяемые для промывки картеров и смазочной системы остановленного на планово- предупредительный ремонт оборудования, переносите и храните в закрытой таре.
3.8. При работе с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями и материалами, а также в опасных в пожарном отношении местах: склад хранения масел, места сбора обтирочных материалов, станция по регенерации отработанных масел и пр. — пользоваться открытым огнем запрещается.
3.9. Содержите в чистоте смазочные системы оборудования и
смазочный инвентарь: ведра, масленки, шприцы, насосы, раздаточные цеховые колонки.
3.10. Своевременно смазывайте оборудование, не допускайте
нагревание подшипников до температуры, могущей вызвать заедание шпинделя, вала и прочих узлов.
При обнаружении перегрева дайте сигнал об остановке агрегата.
3.11. При необходимости снятия ограждения во время смазочных работ, по окончании смазки поставьте ограждение на место.
3.12. Смазку приводов оборудования и механизмов производите только при полном их выключении и остановке, а также наличии на пусковом приборе (рубильнике или кнопке) плаката «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ». (Смазка отдельных частей механизмов на ходу может быть допущена, если она не представляет опасности и производится при помощи соответствующих приспособлений).
3.13. При работе на высоте используйте исправные и прошедшие испытание лестницы. Переносную лестницу устанавливайте так, чтобы угол ее наклона по отношению к полу не превышал 60 градусов.
Прислонять лестницу к вращающимся частям механизма, а также становиться на станки и их ограждения запрещается.
3.14. Рабочему по обслуживанию смазочных систем машин и агрегатов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
3.15.1. Работать без использования средств индивидуальной защиты, положенных по нормам.
3.15.2. Прикасаться к токоведущим частям электрооборудования, открывать дверцы электрошкафов.
3.15.3. Пользоваться переносными светильниками напряжением более 50 вольт.
3.15.4. Пользоваться неисправным инструментом и приспособлениями, применять прокладки при зазорах между гранями гайки и ключа.
3.15.5. Обдувать на себе и других работниках одежду сжатым
воздухом.
3.15.6. Находится в опасной зоне перемещения груза при работе грузоподъемных машин.
3.16. Закончив смазку станка, машины или агрегата, убедитесь в том, что его пуск никому не угрожает, и лишь только после этого снимите с пускового прибора плакат «НЕ ВКЛЮЧАТЬ — РАБОТАЮТ ЛЮДИ» и сообщите о готовности данного оборудования к работе.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении каких-либо неисправностей инструмента и обслуживаемого оборудования доложить мастеру и до устранения неисправностей к работе не приступать. При обнаружении возможной опасности предупредить окружающих и немедленно оповестить непосредственного руководителя работ.
4.2. При пожаре или обнаружении признаков горения немедленно сообщить в пожарную команду по телефону …, сообщить мастеру или вышестоящему руководителю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости вызвать городскую пожарную службу по телефону 112, организовать встречу пожарной команды.
4.3 При несчастном случае с Вами или другим работником прекратить работу, поставить в известность мастера оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и обратиться в здравпункт лично или позвонить по телефону …..
Обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки. При необходимости вызовите скорую медицинскую помощь по телефону 112.
4.4 При аварии систем водоснабжения, отопления и т.д. препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии и её последствий.
5. Требования безопасности по окончании работ
5.1. Приведите в надлежащий порядок рабочее место. Инвентарь и принадлежности (масленки, шприцы, ведра, пустую тару из-под масла и др.) разложите на соответствующие места для его хранения.
5.2. Промасленную ветошь и другие отходы производства убрать в специально отведенное место согласно маркировки.
5.3. Сообщите сменщику и мастеру обо всех замечаниях, неполадках в работе и о принятых мерах по их устранению.
Источник
Курсовая работа: Система смазки двигателя
Название: Система смазки двигателя Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа Добавлен 19:02:51 19 марта 2010 Похожие работы Просмотров: 11641 Комментариев: 10 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать | |||||||||||||||||||||||||||
Причины неисправностей | Способы устранения |
Давление масла превышает допустимое значение при нормальной работе двигателя (на всех режимах) | |
Заменить датчик или указатель | |
Из-за загрязнения масла произошло заклинивание редукционного клапана | Прочистить гнездо и редукционный клапан, отрегулировать клапан |
Повышенное давление масла при работе двигателя на холостом ходу и на средней частоте вращения коленчатого вала | |
Загрязнены каналы системы | Промыть каналы |
В двигатель залито слишком вязкое масло | Заменить масло другим в соответствии с рекомендациями изготовителя |
Низкое давление масла при нормальном его расходе | |
Низкий уровень масла в системе | Долить масло |
Изношен или разрегулировался редукционный клапан; под клапан попали механические частицы | Отрегулировать или заменить клапан |
Изношен масляный насос или поломаны зубья его шестерен | Заменить насос |
Недостаточное давление масла при работе двигателя на холостом ходу и на средней частоте вращения коленчатого вала при повышенном расходе масла | |
Большой зазор между коренными и шатунными шейками и подшипниками коленчатого вала | |
После включения зажигания не загорается контрольная лампочка аварийного давления масла | |
Перегорела контрольная лампочка | Заменить лампочку |
3. Техническое обслуживание системы смазки
Наиболее часто встречаются следующие неисправности системы смазки: снижение уровня масла, повышение или понижение его давления в системе, загрязнение масла.
Снижение уровня масла может быть вызвано негерметичностью масляного картера двигателя, плохим уплотнением коленчатого вала или износом сальников и выгоранием масла.
Повышенное давление в системе смазки может быть обусловлено применением масла повышенной вязкости, загрязнением каналов системы и масляного фильтра, неисправностью редукционного клапана, в редких случаях — отказом датчика давления масла, а пониженное давление — недостаточным уровнем масла в масляном картере, уменьшением его вязкости, засорением маслоприемника, износом деталей масляного насоса, подшипников коленчатого или распределительного вала, заеданием редукционного клапана в открытом положении.
Причинами интенсивного загрязнения масла и его быстрого старения являются попадание в масло охлаждающей жидкости, длительная работа двигателя в режимах, отличающихся от номинальных (температура охлаждающей жидкости менее 60 °С или более 100°С), значительный износ деталей цилиндропоршневой группы, применение несоответствующего масла.
ОБЩАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
Давление масла в системе смазки двигателя постоянно контролируется манометром и (или) контрольной лампой на панели приборов.
В случае постоянного понижения давления масла необходимо убедиться в правильности показаний датчика и указателя, работа которых, как правило, основана на принципе изменения электрического сопротивления в цепи датчик — указатель.
Для измерения давления масла в системе используют механический манометр. С помощью штуцера его подсоединяют к главной масляной магистрали двигателя, обычно на место датчика давления масла. Затем запускают двигатель и измеряют давление во всех режимах его работы. Так, в режиме холостого хода давление должно быть в пределах 0,8..Л,5 кгс/см 2 , на повышенных оборотах — 3,5. 5,5 кгс/см 2 в зависимости от модели двигателя. В случае отклонения давления от номинального неисправность следует искать в элементах системы смазки.
При пониженном давлении масла надо проверить чистоту масляного фильтра и убедиться в отсутствии утечек масла. При прогретом двигателе фильтр должен быть теплым. Если фильтр холодный, это свидетельствует о его засорении; масло в этом случае проходит через редукционный клапан, минуя фильтр.
В отдельных случаях возникает необходимость проверки масла на отсутствие в нем охлаждающей жидкости или топлива. Для определения наличия в масле охлаждающей жидкости его наливают в пробирку и дают отстояться в течение 4. 5 ч. Если охлаждающая жидкость в масле присутствует, его верхняя часть будет иметь другой цвет и слегка вспенится. Когда нужно определить, есть ли в масле бензин, масло нагревают на плитке до 8О. 9О°С и подносят горящую спичку. При наличии бензина масло загорается.
Производительность масляного насоса определяют по развиваемому им давлению при определенном сопротивлении на выходе. Для этого на специальной установке к выходному патрубку насоса присоединяют жиклер диаметром 1,5 мм и трубопровод длиной 5 м. Насос с приемным патрубком и сеткой помещают в бачок, заполненный смесью, состоящей из 90 % керосина и 10 % моторного масла, или индустриальным маслом И20. Уровень смеси в бачке должен быть на 20. 30 мм ниже плоскости разъема корпуса и крышки насоса. Насос приводят во вращение от электродвигателя. При выпуске жидкости из насоса через трубопровод длиной 40 мм с отверстием диаметром 4,2 мм (при температуре (28±8)°С) давление должно составлять 3,25.. .5,00 кгс/см ,
Проверять редукционный клапан лучше всего на специальном стенде, на котором через клапан можно подавать масло под давлением. При этом фиксируются моменты начального и полного открытия клапана. При давлении 3 кгс/см 2 редукционный клапан должен быть закрыт, допускается лишь вытекание отдельных капель из него; при давлении 6 кгс/см 2 клапан должен быть полностью открыт, а масло должно вытекать из него непрерывной струей.
4. Ремонт масляного насоса
При недостаточной производительности или после длительной эксплуатации масляный насос снимают и разбирают, все его детали промывают в керосине и продувают сжатым воздухом. При наличии трещин в корпусе или крышке насоса эти детали заменяют новыми. После этого осматривают ведущую и ведомую шестерни насоса и при наличии значительного износа также заменяют их новыми. Обе шестерни, установленные в корпусе насоса, должны легко вращаться рукой при прикладывании усилия к ведущему валику.
Затем в обычных шестеренчатых насосах с наружным зацеплением шестерен щупом проверяют зазор между корпусом насоса и зубьями шестерен. В шестеренчатых насосах с внутренним зацеплением шестерен проверяют зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и расточкой в корпусе насоса. Предельно допустимый зазор составляет (в зависимости от модели двигателя) 0,22. 0,25 мм, номинальный-0,105. 0,175 мм.
Для всех насосов проверяют зазор между зубьями шестерен, который не должен превышать 0,20 мм. С помощью линейки и щупа проверяют зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса. Предельно допустимый зазор составляет в зависимости от двигателя 0,15. 0,20 мм, номинальный-0,05. 0,16 мм.
Для насосов с внутренним зацеплением шестерен проверяют зазор между наружным диаметром ведущей шестерни и корпусом насоса. Предельно допустимый зазор составляет 0,25 мм, номинальный-0,140. 0,216 мм (в зависимости от двигателя).
У обычных шестеренчатых насосов измеряют диаметр шестерен и определяют зазор между осью и ведомой шестерней, который должен, находиться в пределах 0,017. 0,057 мм (предельно допустимый -0,1 мм), а также зазор между валиком насоса и отверстием в корпусе, который должен находиться в пределах 0,016. 0,055 мм (предельно допустимый — 0,1 мм).
Крышка насоса в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов. Допускается ее неплоскостность до 0,05 мм. В случае необходимости крышку фрезеруют или шлифуют; при этом максимальная толщина снимаемого слоя не должна превышать 0,2 мм.
Некоторые насосы имеют прокладку между корпусом и крышкой. При ремонте такого насоса прокладка, изготовленная из паронита или картона (обычно толщиной 0,3 мм), заменяется новой. Применение лака, краски или других герметизирующих средств при установке прокладки, равно как и установка более толстой прокладки, не допускается, так как это приводит к снижению производительности насоса.
При ремонте насосов с шестеренчатым приводом от распределительного вала необходимо произвести дополнительные измерения: определить износ зубьев ведомой шестерни привода насоса путем измерения толщины ее зубьев зубомером.
При уменьшении толщины более чем на 0,15 мм по сравнению с номинальным размером шестерню необходимо заменить. Кроме того, следует определить зазор между опорной шайбой и торцом корпуса привода (он не должен превышать 0,25 мм).
В двигателях, имеющих привод масляного насоса типа вал-шестерня, проверяют овальность втулок вала, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия во втулке с каналом в блоке цилиндров. Проворачивание втулок в блоке цилиндров не допускается. Измеряют также диаметры втулок и валика и определяют зазор между ними. Если он больше 0,15 мм, а также если имеются повреждения поверхностей этих деталей, втулки заменяют новыми. После запрессовки втулок их обрабатывают развертками до получения надлежащего диаметра.
Вал привода масляного насоса не должен иметь повреждений опорных шеек, а шестерня вала — визуально заметного износа и выкрашивания зубьев. Не допускается ослабление запрессовки и овальность втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания. Внутренняя поверхность втулки не должна иметь задиров.
Редукционный клапан при ремонте масляного насоса разбирают с промывкой растворителем его гнезда. На клапане и его гнезде не должно быть продольных рисок. Небольшие царапины и сколы плунжерных клапанов можно зашлифовать наждачной бумагой. В случае необходимости проверяют упругость пружины клапана. При нажатии на пружину с усилием 4 кгс ее длина не должна уменьшиться более чем на 11. 13 мм.
Более простым, но неточным методом проверки работоспособности редукционного клапана является проверка нажатием на пружину (шарик, плунжер) прутком из мягкого металла. Пружина (шарик, плунжер) должна перемещаться без помех с некоторым сопротивлением.
Система вентиляции масляного картера двигателя в процессе эксплуатации автомобиля засоряется продуктами неполного сгорания топливно-воздушной смеси — картерными газами. При ремонте двигателя необходимо отсоединить шланги, снять и разобрать пламегаситель, маслоотделитель, сетку и промыть их в растворителе, бензине или керосине.
В целях предупреждения несчастного случая каждый рабочий в процессе производства обязан руководствоваться технологической инструкцией, соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, изложенные в настоящей инструкции, а администрация обязана обеспечить рабочие места всем необходимым для безопасного производства работ и создать при этом нормальные условия труда.
5.1 Техника безопасности при проведении технического обслуживания автомобиля
1. Рабочее место содержать в чистоте и порядке. Пролитые нефтепродукты засыпать чистым песком, затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости. Обтирочный материал собирать в железный ящик с плотной крышкой.
2. Снимаемые агрегаты тщательно очистить и оттереть, чтобы было удобно их разбирать.
3. Во время работы запрещается становиться на подвижные колеса и другие неустойчивые части машины.
4. Цилиндры и поршни нельзя класть на край стола или верстака.
5. Разбирать или собирать агрегаты в подвешенном состоянии запрещается.
6. При демонтаже или монтаже упругих спиральных пружин пользуются специальными съемниками, предупреждающими вылет пружины.
Техника безопасности для слесаря ремонтника
1. При работе возможно воздействие следующих опасных производственных факторов: травмы при работе неисправным инструментом, травмирование ног при падении деталей и узлов, превышение предельно допустимой нагрузки при переноске тяжести, отравление и ожоги при использовании легковоспламеняющейся жидкости.
2. При работе слесарь ремонтник должен использовать спец. одежду.
3. В слесарно-монтажной мастерской должна быть медицинская аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи при травмах.
4. При работе в слесарно-монтажной мастерской необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать средства расположений первичных средств пожаротушения. В слесарно-монтажной мастерской должен быть огнетушитель и ящик с песком.
5. Перед началом работы необходимо одеть спец. одежду.
6. Изучить порядок выполнения и безопасность.
7. Подготовить к работе оборудование, инструменты и приспособления проверить их исправность.
8. Быть внимательным, правильно выполнять трудовые приемы.
9. Работать только исправным инструментом и приспособлением.
10.Гаечные ключи применять только в соответствии только по размеру гаек и болтов. Запрещается наращивать ключи, использовать прокладки, ударять по ключу, разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных местах.
11.Отвертки следует применять в соответствии с шириной шлица винта.
12.При разборке и сборке агрегатов узлов следует применять съемные приспособления указаны в конструкционной карте.
13.Снятые детали или узлы необходимо складывать на верстак, длинные детали валы, полуоси запрещается ставить вертикально во избежание их падения и травмирования людей.
14. Для подъема установки и снятия деталей и агрегатов массой более 15кг должны применяться подъемные приспособления. Для перемещения узлов и деталей массой более 15кг необходимо использовать тележки со стойками и упорами.
15.Во избежание отравлений и возникновения пожара запрещается применять для промывки деталей бензин.
16.При обработке деталей необходимо надежно закреплять их в тисках.
1. Карагодин В. И., Шестопалов С. К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990. — 239 с.
2. Круглов СМ. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. — М.: Высшая школа, 1995. —304 с.
3. Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, ВАЗ-2109, ВАЗ-21093:
Многокрасочный альбом/ Вершигора В.А. , Игнатов А.П. , Новокшенов Н.В. и др.— Из-во «Третий Рим», 1996. — 90 с.
Источник