Меры безопасности при обслуживании тяговых двигателей и вспомогательных машин.
Перед началом осмотра и ремонтом тяговых электродвигателей необходимо выключить все вспомогательные машины, БВ, опустить токоприемники и заземлить электровоз. Убедившись в опущенных токоприемниках и в том что электровоз заземлен, можно приступить к осмотру. При осмотре и ремонте электровоза ключ кнопочного выключателя и реверсивная рукоятка должны находиться у ответственного лица, выполняющего эти работы. По окончании осмотра и ремонта перед подъемом токоприемника необходимо убедиться в том, что все работы закончены; лишние предметы и инструмент убраны; отключенные при осмотре электровоза аппараты возвращены в свое рабочее положение; двери ВВК закрыты; съемные кожуха и крышки установлены на место; нет никого под кузовом в ВВК и на крыше электровоза. Категорически запрещается обслуживающему персоналу при подъеме токоприемника и приведении электровоза в рабочее состояние применять личные реверсивные рукоятки, ключи кнопочных выключателей и другие блокировочные устройства, а также пользоваться заменяющими их приспособлениями.
Перед подъемом токоприемника необходимо дать предупредительный сигнал.
Категорически запрещается выдача электровоза на линию с неисправными защитными устройствами, со снятыми защитными кожухами или крышками высоковольтного оборудования и желобов высоковольтной проводки.
Признаки неисправности букс.
К признакам неисправности буксового узла относятся:
— наличие нагрева буксового узла
— наличие цвета побежалости
— некачественное крепление болтовых соединений и отсутствие шпилек
— плохое крепление зарядного устройства и отсоединение или излом кабеля к нему
— некачественное крепление датчиков ДПС и ДУП
— зазор между рамой тележки и упора букс меньше 25 мм (ЧС7)
— нарушение целостности предохранительных планок или неправильная их установка
— нарушение целостности сайлент-блоков, наличие их выдавливания (ЧС2 К,Т )
— наличие течи масла из шплинтонов буксы
— некачественное крепление маслозаправочных трубочек
Источник
Техника безопасности при ремонте вспомогательных машин электровоза
Охрана труда при техническом обслуживании и ремонте электроподвижного состава промышленного транспорта
Охрана труда — это комплексное понятие, включающее в себя трудовое законодательство, производственную санитарию, гигиену труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Главная задача в области охраны труда при обслуживании и ремонте локомотивов заключается в полной ликвидации производственного травматизма, профессиональных и простудных заболеваний в любых формах. Это достигается путем разработки эффективных мероприятий по предупреждению производственного травматизма, обучения персонала правилам охраны труда и контроля, неуклонного их выполнения.
Требования к состоянию устройств локомотивного хозяйства. Территории пункта технического обслуживания (ПТО), электродепо, цехов по ремонту т. п. с. должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к производственному процессу ремонта, а также требованиям Санитарных норм проектирования промышленных предприятий (СН 245 — 71) и Противопожарных норм проектирования зданий и сооружений (СН и ППА5 —70). Эксплуатация устройств железнодорожного транспорта и подвижного состава на территории ремонтного пункта должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации железнодорожного транспорта предприятий системы МЧМ СССР и Правилами техники безопасности для железнодорожного транспорта промышленных предприятий. Все производственные и санитарно-бытовые помещения ремонтных пунктов должны отвечать Санитарным нормам СН 245 — 71. Канава для одиночной выкатки колесно-моторных блоков, расположенная в стойловой части, должна перекрываться щитами, иметь ограждения и световые указатели. Напряжение светильников смотровых канав и переносных светильников должно быть не выше 36 В. Вентиляция производственных помещений осуществляется естественным путем, а также с помощью вентиляционных установок. Выбор того или иного метода вентиляции производится в соответствии с требованиями Санитарных норм проектирования промышленных предприятий (СН 245 — 71).
Естественное освещение производственных и вспомогательных помещений должно удовлетворять требованиям Санитарных норм проектирования промышленных предприятий (СН 245 — 71) и СН и ППА 8 — 72 «Естественное освещение. Нормы проектирования». Для безопасного продолжения работы или выхода людей из помещения при внезапном отключении освещения производственные помещения должны быть оборудованы аварийным освещением, причем освещенность рабочих поверхностей должна быть не менее 5 % номинальной.
Правила безопасной работы на ПТО. На стойлах ПТО открытого типа нормальное положение мачтового секционного разъединителя «Включено». В течение всего времени нахождения контактного провода под напряжением по обоим концам пути стойла на видном месте должны быть включены красные сигналы. После постановки тягового агрегата на стойло машинист должен опустить токоприемники, затормозить тяговый агрегат ручным тормозом и дать заявку на снятие напряжения с контактного провода. Реверсивную рукоятку машинист сдает старшему осмотрщику вагонов, а ключ, блокирующий кнопочный пульт,— бригадиру или старшему слесарю бригады слесарей. В том, что токоприемники опущены, машинист обязан убедиться визуально, если даже стрелки вольтметров находятся на нуле.
Допуск к работе бригады слесарей производится бригадиром или старшим слесарем с квалификационной группой по электробезопасности не ниже IV . Перед допуском бригады к работе руководитель должен снять напряжение с контактного провода над стойлом с помощью секционного разъединителя; запереть разъединитель на замок и вывесить плакат: «Не включать — работают люди»; в присутствии машиниста заземлить контактную сеть изолирующей штангой; сделать запись в оперативном журнале об отключении контактной сети.
Перед началом работы руководитель работ должен проинструктировать каждого слесаря о характере и месте работы, обратить особое внимание на вероятность возникновения опасных ситуаций, непосредственным прикосновением руки показать отсутствие напряжения в контактной сети.
Подача напряжения в контактный провод смотрового стойла производится по требованию машиниста лично руководителем работ на ПТО. Перед подачей напряжения бригадир и машинист должны лично убедиться в отсутствии людей на крыше электровоза, в ВВК скосов и моторных отсеков думпкаров, а также в том, что центральные токоприемники опущены и подача напряжения не грозит опасностью.
При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещается: открывать задвижные двери, шторы ВВК скосов и дизельной секции, а также двери моторных отсеков думпкаров; входить в них каким-либо путем; снимать ограждающие высокое напряжение защитные приспособления, щиты, кожуха, крышки коллекторных люков тяговых двигателей и вспомогательных машин; выполнять электросварочные работы; соединять или разъединять межэлектровозные соединения; отсоединять заземляющие шунты и выводные провода вспомогательных машин; вскрывать крышки электрических печей кабины; открывать панели электроизмерительных приборов на пультах управления и производить замену ламп; прикасаться к кожухам и ящикам подкузовного оборудования электровоза; протирать кузов электровоза и лобовые стекла кабин снаружи.
При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается: регулировать регулятор напряжения; заменять лампы освещения кабин, коридоров, кузова дизельной секции, ходовых частей, предохранители цепей управления (при обесточенных цепях); регулировать регулятор давления; протирать стекла кабин (не приближаться к токоведущим частям ближе 2 м); производить осмотр, проверку, регулировку и ремонт механического и пневматического оборудования в местах, доступных снаружи и не связанных с опасными прикосновениями к токоведущим частям; проверять выход штоков тормозных цилиндров.
Меры безопасности при ремонте оборудования локомотивов. Моечные машины и установки должны размещаться на отведенных местах в цехе или отдельных помещениях. Машины оборудуются вытяжной вентиляцией, а моечные камеры – бортовыми отсосами и ограждениями. Машинист моечной машины должен хорошо знать ее устройство, правила безопасной эксплуатации и обращения с ядовитыми и разъедающими жидкостями. Персоналу, обслуживающему моечную установку, запрещается: составлять моющую жидкость; заправлять машину или чистить ее без защитной спецодежды; выдавать детали и узлы без обмывки чистой водой; выполнять обдувку деталей без индивидуальных средств защиты. Ручная обмывка керосином или уайт-спиритом должна производиться только с применением средств индивидуальной защиты на специально оборудованных местах, имеющих вытяжную вентиляцию и отвечающих требованиям противопожарных правил и норм.
Автосцепное устройство . Все работы по подготовке к демонтажу автосцепного оборудования должны выполняться с использованием мостиков, укладываемых поперек канавы. Разъединять межэлектровозные соединения следует с лестницы и настила, устанавливаемого на стальном каркасе, который укладывается на козырьках буферных фонарей. Опускать поддерживающую планку следует одновременно с валиком и вкладышем с особой осторожностью. Вынимать головку автосцепки следует краном с помощью специальных захватов. Демонтаж упорной плиты, хомута и поглощающего аппарата производить с предварительным сжатием последнего с помощью специального пневматического (гидравлического) подъемника. Сброс в канаву деталей автосцепного устройства запрещается. Разрядка и зарядка поглощающего аппарата должны производиться на специальном прессе, исключающем возможность травмирования рабочего пружинами.
Рессорное подвешивание . При замене элементов разгрузку рессор перед демонтажем производят специальными гидродомкратами по принятой технологической схеме. На опорную поверхность устанавливают деревянную подкладку. Использование неустановленной формы подкладок с целью наращивания высоты плунжера домкрата запрещается. Колесные пары должны быть подклинены. При замене рессоры разгруженные валики (рессорные борты) вынимают, а под рессору подводят приспособление, обеспечивающее безопасный съем. При замене пружины ее предварительно разгружают и, только убедившись в полной ее разгрузке, снимают регулировочные гайки.
Зубчатая передача . Отворачивание болтов, крепящих нижнюю часть кожуха, производят только после установки под него специального домкрата с удерживающим приспособлением. Ощупывание зубьев и их обмер разрешается производить только при неподвижной колесной паре. Устанавливать кожуха с помощью подручных средств, не обеспечивающих безопасную работу, и проверять совпадение отверстий пальцами рук запрещается.
Центральные и боковые опоры . Подъем кузова для ревизии опор разрешается только за поддомкратные опоры с применением деревянных брусков толщиной около 40 мм. После подъема под консоли домкратов устанавливают разгрузочные тумбы. Подъем, опуск кузова и выкатку тележек разрешается выполнять только специально обученному и проэкзаменованному слесарю под наблюдением мастера или бригадира. Необходимо следить, чтобы подъем выполнялся одновременной работой всех домкратов, при этом перекос кузова свыше 100 мм не допускается.
Пневматическое оборудование, тормозная рычажная передача . Перед началом работ источник сжатого воздуха должен быть отключен, а резервуары и магистрали разряжены. Перед разъединением соединительных рукавов между тяговыми единицами их концевые краны должны быть перекрыты. Регулировку предохранительных клапанов в цепи главных резервуаров следует производить только на стенде в автоматном цехе. Перед проверкой тормозной системы все работы в зоне рычажной передачи должны на время испытаний быть прекращены. При демонтаже, монтаже и опробовании действия цилиндров опрокидывания на моторном думпкаре, которые производятся с наклоном кузова, все работы необходимо прекратить, а рабочие должны отойти на безопасное расстояние. На все время работ, связанных с опрокидыванием кузова, под верхнюю раму с каждой стороны устанавливать подставки. Регулировку, смазку механизма опрокидывания и открытие бортов производить с особой осторожностью через внутреннюю дверь моторного отсека. При сборке тормозной передачи или привода ручного тормоза для совмещения отверстий в головках тяг, подвесок, рычагов необходимо использовать ломик, бородок и молоток. Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами рук. При испытании тормозного оборудования не допускается регулировать тормозную передачу и заменять колодки.
Крышевое оборудование . Выход на крышу электровоза осуществляется через люк-лаз. Разрешается использовать для этих целей стационарные или передвижные площадки, имеющие входные лестницы и ограждения высотой не менее 1 м. Использование переносных лестниц и подсобных средств запрещается. Перед началом работ крыша должна быть очищена от снега, льда, смазок, а участки у места производства работ посыпаны песком. Инструмент должен находиться в сумке (ящике), а материалы и запасные части должны быть размещены на середине крыши. Запрещается сбрасывать с крыши на пол или ловить подбрасываемые с пола инструменты, детали и т. п.
Электрические аппараты . При ремонте слесари должны пользоваться отвертками и пассатижами с изолированными ручками, переносными и контрольными лампами с надежной изоляцией защитных корпусов и проводов. Перед работой в ВВК следует убедиться, что главный разъединитель отключен. Для предотвращения электротравматизма следует строго соблюдать порядок пользования ключами и рукоятками т. п. с. Запрещается иметь личные реверсивные рукоятки, ключи кнопочных, пультов или использовать заменяющие их приспособления. При снятии дугогасительных камер не допускать их падения. Перед осмотром и ремонтом электропневматических контакторов следует перекрыть кран на магистрали управления и выпустить воздух.
Электрические машины . Демонтированные машины запрещается устанавливать в штабеля. Место, где производится пайка, должно быть оборудовано местной вентиляцией. При работе со стеклотканью используют респираторы «Лепесток» или ШБ-1, У-2К. Одежда должна очищаться в спецкамере. Пропиточное отделение должно быть изолировано огнестойкими перегородками и оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. Автоклавы с механическим открыванием крышки должны иметь блокировку, не допускающую открытия крышки при наличии давления в автоклаве. В пропиточном отделении запрещается: курить, работать с открытым огнем, применять ударный стальной инструмент.
Спецодежда и защитные средства для рабочих основных профессий, занятых ремонтом, должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов и технических условий. Рекомендуемые защитные средства при работе с агрессивными веществами следующие:
Вещества, от которых требуется защита
Машинные и смазочные масла, керосин, различные органические вещества
Источник
Техника безопасности при ремонте вспомогательных машин электровоза
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТАХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11
Общие требования безопасности
Основные требования безопасности при ремонте и техническом обслуживании электрических машин электровозов установлены ГОСТ 12.3.002-75. и ПОТ РО-32-ЦТ-668-99 и распространяются на все работы, выполняемые в локомотивных депо и пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).
Содержание вредных веществ не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровня воздействия, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.1313, ГН 2.2.5.1314, ГН 2.2.5.686.
Уровень шума и вибрации на рабочих местах не должен превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-90
Освещённость рабочих мест в помещениях и на открытых площадках депо, ПТОЛ должна соответствовать требованиям СНиП 23-05, ОСТ 32.120-96 и РД 32.15-91.
Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне, в помещениях, а также содержание вредных веществ в воздухе на указанных рабочих местах должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88.
Пожарная безопасность и взрывобезопасность должны обеспечиваться соблюдением требований ГОСТ 12.1.004-91 и ГОСТ 12.1.010-76, ППБО-109.
Электросварочные и газосварочные работы должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ12.3.003-86, правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ.
Требования безопасности при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2
Перед проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов электрических машин электровозов, должны быть выполнены следующие операции:
выключены вспомогательные машины и аппараты;
опущены токоприёмники с визуальной проверкой их положения;
перекрыты разобщительные краны к клапанам токоприёмников;
снята реверсивная рукоятка;
включены заземляющий контактор или разъединитель заземления;
сняты емкостные заряды с силовой и вспомогательных цепей, разряжены конденсаторы;
открыты двери высоковольтных камер;
на электровозах переменного тока и двойного питания заземлен главный ввод тягового трансформатора.
Перед проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов электрических машин тепловозов, должны быть выполнены следующие операции:
снята реверсивная рукоятка;
открыты двери высоковольтной камеры;
обесточены электрические цепи;
выключен рубильник аккумуляторной батареи;
вынуты предохранители на пульте управления и в высоковольтной камере тепловоза;
отсоединены кабельные наконечники от зажимов аккумуляторной батареи;
надеты колпачки из изоляционного материала на контакты пусковых контакторов;
Работы по ТО и ТР электрических машин, связанные с прокруткой колёсных пар для проверки щёточно-коллекторного узла, состояния моторно-якорных и моторно-осевых подшипников, должны производиться по распоряжению и под наблюдением мастера или бригадира.
При прокручивании колёсных пар тяговых двигателей нахождение в смотровой канаве иных работников, кроме проверяющих, не допускается. За действиями работников, находящихся в смотровой канаве, должен наблюдать специально выделенный работник.
Внешние электрические сети для питания переносных приборов диагностирования напряжением более 42 В переменного тока или 110 В постоянного тока должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) или устройством защитного отключения.
Обточка и шлифовка коллекторов отдельных тяговых двигателей на электровозе должны осуществляться после вывешивания данной колёсной пары и подключения тягового двигателя к источнику питания постоянного тока напряжением не более 110 В. Крайние колёсные пары с обеих сторон электровоза должны быть подклинены и заторможены ручным тормозом.
Обточку коллектора производить в защитных очках и диэлектрических перчатках.
Требования безопасности при текущем ремонте ТР-3
Производственные помещения цеха, где производится ремонт электрических машин ТПС, должны удовлетворять требованиям Санитарных норм и Правил, а также Правилам техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании зданий и сооружений на железнодорожном транспорте, утверждённых МПС России ЦК Профсоюза ЖД транспорта и Транспортного строительства.
Подъёмно-транспортное оборудование, применяемое при производстве погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ, должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003-91, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудования конкретного вида.
Устройство, освидетельствование и эксплуатация подъёмных механизмов и съёмных грузозахватных приспособлений, а также тара должны соответствовать требованиям действующих «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» ЦТ/3106.
Подъёмно-транспортные устройства, вспомогательные приспособления для стропальных и такелажных работ должны быть испытаны и иметь клейма, таблички или бирки с ясно указанными на них датами испытания, грузоподъёмности и инвентарного номера.
На применяемых при транспортировке грузов автокарах и электрокарах должны быть приспособления, предохраняющие от падения груза.
При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в ГОСТ 12.3.009-76 и ГОСТ 12.3.002-75.
Разборка, ремонт, сборка электрических машин должны производиться с помощью соответствующих исправных инструментов, приспособлений и стендов, с соблюдением требований Инструкции по охране труда для слесарей по ремонту электровозов и электропоездов в ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением 2595р от 29.12.2006.
Электросварочные и газосварочные работы должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.003-86, правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ.
Концентрация паров растворителей и вредных газов в воздухе рабочих зон не должна превышать предельно-допустимой концентрации, установленной ГОСТ 12.1.005-88.
Все работы, связанные с выделением в воздух вредных веществ, должны производиться только при наличии исправных вентиляционных установок. При отключённой или неисправной вентиляции, а также в случае превышения предельнодопустимых норм содержания в воздухе токсических веществ производить работы запрещается.
Всё электрическое оборудование (стенды, приспособления, шкафы, пульты и др.) электромашинного участка должно быть исправным, отвечать паспортным данным, надёжно заземлено согласно требованиям Правил устройства электроустановок.
К обслуживанию испытательной станции допускаются лица, прошедшие специальную подготовку по устройству и эксплуатации станции, у которых должно быть проверено знание должностных инструкций и правил техники безопасности при
работе на испытательной станции и стенде для испытания электрической прочности изоляции, о чём должна быть сделана запись в соответствующих документах.
Все работники испытательной станции должны иметь соответствующую квалификационную группу, дающую право работать на установках высокого напряжения.
Испытательная станция должна быть оборудована сигнализацией и блокировкой, действующей в течение всего времени испытания.
Стенд для испытания электрической машины должен иметь надёжное заземление, перед началом испытаний должны быть выставлены ограждения и вывешены плакаты, обеспечивающие безопасное проведение работ.
Во время испытаний запрещается:
оставлять без присмотра проходящую испытание электрическую машину; заниматься работой, непосредственно не относящейся к данным испытаниям; находиться внутри защитного ограждения стенда испытания электрической
прочности изоляции при закрытой двери.
Помещения, участки или специально отведённые места, где проводятся работы с применением лаков и эмалей, оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, взрывобезопасной осветительной аппаратурой, исключающей возможность появления искры или огня, необходимым противопожарным инвентарём.
Рабочие места, где проводятся работы с растворителями, сушильные печи, шкафы, обеспечиваются вытяжной вентиляцией.
Работать в помещениях при производстве пропиточно-сушильных работ при отключённой проточно-вытяжной вентиляции запрещается.
В пропиточно-сушильном отделении, где производятся любые работы с лакокрасочными материалами, категорически запрещается курение и использование открытого огня или раскалённых предметов. Сушильные печи и обогреваемые автоклавы должны быть оборудованы взрывобезопасными нагревателями.
Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов, производятся в специальной вентилируемой камере. Рабочие проходы между стенками камеры и окрашиваемой машиной должны быть шириной не менее 0,75 м.
Работы, связанные с применением пропиточных покровных составов, лаков, эмалей и растворителей, следует производить в комбинезонах, защитных фартуках. Без спецодежды такие работы производить категорически запрещается.
Для защиты кожных покровов от воздействия растворителей смол и пропиточных составов необходимо пользоваться полихлорвиниловыми или «биологическими перчатками», защитными очками и защитными пастами и мазями.
Источник