Техника безопасности ремонт мостовых кранов
Безопасная эксплуатация кранов зависит от их исправности, правильно выполненного заземления, соблюдения необходимых условий при ремонте, а также от правильной эксплуатации кранов.
Заземление металлоконструкций мостовых кранов и установленного на них электрооборудования можно выполнять через подкрановые пути. Заземление тележек на кранах обеспечивается контактом через рельсы и ходовые колеса.
Присоединение заземляющего провода к рельсовым путям крана должно выполняться при помощи сварки, а присоединение к корпусам электродвигателей, аппаратов и т. п. — болтовыми соединениями, обеспечивающими надежность контакта (контргайки, контрящие шайбы).
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В тех случаях, когда электрооборудование крана установлено на его заземленной металлоконструкции и между ними имеется надежный контакт, при котором заморенное сопротивление заземления не превышает установленной нормы, присоединение добавочных заземляющих проводников не обязательно. При управлении краном (электроталью) с пола корпуса кнопочных аппаратов управления, выполненные не из изоляционного материала, должны быть заземлены не менее чем двумя проводниками: жилой гибкого кабеля и тросиком, прикрепленным с наружной стороны гибкого кабеля.
В электролизных установках мостовые краны обслуживают ряд электролизеров (ванн), работающих под напряжением 500 В и выше. На этих кранах Правилами предусматривается устройство трехступенчатой изоляции грузозахватного органа от земли. Необходимость такой изоляции вызывается рядом причин, одной из которых является возможность поражения током обслуживающего персонала при одновременном прикосновении к крюку крана и электролизеру во время работы. Изоляция также предохраняет от возникновения токов короткого замыкания, что может привести к несчастным случаям и вызвать повреждение оборудования. Изоляция производится текстолитовыми пластинами, прокладками, втулками.
Обычно в мостовых кранах пути изолируют от железобетонных балок и колонн здания, подтележечные пути- от крана, а механизм подъема-от тележки. Изоляция осуществляется путем подкладывания под рельсы текстолитовые подкладок. Крепежные болты и шпильки изолируются текстолитовыми втулками и шайбами.
Сопротивление каждой ступени изоляции должно быть не менее 10 МОм. Изоляция электрооборудования, проводов и кабелей должна быть рассчитана на случай приложения к ним напряжения от груза при повреждении или перекрытии ступеней защитной изоляции.
Испытание заземляющих устройств по нормам и в объеме, предусмотренном ПУЭ, производится при сдаче устройства в эксплуатацию и периодически не реже 1 раза в год. Результаты измерения сопротивления должны оформляться протоколом.
В электроустановках напряжением до 1000 В с глухо заземленной нейтралью при приемке в эксплуатацию, а также периодически в процессе эксплуатации 1 раз в 5 лет должно производиться измерение полного сопротивления петли фаза — нуль для наиболее удаленных и наиболее мощных электроприемников, но не менее 10% от их общего количества.
Ремонт крана. Вывод крана в ремонт производится лицом, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным руководством цеха, предприятия. До начала ремонта должен быть выдан наряд-допуск в порядке, установленном на предприятии. В наряде-допуске указываются меры по созданию безопасных условий выполнения ремонта. В частности, указываются меры по предупреждению поражения ремонтного персонала током, падения с высоты, наезда работающего крана на ремонтируемый, по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути действующих кранов. Дата и время вывода крана в ремонт и фамилия ответственного за его проведение должны быть указаны в наряде-допуске и в вахтенном журнале крановщика.
Без наряда-допуска допускается производить профилактический осмотр крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика. Использование крана для работы во время его ремонта недопустимо,
При установке крана на ремонт он должен с обеих сторон ограждаться упорами (при работе на одном крановом пути нескольких кранов). При ремонте тележки расстояние между настилом рамы тележки и перекрытием цеха должно быть не менее 1800 мм. Обеспечивается это путем установки тележки в проеме между строительными фермами. При ремонте механизмов тележки устраиваются подмости. Они должны быть достаточно прочными, исключающими падение людей, а также ремонтируемых узлов и деталей, инструмента.
Если во время ремонта на кране находится крановщик, то он обязан выполнять указание лица, производящего осмотр (ремонт), включать рубильник и механизмы лишь по его указанию.
Запрещается:
1) оставлять на кране инструмент, приспособления, незакрепленные детали или узлы;
2) бросать на настил рамы, рабочую и троллейную площадки детали или узлы;
3) сбрасывать что-либо вниз;
4) чистить и ремонтировать, а также открывать во время работы крана для осмотра пусковые резисторы, защитную панель, контроллеры и другое находящееся на кране оборудование;
5) выполнять при включенном рубильнике ремонтные работы, где имеется электрооборудование (при необходимости работы под током следует пользоваться резиновыми перчатками, галошами и другими защитными приспособлениями);
6) устанавливать снятые на время ремонта ограждения и смазывать все механизмы после пробного пуска механизмов;
7) проверять наличие тока прикосновением к токоведущим частям крана (для этой цели следует пользоваться токоискателем);
8) применять защитные средства, имеющие проколы, трещины.
Любые работы с электромагнитом и около него допустимы только при отключенном магните. Включенный магнит без груза имеет около полюсов более сильное поле, чем с грузом, и может вырвать из рук человека металлические предметы (например, гаечный ключ) или притянуть их вместе с рукой.
При отключении магнита без разрядного сопротивления на питающих проводах возникает перенапряжение до 2000-4000 В. Это необходимо помнить при ремонте магнита. В этом случае следует работать с разрядным сопротивлением, снижающим эти перенапряжения до допустимых величин.
Во время осмотра и чистки резисторов следует иметь в виду следующее: в большинстве случаев резисторы поставляются и монтируются открытыми, т.е. находящиеся под напряжением их части (элементы, соединительные шины, выводные зажимы и т. д.) доступны прикосновению и опасны для обслуживающего персонала; температура элементов резистора при работе настолько высока, что прикосновение к их поверхности может вызвать сильный ожог. Поэтому перед началом ремонтных работ все элементы необходимо обесточить. Делать это надо только отключением главного рубильника. Постановка контроллера в нулевое положение не является надежным средством отключения, так как часть проводов может оказаться неотключенной.
При выполнении ремонтных работ на механизмах крана, соединенных с двигателями, последние обязательно отключаются, на включающих устройствах вывешиваются предупредительные плакаты и принимаются меры, предупреждающие ошибочное включение.
При ремонте двигателя он должен быть отключен всеми имеющимися в его цепи аппаратами (рубильниками, магнитным пускателем, контроллером) и предохранители должны быть сняты. Если двигатель, снимается для ремонта, то концы отсоединенных проводов следует заизолировать.
Ремонтные работы, производимые с моста мостового крана. С моста крана приходится производить работы, связанные с ремонтом фонарей и ферм перекрытий, мойку фонарного остекления, профилактические осмотры строительных конструкций, окрасочные, отделочные и монтажные работы на верхних участках строящихся промышленных цехов. Для того чтобы избежать установки и последующего демонтажа и перестановки лесов, подмостей, ограждений, разработана и прошла заводские испытания телескопическая вышка, устанавливаемая на мосту крана, которая, помимо ликвидации вспомогательных операций, обеспечивает безопасность для работающих тем, что управление ею переносится из кабины крана на эту вышку. Вышка состоит из рамы со смонтированными на ней четырьмя выдвижными полуосями с катками, с помощью которых вышка устанавливается на подтележечный путь мостового крана, телескопическим подъемником с рабочей площадкой, защитным экраном, гидростанцией, противовесами, ходовыми колесами и дышлом для транспортировки вышки к рабочему месту. На мостовой кран вышка устанавливается и снимается грузовым крюком крана и захватом, располагаемым внутри рамы.
Для обеспечения вышки электропитанием в электросхеме крана отдельные цепи разрываются и выводятся на штепсельный разъем, который устанавливается в кабине крана, а при отсутствии вышки разорванная цепь восстанавливается посредством штепселя-разъема.
Управление механизмом подъема и опускания рабочей площадки, а также аварийное отключение системы электропитания крана и вышки обеспечиваются с рабочей площадки, на которой расположен пульт управления с кнопками Вверх, Вниз и аварийным переключателем. Приборы безопасности: конечный выключатель, отключающий гидростанцию при достижении рабочей площадкой крайнего верхнего положения, и конечный выключатель, отключающий механизмы передвижения крана и тележки при подъеме рабочей площадки на высоту и включающий их при ее опускании в исходное положение, что исключает возможность перемещения крана или тележки при поднятой рабочей площадке. Аварийный выключатель отключает электроэнергию крана и вышки. Защитный экран, устанавливаемый на раме вышки со стороны расположения троллеев, защищает рабочего от соприкосновения с троллеями крановой тележки.
Для регулирования скорости подъема и опускания гидросистема снабжена дросселем. При отсутствии электроэнергии рабочая площадка с галереи моста крана опускается с помощью ручного управления гидравлическим распределителем, расположенным в верхней части рамы. Вдоль цеха вышка перемещается вместе с мостовым краном, а поперек — посредством грузовой тележки, с которой на период работы она находится в жесткой сцепке.
Кроме средств безопасности в инструкции по эксплуатации приводятся и комплекс мер, который должен выполняться при эксплуатации вышки. Так, на все ремонтные операции, выполняемые на высоте, должен составляться план производства работ, исполнителям должен выдаваться наряд-допуск. В зоне работы устанавливаются ограждения и знаки, запрещающие хождение. В журнал крановщика записывается время начала и окончания работ с применением вышки, а также готовность крана к работе после ее демонтажа.
Вышка спроектирована для установки ее на однокрю-ковом мостовом кране грузоподъемностью 5-15 т.
Источник
Охрана Труда
Инструкция по охране труда при выполнении работ с конструкций мостовых кранов
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА № ______
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ С КОНСТРУКЦИЙ
МОСТОВЫХ КРАНОВ
1. Общие положения
1.1. Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия.
1.2. Инструкция предназначена для проведения инструктажа работников, выполняющих работы по монтажу всех видов силовых и осветительных сетей, сетей связи, автоматики и сигнализации с конструкций мостовых кранов.
1.3. За невыполнение требований данной инструкции работник несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.
1.4. К выполнению работ по монтажу силовых и осветительных сетей с конструкций мостовых кранов допускаются рабочие не моложе 18 лет, и которые прошли:
— предварительный медицинский осмотр и признаны способными выполнять электромонтажные работы на высоте;
— обучение в учебных заведениях для выполнения работ с повышенной опасностью (в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах, центрах подготовки и переподготовки рабочих кадров, в организациях) по утвержденной программе;
— обучение и проверку знаний по электробезопасности;
— специальное обучение и аттестацию по вопросам пожарной безопасности;
— вводный инструктаж в службе охраны труда;
— первичный инструктаж непосредственно на рабочем месте.
1.5. Рабочие должны быть проинструктированы относительно распорядка на рабочем месте, порядка перемещения по территории объекта, о местах отдыха во время технологических и обеденного перерывов, порядка окончания работы.
1.6. Перед началом работ в комплексной бригаде осуществляется первичный инструктаж по безопасному выполнению работ по основной и смежной профессиям и ознакомление с правилами оказания первой помощи.
1.7. Допущенные должны выполнять только те работы, по безопасности выполнения которых они проинструктированы непосредственно руководителем.
1.8. Курить разрешается только в специально отведенных местах, оборудованных урнами или емкостями с водой.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Необходимо получить спецодежду, средства индивидуальной защиты, инструмент, механизмы, приспособления и т.п., проверить их исправность и комплектность.
2.2. Следует подготовить рабочее место: убрать лишние предметы, убедиться, ограждены ли открытые неизолированные осветительные сети, цеховые троллеи, силовые магистрали и рабочие площадки.
2.3. Выполнять работы на подкрановых балках, в цехах с действующими кранами можно только после получения наряда-допуска и прохождения инструктажа.
2.4. Установленные на мосте крана помосты, вышки, корзины должны свободно проходить возле элементов сооружения (ферм, колон). Расстояние от помостов, вышек или корзин до ферм и колон не должна быть менее 100 мм. Выполнение требований этого пункта должно быть проверено пробным перемещением крана до начала работ.
2.5. Во время прокладывания кабеля с моста крана барабан с кабелем должен находиться на нулевой отметке.
3. Требования безопасности во время выполнения работы
3.1. Монтажные работы следует выполнять только после полной остановки крана и установки упоров с обеих сторон.
3.2. Не разрешается выходить за ограждения на подкрановые колеи и фермы, выполнять работы, не указанные в наряде-допуске, самостоятельно расширять рабочее место против определенного нарядом-допуском, оставлять бригаду без разрешения руководителя работ.
3.3. Во время работы на мосте крана инструмент и мелкие детали хранить в личных сумках (специальных жилетах или поясах).
3.4. Не разрешается подниматься (опускаться) с грузом на мост крана и подкрановые балки по стремянке. Поднимать груз следует с помощью веревки. Груз, который необходимо подать вверх, привязывается к середине веревки. Мелкие предметы поднимать в таре (ведро, ящик и т.п.), при этом тара должна заполняться на 100 мм ниже уровня бортов. Один конец веревки держит в руках рабочий, который находится сверху, а второй конец — рабочий, который находится внизу. В случае достаточной длины веревки желательно сделать ее кольцевидной.
3.5. Временное размещение поднятых грузов на мосте крана разрешается только в специально отведенных для этого местах с ограждениями и бортовыми досками высотой не менее 0,15 м от уровня основания ограждения. Размещать грузы между подкрановыми балками и стенами следует на сплошных настилах и при условии наличия свободного прохода.
3.6. Во время совместной работы на мосте крана электромонтажников и сварщиков расстояние между ними должно быть не менее 5 м. Запрещаются совместные работы, если невозможно соблюдение этих условий.
3.7. В случае необходимости выполнения работ на подкрановых рельсах и с подкрановых балок, следует закрепляться при помощи карабина цепи предохранительного пояса за строительные конструкции или специально натянутый страховочный трос.
Переносить грузы по подкрановым балкам запрещается.
3.8. Не разрешается встречное перемещение работников. Перемещаться вдоль страховочного троса разрешается не более чем двум рабочим.
3.9. Не разрешаются совместные работы по наладке крана и выполнение электромонтажных работ на нем.
3.10. Во время выполнения работ на кране следует пользоваться электроинструментом и ручными электрическими машинами классов II и III, а также ручными электрическими светильниками напряжением не выше 12 В.
3.11. Запрещается использовать как временные электрические сети монтируемые цеховые троллеи.
4. Требования безопасности после окончания работы
4.1. Необходимо убрать с рабочего места инструмент, приспособления и отходы производства; убедиться в отсутствии лишних предметов на конструкциях мостовых кранов.
4.2. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты, очистить от пыли, сложить в отведенное для них место, помыть руки, лицо с мылом; при возможности принять душ.
4.3. Следует известить непосредственное руководство о неисправностях механизмов, приспособлений и инструмента, которые применялись во время работы.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. В случае возникновения аварийной ситуации (разрушение конструкции крана, повреждение ограждения рабочей площадки, неустойчивое положение груза и т.п.) прекратить работу.
5.2. Огородить опасную зону, выйти из нее, не допускать в нее посторонних лиц.
5.3. Сообщить об аварийной ситуации или несчастном случае руководителю работ.
5.4. Если имеются пострадавшие, оказать им первую медицинскую помощь; при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь.
5.5. Первая помощь при несчастных случаях.
5.5.1. Первая помощь при поражении электрическим током.
При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения — оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.
При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и косвенный (непрямой) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживления начинать необходимо немедленно, после чего вызвать скорую медицинскую помощь.
5.5.2. Первая помощь при ранении.
Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.
Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.
5.5.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах.
При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу.
При переломе черепа (бессознательное состояние после удара по голове, кровотечение из ушей или изо рта) необходимо приложить к голове холодный предмет (грелку со льдом, снегом или холодной водой) или сделать холодную примочку.
При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот, лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось с целью избежания повреждения спинного мозга.
При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть их полотенцем во время выдоха.
5.5.4. Первая помощь при тепловых ожогах.
При ожогах огнем, паром, горячими предметами ни в коем случае нельзя вскрывать образовавшиеся пузыри и перевязывать ожоги бинтом.
При ожогах первой степени (покраснение) обожженное место обрабатывают ватой, смоченной этиловым спиртом.
При ожогах второй степени (пузыре) обожженное место обрабатывают спиртом или 3%-ним марганцевым раствором или 5%-ным раствором танина.
При ожогах третьей степени (разрушение кожаной ткани) рану накрывают стерильной повязкой, вызвать врача.
5.5.5. Первая помощь при кровотечении.
5.5.6.1. Поднять раненную конечность вверх.
5.5.6.2. Рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, не снимая наложенного материала, поверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненное место (с некоторым нажимом).
5.5.6.3. В случае сильного кровотечения, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, которые питают раненную область, при помощи изгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или зажимом. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.
5.6. Если произошло возгорание, необходимо вызвать пожарную часть и приступить к тушению имеющимися средствами пожаротушения.
5.7. Во всех случаях необходимо выполнять указания руководителя работ по ликвидации последствий аварии.
________________________ ________________ _________________
(должность руководителя (личная подпись) (фамилия, инициалы)
СОГЛАСОВАНО:
труда предприятия ______________ _______________
(личная подпись) (фамилия, инициалы)
Юрисконсульт ______________ _______________
(личная подпись) (фамилия, инициалы)
Главный технолог ______________ _______________
Источник