Технологические карты для ремонта тракторов
Универсально-пропашные тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-82 относятся к лучшим отечественным тракторам. С каждым годом конструкция их совершенствуется, улучшается качество, повышаются экономичность, надежность и ремонтопригодность. Они получили широкое признание механизаторов.
Вместе с тем велики еще простои тракторов из-за отказов и неисправностей, возникновение которых зачастую обусловлено низкой культурой эксплуатации машин, неудовлетворительным качеством ремонта.
Основным справочным материалом при проведении ремонта для трактористов и слесарей-ремонтников служит инструкция по эксплуатации тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, изданная заводам и заготовителем. Несмотря на информативность инструкции, содержащиеся в ней данные о конструкции, ремонте, пр и меняемом инструменте, съемниках, приспособлениях, контрольно-измерительных приборах, об основных правилах и последовательности разборки-сборки трактора оказываются недостаточными. В результате трактор и его составные части даже опытные механизаторы нередко разбирают наугад. Из-за отсутствия данных по дефектации многие пригодные к работе детали заменяют, что приводит к удорожанию ремонта.
Настоящее пособие может оказать практическую помощь механизаторам, слесарям-ремонтникам мастерских колхозов и совхозов, арендаторам. В нем содержатся сведения о причинах возникновения неисправностей и методах их устранения, показываются правильные приемы выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ при текущем ремонте тракторов МТЗ-80, МТЗ-82.
Следуем учесть, что заводы-изготовители постоянно совершенствуют продукцию с целью повышения надежности ее и лучшей приспособленности к обслуживанию. Поэтому конструкция некоторых деталей, представленных на рисунках, может отличаться от конструкции деталей реального трактора, находящегося у потребителей.
Пособие подготовлен о сотрудниками ГОСНИТИ Ф. Н. Пуховицким и С. В. Петровым (составители), О. М. Копыловым, Е. Ж. Сапожниковым.
Источник
Технологические карты по ремонту и обслуживанию гидравлических систем тракторов
Причины общих неисправностей, способы их устранения.
Причины неисправностей в навесных системах тракторов.
Зазоры в подвижных соединениях деталей насоса, распределителя и силового цилиндра имеют микронные размеры (8-70 мк), вследствие чего попадание грязи, пыли, а также продуктов износа деталей в гидросистему приводит к быстрому или даже аварийному износу. Износ деталей усиливается работой гидромеханизма в условиях высокого давления (100 кгс/см2).
Во избежание возникновения неисправностей, вызываемых ускоренными, а также аварийными износами, следует соблюдать чистоту при разборке гидроагрегатов, чтобы не допустить попадания пыли и грязи в гидросистему.
В процессе эксплуатации заправку гидросистемы следует осуществлять через заливной фильтр только чистой отфильтрованной рабочей жидкостью из чистой закрытой посуды.
Во избежание загрязнения гидроагрегатов следует по возможности не производить разборку последних в запылённых помещениях/полевых условиях.
Зачастую неисправности гидромеханизмов могут возникнуть из-за частых разборок гидроагрегатов и, как следствие, нарушения взаиморасположения деталей при повторных сборках. Начинающаяся при этом новая приработка деталей влечёт за собой сокращение срока службы агрегатов. Также неисправности могут быть вызваны неправильной сборкой без использования требуемых приспособлений.
Неисправности навесных машин также возникают при:
а) неправильной регулировке механизма навески;
б) неправильном агрегатировании навесных и гидрофицированных прицепных машин;
в) неправильной регулировке гидроагрегатов;
г) попадании воздуха во всасывающую магистраль;
д) устаревании/растрескивании резиновых уплотнений;
е) ослаблении болтовых креплений/соединений;
ж) использовании нерекомендованных сортов рабочей жидкости;
Во избежание выполнения ненужных операций сборки/разборки гидроагрегатов следует по возможности определить неисправность по внешним признакам.
а) не включён насос гидросистемы;
Способ устранения: остановить двигатель, включить насос гидромеханизма, затем завести двигатель.
б) отсутствие/недостаточное количество масла в баке гидросистемы;
Способ устранения: долить масло до требуемого уровня.
в) ослабление затяжки накидных гаек запорных устройств маслопроводов;
Способ устранения: затянуть до отказа накидные гайки запорных устройств.
В том случае, если на обоих маслопроводах запорные клапаны закрыты и золотник установлен в плавающее положение, то поднять/опустить продольные тяги навесного устройства вручную невозможно.
г) перепускной клапан распределителя зависает в направляющей и не садится в своё седло;
Необходимо нанести несколько лёгких ударов через деревянную надставку по крышке перепускного клапана и по корпусу распределителя для посадки клапана в седло. Если данная операция безрезультатна, то следует снять крышку перепускного клапана, несколько раз прогнать хвостовик в направляющей до достижения свободного перемещения клапана, а затем вынуть клапан и, промыв его в дизельном топливе, смазать дизельным маслом. Затем установить на место и произвести проверку его свободного хода в корпусе распределителя и направляющей клапана, а также прилегание клапана к седлу. Далее нужно промыть крышку перепускного клапана в дизельном топливе и установить её на место. В процессе сборки нужно следить за равномерностью затяжки болтов направляющей во избежание перекоса клапана. Следует помнить, что крышка перепускного клапана старой конструкции устанавливается пазом в сторону золотников.
д) наличие посторонних частиц на седле перепускного клапана;
Разобрать и промыть узел перепускного клапана. Данная неисправность, как правило, возникает из-за загрязнения твёрдыми/абразивными частицами, другие частицы передавливаются клапаном и уносятся с маслом. При наличии в масле твёрдых/абразивных частиц, следует произвести промывку гидросистемы и заправить её чистым маслом.
е) наличие на седле предохранительного клапана посторонних частиц;
Разобрать узел и промыть его в дизельном топливе. После сборки следует протарировать предохранительный клапан на давление 135 кгс/см2, затем запломбировать.
ж) ослабление/поломка пружины предохранительного клапана;
Отрегулировать (в случае поломки – заменить) пружины предохранительного клапана.
з) холодное масло в гидросистеме;
Включить насос гидросистемы, запустить двигатель, установить золотник в нейтральное положение и прогреть масло до температуры 30 град. Цельсия. При нормальных оборотах двигателя холодное мало плохо заполняет впадины насоса. Из-за этого насос не даёт нужной производительности. Помимо этого, холодное масло плохо продавливается через жиклёрное отверстие бута перепускного клапана, в результате чего последнее открывается, и насос не может создать давление в нагнетательной магистрали.
и) заклинился в гнезде клапан гидромеханического регулятора (клапан ограничения хода поршня);
Отпустить гайку-барашек, отвести передвижной упор и осторожно приподнять пассатижами клапан за его хвостовик.
к) зазор между передвижным упором и стержнем клапана ограничения хода поршня силового цилиндра менее 10 мм;
Отвести передвижной упор от торца хвостовика клапана на 20-30 мм. Уменьшение данного зазора происходит из-за нарушения герметичности резинового уплотнения клапана гидромеханического регулятора. В том случае, если зазор менее 10 мм, то гидромеханический клапан открываться не будет, вследствие этого не будет происходить и подъём поршня.
В случае повторения данной неисправности следует прекратить пользование гидромеханическим регулятором. При первой же возможности клапан гидромеханического регулятора следует заменить.
л) наличие подсоса воздуха во всасывающем маслопроводе, вследствие чего насос не работает/подаёт недостаточное количество масла, в баке появляется пена;
Установить место подсоса и устранить его. Если потребуется – произвести замену сальника ведущей шестерни насоса.
м) не работает насос гидросистемы.
Проверка работы насоса осуществляется в следующем порядке: снять крышку перепускного клапана распределителя, а затем слегка через пружину нажать на клапан. Золотник при этом должен находиться в нейтральном положении. При нормальной работе насоса масло будет выходить наружу, если выхода масла не наблюдается, то требуется замена насоса;
Причины прекращения работы насоса: износ/повреждение уплотнительных резиновых колец опорных втулок, разгрузочной пластинки и крышки насоса; износ зубьев шестерен по радиусу; износ опорных втулок по торцам.
н) поломка пружины перепускного клапана, вследствие чего он не садится в своё седло при позиции золотника «подъём» либо «принудительное опускание»;
Заменить пружину перепускного клапана.
а) недостаточное количество масла в баке;
Долить масло до нормального уровня.
б) имеется подсос воздуха либо попадание воздуха в гидросистему при заправке маслом;
Для удаления воздуха из гидросистемы произвести несколько подъёмов/опусканий навесной машины. В том случае, если рывки не исчезли, тогда следует установить машину в верхнее, а затем в нижнее положение и путём ослабления глухих пробок в передней крышке цилиндра, осторожно выпустить воздух.
Операции, выполняемые для устранения подсоса воздуха: подтягивание накидных гаек, замена шлагов и трубопроводов, подтягивание фланцев во всасывающей магистрали.
в) повышенная утечка масла в распределителе;
г) температура масла выше 70 град. Цельсия;
Выключить насос гидросистемы и охладить масло.
В том случае, если температура масла выше 70 град.Цельсия, возникнут большие утечки масла во всех агрегатах гидросистемы, при этом подъём навесного орудия будет производится медленно, с дрожанием машины;
д) наличие мелких посторонних частиц на седле предохранительного клапана;
Разборка и промывка узла предохранительного клапана. Затем, после проведения сборки узла, следует протарировать предохранительный клапан на давление 135 кгс/см2.
е) вес навесной машины превышает установленные весовые параметры, при этом большая нагрузка влечёт за собой перетекание масла через предохранительный клапан;
Немедленно демонтировать такой навесной агрегат, так как возможно опрокидывание трактора в продольной плоскости.
После подъёма навесной машины в транспортное положение и при нейтральном положении золотника происходит самопроизвольное быстрое опускание.
а) износ резинового уплотнительного кольца поршня силового цилиндра;
б) износ резинового уплотнения штока поршня либо штуцеров маслопроводов;
Заменить уплотнительное кольцо поршня, а также кожаные предохранительные кольца, дефектные резиновые кольца, подтянуть штуцеры и накидные гайки.
в) ослабление соединения штока с поршнем;
Частичная разборка силового цилиндра и подтяжка гайки штока.
г) недостаточное количество масла в баке, наличие пены в масле;
Долить масло в бак до нормального уровня.
д) износ золотниковой пары (золотник-корпус);
Неправильная установка замедлительного клапана;
Установить замедлительный клапан в магистраль, по которой осуществляется слив масла из цилиндра при опускании навесной машины.
а) подсос воздуха во всасывающую магистраль;
Произвести проверку и подтяжку мест соединений маслопровода, который идёт от масляного бака к насосу (всасывающая магистраль). Далее заменить уплотнение крышки фильтра. Подтянуть хомуты дюритового шланга (в случае износа – заменить его). Заменить резиновое кольцо угловой муфты насоса со стороны всасывания.
б) неисправен самоподжимной сальник ведущей оси насоса, через который происходит подсос воздуха;
в) уровень масла в масляном баке гидросистемы превышает нормальный уровень;
Слить масло до нормального уровня.
г) засорение набивки в крышке сапуна заливной горловины;
Промывание крышки чистым дизельным топливом и прочистка отверстия сапуна.
д) сдавлена труба всасывающего маслопровода;
Замена повреждённого участка всасывающего трубопровода.
Рычаги распределителя не возвращаются в нейтральное положение после окончания подъёма либо принудительного опускания навесной машины.
а) холодное масло;
Включить насос гидросистемы, установить золотники в нейтральное положение, запустить двигатель, прогреть масло до температуры 30-35 град. Цельсия при работе двигателя со средним числом оборотов коленчатого вала.
б) температура масла выше 70 град. Цельсия;
Выключить насос и дать остыть маслу до температуры 30-35 град. Цельсия.
в) ослабление пружины предохранительного клапана (срабатывание предохранительного клапана раньше бустерного устройства (автоматики));
Проверка регулировки предохранительного клапана непосредственно на тракторе по прибору/по нагрузке на оси подвеса навесного устройства. Показатели нагрузки на оси подвеса всех марок тракторов при проверке давления срабатывания бустерного устройства и предохранительного клапана приведены в таблице 10.
Табл. 10. Нагрузки на оси подвеса всех марок тракторов для проверки давления срабатывания бустерного устройства и предохранительного клапана.*
Марка трактора | Вес груза на оси подвеса, при котором срабатывает бустерное устройство (кг) | Вес груза на оси подвеса, при котором срабатывает предохранительный клапан (кг) |
Т-74 | 2400 | 2600 |
МТЗ-5К, МТЗ-5Л, МТЗ-50 | 1000 | 1200 |
КД-35, КДП-35, Т-38 | 800-850 | 1000 |
ДТ-24М | 800-850 | 1000 |
ДТ-14Б, ДТ-20 | 800 | 1000 |
* По данным нагрузкам следует проверять техническое состояние гидросистем тракторов.
При нарушении регулировки клапана необходима замена распределителя.
г) повышенные утечки масла внутри насоса (из-за этого насос не развивает требуемого давления для срабатывания бустерного устройства золотника; износ/повреждение/деформация/старение резины резиновых уплотнительных колец поджимных втулок разгрузочной пластинки и крышки насоса, а также износ шестерен и торцов передних поджимных втулок;
д) заедание золотника/ бустера золотника. При наличии данной неисправности соседние золотники будут функционировать нормально;
Устранить заедание золотника путём переставления золотника при помощи рукоятки несколько раз в различные положения. Заедание бустера устраняется исключительно путём разборки распределителя и промывки деталей автомата.
е) бустер соседнего неработающего золотника, который находится в нейтральном положении, отрегулирован на меньшее давление, чем 110-120 кгс/см2 (с пружиной фиксации золотников) и 110-120 кгс/см2 (с шариковой фиксацией золотников). Возможно несрабатывание бустерного устройства рабочего золотника (при нормальной регулировке). Несмотря на то, что неработающие соседние золотники находятся в нейтральном положении, на их бустерные устройства воздействует давление, которое развивается в нагнетательной полости распределителя. Настройка бустерного устройства неработающего золотника ниже чем 110-120 кгс/см2, вследствие чего происходит их срабатывание раньше бустерного устройства работающего золотника. После срабатывания бустерного устройства неработающего золотника, масло начинает дросселировать через щели бустерного устройства и уходить на слив. По этой причине бустерное устройство работающего золотника с нормальной регулировкой сработать не может.
Признаком срабатывания бустерного устройства золотника, который находится в нейтральном положении, является сначала щелчок, а далее подёргивание рукоятки данного золотника.
Наличие двойного щелчка указывает на небольшую разницу в давлениях срабатывания золотников (работающего и неработающего). При втором щелчке срабатывает бустер действующего золотника.
ж) поломка пружины золотника. При этом золотник не возвращается в нейтральное положение, хотя бустерное устройство и будет срабатывать нормально.
Рукоятка управления распределителя не фиксируется в рабочих положениях.
а) холодная рабочая жидкость;
Нагреть рабочую жидкость до температуры 30-35 град. Цельсия.
б) износ/поломка фиксаторной пружины золотника;
а) отвернулась гайка запорного устройства;
б) забито отверстие замедлительного клапана;
Прочистка и промывка клапана.
в) большой вес навесной машины (перегрузка);
Преждевременный автоматический возврат рукоятки управления золотником из положения «подъём» и «принудительное опускание» в нейтральное положение.
а) отвернулась накидная гайка запорного устройства, и шариковые клапаны перекрыли масляные каналы;
Гайки запорных устройств затянуть до отказа.
б) ослабление/излом пружины бустерного устройства либо вывернулся регулировочный винт;
в) неправильная установка замедлительного клапана;
Установить замедлительный клапан в магистраль, по которой осуществляется слив масла из цилиндра при опускании навесной машины.
г) попадание посторонних частиц под шарик бустера из-за загрязнения рабочей жидкости;
Промыть распределитель и всю гидросистему, затем заменить рабочую жидкость свежей.
ослабление посадки штифта в отверстии вкладыша и задевание его за обойму фиксатора. В позицию «подъём» золотник устанавливается свободно;
Быстрое убывание рабочей жидкости из масляного бака гидросистемы (при отсутствии течи в трубопроводах).
выход из строя сальника ведущего вала насоса;
Заменить сальник вала.
При холостой работе насоса (все золотники распределителя находятся в нейтральном положении) наблюдается повышенный нагрев рабочей жидкости.
а) недостаточное количество рабочей жидкости в баке;
Долить рабочую жидкость в бак до установленного уровня.
б) загрязнён фильтр гидробака;
засорение фильтра и чрезмерная затяжка пружины перепускного клапана фильтра гидросистемы;
Промывать фильтр с осторожностью, дабы не нарушить регулировку перепускного клапана.
Преждевременный выход из строя резиновых уплотнительных колец.
грязь и стружка в канавках под уплотнительные кольца, некачественная очистка канавок под кольца, наличие больших фасок на углах канавок под кольца;
При сборке агрегатов гидросистем тщательно проверять/промывать/продувать канавки под уплотнительные кольца.Подтекание рабочей жидкости через соединения.
а) износ/повреждение уплотнительных колец;
Выбить ось рычагов, вынуть их и заменить кольца на новые.
б) изношенная прокладка верхней крышки;
Снять рычаги управления, затем верхнюю крышку распределителя и заменить прокладку.
в) износ резинового уплотнительного кольца;
Заменить уплотнительное кольцо.
г) подтекание рабочей жидкости из-под крышки насоса и угловых муфт, из-под штуцеров и пробок распределителя из-за повреждения/износа резиновых уплотнений;
Замена резиновых уплотнений.
д) подтекание рабочей жидкости из-под крышек распределителя, из-под поворотных угольников распределителя вследствие износа/повреждений уплотняющих прокладок;
Заменить уплотняющие прокладки.
е) подтекание рабочей жидкости из-под штока и крышек, по хвостовику гидромеханического клапана и по трубке маслопровода силового цилиндра из-за износа/повреждения резиновых уплотнительных колец;
Заменить резиновые уплотнительные кольца.
а) срабатывание предохранительного клапана вследствие разрегулировки предохранительного клапана и его срабатывания при давлении близком к рабочему.
б) попадание воздуха в гидросистему.Вырывание шлангов из заделок.
Шланги испытывают давление рабочей жидкости, превышающее в несколько раз рабочее давление в гидросистеме (при принудительном заглублении рабочих органов навесных машин, при работе на неровном поле) ввиду того, что рабочая жидкость в шлангах заперта и отсоединена от предохранительного клапана. Запрещено осуществлять работу обычных навесных машин с принудительным заглублением их рабочих органов.
Поломка цапф нижних тяг, винтов раскосов, подъёмных рычагов и бугелей прицепного устройства тракторов.
а) крутые повороты навесных агрегатов с заглубленными в почву рабочими органами;
б) работа навесных агрегатов с принудительным заглублением рабочих органов навесных машин;
в) неправильная настройка механизма навески.
а) неперпендикулярность отверстий в присоединительных вилках к оси цилиндра;
б) недопустимые перекосы при установке цилиндров на трактор.
Источник