Технологическая карта проверки и регулировки сцепления на автомобиле ЗИЛ-4314.10
Колледж НТИ НИЯУ МИФИ.
Кафедра «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Новоуральск,2016
Чертеж выполнен для рассмотрения планомерного выполнения работ по регулировки сцепления автомобиля ЗИЛ-4314.10. Предоставлено 3 эскиза для наглядной работы.
Состав: Технологическая карта (ТК)
Софт: КОМПАС-3D 16
Сайт: www
Автор: Navol
Дата: 2016-05-25
Просмотры: 3 385
94 Добавить в избранное
Еще чертежи и проекты по этой теме:
Софт: КОМПАС-3D 18.1
Состав: Пояснительная записка, Технологическая карта снятия подшипника (ТК) в виде таблицы + растровая картинка сцепления
Софт: AutoCAD 2014
Состав: Технологическая карта на разработку грунта в котловане
Источник
Карта № 3. Сцепление
Трудоемкость — 28,75 чел · мин
Место выполнения операций
Количество мест или точек обслуживания
Инструмент и оборудование
Технические условия и указания
Проверить и при необходимости закрепить картер сцепления к картеру маховика
Гаечный открытый ключ 17 мм
Картер сцепления должен быть надежно закреплен к картеру маховика
Проверить и при необходимости закрепить пневмогидравлический усилитель сцепления
Гаечный открытый ключ 19 мм
Гайки крепления должны, быть затянуты до отказа
Проверить герметичность привода выключения сцепления
Снизу и в кабине
Утечка воздуха и тормозной жидкости в местах соединений не допускается. Места сильной утечки воздуха определяют на слух, а места слабой утечки при помощи мыльной эмульсии
При необходимости устранить нарушения герметичности привода включения сцепления и прокачать гидравлический привод сцепления
Гаечный открытый ключ 12 мм, мерная кружка
Штуцерные соединения должны быть затянуты до отказа. Прокачка проводится при помощи шланга, надеваемого на головку перепускного клапана пневмогидравлического усилителя. При этом клапан необходимо отвернуть на один оборот. Свободный конец шланга должен быть опущен в открытый сосуд с тормозной жидкостью ниже уровня. При прокачке жидкость наливается в наполнительную камеру через верхнее отверстие при откинутом защитном чехле. После прокачки в наполнительной камере главного цилиндра должен остаться объем жидкости, равный примерно 3/4 объема камеры. Перед тем, как снять шланг с головки перепускного клапана, последний следует затянуть до упора
Проверить действие оттяжной пружины, свободный и полный ход педали сцепления, отсутствие запаздывания включения сцепления
Мерная линейка или прибор НИИАТ К-446
Оттяжная пружина должна возвращать педаль без рывков и заеданий. Свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 30 – 42 мм.
При необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления, отсутствие запаздывания включения сцепления
Снизу и в кабине
Гаечные открытые ключи 19 и 27 мм, мерная линейка или прибор модели НИИАТ К-446
Регулировка свободного хода педали сцепления включает регулировку зазора между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра гидропривода сцепления и регулировку свободного хода рычага вилки выключения сцепления. Зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра, регулируют эксцентриковым пальцем, на котором закреплены верхний конец толкателя поршня главного цилиндра. Зазор регулируют от положения, при котором оттяжная пружина педали включения сцепления прижимает ее рычаг к верхнему упору и до касания толкателя поршня главного цилиндра к поршню. Перемещение педали при этом должно быть в пределах 6 – 12 мм. Замеряют посредине площадки педали. Свободный ход рычага вилки выключения сцепления регулируют с помощью сферической гайки толкателя поршня пневмогидравлического усилителя. Поворачивая сферическую гайку относительно рычага вилки выключения сцепления, необходимо получить свободный ход рычага вилки в пределах 3,1 – 4,7 мм. При этих условиях обеспечивается необходимый ход муфты выключения сцепления. Суммарный свободный ход педали сцепления в результате указанных регулировок должен быть в пределах 30 – 12 мм
Проверить полный ход штока усилителя привода сцепления
Источник
Техническое обслуживание и ремонт сцепления
Проверка герметичности привода выключения сцепления заключается в определении мест утечек воздуха (проверить на слух) и жидкости (проверить визуально).
Действие оттяжной пружины проверить следующим образом: если в свободном состоянии педаль находится в крайнем верхнем положении, то оттяжная пружина педали исправна. Если между толкателем и рычагом отсутствует зазор, то пружина работоспособна.
Для проверки уровня жидкости в процессе эксплуатации надо открыть пробку заливной горловины бачка. При этом уровень жидкости должен быть не ниже 15-20 мм от верхней кромки заливной горловины.
Регулирование привода сцепления заключается в проверке и регулировании свободного хода педали сцепления, свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмоусилителя.
Свободный ход муфты выключения сцепления (рис. 3-7) проверяют перемещением вручную рычага вала вилки от поверхности сферической гайки толкателя пневмоусилителя привода сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину от рычага). Если свободный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его отрегулировать сферической гайкой толкателя пневмоусилителя до величины 4-5 мм. Затем проверить полный ход толкателя пневмоусилителя нажатием на педаль сцепления до упора, при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм.
При меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления. В случае недостаточного хода толкателя пневмоусилителя проверьте свободный ход педали сцепления, количество жидкости в главном цилиндре привода сцепления, а при необходимости прокачать гидросистему привода сцепления.
Рис. 3-7. Свободный ход муфты выключения сцепления: 1 — колпачок; 2 — перепускной клапан; 3 — пружина; 4 — рычаг; 5 — сферическая гайка; 6 — флажок включения клапана делителя.
В приводах управления сцеплением с пневмоусилителем 8250.1609200 и с пневмоусилителем фирмы «WABCO» не требуется регулировка свободного хода муфты выключения сцепления в течении всего срока службы сцепления.
Свободный ход педали (рис. 3-8), соответствующий началу работы главного цилиндра, зависит от размера А между поршнем и толкателем главного цилиндра; нормальному зазору А соответствует свободный ход педали сцепления 6-12 мм. Замерять свободный ход педали сцепления следует в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход педали выходит за указанные пределы, отрегулировать зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра.
Зазор А (рис. 3-9) между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра регулировать эксцентриковым пальцем 3 (рис. 3-8), который соединяет верхнюю проушину толкателя с рычагом педали. Зазор А регулировать при положении, когда оттяжная пружина прижимает педаль сцепления к верхнему упору. Провернуть эксцентриковый палец так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6-12 мм, затем затянуть и зашплинтовать гайку 2.
Рис. 3-8. Свободный ход педали сцепления: 1 — пружина педали оттяжная; 2 — гайка корончатая; 3 — палец эксцентриковый; 4 — сервопружина; 5 — контргайка; 6 — гайка. В — полный ход педали сцепления
Рис. 3-9 Регулировка зазора 1 — пробка; 2 — толкатель; 3 — главный цилиндр; 4 — поршень; 5 — бачок.
Втулки вала выключения сцепления и подшипник муфты выключения смазывать через пресс-масленки, сделав шприцем не более трех ходов. В противном случае излишки смазки могут попасть в картер сцепления.
Контроль уровня жидкости в бачке главного цилиндра проводить визуально щупом из комплекта инструмента водителя. Нормальный уровень жидкости в гидроцилиндре должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки бачка. Полный объем жидкости в гидропри воде сцепления составляет 280 см (с бачком — 380 см ).
Замена жидкости в гидросистеме привода сцепления (осенью)
Для этого необходимо после заправки системы жидкостью удалить воздух (прокачкой). Уровень жидкости должен быть не ниже 15-20 мм от верхней кромки заливной горловины компенсационного бачка (при открытой крышке бачка). Приборы, инструменты, и материал ы, необходимые для выполнения работ: ключ S=14 мм, резиновый шланг, измерительная линейка.
После устранения не герметичности гидропривода прокачать гидросистему привода сцепления в следующем порядке:
1. Очистить от пыли и грязи резиновый защитный колпачок перепускного клапана, снять его и на головку клапана наденьте резиновый шланг, прилагаемый к автомобилю. Свободный конец шланга опустить в тормозную жидкость «Нева», налитую в чистый стеклянный сосуд.
2. Резко 3-4 раза нажать на педаль сцепления, а затем, оставляя педаль сцепления нажатой, отвернуть на 1/2-1 оборот перепускной клапан. Под действием давления через шланг выйдут часть жидкости и содержащийся в ней в виде пузырьков воздух.
3. После прекращения выхода жидкости при нажатой педали сцепления завернуть перепускной клапан.
Повторить операции по п. 2 и п. 3 до тех пор, пока полностью не прекратится выделение воздуха из шланга. В процессе прокачки необходимо добавлять в систему тормозную жидкость, не допуская снижения ее уровня в компенсационной полости главного цилиндра, более, чем на 2/3 (или на 15-20 мм от верхнего края компенсационного бачка) от нормального во избежание попадания в систему атмосферного воздуха (в компенсационном бачке не допускается снижение уровня более, чем на 40 мм от верхнего края).
После окончания прокачки при нажатой педали сцепления завернуть до отказа перепускной клапан и только после этого снять с его головки шланг и надеть защитный колпачок. Далее следует установить нормальный уровень жидкости в главном цилиндре или в компенсационном бачке. Тормозная жидкость, которая выпущена из гидросистемы при прокачке, может быть использована вновь после отстоя для полного удаления содержащегося в ней воздуха и последующей фильтрации. Качество прокачки определяется величиной полного хода толкателя пневмоусилителя.
При заливке тормозной жидкости применять сетчатый фильтр во избежание попадание в гидросистему посторонних примесей.
Проверить наличие конденсата в силовом цилиндре пневмоусилителя. Для слива конденсата отвернуть пробку в переднем корпусе пневмоусилителя. Для полного слива слегка нажать на педаль сцепления и продуть цилиндр. Не реже чем один раз в три года рекомендуется промывать техническим спиртом или чистой тормозной жидкостью гидросистему привода сцепления с разборкой главного цилиндра и пневмоусилителя и заправлять ее свежей тормозной жидкостью. Трубопроводы гидросистемы необходимо промыть спиртом или тормозной жидкостью и продуть сжатым воздухом, предварительно отсоединив оба конца. Перед сборкой поршни и манжеты гидросистемы смачивают тормозной жидкостью. Дефектные (затвердевшие, с повреждениями рабочих кромок и изношенные) манжеты и защитные чехлы заменить.
При замене пневмоусилителя гидропривода сцепления выпустить воздух из контура IV пневмопривода тормозной системы через клапан на воздушном баллоне (см. схему тормозной системы), снять оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоединить пневматический трубопровод пневмоусилителя, гидравлический шланг и слить жидкость из системы гидропривода, отвернуть два болта крепления пневмоусилителя и снять пневмоусилитель со штоком.
Для установки пневмоусилителя выполнить следующие операции: закрепить усилитель на картере сцепления (делителя) двумя болтами с пружинными шайбами; присоединить гидравлический шланг пневмоусилителя и пневматический трубопровод; установить оттяжную пружину вала вилки выключения сцепления. Налить тормозную жидкость в компенсационный бачок и прокачать систему гидропривода. Проверить герметичность соединений трубопроводов, подтекание тормозной жидкости из соединений не допускается. При необходимости устранить нарушение герметичности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Проверить и при необходимости отрегулировать величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока включения делителя передач.
При снятии сцепления с двигателя после отсоединения коробки передач вывернуть болты крепления кожуха к маховику, соблюдая при этом крестообразную схему откручивания болтов, и снять кожух с нажимным диском и проставочным кольцом в сборе, а упругий ведомый диск сцепления. Отвернуть четыре винта крепления пакетов соединительных пластин среднего ведущего диска от маховика и снять средний диск и жесткий ведомый диск.
Перед установкой сцепления на двигатель в полость переднего подшипника первичного вала, расположенного в коленчатом валу, заложить 15 г смазки 158.
Установить сцепление с помощью шлицевой оправки, обеспечивающей соосное расположение осей ведомых дисков с осью коленчатого вала. Обращать особое внимание на правильное взаимное расположение ведомых дисков сцепления. Первым устанавливается жесткий ведомый диск выступающей частью ступицы в сторону маховика, а механизмом демпфера в сторону коробки передач, после установки среднего ведущего диска устанавливается упругий ведомый диск, при этом выступающая часть ступицы и механизм демпфера направлены в сторону коробки передач. Таким образом, механизмы демпферов обоих ведомых дисков направлены в сторону КП, а выступающие части ступиц направлены в разные стороны, при этом категорически не допускается менять ведомые диски местами. Нажимной диск с кожухом в сборе и проставочным кольцом установить на маховик и закрепить восемью болтами Ml0 с крутящим моментом 5,5-6,3 кгс. м, добиваясь равномерной затяжки всех болтов во избежание сильного перекоса диафрагмы. После того как будут затянуты болты крепления кожуха к маховику, обратить внимание на положение диафрагмы, при правильной сборки сцепления диафрагменная пружина должна занять горизонтальное положение относительно плоскости маховика. Выступание отдельных лепестков диафрагмы не допускаются.
Возможные неисправности сцепления и его привода, причины и методы их устранения
Отсутствует свободный ход муфты выключения сцепления
Источник