- Технологические карты ремонт автомобильных дорог
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Разработка технологических карт на выполнение дорожных работ
- 5 Форма технологических карт на выполнение дорожных работ
- Технологические карты ремонт автомобильных дорог
- I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Технологические карты ремонт автомобильных дорог
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КАРТАМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ РАБОТ
* Текст документа соответствует оригиналу.
ОКС не приводится, здесь и далее по тексту
. — Примечание изготовителя базы данных.
1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью «ДОГАР»
2 ВНЕСЕН Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог, Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации
3 ИЗДАН распоряжением Федерального дорожного агентства от «28» июля 2015 г. N 1334-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой методический документ (далее ОДМ) устанавливает рекомендации по разработке и применению технологических карт на выполнение дорожных работ.
1.2 Настоящий ОДМ предназначен для применения организациями (предприятиями) осуществляющими дорожную деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) на федеральных автомобильных дорогах.
1.3 Настоящий ОДМ может быть использован организациями (предприятиями) при осуществлении дорожной деятельности на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения, частных автомобильных дорогах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
— «СП 14.13330.2014. Свод правил. Строительство в сейсмических районах. СНиП II-7-81*»
— «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*»
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дорожная деятельность: Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. [1]
3.2 дорожное строительство: Комплекс всех видов работ, выполняемых при строительстве автомобильных дорог, мостовых и других инженерных сооружений и дорожных линейных зданий. [2]
3.3 капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. [1]
3.4 проект производства работ: Организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации проекта и рабочей документации и определяющий технологию дорожно-строительных и ремонтных работ, качество их выполнения, сроки, ресурсы и мероприятия по безопасности.
3.5 реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. [1]
3.6 ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. [1]
3.7 содержание автомобильной дороги: Комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. [1]
3.8 строительство: Создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
3.9 технологическая карта (ТК): Организационно-технологический документ, разрабатываемый для выполнения определенного вида дорожных работ (технологического процесса) и определяющий состав и сроки технологических процессов (операций) и средств механизации, требования к качеству, трудоемкость, ресурсы и мероприятия по безопасности.
3.10 технологическая операция (часть технологического процесса): Этап технологического процесса по устройству конструктивного элемента (или его части) автомобильной дороги.
3.11 технологический процесс (часть технологии дорожных работ): Совокупность технологических операций по устройству конструктивного элемента (или его части) автомобильной дороги.
3.12 технология: Совокупность и последовательность выполнения технологических операций и процессов.
4 Разработка технологических карт на выполнение дорожных работ
ТК на выполнение отдельных видов дорожных работ входят в состав проекта производства работ. Проект производства работ, а также иные документы (включая технологические карты), в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ, относятся к организационно-технологической документации и оформляются, согласовываются, утверждаются и регистрируются в соответствии с правилами, действующими в организациях, разрабатывающих, утверждающих и согласующих эти документы.
Разработку ТК рекомендуется выполнять в следующих случаях:
— при осуществлении видов работ в дорожном хозяйстве (отдельных технологических процессов этих работ), приведенных в Приложении А;
— при осуществлении дорожных работ в горной местности (в соответствии с СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги) и сейсмических районах (в соответствии с СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах);
— при осуществлении инновационных дорожных работ, а также работ, при которых технологии, технологические решения, оборудование или материалы впервые используются подрядной организацией;
— при строительстве уникальных объектов, к которым относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
— высота более чем 100 метров;
— пролеты более чем 100 метров;
— наличие консоли более чем 20 метров;
— заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
При устройстве земляного полотна для автомобильных дорог разработка ТК может быть ограничена следующими случаями:
— для насыпей с высотой откоса более 12 м;
— для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков;
— для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 4 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;
— для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях;
— при использовании в насыпях грунтов повышенной влажности;
— при возвышении поверхностей покрытия над расчетным уровнем воды менее указанного в пункте 7.11 СП 34.13330.2012;
— при использовании в насыпях прослоек из геосинтетических материалов (разделительных, армирующих, дренирующих, капилляропрерывающих, гидроизолирующих, теплоизолирующих и т.п.) для регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна, а также при специальных поперечных профилях;
— при сооружении насыпей на просадочных грунтах;
— при сооружении насыпей из крупнообломочных грунтов размерами обломков более 0,2 м;
— для выемок высотой откоса более 12 м в нескальных грунтах и более 16 м в скальных при благоприятных инженерно-геологических условиях;
— для выемок в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части;
— для выемок, вскрывающих водоносные горизонты или имеющих в основании водоносный горизонт, а также в глинистых грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5;
— для выемок высотой откоса более 6 м в пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения, а также в глинистых грунтах и скальных размягчаемых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием погодно-климатических факторов;
— для выемок в набухающих грунтах при неблагоприятных условиях увлажнения;
— для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях: на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможностью развития склоновых процессов, оврагообразования, карста, наледи, вечной мерзлоты и т.п.;
— при возведении земляного полотна с применением взрывов или гидромеханизации;
— при сооружении периодически затопляемых дорог при пересечении водопотоков;
— при применении теплоизоляционных слоев на участках вечномерзлых грунтов;
— в иных случаях производства работ, требующих внимания к производственной и экологической безопасности.
При составлении ТК разрабатываются и принимаются решения по выбору технологии дорожных работ (состава и последовательности технологических процессов, операций), определяется состав и количество машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, выявляется необходимая номенклатура и подсчитываются объемы материально-технических ресурсов, устанавливаются требования к качеству и приемке работ, предусматриваются мероприятия по охране труда и безопасному производству работ, пожарной безопасности и охране окружающей среды.
При разработке ТК используются действующие нормативные и технические документы (технические регламенты, своды правил, государственные стандарты, строительные нормы и правила). Для повышения конкурентоспособности подрядных организаций, выполняющих работы в сфере дорожного хозяйства рекомендуется предусматривать в ТК внедрение инновационных материалов и технологий.
Материально-технические ресурсы, затраты труда и машинного времени приводятся в технологических картах на технологический процесс и его операции, на весь объем работ или укрупненные измерители конечной продукции, например: на площадь — 10, 100 или 1000 м ; на объем — 10, 100 или 1000 м ; на расстояние — 100 или 1000 м; на массу — 100 или 1000 т; на количество — 10 или 100 шт.
ТК может разрабатываться, в том числе на основе привязки к местным условиям типовой технологической карты. Привязка типовой технологической карты к конкретным объектам и условиям дорожных работ состоит в уточнении объемов работ, количества машин и оборудования, данных потребности в трудовых и материально-технических ресурсах. При необходимости производится замена машин, оборудования, технологической оснастки, строительных материалов и изделий, пересматривается калькуляция, и пересчитываются технико-экономические показатели.
5 Форма технологических карт на выполнение дорожных работ
ТК состоит из следующих структурных элементов:
Источник
Технологические карты ремонт автомобильных дорог
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ВЕСЕННИЙ, ЛЕТНИЙ И ОСЕННИЙ ПЕРИОДЫ ГОДА
РЕМОНТ НЕУКРЕПЛЕННЫХ ОБОЧИН
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.
ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.
ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по срезке, подсыпке, планировке и уплотнению неукрепленных обочин, дренирующим грунтом толщиной h=0,10 м.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК — описание решений по организации и технологии производства работ по срезке, подсыпке, планировке и уплотнению неукрепленных обочин, дренирующим грунтом толщиной h=0,10 м, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по срезке, подсыпке, планировке и уплотнению неукрепленных обочин, дренирующим грунтом толщиной h=0,10 м.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по срезке, подсыпке, планировке и уплотнению неукрепленных обочин, дренирующим грунтом толщиной h=0,10 м, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожно-строительных работ.
Технологическая карта рассчитана на следующие объёмы работ:
— толщина подсыпки обочин — =0,10 м.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по срезке, подсыпке, планировке и уплотнению неукрепленных обочин, дренирующим грунтом толщиной h=0,10 м.
2.2. Работы по срезке, подсыпке, планировке и уплотнению неукрепленных обочин, дренирующим грунтом толщиной h=0,10 м, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:
час.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при срезке, подсыпке, планировке и уплотнению неукрепленных обочин, дренирующим грунтом толщиной h=0,10 м, входят следующие технологические операции:
— геодезическая разбивка слоя подсыпки обочин;
— ограждение мест производства работ по утвержденной схеме ОДД;
— погрузка дренирующего грунта в автомобили-самосвалы;
— перевозка и выгрузка дренирующего грунта на месте работ;
— разравнивание привозного грунта на обочинах автогрейдером;
— планировка обочин автогрейдером;
— уплотнение грунта на обочинах самоходным катком;
— снятие ограждения мест производства работ.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной, специализированной бригадой в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (Q=13,0 т); автогрейдер ДЗ-180А ( =3,74 м, =0,63 м); грунтовый вибрационный каток ДУ-85 (=13 т, =15-70 см, =2000 мм); поливомоечная машина ПМ-3У ( =6000 л).
Рис.1. Автогрейдер ДЗ-180А
Рис.2. Грунтовый каток ДУ-85
Рис.3. Автосамосвал КамАЗ-55111
Рис.4. Поливомоечная машина ПМ-3У
2.5. При ремонте грунтовых обочин на автомобильных дорогах применяются следующие строительные материалы: грунт из карьера суглинки тяжелые с примесью гравия более 10% (35 ), расчётная плотность в естественном залегании 1950 кг/м , грунт III группы, классификация грунта принята по Таблице 1-1, Технической части, Сборник N 1, Земляные работы, ГЭСН-81-02-01-2001.
2.6. Работы по срезке подсыпке, планировке и уплотнению неукрепленных обочин, дренирующим грунтом толщиной h=0,10 м следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
Источник