Технологические процессы капитального ремонта земляного полотна

ТЕМА 2.8 КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ПЕРЕЕЗДОВ И ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

1. Капитальный ремонт переездов

2. Капитальный ремонт земляного полотна

Капитальный ремонт переездов

Капитальный ремонт переездов в основном проводится в комплексе с реконструкцией, капитальными, усиленным средним и среднем ремонтами пути. При капитальном ремонте переездов выполняются следующие работы:

— замена переездного настила;

— замена негодных и дефектных шпал;

— очистка загрязненного щебня в зоне переезда (в случае, когда капитальный ремонт переезда ведется на участках, где не проводится ремонт пути);

— замена ограждений на типовые, их ремонт, окраска;

— ремонт, очистка, а при необходимости устройство водоотводных и водопропускных сооружений земляного полотна в пределах переездов;

— замена ручных и нетиповых механизированных шлагбаумов на типовые, ремонт существующих шлагбаумов;

— работы по улучшению видимости для машинистов поездов и водителей автотранспорта на подходах к переезду;

— устройство пешеходных дорожек;

— ремонт и окраска путевых и сигнальных знаков и устройств на переезде;

— установка заградительных устройств (УЗП);

— другие работы, исходя из местных условий.

На работы по капитальному ремонту переездов на основании определенных начальником дистанции пути перечня и объемов работ составляется калькуляция, а при необходимости и рабочие чертежи.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Ежегодно железные дороги расходуют значительные средства на ремонт и усиление земляного полотна, однако протяженность его, подверженная различным деформациям, составляет около 14% эксплуатационной длины дорог и в течение многих лет не снижается.

Устранить повреждения основной площадки можно следующими мерами:

— вырезка балластных корыт и лож односторонней или двусторонней срезкой глинистого грунта с заменой дренирующим (рисунок 43,44);

Рис. 43 Односторонняя срезка с ликвидацией балластных корыт и лож

Рис.44 Двусторонняя срезка насыпи с балластными корытами и ложами

— выпуск воды из балластных лож и мешков с помощью поперечных дренажных прорезей или кротового дренажа (рисунок 45);

Рис.45 Поперечная дренажная прорезь: а) поперечный разрез; б) вид сбоку; 1 – балластный мешок; 2 – прорезь, заполненная гравелистым песком; 3 – утрамбованный щебень, слой 0,05–0,08 м

— укладка геотекстиля и пленочного материала в основание балластного слоя с поперечным уклоном 0,04 исключает попадание дождевой воды в балластные углубления и стабилизирует путь;

— осушение балластных корыт и неглубоких лож бортовой срезкой глинистого грунта и заменой его дренирующим (рисунок 46);

Рис.46 Бортовая срезка глинистых грунтов:

1 – балластное углубление; 2 – борт глинистого грунта; 3 –засыпка гравелистым песком срезанного борта

Балластные шлейфы устраняются следующими способами:

— для уменьшения проникновения поверхностных вод через балластную призму к контакту шлейфа с глинистым грунтом насыпи следует применять укладку гидроизоляции (пленка, геотекстиль) в основании балластной призмы;

— возведение на откосах каменных контрофорсно-дренажных прорезей шириной 1,0–1,5 м, в количестве до 4 шт. в пределах одного звена, которые кроме осушения еще и поддерживают шлейфы;

— для оперативной стабилизации неустойчивых шлейфов могут быть применены поддерживающие присыпки.

Для устранения оседаний и провалов насыпи производят:

— при развитии углублений в основной площадке укладывается гидроизоляция (геотекстиль, пленка) в основании балластной призмы;

— ликвидация последствий оседания подъемкой пути на балласт;

— при недостаточной ширине или отсутствии обочин — уширение насыпей;

— для осушения грунтов основания нарезают водоотводные канавы;

— при наличии грунтовой воды устраивают дренажи;

— при выпирании слабых грунтов основания отсыпают пригрузочные бермы или контрбанкеты (рисунок 47);

Рис.47 Укрепление насыпи пригрузочными бермами:

1 – пригрузочные бермы высотой hб = (0,3–0,5)H; 2 – бугры выпирания

— забивают в основании откоса железобетонные сваи или устраивают траншеи, заполненные камнем (стена в грунте), с выпуском воды из траншей в пониженные места (рисунок 48);

Рис. 48 Укрепление насыпи при выпирании грунта основания:

1 – ряд забивных свай; 2 – траншея, заполненная камнем; 3 – технологические подсыпки; 4 – бугры выпирания

Меры по стабилизации сдвигающихся насыпей (рисунок 49):

Рис.49 Сдвиг насыпи:

1 – ось и поперечный профиль насыпи до сдвига; 2 – то же в результате сдвига; 3 – бугор выпирания грунта

— упорядочение поверхностного стока и быстрый сбор и отвод воды с нагорной стороны насыпи; перехват и отвод от насыпи грунтовых вод; возведение поддерживающего сооружения (упорного контрбанкета, контрфорсов, подпорной стены из рядов свай);

— отсыпка камня с низовой стороны насыпи на болоте; создание упора из мерзлого грунта у низового откоса насыпи путем поднятия поверхности вечномерзлого грунта;

— в особо сложных условиях экономически оправданным может быть перенос трассы дороги.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Капитальный ремонт — земляное полотно

Капитальный ремонт земляного полотна включает следующие работы: ликвидацию или прекращение роста и вредного воздействия на состояние пути балластных корыт, пучин, оползней, размывов, обвалов и других деформаций; восстановление и ремонт всех водоотводных, дренажных, защитных, укрепительных, регуляционных сооружений земляного полотна; исправление, досыпку и укрепление конусов мостов; уширение земляного полотна до нормальных размеров, где это необходимо. [1]

Капитальный ремонт земляного полотна , предусмотренный классификацией путевых работ, должен осуществляться при капитальном ремонте пути, и проектно-сметная документация на его производство входит в состав технического проекта. [2]

Периодичность капитального ремонта земляного полотна устанавливается по его фактическому состоянию с учетом местных особенностей. [3]

Периодичность капитального ремонта земляного полотна , водоотводных, укрепительных и других сооружений определяется на основании детального их обследования с учетом грузонапряженности данной линии, перспективы ее развития, климатических и других местных условий. [4]

Периодичность капитального ремонта земляного полотна , водоотводных укрепительных и других сооружений устанавливается на основании детального обследования. [5]

При капитальном ремонте земляного полотна выполняют как частичную его перестройку — уширение и подъем, так и сооружение до 25 % участков нового полотна при спрямлении дороги от общего ее протяжения. Работы по капитальному ремонту включают: ликвидацию пучи-нистых, оползневых и обвальных участков; устройство дренажей, изолирующих прослоек; восстановление, перестройку и постройку новых водоотводных берегозащитных и противоэрозийных сооружений, обеспечивающих устойчивость земляного полотна. [6]

На этом капитальный ремонт земляного полотна заканчивают, а капитальный или средний ремонт верхнего строения пути выполняют в соответствии с одним из типовых технологических процессов. [7]

Работы по капитальному ремонту земляного полотна , предусмотренные классификацией путевых работ, должны также осуществляться и при капитальном ремонте пути. [8]

На каждый объект капитального ремонта земляного полотна составляется проектно-сметная документация. В отдельных случаях с разрешения начальника службы пути допускается производить ремонт по калькуляциям на основании установленного объема работ. [9]

К работам по капитальному ремонту земляного полотна также относится восстановление или замена отдельных конструктивных элементов противодеформационных сооружений, обеспечивающих устойчивость и защиту земляного полотна в сложных условиях. [10]

К работам по капитальному ремонту земляного полотна также относится восстановление или замена отдельных конструктивных элементов противодеформационных сооружений в объеме ЗОН и более при сохранении существующей конструкции, а также устройство дополнительных сооружений ( водоотводных, дренажных, укрепительных, защитных, регуляционных и других), обеспечивающих устойчивость и защиту земляного полотна в сложных условиях. При технико-экономической обоснованности рекомендуется производить замену деревянных конструкций железобетонными, а также замену устаревших конструкций — современными типовыми. [11]

Особенно важно при капитальном ремонте земляного полотна устранить все причины, порождающие пучинообразование. [12]

На отдельные виды работ капитального ремонта земляного полотна разработаны типовые технологические процессы, которые служат основой для составления рабочих технологических процессов. [13]

Обычно, выполняя капитальный ремонт пути на том или ином участке, производят и оздоровление земляного полотна. Для большего удобства и повышения производительности труда на ремонте пути капитальный ремонт земляного полотна выполняют с опережением капитального ремонта пути на год. Однако практика показала, что это не всегда получается, поэтому нужно, чтобы земляное полотно было оздоровлено за 1 — 2 месяца до ремонта пути. [14]

Источник

Технология работ по капитальному ремонту земляного полотна и водоотводных сооружений

При капитальном ремонте земляного полотна восстанавливают и повышают его несущую способность, перестраивают пучинистые, оползневые и обвальные участки, устраивают дренажи, изолирующие прослойки и производят другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна.

Кроме того, изменяют геометрические параметры земляного полотна, доводя их до норм категории, установленной для ремонтируемой дороги (уширение, подъемка, замена грунтов, обеспечение видимости, увеличение радиусов закруглений, смягчение продольных уклонов), а также спрямляют отдельные участки до 25 % общего протяжения ремонтируемой дороги. За счет средств на капитальный ремонт строят земляное полотно и систему водоотвода на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог, а также площадки для остановки, стоянки автомобилей и площадки отдыха вне проезжей части дорог. Восстанавливают, перестраивают существующие и строят вновь необходимые водоотводные устройства, берегозащитные и противоэрозионные сооружения.

Удалив покрытие, досыпают или перестраивают земляное полотно, соблюдая требования по его возведению. На пучинистых участках целесообразно удалить не только покрытие, но и слои основания дорожной одежды, которые в таких местах сильно загрязнены. Затем разрыхляют и убирают слой пучинистого грунта, корыто заполняют песчаным грунтом с послойным уплотнением. Сопряжение мест замены грунта на пучинистых участках с соседними неперестраиваемыми осуществляют в виде клина с крутизной откоса вдоль его оси 1:10. Такая мера позволяет предотвратить неравномерное морозное пучение в местах сопряжений.

Для уменьшения толщины слоев основания новой дорожной одежды при перестройке земляного полотна создают прослойки из рулонных синтетических текстильных материалов.

Технология укладки синтетических материалов на поверхность земляного полотна (под песчаный слой) приведена в табл. 13.3.1.

Последовательность и показатели производства работ

Номер захватки Технологические процессы Ед. изм Кол-во на 1 км Производительность в смену Потребность, маш.-см. (чел.-см.)
I Планировки верха насыпи автогрейдером за 9 круговых проходов при длине хода 200 м м 1,61
II Укладка полотен на верх земляного полотна (11 полотен шириной 1,5 м каждое) вручную м (3,7)
II Соединение полотен при помощи установки м (3,85)
III Подвозка пески автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 4,5 т на расстояние до 5 км м 3 29,3 96,3
III Разравнивание песка бульдозером слоем 0,2 м с перемещением до 10 м м 3 1,97
IV Подвозка воды на расстояние 5 км и ее розлив поливомоечной машиной ПМ-130 из расчет 4 л/м 2 по поверхности песчаного слоя л 1,29
IV Уплотнение песчаного слоя толщиной 0,2 м катком на пневматических шинах за 8 проходов по одному следу при длине захватки 200 м м 3 4,0

Рулоны синтетического материала раскатывают двое рабочих вдоль земляного полотна, начиная от его краев. Полотна укладывают с перекрытием на 8-12 см. После укладки первого и 15-20 м второго полотна приступают к соединению смежных полотен друг с другом. В дальнейшем укладку и соединение полотен ведут одновременно.

Полотна соединяют с помощью портативной установки, оснащенной газовой горелкой.

Уширение земляного полотна возможно по нескольким вариантам:

двустороннее уширение, при котором ось капитально отремонтированной дороги совмещают с осью существующей. При этом с двух сторон досыпают откосы насыпей или срезают откосы выемок. Достоинство этого варианта в том, что дорожная одежда (или ее большая часть) остается на прочном основании, хорошо сформировавшемся под действием движения. Метод наиболее приемлем при малой высоте насыпей;

одностороннее уширение, при котором ось отремонтированной дороги смещена в сторону от оси старой дороги. Недостаток этого варианта — новая существенная часть дорожной одежды располагается на свежеотсыпанном грунте, которому трудно придать такую же степень уплотнения, как у старого земляного полотна. Вместе с тем увеличивается потребность в материалах для устройства покрытия. При таком уширении земляные работы сосредоточены с одной стороны дороги, благодаря чему создаются лучшие условия для дорожных машин и работы могут быть выполнены более качественно.

На косогорных участках целесообразно в первую очередь рассматривать вариант смещения оси дороги к откосу, при котором уширение земляного полотна осуществляется за счет выемки.

Для надежного сопряжения присыпаемого грунта с грунтом существующего полотна при высоте насыпи менее 2 м, как и при косогорах крутизной 1:10-1:5, ограничиваются разрыхлением грунта на старых откосах или нарезкой борозд глубиной 0,2-0,25 м. На более высоких насыпях и косогорах крутизной до 1:3 на откосах нарезают уступы высотой до 0,5 м, придавая им уклон 50 ‰. В насыпях из песчаных грунтов уклон уступов делают к оси дороги, в глинистых — от оси дороги. При симметричном уширении выемок глубже 2 м для повышения устойчивости откосов целесообразно вместо боковых канав устраивать укрепленные лотки треугольного сечения.

При уширении земляного полотна засыпают и боковые канавы. Здесь важно обеспечить такую же степень уплотнения грунта, как и существующего полотна.

Перестраивая земляное полотно, особое внимание следует уделять системе водоотвода: восстановлению или устройству новых боковых канав (в том числе и отводящих воду в сторону от полотна, в пониженные места или к водопропускным сооружениям), а также дренажей для перехвата, сбора, отвода и понижения уровня грунтовых вод.

При устройстве или перестройке траншейного дренажа (щебеночно-трубного, беструбного и бесщебеночного) целесообразно использовать искусственные фильтры из синтетических текстильных материалов. В первом и втором вариантах дренажа их укладывают в подготовленную траншею вплотную к дну и стенам, закрепляя края материала анкерами. Затем укладывают дренажную трубу, траншею засыпают щебнем с послойным уплотнением, края полотен освобождают от анкеров и закрывают поверхность засыпки с перекрытием на 25-30 см. При этом фильтровальное полотно предотвращает заиливание щебня и трубы.

В третьем варианте в траншею помещают дренажную трубу, обернутую текстильным полотном, и засыпают песком. Песок предотвращает засорение синтетического фильтра, который в свою очередь защищает дренажную трубу от забивания песком.

Дренажные трубы применяют, когда уклон дренажа не превышает 30‰. Если уклон больше, в качестве дренирующей среды целесообразно использовать щебень в оболочке из пленки. Пленкой эффективно укреплять откосы земляного полотна (повышать местную устойчивость), а также усиливать грунтовой массив (повышать общую устойчивость откосов).

Как правило, синтетические материалы используют в комбинации с другими типами укрепления — биологическими, несущими, защитными и изолирующими. Если сочетают с биологическими типами укрепления в виде посева трав различными способами, полотна укладывают непосредственно на поверхность откоса под растительный грунт или на поверхность растительного грунта. В первом случае создается более плотный травяной покров и выравнивается влажностный режим. Во втором случае синтетический материал предотвращает вымывание семян и защищает откос от эрозии на период формирования травяного покрова, при этом служит временным элементом. Если синтетический материал используют в качестве постоянного элемента, над ним создают замыкающий слой из грунтовой засыпки не тоньше 5 см. На откосах выемок, сложенных глинистыми грунтами повышенной влажности, при выклинивающихся водоносных грунтах целесообразно применять пленку в сочетании с верхним замыкающим слоем из засеянного травами растительного или дренирующего грунта толщиной 10-30 см. Синтетический материал, применяемый в качестве постоянного элемента, закрепляют на обочине. Одновременно с откосами целесообразно укреплять и обочины.

Полотна также используют в сочетании с несущими решетчатыми сборными конструкциями укрепления, заполняя ячейки решетки каменным материалом фракции 40-100 мм, или в сочетании с защитными и изолирующими решетчатыми сборными облегченными конструкциями, заполняя ячейки растительным грунтом с посевом трав, торфо-песчаной или гравийно-песчаной смесями. Полотна укладывают непосредственно на поверхность откоса под решетку в качестве фильтра. Их можно укладывать и под несущие бетонные или железобетонные, монолитные или сборные конструкции укрепления конусов и откосов, периодически подтопляемых насыпей.

Для создания местной устойчивости откосов, подверженных эрозии и размывам при временном подтоплении, а также при возведении земляного полотна из грунтов, легко размываемых или резко снижающих свою прочность от увлажнения, полотна заглубляют в откос для армирования его поверхностной зоны. Свободные концы прослоек выводят на откос, чтобы создать поверхностную защиту, или объединяют их в обоймы. Заделка прослоек в грунт должна быть не менее 1,5 м, а расстояние между ними 0,5-0,7 м. Армирование откосов дополняют устройством защитного слоя и последующим засевом трав.

Синтетические материалы применяют и для повышения общей устойчивости откосов. При этом полотна закладывают в тело насыпи с таким расчетом, чтобы они пересекали предполагаемую поверхность скольжения. При таком расположении прослойки воспринимают часть растягивающих напряжений, что обеспечивает возможность в ряде случаев увеличить крутизну откосов, сократив тем самым объем земляных работ. Количество прослоек назначают расчетом исходя из обеспечения требуемого коэффициента запаса устойчивости, а длина их заделки в грунт должна превышать минимальную, чтобы не допустить проскальзывания полотен относительно грунта.

Для одновременного повышения и местной устойчивости прослойки укладывают с выводом на откос, а при необходимости увеличения жесткости нижней части насыпи их можно объединять в обойму. При выводе прослоек на откос устраивают защитный замыкающий слой из растительного грунта или применяют другое укрепление в соответствии с проектом.

Источник

Читайте также:  Cas cnt 400 ремонт
Оцените статью