Технологические процессы при ремонте корпусов судов

Общие понятия о технологии ремонта корпуса судна

Основной технологический процесс ремонта корпуса судна разделяют на стадии, определяющие последовательность выполнения всех ремонтных работ.

Подготовительная стадия технологического процесса заключается в подготовке судна и производства для ремонта корпуса. При подготовке судна производят удаление топлива, остатков груза, очистку -помещения и другие работы. Основой подготовки производства являются ремонтная документация, включающая составленные экипажем судна ведомости, определяющие объем ремонта, техническая и технологическая ремонтная документации, разрабатываемые проектными организациями. На основании этой документации судоремонтное предприятие производит заготовку конструкций корпуса и другие работы, которые можно выполнить до подхода судна к ремонтной базе. Эти работы называют «нулевым этапом ремонта». Одновременно производят материально-техническую подготовку производства.

Стадия дефектации заключается в производстве освидетельствования корпуса судна с целью определения технического состояния корпуса и отдельных его конструкций и установления объема и способов выполнения ремонта.

В стадию подготовки деталей, узлов и конструкций корпуса входят работы по обработке металла, заготовке и предварительной сборке заменяемых деталей, узлов и конструкций корпуса в цехе.

Стадия замены и восстановления конструкций корпуса предусматривает выполнение всех работ по ремонту корпуса судна как на плаву, так и в доке, на слипе. На этой стадии производят разборку корпусных конструкций, подлежащих ремонту, а также демонтаж трубопроводов, механизмов и других устройств и оборудования, выемку защитных щитов в трюмах, разборку изоляции зашивки и отделки кают, деревянного настила, удаление цементных ящиков и др. После окончания всех работ испытывают корпус или отдельные конструкции на водонепроницаемость.

Читайте также:  Самый бюджетный ремонт однушки

Применительно к ремонту корпуса судна существуют следующие виды обобщенных корпусных работ: замена поврежденных или изношенных элементов и конструкций в целом; установка новых (дополнительных) деталей конструкций; правка деформированных корпусных конструкций или отдельных элементов; демонтаж отдельных элементов конструкций по технологическим причинам (например, для доступа в отсек); наплавка разрушенных коррозией сварных швов и коррозионных язвин.

Порядок и очередность выполнения работ по ремонту корпуса должен быть увязан с работами по ремонту механизмов, устройств, систем и другими ремонтными работами.

На судоремонтных предприятиях ремонт корпуса осуществляют индивидуальным (подетальным), секционно-блочным методами ремонта.

При индивидуальном методе производят ремонт отдельных элементов конструкций корпуса. Такой метод ремонта применяют при текущем ремонте корпуса, когда объем ремонтных работ небольшой.

Секционно-блочный метод (см. § 53) является наиболее эффективным способом ремонта конструкций корпуса при наличии больших повреждений. Одним из главных преимуществ этого способа является возможность производства работ в цехе, а также предварительное изготовление секций и блоков до прихода судна на ремонт по «нулевому этапу».

В процессе производства ремонта корпуса инспекция Регистра ведет техническое наблюдение и контроль. Работы по ремонту судна, подлежащие обязательному контролю Регистра СССР или речного Регистра РСФСР, следующие:
выборочная проверка материала, применяемого для ремонта прочного металлического корпуса судна (листовой, профильной, полосовой) ;
выборочная проверка качества применяемых электродов, заклепок, флюсов, защитного газа, гужонов и др.;
наружный осмотр после монтажа корпусных литых и кованых деталей (штевни, мортиры, кронштейны) и проверка качества сварных швов;
выборочная проверка качества работ по сборке под сварку и клепку корпусных конструкций;
наружный осмотр качества выполненных работ и выборочная проверка размеров элементов набора, калибров швов (наружная обшивка, палубы, платформы, двойное дно, продольные и поперечные связи, водонепроницаемые переборки, шахты, туннели гребных валов, надстройки, рубки и др.), а также проверка качества сварных швов дефектоскопией;
проверка качества материала, наружный осмотр, выборочная проверка размеров элементов фундаментов под главные механизмы и котлы и под другие ответственные механизмы и устройства;
выборочная проверка качества работ и испытание на водонепроницаемость грузовых люков, лацпортов, световых и прочих люков и закрытий (иллюминаторы, водонепроницаемые двери и прочие отверстия и их закрытия в корпусе судна);
испытания на водонепроницаемость отсеков корпуса судна, перекрытий, цистерн, наружной обшивки, палуб, переборок и др.

Непосредственно перед началом ремонта владелец судна согласовывает с инспекцией Регистра ведомости на ремонт корпуса, а также чертежи на восстановление, переоборудование или модернизацию корпуса, проводимые во время ремонта.

Завод, выполняющий ремонт корпуса судна, должен получить одобрение инспекции Регистра на выпускаемые рабочие чертежи, технические условия, различные технологические процессы ремонта или изготовления ответственных конструкций корпуса.

В процессе проверки и испытания материалов и изделий, используемых при ремонте корпуса, а также выполнения ремонта корпусных конструкций инспекция Регистра устанавливает их соответствие Государственным стандартам (ГОСТам), утвержденной и согласованной технической документации и правилам Регистра.

Результаты осмотров или освидетельствований предъявляемых узлов, деталей и механизмов инженер Регистра заносит в акт специальной формы.

Для успешного и качественного выполнения ремонта корпуса судна используется соответствующая технологическая документация, в которой дается подробное описание работ, подлежащих выполнению в процессе ремонта; способы их выполнения; инструмент приспособления и оснастка, необходимые для ремонта; последовательность производства работ; перечень материалов (по маркам, видам и размерам); состав бригады и квалификация рабочих; время, необходимое для производства ремонтных работ, и порядок производства испытания конструкции на непроницаемость. Для обычных текущих работ по ремонту корпуса судна подробные технологические процессы не составляют. В этом случае пользуются обычно типовым технологическим процессом. Для конкретного судна выпускают чертеж или эскиз, на котором указывают поврежденные места, а при помощи условных обозначений видов ремонта — метод ремонта данной конструкции (рис. 110). Дополнительно к таким чертежам (эскизам) даются технологические указания о марке материала (листов, профилей), испытании конструкции на непроницаемость.

Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, обводя на чертеже (эскизе) соответствующим цветом контуры заменяемых (ремонтируемых) конструкций корпуса, участков листов и набора.

Источник

Производственный и технологический процессы ремонта судов

Все виды ремонта судов классифицируются в зависимости от процессов, протекающих в элементах судна и приводящих к утрате их спецификационных показателей технического состояния, степени директивности и назначение ремонта.

Основные этапы производственного и технологического процессов

Производственный процесс ремонта судна

Совокупность последовательных действий, в результате которых из исходных материалов получают готовую продукцию, называют производственным процессом. В общем случае производственный процесс ремонта судна можно подразделить на отдельные этапы (стадии).

Промысловое судно Maremar Dos, река Сегура, устье реки Сегура
Источник: fleetphoto.ru

Подготовительный этап (техническая подготовка) включает подготовку оборудования, материалов, полуфабрикатов и изделий, а также судов к ремонту. Этот этап осуществляется на основе ремонтных ведомостей и других технических документов, определяющих конструкторскую и технологическую подготовку судоремонтного производства.

Демонтажный этап осуществляется после постановки судна в ремонт и проводится в объемах, определяемых видом ремонта судна и категорией ремонта судовых устройств. Демонтажные работы ведутся в определенной последовательности согласно эксплуатационной и ремонтной документации.

Демонтажные работы сопровождаются дефектацией, т. е. освидетельствованием технического состояния судовых устройств, механизмов и деталей. По результатам дефектации Дефектация судовых технических средств уточняется характер и объем ремонтных работ.

Этап непосредственного изготовления и восстановления деталей осуществляется в различных цехах судоремонтного предприятия.

Применение прогрессивных способов изготовления и восстановления деталей на этом этапе позволяет повысить долговечность и надежность ремонтируемых судовых объектов.

Особенность этапа сборки в судоремонтном производстве состоит в большом объеме пригоночных работ. Сборка сопровождается контролем качества и проведением промежуточных и конечных испытаний собираемого изделия. Для проведения испытаний серийных агрегатов и механизмов в цеховых условиях используются специальные стенды. Этапу сборки сопутствуют работы по окраске и консервации изделий.

Монтажный этап осуществляется на плаву или при стоянке судна в доке. Проведение монтажных работ обеспечивается средствами грузоподъемной техники и специальной технологической оснастки.

Промысловое судно Султан, Чёрное море, Севастопольская бухта
Источник: fleetphoto.ru

Испытания судна Испытания и сдача судов после ремонта делятся на швартовные и ходовые, которые производятся по специальным программам. Цель швартовных испытаний состоит в проверке технической готовности судна к выходу в море. При ходовых испытаниях производится конечная оценка качества ремонта судна в целом. Результаты испытаний оформляются актом.

Технологический процесс ремонта судна

Часть производственного процесса, связанного с качественным изменением объекта производства (материала, заготовки, детали, машины), называют технологическим процессом (ТП).

ТП делятся по характерным видам обработки следующим образом: процессы получения отливки, термической обработки, механической обработки и т. д.

Технологический процесс осуществляется на специально организованных и оборудованных рабочих местах (станке, сборочном стенде, монтажном месте на судне).

Промысловое судно Augusta Zennaro, Адриатическое море, Венецианская лагуна
Источник: fleetphoto.ru

Технологический процесс состоит из следующих элементов: операция, установ, позиция, переход, проход и прием.

  • Операция — законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте. Например, изготовление крепежного болта в единичном производстве состоит из двух операций: токарной и фрезерной.Операция является основным элементом технического нормирования труда.
  • Установ — часть операции, выполняемая при неизменном закреплении детали. Операция может состоять из одного или нескольких установов. При единичном изготовлении деталей стремятся с одного установа обработать как можно больше поверхностей (для обеспечения высокой точности).
  • Позиция — часть операции, выполняемая при неизменном закреплении детали в приспособлении при ее различных положениях в пространстве относительно режущего инструмента. Например, операция фрезерования шестигранной головки болта одной фрезой состоит из одного установа и шести позиций.
  • Переход — часть операции, связанная с обработкой одной и той же поверхности, одним и тем же режущим инструментом при неизменных режимах резания. Например, обработка точного отверстия в детали с помощью сверла, зенкера и развертки выполняется в три перехода.
  • Проход — часть операции, выполняемая при однократном относительном перемещении режущего инструмента и обрабатываемой детали, в результате которого с поверхности снимается один слой материала.
  • Прием — совокупность движений рабочего, необходимых для выполнения элементов операции.

Принципы проектирования технологических процессов

Виды технологических процессов (ТП)

Технологический процесс проектируется (разрабатывается) в стадии технологической подготовки производства. Целью проектирования ТП является обеспечение заданного качества изделия при минимальной себестоимости и высокой производительности труда.

Промысловое судно Pescado No.1, Японское море
Источник: fleetphoto.ru

В зависимости от объема выпуска изделий установлено три вида ТП: единичный, типовой и групповой.

  • Единичным называется ТП изготовления или ремонта изделия одного наименования и типоразмера исполнения независимо от типа производства.
  • Типовым является ТП изготовления группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками.
  • Групповым называется ТП изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками.

Разработанный ТП отображен в соответствующей технологической документации. По степени детализации описания технологических процессов технологическая документация делится на описание: маршрутное, операционное и маршрутно-операционное, а по комплектности технологических документов — на комплект:

  • документов ТП (операций);
  • технологической документации;
  • проектной технологической документации;
  • стандартный документов ТП (операции).

Исходными данными при проектировании ТП являются: рабочие чертежи, схемы, технические условия, спецификации, паспортные данные на оборудование, объем выпуска изделий.

Промысловое судно Прометей, Японское море, Залив Посьет, бухта Троицы
Источник: fleetphoto.ru

При разработке ТП используются следующие документы: стандарты на материалы, режущие и измерительные инструменты, приспособления и оборудование, нормативы для расчета технических норм расхода материалов и инструментов, нормативы по нормированию труда и инструкции. Кроме того, используются вспомогательные данные Каталогов, справочников, альбомов технологической оснастки и т. п.

Сложность проектирования оптимального варианта ТП заключается в необходимости учета многих факторов, влияющих на качество, себестоимость изделия и производительность труда. При разработке ТП руководствуются тремя принципами, определяющими его содержание.

Принцип качественной целесообразности ТП обеспечивается:

  • правильным выбором заготовки детали;
  • степенью точности назначаемого оборудования, инструментов и другой технологической оснастки;
  • рациональным выбором условий и режимов обработки.

Принцип экономической целесообразности ТП реализуется многими факторами и прежде всего условиями механизации и автоматизации производства, уровень которых определяется объемом производственной программы и организацией ее выполнения.

Промысловое судно Clamis, Средиземное море
Источник: fleetphoto.ru

Принцип соответствия ТП наиболее совершенным формам организации производства обеспечивает максимальную производительность труда, более полное и равномерное использование оборудования, а также ускорение производственного цикла.

Типы производства

В зависимости от вида продукции и объема производственной программы различают три типа производства: единичное, серийное и массовое. Тип производства в значительной степени определяет структуру ТП и формы его организации.

Единичное производство характеризуется широкой номенклатурой изготавливаемых изделий, их малым количеством и неопределенным промежутком времени повторения программы.

Серийное производство (мелкосерийное и крупносерийное) характеризуется выпуском ограниченной номенклатуры изделий, выпускаемых определенными и периодически повторяющимися партиями. Технические показатели изделий и объем партий в сериях могут измениться.

Массовое производство характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий в течение длительного срока.

Промысловое судно Hjerttind, Балтийское море, Таллиннский залив
Источник: fleetphoto.ru

Для каждого типа производства характерны свои показатели организации производственных и технологических процессов.

Ремонт судов Ремонт рыболовных судов относится к единичному типу производства с выпуском особо сложной продукции. Для него характерным является: применение универсального оборудования, расставленного в цехах по признаку однородности участков (токарный, фрезерный и т. п.); применение стандартного режущего и измерительного инструментов; использование универсальных приспособлений; обеспечение выполнения технологических операций преимущественно рабочими высокой квалификации; стендовая организация процессов сборки изделий; маршрутная разработка большинства технологических процессов. Наличие в эксплуатации серийных промысловых судов, типовых судовых устройств и механизмов создает условия для внедрения индустриальных методов ремонта, которые приближают организационно-технический уровень ремонта судов к уровню судостроения и судового машиностроения.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Источник

Оцените статью