Технология ремонта дорог.
Различают текущий, средний и капитальный ремонты дорог. Текущий ремонт выполняют преимущественно в теплое время года, при температуре воздуха не ниже +5 °С. Однако, если возникшие неисправности могут привести к большим разрушениям, то ремонтируют дорогу независимо от температуры воздуха. Средний ремонт производят в соответствии с установленными межремонтными сроками, т. е. 1 раз в течение нескольких лет, с целью усиления дорожного покрытия путем восстановления слоя износа. Работы по среднему ремонту отличаются значительными объемами и могут охватывать до 40% всей площади покрытия. Капитальный ремонт выполняется периодически в установленные межремонтные сроки с целью полного восстановления или повышения прочности дорожного покрытия, или же при необходимости изменения геометрических параметров дорожного покрытия. Отличительная особенность капитального ремонта — объемы работ охватывают всю ширину дороги на большом протяжении. Разрушения заделывают механизированным способом, с помощью соответствующих машин. Для уборки загрязнений (при подготовке покрытия к разметке) применяют подметально-уборочные или поливочно-моечные машины. Основной цикл работ выполняют с помощью машин для текущего ремонта дорог и тротуаров. При ремонте разрушений покрытия на больших площадях (площадь карты более 25 м2) применяют асфальтораскладчик для раскладки и разравнивания асфальтобетонной смеси. Участки дорожного покрытия большой площади, имеющие значительные по высоте наплывы и волны, образовавшиеся в результате нарушения сцепления верхнего слоя асфальтобетона с основанием, ремонтируют путем полной замены покрытия. Для чего асфальторазогревателем нагревают, а затем удаляют верхний слой. После этого укладывают асфальтораскладчиками свежую сдвиго-устойчивую асфальтобетонную смесь и укатывают ее. Средний ремонт асфальтобетонных покрытий включает в себя восстановление слоя износа, устранение просадок и проломов, а также замену бортового камня. Капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия — это его восстановление со снятием или с использованием старого асфальтобетона в качестве основания. Восстанавливают дорожное покрытие со снятием старого асфальтобетона обычно с помощью специальных машин ударно-фрезерного типа, обеспечивающих съем слоя толщиной до 10 см. Однако производительность таких машин незначительна (до 200 м2/ ч), поэтому все чаще для этих работ используют асфальторазогреватели с горелками инфракрасного излучения. При этом с самой лучшей стороны показали себя асфальторазогреватели, снабженные фрезерными устройствами для снятия нагретого до 120—140°С и размягченного слоя на глубину 3—10 см. При отсутствии фрезерного устройства нагретый асфальтобетон снимают с помощью автогрейдера. Ширина, глубина нагрева и фрезерования верхнего слоя зависят от площади повреждений, наличия на дорожном покрытии колодцев и т. д. После удаления старого слоя асфальтобетона образовавшееся основание для лучшего сцепления обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией с помощью автогудронатора, а затем автоукладчиком укладывают новый слой асфальтобетона. Уложенную асфальтобетонную смесь уплотняют катками — сначала легкими, затем тяжелыми. В процессе уплотнения, после первых проходов катков проверяют ровность покрытия в продольном и поперечном направлениях. После тщательной очистки дорожного покрытия от загрязнений с помощью подме-тально-уборочных и поливочно-моечных машин его обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией, применяя автогудронатор. Затем укладывают асфальтобетонную смесь, используя в зависимости от объемов работ, асфальтоукладчик или асфальторас-кладчик, и уплотняют ее катками.
При капитальном ремонте цементобетонного покрытия исправляют участки с просевшими плитами, заменяют большое число разрушенных плит новыми, восстанавливают основание, устраняют шелушение на больших площадях и т. д Технология выполнения этих работ та же, что и при текущем и среднем ремонтах, а разница — только в объемах работ.
В связи с большими объемами работ при капитальном ремонте необходимо широко применять машины и механизмы, в частности, для тех операций, которые при текущем и среднем ремонте все еще выполняются вручную.
Источник
ТЕХНОЛОГИИ ДОРОЖНОГО РЕМОНТА
В процессе эксплуатации автодороги ее покрытие испытывает перегрузки, постепенно изнашивается и стареет. Если при строительстве дороги нарушались технологии, использовались материалы недостаточно высокого качества, этот процесс протекает быстрее. При скрупулезном соблюдении всех требований, предъявляемых к дорожно-строительным операциям, срок службы автодороги увеличивается в разы — но со временем, так или иначе, дорожное полотно все же требует ремонта. Для того, чтобы устранить образовавшиеся шелушения, неровности, трещины, выкрашивания, ямы и другие деформации, кардинальный ремонт автодороге не нужен. Вполне хватит и своевременного ямочного ремонта: если в год он выполняется на двух-трех процентах площади дороги, этого вполне достаточно для ее нормального функционирования. А вот когда ремонта требуют 10—15% площади, уже необходимы более серьезные меры. Напомним, что качественно выполненный ямочный ремонт обеспечивает беспроблемную эксплуатацию отремонтированного участка дороги в течение трех-четырех лет, что зафиксировано соответствующим отечественным стандартом. В ряде стран участок дороги после ямочного ремонта получает эксплуатационную гарантию на пять лет.
В России ремонтом дорог принято заниматься при сухой погоде и температурах выше +5 °С, хотя необходимость в оперативных мерах, а именно — в выполнении ремонта дороги, может возникнуть в любое время года. Для того, чтобы дорожный ремонт был выполнен качественно, необходимо соблюсти ряд условий.
Во-первых, заделка выбоины, ямы и так далее должна выполняться в соответствии с характеристиками покрытия — его плотности, прочности, шероховатости и другими, для чего необходимы качествен-ные материалы. Во-вторых, для любого дорожного ремонта, в зависимости от масштаба и характера работ, должно быть в наличии соответствующее оборудование, спецтехника и способные работать с ней квалифицированные специалисты. Ремонт может быть плановым или срочным, ямочным или более масштабным, простым или сложным — но он в любом случае должен проводиться оперативно в целях скорейшего возобновления полноценного движения автотранспорта.
Поскольку в Российской Федерации для дорожного строительства наиболее широко применяется асфальтобетон, большинство используемых для ремонта технологий и машин ориентированы именно на этот материал. Наиболее широко применяемая при ремонте технология — ямочный ремонт горячей асфальтобетонной смесью. Все компоненты для ее приготовления являются доступными, поэтому заводы по производству этого материала вырабатывают столько асфальтобетонной смеси, сколько ее требуется дорожникам. При высоком качестве ремонта методом горячей заделки у этого метода есть один существенный недостаток: успешное выполнение таких работ прямо зависит от точности соблюдения технологии и благоприятных погодных условий. Влияние погодного фактора снижается при использовании холодных битумосодержащих смесей и материалов на основе жидких или разжиженных битумов и битумных эмульсий. К тому же такой ремонт более экономичен, не так требователен к технологическим тонкостям, а кроме того, позволяет существенно увеличить сезон дорожных работ. Говоря о недостатках холодной технологии, нужно отметить, что прочность и водостойкость холодного асфальтобетона, приготовленного на жидком или разжиженном битуме‚ в два-три раза ниже‚ чем у горячего. Поэтому два этих метода, как правило, используют при ремонте дорог разных категорий: холодный асфальтобетон, приготовленный на жидком или разжиженном битуме, — на дорогах третьей-четвертой категорий, горячие асфальтобетонные смеси и литой асфальт — на дорогах первой-второй категорий.
К альтернативным методам ремонта дорог следует отнести работы с использованием смесей на основе полимерных, полимер-битумных и других вяжущих. Такие смеси используются для аварийного ремонта, ремонта покрытий мостов, заделки дефектов в цементобетонных покрытиях и так далее. При этом какой именно метод ни был бы выбран, важное значение для качества работ имеет предварительная подготовка ремонтируемого места.
ГОТОВИМ ДЕФЕКТНЫЙ УЧАСТОК К РЕМОНТУ
Первое, что необходимо при этом проделать, — разметить место ремонта линиями, заключенными в один контур таким образом, чтобы внутри него кроме собственно дефекта оказалось и 4-5 сантиметров неповрежденной поверхности. Далее намеченный контур разламывается с помощью отбойного молотка, подключенного к соответствующему разъему имеющейся спецтехники (компрессор, переносная гидростанция и т.д.).
При подготовке к ремонту длинных и узких трещин и выбоин площадью два-три квадратных метра и более также применяются фрезы. Холодное фрезерование при этом осуществляется на всю глубину слоя покрытия. Боковые стенки при этом должны быть вертикальными. Если на сравнительно небольших участках можно обойтись малогабаритной или компактной фрезой, то для больших площадей используются прицепные и навесные агрегаты, а также специализированная самоходная техника, срезающая материал покрытия шириной до метра и на глубину до 250 миллиметров. Фрезы, оснащенные ленточным транспортером, способны подавать срезанный материал в прицеп или кузов грузовика, сокращая, таким образом, объем ручных работ.
Дно и стенки места ремонта очищаются от крошки, пыли, грязи и влаги с помощью щеточного оборудования или специальных агрегатов, работающих по принципу пылесоса. Очищенные таким образом дно и стенки места ремонта покрываются тонким слоем жидкого битума или битумной эмульсии. Для этого используется имеющееся в наличии соответствующее оборудование: битуморазогреватель, битумный котел, автогудронатор, дорожный ремонтер и т.д. Расход битума при этом не должен превышать 0,3-0,5 литра на квадратный метр, так как избыточная смазка (как и недостаточная) снижает качество сцепления слоев покрытия — появляющегося в результате ремонта и основного.
ДОСТАВКА АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ
Для надлежащего качества работы асфальтобетонная смесь, приготовленная на заводе, должна быть доставлена к месту ремонта горячей. В ряде стран укладка смеси температурой ниже 110—120 °С считается недопустимой. Для сохранения необходимого температурного режима асфальтобетонная смесь доставляется на ремонтируемый участок дороги спецтехникой, оснащенной термосным бункером, позволяющим сохранять температуру несколько часов. Грузоподъемность такой машины может составлять от 2 до 10 тонн при вместимости контейнера от полутора до шести кубометров. Кроме таких термосных бункеров на колесах при дорожном ремонте используется и универсальная техника — ремонтеры, способные доставить к месту работ не только асфальтобетонную смесь, но и ремонтную бригаду со всем необходимым оборудованием, включая битумный котел, виброплиту, отбойные молотки, обрезчики кромок, пневмодрели, и имеющие компрессор и соответствующий привод для его использования. При этом сама асфальтобетонная смесь для поддержания равномерной температуры перемещается шнеками, приводимыми в движение через редуктор; выдача разогретого битума осуществляется соответствующим насосом. В городе перевозка горячей асфальтобетонной смеси часто осуществляется имеющимися в автопарке коммунальных предприятий пескоразбрасывающими коммунально-дорожными машинами. Такой вариант доставки крайне нежелателен из-за того, что температура смеси в бункере КДМ стремительно падает (особенно весной или осенью), что приводит к низкому качеству работ при заделке выбоин. И напротив, асфальтобетонная смесь, доставленная в соответствии с требуемым температурным режимом, оперативно укладывается, уплотняется катком или трамбовкой и впоследствии исправно служит несколько лет.
РЕСАЙКЛИНГ ДЛЯ РЕМОНТА ДОРОГИ
Зачастую ремонт дороги выполняется на участках, удаленных от асфальтобетонных заводов, при этом на довольно больших площадях. В таких условиях для ремонта хорошо подходит технология ресайклинга дорожных покрытий, внедрение которой в России началось еще в прошлом десятилетии вместе с появлением соответствующей техники. К сожалению, из-за консервативного подхода к дорожному строительству и ремонту она пока не получила широкого распространения в России — однако там, где была применена, отлично себя зарекомендовала.
В ходе ресайклинга старое дорожное покрытие в виде кусков или крошки подвергается вторичной переработке — измельчается, разогревается и с добавлением 1-2% твердого или полутвердого битума тщательно перемешивается в барабане, оборудованном лопастями и горелкой. Весь цикл от загрузки материала до получения готовой смеси составляет не более двадцати минут. Разные модели ресайклеров способны за один замес выдавать от 200 до 2000 килограммов горячей смеси, которая подается к месту укладки с помощью ковшевого погрузчика или средств малой механизации (тележки).
Ресайклинг, при немалых первичных затратах на основное оборудование (собственно ресайклер), позволяет использовать для дорожного ремонта вторичный материал, исключая необходимость покупки и доставки асфальтобетонной смеси на заводе. Этот метод позволяет сэкономить в процессе ремонта пятьдесят и более процентов затрат на дорожный ремонт.
ХОЛОДНАЯ СТРУЙНО-ИНЪЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Эта технология также является сравнительно новой для России, хотя в Северной Америке и странах Евросоюза применяется давно и успешно. Суть процесса — заполнение выбоин битумной эмульсией, при этом все операции в процессе дорожного ремонта выполняются с использованием одной единицы спецтехники. Сама выбоина предварительно продувается, промывается и затем заполняется мелким щебнем, смешанным с битумной эмульсией. Обрезку, разлом, фрезерование перед этим производить необходимости нет. Особенностью этого процесса является высокая скорость, с которой щебень с эмульсией воздушной струей подается в выбоину. Это обеспечивает уплотнение, достаточное для того, чтобы не использовать виброплиту или каток. Спецтехнику для ремонта струйно-инъекционным методом обслуживает, как правило, один человек — водитель машины. Для этой технологии, в зависимости от того, какие инертные материалы используются, применяют анионную или быстро распадающуюся катионную битумные эмульсии 60%-й концентрации, сам щебень при этом — мелкой фракции, 5-15 миллиметров. Расход эмульсии, необходимой для подгрунтовки выбоины и обработки инертного материала в камере смешения машины, может составлять от 3 до 5 процентов от массы щебня.
Спецтехника для дорожного ремонта по струйно-инъекционной технологии может быть как самоходной, так и прицепного типа.
Гарантией качественно выполненного дорожного ремонта является правильная оценка подлежащего ремонту участка и выбор технологии, которую следует применить. При этом даже при оптимальном выборе метода недооценка погодных условий способна существенно ухудшить результат работы. Дождь, снег, сильный ветер, несущий в подготовленную вы- боину мусор и пыль, могут сократить срок службы отремонтированного участка дороги — вместо трех-четырех лет он прослужит всего пару-тройку месяцев. Кроме того, дорожный ремонт, выполненный с помощью имевшегося под рукой случайного набора техники и инструментов вместо специализированных машин и оборудования ручного класса может обесценить усилия даже профессионалов-дорожников, посвятивших своему делу долгие годы. Современные технологии дорожного ремонта созданы с учетом современного парка техники и часто не срабатывают в случаях доставки асфальтобетонной смеси самосвалом, а также ее укладки и уплотнения подручными средствами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник