Технологические процессы ремонта покрышек
Ремонт пневматических шин. В процессе работы (движения) и хранения у пневматических шин появляются различного рода повреждения и разрушения. К ним относятся: проколы, прорывы и разрезы покрышек и камер; износ и отслоение протектора; отслоение боковин от каркаса; разрыв и оголение проволочного сердечника борта; разрыв нитей и расслоение каркаса; повреждение вентилей. Кроме этого, у пневматических шин под воздействием солнечных лучей и высокой температуры проходит процесс старения резины — она становится более твердой и хрупкой, покрывается сеткой мелких трещин. При попадании на покрышки или камеры нефтепродуктов резина набухает и теряются ее механические свойства; при длительном воздействии влаги подгнивают нити корда и др.
Ремонт камер. Ремонту могут подвергаться камеры, имеющие проколы, разрывы, прорезы до величины, допустимой техническими условиями. Например, для камер автомобиля ЗИЛ-130 допускается длина разрыва 180 мм, ширина 30 мм, количество разрывов 2, минимально допустимое расстояние между краями разрывов 1000 мм.
Проколы и разрывы камер обычно ремонтируют наложением заплат. В качестве починочных материалов применяют либо сырую камерную резину, либо вулканизированную резину из утильных камер, не имеющую признаков старения или разъедания нефтепродуктами. Проколы и разрывы до 30 мм рекомендуется заделывать заплатами из сырой резины, а более 30 мм — заплатами из вулканизированной резины. На прорывах закругляют ножницами острые углы, придав им овальную форму, Поверхность камеры вокруг повреждения зачищают абразивным кругом на шероховальном станке или вручную рашпилем, скашивая кромки величиной 10—15 мм вокруг повреждения.
Заплату вырезают такого размера, чтобы она на 20—30 мм перекрывала края повреждения. Заплата из выбракованной камеры подвергается шероховке с внутренней стороны.
С шерохованных поверхностей камеры и заплаты удаляют пыль, промазывают их два раза клеем концентрации 1 : 8 с просушкой после каждой промазки в течение 25—30 мин при температуре 30—40° в сушильной камере. После этого накладывают заплату на подготовленный участок и прикатывают роликом от середины к краям. Под заплатой не должно быть воздуха. Место вулканизации припудривают тальком или наносят мыльный раствор и вулканизируют. Вулканизацию камер проводят на плите вулканизационного аппарата (рис. 3). Камеру укладывают заплатой на плиту и через деревянную накладку прижимают к плите пинолью. Края камеры не должны быть прижаты к плите. Время вулканизации 15—20 мин, температура 143—145°.
Рис. 3. Электровулканизатор модели 6134:
1 — корпус; 2 – Плита; 3 — Кронштейн; 4 — пиноль с нажимным
Ремонт покрышек. Технологический процесс ремонта покрышек состоит из следующих операций: приемка в ремонт, мойка, дефектовка, вырезание поврежденных мест, сушка, шероховка, заделка повреждений, вулканизация. Не принимают в ремонт покрышки, у которых порван или оголен металлический сердечник борта, резина разрушена нефтепродуктами, имеется расслоившийся корд, прелые нити корда и состарившаяся резина. Не принимаются в ремонт также покрышки при высоте рисунка протектора менее 20% номинала у тракторных и 10% у автомобильных и комбайновых покрышек.
Мойка покрышек проводится в моечных машинах или вручную водой и щетками. После мойки покрышки дефектуют и отмечают места повреждений. Для дефектовки покрышек, а также для вырезки мест повреждения, шероховки и т, д. используют борторасширители (рис. 4).
Крупные повреждения (более 25 мм по диаметру или прямоугольники размером более 25×50 мм) вырезают. Повреждения меньших размеров только шерохуют. Повреждения вырезают обычно «наружным» конусом при несквозных повреждениях снаружи, «внутренним» конусом при малом повреждении снаружи и большом внутри и «встречным» конусом при сквозном повреждении. После вырезки повреждения проводят сушку покрышки в сушильной камере при температуре 70—80˚С в течение 8—18 ч.
Источник
Ремонт шин
Технологический процесс шинных работ
Принятые в ремонт покрышки моют в специальной ванне и сушат в сушильных камерах при температуре 40-60°С в течение 2 ч. На качество ремонта покрышки исключительно большое влияние оказывает их сушка. При ремонте недостаточно просушенных покрышек резко ухудшается качество их вулканизации вследствие образования паровых пробок.
Основная сложность при демонтаже шины это отжатие бортов от закраин обода. Для этих целей промышленность выпускает различные стенды. Стенды для демонтажа шин легковых автомобилей (Ш-501, Ш-514)снабжены нажимными пневмоустройствами, создающие усилие 2000-3000 Н для постепенного отжатия бортов. Стенды для демонтажа шин грузовых автомобилей (Ш-509, Ш-513) создают усилие 250 кН при одновременном отжатии борта по всей плоскости.
Поверхность ободьев, обращенных к шине, очищают от ржавчины и покрывают лаком для металла. При получении новых ободьев отдельно или на автомобиле, а также в период эксплуатации рекомендуется проверять их осевое (торцевое) и радиальное биение. Для легковых автомобилей осевое и радиальное биение обода с диском в сборе на участках профиля, прилегающих к шине, не должно превышать 1,2 мм, а для грузовых — 2. 4 мм в зависимости от типоразмера колес.
При подготовке покрышки к ремонту поврежденные участки расчищают в соответствии с намеченным способом ремонта и производят их шероховку. В зависимости от вида сквозного повреждения применяется способ ремонта вставкой в рамку для легковых автомобилей и внутреннего, наруженного или встречного конуса для грузовых автомобилей.
Ремонт сквозных повреждений шин внутренним конусом (а), внешним конусом (б), встречным конусом (в) и в рамку (г)
Характер вырезки определяется повреждением и его месторасположением. При несквозных повреждениях вырезку ведут на глубину повреждения. Края повреждения срезают под углом 45 градусов к центру. Вырезка осуществляется острозаточенным ножом смоченного водой, с помощью борторасширителей, металлических вставок и т.д.
Вырезка в рамку заключается в ступенчатом удалении слоев каркаса. Величина ступенек 20 мм. вдоль нитей корда и 10 мм. поперек. Обычно этот способ применяется при ремонте боковин шин. После вырезки влажность покрышки в месте повреждения не должна превышать 60%. При необходимости производится сушка.
Целесообразно применять с внутренней стороны и манжет, который предохраняет каркас от разрушения и увеличивает срок службы отремонтированных шин.
Участки, подготовленные к ремонту, подвергают шероховке внутри и снаружи покрышки.
Шероховка обеспечивает прочное сцепление починочных материалов с поверхностью покрышек Для внутренней шероховки применяют специальное приспособление, состоящее из электродвигателя с гибким валом, на котором закрепляется стальная дисковая проволочная щетка или фигурные шорошки.
Для наружной шероховки применяют шероховальный станок, состоящий из электродвигателя, на одном конце которого закреплен дисковый рашпиль, а на другом — стальная щетка.
После окончания шероховки покрышку очищают от шероховальной пыли и производят первый контрольный осмотр подготовленной поверхности, обращая внимание на качество произведенной вырезки и шероховки. Поверхность должна быть матовой, иметь ровный ворс без разлохмаченных нитей.
Подготовка починочного материала заключается в предварительной подготовке пластырей, манжет. В качестве починочного материала используется:
1. Резиновые починочные материалы (протекторная листовая резина, прослоечная листовая сырая резина, камерная листовая резина, протекторная профилированная резина).
2. Резинотканевые починочные материалы (прорезиненный корд, пластыри – крестообразные ступенчатые заплаты из прорезиненного корда, манжеты изготавленные из исправной части каркаса утильных шин и применяются при повреждениях размером более 100 мм).
Подготовленную поверхность покрышки промазывают 2 раза раствором клея (1 часть клея на 5 частей бензина), а поверхность пластыря клеем концентрации 1 : 10. После каждой промазки нанесенный слой клея просушивают при температуре 30-40 °С в течение 35-50 мин.
Промазанную клеем и просушенную покрышку подвергают второму контрольному осмотру, а затем заделывают повреждения и производят третий контрольный осмотр и вулканизацию.
Заделка повреждений перед вулканизацией возможна методом наложения или методом вставок.
Вулканизация предназначена для создания прочного соединения ремонтных материалов с покрышкой и превращения сырой пластичной починочной резины в упругую эластичную резину.
Вулканизация покрышек производится на специальном оборудовании, в которое устанавливают покрышку, а внутрь по ее профилю помещают нажимное устройство. При этом нагрев может быть одно и двухсторонний. При двухстороннем обогреве время вулканизации снижается на 25-30%.
Процесс вулканизации состоит из времени прогрева и времени самого процесса вулканизации. Время вулканизации колеблется от 30 до 180 минут, в зависимости от толщины ремонтируемого участка и характера повреждения.
Для ремонта внутренних повреждений покрышки используют сектор, а наружных и сквозных повреждений секторную форму – мульду.
После вулканизации производят отделку – удаление излишков резины и заусенцев, снятие всех неровностей при помощи шероховки.
Проколы бескамерных шин ремонтируют без демонтажа их с колеса. Отверстия мелких проколов диаметром до 3 мм заполняют специальным герметиком с помощью шприца. Перед заделкой прокола давление в шине снижают до 30-50 кПа, а через 10-15 минут после заполнения герметиком доводят до нормы. Возможен ремонт с помощью жгутиков.
Проколы больших размеров диаметром до 10 мм ремонтируют с помощью резиновых пробок, на наружной поверхности которых имеются кольцевые выступы, и стержней для их установки. Пробки смазывают клеем и вводят в прокол, который предварительно зачищается круглым напильником и смачивается несколькими каплями бензина. Через 10-15 минут выступающую часть пробки срезают на 2-3 мм. выше рисунка протектора и накачивают шину.
При постановке пробок в виде грибка необходимо снять шину с обода. Стержень грибка при этом плотно вставляют в отверстие прокола, а головку заклеивают на внутреннюю поверхность герметизированного слоя. Проколы и порезы диаметром более 10 мм ремонтируют в шиноремонтной мастерской обычным способом.
Технологический процесс ремонта камер.
Ремонту подлежат камеры если они не повреждены нефтепродуктами, отсутствует пористость и затвердевание стенок, нет пролежней глубиной более 0,5 мм. и размеры повреждений не превышают габаритных возможностей вулканизатора.
Технологический процесс состоит из следующих этапов:
1. Выявляются скрытые повреждения погружением камеры, наполненной воздухом, в резервуар с водой.
2. Отмечаются места ремонта и производится сушка камеры.
3. Ремонтируемые места подвергаются шероховке шлифовальным кругом или рашпилем (применять мелкозернистую шлифовальную бумагу не рекомендуется, т.к. абразивные зерна сложно удалить).
4. Ремонтируемое место промазывают клеем концентрации 1:8 дважды. После каждой намазки просушивают клей при 20-25 °С в течение 30-40 мин. Заплата должна перекрывать прорыв по окружности на 20-30 мм. Заплату вырезают из сырой резины при размерах повреждений до 30 мм. или старой камеры. В последнем случае поверхность заплаты подвергают шероховке и намазывают клеем.
5. После просыхания клея заплату кладут на поврежденное место и прокатывают роликом от центра к краям.
6. После этого производят вулканизацию камер на плитках, обогреваемых паром или электричеством. Температура вулканизации 143 °С, продолжительность 15-20 мин в зависимости от характера повреждения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Ремонт покрышек с местным повреждением
Технологический процесс устранения местных повреждений покрышек состоит из следующих операций.
Очистка и мойка — выполняется теплой водой в специальных моечных машинах или вручную при помощи волосяных щеток.
Сушка — предназначена для удаления влаги. Производят в сушильных шкафах при температуре 40. 60 С в течение 2 ч. Допустимая влажность каркаса не должна превышать 3. 5 %. Наличие влаги может привести к образованию паровых мешков и расслоению каркаса.
Подготовка поврежденных участков — включает удаление отслоившейся резины и разорванных нитей корда по всей глубине повреждения. В зависимости от вида повреждения применяют способ ремонта вставкой в рамку для легковых автомобилей (рис. 5.1, а) и внутреннего (рис. 5.1, б), наружного (рис. 5.1, в) или встречным конусом (рис. 5.1, г) для грузовых автомобилей. Несквозные повреждения с наружной стороны покрышки вырезают наружным конусом, а с внутренней — внутренним конусом. При сквозном повреждении вырезку осуществляют встречным конусом в два этапа — вначале вырезают повреждения наружным конусом, а затем внутренним, а место стыка конусов выреза должно находиться на уровне брокера покрышки. Вырезка в рамку — это ступенчатое удаление слоев каркаса с высотой ступеньки 20 мм вдоль нитей корда и 10 мм поперек них. Преимущества способа: возможность почти полного восстановления прочности каркаса и минимальное нарушение сбалансированности покрышки, а недостаток — значительная трудоемкость. Для удобства доступа к внутренней части покрышки при вырезании сквозных повреждений используют механические, гидравлические или пневматические бортарасширители, распорки и специальные болванки, а поврежденные участки вырезают остро заточенными ножами, смоченными водой.
Рис. 5.1. Способы вырезки поврежденных участков покрышки:
а — в ступенчатую рамку; б — внутренним конусом; в — наружным конусом; г — встречным конусом; 1 — протектор; 2 — брекер; 3 — каркас
Шероховка внутренних и наружных участков покрышки предназначена для увеличения прочности соединения починочных материалов с покрышкой. Внутренние поверхности покрышки (рис. 5.2, а) обрабатывают дисковой проволочной щеткой (граница обработки отстоит на 20….30 мм от краев накладываемого пластыря), а наружные (рис. 5.2, б) — игольчатой шарошкой и дисковой проволочной щеткой (обработке подвергают зону вырезки повреждения и часть покрышки вокруг нее на расстоянии 7. 10 мм). Проколы очищают электродрелью (диаметр сверла должен быть примерно на 1 мм больше размера прокола) или круглым рашпилем.
Критерии пригодности покрышек для ремонта местных повреждений
Дефекты | Первый вид ремонта | Второй вид ремонта | ||
Покрышки | ||||
диагональные | радиальные | диагональные | радиальные | |
Трещины, порезы, разрывы, частичный (местный) износ покровных резин и другие механические повреждения без оголения корда | Допускаются без ограничений | Допускаются без ограничений | ||
Сквозные проколы | Допускаются без ограничения размером до 5 мм — у покрышек легковых автомобилей; до 10 мм — у покрышек грузовых автомобилей | Допускаются не более пяти повреждений на расстоянии не менее 100 мм друг от друга; размером до 5 мм — у покрышек легковых автомобилей; до 10 мм — у покрышек грузовых автомобилей | Допускаются без ограничения размером до 10 мм | Допускаются на расстоянии не менее 100 мм друг от друга |
Продолжение таблицы 5.2
Дефекты | Первый вид ремонта | Второй вид ремонта | Покрышки | диагональные | радиальные | диагональные | радиальные |
Внутреннее или наружное повреждение одного слоя корда каркаса у покрышек типа Р и у покрышек диагональной конструкции для легковых автомобилей; не более двух слоев корда каркаса покрышек диагональной конструкции для грузовых автомобилей | Допускаются в количестве не более двух, размером до 100 мм — у покрышек легковых автомобилей и до 1 50 мм — у покрышек грузовых автомобилей | Не допускаются | Допускаются не более четырех повреждений размером до 100 мм — у покрышек легковых автомобилей и до 150 мм — у покрышек грузовых автомобилей на расстоянии 1/5 длины окружности одно от другого | Допускается одно повреждение размерами: вдоль нитей корда — до 100 мм; поперек нитей корда — до 50 мм без повреждения брекера |
Сквозные или несквозные повреждения более одного слоя корда каркаса у покрышек типа Р и у диагональной конструкции для легковых автомобилей более двух слоев корда каркаса у покрышек диагональной конструкции для грузовых автомобилей | Не допускаются | Допускается в количестве не более одного, размером до 50 мм — у покрышек легковых автомобилей и до 100 мм — у покрышек грузовых автомобилей | Допускается одно повреждение: по боковине вдоль нитей корда каркаса — до 75 мм; там же поперек нитей — до 50 мм; по беговой части — до 50 мм в любом направлении |
Критерии пригодности покрышек для восстановления
Дефекты | Первый классвосстановления | Второй классвосстановления | |
Автомобили | |||
легковые | грузовые | легковые | грузовые |
1. Износ рисунка,трещины, порезы,вырыв и другие механические повреждения протектора и покровной резины боковин | Допускаются без ограничений | ||
2. Проколы сквозные или несквозные (затрагивающие более 50 %слоев каркаса) нарасстоянии не менее 100 мм друг отдруга диаметром: до 5мм до 10 мм | Допускаются в количестве (штук), не более | ||
Не допускаются | |||
3. Отслоение протектора и покровной резины боковин без повреждений слоев корда | Без оголения корда — на 0,2 длины окружности; с оголением корда — не допускается | Допускаются: без оголения корда — по всей окружности; с оголением корда — на 0,2 длины окружности |
Продолжение таблицы 5.3
Первый класс восстановления | Второй класс восстановления | |
Дефекты | Автомобили | |
легковые грузовые | легковые грузовые | |
4. Повреждение или разрушение корда брекера без повреждения каркаса (кроме проколов) | Не допускаются | Допускаются повреждения только верхнего слоя брокера обшей длиной или шириной («размером») — до 1 50 мм или оно повреждение нескольких слоев брокера — до 50 мм |
5. Внутренние или наружные повреждения одного слоя корда каркаса (кроме проколов) | Не допускаются | Допускается одно повреждение по внутренней поверхности каркаса или одно наружное повреждение по боковине размером до 100 мм — у диагональных шин и до 75 мм — радиальных шин или одно наружное повреждение по беговой дорожке размером до 50 мм (при отсутствии повреждения — по п.6) |
6. Сквозные или несквозные повреждения более одного слоя корда каркаса (помимо проколов) | Не допускаются | Допускается одно повреждение размером до 50 мм — у диагональных шин и до 30 мм — у радиальных шин |
Нанесение клея и сушка — наносят клей двумя слоями кистью с короткой жесткой щетиной тонким сплошным слоем, без потеков. Первый слой наносят клеем малой концентрации, в котором соотношение резины и бензина (по массе) составляет 1:8, и второй слой — клеем высокой концентрации 1:5. После каждой промазки клеевую пленку сушат в сушильном шкафу при температуре 30. 40°С в течение 25. 30 мин. Качество сушки проверяют мягкой кистью — волоски кисти не должны прилипать к хорошо просушенной поверхности.
Подготовка починочного материала. Резиновые починочные материалы протирают бензином и сушат под вытяжным устройством. При потере ими клейкости на них наносят клей концентрацией 1:8 один раз с двух сторон и просушивают.
Рис. 5.2. Способы шероховки поврежденных мест покрышки:
а — дисковой проволочной щеткой; б и в — фигурными шарошками
Заделка повреждений — процесс наложения подготовленного починенного материала на ремонтируемые участки с последующей прикаткой роликом. Место вырезки при заделке несквозного наружного повреждения до двух слоев каркаса (рис. 5.3) обкладывают прослоенной резиной толщиной 0,9 мм и тщательно прикатывают роликом. Полость вырезанного конуса в области каркаса заполняют слоями прослоенной резины толщиной 2 мм. Размер каждого слоя соответствует размеру того пояса конуса, на который слой укладывается. Каждый слой тщательно прикатывают роликом, а образовавшиеся вздутия прокалывают шилом. В области протектора полость конуса заполняют слоями протекторной резины. Починочная резина должна быть выше поверхности покрышки на 2. 3 мм для обеспечения опрессовки при вулканизации. Если повреждены более двух слоев каркаса покрышки, то с ее внутренней стороны накладывают пластырь, который предварительно покрывают прослоечной резиной. Центр пластыря должен совпадать с центром выреза. Края наложенного пластыря обкладывают лентой из прослоечной резины толщиной 0,9 мм и шириной 25. 30 мм. Пластырь тщательно прикатывают роликом. Если необходимо осуществить заделку несквозного внутреннего повреждения, то полость конуса в зоне протектора заполняют протекторной резиной, а затем прослоечной. Полость конуса заделывают заподлицо с внутренней поверхностью покрышки и затем накладывают пластырь.
Рис. 5.3. Заделка повреждений при вырезке участка способами: а и б — наружным конусом; в — внутренним конусом; г — встречным конусом; 1 — прослоечная резина; 2 — протекторная резина; 3 — пластырь
Последовательность заделки повреждения покрышки: сквозного — заделывают конус с внутренней стороны, накладывают пластырь и заделывают конус с наружной стороны; вырезанного в рамку — ступенчатую поверхность покрывают прослоечной резиной (толщина 0,9 мм), прикатывают роликом (рис. 5.4), вставляют (последовательно) куски корда (направление нитей корда должно совпадать с направлением нитей в соответствующем слое каркаса; последний слой корда должен перекрывать границы выреза на 30. 50 мм на каждую сторону, а края этого слоя обкладывают лентой прослоечной резины толщиной 0,9 мм и шириной 30 мм) и затем заделывают повреждения со стороны протектора.
Рис. 5.4. Заделка повреждения в случае вырезки участка способом
1 — прослоенная резина; 2 — протекторная резина; 3 — слой корда
Проколы размером до 15 мм заделывают резиновыми грибками с адгезивным слоем (рис. 5.5), которые входят в комплект автоаптечки (табл. 5.4), или постановкой заплат размером 25х 25 мм. На внешнюю сторону покрышки накладывают трехслойные заплаты из прослоечной резины, а на внутреннюю — двухслойные. Для заделки местных повреждений также применяют шприц-машины, при помощи которых в поврежденную полость покрышки выдавливается подогретая резиновая масса.
Рис. 5.5. Технология ремонта бескамерной шины с использованием автоаптечки
Эскиз | Назначение | Эскиз | Назначение |
Терка для зачистки поверхности в месте повреждения | Ремонтные грибки и заплаты для ремонта повреждения | ||
Кисть для обезжиривания и нанесения клея на место постановки заплат или ремонтного грибка | Крючок-захват для протягивания ремонтных грибков через повреждение в шине | ||
Шприц с насадками для заполнения места прокола шины (диаметром 4 мм) клеющим составом | Ролик для прикатки заплат или ремонтного грибка в зоне повреждения |
Преимущество способа — это высокое качество ремонта, большая производительность и снижение расхода починочных материалов.
Вулканизация предназначена для создания прочного монолитного соединения ремонтируемых участков покрышки с починочными материалами и превращения их в прочную, эластичную массу. Ее проводят: в специальных секторных аппаратах для вулканизации с паровым или электрическим подогревом при температуре (143 ± 2) °С; для покрышек со сквозными и наружными повреждениями применяют мульды; сектор с внутренними повреждениями (рис. 5.6).
Опрессовку покрышек в процессе вулканизации осуществляют в воздушных варочных мешках, которые вкладывают в полость покрышки в месте вулканизируемого участка (давление воздуха в мешке должно быть 0,5. 0,6 МПа). Время вулканизации колеблется в пределах 40. 200 мин в зависимости от размера покрышки, характера повреждения, применения одностороннего или двухстороннего обогрева.
Рис. 5.6. Аппараты для вулканизации покрышек:
а — мульда; б — сектор; 1 — корпус; 2 — прижимное устройство; 3 — покрышка; 4 — бортовые накладки; 5 — корсет; 6 — паровая камера; 7 — штуцер для подвода пара; 8 — устройство для затяжки корсета
Контроль качества ремонта покрышки проводят в соответствии с техническими требованиями. На внутренней поверхности покрышки не должно быть отслоений починочных материалов, складок, утолщений, недовулканизации, влияющих на работу камеры. Допускается на поверхности отремонтированного участка наличие раковины или поры размером до 10 мм и глубиной до 2 мм.
Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 3468 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник