Технологические процессы ремонта промышленного оборудования

Технологический процесс ремонта оборудования

Общая характеристика производственного процесса ремонта оборудования

Производственный процесс ремонта оборудования состоит из подготовительных, основных технологических и сопутствующих про­цессов.

Технологические процессы ремонта, несмотря на большое разно­образие оборудования, обычно представляются в общей структуре производственного процесса в такой последовательности:

1) приемка в ремонт;

2) наружная очистка и мойка оборудования;

3) разборка оборудования на агрегаты, сборочные единицы и де­тали;

4) мойка сборочных единиц и деталей;

5) контроль и дефектовка деталей;

6) ремонт деталей;

7) комплектование сборочных единиц и агрегатов;

8) сборка, регулировка, обкатка и испытание агрегатов;

9) сборка, регулировка, обкатка и испытание оборудования целиком;

10) окраска оборудования;

11) сдача отремонтированного оборудования в эксплуатацию.

Степень расчлененности производственного процесса ремонта оборудования зависит от его конструкции, программы ремонта, со­стояния ремонтной базы предприятия и его возможностей по при­влечению специализированных ремонтных предприятий.

Прием оборудования, не являясь чисто технологической операци­ей, имеет существенное значение в общем производственном процес­се ремонта. Поэтому она должна выполняться в соответствии с офи­циальными, согласованными техническими условиями (ТУ), заранее известными и ремонтникам и собственникам оборудования. В ТУ на ремонт излагаются все основные требования, которым должны удов­летворять оборудование, узлы, агрегаты, поступающие в ремонт: на­личие технической и сопроводительной документации (паспорта, акты и др.); состояние внешнего вида; комплектность; допустимые механические и другие повреждения; состояние окраски, креплений и т. п.; наличие и отсутствие рабочих жидкостей и др.

Приемка оборудования должна оформляться соответствующим актом, подписанным представителями ремонтирующей и эксплуати­рующей оборудование организаций (подразделений предприятия, если ремонт производится собственными силами).

Подготовка к ремонту оборудования начинается с контроля его технического состояния. По результатам контроля рекомендуется со­ставлять предварительную дефектную ведомость, представляющую собой документ установленной (или произвольной) формы, в кото­ром приводится перечень деталей, узлов, предположительно подле­жащих ремонту, замене. Здесь же указываются объемы, трудоемкость и стоимость ремонтных работ. На основании предварительной дефек­тной ведомости составляются или уточняются ТУ на ремонт деталей, узлов, проектируются технологические процессы ремонта деталей, специальные инструменты, приспособления. В процессе разборки оборудования, определения истинного состояния его составных час­тей предварительная дефектная ведомость уточняется, дополняется и после утверждения становится окончательной, рабочей.

По существу дефектная ведомость является документом, основой проектирования (или корректировки) производственного процесса ремонта оборудования, которое включает в себя разработку технологических процессов и технических условий на каждый вид работ, со­ставление технических заданий на разработку конструкций нестан­дартного оборудования, оснастки и т. п. Основу подготовки и реали­зации производственного процесса ремонта оборудования составляет его технологическая подготовка.

Разборка оборудования

Разборка оборудования является начальным этапом производ­ственного процесса ремонта. Правильная организация и высокое ка­чество выполнения разборочных работ оказывают значительное вли­яние на продолжительность, трудоемкость и качество ремонта.

В зависимости от характера износа и повреждения деталей обору­дования и номенклатуры деталей, требующих дефектации, ремонта или замены, разборка может быть частичная (с различной глубиной) или полная. Частичная разборка имеет место при текущем и среднем ремонтах, полная — при капитальном ремонте.

Исходной документацией для проектирования технологического процесса разборки являются:

— руководство по ремонту;

— руководство по эксплуатации;

— нормы времени на выполнение отдельных операций, приемов, переходов.

Рабочей документацией для разборки являются:

— руководство по ремонту.

Технологические карты и схемы разборки устанавливают последо­вательность и уровень глубины разборки. В технологической карте указываются:

1) последовательность операций, переходов, приемов (в повели­тельном наклонении);

2) применяемое оборудование, инструмент, приспособления;

3) основные технические условия, которые необходимо выполнять при разборке: требования к комплектации; требования к не­обезличиванию; указания о нанесении меток, рисок или других пометок, используемых при последующей сборке; указание об удалении смазок; технологические усилия, моменты, направления приложения сил и т. п.; порядок откручивания крепежных деталей и др.;

4) нормы времени на операции, приемы.

Схемы разборки составляются в случае ремонта сложного или но­вого для данного предприятия оборудования, а также в случае недо­статочной квалификации ремонтных рабочих.

Детали и сборочные единицы показывают на схеме условными обозначениями. На рис. 6.3 даны условные обозначения детали и сборочной единицы.

Рис. 6.3. Условное обозначение детали и сборочной единицы:

1 — наименование детали или сборочной единицы по спецификации сборочного черте­жа или каталогу; 2— цифровое обозначение (код) детали или сборочной единицы по спецификации сборочного чертежа или каталогу; 3 — количество снимаемых с изделия деталей или сборочных единиц при выполнении данной операции или перехода

Схема разборки изделия представляет собой иерархическое дере­во состояний объекта разборки (рис. 6.4). Составляется схема слева направо от изделия в сборе до базовой детали (базовой сборочной единицы).

Схема разборки используется также для сборки изделия. В этом случае последовательность сборки определяется движением по схеме справа налево.

Для обеспечения требуемого качества разборочных работ необхо­димо, чтобы рабочие знали и соблюдали основные требования и пра­вила:

1. Слесари, выполняющие разборку оборудования, должны хоро­шо знать его конструкцию и принцип действия.

2. Разборку следует вести строго по схеме или карте, а при их от­сутствии — в таком порядке:

— сначала изделие разделяют на составные части — крупные сбо­рочные единицы;

— одновременно с этим с изделия снимают детали, не входящие ни в одну составную часть (крышки, кожухи, ремни и др.);

— затем составные части разбирают на более мелкие сборочные единицы и крупные детали;

— мелкие сборочные единицы разбирают, по мере надобности, на детали (при участии в процессе разборки нескольких рабочих разборка мелких сборочных единиц может происходить парал­лельно).

3. Применение приемов и инструмента, приводящих к поврежде­нию деталей, недопустимо.

4. Сборочные единицы, требующие специфическую технологию ремонта, после снятия с оборудования должны направляться в ре­монт в комплектном виде.

5. Все крепежные детали следует складывать и хранить на время ре­монта отдельно от других деталей по возможности, видам и размерам.

6. Детали, которые при изготовлении обрабатывают в сборе (со­вместно), а также приработавшиеся во время эксплуатации и годные к дальнейшей работе, не следует разукомплектовывать.

7. При разборке следует соблюдать чистоту, монтажные метки и риски тщательно оберегать от уничтожения.

8. При разборке необходимо пользоваться исправным инструмен­том. Инструмент и приспособления должны соответствовать техно­логическим требованиям (универсальный или специальный, размер, номер, материал и др.).

9. Крупные и тяжелые сборочные единицы и детали следует сни­мать и перемещать с использованием грузоподъемных механизмов.

10. Слесари должны хорошо знать способы выполнения разборочных операций и владеть приемами таких работ, как: разъединение плотных и прессованных сопряжений; разъединение корродирован­ных резьбовых соединений; удаление поломанных (срезанных) паль­цев, шпилек, болтов и др.

Источник

Технологический процесс ремонта оборудования

Технологический процесс ремонта представляет собой наиболее объемную часть производственного процесса. Его структура и степень расчленения зависят от устройства ремонтируемого оборудования, вида и метода ремонта. Схема технологического процесса, например капитального ремонта сложных технологических машин, приведена на рис.33.1.

Схема технологического процесса капитального ремонта машин

Наиболее важными операциями технологического процесса ремонта оборудования являются: очистка оборудования; разборка; дефектация деталей; ремонт деталей и узлов; сборка узлов, агрегатов и оборудования в целом; обкатка и испытание отремонтированного оборудования.

Для очистки оборудования применяют ветошь, щетки, шланговую очистку теплой водой или моющим раствором. Наиболее целесообразно для наружной очистки применять передвижные моечные машины высокого давления, обеспечивающие подачу струи воды под давлением до 10 МПа с расходом 1 м 3 /ч. Очистка загрязненной поверхности осуществляется при этом за счет силы удара струи, выходящей из монитора машины с большой скоростью, а необходимую форму струи формируют за счет соответствующих сменных насадок. Для удаления особо прочных загрязнений к монитору подсоединяют пескоструйный инжектор, через который в струю воды добавляются твердые абразивные частицы песка или другого абразивного сыпучего материала.

Трудоемкость разборочно-сборочных работ составляет свыше 50% от общей трудоемкости ремонта оборудования. Последовательность разборки должна соответствовать технологической карте или инструкции. Вначале снимают легко повреждаемые и защитные части (электрооборудование, трубопроводы, шланги, кожухи, тяги и т. п.), затем – самостоятельные узлы и агрегаты, которые моют и разбирают на детали. Некоторые узлы и агрегаты, требующие специфической технологии ремонта (электрооборудование, гидравлическая аппаратура, баки, рамы и т. п.), не разбирают, а отправляют на соответствующие рабочие места, где их проверяют и ремонтируют. Во время разборки нельзя разукомплектовывать детали, которые при изготовлении обрабатывают в сборе или балансируют.

Дефектация – это оценка технического состояния деталей с целью определения пригодности их к дальнейшей работе или необходимости восстановления. При этом руководствуются техническими требованиями на ремонт каждого вида оборудования, в которых указаны краткая характеристика и возможные дефекты деталей, нормальные и допустимые размеры, другие параметры, а также применяемые средства контроля. При отсутствии технических требований руководствуются инструкциями по эксплуатации оборудования и другими документами. Нормальными называют размеры и другие параметры, соответствующие рабочим чертежам, допустимыми – при которых остаточный ресурс детали не меньше межремонтного ресурса агрегата, и она может быть поставлена на него без восстановления с гарантией удовлетворительной работы до очередного ремонта. Контролируют обычно только те размеры и параметры, которые могут изменяться при эксплуатации машины.

Комплектование деталей включает в себя сортирование, подбор для сборки соединений в соответствии с техническими требованиями, комплектование по номенклатуре и количеству в соответствии с принадлежностью к агрегатам и узлам, раскладку в технологическую тару, доставку комплектов на место сборки.

Последовательность сборки оборудования зависит от его конструкции и выполняется в порядке, обратном разборке. При этом необходимо следить за тем, чтобы предшествующие операции не затрудняли выполнение последующих. Детали, поступающие на сборку, должны быть чистыми, не иметь коррозии, заусенцев, забоин, задиров, и других дефектов. При их наличии поверхности исправляют. Резьбовые поверхности перед сборкой смазывают. Перед монтажом подшипников качения их тщательно промывают дизельным топливом и смазывают. Очищают и смазывают маслом также посадочные поверхности вала и корпуса. Для облегчения запрессовки подшипника его подогревают в масляной ванне до температуры 90 о С. Неразъемные соединения с гарантированным натягом по способу сборки условно разделяют на продольно-прессовые и поперечно-прессовые. Первые собирают запрессовкой охватываемой детали (вала) в охватывающую (втулку) или наоборот, в продольном направлении, вторые — путем нагревания охватывающей детали, охлаждения охватываемой или комбинированным способом (нагрев и охлаждение). Прочность соединения во втором случае значительно больше, чем при механической сборке. Требуемое усилие, обеспечивающее запрессовку, приближенно можно вычислить по следующей формуле:

,

где РЗ – усилие запрессовки, Н;

dН – наружный диаметр охватывающей детали (ступицы), мм;

d – номинальный диаметр соединения, мм;

N – величина натяга в соединении, мм;

L – длина соединения (ступицы),мм;

Температура нагрева охватывающей детали, необходимая для сборки поперечно-прессовых соединений, определяется по формуле:

где tН – температура нагрева, о С;

N – величина натяга в соединении, мм;

α – коэффициент линейного расширения материала нагреваемой детали, мм/м·град.;

d – номинальный диаметр соединения, мм;

Кt = 1,2 – 1,3 – коэффициент, учитывающий охлаждение детали во время ее установки перед запрессовкой.

Температуру же охлаждения охватываемой детали, необходимую для сборки поперечно-прессовых соединений, определяют по формуле:

, о С

где Δ – минимальный зазор, необходимый для свободного введения детали в отверстие и компенсации ее расширения за счет частичного нагревания при установке, мм; значение Δ зависит от диаметра соединения и времени, затрачиваемого на посадку детали.

Обкатка и испытание оборудования. Цель обкатки – приработать поверхности трения с наименьшим их износом, что повышает долговечность оборудования. Отремонтированное оборудование вначале обкатывают на холостом ходу, а затем под нагрузкой. Режимы обкатки конкретных видов машин указываются в паспорте завода-изготовителя.

После обкатки оборудование подвергают испытаниям в соответствии с требованиями, указанными в паспорте завода-изготовителя. Сосуды, аппараты и и трубопроводы испытывают на прочность и герметичность. Вид, способ и продолжительность испытаний принимают в соответствии с технической документацией. Если ее нет или в ней отсутствуют указания, давление во время испытаний принимают в соответствии со СНиП «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы». Испытание пластмассовых трубопроводов на прочность и герметичность проводят не ранее 24 часов после их сварки или склеивания. При пневматических испытаниях давление поднимают постепенно со следующих уровней: при достижении 60% — ного давления для трубопроводов, работающих при давлении до 0,2 МПа; и 30 и 60% — ного – эксплуатируемых при рабочем давлении выше 0,2 МПа.

Под ремонтным восстановлениемдеталей понимают комплекс технологических операций по устранению дефектов, в результате которых обеспечивается возобновление их работоспособности и геометрических параметров, установленных нормативно-технической документацией.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 74 | Нарушение авторских прав

Источник

Читайте также:  Ремонт кузова арка крыла
Оцените статью