Технологический процесс ремонта автомобильной техники конспект

Конспект лекции: » Основные положения по ремонту АТ «

1-й учебный вопрос: Система и виды ремонта АТ и агрегатов, принятые в ВС РФ.

Система ремонта автомобильной техники в ВС РФ это,- совокупность взаимосвязанных общностью цели сил и средств, необходимых для восстановления исправности (или работоспособности) и надёжности машин, а также основных положений и принципов руководящих и нормативно-технических документов, устанавливающих нормы, технические требования, условия и нормы на ремонт и порядок функционирования сил и средств ремонта.

В ВС РФ принята такая система ремонта, при которой средний и капитальный ремонты в заданном периоде планируются согласно установленным нормам межремонтного ресурса работы (пробега), а фактическая потребность в ремонте устанавливается по техническому состоянию машины. Текущий ремонт выполняется по потребности.

Планирование ремонта осуществляется начальником автомобильной службы в годовом плане технического обслуживания и ремонта машин, месячном плане технического обслуживания и ремонта машин, а машин на длительном хранении еще в плане-графике технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении.

Виды ремонта автомобиля.

В зависимости от характера повреждений (неисправностей) и трудоемких работ по их устранению для автомобильной техники установлены следующие виды ремонта: ТР; СР; КР;

— для агрегатов и прицепов — ТР и КР.

Кроме того, для машин содержащихся на “ДХ” установлен РР или РО.

ТР машин заключается в устранении неисправностей путем замены или ремонта неисправных деталей, механизмов, приборов, а также в выполнении необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических работах.

При ТР машин допускается замена отдельных агрегатов, в т.ч. одного основного, кроме кузова легкового автомобиля, корпуса автобуса или рамы машины, а для многоосных автомобилей — также двигателя и гидромеханической передачи.

ТР производят в подразделениях и воинских частях.

СР автомобилей заключается в замене или КР не менее 2-х, но не более половины основных агрегатов (кроме рамы, кузова), проверяется техническое состояние и, при необходимости, выполняется ТР остальных агрегатов, проводятся регулировочные, сварочные и др. работы.

СР выполняется, как правило, после выработки 60% ресурса до капитального ремонта.

КР автомобиля заключается в его полной разборке, замене или КР всех агрегатов, приборов, деталей, а также последующей сборке и испытании в соответствии с техническими условиями на КР автомобилей.

КР должен обеспечивать восстановление межремонтного ресурса машин до очередного СР в соответствии с установленными нормами. При этом обязательно проверяется техническое состояние и при необходимости производится ТР остальных агрегатов, механизмов и приборов, а также регулировочные, крепежные, сборочные слесарно-механические и др. ремонтные работы и техническое обслуживание машин в целях восстановления ресурсов всех агрегатов и машин в целом до очередного КР или списания.

РР — плановый ремонт, выполняется с периодичностью, определенной технической документацией, независимо от технического состояния (через 12 -15 лет). РР подвергаются машины, имеющие расход не более половины установленного ресурса и не прошедшие СР.

РР выполняется на ремонтных предприятиях. Поступающие на ремонт машины должны быть на ходу, полностью укомплектованы ЗИП и исправными АКБ. Ремонт выполняется как капитальный, но необезличенным методом.

ТР агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте неисправных узлов и деталей, кроме базовых (блоки, картеры, рамы, КВ двигателей) проводятся необходимые сварочные, слесарно-механические, регулировочные и др. работы.

При КР агрегата производится полная его разборка, замена или восстановление всех изношенных деталей, сборка и испытание в соответствии ТУ на КР. КР основных агрегатов производят ремонтные предприятия.

Средний и капитальный ремонт автомобилей, а также КР агрегатов должны обеспечивать восстановление ресурса, достаточного для работы до определенного планового ремонта.

Средние нормы времени на ремонт автомобилей и агрегатов

Наименование Трудоемкость, чел./час
ТР СР КР
Автомобили
Двигатели не производятся
КП не производятся
ПМ, ЗМ, СМ 1,6 не производятся

Межремонтным пробегом называется пробег до очередного ремонта. Он устанавливается до среднего и капитального ремонтов автомобилей и КР агрегатов. Рассмотрим агрегаты военной автомобильной техники.

Агрегаты военной автомобильной техники делятся на основные и вспомогательные.

К основным относятся — двигатель; КП; РК; ПМ; СМ; ЗМ; рама; РМ; кабина; кузов легкового автомобиля и автобуса.

К вспомогательным относятся — агрегаты обслуживающие основные агрегаты: карбюратор, водяной насос и др. Еще их называют навесным оборудованием.

Виды ремонта агрегатов.

Различают следующие методы ремонта автомобилей:

— по сохранению принадлежности составных частей ремонтируемой машины:

— по организации выполнения ремонтных работ:

— метод ремонта эксплуатирующей организацией;

— метод ремонта специализированной организацией;

— метод ремонта предприятием-изготовителем.

Обезличенный — это такой метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. Благодаря взаимозаменяемости деталей и др. составных частей автомобилей возможно, например, снятую для притирки клапанов головку блока цилиндров после ее ремонта установить на другой автомобиль — это и будет ремонт обезличенным методом.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники фестивальная

сохранение времени нахождения в ремонте за счет использования деталей и сборочных единиц оборотного фонда; при больших программах ремонта этот метод экономически эффективен.

Обезличенный ремонт применяется для КР машин и их составных частей на АРЗ и крупных мастерских.

Необезличенный — это такой ремонт, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. При необезличенном методе ремонта автомобиль или агрегат должны находиться в ремонте все время, пока производится восстановление всех его составных частей, например, шлифование КВ, заварка блока цилиндров и т.д.. Конечно, на это требуется значительно больше времени, чем, например, на замену двигателя.

Агрегатный — это обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. При таком ремонте под агрегатом понимаются не только агрегаты автомобиля (двигатель с картером сцепления, КП, ГМП, карданная передача, ЗМ, ПМ, СМ, РУ, кабина грузового и кузов легкового автомобилей и кузов автобуса, платформа грузового автомобиля, рама), но и другие сборочные единицы, обладающие полной взаимозаменяемостью, независимостью сбора и выполняющие определенную функцию при работе автомобиля.

При агрегатном методе ремонта автомобилей эксплуатирующей организацией агрегаты, подлежащие КР, снимаются и отправляются в специализированную организацию — АРЗ или мастерскую по ремонту агрегатов, а на автомобиль взамен неисправного устанавливается новый или отремонтированный агрегат.

В ВС принят обезличенный агрегатный метод ремонта машин. Отремонтированные агрегаты зачисляются в оборотный фонд.

— простота и сокращение сроков простоя в ремонте;

— возможность ремонта в полевых условиях для обеспечения восстановления автомобильной техники в боевых условиях;

— высокое качество и низкая себестоимость агрегатов на ремонтных предприятиях;

— возможность привлечения к ремонту автомобилей низко квалифицированных специалистов и водителей.

Поточный — характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций и узкой специализацией рабочих мест. Машина, агрегаты или детали передаются от одного специализированного места к другому сразу после завершения очередной операции. Такой метод обеспечивает:

— высокую производительность труда;

— эффективное использование оборудования;

— высокое качество работ.

Применяется на авторемонтных предприятиях (орвб).

Метод ремонта эксплуатирующей организацией – ТР и СР машин, выполняемый ремонтными подразделениями части, подразделения.

Метод ремонта специализированной организацией – СР и КР, выполняемый орвб или ремонтными предприятиями, специализированными на выполнении ремонта определённого вида машин и (или) агрегатов или машин определённых марок.

Метод ремонта предприятием-изготовителем – все виды ремонта для машин (агрегатов) определённых марок.

2-й учебный вопрос: Руководящие документы о нормах наработки до ремонта и списания АТ и агрегатов.

Основными руководящими документами, определяющими нормы наработки до очередного ремонта или списания являются:

— Приказ МО РФ №300 – 2006 г. «Инструкция о нормах наработки до ремонта и списания АТ и АИ в ВС РФ».

— инструкция по эксплуатации на машину (агрегат).

Нормы наработки до ремонта и списания устанавливаются для машин интенсивного использования, прицепов и полуприцепов, автомобильных и тракторных двигателей стационарных и передвижных установок.

Сроки службы до ремонта (замены автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники) и списания устанавливаются для машин неинтенсивного использования, прицепов и полуприцепов.

Нормы наработки автомобилей до списания определяются их наработкой с начала эксплуатации до второго кап. ремонта; гусеничных тягачей, транспортеров тягачей и транспортеров до 4 го кап. ремонта; тракторов до 3 го кап. ремонта.

Автомобили подвергаются капитальному ремонту один раз. Повторные капитальные ремонты автомобилей проводятся в исключительных случаях по решению Начальника ГАБТУ МО.

1-ый средний ремонт выполняется один раз за пробег до кап. ремонта, а 2 ой средний ремонт между капитальным ремонтом и списанием. 1- ый средний ремонт выполняется при пробеге 60% от нормы наработки до кап. ремонта для новых машин, 2 ой средний ремонт выполняется при пробеге 50% нормы наработки от кап. ремонта до списания.

Нормы наработки машин до кап. ремонта и списания не изменяются в зависимости от сроков проведения средних ремонтов.

Разрешается списание неполноприводных автомобилей, а так же автомобилей многоцелевого назначения бензиновой группы семейств, ЗИЛ, Урал выпуска до 1995 года проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания. 2 ой средний ремонт производить вместо кап., а нормы наработки до списания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1 настоящего Руководства.

Ресурс до ремонта и (или) списания автомобильного имущества определяется: нормами наработки и сроками службы – для шин, аккумуляторных батарей; сроками службы – для приборов ночного видения, автомобильных кузовов фургонов и кузовов контейнеров постоянного и переменного объёмов, тентов и имущества ВАИ.

Разрешается направлять в капитальный ремонт легковые, санитарные автомобили и пассажирские автобусы со сроком службы более 10 лет и списывать их в установленном порядке после 15 лет эксплуатации независимо от наработки, если кузов к дальнейшей эксплуатации непригоден.

Установленные настоящим Руководством нормы наработки (сроки службы) являются минимальными. Машины, двигатели стационарных и передвижных установок, автомобильные кузова фургоны и унифицированные многоцелевые кузова контейнеры, тенты, укрывочные брезенты, шины, аккумуляторные батареи, приборы ночного видения для АТ и имущество ВАИ, выработавшие установленную норму наработки (срок службы) до ремонта или списания, но по своему техническому состоянию годные к эксплуатации, подлежат дальнейшему использованию до их предельного состояния (износа).

Читайте также:  Сервис по ремонту техники продвижение

Нормы наработки до капитального ремонта и списания машин интенсивного использования.

Тип машины Марка машины Нормы наработки машин до кап. ремонта, тыс. км (для тракторов – тыс. ч) Норма наработки машин до списания, тыс. км (для тракторов – тыс. ч)
для новых машин для машин, прошедших капитальный ремонт
Грузовые ЗИЛ 131
КамАЗ 4310
КамАЗ 5350
ПАЗ 3205
ГАЗ 3307

Для АТ выпуска до 1990 года установленные нормы снижаются на 10 %.

Нормы наработки до кап. ремонта и списания автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком хранения менее 12 лет, высвободившихся после демонтажа вооружения и военной техники, после проведения им регламентированного технического обслуживания (далее по тексту – РТО) или текущего ремонта по техническому состоянию и используемых в качестве транспортных или учебных машин определяются согласно норм, установленных настоящим Руководством. Для этих же автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком длительного хранения более 12 лет нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 15%. Для автомобильных базовых шасси, перегруженных по конструкции (масса установленного оборудования превышает номинальную грузоподъемность машины), независимо от срока хранения, нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 5%.

Машинам в/ч, дислоцируемых в отдаленных районах страны, где отсутствует производственная база для кап. (регламентированного) ремонта, а транспортирование их для ремонта в другие районы невозможно или экономически нецелесообразно, машинам в/ч и организаций ВС на территории других государств и аппарата старших групп российских военных специалистов разрешается вместо кап. (регламентированного) ремонта проводить средний ремонт (РТО). Списание выше указанных машин проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания.

Источник

Технологический процесс среднего ремонта автомобильной техники в

полевых условия включает:

· работы по подготовке машин к СР: дозиметрический контроль и специальная обработка; мойка, приемка и хранение машин;

· разборочно-сборочные работы как неисправных агрегатов, механизмов, так и машин в целом (при необходимости);

· работы по восстановлению деталей (слесарно-механические, сварочные, медницкие и другие);

· работы по техническому контролю, испытанию и сдаче машин.

Схема технологического процесса среднего ремонта машин в ПАРМ-3М1 представлена на рис. 6.2.

Дозиметрический и химический контроль, специальная обработка, наружная чистка и мойка, приемка машин в ремонт организуются аналогично, как и при проведении текущего ремонта машин в ПАРМ-1М1.

Рис. 6.2. Схема технологического процесса среднего ремонта машин в ПАРМ-3М1

Ремонт машин производится в производственных палатках отделений Ц21Е и в палатках мастерских МРС-АТ-М1, где одновременно могут быть поставлены для ремонта восемь машин. При большом количестве ремонтного фонда можно организовать дополнительно восемь постов по ремонту машин около палаток с использованием оборудования, приспособлений и инструмента производственных отделений, подвижных мастерских.

Машины, требующие относительно больших трудозатрат, как правило, ремонтируются в палатках отделений Ц21Е, где неисправные агрегаты, приборы и детали заменяются исправными или производится их ремонт непосредственно на машине или со снятием с машины.

Ремонт снятых с машины агрегатов производится на специализированных постах в палатке отделения Ц21Е. При работе мастерской МРС-АТ-М1 в составе выездной ремонтной бригады ремонт агрегатов выполняется силами этой мастерской.

Агрегаты, требующие капитального ремонта, после слива смазки снимаются с машины, очищаются от грязи и сдаются на склад, где они обмениваются на новые или отремонтированные.

Платформу, кабину и оперение необходимо ремонтировать непосредственно на машине. Для этих работ привлекается личный состав отделений Ц22Е или Ц23Е. Сварочные работы по металлической платформе, кабине и оперению могут выполняться с использованием сварочного оборудования МРС-АТ-М1, а также оборудования отделения Ц23Е.

В случаях если разбраковывается списанная машина или если платформа машины для ремонта требует снятия, то машина направляется на площадку предварительной разборки, на которой списанная машина разбирается на агрегаты, узлы и детали, деревянная платформа ремонтируемой машины транспортируется к отделению Ц22Е, металлическая – к отделению Ц23Е. В отделении Ц22Е платформа устанавливается на тележки и по рельсовому пути подается в палатку на рабочий пост, где производится замена отдельных досок, бортов, пола и брусьев основания. В этом же отделении на специализированных постах изготавливаются деревянные детали платформы, ремонтируются борта платформ, тенты, сиденья и спинки, изготавливаются прокладки из картона и паронита.

Рессоры, радиаторы, топливные баки, металлические каркасы сидений и спинок, глушители, трубопроводы системы питания, смазки и привода тормозов, а также автомобильные шины транспортируются для ремонта в отделение Ц23Е. В это же отделение направляются для правки бампера, оковка платформы и другие детали, требующие сварочных и кузнечных работ.

Читайте также:  Котел протерм гепард инструкция по ремонту

Рама машины и тягово-сцепное устройство ремонтируются специалистами отделения Ц23Е в производственной палатке отделения Ц21Е.

Электропроводка, приборы электрооборудования и системы питания проверяются и ремонтируются специалистами мастерской МЭСП-АТ-М1 непосредственно на машине или снимаются и направляются для проверки и ремонта в мастерскую МЭСП-АТ-М1.

Аккумуляторные батареи при необходимости снимаются с машины и направляются в ремонт или на заряд в ремонтно-зарядную аккумуляторную станцию СРЗ-А-М1. Кроме того, аккумуляторные батареи можно в мастерских МРС-АТ-М1 с помощью сварочно-зарядных установок. Одновременно в ПАРМ-3М1 можно заряжать при постоянной силе зарядного токасемьдесят две аккумуляторные батареи типа 6СТ-90, из них: пятьдесят шесть в СРЗ-А-М1 и шестнадцать в МРС-АТ-М1.

После установки на машину новых или отремонтированных агрегатов, механизмов и приборов производятся крепежные, регулировочные и смазочно-заправочные работы. Затем пускается двигатель и проверяется работа контрольно-измерительных приборов.

По окончании этих работ совершается испытательный пробег, устраняются выявленные при этом неисправности и, если нужно, выполняются дополнительные регулировочные работы. После устранения неисправностей машина при необходимости проходит мойку, затем устанавливается платформа и производится ее окраска или подкраска. Окраска выполняется силами и средствами отделения Ц22Е.

Технически исправная и укомплектованная машина направляется на площадку хранения отремонтированных машин.

Технологический процесс СР машин в мирное время, выполняемый в стационарных мастерских на базе ОРВБ бригады, представлен на рис. 6.3.

Приемка машин имеет целью установить действительное состояние машины и объем работ, необходимый для её ремонта, а также возможность восстановления рамы и кабины. При приемке машины в ремонт с целью определения действительного технического состояния допускается вскрытие отдельных агрегатов и опробование машины пробегом. При приемке машины составляется дефектная ведомость. Особенно тщательно проверяются агрегаты, которые при СР не заменяются.

Хранение машин, ожидающих ремонта, осуществляется на специальных площадках. Топливо и охлаждающая жидкость с машин сливаются. Доступ к этим машинам, с целью предотвращения их разукомплектования, ограничивается.

Наружная мойка машины производится перед подачей её на разборку. Перед мойкой, как правило, кузов машины снимается. Чистка и мойка производится тщательно и исключает подачу на посты ремонта грязных агрегатов механизмов и деталей.

Перед подачей машины на разборку со всех её неисправных и подлежащих замене агрегатов сливается смазка. Разборка производится, как правило, на одном посту одной бригадой, причем работы по снятию неисправных агрегатов, механизмов и деталей механизируются. При выполнении разборочных работ нашли широкое применение электрические и пневматические гайковерты.

Разборка машин при СР производится по следующей схеме: снятие платформы машины, снятие агрегатов, требующих КР, снятие (при невозможности восстановления на машине) агрегатов и механизмов, требующих ТР, разборка узлов и сборочных единиц на детали.

Рис. 6.3. Технологический процесс среднего ремонта машин

Во всех случаях при СР разборка машины, агрегатов и механизмов производится до пределов, обеспечивающих устранение неисправностей

При разборке не допускается обезличивание спаренных деталей, параметры которых не могут быть восстановлены при ремонте (крышки подшипников, диски сцепления, шестерни главной пары редуктора и другие).

ТР рамы, кабины и других агрегатов производится после снятия неисправных агрегатов, сборочных единиц и деталей. При этом разборка производится до пределов, обеспечивающих устранение неисправностей. С агрегатов, подлежащих ТР, сливается смазка, производится их частичная разборка, мойка деталей, контроль и сортировка. Неисправные детали заменяются новыми или отремонтированными. При отсутствии деталей снятые изношенные детали восстанавливаются и устанавливаются на ту же машину. Снятые при СР машины детали не обезличиваются.

При контроле и сортировке деталей руководствуются техническими требованиями, приведенными в руководстве по войсковому ремонту.

Новые и отремонтированные детали поставляются в соответствии с требованиями технических условий на сборку и испытание.

Кроме ТР агрегатов, сборочных единиц и ремонта деталей производится большой объем работ по контрольному осмотру и регулировке всех остальных агрегатов, механизмов и систем.

Сборка соединений, узлов, агрегатов и машины в целом производится в соответствии с требованиями технических условий.

Каждый отремонтированный СР автомобиль проходит испытание пробегом на расстояние до 30 км. Маршрут и порядок испытания пробегом утверждаются командиром ремонтного подразделения, при этом скорость движения не должна превышать 40 км/ч.

При испытании проверяется работа всех агрегатов, узлов, механизмом приборов, отсутствие подтекания смазки, жидкостей и топлива, нагрев ступиц, барабанов и других деталей.

При обнаружении неисправностей, угрожающих безопасности движения, сохранности агрегатов или мешающих проверке автомобиля, испытания приостанавливаются и устраняются неисправности.

После испытания пробегом автомобиль очищается от грязи, осматриваются агрегаты, узлы и приборы, производится подтяжка креплений и регулировочные работы.

Окраска машины после СР может производиться полностью или частично в зависимости от состояния лакокрасочного покрытия.

Источник

Оцените статью