Технологический процесс ремонта генератора камаз

Ремонт автомобилей КАМАЗ

Ремонт и устройство генератора КАМАЗ, руководство

Как закрепить генератор во время разборки в тисках (рис. 10.1)
1 — генератор; 2 — щеки тисков

Генератор Г273А на КАМАЗ, устройство, детали, запчасти: (рис. 10.2)
1, 22, 26 — гайки; 2, 11, 21, 25, 39 — шайбы пружинные; 3 — шкив; 4 — вентилятор в сборе; 5, 19 — втулки; 6 — шпонка сегментная; 7 — крышка со стороны привода; 8, 15 — шариковые подшипники; 9 — держатель сальника наружный; 10 — чашка опорная; 12,23, 24, 27, 28, 30, 31, 40 — винты; 13 — кольцо разрезное; 14 — ротор в сборе; 16 — статор в сборе; 17 — блок выпрямительный ВБ-1; 18 — болт контактный; 20, 38 — шайбы плоские; 29 — скоба; 32 — крышка подшипника; 33 — крышка со стороны контактных колец; 34 — щеткодержатель в оборе; 35, 36 — щетки; 37 — интегральное устройство Я120М; 41 — вал ротора

Отвернув гайку 22 контактного болта 18, снимают пружинную 21 и плоскую 20 шайбы и изоляционную втулку 19. Затем откручивают винты 23, 24 крепления выпрямительного блока 17, снимают винты, шайбы 25 и вынимают выпрямительный блок из крышки 33. Отвернув и сняв гайки 26 крепления клемм обмоток статора 16, снимают статор.
Затем генератор переустанавливают в тисках, расположив вал генератора горизонтально и закрепив его за шкив 3. Отвернув гайку 1 с пружинной шайбой 2 крепления шкива, спрессовывают шкив с помощью съемника, предварительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимают вентилятор 4, втулку 5 и сегментную шпонку 6. Затем спрессовывают крышку 7 со стороны привода вместе с шариковым подшипником 8 вала ротора с помощью съемника (рис. 10.3). Используя резьбовые отверстия в крышке, снимают опорную чашку 10 (см. рис. 10.2) и разрезное кольцо 13. Отвернув винты 12, снимают пружинные шайбы 11 и наружный держатель 9 сальника. Затем с помощью съемника спрессовывают с ротора 14 задний подшипник 15 и выпрессовывают подшипник 8 передней крышки 7. Отвернув гайку крепления резистора, снимают винт с пружинной и плоской шайбами и резистор. Отвернув винт регулятора «зима—лето», снимают пружину.
Снятые составные части генератора промывают, обдувают сжатым воздухом и дефектуют.

Читайте также:  Ремонт двигателя хендай дизель туксон

Съемник крышки со стороны привода (рис. 10.3)

Щеткодержатель в сборе бракуют при наличии сколов в гнездах под щетки и посадочных местах под клеммы, трещинах или обломах корпуса. Пружины заменяют, если усилие их сжатия до высоты 17,5 мм менее 1,8 Н (0,18 кгс). При наличии трещин, обломов щеток или их износе до высоты менее 7 мм щетки заменяют и притирают к контактным кольцам стеклянной шкуркой зернистостью 80. Оборванные провода (канатики) щеток от клемм припаивают. Неисправные интегральное устройство Я120М и резистор заменяют.
Шкив бракуют при наличии трещин, проходящих через отверстие, сколе кромок шкива размером более 2 мм, износе отверстия до диаметра более 17,02 мм, и износе канавки шкива под ремень, если размер, измеренный по контрольным роликам диаметром 14 мм, вложенным в канавку, менее 83,5 мм.
Статор в сборе не должен иметь:
— межвиткового замыкания обмотки (проверяется прибором для определения межвитковых замыканий Э-202 или другим);
— повреждения изоляции обмотки, межкатушечных соединений, не приводящих к замыканию (изоляция не должна иметь следов перегрева);
— обрыва цепи фазы (сопротивление фазы, измеренное омметром при 20 °С, должно быть 0,34. 0,36 Ом); замыкания обмотки статора на массу (проверяется контрольной лампой под напряжением 220. 550 В или омметром с подключением одного вывода омметра или контрольной лампы к сердечнику статора, а другого — к одному из выводов обмотки, отклонение стрелки омметра или загорание контрольной лампы указывает на наличие замыкания);
— обрыва фазного вывода (проверяется омметром, устраняется отматыванием одного-двух витков обмотки и установкой трубки и наконечника);
— обрыва нулевого вывода (проверяется омметром, устраняется заменой вывода); обрыва наконечника (устраняется заменой наконечника).
Ротор в сборе не должен иметь:
— межвиткового замыкания обмотки (проверяется прибором для определения межвитковых замыканий Э-202 или другим;
— сопротивление обмотки при 20 °С должно быть 3,7±0,2 Ом);
— замыкания обмотки на массу (проверяется омметром или прибором Э-202 путем измерения сопротивления между кольцом и массой; отклонение стрелки омметра или загорание контрольной лампы указывает на наличие замыкания);
— отпайки концов обмотки возбуждения от контактных колец или внутреннего обрыва (проверяется омметром, присоединенным к контактным кольцам; при отсутствии обрыва омметр должен показывать сопротивление 3,7±0,2 Ом; устраняется пайкой и пропиткой лаком МЛ-92);
— износа шейки вала под подшипник со стороны контактных колец до диаметра менее 14,94 мм, со стороны привода до диаметра менее 16,9 мм;
— износа шпоночного паза до ширины более 4,02 мм (дефект устраняется фрезерованием паза шириной 4 (-0,100; -0,055) мм в другом месте);
— погнутости вала (биение наружного диаметра, измеренное индикатором, относительно шеек вала, установленных в призмы, не должно превышать 0,1 мм; устраняется правкой);
— срыва или износа более трех ниток резьбы.
Крышку со стороны контактных колец в сборе бракуют при обломе кронштейна генератора, трещинах на перемычках между вентиляционными окнами, износе овального отверстия в кронштейне крепления до диаметра более 10,54 мм и отверстия под подшипник до диаметра более 35,02 мм.
Крышку со стороны привода в сборе бракуют при обломе кронштейна генератора, трещинах на перемычках между вентиляционными окнами и на боковой стороне крышки. Износ отверстия под подшипник до диаметра более 47,035 мм устраняется растачиванием до диаметра 50,0. 50,04 мм, установкой ремонтной втулки и растачиванием внутреннего отверстия втулки до диаметра 47(+0,027) мм.
Погнутость лопастей вентилятора устраняется правкой.
Выпрямительный блок бракуют при изломе плюсовой или минусовой шины и выходе из строя диодов выпрямительного блока.
При сборке генератора на регулировочный болт «зима — лето» надевают пружины и завертывают его. Установив резистор, вставляют в него винт с пружинной и плоской шайбами и затягивают гайку. В корпус щеткодержателя 34 (см. рис. 10.2) устанавливают интегральное устройство Я120М, соединительные клеммы, щеткодержатель в сборе со щетками и соединяют их винтами 40 с пружинными 39 и плоскими 38 шайбами.
С помощью оправки в переднюю крышку 7 запрессовывают подшипник 8, а на вал 41 ротора напрессовывают задний подшипник 15. Установив наружный держатель 9 сальника, вкручивают в переднюю крышку 7 винты 12 его крепления с пружинными шайбами 11. На вал 41 ротора устанавливают разрезное кольцо 13, опорную чашку 10 и запрессовывают ротор в сборе в переднюю крышку. В вал ротора запрессовывают сегментную шпонку 6, устанавливают втулку 5, вентилятор 4, шкив 3, плоскую и пружинную шайбы и закручивают гайку 1.
Установив клеммы обмоток статора на резьбовые выводы выпрямительного блока 17, закручивают гайки 26 с плоскими и пружинными шайбами. Крышку 32 подшипника закрепляют винтами 30 с пружинными шайбами. Установив выпрямительных блок 17 в крышку 33, закрепляют его винтами 24 с пружинными шайбами 25. Затем устанавливают изоляционную втулку 19, плоскую 20 и пружинную 21 шайбы и закручивают гайку 22 контактного болта 18. Установив крышку 33 со статором 16 и выпрямительным блоком 17, щеткодержатель 34 в сборе, закручивают винт фазной обмотки щеткодержателя. Установив клемму плюсового вывода и шайбу, закручивают гайку его крепления и затягивают винты 40 крепления щеткодержателя.
Собранный генератор испытывают на стенде, позволяющем измерять частоту вращения ротора, напряжение и токовую нагрузку, например, Э-240 (рис. 10.4). Перед проверкой генераторной установки Г273А с нее снимают интегральный регулятор напряжения Я120М и заменяют его пластиной из комплекта принадлежностей стенда. Генератор устанавливают на стенд и подключают согласно инструкции.

Читайте также:  Ремонт продольной рулевой тяги газ 3309 своими руками

Стенд модели Э-240, устройство, детали, запчасти: (рис. 10.4)
1 — электродвигатель; 2 — выключатель; 3 — вариатор; 4 — натяжное устройство; 5 — реостат нагрузки; 6 — розетка для контроля изоляции; 7 — индикатор контроля изоляции; 8 — розетка для подключения датчика тахометра; 9 — переключатель напряжения; 10 — индикатор пределов измерения вольтметра; 11, 12 — клеммы для подключения проверяемого электрооборудования; 13 — переключатель вольтметра; 14 — вольтметр; 15 — розетка для измерения напряжения переменного тока; 16 — переключатель омметра-тахометра-силоизмерителя; 17 — ручка регулятора омметра; 18 — измерительный прибор омметр-тахометр-силоизмеритель; 19 — розетка омметра; 20 — переключатель модулей шестерен проверяемых стартеров; 21 — амперметр; 22 — переключатель изменения диапазонов измерения силы тока; 23 — индикатор «Перегрузка»; 24 — кнопка принудительного возбуждения генератора; 25 — кнопка «Пуск»; 26 — кнопка «Стоп»; 27 — индикатор «Сеть»; 28 — предохранитель; 29 — переключатель режимов работы стенда; 30 — переключатель; 31 — зажимное устройство; 32 — тормозное устройство; 33 — рукоятка управления вариатором; 34 — силовой блок питания; 35 — панель приборов; 36 — стойка; 37 — клемма для подключения стартера; 38 — основание

Переключатели стенда устанавливают в следующие положения:
9 —24 В;
30 — положение 5;
26 — положение 1;
22 — 30 А или 100 А;
29 — положение 2;
13 — положение 1;
20 — положение 1.
Для подготовки тахометра к проведению испытаний устанавливают переключатель 16 в положение для измерения частоты вращения. На гайку крепления шкива генератора надевают резиновую втулку из комплекта принадлежностей стенда и наносят на ее торце мелом одну или две риски по радиусу. При одной риске предел измерения тахометра составит 10 000 мин -1 , при двух — 5000 мин -1 . Прижав корпус датчика тахометра к основанию стенда так, чтобы присоски прочно удерживали его при работе стенда, придвигают датчик к резиновой втулке так, чтобы нижний его край находился на одном уровне с кромкой втулки на расстоянии 10. 15 мм от нее. Вилку разъема шнура датчика тахометра вставляют в гнездо 8 стенда и поворачивают рукоятку регулировочного реостата вправо до упора.
Стенд и электродвигатель включают нажатием кнопки 25 «Пуск», затем на 1. 2 с нажимают кнопку 24 принудительного возбуждения и плавно увеличивают частоту вращения генератора до появления в нем номинального напряжения, после чего снимают показания тахометра. При температуре 25±10 °С, номинальном напряжении 28 В и токе нагрузки 10 А частота вращения должна составлять не более 1550 мин -1 .
Затем одновременно увеличивают частоту вращения и ток нагрузки генератора так, чтобы напряжение не превышало 28 В. Ток нагрузки увеличивают переключателем 30 и реостатом 5 до значения 20 А. При этом частота вращения должна быть не более 2100 мин -1 . При значительном расхождении показаний тахометра и данных технической характеристики следует проверить обмотку статора на симметричность фаз. Для этого устанавливают переключатель 13 в положение 5 и подключают два проводника из комплекта принадлежностей к разъему 15, а затем поочередно к выводам А, В, С обмотки статора. Измерения проводят при токе нагрузки 20 А. Если напряжение между фазами одинаково, значит, обмотка статора исправна, а неисправность следует искать в обмотке возбуждения.
При проверке генератора Г273А совместно с интегральным регулятором напряжения Я120М переключатели стенда устанавливают в следующие положения:
16 — положение 3;
9 — 24 В;
22— 100 А;
29 — положение 4;
30 — 25 А;
13 — положение 1;
20 — положение 2 и устанавливают сопротивление R = 12 Ом из комплекта принадлежностей.
Включив стенд нажатием кнопки 25, увеличивают частоту вращения генератора до 2100 мин -1 и ток нагрузки до 20 А. При этом напряжение должно поддерживаться на уровне 28 В. Если при дальнейшем увеличении частоты вращения напряжение не стабилизируется и растет, значит, интегральный регулятор напряжения неисправен.

Источник

Ремонт и проверка генераторов

Неисправности генераторов Камаз и способы их устранения

При поступлении в ремонт генератор может иметь различные неисправности. Возможные неисправности генераторов показаны в табл. 53.

Перед снятием генератора с двигателя или перед его установкой на двигатель обязательно отключается аккумуляторная батарея, так как положительная клемма (+) генератора находится под напряжением.

Для снятия генератора ослабляется стяжной болт опоры кронштейна генератора, отвинчивается гайка шпильки крепления генератора к кронштейну, выворачивается болт крепления генератора к натяжной планке.

При ремонте генераторов неисправные и поврежденные детали заменяются новыми.

53. Возможные неисправности генераторов, их причины и способы устранения

Внешние проявления неисправностей

Способ устранения неисправностей

Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала

Ослабление натяжения приводного ремня, загрязнение контактных колец

Отрегулировать натяжение приводного ремня, протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине

Износ или зависание щеток в щеткодержателях

Проверить высоту щеток (высота 10 мм), при необходимости заменить щеткодержатели или щетки

Пробой выпрямительного блока

Заменить выпрямительный блок

Короткое замыкание обмоток статора

Заменить статор в сборе

Нарушение контакта (обрыв) в цепи возбуждения или короткое замыкание

Проверить цепь на наличие обрыва или короткого замыкания и устранить неисправность

Короткое замыкание или обрыв обмотки ротора

Неисправен регулятор напряжения

Колебание тока нагрузки

Плохой контакт в цепи возбуждения (износ или зависание щеток), проскальзывание ремней

Прочистить щеткодержатель, проверить пружины и размер щеток (размер не менее 10 мм)

Отрегулировать натяжение ремней и крепление генератора

Чрезмерно большой зарядный ток

Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором

Повышенный шум при работе генератора

Ослабление крепления шкива

Подтянуть гайку шкива

Погнут вентилятор генератора

Погнутые места выпрямить

Слишком велико натяжение ремня вентилятора

Отрегулировать натяжение ремня вентилятора

Разборка и ремонт генераторов Камаз

В технологический процесс разборки генератора включаются следующие операции:

  • выворачиваются болты крепления щеткодержателя и снимается щеткодержатель;
  • выворачиваются винты крепления крышки шарикоподшипника;
  • снимается крышка со стороны контактных колец вместе со статором;
  • отсоединяются фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделяется статор;
  • отворачивается гайка крепления шкива для его снятия;
  • снимаются шкив, вентилятор, сегментная шпонка и втулка;
  • с помощью специального съемника снимается крышка со стороны привода вместе с шарикоподшипником и вентилятором; для этого используются резьбовые отверстия в крышке.

Детали и узлы генератора после разборки делятся на две группы: детали, не имеющие обмоток, и детали с обмотками.

Детали, не имеющие обмоток, подвергаются мойке раствором «Лабомид-203».

Детали, имеющие обмотки, подвергаются очистке ветошью, смоченной в бензине, продуваются сжатым воздухом и сушатся в сушильном шкафу при температуре 90…100°С в течение 45—90 мин.

Очищенные детали и узлы подвергаются дефектации. Детали, имеющие механические повреждения, заменяются. Погнутые лопасти вентилятора правятся и рихтуются. Износ канавок шкива проверяется установкой в шкив роликов диаметром 14 мм и контролем размера по выступам роликов. Размер между выступами роликов должен быть не менее 83,5 мм. Изношенные посадочные отверстия под подшипник в крышке со стороны привода растачиваются и затем в них запрессовываются ремонтные кольца с внутренним диаметром, равным номинальному.

Рис. 131. Схема проверки исправности обмоток ротора и надежности прилегания щеток к контактным кольцам на стенде:

1,2 — контрольные приборы стенда; 3 — реостат; 4 — выпрямительный блок генераторной установки; 5 — обмотка ротора; 6 — обмотка статора

Исправность обмотки возбуждения ротора проверяется омметром или тестером. Значение сопротивления должно соответствовать указанному в технической характеристике, если в обмотке нет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется.

Исправность обмоток и надежность прилегания щеток в контактных кольцах проверяется на стенде по схеме, показанной на рис. 131.

При напряжении источника питания постоянного тока 28 В, подсоединенного к выводным концам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значений, указанных в технической характеристике генератора.

Замыкание обмотки возбуждения на «массу» определяется контрольной лампой под напряжением 220—550 В. Если в течение минуты лампочка не загорится, то изоляция обмотки исправна.

Обмотка статора проверяется отдельно после разборки генератора с отсоединенными от выпрямительного блока выводами обмотки. Обрыв в фазной обмотке статора обнаруживается поочередным соединением по две фазы к омметру или тестеру или через контрольную лампу к источнику тока напряжением 12—30 В. При исправной обмотке показания омметра должны соответствовать значениям, указанным в технической характеристике.

В случае обрыва какой-нибудь из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка омметра или тестера не отклоняется (контрольная лампа не загорается).

Межвитковое замыкание обмотки статора проверяется дефектоскопом модели ПДО-1.

Сборка и проверка генераторов Камаз

Сборка генератора производится в последовательности, обратной разборке.

После ремонта генератор устанавливается на двигатель, при этом регулируется натяжение ремня вентилятора.

Регулировка натяжения ремня привода генератора производится в следующей последовательности:

  • середина ветви приводного ремня нажимается с усилием 40 Н, как показано на рис. 130, 6;
  • мерной линейкой замеряется величина прогиба; он должен быть не больше 15—22 мм при усилии 40 Н;
  • затягиваются болты крепления передней лапы генератора к кронштейну и болт крепления генератора к натяжной планке.

При отклонении величины прогиба от указанной натяжение ремня регулируется следующим образом: ослабляются болты крепления передней лапы генератора к кронштейну, болты крепления генератора к натяжной планке; нажатием руки или с помощью рычага отклоняется генератор в сторону натяжения ремня до требуемой величины.

Исправный генератор при работе двигателя со средней частотой вращения коленчатого вала должен давать зарядный ток, сила которого уменьшается по мере восстановления зарядки аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока не свидетельствует о неисправности генератора.

Рис. 130. Генераторная установка Г273А:

1 — шкив генератора; 2 — вентилятор; 3 — передняя крышка корпуса генератора; 4 — статор генератора; 5 — ротор; 6 — вал ротора; 7 — выпрямительный блок; 8 — задняя крышка корпуса; 9 — контактные кольца якоря; 10 — крышка выпрямительного блока; 11 — подпиточное сопротивление; 12 — регулятор напряжения Я-120М

Техническая характеристика генераторов Камаз

На автомобилях КамАЗ установлен трехфазный синхронный генератор переменного тока Г272 с независимым электромагнитным возбуждением и встроенным в крышку со стороны контактных колец кремниевым выпрямителем. С 1980 г. на автомобилях КамАЗ всех моделей устанавливается генераторная установка Г273А, показанная на рис. 130, а. Она состоит из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией, встроенного в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения. Генератор двумя лапами крепится к кронштейну верхней передней части двигателя, а третьей лапой — к натяжной планке и приводится во вращение двумя клиновидными ремнями.

Рис. 130. Генераторная установка Г273А:

1 — шкив генератора; 2 — вентилятор; 3 — передняя крышка корпуса генератора; 4 — статор генератора; 5 — ротор; 6 — вал ротора; 7 — выпрямительный блок; 8 — задняя крышка корпуса; 9 — контактные кольца якоря; 10 — крышка выпрямительного блока; 11 — подпиточное сопротивление; 12 — регулятор напряжения Я-120М

Генератор типа Г273А с правым направлением вращения со стороны привода имеет номинальное напряжение 28 В и максимальную силу тока 28 А. Частота вращения ротора при токе нагрузки 10 А не более 1550 мин-1 и при токе нагрузки 20 А — 2100 мин-1. Сила тока возбуждения не более 3,4 А.

В выпрямительном блоке установлены медно-графитовые щетки M1.

Регулятор напряжения Я120АТ — изделие неразборное и при выходе из строя ремонту не подлежит.

Источник

Оцените статью